Как подготовиться к выездной налоговой проверке и пройти ее


Плановые проверки налоговой инспекции на 2018–2019 годы: список организаций

Планирует ли инспекция налоговые проверки? Конечно! Существует целая концепция такого планирования (утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]). В ней же приведены и критерии, используя которые сами налогоплательщики могут попытаться оценить риск попадания в план налоговых проверок. Всего таких критериев 12. Среди них:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;
  • продолжительная убыточность;
  • большие НДС-вычеты;
  • низкие зарплаты;
  • миграция между инспекциями и др.

Чем больше совпадений, тем выше риск попасть в контрольный список.

Критерии, конечно, штука полезная. Но все же они дают только вероятность налоговой проверки. Гораздо лучше знать о ней наверняка, к примеру, с точностью до квартала. Поэтому желание найти план-график налоговых проверок своей ИФНС и заглянуть в него свойственно практически каждому налогоплательщику.

Возможно ли это? А если возможно, то как это сделать?

Прочтите данную статью и будете знать, реально ли это — подсмотреть план налоговых проверок.

А мы продолжим рассказывать о налоговых проверках дальше. Какие же они бывают?

Виды налоговых проверок

Формально по НК РФ налоговые проверки бывают только 2 видов:

  • камеральные налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Третье контрольное мероприятие, которое мы привыкли именовать встречной налоговой проверкой, правильно называется истребованием документов или информации о налогоплательщике.

Если вам нужна более подробная информация по видам проверок, ищите ее здесь.

Где найти более подробные разъяснения по каждой разновидности налоговых проверок, расскажем далее.

А если вам нужно узнать какие-либо нюансы их проведения, сразу переходите к рубрике «Проведение налоговых проверок».

Что нужно запомнить о налоговых проверках

Если к вам пришли с налоговой проверкой, будьте проактивны и не пускайте процесс на самотек. Это поможет вам эффективно обжаловать решение налоговой и даже отменить его и следующие из него доначисления и штрафы.

  1. Проверяйте план выездных проверок на текущий год, чтобы заранее подготовиться к ней.
  2. Участвуйте в проводимых контрольных мероприятиях.
  3. Назначайте ответственного сотрудника, чтобы инспектор не дергал всю бухгалтерию. Если проверка проходит на территории компании, выделяйте отдельный кабинет или помещение.
  4. Обучайте сотрудников правилам поведения при проверке.
  5. Передавайте документы строго по описи. Контролируйте процесс сбора материалов и доказательств проверки.
  6. Выявляйте и фиксируйте нарушения в проведении проверки. Подавайте жалобы.
  7. Сохраняйте спокойствие.

Камеральная налоговая проверка — в списке каждый

Камеральной налоговой проверке подвергается почти вся налоговая отчетность (декларации и расчеты), которая попадает к инспекторам. Порядок проведения проверки закреплен в ст. 88 НК РФ.

Ответы на самые острые вопросы по проведению камеральных налоговых проверок ищите здесь.

Проходит такая налоговая проверка в инспекции, начинается без какого бы то ни было решения. На начальном этапе проверяется:

  • соблюдение срока подачи декларации;
  • корректность отражения показателей (происходит в автоматизированном режиме, в том числе с использованием контрольных соотношений, при этом выявляются ошибки, нестыковки, противоречия и т. п.);

О положительном результате камеральной налоговой проверки свидетельствует молчание налоговиков. Если 3 месяца (установленный срок проверки) истекли, а из инспекции вас не потревожили, значит, декларация прошла камеральный контроль.

Камеральная налоговая проверка может закончиться и до истечения 3 месяцев. Об этом см. здесь.

Если что-то пошло не так, например, вы ошиблись в декларации или ваша информация не стыкуется с той, которой владеют налоговики, ИФНС запросит у вас пояснения или потребует исправить отчет. Пояснения сняли все вопросы? Проверка заканчивается без последствий. А если нет?

О планах Госдумы в отношении камеральных проверок узнайте из сообщения.

О негативном варианте развития камеральной налоговой проверки читайте здесь.

