В последние годы организация проверочных мероприятий, ориентированных на выявление нарушений различных статей действующего законодательства, практикуется налоговиками значительно реже. Постоянный риск-анализа деятельности зарегистрированных налогоплательщиков позволяет отслеживать данные в режиме реального времени, поэтому проводить подобные «акции» имеет смысл только после того, как будет собрана достаточная база косвенных доказательств, свидетельствующих о возможных противоправных действиях. Однако нормативный порядок допускает такую возможность — и на этот случай лучше заранее знать, что может послужить основанием, от которого будет зависеть, сколько длится выездная налоговая проверка, а также какими последствиями она грозит.
Общее представление
В положениях регламентирующего Кодекса не приводится четкой дефиниции, которая раскрывала бы содержание понятия ВНП. В то же время нормы, закрепленные в рамках ст. 82, 88-89 НК РФ, определяют рассматриваемое мероприятие в качестве одной из форм контроля, для которой характерны два ключевых признака. Первый — изучение корректности исчисления и уплаты в уполномоченные органы обязательных сборов за отдельно взятый промежуток времени (и в этом заключается отличие от камеральной процедуры, ориентированной на конкретную декларацию). Второй — возможность присутствия сотрудников ведомства в период проведения выездной налоговой проверки на территории, числящейся в качестве постоянной или арендованной собственности субъекта.
Крупнейший налогоплательщик
При проверке крупнейших налогоплательщиков, сроки выездной проверки могут быть увеличены по вполне логичным причинам — статус крупнейшего предполагает большое количество операций, значительные объемы выручки и документов, а значит, на проверку потребуется больше времени.
Один из вариантов избежать проверок — налоговый мониторинг. Это форма контроля, когда ФНС получает доступ к информационным системам, бухгалтерской и налоговой отчетности организации. Например, к базе 1С, электронному документообороту и т.п. С 2022 года в налоговом мониторинге участвуют такие компании, как Роснефть или Газпром (их дочерние компании).
А также иностранные Procter & Gamble, МЕТРО Cash & Carry, Нестле и др.
В период налогового мониторинга не проводятся камеральные (пункт 1.1. статьи 88 НК РФ) и выездные (пункт 5.1 статья 89 НК РФ) проверки.
Возможные основания
В современных реалиях подобные мероприятия носят преимущественно плановый характер — решение по кандидатам принимается по итогам анализа результатов, полученных в ходе рассмотрения определенных критериев риска. Большая часть из них находятся в открытом доступе, и закреплена приказом Федеральной службы № [email protected], опубликованном в 2007 году. Рассмотрим основные варианты.
- Нагрузка по налоговым сборам. В зоне пристального внимания оказываются хозяйствующие субъекты, показатель деятельности которых заметно отличается от среднего значения по отрасли, ежегодно публикуемого на официальном сайте ФНС.
- Доля вычетов по возмещению НДС. В данном случае критерием, определяющим перечень претендентов, выступает превышение порога в 89% от общей начисленной за двенадцать месяцев суммы.
- Среднемесячная заработная плата в пересчете на штатную единицу. Основанием для выезда налоговиков является предоставление отчетности с данными ниже отраслевых. Анализ информации по конкретному направлению деятельности проводится территориальными подразделениями Росстата, а также субъектными органами УФНС.
- Экономическая рентабельность. Критическое отклонение от нормы — результат, отстающий от среднеотраслевого значения на >10%. Для оценки риска достаточно сопоставить собственные итоговые показатели ведения бизнеса с информацией, представленной на сайте ФНС.
- Баланс прибылей и убытков. Активный рост расходов по отношению к доходам за определенный срок — повод для проведения налоговых проверок, особенно в тех случаях, когда отрицательная динамика фиксируется на протяжении более чем двух календарных лет.
- Вовлеченность в торговые операции цепочки из нескольких контрагентов. Систематическое увеличение количества участников, выступающих в качестве посредников, вызывает подозрения проверяющих, оценивающих целесообразность подобной схемы.
- Деятельность, сопряженная с повышенными рисками. К данной категории относятся сделки, заключаемые с фирмами-однодневками, привлечение к работе сотрудников, имеющих инвалидность и т.п.
