В прошлый раз мы рассказали, когда работодателю может грозить проверка Государственной инспекции труда (ГИТ). Из этой статьи вы узнаете, как проходят такие проверки с учётом изменений, вступивших в силу с 1 июля 2022 года, и как к ним подготовиться. Самый подробный гайд по проверкам ГИТ на Клерке!
Как вы узнаете о проверке
О проведении плановой проверки инспекторы предупредят заранее не менее чем за 3 рабочих дня заказным письмом или электронным документом, подписанным электронной подписью.
Про внеплановую проверку вам могут сообщить любым способом не позднее, чем за 24 часа до начала в следующих случаях:
- проверку проводят по заявлению работника;
- у вас уже прошла проверка, по результатам которой вам выдали предписание об устранении нарушений, но вы их не устранили и ГИТ назначил повторную проверку.
В остальных случаях о внеплановой проверке вас заранее не предупредят, то есть она будет внезапной.
Плановая и внеплановая проверка может быть документарной — по месту нахождения инспекции, или выездной — на территории работодателя.
Основания для проверки трудовой инспекцией
Проверки трудовой инспекцией, как и большинство других проверок, могут быть плановыми или внеплановыми.
Под плановую проверку трудовой инспекцией может попасть любая организация, для внеплановой нужны более веские основания.
Итак, поводом для проведения инспекции могу стать:
- Плановая проверка может иметь в основе один из поводов:
- Работодатель зарегистрировался или начал вести предпринимательскую деятельность 3 года назад;
- 3 года назад закончилась предыдущая проверка.
Согласно действующему на территории России мораторию на проверки малого бизнеса, до конца 2022 года попадающие под действие закона предприятия были освобождены от плановых проверок трудовой инспекцией. В настоящее время Минэкономразвитие и Генеральная прокуратора, по поручению Правительства, разрабатывают поправки в законодательство, предусматривающие продление данного моратория на срок до 2022 года.
График проверок на 2022 год уже представлен на сайте генпрокуратуры.
- Толчком для внеплановой проверки (ограничения по частоте таких проверок законом не предусмотрено) может стать:
- Окончание срока исполнения предписания с прошлой проверки;
- Выход приказа на основании поручения прокуратуры;
- Задержка работодателем заработной платы, а также выдача ее не в полном объеме;
- Начисление зарплаты ниже предусмотренного законом минимума;
- Нарушение Трудового Кодекса РФ, вызвавшее угрозу здоровью сотрудников;
- Поступление жалоб от сотрудников о нарушении их прав, указанных в ТК РФ или запроса на проверку условий труда (инспекция не рассматривает анонимные обращения, но действовать она должна конфиденциально, не афишируя, по чьей жалобе проверка организована).
Что будут проверять
Внеплановая проверка. Обычно проводится по определённой теме, например, изучается своевременность выплаты заработной платы. В таком случае инспекторы смогут запросить у вас только те документы, которые относятся к этой теме . Выходить за рамки темы они не имеют права. Если же тема проверки — соблюдение трудового законодательства, то придётся предоставить практически все документы по учёту кадров и расчётов с персоналом.
Плановая проверка. Ведётся по проверочным листам. Это список контрольных вопросов по соблюдению законодательства. В уведомлении о предстоящей проверке будут перечислены проверочные листы, которые вам нужно будет заполнить. Обычно проверяют порядок приема на работу и увольнения, заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; соблюдение права на отпуск, оплату труда, режим работы, как функционирует служба охраны труда.
Вы можете заранее оценить состояние своего кадрового учёта и посмотреть на него глазами инспектора с помощью сервиса «Электронный инспектор» на сайте Роструда.
Перечень документов, которые может запросить трудовой инспектор, ограничен.
Так, у вас могут запросить:
- коллективный договор;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положение об оплате труда;
- штатное расписание;
- заявления и уведомления работников;
- приказы;
- трудовые и гражданско-правовые договоры;
- должностные инструкции, трудовые книжки или сведения о трудовой деятельности;
- личные карточки;
- договоры о полной материальной ответственности;
- табель учета рабочего времени, график отпусков;
- соглашение о разделении ежегодного отпуска на части;
- записка-расчёт при прекращении трудового договора;
- расчётные и платёжные ведомости;
- платёжные поручения на перечисление заработной платы и других выплат сотрудникам;
- расчётные листки;
- документы по охране труда, по защите персональных данных и т.д.
Большинство из этих документов составляют по унифицированной форме, бланки есть на сайте Роструда. При затруднениях в работе используйте памятки для решения наиболее распространённых трудовых ситуаций.
Какие нормативные акты регулируют проверки
Во время проверок соблюдения норм трудового законодательства инспекторы опирались на два нормативных правовых акта: Постановление Правительства РФ от 1.09.2012 № 875 (далее — постановление №875) и административный регламент из Приказа Роструда от 13.06.2019 № 160.
