Как начислять в бухучете амортизацию уже эксплуатируемого безвозмездно полученного ОС при его модернизации?

Нередки случаи, когда основным фондам компании требуется доработка, достройка или техническое перепрофилирование. Так бывает, например, когда работающее оборудование не может соответствовать внедренным новым технологиям, но при соответствующей реконструкции будет служить еще очень долго. Здесь важен и вопрос экономии финансов, всегда остро стоящий в любой организации: как правило, модернизация производства обходится дешевле, чем полная замена оборудования. Естественно, расходы по реконструкции носят исключительно капитальный характер и увеличивают первоначальную стоимость . Рассмотрим, как происходит удорожание модернизированного объекта, и научимся производить расчет амортизации после модернизации в бухгалтерском учете.

Амортизация после модернизации

Компании вправе модернизировать объекты ОС и полностью амортизированные, либо еще имеющие остаточную стоимость. В обеих ситуациях необходимо учесть расходы по реконструкции и рассчитать амортизацию. Как это сделать? Алгоритм действий таков:

  • Аккумулирование всех затрат по модернизации, т. е. сбор документально подтвержденных расходов и выведение итоговой суммы. Проводить работы по модернизации можно привлекая сторонние специализированные фирмы, либо собственными силами (если имеется соответствующий потенциал). Документом, подтверждающим ввод в действие модернизированного подрядчиком объекта является акт приема-передачи, подписанный представителями компании и подрядчика, а объемы работ и сумму затрат — акт ф. КС-2 и справка стоимости работ ф. КС-3. Работы по реконструкции объекта хозспособом (своими силами) подтверждаются целым блоком документов: требованиями-накладными на отпуск ТМЦ, лимитно-заборными картами, заказами-нарядами. Окончание работ и ввод в эксплуатацию фиксирует внутренний акт приема-передачи с указанием полной стоимости работ;
  • Оформление протоколом инвентарной комиссии ввод в эксплуатацию модернизированного объекта с решением о повышении стоимости объекта и увеличении срока полезного использования после модернизации, если осуществленные капитальные работы реально повысили СПИ. В бухучете не существует порядка определения нового СПИ, если модернизируется объект с истекшим сроком, однако п. 20 ПБУ 6/01 и п. 60 Методических указаний по бухучету ОС, утвержденных приказом МФ РФ от 13.10.2003 N 91н, разрешают продление СПИ, если в итоге проведенных работ функциональные характеристики объекта улучшились. При этом изменение СПИ реконструированного ОС в бухучете является правом, а не обязанностью компании. Отметим, что чаще всего СПИ продлевают на количество времени, необходимое для списания капитальных затрат.
  • По мнению Минфина сумма затрат по модернизации увеличивает первоначальную стоимость (ПС) ОС, а нормы амортизации на списание этих расходов используются те, что применялись изначально при вводе имущества в работу. Это мнение работает и на практике.

Передача запасных частей в монтаж

Передачу двигателя в монтаж отразите документом Требование-накладная, создав его на основании документа Поступление (акт, накладная) (либо в разделе Склад — Требования-накладные — кнопка Создать).

Документ заполнится автоматически по документу Поступление (акт, накладная). Проверьте заполнение полей:

Шапка документа

  • Склад — склад, с которого передаются запасные части.

Табличная часть документа

Вкладка Материалы:

  • Номенклатура — передаваемые запасные части, выбирается из справочника Номенклатура;
  • Счет учета — 10.05 «Запасные части».

Вкладка Счет затрат:

  • Счет затрат — 08.03 «Строительство объектов основных средств»;
  • Объект строительства — наименование объекта модернизации, на котором собираются затраты по модернизации (в нашем примере — Многофункциональный станок);
  • Статьи затратМодернизация ОС, выбирается из справочника Статьи затрат: Вид расхода — подходящий по смыслу вид расхода, предусматривающий отражение в НУ (в нашем примере — Прочие расходы).

Выбранная статья повлияет на факт признания расходов в НУ при дальнейшем их списании через амортизацию, а также нужна для внутренней аналитики.

