Когда требуется?
Принятие решения о необходимости запроса на подписание акта сверки с контрагентом оправдано, если:
- возникает необходимость подтвердить задолженность одной из сторон (в ФСС или другой организации);
- существуют продолжительные партнерские отношения двух организаций;
- имеется большой ассортимент реализуемых товаров;
- совершаются сделки на крупные суммы;
- требуется инвентаризация состояния взаиморасчетов;
- необходимо уточнение задолженности перед контролирующими органами;
- покупатель просит отсрочку платежа.
В любом из этих случаев сверка может быть произведена за любой период. Целесообразно составлять и подписывать документ, подтверждающий состояние расчетов, ежемесячно, ежеквартально и по итогам года с целью:
- корректного отражения данных о дебиторской и кредиторской задолженностях в бухгалтерских отчетах;
- недопущения образования задолженностей и начисления штрафов.
В вопросах взаимодействия с ИФНС существуют правила сверки, которые устанавливаются Приказом ФНС от 09.09.2005 N САЭ-3-01/[email protected] (ред. 03.02.2017 п.3 регламента):
- Документ необходим, если организация в связи с изменением места нахождения вынуждена встать на учет в другой ИФНС.
- При условии ликвидации или реорганизации юридического лица.
- Если организация желает уточнить сведения, имеющиеся в собственном учете.
- Для коммерческих организаций, имеющих статус крупных – налогоплательщиков со значительными оборотами платежей, ежеквартальный акт сверки по налогам и сборам является обязательным (до 15 числа следующего за отчетным кварталом месяца.
- По обращению ИФНС с запросом на сверку (п.3 ст.78 НК РФ) налогоплательщик не обязан участвовать (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ).
- Налогоплательщик вправе инициировать сверку с налоговым органом (пп.5,1 п.1 ст 21, п.7 ст 45 НК РФ) с целью выявления переплаты или задолженности по обязательным платежам. В ответ на заявление налоговый орган предоставит развернутую информацию о состоянии расчетов по налогам (пп 11, п.1 ст.32 НК РФ).
Важно. Законодательством предусмотрена возможность возврата денежных средств налогоплательщика при наличии переплаты по налогам и сборам. Основанием для возврата служит заявление, со ссылкой на подписанный акт сверки.
Существуют и другие запросы: в банк о предоставлении информации, на проверку больничного листа, о ценах, о системе налогообложения, запрос в налоговую о предоставлении информации или документов.
Что представляет собой сверка расчетов с ФСС?
Специалисты Фонда соцстрахования могут предложить плательщику страховых взносов провести совместную сверку соответствующих платежей в бюджет. Вместе с тем законом не запрещено проведение такой сверки также по инициативе самого плательщика.
Чаще всего инициирование сверки фирмой-работодателем обусловлено ее желанием избежать разногласий с ФСС по размеру перечисленных взносов, а также уточнить наличие переплаты (задолженности) при ликвидации или реорганизации бизнеса.
Регулярность этой сверки определяет сам работодатель — в принципе она может быть инициирована в любой момент. На практике многие фирмы сверяют расчеты с ФСС ежеквартально или раз в год — после отправки отчетности по форме 4-ФСС.
Если по итогу сверки вы обнаружили переплату по взносам в ФСС, правильно распорядиться ею вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно, переходите в Готовое решение и сможете посмотреть порядок действий по зачету/возврату излишне уплаченных сумм.
Цель заявления
Цель формирования запроса – согласование акта сверки взаимных расчетов между сторонами.
Для актов сверки между контрагентами расшифровка запрашивается:
- С целью подтверждения хозяйственных операций любая из взаимодействующих сторон может обратиться с запросом на подписание акта сверки. Поскольку возможность совершать сделки, не встречаясь с контрагентом, отправлять платежи, не заезжая в банк, формируют значительные объемы документов, получаемых почтой или курьером.
При составлении бухгалтерской и налоговой отчетности документ позволяет бухгалтеру быть уверенным, что все документы отражены в учете. - С целью исполнения правила бухгалтерского учета (ПБУ), принятых приказом №34 Министерства финансов РФ 29.07.1998г (ред. 26.03.2007 №26н), которые обязывают организации до сдачи годовой отчетности уточнять объемы имущества и обязательств.
Расчеты относятся к категории обязательных для инвентаризации. - Для подтверждения факта задолженности контрагента. Каждый кредитор желает быть уверенным, что должник помнит о долге и готов к оплате. По мнению судей акт сверки не является однозначным свидетельством наличия задолженности, но он может стать дополнительным ресурсом в споре с должником.
Кроме того, акт продлевает срок исковой давности, – при его наличии срок давности начинает исчисляться не от даты совершения сделки, а от даты подписания акта (Постановлению Президиума Высшего арбитражного суда, № 13096/12 от 12.02.2013 года).