- Нарушение сроков представления в ИФНС запрашиваемой документации или пояснений, в частности — в рамках камеральных проверочных мероприятий.
- Периодическая смена юридического адреса организации, следствием которой становится «миграция» между разными контролирующими ведомствами.
- Достижение лимитов, отведенных для налогоплательщиков, применяющих специальные льготные режимы. В качестве «приближения» рассматриваются показатели, разница которых с официальным нормативом составляет пять и менее процентов.
- Сумма вычета от профессиональной деятельности. Частные предприниматели, использующие ОСНО, оказываются в зоне риска в тех случаях, когда размер возмещения по декларации превышает 83% от общего дохода.
К кому может прийти налоговая проверка?
Прежде чем наведаться с выездной проверкой к налогоплательщику, налоговый орган проводит анализ фирмы по 12 критериям:
1. Низкая налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка рассказывает о том, сколько денег предприниматель отчисляет государству. Это главный критерий, по которому налоговая отбирает предпринимателей для проверки.
В сумму всех налогов включают налог на доходы физических лиц. Сумма страховых взносов не учитывается. Налоговой орган каждый год производят расчет налоговой нагрузки для каждой отрасли. В том случае, когда показатель окажется ниже, компания, скорее всего, попадет в план проверок.
2. Регулярные убытки на протяжении 2-х и больше лет. Когда в отчетах постоянно отражаются убытки – это подозрительно, по мнению налоговой. Возможно, предприниматель делает это специально, с целью ухода от налоговой.
3. Налоговый вычет по НДС выше 89%. Доля вычетов должна быть равна 89% или выше за период 12 месяцев от суммы начисленного с налоговой базы налога. О НДС и налоговом вычете мы писали здесь.
4. Темп роста расходов опережает темп роста доходов. Если бизнесмен отражает такую тенденцию, возможно, он пытается занизить доходы или завысить расходы, чтобы не платить налог на прибыль.
5. Низкая заработная плата сотрудников. Если работодатель платит зарплату работнику, которая ниже показателя по отрасли в регионе, то у налоговой закрадываются сомнения. Возможно какую-то часть зарплаты сотрудник получает в конверте. Это указывает на уклонение от уплаты страховых взносов и налога на доходы физических лиц за сотрудников.
6. Показатели на специальных режимах приближаются к предельным значениям. Предельные значения были введены государством. Если предприниматель близится к предельному значению на 1-5% несколько раз в год, это вызывает недоверие налоговой. Может быть, бизнесмен специально уменьшает показатели.
Предельные показатели: Для УСН:
- годовой доход не более 150 млн рублей;
- количество сотрудников не больше 150 человек;
- остаток основных средств не больше 150 млн рублей;
- доля участия других организаций не больше 25%.
Для ЕНВД:
- площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей не более 150 м²;
- общая площадь спальных помещений в гостинице или отеле не более 500 м²;
- количество работников не более 100 человек.
Для ЕСХН:
- доходы от сельскохозяйственной деятельности должны быть не меньше 70% всех доходов.
7. Расходы индивидуального предпринимателя за календарный год максимально приближены к доходам.
8. Работа через цепочку посредников. Если компания ведет деятельность по цепочке договоров с посредниками и перекупщиками, через новую организацию проходит большое количество денег, и все участники имеют какую-то связь друг с другом, это вызывает подозрение. Скорее всего, это фирма-однодневка, помогающая уходить от уплаты налогов.
9. Игнорирование запросов налогового органа. Если предприниматель не отвечает на запросы инспектора, не предоставляет документы, требуемые налоговиками, его навестят с проверкой.
10. Мигрирование между налоговыми инспекциями. В том случае, когда адрес компании меняется чаще 1 раза, вызывает подозрение у налоговой.
11. Уровень рентабельности компании на 10% ниже нормы. Исходя из показателей рентабельности можно говорить о том, насколько эффективно предприниматель пользуется ресурсами: деньгами, товарами, основными средствами.
12. Деятельность с высоким налоговым риском. Если бизнесмен работал с фирмой-однодневкой, то попадет под подозрение.