В отдельных случаях в рамках камералки налоговики могут истребовать у вас документы. Например, при подаче декларации по НДС с налогом к возмещению, использовании льгот, нестыковке данных из вашей НДС-декларации с декларациями ваших контрагентов и др. Истребование — процесс сложный, и споры здесь нередки. Поэтому так важно знать порядок.

Все о том, как истребуются документы для налоговых проверок, вы можете найти в рубрике «Документы для налоговой проверки».

Камеральная налоговая проверка по разным налогам имеет особенности. В данном разделе сайта вы можете узнать:

  • как подготовиться к камералке по прибыли;

О ней мы пишем в этой статье.

  • как проверяют декларации упрощенцев;

Об этом здесь.

  • как камералят НДС.

Ему посвящена отдельная большая рубрика «Налоговая проверка НДС».

ВС разъяснил, как превышение срока налоговой проверки влияет на взыскание задолженности

5 июля Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда вынесла Определение № 307-ЭС21-2135 по делу № А21-10479/2019 о взыскании задолженности по налогам, пени и штрафа при нарушении налоговой инспекцией сроков проведения камеральной проверки.

Суды разошлись в оценках нарушения сроков проведения налоговой проверки

24 января 2022 г. ООО «Неринга» представила налоговую декларацию по НДС за четвертый квартал 2022 г. в Межрайонную инспекцию ФНС России № 9 по Калининградской области. По результатам камеральной проверки налоговая инспекция 12 ноября вынесла решение, которым доначислила обществу 1,5 млн руб. налога, 181 тыс. руб. пени и оштрафовала его на 155 тыс. руб. УФНС России по Калининградской области не стало удовлетворять жалобу общества.

26 февраля 2022 г. налоговый орган выставил в адрес налогоплательщика требование об уплате задолженности на сумму свыше 1,8 млн руб. Поскольку общество не исполнило требование, инспекция приняла решение о взыскании этой суммы с его банковских счетов. МИФНС России № 7 также распорядилась приостановить расчетные операции по счетам «Неринги» в банках и обратилась в Отдел судебных приставов-исполнителей Центрального района г. Калининграда УФССП России за взысканием задолженности за счет имущества налогоплательщика.

Поскольку впоследствии региональное УФНС отменило решение инспекции о мерах по принудительному исполнению, та 2 августа 2019 г. обратилась в суд с требованием взыскать с общества «Неринга» 1,8 млн руб. В ходе судебного разбирательства было установлено, что было допущено нарушение длительности проведения налоговой проверки – решение по ее результатам было быть вынесено не позднее 12 июля 2018 г., а не 12 ноября. Тем не менее суд удовлетворил исковые требования, не выявив пропуск налоговой инспекцией 6-месячного срока обращения в суд.

Апелляция отменила это решение и отказала в удовлетворении требований налогового орган, указав, что нарушение инспекцией при проведении камеральной налоговой проверки сроков, предусмотренных НК РФ, и незаявление ею ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления лишило ее возможности обращения в суд с заявлением после 16 мая 2022 г.

Впоследствии окружной суд отменил постановление апелляции и оставил в силе решение первой инстанции. Кассация посчитала, что с учетом положений п. 3 ст. 46 НК РФ 6-месячный срок обращения инспекции в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу, пеням, штрафам начал исчисляться с 20 марта 2022 г. (следующий день после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки) и истек 19 сентября 2022 г. Соответственно, инспекция не нарушила предусмотренный п. 3 ст. 46 НК РФ 6-месячный срок.

ВС разъяснил влияние нарушения сроков камеральной проверки на взыскание задолженности

В связи с этим общество «Неринга» обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд, но тот не нашел оснований для ее удовлетворения. Судебная коллегия по экономическим спорам сочла, что суд первой инстанции и окружной суд неправомерно не рассмотрели доводы налогоплательщика о нарушении налоговой инспекцией сроков проведения налоговой проверки, поскольку эти доводы имели юридическое значение для дела. Однако, подчеркнул ВС, допущенное судами нарушение норм процессуального права не привело к неправильному разрешению по существу спора.