Постановление № 875 недействительно с 23 июля 2021-го, так как в этот день вступило в силу постановление №1230, которое учитывает нормы ФЗ от 31.07.20 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — 248-ФЗ). Плановые проверки, проводимые после 23 июля, должны соответствовать обновлённым правилам.
Административный регламент ещё не был изменён, но можно предположить, что в него внесут правки, чтобы он соответствовал постановлению № 1230 и 248-ФЗ.
Прокомментируем главные новшества.
За какой период могут запросить документы и оштрафовать
Период не ограничен, но повторную проверку по одним и тем же обстоятельствам не проводят. То есть при плановой проверке у вас не могут запросить документы за период, который уже проверяли.
Можно не предоставлять на проверку документы, по которым истёк срок хранения. Однако документы по зарплате и кадрам обычно хранятся долго. Сроки хранения определяйте в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом №236 от 20.12.2019г.
Срок давности по административным нарушениям ограничен одним годом со дня совершения. Если такое нарушение найдут после того, как прошёл год, наказать за них уже не смогут. Поэтому перед проверкой особое внимание уделите оформлению документов за последний год.
Пример 1.
В путевом листе от 30.06.2020 нет отметки о проведенном предрейсовом осмотре водителя. То есть он мог выйти на рейс в нетрезвом состоянии или с повышенным давлением, что создало бы угрозу несчастного случая во время рейса. Трудовая инспекция обнаружила это нарушение во время проверки 31.07.2021, то есть когда прошло более 1 года со дня его совершения. Наказать работодателя за это уже не смогут.
Но это распространяется не на все ситуации. Есть длящиеся нарушения, по ним срок исковой давности отсчитывают с той даты, когда их выявили. Например, отсутствие правил внутреннего трудового распорядка или журнала регистрации (инструктажа, трудовых книжек и т.д.).
Пример 2.
31 июля 2022 года инспекторы обнаружили, что водителя приняли на работу 15 мая 2022 года без обязательного медосмотра. Это значит, что всё это время работу выполнял человек, который мог иметь ограничения, несовместимые с этой профессией. Это уже длящееся нарушение, и несмотря на то, что с момента приёма на работу прошло уже больше года, за это могут оштрафовать ещё в течение года после того, как инспекторы это обнаружили.
Таким образом, за длящиеся нарушения вас могут оштрафовать даже по истечении нескольких лет.
Нельзя сказать точно, какие именно нарушения считаются длящимися, потому что чётких критериев и перечней нет. Поэтому часто ГИТ трактует в свою пользу и штрафует, а работодателям приходится судиться и опираться на сложившуюся практику.
Пример из судебной практики
Во время проверки инспекторы решили, что неправильно составленные трудовые договоры — это длящееся нарушение. Но судьи решили, что нарушение произошло в день составления трудового договора, а т.к. это было больше года назад, то штрафовать работодателя нельзя (Постановление Верховного Суда РФ от 01.11.18 №3-АД18-7).
ВАС озвучил такие критерии: длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Обжалование постановления о назначении административного наказания
Постановление оформляют на основании протокола об административном наказании.
Работодатель также вправе обжаловать постановление соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.361 ТК РФ).
Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.
Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд РФ), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (п.1 ст.30.5 КоАП РФ).
Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня ее поступления (п.1.1 ст.30.5 КоАП РФ).
Жалоба должна подаваться в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п.5 ст.30.2 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (п.1 ст.30.7 КоАП РФ):
— об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
— об изменении постановления;
— об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
— об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
— об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Вместе с тем принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано. Если жалоба на постановление рассматривалось соответствующим должностным лицом по подчиненности, то его решение может быть обжаловано в районный суд, а принятое по жалобе решение судьи районного суда — в вышестоящий суд (п.1 и п.2 ст.30.9 КоАП РФ).
Важно! А вправе ли суд снизить размер административного штрафа, выписанного трудовым инспектором по результатам проведенной проверки? Да, если суд установит, что трудовой инспектор установил необоснованно высокий штраф (п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).
Судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве.
Например, в одном из споров, работодатель был привлечен к административной ответственности по п.4 ст.18.15 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 500 000 рублей (за нарушение миграционного законодательства). Судом отмечено, что сумма штрафа, назначенная обществу, является чрезмерной и не отвечает целям административного наказания. А наложение на общество наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с учетом установленных обстоятельств дела отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 г. № А41-24800/14).
Из положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ следует, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением компании, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа , предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тысяч рублей.
Поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст. 17.7 КоАП РФ для юридических лиц, составляет менее 100 тысяч рублей, то правовых оснований для обсуждения вопроса о снижении размера административного штрафа не имеется (Постановление Центрального районного суда г. Калининграда от 26.06.2018 г. №5-480/2018).
