Составляем учетную политику НКО для целей налогообложения

Моменты, общие для учетных политик некоммерческих организаций

Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО на 2022 и последующие годы представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:

  • Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета.
  • Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
  • Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО (например, приход Русской православной церкви, регистрируемый в качестве НКО, применяет такой документ — Методологию бухгалтерского учета РПЦ, утвержденную Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В имеющих давние исторические традиции религиозных организациях могут существовать даже нетипичные особенности обозначения документов. Например, приведенная выше Методология бухгалтерского учета РПЦ фактически утверждена в 2004 году, но из-за канонических традиций обозначения документов привычная нам дата утверждения практически никогда не указывается в официальных документах.

  • Перечень лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского (и налогового) учета и порядок их назначения ответственными.
  • Методы учета и оценки поступлений и расходов НКО по уставной деятельности (например, НКО ТСЖ в обязательном порядке составляет ежегодную смету, утверждаемую общим собранием участников).
  • Методы учета и оценки активов и обязательств НКО, а также правила раскрытия информации по ним в отчетности (например, для случаев представления отчетности учредителям, инвесторам или вышестоящей организации).
  • Рабочий план счетов, т. к. он тоже может иметь отраслевую специфику. Пример нетипового плана можно увидеть в образце учетной политики НКО на 2022 год, который доступен по ссылке, приведенной ниже.
  • Формы первичных учетных документов, по которым нет типовых (унифицированных) форм (примеры таких форм смотрите также в образце УП НКО).
  • Применяемый способ бухгалтерского учета и соответствующие ему регистры (например, при журнально-ордерной форме учета в НКО в УП должны содержаться формы журналов, а также сводных регистров, к примеру — оборотно-сальдовая ведомость и шахматная ведомость).
  • Состав и формы документов для внутренней и внешней отчетности (при необходимости).
  • Утвержденные правила учетного документооборота и его примерный график.

ВНИМАНИЕ! С 2022 года обязательным к примению станет новый федеральный стандарт 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».
Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

Образец графика документооборота для учетной политики можно скачать здесь.

  • Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов, включая нетиповые формы и специфические регистры.

См. также «Срок хранения бухгалтерских документов в организации».

  • Порядок проведения контрольных мероприятий (например, инвентаризаций).
  • Прочие решения, необходимые для сбора, учета и контроля информации, а также для представления отчетности.

Кто составляет смету

Как и в любом другом предприятии, финансовую смету некоммерческой организации составляет бухгалтер или лицо, исполняющее его функции (например, руководитель).

В любом случае, вне зависимости от того, на кого будет возложена эта обязанность, после формирования, смета должна быть передана на подпись главному должностному лицу НКО. Его автограф подтвердит действительность сметы и даст «добро» на воплощение ее в жизнь.

Заверять бланк при помощи печати необязательно – это надо сделать, только если такая норма прописана в нормативных актах организации.

Смета обычно составляется, как уже говорилось выше, на определенный промежуток времени (чаще всего год, но может быть и полугодие, и квартал) и включает стандартный для той ли иной НКО перечень статей доходов и расходов, а также строку по непредвиденным тратам.

Учетная политика религиозной организации на примере прихода РПЦ

Чтобы наглядно показать, как «ложатся» в УП НКО на 2022 год обязательные аспекты, о которых сказано выше, рассмотрим образец УП для религиозной некоммерческой организации — прихода РПЦ.

В соответствии с законодательством РФ под религиозной организацией (РО) подразумевается добровольное объединение физлиц с целью совместного вероисповедания, а также распространения веры (ст. 8 закона «О свободе совести и религии» от 26.09.1997 № 125-ФЗ). РО должна быть зарегистрирована в надлежащем порядке, с подразделением на местную и централизованную. Под юридическое определение местной РО подпадает образование «приход РПЦ» — это церковная община, объединенная вокруг одного храма. Следует подразделять причт (штат священнослужителей, назначенный согласно Уставу РПЦ) и входящих в приход физлиц-мирян (не являющихся священнослужителями), а также прочих лиц, с которыми РО может заключать договорные отношения для исполнения своих целей. Таким образом, регистрируемая по законодательству РФ местная РО РПЦ обладает таким набором особенностей:

