Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2022 году


Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).
Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.

Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 2 месяца. Но в некоторых случаях может быть продлен до 3-х (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.

В 2022 году запущен пилотный проект ФНС, в рамках которого срок камералки по НДС может быть сокращен до 1 месяца. Подробнее см. здесь.

Когда возникает отсчёт срока исковой давности при совершении налогового нарушения в отношении НДС

Срок исковой давности начинает исчисляться на следующий день после окончания налогового периода. Об этом говорит п. 1 ст. 113 НК часть I. Налоговым периодом для НДС является квартал. Если правонарушение совершено второго апреля, то срок исковой давности будет исчисляться с 30 июня этого же года.

Величина срока исковой давности

Срок исковой давности равен трём годам с момента его отсчёта. Что это значит? В течение трёх лет со дня начала истечения срока исковой давности, налоговые органы вправе предъявить налогоплательщику претензии в судебном порядке.

Если налогоплательщик активно препятствует работникам налоговых органов, уходит от проверок, не предоставляет соответствующие документы, то Налоговый кодекс п. 1.1 ст. 113 НК часть I позволяет приостановить течение срока исковой давности. Для приостановки срока исковой давности налоговыми органами должен быть составлен акт о препятствии должностным лицам налогового органа проводить налоговую проверку. Таким препятствием может быть запрет на пропуск в служебные помещения работников налоговых органов. С даты составления и подписания акта начинается приостановка срока исковой давности. И длится эта приостановка до тех пор, пока налоговые органы не будут допущены для соответствующей налоговой проверки.

Что делать, если налоговые органы предъявляют претензии в судебном порядке с нарушением срока исковой давности?

Единственным выходом в данной ситуации это обращение в суд с иском о неправомерности предъявлении требований в связи с нарушением сроков исковой давности. Но надо быть абсолютно уверенным в своей правоте, т.е. досконально разобраться в сложившейся ситуации.

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС

Крайний срок подачи декларации по НДС — 25 число месяца, наступившего за налоговым периодом, который истек (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом срок камеральной проверки декларации по НДС составляет 2 месяца со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ), а в рамках пилотного проекта 1 месяц. Ранее этот срок составлял 3 месяца, но был сокращен законом «О внесении изменений…» от 03.08.2018 №302-ФЗ.

Как определить дату начала и окончания камеральной проверки? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Налоговикам предписано завершать камеральные проверки по истечении 2 месяцев со дня представления декларации по НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в декларации отсутствуют противоречия, и содержащиеся в ней сведения соответствуют сведениям об операциях, представленным другими налогоплательщиками (либо не устраненные расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога к уплате в бюджет);
  • отсутствуют признаки нарушений налогового законодательства, приводящие к занижению налога к уплате (либо завышению заявленного к возмещению налога), и информация, свидетельствующая о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Если налогоплательщик не соответствует вышепоименованным критериям и налоговиками выявлены противоречия, то срок камеральной проверки может быть продлен до 3-х месяцев.

С особенностями камеральной проверки к возмещению вас познакомит публикация.

Что делать при получении уведомления о признании декларации непредставленной?

С 1 июля 2022 года вступил в силу п. 5.4 ст. 174 НК РФ, в соответствии с которым в пятидневный срок (исчисляется в рабочих днях – п. 6 ст. 6.1 НК РФ) с даты направления в электронной форме уведомления налогоплательщик (налоговый агент, лицо, поименованное в п. 5 ст. 173 НК РФ) обязан подать налоговую декларацию, в которой устранены несоответствия контрольным соотношениям, указанным в п. 5.3 ст. 174 НК РФ.

В случае подачи налогоплательщиком (налоговым агентом, лицом, указанным в п. 5 ст. 173 НК РФ) в установленный срок налоговой декларации, в которой устранены несоответствия контрольным соотношениям, датой ее представления считается дата представления той декларации, которая в соответствии с п. 5.3 ст. 174 НК РФ была признана непредставленной.

Соответственно, если плательщик НДС внесет в декларацию нужные поправки в установленный срок, то она будет считаться представленной вовремя.