Готовые решения для всех направлений
Магазины
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Узнать больше
Склады
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Узнать больше
Маркировка
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.
Узнать больше
E-commerce
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Узнать больше
Учреждения
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Узнать больше
Производство
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Узнать больше
RFID
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Узнать больше
ЕГАИС
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Узнать больше
Сертификация для партнеров
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Узнать больше
Инвентаризация
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Узнать больше
Мобильная автоматизация
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Узнать больше Показать все решения по автоматизации
Сроки проведения ВНП
В соответствии с действующими законодательными нормами продолжительность ревизии составляет два месяца, отсчет которых начинается с даты, следующей за днем вынесения соответствующего решения. Однако, как показывает практика, подобные мероприятия занимают гораздо больше времени, что обуславливается наличием оговорки, допускающей приостановку или продление назначенной процедуры. Второй вариант встречается реже, поскольку требует участия руководящих инстанций, а вот первая опция используется налоговиками весьма охотно — к примеру, в случае запроса у контрагентов документации.
Хотя формально выездная налоговая проверка не может продолжаться более 60 дней, существует целый ряд законных оснований, позволяющих увеличить отведенный период. К их числу относятся:
- Назначение официальной экспертизы.
- Направление требования о предоставлении информации в иностранные органы.
- Необходимость достоверного лингвистического перевода документов, представленных на другом языке.
Таким образом, изначально установленный временной отрезок может вырасти до девяти месяцев, что весьма неудобно для бизнеса. Стоит также отметить, что каждый подобный случай должен быть оформлен отдельным постановлением руководящего сотрудника ИФНС (либо замещающего его лица), и на время «заморозки» не допускается организация вновь назначенных контрольных мероприятий, а также выдвижение новых требований в адрес налогоплательщика.
Что еще нужно знать о сроках выездной проверки
Помимо продления сроков налоговый орган может вынести решение о приостановлении ВНП. В этом случае срок перестает течь, и проверка по сути сдвигается на будущее.
Приостановление проверки возможно в общей сложности не более чем на 6 месяцев. Поводом для приостановления выездной налоговой проверки являются:
- встречные проверки контрагентов налогоплательщика,
- получение информации от иностранных государств (в этом случае возможно приостановление проверки на срок до 9 месяцев),
- проведение экспертиз,
- перевод документов на иностранном языке.
На время приостановления проверки налоговый орган не проводит контрольные мероприятия на территории налогоплательщика, возвращает оригиналы документов, полученных в ходе проверки, приостанавливает запрос новых, не ходит с осмотрами.
На практике продление сроков и приостановление редко происходят однократно и сразу на весь отведенный законом срок. Чаще встречаются ситуации, когда налоговый орган сначала принимает решение о приостановке для проведения встречных проверок, затем продлевает срок проверки для получения дополнительных сведений, следом идет приостановка на время экспертизы, потом снова продление и так несколько раз. В такой ситуации довольно сложно бывает уследить за соблюдением сроков и достаточностью оснований для тех или иных действий проверяющих.
Из за назначения дополнительных мероприятий у крупного бизнеса продолжительность проверки может растянуться на 1,5-2 года.
Кроме того, в ходе проверки приходится постоянно взаимодействовать с налоговыми инспекторами: собирать нужные документы, писать объяснения и возражения. Сроки такого взаимодействия ограничены законом, поэтому эту работу нельзя отложить на потом, приходится отодвигать текущие задачи. Не всегда у компании есть в штате достаточно сотрудников, чтобы выделить для общения с налоговиками отдельного человека.
Чтобы не отвлекать сотрудников от текущих рабочих задач, можно нанять сторонних консультантов, которые являются профессионалами и имеют большой опыт взаимодействия с налоговыми органами при проведении налоговых проверок.
Записаться на консультацию к юристу
Как уже отмечалось, сроки ВНП исчисляются с момента вынесения решения о проверке и до даты составления справки о проведении проверки. Однако, составление справки не означает, что общение с налоговыми органами закончено и можно вздохнуть спокойно.
