Значение должностной инструкции
Должностная инструкция — это документ, где перечисляются конкретные функции работника, которые он должен выполнять на занимаемой им должности. Помимо перечня функций, в него также включаются требования к квалификации сотрудника, необходимые для этой должности, его права, предоставляемые в связи с исполнением должностных обязанностей, и меры ответственности, которые наступают при их невыполнении.
Должностная инструкция — необязательный документ, но она имеет особую важность с точки зрения раскрытия понятия «определенная трудовая функция», которое фигурирует в ст. 56, 57 ТК РФ как один из основных предметов трудового договора.
Работодатель должен предоставить вполне определенную работу, а работник принимает на себя обязательство ее выполнять. Поскольку круг функций всегда ограничен, есть прямой смысл закрепить его документально. Это позволит не только снять разногласия между работодателем и сотрудником о предмете выполняемой работы, но и даст возможность:
- иметь готовый перечень требований к вновь принимаемому (переводимому) на должность сотруднику, в т. ч. при поиске кандидатов на вакантное место;
- оперативно ознакомить нового сотрудника с кругом его обязанностей с помощью законно оформленного документа и получить его подпись, подтверждающую факт такого знакомства;
- унифицировать обязанности, относящиеся к одной должности, и минимизировать количество документов, с которыми придется знакомить несколько человек, если они занимают одну и ту же должность;
- оценить пригодность сотрудника к выполняемой работе, в т. ч. в период испытательного срока;
- привлечь к ответственности сотрудника, не справляющегося со своими обязанностями.
Должностная инструкция — это не формальный документ. Составляя ее, руководитель подразделения, к которому относится соответствующая должность, должен со всей тщательностью продумать перечень обязанностей, возлагаемых на работника, чтобы:
- исключить существование в подразделении функций, не вмененных в обязанность никому, но возложенных именно на это подразделение;
- иметь возможность спрашивать за работу с вполне определенных лиц.
Работник, в свою очередь, заинтересован в определенном перечне своих функций, т. к. все, что выходит за его пределы, будет для него дополнительной работой, при выполнении которой он может претендовать на дополнительную оплату.
О том, оформление каких документов обязательно в отношении принятого на работу сотрудника, читайте в статье «Кадровые документы, которые должны быть в организации».
Как составить трудовой договор с бухгалтером? Как обезопасить фирму и учесть его интересы? Оформите пробный бесплатный доступ к системе «КонсультантПлюс», трудового договора с бухгалтером, составленный экспертом, и применяйте в своей работе.
Бухгалтер ВЭД
В современных условиях внешнеэкономическая деятельность стала важным элементом хозяйственной деятельности большого количества предприятий и компаний. Возможность осуществлять зарубежное партнерство имеют различные субъекты независимо от их типа и размера.
Однако для того чтобы выйти на международную арену, руководителю необходимо грамотно организовать бухучет. ВЭД имеет высокую законодательную регулируемость, что требует от специалистов, курирующих данное бизнес направление деятельности компании, специальных профессиональных навыков. Вот почему сегодня очень востребована на рынке труда специальность – бухгалтер ВЭД.
Для успешного ведения внешнеэкономической деятельности компании очень иметь хорошего бухгалтера, который ведет весь бухгалтерский и налоговый учет деятельности компании в рамках отечественного законодательства. Рекомендуется нанять бухгалтера по ВЭД для охвата сектора работы с зарубежными партнерами.
Причины, по которым на рынке труда присутствуют в большом количестве вакансии бухгалтера по ВЭД, кроются в серьезных требованиях в отношении профессиональной квалификации к претендентам на должность.
Перечень основных обязанностей, которые должен исполнять бухгалтер ВЭД:
- ведение бухучета по импорту/экспорту;
- учет товаров, которые импортируются;
- заполнение таможенных документов;
- проведение оплат таможенных пошлин;
- проведение операций по переходу товаров через таможню;
- знание, оформление, ведение документооборота по сопровождению продукции;
- работа с банками по вопросам валютного контроля;
- оформление, ведение учета по операциям, связанным с реализацией, с учетом российского законодательства в части налогообложения таких операций (правильный расчет НДС, контроль использования льгот по НДС по налогам);
- ведения учета основных средств касательно ВЭД;
- ведение учета по подотчетным лицам (включая, оформление командировочных в валюте и прочее);
- ведение учета, контроль дебиторской/кредиторской задолженности с зарубежными контрагентами;
- выполнение сверки взаиморасчетов по внешнеэкономическим контрактам;
- обработка бухгалтерской документации по ВЭД (первичной).