Форма декларации по НДС

Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected] утверждены:

  • форма декларации;
  • порядок ее заполнения;
  • формат представления отчетности в налоговые органы.

Узнать детальнее о составе декларации, скачать ее бланк и образец вы можете из материалов рубрики «Какой порядок заполнения декларации по НДС (пример, инструкция и правила)».

Если фирма начисляет НДС, а затем предъявляет налог к вычету, ей придется указать соответствующие данные о счетах-фактурах, которые явились основанием для расчетов. Для этого в декларации предусмотрены разделы для отражения данных из книги покупок, книги продаж, журнала учета счетов-фактур.

Кто сейчас обязан заполнять журнал учета счетов-фактур, узнайте здесь.

В настоящее время налоговые инспекторы получили возможность сравнивать данные, отраженные в книге продаж и книге покупок фирмы-продавца и фирмы-покупателя. Это позволяет выявлять в ходе камеральной проверки по НДС недобросовестных лиц, которые налоги в бюджет не платят, но претендуют на получение вычета по НДС.

Ошибки в декларации

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в декларации по НДС и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении ее камеральной проверки также дают пояснения в электронной форме. Если сведения передаются на бумажном носителе, они не считаются представленными.

К сведению

Формат представления пояснений к декларации по НДС в электронной форме утвержден Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/[email protected]

НК РФ предоставляет налогоплательщику возможность подтвердить свои пояснения соответствующими документами – выписками из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иными документами, подтверждающими достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Все пояснения и документы будут рассмотрены лицом, проводящим камеральную проверку, и при установлении факта совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах должностные лица налогового органа обязаны будут составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Если же никаких нарушений в ходе проверки не выявлено, акт не составляется и об окончании проверки налогоплательщику не сообщается.

Ответственность за нарушение формы подачи декларации

Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если же вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф.

В п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. В результате и последствия стали серьезнее: штраф вырос, возможно и привлечение к административной ответственности.

Подробнее об ответственности см. в нашем материале «Какова ответственность за опоздание с декларацией?».

Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Подробнее о приостановлении операций по счетам см. в нашем материале «Опоздали с декларацией? Готовьтесь к блокировке счета».

Когда декларация считается непредставленной?

С 1 июля 2022 года вступил в силу п. 5.3 ст. 174 НК РФ, внесенный Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ[2].

Теперь в случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей представленной налоговой декларации контрольным соотношениям, свидетельствующего о нарушении порядка ее заполнения, такая декларация считается непредставленной, о чем налогоплательщику (налоговому агенту, лицу, указанному в п. 5 ст. 173 НК РФ) не позднее дня, следующего за днем получения декларации, направляется уведомление в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. При этом утверждается отдельный перечень контрольных соотношений, предназначенный именно для указанных целей.

Одновременно начнет действовать п. 4.1 ст. 80 НК РФ, согласно которому налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, если при проведении камеральной проверки на основе такой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из приведенных в данном пункте обстоятельств, например, обстоятельства, предусмотренные п. 5.3 ст. 174 НК РФ.

С отчета за III квартал 2022 года декларация по НДС подается в обновленной форме (Приказ ФНС РФ от 26.03.2021 № ЕД-7-3/[email protected][3]). В декларацию по НДС теперь дополнительно включаются следующие сведения о прослеживаемости товаров:

– регистрационный номер партии товаров;

– код единицы измерения товара;

– количество товара в единицах измерения.

Также в декларацию по НДС входят сведения о стоимости товара, подлежащего прослеживаемости, без НДС в рублях.

Особо отметим, что такая информация указывается только в случае наличия операций с товарами, подлежащих прослеживаемости.

К сведению

Контрольные соотношения показателей декларации по НДС приведены в Письме ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/[email protected]

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция? Здесь подразумевается:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

Когда уведомление или требование получено, налогоплательщик обязательно отправляет в налоговую службу квитанцию, подтверждающую прием. На это законодательством отводится не более 6 суток от даты, когда налоговики запросили документацию или пояснения по отчетности.