Окончательный размер штрафа не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение (п.3.2-3.3 ст.4.1 КоАП РФ).
То есть, если размер штрафа находится в диапазоне — от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет максимально снизить его размер до 125 000 руб. (250 000 рублей/2 = 125 000 рублей).
На что обратить внимание перед проверкой
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Её должны проводить все работодатели, включая ИП, в отношении всех работников, кроме надомников и работающих дистанционно.
Результаты СОУТ направьте в трудовую инспекцию и разместите на своем сайте. Ознакомьте каждого работника под роспись с картой аттестации рабочего места, в том числе при приёме на работу. Укажите класс условий труда, определяемый по результатам СОУТ, в трудовом договоре.
Охрана труда
Возложите обязанность по охране труда на одного из сотрудников организации. Если в штате больше 50 человек, введите должность специалиста по охране труда или службу охраны труда. При этом ответственные лица должны иметь необходимое образование.
Не менее трёх специалистов направьте в аккредитованную организацию для проверки знаний по охране труда, затем сформируйте из них комиссию, которая будет обучать и тестировать остальных сотрудников. Если нет возможности создать внутреннюю комиссию, то последующее обучение остальных сотрудников придется проводить в аккредитованной организации. При приёме на работу любого сотрудника независимо от его профессии проведите инструктаж по охране труда и внесите запись с подписью работника в журнал регистрации вводного инструктажа.
В 2022 году вступили в действие новые правила по охране труда. В связи с этим проведите внеочередную проверку знаний новых нормативных актов. Обучение оформьте протоколом, внесите сведения о повторной проверке в удостоверения работников.
Трудовой договор
Получите на своем экземпляре трудового договора подпись работника о том, что ему выдали его экземпляр. Проследите, чтобы в договоре была обязательная информация: фамилия, имя, отчество и паспортные данные работника, наименование, ИНН работодателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя работодателя и основание его полномочий. Укажите место и дату заключения трудового договора.
Включите в договор обязательные условия: место работы, трудовую функцию, дату начала работы, условия оплаты, режим труда и отдыха, условия труда на рабочем месте на основании СОУТ, гарантии и компенсации условие об обязательном социальном страховании работника.
Все изменения обязательных условий трудового договора оформляйте дополнительным соглашением к договору.
Гражданско-правовой договор
Убедитесь, что в договорах ГПХ нет признаков трудовых договоров. Если там написано, что работы выполняются по режиму функционирования организации, вместо измеряемого объёма работ описывается трудовая функция, одна и та же работа выполняется из месяца в месяц, сроки выплаты по договору совпадают с выплатами штатным сотрудникам — договор могут переквалифицировать в трудовой.
Приём на работу
Получите подпись работника на приказе о приёме. Если трудовой договор срочный, в приказе укажите срок окончания. Ознакомьте под роспись работника с коллективным договором (при наличии), правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией и другими локальными нормативными актами. Получите заявление о способе выплаты зарплаты с банковскими реквизитами, заявление о присоединении к корпоративному банковскому продукту. Ознакомьте с картой СОУТ. Проведите первичное обучение по охране труда.
Увольнение
Получите подпись работника на приказе об увольнении. Убедитесь, что заявление об увольнении датировано за 14 дней до издания приказа об увольнении. Рассчитайте компенсацию за неиспользованный отпуск и заработную плату за отработанное время, оплатите их в день увольнения. Выдайте трудовую книжку в день увольнения, получите подпись работника в журнале учёта трудовых книжек.
Ежегодный оплачиваемый отпуск
За две недели до начала календарного года утвердите график отпусков, ознакомьте с ним работников под роспись. Хотя бы одну часть отпуска установите продолжительностью не менее 14 дней. За две недели уведомьте работника под роспись о предстоящем отпуске.
Расчёт отпускных сделайте исходя из среднего заработка с учётом индексации в случае, если было повышение оплаты труда. Оплатите отпуск не позднее чем за 3 дня до его начала. Получите письменное согласие работника на перенос отпуска на другое время. Убедитесь, что нет сотрудников, не отдыхавших два года подряд.
Расчётные листки
Форму расчётного листка утвердите приказом. Листки выдавайте работникам в распечатанном или электронном виде, подтвердите их получение подписью работника в журнале выдачи или другим способом.
Заработная плата
Выплачивайте зарплату не реже, чем каждые полмесяца. Конкретную дату выплаты установите правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором. Дата не должна быть позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который начислена зарплата.
Не устанавливайте оплату труда ниже МРОТ. Регионы имеют право устанавливать свой размер МРОТ, который может быть выше, но не может быть не ниже федерального. В таких случаях работодатель обязан платить сотрудникам не меньше региональной минималки. Уточните, какой МРОТ действует в вашем регионе.
