Каков статус акта сверки расчетов в отношениях между организациями?


Акт сверки расчетов прерывает срок исковой давности

В гражданском законодательстве акт сверки расчетов свидетельствует о признании организацией своего долга по договору (абз. 2 п. 20 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.09.2015 № 43).
При этом подписание акта прерывает течение срока исковой давности.

В статье 203 Гражданского кодекса установлено, что течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Перерыв течения срока исковой давности означает, что время, истекшее до перерыва, утрачивает свое значение.

Срок исковой давности начинается заново со дня перерыва.

Время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается.

Чтобы акт сверки расчетом мог свидетельствовать о признании долга, он должен содержать:

  • размер долга на конкретную дату;
  • данные сторон;
  • другие сведения, которые позволяют достоверно установить, к каким именно обязательствам он относится.

Подписать акт может генеральный директор организации или иное лицо, у которого есть соответствующая доверенность.

Только такое письменное признание долга означает, что исковая давность по нему начинает течь заново с момента признания.

Причем неважно, истек к этому моменту срок исковой давности или еще нет, она в любом случае возобновится после перерыва (ст. 203 Гражданского кодекса РФ) или уже за пределами истекшего срока (п. 2 ст. 206 Гражданского кодекса РФ).

Ранее по теме:

ВС РФ: с какого момента считать срок исковой давности

Инвентаризируем расчеты с дебиторами и кредиторами правильно

Акт сверки с контрагентами: как оформить и использовать

Регулярная сверка с контрагентами позволяет поддерживать взаиморасчеты с ними в порядке. Также она может уберечь от определенных проблем с налоговой, к примеру, от разрывов по НДС, а следовательно, от необходимости сдавать пояснения и корректировать декларации.

Обычно сверку проводят в рамках годовой инвентаризации, чтобы выявить просроченные/сомнительные долги, либо по окончании действия договора с контрагентом, чтобы исключить претензии по оплате или отгрузке. Но если дебиторов-кредиторов много или бухгалтер — перфекционист, можно сверяться с любой периодичностью.

Важно! Разъяснения от «КонсультантПлюс» В каких целях можно использовать акт сверки взаимных расчетов Вы можете использовать акт сверки взаимных расчетов, чтобы: найти ошибку в расчетах с контрагентом. Например, выявить переплату; урегулировать разногласия с контрагентом по поводу задолженности, согласовать ее размер. Например, когда какой-то из первичных документов оказался не учтен одной из сторон; косвенно подтвердить, что денежных претензий ни у кого из сторон нет, если они отразили в акте отсутствие какой-либо задолженности; Полный список смотрите в К+. Пробный доступ к системе бесплатен.

В какой форме составлять акт сверки, законодательство не устанавливает, поэтому используется произвольная форма. Перечень реквизитов этого документа стороны сделки определяют самостоятельно. Рекомендуется, в частности, включать такие:

  • наименование документа и дату его составления;
  • период, за который проводится сверка;
  • номер и дату договора, по которому сверяются;
  • наименования сторон, их реквизиты (ИНН, ОГРН и пр.);
  • входящее и исходящее сальдо, информацию о движении денег и ТРУ за период;
  • ссылки на первичные документы;
  • информацию о лицах, которые уполномочены подписывать акт (должности, Ф. И. О., доверенности на них, если они есть) и др.

Кто может подписывать акт сверки и нужно ли заверять его печатью, разъясняется в Готовом решении от «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, оформите пробный доступ. Это бесплатно.

Чтобы не изобретать велосипед, можете воспользоваться готовым образцом акта сверки, который подготовили эксперты К+. Скачать его можно бесплатно, оформив пробный доступ:

Если в ходе сверки всплывут какие-либо нестыковки, нужно оформить протокол разногласий.

Пример оформления протокола смотрите в К+, бесплатно, оформив пробный доступ к системе:
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Акт сверки расчетов подтверждает штрафы по договору

Датой получения доходов в виде штрафов, пеней, неустоек, иных санкций за нарушение договора является, в том числе, дата признания их должником (пп. 4 п. 4 ст. 271 Налогового кодекса).

В случае, если организация — должник добровольно признает санкции за нарушение ею условий договора, такие суммы учитываются кредитором в составе внереализационных доходов на дату их признания.

По мнению Минфина, акт сверки относится к тем документам, которые свидетельствует о признании должником обязанности по уплате кредитору штрафов, пеней, неустоек или иных санкций за нарушение договора в полном объеме либо в меньшем размере (письмо Минфина России от 03.09.2020 № 03-03-06/1/77241).

Еще по теме:

Как учитывать в доходах штрафы за нарушение договора, и главное — нужен ли НДС?

Что свидетельствует о признании должником штрафов за нарушение договора?

Что такое акт сверки взаимных расчетов с контрагентом и как его использовать

Это документ, который отражает движение товаров, работ, услуг и денежных средств между двумя контрагентами.

С его помощью можно, например, подтвердить наличие или отсутствие долга. Но только если есть первичные документы или другие косвенные доказательства, так как акт сверки сам по себе не порождает и не прекращает обязательств.

Грамотно составленный акт сверки вы можете использовать и во многих других целях, даже если на момент составления их не было. Например, он может повлиять на исковую давность для взыскания долга. Если должник подписал акт сверки, где признал долг, срок исковой давности по этому требованию, как правило, начинает течь заново.