См. «Формализованный ответ на требование налоговой по НДС – нюансы».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

  • передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
  • представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

Аргументы для споров в ИФНС

Когда факт налогового разрыва зафиксирован, следует доначисление НДС. Зачастую несогласной с таким поворотом дел компании (предпринимателю) приходится доказывать свою правоту в суде. И нередко им это удается. При этом на стороне налогоплательщика такие аргументы:

  • сговор между контрагентами, взаимодействие с зависимыми организациями — эти факты налоговая инспекция должна доказать, одних подозрений для снятия вычета недостаточно;
  • реальный характер сделки подтверждается первичными документами, в том числе, накладными;
  • разрыв, найденный в операциях контрагентов второго и последующих звеньев, не может быть основанием для отказа в вычете, поскольку компания в этих сделках не участвовала;
  • покупатель не несет ответственности за действия продавца и не может быть лишен вычета из-за того, что тот не выполнил свои налоговые обязательства.

Однако не стоит забывать о важности проявления должной осмотрительности и проверять контрагентов. Организацию могут лишить вычета из-за того, что ее партнер работает с ненадежным поставщиком, и ей под силу было это выяснить. Например, в судебной практике были случаи, когда арбитры отказали налогоплательщику в вычете из-за того, что на момент совершения сделки поставщика контрагента не было в реестр юридических лиц (постановление 18 ААС от 01.02.2017 №18АП-16650/2016).

Когда налоговики могут истребовать документы

Налоговые органы имеют право требовать в ходе камеральной проверки представления налогоплательщиком счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям, отраженным в поданной декларации (ст. 88 НК РФ). Ниже перечислены случаи, когда данное право подлежит реализации:

  1. Если данные, представленные двумя разными налогоплательщиками по одной и той же операции, не соответствуют друг другу.
  2. Если информация, указанная в декларации, не соответствует данным из журнала учета счетов-фактур.
  3. Если в поданной декларации выявлены противоречия.

ВАЖНО! Намерение истребовать документацию у налогоплательщика должно иметь под собой веские основания. То есть выявленные фискальной службой «неровности» в отчетности должны говорить о стремлении налогоплательщика занизить размер суммы налога к уплате и попытке завысить размер возмещения из бюджета.

О том, какие моменты могут влиять на возникновение вопросов при проверке, читайте в материале «Декларация по НДС: самые: самые частые ошибки и способы их исправить».

Любые пояснения по НДС налоговики принимают только в электронном виде. Узнайте об этом здесь.

Если есть льготы?

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Но согласно п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не установлено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Пунктом 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33[1] определено, что действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в ст. 149 НК РФ оснований освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. У налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ) или освобождаемым от него на основании ст. 149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью установление для определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (Письмо Минфина РФ от 11.02.2019 № 03-07-07/8029).

Обратите внимание

С 1 июля 2022 года п. 6 ст. 88 НК РФ дополнен нормой, согласно которой налогоплательщик вправе в качестве пояснения представить в электронной форме реестр подтверждающих документов. Форма и порядок заполнения этого реестра, а также формат и порядок его представления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Письмом ФНС РФ от 11.06.2021 № ЕА-4-15/[email protected] до регистрации Минюстом Приказа ФНС РФ от 24.05.2021 № ЕД-7-15/[email protected] «Об утверждении форм, порядков заполнения, форматов и порядка представления реестров документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы, в электронной форме» была направлена для руководства в работе и доведения до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков форма реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на льготы по НДС.

В реестре указываются:

– код и вид операции, по которой применена налоговая льгота;

– общая стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), в отношении которых применена налоговая льгота, по видам освобождаемых от налогообложения операций, отраженных в декларации по НДС (в рублях);

– наименование контрагента (покупателя), с которым заключен договор на реализацию товара (выполнение работ, оказание услуг);

– его ИНН и КПП;

– вид и реквизиты (номер, дата) документа (договор, платежное поручение, спецификация или иной документ), подтверждающего право налогоплательщика на льготы по НДС.