Установите в положении об оплате труда срок и периодичность индексации зарплаты. Желательно проводить её не реже одного раза в год в январе и индексировать не менее, чем на официально опубликованный процент инфляции. Своевременно проводите такую индексацию.
Выездные проверки ГИТ: как подготовиться работодателю? Права работодателей при проверках
Т. Н. Малицкая автор статьи, специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению, вопросам кадрового делопроизводства, налогообложения заработной платы, применения трудового законодательства, руководитель ЦОК Аскон
Ежегодно Роструд составляет план, определяющий работодателей, которых будут проверять в следующем году. Этот план согласуется с прокуратурой и находится в свободном доступе. Для того чтобы проверить, включена ли ваша организация в план проверок, необходимо посетить сайт инспекции по труду https://git78.rostrud.ru/plan/ или сайт прокуратуры https://procspb.ru/plan-proverok. В информации, размещенной на этих сайтах, кроме прочего, будет указан месяц проведения проверки, основания ее проведения, вид проверки (В – выездная или Д – документарная), а также название органа государственного контроля (надзора), с которым совместно данная проверка будет проводиться. Утвержденный план в течение года не корректируется.
Заглянуть в этот план будет нелишним перед тем, как утверждается график отпусков на следующий год с тем, чтобы в указанный в графике месяц проверки ключевые сотрудники не оказались в отпуске. А если вы уже график утвердили, то, при необходимости, его придется скорректировать. Извлечение из плана проверок на 2016 год приведено в таблице 1.
Кроме того, если в плане проверок вы видите неправомочное основание ее проведения (например, не прошло 3 года с даты государственной регистрации юрлица), то вам следует написать об этом письмо в государственную инспекцию труда, приложить копии подтверждающих документов, и тогда проверка не состоится. Как показывает практика, около 10% компаний, попадающих в план проверок, оказываются в нем без законных оснований.
Таблица 1
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год (извлечение)
Характер, виды, основания, сроки и цели проведения проверок приведены в таблице 2.
Таблица 2
Проверки ГИТ: виды, основания, сроки проведения
Характер проверок | ||
Плановые | Внеплановые | |
Предмет проверки |
| |
Основания для проведения | Проводится по истечении трех лет со дня: 1) государственной регистрации юрлица; 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица; 3) начала осуществления предпринимательской деятельности юридическим лицом. | 1) Истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений; 2) поступление в инспекцию труда обращения и заявления о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; — если в федеральную инспекцию труда поступили: а) обращение или заявление работника о нарушении работодателем трудовых прав; б) запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте (ст. 219 ТК РФ); — издание руководителем инспекции труда приказа (распоряжения) по поручениям Президента РФ, Правительства РФ, либо на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. |
Срок уведомления | Не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала любым доступным способом. | Не позднее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом. В случае, когда уведомление о проверке может нанести ущерб ее эффективности и позволит скрыть факт нарушения – уведомление работодателя о предстоящей проверке не допускается. |
Полученное от ГИТ уведомление следует зарегистрировать в регистрационном журнале для входящей корреспонденции в целях фиксации срока уведомления. | ||
Сроки проведения | Общее правило – срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Для субъектов малого предпринимательства срок проведения плановой проверки составляет:
При проведении внеплановой выездной проверки, а также документарной проверки субъектов малого предпринимательства применяется общеустановленное правило – 20 рабочих дней. При необходимости трудовая инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15 часов. Если инспекция труда приняла решение о продлении сроков проверки, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за 3 рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки. Для юрлица, которое ведет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ одновременно, сроки проверки устанавливаются отдельно по каждому филиалу, обособленному подразделению, представительству, но при этом общий срок не может превышать шестьдесят рабочих дней. Продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается. | |
Виды проверок | ||
Выездные | Документарные | |
Место проведения | На территории работодателя. | На территории проверяющего органа власти. |
Плюсы и минусы видов проверок | Плюсы – не нужно копировать, заверять, сшивать и передавать для проверки большое количество документов. Минусы – проверяющие могут запросить любой документ. Также инспекторы могут проверить помещения, занимаемые компанией, задавать вопросы персоналу. | Плюсы – документы для проверки запрашиваются заранее, есть возможность их подготовить. Если контролирующему органу будет недостаточно предоставленных документов для проведения проверки в полном объеме, то в адрес работодателя может быть направлен запрос о предоставлении дополнительной информации. Работодатель обязан предоставить указанные в запросе документы или иную информацию в течение десяти рабочих дней. Минусы – при большом документообороте придется готовить большое кол-во документов, составлять описи и передавать документы по акту. |
Правительство России внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект № 983383-6 [15], которым предлагается установить специальные штрафы за задержку выплаты заработной платы, повысить проценты, предусмотренные статьей 236 Трудового кодекса, увеличить срок обращения работников в суд, разрешить инспекторам ГИТ проводить внеплановые проверки без согласования с органами прокуратуры.