Со ссылкой на практику Президиума ВАС РФ Верховный Суд напомнил, что при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценивается своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога. Соответственно, само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам.

«Иное приводило бы к смешению сроков, относящихся к различным административным процедурам, – сроков производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах и сроков исполнения решения, принятого по результатам названного производства. При этом, в отличие от процедуры взыскания задолженности, нарушение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах может быть обусловлено совокупностью причин, имеющих различный характер – как объективный (например, непоступление ответов налоговому органу на направленные им запросы иным лицам, позднее поступление ответов от уполномоченных органов других государств в рамках обмена информацией), так и субъективный (необходимость обеспечения реализации прав налогоплательщика, в том числе на ознакомление с материалами налоговой проверки, на подготовку дополнительных возражений и т.п.)», – пояснил Суд.

В то же время, заметил ВС, судебная практика признает, что регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения налоговых проверок, направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах и обеспечение правовой определенности. Поэтому длительный срок проведения налоговой проверки может быть недопустимым в той мере, в какой приводит к избыточному или не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля.

Верховный Суд добавил, что в ст. 46 и 47 НК РФ в первоначальной редакции отсутствовали положения, которые объективно ограничивали бы срок взыскания задолженности по налогам. Однако начиная со 2 сентября 2010 г. в абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ установлен 2-летний предельный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания. Он выступает гарантией соблюдения принципа правовой определенности и исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, поглощая иные предусмотренные ст. 46–47 НК РФ сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом. По истечении такого предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд.

«Таким образом, превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах (совершение определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля с нарушением сроков) само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных ст. 46–47 Налогового кодекса, но, во всяком случае, ограничивает возможность взыскания пределами двух лет. В случае превышения 2-летнего срока возражения относительно нарушения длительности проведения налоговой проверки могут быть заявлены налогоплательщиком как при рассмотрении предъявленного к нему в судебном порядке требования о взыскании задолженности, так и при оспаривании самим налогоплательщиком выставленного налоговым органом требования об уплате налога, оспаривании решений (постановлений), принятых налоговым органом в рамках внесудебного взыскания задолженности, что согласуется с п. 31 Постановления Пленума № 57 от 30 июля 2013 г.», – отметил Суд.

В рассматриваемом деле, заметил ВС, нарушение длительности проведения налоговой проверки составило четыре месяца и, следовательно, не привело к нарушению предельного 2-летнего срока. Поскольку налоговым органом, несмотря на нарушение длительности налоговой проверки, не утрачена возможность судебного взыскания задолженности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования. Следовательно, постановление суда округа об отмене постановления апелляции является по существу правильным. Таким образом, ВС РФ оставил в силе постановление окружного суда, а кассационную жалобу заявителя – без удовлетворения.

Эксперты неоднозначно отнеслись к выводам Суда

Адвокат, партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова отметила, что несоблюдение налоговыми органов сроков, предусмотренных НК РФ, для принудительного взыскания налогов – ситуация достаточно частая. «При этом инспекторы в любом случае обращаются за взысканием налогов (вплоть до попыток “обанкротить” налогоплательщика), даже если срок взыскания пропущен. Однако в рамках анализируемого дела необычность ситуации в том, что фактически вся позиция налогоплательщика строится на том, что инспекция изначально нарушила срок проведения камеральной проверки», – заметила она.

По словам эксперта, от Верховного Суда при рассмотрении этого дела ждали многого: юристы надеялись, что он раз и навсегда сформулирует правила расчета процессуальных сроков для случаев, когда налоговая проверка шла дольше, чем это предполагает НК РФ. «ВС РФ, увы, жалобу компании “Неринга” не удовлетворил, посчитав, что в данном конкретном случае сроки принудительного взыскания налоговым органом пропущены не были. Вместе с тем суд указал на ряд важных моментов, которые, несомненно, будут использоваться на практике в других аналогичных делах», – подчеркнула адвокат.