Кроме того, нужно указать общую стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) по контрагенту или при наличии типового договора – по нескольким контрагентам. И подвести итоги: указать общую стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) по каждому коду операций.

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

У представителей налоговой службы в ходе камеральной проверки есть право проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ).

См. также наш материал «Осмотр: правила проведения и оформления результатов».

То есть камеральная проверка НДС — это работа, проводимая фискалами не только в пределах рабочего кабинета, но и на территории налогоплательщика.

Когда допускается проведение осмотра? Осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • представление декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС;

Как проводится камеральная проверка декларации в случае возмещения НДС, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.

  • выявление противоречий и несоответствий, которые дают основания считать, что хозяйствующий субъект пытается занизить размер налога к уплате или завысить сумму налога к возмещению.

Постановление контролирующего лица, проводящего проверку, — достаточное основание для осмотра территорий, помещений и иного имущества юридического лица. При этом оно должно обладать следующими признаками:

  • во-первых, иметь мотивацию;
  • во-вторых, быть утвержденным руководителем налогового органа либо же его заместителем.

В полной мере соответствующее этим требованиям постановление является основанием для доступа фискальной службы на территорию/в помещения проверяемой компании. Кроме того, представители налоговой службы обязаны иметь служебные удостоверения.

Готовимся к камеральной проверке: на что обратить внимание?

Как проходит камеральная проверка? Какие документы необходимо представить? В какие сроки проводится проверка и чем заканчивается? Об этом и многом другом читайте в статье Екатерины Тощевой, старшего экономиста-консультанта.

С камеральной проверкой сталкиваются все компании и каждый индивидуальный предприниматель, независимо от выбранной системы налогообложения, присутствия убытка, показателей прибыльности. Такие проверки инспекция проводит регулярно на базе сданных деклараций и документов, полученных от налогоплательщиков.

О начале процедуры камеральной проверки предупреждать налогоплательщиков не будут. Проверка начнётся автоматически на основе представленной декларации/расчёта[1]. Вы поймёте, что в отношении вас проводится углублённая камеральная проверка, когда инспекция потребует представить документы, запросит пояснения. И тут налоговый орган не нарушает действующий закон, ведь нет норм Налогового кодекса, обязывающих ставить в известность о том, что они будут проводить углублённую проверку отчётности.

Права налогоплательщиков при проведении проверки

Часто в процессе проверки происходят нарушения прав налогоплательщиков. Чтобы этого не происходило, помните о своих правах.

  1. Право на проверку в рамках представленной отчётности. Как указано в пункте 1 статьи 88[2] НК РФ в рамках данной проверки проверяется тот налог, по которому представлена декларация, и только по периоду, указанному в данной отчётности.

Если налоговики принимают решение о привлечении вас к ответственности в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации, то смело направляйтесь в суд. Есть несколько примеров положительных решений: Постановления ФАС Уральского округа от 21.10.2008 № Ф09-7599/08-С2[3], ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2007 № А58-6343/06-Ф02-5686/07[4].

  1. Право на информирование о выявленных ошибках и направление пояснений. При проведении камеральной проверки плательщики имеют право[5]:

1) получить от налоговой инспекции информацию об обнаруженных ошибках, содержащихся в отчётности, несоответствиях между имеющимися у контролирующих органов сведениями и сведениями, которые направлены проверяемыми.

Тот момент, что проверяющие не сообщили налогоплательщику об обнаруженных ошибках, может быть принят в суде в качестве ещё одного доказательства в вашу пользу (Постановление[6] ФАС Московского округа от 23.03.2006 № КА-А40/2122-06).

2) представить пояснения по обнаруженным ошибкам, противоречиям и (или) несоответствиям.

Игнорировать своё право на направление пояснений и дополнительных документов не нужно. Если вы внесёте ясность в ситуацию при расчёте налога, то претензии со стороны налоговиков будут незначительны. И, соответственно, можно избежать штрафов.

Если налогоплательщик согласен с замечаниями инспекции, он вправе не направлять пояснения, а подать уточнённую декларацию.