В проекте предполагается, что в случае несвоевременной выплаты заработной платы
либо установления заработной платы в размере ниже
МРОТ
инспекторы ГИТ получат право на проведение внеплановой проверки работодателя. Сейчас для проведения такой проверки требуется наличие жалоб и согласие органов прокуратуры.
Автором законопроекта является Правительство России, поэтому вероятность того, что в ближайшее время Госдума рассмотрит и примет этот законопроект, весьма высока. Таким образом, в ближайшем будущем, количество внеплановых проверок может существенно увеличиться.
Согласно информации, размещенной на сайте трудовой инспекции по г. Санкт-Петербургу, за 2015 год было проведено 7153 проверки, из них всего 1170 проверок выездных, остальные 5983 – документарные (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1
По проведенным проверкам за 2015 год можно сделать вывод, что в 78% случаях проведения проверок ГИТ основанием для проведения являлись обращения граждан и только 16% – были плановыми проверками (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2
По еженедельным отчетам, размещаемым на сайте трудовой инспекции по г. Санкт-Петербургу за 2016 год, можно сделать следующие выводы:
1) в 85 случаях из 100 проверки заканчиваются выявлением правонарушений;
2) из выявленных нарушений более половины касаются охраны труда на предприятии;
3) средний размер административного штрафа составляет 50 000 руб.
Права работодателя при проведении выездной проверки
По требованию работодателя проверяющие обязаны предъявить служебные удостоверения.
Перед началом проверки руководитель организации (представитель) должен получить под роспись копию распоряжения (приказа) руководителя ГИТ, ее обязаны предоставить лица, проводящие проверку.
Работодатель наделен правом запрашивать у должностных лиц всю информацию о том органе, который направил их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней ч. 3 ст. 14 [2].
Руководитель проверяемой организации или его уполномоченное лицо имеют право присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения п. 1 ст. 21 [2], абз. 2 п. 8 [3] и проверяющие не имеют права этому препятствовать.
Работодатель имеет право на ознакомление со всеми административными регламентами мероприятий по контролю и порядку их проведения на тех объектах, которые юридическое лицо использует при ведении своей деятельности.
Если руководитель организации (уполномоченный представитель) отсутствует при проведении проверки – выездная проверка (плановая, внеплановая) не может проводиться. Исключением являются случаи, когда проводится проверка по таким основаниям как: причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия.
По окончании проверки инспектор должен составить акт, в котором руководитель (уполномоченное лицо) ставит свою подпись, тем самым подтверждая, что ознакомлен с результатами проведенных мероприятий ч. 1 ст. 16 [2], абз. 1 п. 61 [3].
Если работодатель не согласен с выводами или фактами, изложенными в акте по результатам проверки (либо в предписании об устранении выявленных нарушений), он может представить свои возражения в письменной форме. Возражения представляются в орган, производивший мероприятия по контролю в течение 15 дней, с даты получения акта проверки ч. 12 ст.16 [2], абз. 1 п. 63 [3].
Если у организации есть документы, которые могут подтвердить обоснованность возражений, то к акту прикладывают заверенные копии таких документов.
Работодатель обладает правом обжаловать в административном или судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, в результате которых были нарушены его права ст. 254 ГПК РФ [10].
Если к работодателю было применено административное наказание по результатам проверки – его тоже можно оспорить. Для этого следует представить документы, свидетельства или иные аргументы, которые могут подтвердить вашу правоту.
Работодатель также имеет право обратиться с иском в суд о взыскании вреда или упущенной выгоды, которые были причинены действиями (бездействием) должностных лиц органа государственного контроля, и которые были признаны неправомерными ст. 22 [2].
Обязанности работодателя при выездной проверке
Работодатель обязан предоставлять для проверки документы только в том случае, если до выездной не была проведена документарная проверка ч. 5 ст. 12 [2], абз. 7 п. 8 [3].
Если передаются оригиналы документов, то лучше всего оформлять такую передачу письменно. Сделать это можно в виде акта приема-передачи или описи.
При подготовке документов работодатель должен руководствоваться порядком передачи персональных данных работников, который предусмотрен ст. 88 ТК РФ [1]. А именно: в акте нужно указать, что передаваемые данные могут быть использованы только для процедур по контролю.
Руководитель проверяемой организации обязан лично присутствовать при проведении проверки, либо обеспечить присутствие уполномоченных представителей, которые отвечают за организацию и проведение мероприятий по выполнению всех обязательных требований в сфере труда и его охраны ч. 1 ст. 25 [2], абз. 9 п. 8 [3].