  • Способы строительстваПодрядный (указывается даже при модернизации своими силами, Хозспособ указывается только при строительно-монтажных работах, когда необходимо начислить НДС).

Проводки по документу

Документ формирует проводку:

  • Дт 08.03 Кт 10.05 — стоимость запасных частей учтена при формировании затрат на модернизацию.

Начисление амортизации после модернизации

Пример расчета начисления износа на полностью самортизированный объект

Компания в 2022 году закончила модернизацию производственной линии, относящейся к 4-й амортизационной группе с СПИ от 5 до 7 лет. ПС линии при вводе в эксплуатацию (январь 2010) – 500 000 руб. СПИ был установлен как 80 мес. Амортизационная норма (НА) – 1,25% (1 / 80 мес.). Износ рассчитывался с февраля 2010 по сентябрь 2016, и в конце 2016 года, когда линию было решено реконструировать, объект был полностью амортизирован. В марте 2022 года соответствующие работы были закончены, сумма реконструкции без НДС составила 350 000 руб. С апреля 2022 компания начинает списывать затраты по модернизации, применяя механизм расчета амортизации так:

С после проведения модернизации составляет 850000 руб. (500 000 + 350 000). НА должна применяться та же, что и на момент ввода линии, т. е. 1,25%. Следовательно, сумма помесячной амортизации составит 10625 руб. (850 000 руб. х 1,25/100). Затраты по осуществленной модернизации должны списаться на протяжении 32-х месяцев по 10625 руб. (340 000 руб.), в 33-й месяц сумма амортизации составит 10 000 руб.

Регистрация СФ поставщика

Зарегистрируйте счет-фактуру поставщика, указав его номер и дату внизу формы документа Поступление (акт, накладная), нажмите кнопку Зарегистрировать.

Документ Счет-фактура полученный автоматически заполнится данными документа Поступление (акт, накладная).

  • Код вида операции — «Получение товаров, работ, услуг».

Если в документе установлен флажок Отразить вычет НДС в книге покупок датой получения, то при его проведении будут сделаны проводки по принятию НДС к вычету.

Расчет амортизации при модернизации

Если реконструируется объект с имеющейся остаточной стоимостью, то ежемесячное начисление амортизации проводится по принятым нормам на протяжении всего периода капитальных работ. П. 23 ПБУ 6/01 диктует приостановление начисления амортизации, если она продолжается более 12 месяцев. НК РФ в этом случае солидарен с подобным подходом (п. 3 ст. 256 НК РФ). После ввода в работу модернизированного объекта сумма ежемесячных отчислений меняется, поскольку изменяются и СПИ, и стоимость ОС.

Начисление амортизации по объекту ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, например, на введенный в эксплуатацию объект в марте начислять износ по скорректированному расчету начнут с 1-го апреля. И неважно, приостанавливались амортизационные накопления из-за превышения установленного законом периода реконструкции или нет.

При применении линейного метода амортизация в бухучете рассчитывается по формуле:

А = (ОС + М) / СПИ, где:

  • ОС — остаточная стоимость ОС;
  • М — расходы на модернизацию;
  • СПИ — новый СПИ после модернизации или оставшийся, если его не изменяли.

Приобретение запасных частей

Отразите поступление двигателя документом Поступление (акт, накладная) вид операции Товары (накладная) в разделе Покупки — Поступление (акты, накладные).

Укажите:

  • Номенклатура — приобретаемые запасные части, выбирается из справочника Номенклатура;
  • Счет учета — 10.05 «Запасные части».

Проводки по документу

Документ формирует проводки:

  • Дт 10.05 Кт 60.01 — запасные части приняты к учету;
  • Дт 19.03 Кт 60.01 — НДС принят к учету.

Начисление амортизации после модернизации

Пример расчета по объекту с имеющейся остаточной стоимостью:

Проведено дооборудование станка первоначальной стоимостью 220 000 руб. и СПИ 5 лет после 3-х лет эксплуатации на сумму 50 000 руб. Станок эксплуатировался с февраля 2013, начисление амортизации проводилось с марта 2013. В январе 2016 началась модернизация станка, закончилась в феврале 2016 включительно. Износ начислен в сумме 132 000 руб. (220 000 / 60 х 36). СПИ после дооборудования увеличили на 2 года, а начисление амортизации с учетом увеличения стоимости и СПИ начали с марта 2016.