Рассмотрим такую ситуацию. В процессе проведения камеральной проверки инспектор обнаружил ошибки и, позвонив по телефону, потребовал предоставить пояснения. Должна ли организация реагировать на устные требования сотрудников инспекции?

Налоговый кодекс прямо не отвечает на вопрос о том, в какой форме направляется сообщение налогоплательщику об ошибках, выявленных в ходе камеральной проверки. Чтобы составить акт камеральной проверки, налоговому органу необходимо соблюдение данного процесса. Поэтому на практике налогоплательщику информация об ошибках направляется в письменной форме.

Таким образом, налогоплательщики обязаны исполнять только законные требования налоговых органов, исполнение же устных указаний сотрудников ведомства законодательством не предусмотрено.

  1. Право на соблюдение сроков проверки. В процессе проведения камеральной проверки проверяющие обязаны придерживаться установленных НК РФ ограничений по сроку проверки. Проверка не может длиться больше трёх месяцев с момента представления отчётности (п. 2 ст. 88[7] НК РФ).

Указанное ограничение инспекция не всегда соблюдает.

Но неутешительный вывод вытекает из пункта 14 статьи 101[8] НК РФ: нарушение данного срока не является причиной для отмены решения по итогам данной проверки.

Также вы имеете право на предоставление уточнённой налоговой декларации в процессе прохождения проверки[9], право на соблюдение порядка при проведении процедур налогового контроля, право на получение акта, составленного по окончании проверки[10], право на изучение данных проверки[11] и т. д.

Сроки проведения камеральной проверки

Здесь всё просто. Срок проведения камералки по налогу на добавленную стоимость – два месяца, по остальным налогам – три.

Указанный срок не может быть продлён, но имеется одно исключение. Это в каждом правиле. Сотрудники налоговой вправе продлить срок проведения камеральной проверки по НДС, то есть проверка будет составлять уже три месяца. Но это возможно лишь в случае, если будут выявлены несоблюдение норм действующего законодательства о налогах[12].

Срок проверки начинает течь со следующего дня после дня подачи отчётности [13].

Дата окончания в общем случае – соответствующее число через три месяца. К примеру, инспекция получила отчётность 1 августа. Следовательно, последним днём проверки будет 1 ноября.

Изменились ли сроки проведения камеральной налоговой проверки из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации в стране? Ведь было много изменений: переносились сроки уплаты налогов для некоторых компаний, вводились запреты на проверки в это непростое время. Камеральные проверки проводятся в общеустановленные сроки без каких-либо продлений. На это указывают толкования ведомств[14].

Какие документы необходимо представить?

При камеральной проверке проверяющие могут затребовать дополнительные документы только в случаях, установленных НК РФ[15].

К примеру, документы вы должны представить, если:

  • не представили документы вместе с отчётностью, хотя НК РФ возлагал на вас эту обязанность. Допустим, вы зачли уплату налога на имущество за границей, но к декларации не были приложены подтверждающие документы[16];
  • претендуете на ту или иную налоговую льготу;
  • направили отчётность по НДС с налогом к возмещению;
  • в представленной декларации по НДС либо в декларации контрагента есть расхождения, что привело к недоплате налога либо к завышению возмещаемого НДС;
  • воспользовались пониженными тарифами по страховым взносам или указали в отчётности необлагаемые выплаты. У вас могут запросить документы, которые их подтверждают;
  • представили уточнённую отчётность, если прошло два года от представления первоначальной отчётности и в которой был уменьшен налог либо увеличен убыток;
  • воспользовались вычетами по налогу по системе tax free;
  • претендуете на инвестиционный вычет по налогу на прибыль.

Также можете представить документы по собственной инициативе, если знаете, что проверяющие в любом случае их запросят.

В рамках камеральной проверки сотрудники инспекции имеют право проводить широкий диапазон мероприятий налогового контроля. Но прибегают к ним реже, чем, допустим, при выездной проверке.