Кроме того, работодатель обязан обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, а также в здания, строения, и помещения, которые используются организацией при осуществлении ее хозяйственной деятельности, а также к оборудованию и транспорту.
Оформление результатов проверки
По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах, типовая форма акта утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 [9].
Один экземпляр вручают руководителю (уполномоченному лицу) проверяемой организации под роспись. Если руководитель отказывается ставить свою подпись – на акте делается соответствующая запись.
Все юридические лица и предприниматели должны вести журнал учета проверок согласно ч. 8 ст. 16 [2] и, в свою очередь, работодатель вправе потребовать от проверяющих произвести запись в таком журнале.
В случае выявления правонарушений по результатам проведенной проверки государственные инспекторы труда одновременно с актом имеют право предъявлять работодателям либо их представителям предписание об устранении нарушений трудового законодательства ч. 3. ст. 16 [2], абз. 4 п. 60 [3].
Предъявленные предписания являются обязательными для исполнения ст. 357 ТК РФ [1].
Срок обжалования предписания не должен превышать:
- 15 дней, если обжалование производится вышестоящему руководителю или Главному государственному инспектору труда РФ п. 12 ст. 16 [2].
- 10 дней при обжаловании в суд ч. 2 ст. 357 ТК РФ [1].
Срок обжалования начинает исчисляться с даты получения работодателем предписания, приложенного к акту проверки.
Если в ходе проверки были выявлены нарушения трудового законодательства и сроки привлечения к ответственности, которые установлены ст. 4.5 КоАП РФ [12], еще не истекли, инспектор в дополнение к акту составляет протокол об административном правонарушении абз. 6 п. 60 Регламента [3], п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ [12].
Может случиться, что в ходе проверки будут допущены грубые нарушения установленных требований к организации и проведению проверок, тогда, согласно ч. 1 ст. 20 [2], ее результаты не могут являться доказательствами нарушения работодателем обязательных требований и требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами. Результаты таких проверок подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) либо судом на основании заявления работодателя.
Грубыми нарушениями при проведении проверок являются (ч. 2 ст. 20 [2]):
- отсутствие оснований для проведения плановой проверки;
- несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;
- несоблюдение сроков проведения плановых проверок;
- привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также не прошедших аттестацию граждан;
- отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;
- несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
- проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (заместителя) органа государственного или муниципального контроля;
- затребование документов, не относящихся к предмету проверки;
- превышение установленных сроков проведения проверки;
- непредставление акта проверки;
- проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план;
- проведение выездной проверки с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка.
Глубина проведения проверки
В статье 357 ТК РФ [1] указано, что при проведении проверок государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций. При этом закон не ограничивает контролеров в отношении периода для охвата проверкой. Однако работодатель не обязан представлять документы, срок хранения которых истек.
Все кадровые документы должны храниться в организации в соответствии с установленными сроками их хранения. Существует Перечень, регламентирующий сроки хранения кадровых документов, утвержден он приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 [16]. Соблюдать указанные в Перечне сроки должны все организации независимо от формы собственности.
Обратите внимание на Федеральный закон от 02.03.2016 N 43-ФЗ [17], согласно которому документы по личному составу, созданные после 2003 года необходимо хранить 50 лет. Для документов по личному составу, которые касаются прохождения госслужбы (кроме государственной гражданской) этим законом предусмотрены специальные правила.
Какие документы запрашивают проверяющие
До настоящего времени нет законодательно закрепленного единого перечня документов, который должна иметь в наличии каждая организация. Анализ различных нормативно-правовых актов показывает, что организации должны формировать отдельные локально-нормативные акты, вести те или иные журналы, издавать приказы и другие документы, а также соблюдать сроки их хранения. Каждая организация может составить свой перечень документов, которые должны быть именно в этой компании. В таком перечне необходимо указать не только наименования документов, но и основания их ведения, а также журналы учета документов.
Примерный список документов, который может затребовать при проверке трудовая инспекция, приведен в таблице 3.
Таблица 3
№ пп | Наименование документа |
1 | Трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним |
2 | Договоры о полной индивидуальной материальной ответственности и договоры о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности |
3 | Ученические договоры |
4 | Трудовые книжки |
5 | Книга учета движения и приходно-расходная книга по учету трудовых книжек и вкладышей к ним |
6 | Личные карточки работников |
7 | Штатное расписание |
8 | График отпусков и извещение о начале отпуска |
9 | Табель учета рабочего времени |
10 | Расчетные листы и приказ об утверждении формы расчетного листка |
11 | Локальные акты. К обязательным локальным актам относятся правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ) и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ) |
12 | Документы по охране труда |
13 | Приказы (распоряжения) работодателя |
14 | Документы воинского учета граждан |
15 | Положение о филиале, представительстве |
16 | Положение об аттестации |
17 | Положение об охране коммерческой тайны |
18 | График сменности |
19 | Результаты медицинских обследований работников, если необходимо (ст. 212 ТК РФ) |
20 | Иные документы (должны быть в наличии только в тех случаях, когда какие-либо действия работодателя зависят от волеизъявления работника или предусмотрены законодательством РФ) |
Трудовые инспекторы имеют право осуществлять надзор и контроль над реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (ст. 356 ТК РФ [1]). Кроме документов, подтверждающих выплату пособий, трудовые инспекторы могут проверить наличие аптечки, поскольку статья 223 ТК РФ [1] обязывает работодателей создавать санитарные посты с аптечками. Аптечку иметь обязаны все организации независимо от того, относится их деятельность к производственной или нет. Инспекторы могут проверить не только само наличие аптечки в организации, но и ее комплектацию.