Дополнительно бухгалтер ВЭД в Москве контактирует, переписывается с зарубежными контрагентами. В его функции входит:
- выставление инвойсов;
- корректное отражение таможенных деклараций в учете компании;
- формирование себестоимости импортного товара с учетом условий Интеркомс;
- знание базисов поставки (FOB/CIF/CIP/EXW и т.д);
- оформление УИН;
- составление справок по проведенным валютным операциям и полученной выручке в валюте;
- осуществление валютного контроля;
- закрытие отчетных периодов по бухучету ВЭД
Не удивительно, что найти бухгалтера ВЭД в Москве достаточно проблематично. Такой обширный перечень обязанностей требует от претендентов углубленных профессиональных знаний и навыков.
Бухгалтер ВЭД, претендующий занять эту должность должен уметь работать с:
- Банком-Клиентом;
- 1С,(обязательны знания модулей Бухгалтерия, Торговля и Склад);
- Консультантом, Taxcom;
- Word,Excel.
Дополнительные преимущества соискателям дает знание английского и других иностранных языков. Это облегчит оформление, контроль правильности заполнения первичной документации по ВЭД, общение с зарубежными контрагентами.
От бухгалтера по ВЭД требуется знание валютного законодательства РФ, Таможенного кодекса и налогового кодекса РФ. Специалист должен иметь детальное представление о таможенной декларации, ТНВЭД, отслеживать изменения законодательства, знать правила таможенного оформления.
Ведение внешнеэкономической деятельности расширяет документооборот. Специалисту по ВЭД предстоит работать не только с документами, которые оформляются российской стороной, но и с документами зарубежных контрагентов, оформление которых осуществляется по требованиям законодательства соответствующих стран.
В документообороте компаний при ВЭД часто участвуют:
- договора, контракты и соглашения с зарубежными контрагентами;
- платежные документы, предоставляемые зарубежными контрагентами;
- поручения, сформированные для продажи/покупки валюты;
- документация, подтверждающая легальность деятельности зарубежного контрагента и факт того, что он зарегистрирован в иностранном государстве;
- таможенные декларации по грузу– ГТД, оформленные согласно требованиям законодательства;
- инвойсы, выполняющие функцию спецификаций к договорам;
- документы на перевозку (CMR — Convention on the Contract for the International Carriage of Goods by Road, коносаменты), страховые полисы и прочие документы, предоставленные зарубежными партнерами, которые оформлены в соответствии с требованиями законодательной базы иностранных стран;
- заявления о ввозе продукции, об уплате косвенных налогов, все необходимые к ним перечни и в обязательном порядке – декларацияпо НДС, требуемая при импорте товаров из стран Таможенного союза;
- декларация о доходах, которые поступили из внероссийских источников;
- налоговый расчет, который включает данные о доходах, которые были выплачены иностранным контрагентам;
- документы, сформированные для оплаты налогов, которые необходимо уплатить в связи с осуществлением выплат зарубежным контрагентам.
Важным моментом является наличие опыта работы по специальности у претендента, профессиональные достижения. Чтобы избежать различных ошибок, штрафов, временных потерь, проволочек, надо работать только с опытными специалистами.
Актуальным решением на период поиска подходящего кандидата на должность является заказать услуги бухгалтера по ВЭД в аутсорсинговой компании.
Что отличает должность бухгалтера
К особенностям работы бухгалтера относятся:
- необходимость наличия специальных знаний;
- своя специфика деятельности в каждой из существующих организаций;
- редкое дублирование функций, относящихся к разным участкам бухгалтерии.
Требования к уровню специальной подготовки и опыту бухгалтера приведены в следующих документах:
- Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37;
- профессиональном стандарте «Бухгалтер», утвержденном приказом Минтрудсоцзащиты России от 21.02.2019 № 103н.
Второй документ заменил ранее действовавший профстандарт, утвержденный приказом от 22.12.2014 № 1061н. В новой версии профстандарт сейчас обязателен (старый был обязателен начиная с 01.07.2016) для (п. 1 ст. 4 ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ, ст. 7 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, постановление Правительства России от 27.06.2016 № 584):
- бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений и организаций с долей госучастия более 50%;
- бухгалтеров на аутсорсинге;
- главных бухгалтеров публичных акционерных обществ, страховых организаций, некоммерческих пенсионных фондов;
- главных бухгалтеров кредитных и некредитных финансовых организаций.
Оба указанных документа — квалификационный справочник и профстандарт — похожи по содержанию и устанавливают, к примеру, необходимость наличия у бухгалтера специального экономического образования и, как правило, стажа работы не менее трех лет. Отметим, что для бухгалтеров 5-го квалификационного уровня по указанному профстандарту требований к стажу по общему правилу нет, за исключением случая, когда это бухгалтер с категорией — первой или второй. Тогда у него должно быть не менее года стажа работы на должности с более низкой категорией. Тем не менее занятие должности бухгалтера в любом случае предполагает знание необходимых для работы законодательных актов и методических материалов.