Запрос текущего состояния расчетов с ИФНС и внебюджетными фондами производится с целью:
- Возврата излишне перечисленных и хранящихся на счетах инспекции или и фонда денежных средств организации.
- Выявления недоимки по налогам и взносам с целью погашения задолженности и исключения возможности начисления штрафов и пени.
- Выявления расхождений в учетных данных организации и фонда или инспекции с целью выявления и исправления ошибок одной из сторон.
Проведение сверки расчетов с ФСС
Плательщиком она обычно инициируется тогда, когда есть вероятность возникновения конфликта с фондом касательно объема переведенных взносов. Она нужна также для обнаружения переплаты в рамках ликвидации или реорганизации.
Сверка обычно осуществляется при наличии этих обстоятельств:
По итогам мероприятия выдается акт сверки. Он является существенным документом в рамках финансовой деятельности предприятия.
Каждый месяц ЮЛ должен делать отчисления в фонд. Если их не будет, образуется задолженность.
Каково содержание документа?
Обязательными реквизитами заявления являются:
- Наименование и реквизиты организации, направляющей запрос (ИНН, адрес, телефоны).
- Назначение платежей и период их совершения, которые подлежат сверке.
- Желательный вариант получения подготовленного акта (заявитель может получить бумажный вариант акта лично или по почте).
- Дата обращения.
- ФИО и контактные данные должностного лица, ответственного за запрос и сверку.
Порядок подачи запроса в ФСС регламентируется ФЗ № 243 от 03.07.2016. Форма запроса может быть произвольной, а может быть ориентирована на форму заявления в ИФНС (приложение № 8 к приказу Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н).
Алгоритм написания
С контрагентом
Письменный запрос оформляется в соответствии с правилами ведения делопроизводства: в официальном стиле, в уважительной форме, с указанием нормативных актов и реквизитов сторон.
- Письмо-запрос оформляется на фирменном бланке организации, содержащем наименование и все реквизиты.
- К письму может быть приложен уже подготовленный акт сверки. В этом случае в письме необходимо указать приложения.
- Наличие в письме данных второй стороны позволит однозначно идентифицировать адресата.
- Вежливое обращение к руководителю организации (с указанием должности) повысит степень доверия и лояльность контрагента.
- Суть просьбы следует изложить понятно и обстоятельно.
- Просьба заявителя будет звучать убедительнее, если письмо будет содержать ссылку на договор, его конкретный пункт, указывающий на обязательность подписания акта сверки.
- Указание сроков ответа на запрос может иметь особое значение. Это важно в 3-х случаях:
- когда наличие акта сверки прописано в учетной политике;
- в договоре указаны периоды проведения сверки;
- существуют отраслевые регламенты для сверок.
- Подписывается обращение руководителем (или заменяющим его должностным лицом со ссылкой на соответствующий приказ), поскольку только руководитель наделен правом ведения переписки от имени юридического лица.
Пример текста письма для хозяйствующего партнера:
В связи с необходимостью проведением инвентаризации расчетов (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ) направляем в ваш адрес акт сверки №267 от 02.04.2018г. за период с 1.01.2018 по 31.063.2018г.
Убедительно просим:
- до 10 апреля 2022 года подтвердить задолженность АО «Рассвет» по договору №15/18 от 12.01.2017г. в размере 15477,60 рублей письмом на имя генерального директора ОАО «Перекресток»;
- подписать акт сверки взаимных расчетов;
- до 10 апреля включительно вернуть документ по адресу: г.Коломна, ул.Первомайская, д.16, оф.402.
В соответствии с ГК РФ при отсутствии ответа и заявленных разногласий сальдо расчетов будем считать подтвержденным.
Приложение 1. Акт сверки взаимных расчетов №267 между АО «Рассвет» и ОАО «Перекресток» за период с 1.01.2018 по 31.03.2018г.
В ФСС о состоянии расчетов
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ полномочия по администрированию страховых взносов в ФФС и ПФР переданы налоговой инспекции.
Утвержденной формы запроса сверки с Фондом социального страхования не существует. При составлении заявки допускается использовать в качестве образца любой подобный документа, в том числе и форму заявления о состоянии расчетов в ИФНС РФ, которая содержится в приложении №8 к приказу Минфина РФ от 02.07.2012 №99н.
Основные требования к составу заявления не являются уникальными:
- Наименование организации – получателя запроса – территориальное представительство фонда.
- Полные реквизиты заявителя: наименование, форма собственности, ИНН, КПП, адрес, регистрационный номер в ФСС.
- Текст обращения, содержащий понятную цель запроса: за какой период, по каким платежам необходима сверка.