Читать полностью обзор в КонсультантПлюс

Акт сверки: заполнить онлайн

В МоемСкладе можно заполнить и скачать акт сверки взаиморасчетов в excel — по каждому контрагенту вы сразу увидите приход, расход и остатки. Самостоятельно искать долг больше не нужно — сервис сделает это за вас. Просто впишите или выберите внесенного ранее контрагента и укажите нужный период, а система сформирует документ. Ниже — акт сверки: пример заполнения бланка в МоемСкладе.

Заполнить онлайн

В документе будут взаиморасчеты на начало периода, список платежек и итоговая задолженность. Вся информация о контрагентах и расчетах хранится в МоемСкладе. Заполните акт сверки онлайн — и вам не придется каждый раз вписывать данные заново.

Кто подписывает акт сверки?

Акт может подписать только директор. На документ проставляется печать. Главбух ставит подпись при наличии доверенности.

Оба подписанных экземпляра передают контрагенту. Если он согласен с данными — ставит печать и подпись и возвращает один документ инициатору.

Акт действителен, только если его подписали обе стороны. При этом он не является основанием для взыскания задолженности: подписывая документ, должник просто подтверждает ее наличие.

Если контрагент не согласен — составляют акт сверки с разногласиями. Образец заполнения смотрите ниже.

Как сверить задолженность с контрагентами в 1С

Для точности ведения бухгалтерского учёта организации должны сверять свои данные с информацией фирм, с которыми они взаимодействуют. Сверка расчётов с контрагентами позволяет оценить правильность отражения задолженности в учёте, её обоснованность отражения на балансе компании. В этой стать мы расскажем, как сверить задолженность с контрагентами в 1С.

Для достоверного сравнения составляется акт сверки расчётов. С помощью этого документа проводится взаимная проверка расчётов сторон и отражение существующей задолженности. Акт отражает за выбранный период движение документов поступления и реализации товаров, работ, услуг и движения денежных средств между контрагентами.

Для проведения сверки необходимо сформировать акт сверки расчётов (раздел «Покупки» или «Продажи» – «Расчёты с контрагентами» – «Акт сверки расчётов»). Акт помогает автоматически проверить задолженность с контрагентом. Для формирования акта заполняются следующие реквизиты:

– организация – наше предприятие, по которой будет проведена сверка с контрагентом;

– номер и дата: номер – формируется программой автоматически после проведения акта, дата – автоматически ставится текущая дата с возможностью изменения;

– валюта сверки – выбор одной валюты для проведения сверки;

– контрагент – покупатель или поставщик;

– договор – в программе выбирается один из необходимых договоров или оставить поле незаполненным, тогда сверка будет проведена по договорам, заключённым с контрагентом;

– период – устанавливает даты проведения сверки (день, месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год или даты на выбор).

Перед заполнением выполните переход на вкладку «Счета учёта расчётов», которая будет автоматически заполнена счетами учёта расчётов с контрагентами. Это можно сделать по кнопке «Заполнить». Для этого списка есть возможности изменения: убрать галочки рядом со счетами, по которым не нужно выводить данные, и добавить иные счета, которые используются для учёта расчётов с контрагентами в организации.

Последняя вкладка «Дополнительно» поможет настроить информацию о представителях сторон и печатную форму. В представителях указываются лица, которые ставят подписи и указываются в печатной форме. Для заполнения информации по контрагенту переходим в окно «Контактные лица» и выбираем, создаём необходимого представителя или проходим в справочник «Контрагенты» для заполнения контактных лиц по необходимой организации. В настройке печатной формы выбирается дополнительная информация, которая нужна в печатной форме: вывод счетов-фактур, полных названий документов и разбивка по договорам (доступно, если поле реквизита «Договор» не выбрано).

После проведения всех настроек можно перейти к заполнению акта. Переходим на вкладку «По данным организации», где выбираются два способа.

  1. Через кнопку «Заполнить» – акт будет автоматически заполнен одним способом в зависимости от договорённости с контрагентом:
  • «Только по нашей организации» – заполняется информация о наличии задолженности в нашей организации;
  • «По нашей организации и контрагенту» – дополнительно заполняется информация о другой стороне по значениям учёта нашей организации.
  1. Через кнопку «Добавить» – заполнение производится вручную с заполнением даты, документа, представления, суммы по дебету или кредиту.

В самом низу формы представлена строка остатков, где автоматически рассчитываются:

  • остаток на начало – начальный остаток задолженности по взаиморасчётам;
  • расхождение с контрагентом – если суммы по дебету и кредиту не сходятся;
  • остаток на конец – конечный остаток задолженности по взаиморасчётам, который состоит из остатка на начало и суммы расхождения с контрагентом.

В заполненных вкладках строки автоматически сортируются по дате, но могут быть перемещены кнопками стрелок вверх, вниз, а также через кнопку «Ещё» список может быть отсортирован по возрастанию или убыванию по выбранному столбцу, представленному в текущем акте.

После проведения акта выводим на печать. В том числе вывести на печать конверт для отправки контрагенту.

После согласования сверки с контрагентом ставится галочка «Сверка согласована», акт уже нельзя редактировать.

Таким образом, в статье рассмотрено составление акта сверки расчётов с контрагентами в 1С. Корректное и безошибочное заполнение акта влияет на правильность анализа взаиморасчётов с контрагентами.

Обращайтесь в наш Центр экспертной поддержки 1С . Наши эксперты легко и быстро решат любой вопрос. Работайте в программах 1С с удовольствием!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]