Месячная сумма амортизации:

(220 000 – (220 000 : 60 мес. х 36 мес.) + 50 000) / 48 мес. = 2875 руб., т. е. ПС уменьшается на сумму начисленного износа 132 000 руб. (220 000 / 60 х 36) и увеличивается на сумму модернизации. Полученную стоимость ОС делят на 48 мес., т. е. на установленный СПИ.

Ориентируясь на этот расчетный алгоритм, несложно определить отчисления и при других методах расчета амортизации.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Пошаговая инструкция

На балансе Организации числится многофункциональный станок для деревообработки. Для увеличения выработки решено провести модернизацию станка — установить более мощный двигатель.

18 мая Организация приобрела для модернизации станка двигатель по цене 36 000 руб. (в т. ч. НДС 20%). В тот же день двигатель передан подрядчику для установки.

22 мая Организация получила акт выполненных работ от подрядчика на сумму 6 000 руб. (без НДС).

23 мая стоимость станка увеличена на стоимость двигателя и работ по установке. В результате модернизации увеличен срок полезного использования станка на 8 месяцев в БУ и НУ.

30 июня амортизация станка начислена с учетом нового СПИ и увеличенной стоимости.

Первоначальные сведения:

  • первоначальная стоимость станка — 300 000 руб.;
  • первоначальный СПИ в БУ и НУ — 48 мес.;
  • амортизация начисляется линейным способом в БУ и НУ;
  • амортизационная премия не установлена.

Рассмотрим пошаговую инструкцию оформления примера. PDF

ДатаДебетКредитСумма БУСумма НУНаименование операцииДокументы (отчеты) в 1С
ДтКт
Приобретение запасных частей
18 мая10.0560.0130 00030 00030 000Принятие к учету запасных частейПоступление — Товары (накладная)
19.0360.016 0006 000Принятие к учету НДС
Регистрация СФ поставщика
18 мая36 000Регистрация СФ поставщикаСчет-фактура полученный на поступление
68.0219.036 000Принятие НДС к вычету
6 000Отражение вычета НДС в Книге покупокОтчет Книга покупок
Передача запасных частей в монтаж
18 мая08.0310.0530 00030 00030 000Передача запасных частей в монтажТребование — накладная
Отражение в учете работ выполненных подрядчиком
22 мая08.0360.016 0006 0006 000Учет затрат на работыПоступление (акт, накладная) — Услуги (акт)
Включение стоимости работ и запчастей в стоимость ОС
23 мая01.0108.0336 00036 00036 000Включение стоимости работ и запчастей в стоимость ОСМодернизация ОС
Начисление амортизации
30 июня20.0102.016 0005 9705 970Начисление амортизацииЗакрытие месяца — Амортизация и износ ОС

Отражение в учете работ, выполненных подрядчиком

Поступление работ от подрядчика оформите документом Поступление (акт, накладная) вид операции Услуги (акт) в разделе Покупки — Поступление (акты, накладные).

Укажите:

  • Номенклатура — наименование работ, выбирается из справочника Номенклатура;
  • Счета учета: Счет затрат — 08.03 «Строительство объектов основных средств»;
  • Объект строительства — наименование объекта модернизации, на котором собираются все затраты по модернизации (в нашем примере — Многофункциональный станок);
  • Статьи затрат — та же статья, что и для запчастей, выбирается из справочника Статьи затрат;
  • Способы строительстваПодрядный (указывается даже при модернизации своими силами, Хозспособ указывается только при строительно-монтажных работах, когда необходимо начислить НДС);
  • Счет учета НДС — 19.04 «НДС по приобретенным услугам» (в нашем примере — работы без НДС).

Проводки по документу

Документ формирует проводку:

  • Дт 08.03 Кт 60.01 — стоимость работ учтена при формировании затрат на модернизацию.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]