- Реквизиты запроса: дата составления, исполнитель (ФИО, телефон, эл.почта), ФИО руководителя, подпись, печать.
Пример текста заявления для сверки:
Заявление
о проведении совместной сверки расчетов по уплаченным взносам, пеням и штрафам
В соответствии с ФЗ «250 от 03.07.2016г. прошу произвести сверку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний по организации ООО «Калибр» на 1.04.2018г.
Регистрационный номер в ФСС 129/16.
Ниже можете ознакомиться с образцом запроса справки об отсутствии задолженности в ФСС.
А про особенности составления запроса в ИФНС об отсутствии задолженности узнайте тут.
Как отправить заявление на подтверждение вида деятельности в ФСС?
На Госуслугах также можно оправить заявление на подтверждение основной экономической деятельности в Фонд Социального Страхования. Это делается для установки специальных тарифов на страховые взносы. Заинтересованы в этом в первую очередь организации, где сотрудники могут получить травму вследствие несчастного случая или на вредном производстве, где высокий риск получения профессионального заболевания.
Заявление о подтверждении основной экономической деятельности отправляется только с аккаунта юридического лица. В верхнем левом углу портала необходимо изменить стандартное назначение «Для физических лиц» на «Для юридических».
И дальше пройти по веткам:
Дальше необходимо будет заполнить форму, а также приложить в виде прикрепленного документа справку-подтверждение экономической деятельности вместе с поясняющей запиской бухгалтера. Заявка будет рассмотрена в течение 2 недель. В некоторых случаях этот срок может быть продлен почти до 2 месяцев. Однако значительное увеличение срока обычно связано только с крупными компаниями, которые имеют несколько отделений и от каждого отправляют отдельный бланк для подтверждения.
Работа с Фондом Социального Страхования через портал Госуслуг требует прикрепления документов, подтверждающих действия и полномочия заявителя. Поэтому при отправке документов они заверяются электронной подписью предприятия. В некоторых случаях заявка может быть отклонена, если не соблюдены формы для заполнения.
Способы отправки
В случае личного посещения офиса ИФНС заявление передается в канцелярию налоговой инспекции. На втором экземпляре заявления секретарь поставит отметку о приеме обращения (п. 3.4.1 Регламента).
Отправка заявления почтой является стандартной: заказное письмо с описью и уведомлением о вручении позволит заявителю быть уверенным в получении запроса , дата вручения поможет рассчитать дату предположительного получения ответа.
Полезно. На запрос налогоплательщика о предоставлении акта сверки ИФНС должна ответить в течение 10 дней (п. 3 ст. 78 НК РФ).
Современным и надежным способом подачи заявления в ИФНС является электронный документооборот. Ресурсы официального сайта позволяют направить запрос в электронном виде и получить такой же (электронный) вариант ответа.
В соответствии с приказом № ММВ-7-8/781 обмен документами может осуществляться с использованием специального программного обеспечения «Налогоплательщик ЮЛ». Программу можно скачать на сайте ИФНС www.nalog.ru. Возможности ПО шире, чем просто обмен письмами.
Ожидаемый ответ
В ответ на письменный запрос организация может рассчитывать на получение письменного ответа в виде акта сверки, который можно получить в течение 5 рабочих дней лично или по почте (п.3.4 Приказа № САЭ-3-01/[email protected] от 09.09.2005г.) Варианты получения акта указываются в тексте заявления при его подготовке к передаче.
В ответ на электронный запрос ИФНС ответит электронным вариантом акта сверки, который предназначен только для информирования налогоплательщика о состоянии расчетов (п.2.22 Рекомендаций по организации электронного документооборота, утв. Приказом ФНС от 13.06.2013 N ММВ-7-6/[email protected], ред.4.04.2017г.).
Очевидно, что электронный вариант не предполагает комментариев о несогласии, а в бумажном варианте налогоплательщик вправе поставить отметку о наличии расхождений либо подтвердить согласие с указанными суммами.
Подробнее о том, как правильно дать ответ на запрос о предоставлении информации, читайте тут.
Текущее финансовое положение организации во многом оценивается состоянием его имущества (в т.ч. дебиторской задолженности) и финансовыми обязательствами (в т.ч. кредиторской задолженностью). Своевременно и грамотно оформленный запрос сверки поможет избежать судебных тяжб.
Сверка с фсс
Это даёт возможность контролировать исходящие отчислениями и следить, чтобы не образовывались задолженности. Сверка с ФСС может производиться по следующим причинам:
Акт сверки важный документ при ведении экономической деятельности.
Законодательство устанавливает порядок ежемесячных отчислений в различные структуры. Если деньги от компании не будут поступать в бюджет, это может привести к серьёзным последствиям.
Образованные задолженности влияют на многое.