В течение двух месяцев после завершения проверки налоговики готовят акт по результатам ВНП. Затем еще месяц дается налогоплательщику для предъявления возражений на акт налоговой проверки. Потом следует рассмотрение возражений, досудебное решение вопросов с налоговыми органами, а возможно и суд.
Обратите внимание: нарушение со стороны налоговой общих сроков проверки не может являться единственным основанием для отмены решения.
Все это требует немалого количества времени, а также знаний и опыта в общении с налоговыми органами. Практически невозможно перевести квалифицированного сотрудника на общение с налоговой по вопросам налоговой проверки без ущерба его текущей работе.
Чтобы налоговая проверка не парализовала работу компании, вы можете привлечь налоговых юристов на период ВНП.
Порядок и правила проведения ВНП
Законодательные нормы определяют не только продолжительность и периодичность выездной налоговой проверки, но и устанавливают регламент ее осуществления. Основанием служит решение, вынесенное инспекцией, в которой субъект числится на учете. Содержание должно включать в себя сведения о планируемом мероприятии, включая состав ревизионной группы, а также конкретные сборы и период, требующие уточнения. При этом Кодекс не устанавливает обязанности вручения копии документа налогоплательщику, хотя на практике форма содержит подобный раздел и обычно предоставляется перед началом процедуры.
В ходе ревизии ответственные инспектора направляют требования, осуществляют выемку и осмотр различного рода материалов, назначают экспертные исследования и проводят допросы сотрудников, а также совершают иные действия, необходимые для достижения результата. Состав участников может быть изменен, но только в том случае, если соответствующие записи будут внесены в содержание решения. В заключительный день составляется документальная справка, отражающая предмет и сроки проверки налоговой инспекции, вручаемая налогоплательщику.
Общий порядок проведения
В соответствии с установленными правилами, мероприятие реализуется на территории офиса или объекта, принадлежащего субъекту — за исключением ситуаций, когда имеющиеся площади не позволяют выделить сотрудникам отдельное помещение. Однако чаще всего взаимодействие происходит заочно, с использованием каналов телекоммуникации или почты, через которые направляются требования о предоставлении конкретной документации.
Процедура допускает организацию допросов свидетелей, в качестве которых рассматриваются как бывшие, так и трудоустроенные работники предприятия. Присутствие работодателя при даче показаний, назначенной в рамках основного срока проведения выездной налоговой проверки, запрещено. Место определяется в зависимости от текущих обстоятельств — закон допускает общение с участниками ВНП как на рабочих местах, так и на ведомственной территории, и даже в жилых помещениях (но только при наличии соответствующего согласия). Руководители также могут быть допрошены.
Кроме того, инспектора вправе осуществлять осмотр помещений, организовывать инвентаризацию и выемку документации, а также иных объектов, включая съемные носители, жесткие диски и компьютерную технику. При необходимости назначаются экспертизы и привлекаются профильные специалисты, в том числе — сотрудники полиции, обеспечивающие охрану правопорядка.
Как подготовиться к выездной налоговой проверке
Целенаправленная подготовка к ВНП практически невозможна, так как информация реализации подобных мероприятий находится в закрытом доступе. Уведомление предоставляется контролерами совместно с первичным требованием, направленным через средства телекоммуникации или же врученным в ходе личного посещения.
Однако у бизнеса всегда есть возможность принятия ряда превентивных мер, позволяющих свести к минимуму возможные негативные последствия. Так, грамотная организация учета, реализуемая с помощью программных решений, предлагаемых , обеспечивает условия, необходимые для полноценного контроля за совершаемыми товарными операциями, и исключает ошибки и расхождения с контрагентами.
Еще один важный аспект — наличие правовой поддержки, оказываемой штатным юристом или привлеченными адвокатами в случае вызова работников или руководителя предприятия на допрос. Конституционные положения предусматривают возможность отказа от дачи показаний, а также ограничения предоставляемых сведений рамками общедоступной информации. Понимание законодательства в принципе играет немаловажную роль — зная, какова максимальная продолжительность выездной проверки организации, всегда можно указать на несоответствие реализуемой процедуры нормативным требованиям.