Так, пояснила она, Верховный Суд указал, что превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных ст. 46–47 НК РФ, но во всяком случае ограничивает возможность взыскания пределами двух лет. «В деле компании “Неринга” этот срок нарушен не был, хотя нарушение длительности налоговой проверки составило четыре месяца. Однако если бы превышение 2-летнего срока принудительного взыскания имело место, налогоплательщик, как указал ВС РФ, мог бы заявить возражения относительно нарушения длительности проведения налоговой проверки как при рассмотрении предъявленного к нему в судебном порядке требования о взыскании задолженности, так и при оспаривании самим налогоплательщиком выставленного налоговым органом требования об уплате налога, оспаривании решений (постановлений), принятых налоговым органом в рамках внесудебного взыскания задолженности», – пояснила Екатерина Болдинова.

Она добавила, что с учетом того, как часто налоговые органы в настоящее время нарушают сроки проведения как камеральных, так и выездных проверок, позиция ВС о необходимости соблюдения процессуальных сроков приобретает очень большое значение. «Таким образом, Суд напоминает, что сроки проведения проверки сохраняют свою важность и не стоит пренебрегать их подсчетом при формировании правовой позиции по делам о признании недействительными актов налоговых органов, принятых по итогам выездных и камеральных налоговых проверок», – заключила эксперт.

Адвокат, старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Дмитрий Кириллов отметил, что рассматриваемый спор примечателен прежде всего процедурой его разрешения в Верховном Суде – нечасто Судебная коллегия принимает к рассмотрению кассационную жалобу, чтобы отказать в ее удовлетворении.

Выездная налоговая проверка: действуем по плану

Если так случилось, что к вам пришла выездная налоговая проверка, не паникуйте. Для начала ознакомьтесь с ее общими правилами: где и кем она проводится, как начинается и т. п.

Как проходит налоговая проверка такого типа, читайте в этом материале.

Затем определите, сколько будет продолжаться выездная налоговая проверка. Общий срок — 2 месяца. Однако она может приостанавливаться и продлеваться.

В каких случаях возможно изменение срока выездной налоговой проверки и каков его максимум, мы рассказываем здесь.

Подготовьтесь к истребованию документов — в данном случае оно неизбежно.

Для этого прочтите статью «Истребование документов при выездной проверке: что нужно знать о сроках».

Помните, что потребовать бумаги контролеры могут вплоть до последнего дня налоговой проверки.

Можно ли не исполнять такое требование, узнайте из публикации.

А о том, как реагировать, если для выездной налоговой проверки ИФНС просит расшифровку строк бухочетности, читайте здесь.

Окончанием выездной налоговой проверки является день, когда составлена справка о ней. Вы получите от контролеров акт, из которого узнаете, что не понравилось налоговикам в вашем учете, что они считают нарушением и что нужно поправить.

Подробнее об акте выездной налоговой проверки читайте в статье.

А если вы с чем-то не согласны, загляните в статью «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

Составьте возражения и подайте их в инспекцию.

Но это еще не итог выездной налоговой проверки. Ее результаты будут определены в ходе рассмотрения руководителем ИФНС (или его замом) всех материалов, включая акт и возражения. По окончании вы получите решение, которое и должны будете исполнить. Или обжаловать, если не согласны с ним.

Все нюансы рассмотрения материалов налоговых проверок ищите в рубрике «Результаты налоговых проверок».

Плановая проверка налоговой: какой она может быть и почему проводится

Плановые проверки бизнеса осуществляются 1 раз в 3 года ( ). Их цель — убедиться, что вы ведете деятельность в соответствии с законодательными требованиями.

Фирмы, которые оказывают образовательные, медицинские и некоторые другие услуги, разрешено проверять чаще — 2 и более раза за 3 года ( ). Перечень таких сфер и периодичность проверки устанавливает Правительство РФ.

Внимание! В 2022 году плановые проверки малого бизнеса запрещены. В соответствии с мораторий был продлен на 2022 год, но он не распространяется на бизнесы с лицензией и тех, чья деятельность представляет потенциальную опасность для жизни людей.