На практике в процессе камеральной проверки проверяющие:

  • истребуют у компании документы. Вправе только в случаях, рассмотренных нами выше;
  • запрашивают документы и информацию у контрагентов, так называемая встречная проверка[17];
  • вызывают в инспекцию на допрос, просят предоставить пояснения. Учтите, что за игнорирование вызова в налоговую инспекцию предусмотрена ответственность. Также в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией срок предоставления пояснений в процессе проверки декларации по НДС увеличивался на 10 дней. Но это относится только к требованиям, полученным с 1 марта по 30 июня включительно. Основание этому пункт [18] Постановления Правительства РФ от04.2020 № 409;
  • проводят осмотр территории проверяемого. Но такие случаи ограничены[19].

Оформление результатов камеральной проверки

Оформление результатов проведённой проверки зависит, выявлены ли нарушения или нет.

Если нарушения обнаружены, то проверяющие в течение 10 рабочих дней после окончания проверки должны составить акт[20]. Если вы не согласны с описанным в нём заключением, то есть возможность направить возражения. Для этого у плательщика есть одни месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ[21]).

В итоге проверяющие выносят окончательное решение.

Если законодательство вы не нарушали, то результаты проверки проверяющие не регистрируют. Оформления какого-либо документа в данном случае Налоговым кодексом не предусмотрено.

Ответственность налогоплательщиков

Ответственность может наступить в случае отказа от представления или несвоевременного представления документов, затребованных инспекций. Штраф в данном случае составит 200 рублей за каждый документ, направить который вы отказались (п. 1 ст. 126 НК РФ[22]).

Также должностных лиц организации за указанное нарушение могут привлечь к административной ответственности. А это штраф, размер которого варьируется от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ[23]).

К ответственности также привлекаются плательщики, не предоставившие пояснения в указанный инспекцией срок. Придётся заплатить 5 000 рублей. Если в течение года нарушение повторится, то размер штрафа составит уже 20 000 рублей (ст. 129.1 НК РФ[24]).

В случае непредставления документов и пояснений имеется риск включения в план выездных налоговых проверок.

Будьте внимательны, предоставляйте пояснения только по ТКС, если на вас возложена обязанность подать декларацию по НДС в электронном виде. Направив пояснения на бумажных носителях, они будут расценены как непредставленные (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ[25]).

Для справки

Регламент проведения камеральной налоговой проверки определён статьёй 88 Налогового кодекса РФ[26].

Этот вид проверки проводится на территории самой инспекции, без выезда к налогоплательщикам. Для налогоплательщиков это не доставляет неудобств, они продолжают вести свою финансово-хозяйственную деятельность.

Сотрудники ведомства при проведении камеральной проверки опираются на статьи НК РФ. Также используют:

  • рекомендации по проведению камеральных проверок[27];
  • письма[28] ФНС России, которые являются необходимыми к применению нижестоящими налоговыми органами.

Итак, камеральная проверка начинается после представления любой декларации или расчёта. А может ли проверка проведения без представления декларации? Нет, здесь действия проверяющих будут являться незаконными. Ведь камералка начинается только после представления отчётности. На что прямо указывает пункт 1 статьи 88 НК РФ[29].

Если инспекция не располагает представленной отчётностью, она вправе провести иной вид налогового контроля, но не камеральную проверку[30]. Но, обратите внимание: из любого правила есть исключение. К примеру, если декларацию (расчёт) не направила в намеченную дату иностранная компания, которая подлежит постановке на учёт согласно пункту 4.6 статьи 83 НК РФ[31], проверяющие вправе провести камеральную проверку на основе данных, которыми они располагают, а также данными о иных подобных налогоплательщиках.

Чтобы камеральная проверка завершалась с минимальными претензиями со стороны налоговых органов, знайте свои права и обязанности при проведении проверки.

[1] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[2] Ст. 88 НК РФ (часть первая)»от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[3] Постановление ФАС Уральского округа от 21.10.2008 № Ф09-7599/08-С2 по делу № А76-4251/08 {КонсультантПлюс}.

[4] Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2007 № А58-6343/06-Ф02-5686/07 по делу № А58-6343/06 {КонсультантПлюс}.