Срок давности привлечения к ответственности и размеры штрафов за нарушение трудового законодательства
Затрагивая тему проверок, невозможно обойти стороной информацию о сроке давности привлечения к ответственности за нарушения трудового законодательства. По истечении этого срока работодатель не может быть привлечен к ответственности за совершенное правонарушение независимо от наличия вины в совершении правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения ст. 4.5 КоАП РФ [12].
Если же срок давности привлечения к ответственности истек – дело об административном правонарушении должно быть прекращено п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ [12].
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает истекать с момента наступления указанного срока.
Размер административной ответственности приведен в таблице 4.
Таблица 4.
Ответственность за «трудовые» нарушения
Норма КоАП РФ | Правонарушение | Ответственность | ||
должностных лиц | ИП | организаций | ||
ч. 2 ст. 5.27 | Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, если последний отказывается заключить трудовой договор с человеком, допущенным к работе | 10 000 – 20 000 руб. | нет | |
ч. 3 ст. 5.27 | Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора | 10 000 – 20 000 руб. | 5 000 – 10 000 руб. | 50 000 – 100 000 руб. |
Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения | ||||
ч. 5 ст. 5.27 | Совершение правонарушения по ч. 2 или 3 ст. 5.27 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение | Дисквалификация на 1–3 года | 30 000 – 40 000 руб. | 100 000–200 000 руб. |
ч. 1 ст. 5.27 | Иные нарушения законодательства и нормативных актов о труде | Предупреждение или 1 000 – 5000 руб. | Предупреждение или 30 000 – 50 000 руб. | |
ч. 4 ст. 5.27 | Совершение правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение | 10 000 – 20 000 руб. или дисквалификация на 1–3 года | 10 000 – 20 000 руб. | 50 000 – 70 000 руб. |
ч. 3 ст. 5.27.1 | Допуск к труду работника, не прошедшего:
| 15 000 – 25 000 руб. | 110 000 – 130 000 руб. | |
Допуск к труду работника при наличии у него медицинских противопоказаний | ||||
ч. 4 ст. 5.27.1 | Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты | 20 000 – 30 000 руб. | 130 000 – 150 000 руб. | |
ч. 1 ст. 5.27.1 | Нарушение иных государственных нормативных требований охраны труда | Предупреждение или 2 000 – 5 000 руб. | Предупреждение или 50 000 – 80 000 руб. | |
ч. 5 ст. 5.27.1 | Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 — 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение | 30 000 – 40 000 руб. или дисквалификация на 1 – 3 года | 30 000 – 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток | 100 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
ч. 23 ст. 19.5 | Невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение законного предписания государственного инспектора труда | 30 000 – 50 000 руб. или дисквалификация на 1–3 года | 30 000 – 50 000 руб. | 100 000 – 200 000 руб. |
Наиболее часто встречавшиеся нарушения трудового законодательства по результатам проверок ГИТ по г. Санкт-Петербургу за 2015 год, количество вынесенных решений о назначении административной ответственности и суммы штрафов приведены в диаграммах 3, 4 и 5.
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Список литературы
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. 2. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 3. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н. 4. Методические рекомендации по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденные Приказом Роструда от 28.10.2010 N 455 5. Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью». 6. Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». 7. Конвенция N 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле». Заключена в г. Женеве 11.07.1947. 8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 9. Приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ. 11. Постановление Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации (вместе с «ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»). 12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. 13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». 14. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам». 15. Проект Федерального закона N 983383-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.01.2016). 16. Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» 17. Федеральный закон от 02.03.2016 N 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации».
Результаты проверки
Если инспекторы нашли нарушения, они составят предписание об их устранении в определённый срок. Устраняйте нарушения вовремя, тогда у вас будет шанс обойтись без штрафа и получить только предупреждение. Сообщите письмом в ГИТ, что исполнили предписание и приложите копии подтверждающих документов по каждому пункту. Если этого не сделать, вам назначат повторную внеплановую проверку.