  • Деятельность РО подчиняется в первую очередь РПЦ и Уставу РПЦ. Согласно Уставу определяется высший орган управления — приходское собрание и высший исполнительный орган — приходской совет. Председатель приходского совета может считаться, по уровню полномочий, руководителем РО как юрлица. Интересен порядок назначения председателя: если это настоятель храма, то он становится председателем по благословению епархиального архиерея, а если (что бывает довольно часто) председателем назначается церковный староста — то это должность выборная.
  • Еще один нюанс, касающийся лиц, входящих в причт РПЦ: с ними не заключаются трудовые договоры. Это не предусмотрено Уставом РПЦ. Принятие на службу происходит строго по церковному укладу и правилам, которые отличаются в том числе от норм трудового права РФ. Тем не менее пока данное положение вещей допускается в РФ и даже поддерживается иногда судами (хотя обращения в суд крайне редки). В формате данного материала подробно на этом нюансе останавливаться не будем, однако его следует иметь в виду. Мы же отметим, что согласно рекомендациям РПЦ этот аспект должен найти свое отражение в УП местной РО.
  • Действующим законодательством услуги религиозной организации выделяются в самостоятельный вид деятельности. Таким образом, то, что делается под эгидой прихода НКО, не является ни торговлей, ни услугами населению, в отношении которых применяются дополнительные требования (например, о применении ККМ). Исходя из этого же, любые поступления в рамках религиозной деятельности рассматриваются как добровольные пожертвования на уставную деятельность организации.
  • Способы поступления пожертвований в РО тоже достаточно специфичны. Поэтому в Методологии, предлагаемой самой РПЦ, рекомендовано закрепить в УП отдельные специальные формы документов (а также порядок их оборота и сроки хранения).
  • Для организации учета имущества РО предусмотрен адаптированный под церковные нужды план счетов. Например, в Методологии бухучета в РПЦ трансформацию претерпел счет 06 — на нем рекомендовано учитывать переданные храму предметы религиозного назначения в аналитике по предметам, используемым в богослужениях, и предметам, распространяемым среди прихожан и прочих посетителей храма.
  • В части учета обычного имущества, а также необходимых работ и услуг (например, по ремонту и коммунальному обеспечению имущества храма) специфики не так уж много. Вместе с тем в УП местной РО РПЦ следует предусмотреть необходимые действия, а также способы учета и контроля.

ВНИМАНИЕ! С 01.01.2022 утратит силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а учет ОС будет регулироваться двумя новыми ФСБУ 6/2020 и 26/2020. Подробнее о них читайте здесь.

Какие изменения в соответствии с новыми ФСБУ внести в учетную политику, узнайте в КонсультантПлюс. Сориентироваться в нововведениях ФСБУ 6/2020 вам поможет этот материал, по ФСБУ 26/2020 — эта статья. Пробный демо-доступ к системе предоставляется бесплатно.

С образцом УП местной религиозной организации, составленным по рекомендациям РПЦ и по изложенным выше аспектам, можно ознакомиться по ссылке:


Образцы учетной политики подготовили и эксперты КонсультантПлюс. Образец УП для целей налогообложения НКО на ОСНО — см. в этой публикации. А образец УП для целей бухучета можно скачать в этой статье. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

НКО вправе вести бухучет упрощенным способом (п. 4 ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Налоговый учет должен вестись в любой компании, в т. ч. и в НКО. Методология и алгоритм налогового и бухучета прописываются в учетной политике. УП НКО должна отражать специфику деятельности конкретной организации. Тщательно продуманная учетная политика НКО позволит избежать претензий налоговиков и иных надзорных органов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Цели разработки политики учета

Учетная политика любой организации составляется для того, чтобы определить в ней основные методологические аспекты, на которые юрлицо будет ориентироваться при ведении учетных операций. Вызвана такая необходимость тем, что в ряде случаев предусмотрены законодательно установленные варианты способов учета, выбор из которых нужно сделать самостоятельно с учетом предпочтений и специфики деятельности конкретного юрлица. Если же способ учета для имеющегося объекта законодательно не установлен, его следует разработать, а результат разработки тоже закрепить в учетной политике.

Учетная политика будет востребована не только проверяющими. Она важна в первую очередь для самого пользователя, поскольку отражает все особенности самостоятельно выбранной им методологии (п. 5.1 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Не являются в этом плане исключением и некоммерческие организации (НКО), т. к. на них, так же как и на иных юрлиц, распространяются (закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) обязанности:

  • по ведению бухучета (пп. 1, 2 ст. 5);
  • разработке бухгалтерской учетной политики (п. 2 ст. 8);
  • составлению бухотчетности (п. 2 ст. 13).

Причем возможности выбора из существующих способов у НКО в ряде ситуаций оказываются шире, чем у иных организаций.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]