[5] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[6] Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2006 № КА-А40/2122-06 по делу № А40-45824/05-126-392 {КонсультантПлюс}.

[7] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[8] Ст. 101 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[9] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[10] Ст. 100 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[11] Ст. 101 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[12] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[13] Ст. 6.1 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[14] Вопрос: О сроках представления пояснений и документов (информации) на требования налогового органа в условиях распространения коронавирусной инфекции (Письмо ФНС России от 22.05.2020 № ЕА-4-15/8424) {КонсультантПлюс}.

[15] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[16] Ст. 386.1 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[17] Ст 93.1 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[18] Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (ред. от 11.07.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов) {КонсультантПлюс}.

[19] Ст. 92 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[20] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[21] Ст. 100 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[22] Ст. 126 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[23] Ст. 15.6 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[24] Ст. 129.1 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[25] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[26] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[27] Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (ред. от 13.02.2020) «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» {КонсультантПлюс}.

[28] Письмо ФНС России от 27.07.2018 № ММВ-20-15/[email protected] «О сокращении сроков камеральной проверки» {КонсультантПлюс}.

[29] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[30] Ст. 82 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[31] Ст. 83 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения

Начиная с 2015 года некоторых налогоплательщиков может заинтересовать новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг.

Кому доступен налоговый мониторинг, см. в материале «С 01.01.2015 крупных налогоплательщиков смогут «мониторить»».

Предметом налогового мониторинга выступает правильность расчета налогов, а также соблюдение сроков их уплаты в бюджет, в частности это касается и проверки НДС (ст. 105.26 НК РФ).

Налоговики не имеют права проводить камеральные (кстати, и выездные тоже) проверки в рамках временного периода, который подпал под мониторинг.

Правда, законодатель предусмотрел для этого правила несколько исключений. Например, если в периоде, подвергнутом мониторингу, представители налоговой инспекции выявят, что сумма налога, которая должна бы поступить в бюджет, не соответствует той, которую указало предприятие в своей декларации, проверка будет проведена обязательно.

Заметим, что налоговый мониторинг может быть проведен исключительно добровольно. Обязательным основанием для него выступает решение, принятое по факту рассмотрения заявления, поданного организацией, инициирующей его проведение. Более того, это не единственное, что потребуется. Заявление нужно дополнить определенными документами и сообщить об организации ряд данных.

В приказе ФНС от 21.04.2017 № ММВ-7-15/[email protected] утверждены новые формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга. Узнайте о них по ссылке.

Итоги

Камеральная проверка декларации по НДС проводится в налоговой инспекции. При необходимости инспекторы могут запросить документы или прийти к налогоплательщику для осмотра помещений и территорий.

Срок камеральной проверки декларации по НДС в общем случае составляет 2 месяца. Этот срок может быть продлен до 3 месяцев, если налоговики найдут ошибки или расхождения.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected]
  • приказ ФНС от 21.04.2017 № ММВ-7-15/[email protected]

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Строго по закону

Налоговый контроль, одной из форм которого является камеральная проверка, базируется на положениях Налогового Кодекса РФ. Законодательные основания разных сторон этой процедуры содержатся в таких пунктах и статьях НК:

  • положение о налоговом контроле – п.1 ст.82, п.1 ст. 87 НК;
  • цели камеральной проверки – п.2 ст.87;
  • что инициирует такую проверку – п.2. ст. 88;
  • о сроках, связанных с процедурой «камералки» – п.2 ст. 6.1, п.2 ст.88;
  • об особенностях дачи объяснений по результатам проверки – п.1 ст.31;
  • о выявлении в отчетности ошибок, нуждающихся в исправлении – п.3 ст.88;
  • о проверке уточненной декларации – п.9.1 ст. 88;
  • об акте по итогам проверки – п.1 ст. 100.

К СВЕДЕНИЮ! Положения, регламентирующие ответственность руководителя за неявку в налоговую по вызову для дачи объяснений,содержатся не в Налоговом кодексе, а в КоАП РФ (ч.1 ст.19.4).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]