ВАЖНО! В качестве должностных обязанностей бухгалтера и справочник, и стандарт перечисляют в обобщенном виде все возможные для бухгалтера функции. На практике их одновременное исполнение 1 человеком маловероятно. В небольших организациях, где бухгалтеров мало, часть этих функций оказывается невостребованной, а в больших бухгалтериях обязанности распределены, поэтому в должностную инструкцию бухгалтера, занятого на конкретном участке, включается только их часть.
В реальности должностные инструкции бухгалтеров должны составляться очень предметно и конкретно, с учетом специфики деятельности и структуры организации, особенностей распределения функций в бухгалтерии и требований к квалификации специалистов на разных участках.
Редко встречающееся дублирование обязанностей бухгалтеров в одной и той же бухгалтерии обусловливает составление для каждого специалиста отдельной инструкции, учитывающей все нюансы обязанностей, связанных с конкретным участком. Из-за этой особенности невозможно составить образец должностной инструкции бухгалтера. Любой текст будет лишь один из возможных вариантов.
Должностная инструкция бухгалтера разрабатывается, как правило, главным бухгалтером организации, несущим ответственность за организацию работы бухгалтерии. Составной частью организации работы является, соответственно, распределение бухгалтерских функций между подчиненными.
Об особенностях процесса составления инструкций для отдельных участков бухгалтерии читайте в статьях «Должностная инструкция бухгалтера по расчету заработной платы» и «Должностная инструкция бухгалтера по расчетам с поставщиками».
Кто такой бухгалтер по НДС
Бухгалтер на участке НДС – это специалист, который ведет всю финансовую документацию по НДС, которая в конце каждого квартала предоставляется в налоговые органы. Также бухгалтер должен присутствовать в налоговой инспекции для подтверждения всей предоставленной им документации.
В случае ситуации, когда сумма вычетов получается больше суммы НДС, налогоплательщик вправе получить переплаченные им средства после предоставления в налоговые органы соответствующей финансовой декларации. После этого налоговая инспекция проводит проверку всех документов предприятия, которые предоставляет именно бухгалтер по НДС. После такой проверки налоговая принимает решение о возмещении переплаченных средств на счет предприятия, решение должно быть оглашено не позднее 5 рабочих дней со дня его принятия.
Грамотный бухгалтер может работать в любой компании, начиная от ведения расчетов трат и прибыли продуктового магазина и заканчивая международными корпорациями.
Что включить в должностную инструкцию
Исходя из ее назначения и смысла, в должностную инструкцию бухгалтера должны войти:
- требования к подготовке, уровню знаний и опыту;
- указание на подчиненность;
- перечень должностных обязанностей;
- права и ответственность.
Должностная инструкция бухгалтера в обязательном порядке утверждается руководителем организации. Под ее текстом может быть указание на разработчика инструкции, а также предусмотрено место для записей об ознакомлении с ней работников.
Если принятой в организации схемой документооборота установлено согласование подобных документов с иными службами (ОТиЗ, ОК, юристом), то перед передачей документа на подпись руководителю, его нужно согласовать с ними.
Должностная инструкция может быть составлена в произвольной форме или на бланке, разработанном в организации для документов такого рода.
После ознакомления работника с инструкцией рекомендуется выдать ему копию документа.
Где бесплатно инструкции
Как уже было сказано выше, должностная инструкция бухгалтера образца 2022 года — документ, который каждая организация должна создавать самостоятельно, учитывая конкретное распределение обязанностей во вполне конкретном юрлице.
Так что предложить скачать должностную инструкцию бухгалтера, которая была бы готова к применению без существенной доработки, невозможно. На нашем сайте вы найдете образец, представляющий собой один из возможных вариантов должностной инструкции бухгалтера. Смотрите его в начале статьи, в разделе «Вам помогут документы и бланки».
Примерный доход
Приблизительная заработная плата бухгалтера по налогам и сборам в регионах начинается от 30 000 рублей, а в Москве – от 50 000. Чем большее количество обязанностей может взять на себя специалист, тем на большую заработную плату он может рассчитывать. Профессионал, проработавший в этой сфере от 5-ти лет, может получать даже в регионах от 60 000 руб., а в Москве – от 100 000 руб.
На уровень дохода бухгалтера по налогам и сборам влияют и иные факторы, в частности:
- конкретный регион;
- популярность профессии в нем;
- уровень развития экономики в субъекте РФ и т. д.
Таким образом, бухгалтер по налогам и сборам, несмотря на узкую специализацию, осуществляет широкий комплекс трудовых функций. Чтобы занимать эту должность, необходимо соответствовать ряду профессиональных и личностных критериев. Профессия подразумевает карьерный рост и возможность повышения размера заработной платы.
Дополнительно о профессии бухгалтера – смотрите в видео:
Об авторе
Григорий Знайко Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.