Если не можете устранить нарушение в срок, направьте в ГИТ ходатайство о продлении. Это нужно сделать не позднее, чем за 5 рабочих дней до истечения срока, который указан в предписании. В ходатайстве пропишите причины задержки и перечислите, что уже выполнили. В этом случае ГИТ может продлить срок.
Если по предписанию вы должны были погасить долги по зарплате, но не сделали этого, ГИТ вынесет решение о принудительном исполнении предписания. Это приравнивается к исполнительному листу. Решение отправят судебному приставу, после чего долг спишут с расчётного счёта работодателя.
Категории риска
От категории риска, присвоенной работодателю, зависит регулярность плановых выездных «трудовых» проверок. Такое правило из прежнего постановления стало частью постановления № 1230.
Таблица. Зависимость регулярности осуществления плановой «трудовой» ревизии от категории риска
Категории риска | Частота проведения плановых выездных проверок |
высокий риск | раз в 2 года |
значительный риск | раз в 3 года |
средний риск | раз в 5 лет |
умеренный риск | раз в 6 лет |
низкий риск | не осуществляются плановые контрольные мероприятия |
Категория риска присваивается ежегодно. До 1 июля текущего года чиновникам необходимо было представить сведения о категории, которая будет использоваться в последующем календарном году.
По постановлению № 1230, на официальной интернет-платформе Роструда публикуются списки тех, кто в последующем календарном году будет располагаться в категории под названием «высокий риск». Списки организаций со значительным, средним и умеренным риском можно найти на платформах территориальных органов Роструда.
В п. 14 постановления №1230 упомянута возможность работодателя направить в трудовую инспекцию заявление о пересмотре категории. Решение должно быть принято в течение 5 рабочих дней со дня получения информации о соответствии объекта контроля другой категории риска.
Границы внепланового контроля Роструда
В Законе 294-ФЗ сделана оговорка, что проверка по основанию истечения срока ранее выданного предписания ограничивается только подтверждением его выполнения (ч. 21 ст. 10). Однако по общей норме этого же закона контролирующим органам вообще запрещено выходить за пределы предмета проверки (п. 3 ст. 15).
Поэтому границы внеплановой проверки трудовой инспекции напрямую зависят от основания ее проведения. Так, по жалобе на невыплату зарплаты инспекция должна проверить доводы работника и запросить лишь документы, которые помогут это сделать.
Перечень требуемых в рамках внеплановой проверки документов может отличаться от указанного выше. Так, если она проводится по факту несчастного случая на производстве, ГИТ может запросить:
- сведения о проводимых на территории предприятия работах, гражданско-правовые договоры, на основании которых такие работы проводятся, реквизиты подрядчиков;
- данные о состоянии травматизма на предприятии;
- акты о расследовании несчастных случаев и т. д.
ВАЖНО! На те или иные неправомерные действия инспектора ГИТ (в том числе при запросе «лишних» документов) можно пожаловаться в порядке, установленном разделом V Регламента.
В законе нет перечня документов, которые вправе требовать Роструд (для обоих видов проверок). Главное — чтобы не был нарушен запрет на затребование документов (а равно иной информации, проб, образцов и т. д.), не относящихся к предмету проверки. А решение об относимости тех или иных объектов к ее предмету субъективно и принимается государственным инспектором труда.
Штрафы по итогам проведенной проверки
Что будет, если трудовая инспекция найдет правонарушения? Сначала выдается предписание. Если работодатель не устраняет нарушения в течение положенного времени, выписывается штраф или деятельность компании временно останавливается. Кто обязан его выплачивать? Все зависит от внутренних правил компании. Это может быть ИП, директор, главный бухгалтер.
Рассмотрим перечень распространенных штрафов 2022 года:
- Нарушение ТК РФ: 1 000-5 000 рублей для ЮЛ.
- Повторное правонарушение: 50 000-100 000 для ЮЛ, 5 000-10 000 рублей для ИП.
- Допуск к работе трудящегося без санитарной книжки: 10 000-20 000 рублей.
- Отсутствие трудового договора или его неверное заполнение: 50 000-100 000 рублей для ЮЛ и 5 000-10 000 рублей для ИП.
- Повторное уклонение от оформления ТД: 30 000-40 000 рублей для ИП и 100 000-200 000 рублей для ЮЛ. Для должностных лиц это грозит закрытием компании сроком до 3 лет.
- Нарушение норм охраны труда: 2 000-5 000 рублей для ИП и 50 000-80 000 рублей для ЮЛ.
- Повторное подобное правонарушение: 30 000-40 000 рублей или закрытие до 3 лет для ИП и 100 000-200 000 рублей или закрытие на срок до 3 месяцев для ЮЛ.
Чем больше ответственности лежит на руководителе или уполномоченном лице с точки зрения закона, тем больший штраф ему предъявляется.