Плановая проверка налоговой может быть:

  • Камеральная.
    В этом случае инспекторы не придут в ваш офис, магазин или ресторан, а проверят соответствие налоговому законодательству удаленно. Они изучат сданные декларации, могут запросить дополнительные документы у вас и ваших контрагентов, допросить свидетелей, провести экспертизу. О начале такой проверки не предупреждают, она может длиться до трех месяцев.
  • Выездная.
    Сотрудники налоговой посетят представительство фирмы, могут провести инвентаризацию, осмотр, изъять образцы товаров и документы, допросить свидетелей или инициировать экспертизу. Проверка длится до шести месяцев, в зависимости от ее вида.

Встречаем встречку во всеоружии

Если 2 предыдущие налоговые проверки проводятся непосредственно в отношении самого налогоплательщика, то встречная налоговая проверка касается его контрагентов — поставщиков, покупателей, заемщиков, займодавцев и пр.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Инспекция может истребовать у вас документы в рамках проверки контрагента вашего контрагента.

Проверяют в данном случае этих лиц, а чтобы убедиться в том, что их налоги посчитаны верно, данные их учета сопоставляют с документами или сведениями других участников сделок. Отсюда и название «встречная проверка».

Подробнее о встречных налоговых проверках узнайте из этой статьи.

В то же время истребовать у вас документы будет не чужая ИФНС. Она будет действовать через вашу. Именно от нее вы получите требование и именно ей должны будете сдать документы или сообщить об их отсутствии. Отдельный случай — если у вас с контрагентом одна инспекция на двоих.

Об этом здесь.

Ответить на требование следует обязательно. Отказ, в том числе молчание, от представления документов является нарушением и будет караться штрафом.

О том, по какой статье и в каком размере штрафуют за непредставление документов по встречной налоговой проверке, рассказывает данный материал.

Документы для налоговой проверки

Мы уже говорили, что при камеральной налоговой проверке истребование допускается лишь в строго ограниченных ситуациях, а при выездной проверке от него никуда не деться. И в том и в другом случае представление документов по требованию является вашей безусловной обязанностью, а за отказ назначается штраф.

Учитывая всю важность этой процедуры, мы посвятили ей отдельную рубрику.

Вы знаете, в каком виде сдавать истребуемые документы в ИФНС? А как правильно их заверить перед отправкой? Все рекомендации вы найдете в этой рубрике нашего сайта.

Прочтите, например, эту публикацию и узнаете, когда документы можно сдать в виде сканированных копий.

Из этой заметки вы узнаете, когда документы можно подать в электронном виде.

Здесь есть ответ на вопрос о том, в каких случаях допускается представлять документы в виде подшивки.

А в этой статье мы приводим подробные разъяснения Минфина о том, как такую подшивку правильно сформировать и заверить.

Все это чрезвычайно важно при налоговой проверке. Ведь неправильно заверенные копии документов налоговики могут счесть непредставленными и оштрафовать вас. Если объем истребуемой документации велик (а при налоговых проверках, как правило, так и бывает), сумма штрафа будет существенной. А лишние траты вам ни к чему.

Что еще важно знать при истребовании? С недавних пор Налоговый кодекс предусматривает запрет на повторное истребование у налогоплательщика документов, которые он уже представлял инспекции для камеральной или выездной налоговой проверки либо для налогового мониторинга.

С камеральной и выездной налоговыми проверками тут все понятно. А как быть со встречной налоговой проверкой? Например, при повторном истребовании для камералки тех документов, которые вы когда-то подавали для проверки встречной. Или наоборот, если для встречки просят документы, сданные в рамках прошлых камеральной и выездной налоговых проверок.

В одном из этих случаев требование можно не исполнять. О нем читайте здесь.

В другом подать документы придется — см. эту публикацию.

И таких нюансов при истребовании масса.

Еще партия неоднозначных вопросов об истребовании документов для налоговых проверок ждет вас в этой статье.

Следите за материалами данной рубрики и всегда будете в курсе всех новостей и разъяснений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]