Практическую пользу приносят периодические локальные аудиты, осуществляемые аутсорсинговыми компаниями. Сторонняя оценка учета помогает своевременно выявить имеющиеся ошибки, способные привести к проблемам с контролирующими органами.
Проверка правопреемника
Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?
Ответ: да, может.
В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.
Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).
Результаты ВНП
Ранее уже было сказано, что в день завершения планового мероприятия составляется справка, предоставляемая налогоплательщику. Именно она выступает основанием для перехода к оформлению официальных итогов проведенной ревизии.
Срок проведения выездной проверки не может превышать двух месяцев, и исчисляется с момента принятия соответствующего решения. Аналогичный период отводится законодателем и на составление акта, содержащего перечень обнаруженных правонарушений, и выступающего основанием для привлечения к ответственности. Результирующий документ, дополненный приложениями, должен быть подписан субъектом. Отказ от стандартной процедуры не имеет практического смысла, поскольку наличие подписи не означает автоматическое согласие с предложенным содержанием, и одновременно с этим исключает возможность его последующей корректировки, поскольку один экземпляр остается в распоряжении налогоплательщика.
В ситуациях, когда руководитель организации умышленно уклоняется от вручения ревизионного акта, материалы направляются заказным письмом на юридический адрес и считаются полученными по умолчанию спустя шесть дней с момента отправки.
Подготовка возражений (в случае их наличия) осуществляется в письменной форме. Допускается апелляция по отдельным пунктам, либо по результатам ВНП в целом. На составление отводится месяц, после чего предоставленные материалы рассматриваются в рамках открытого мероприятия, предусматривающего обязательное приглашение представителя заинтересованной стороны. Нарушение этой части регламента налоговиками, как и лишение возможности дать пояснения по делу, является безусловным основанием для отмены вынесенного ранее вердикта.
Итоговое решение может иметь промежуточный или окончательный характер. В первом случае назначаются дополнительные процедуры, такие как экспертный анализ, допрос, либо сбор документации у участвующих контрагентов, необходимые для формирования достаточной доказательной базы. Вторая ситуация обязует ИФНС представить детальный разбор доводов субъекта, включая возражения в рамках открытого рассмотрения, и обосновать их принятие или отказ.
С учетом того, в какой срок проводится выездная проверка, время, отведенное на получение новых уточняющих материалов, видится вполне достаточным — один месяц. При этом продление исключается из перечня дополнительных опций, равно как и поиск новых нарушений. По истечении периода регламент предписывает назначение аналогичного разбирательства.
Учитывая сложившуюся ситуацию, обусловленную пандемией коронавируса, законодатель допускает реализацию ряда мероприятий, включая рассмотрение апелляции, с применением средств телекоммуникации и видеосвязи. Для использования данной возможности достаточно подать соответствующее заявление, приложив к нему копии документов, подтверждающих юридический статус и личность субъекта.
Повторная выездная налоговая проверка
Существует три ситуации, в которых контролирующие органы могут еще раз провести ВНП в отношении сборов и страховых взносов, ранее уже подвергавшихся ревизии:
- Контроль качества работы инспекционной комиссии, реализуемый вышестоящим ведомством. При этом подобная процедура не осуществляется для опровержения ранее составленных актов, подтверждающих результаты проверочных мероприятий, то есть не преследует своей целью устранение процедурных или фактических ошибок, выявленных в ходе рассмотрения правового спора в суде.
- Предоставление уточняющей декларации, содержащей сумму налогового вычета за периоды, ранее подвергавшиеся проверке. Действия контролирующего органа, в качестве которого выступает ИФНС, ограничиваются повторной сверкой данных, заявленных как соответствующее основание.
- Регистрация или ликвидация юридического лица.
Таким образом, ВНП — достаточно масштабная и сложная процедура, способная существенно затруднить функционирование бизнеса. Учитывая, сколько времени может продолжаться выездная налоговая проверка, и каков общий срок приостановления бизнес-деятельности на законных основаниях, лучше всего заранее разобраться в правовых нюансах, определяющих полномочия контролеров и налогоплательщиков. Понимание критериев отбора кандидатов для реализации подобных плановых мероприятий, а также своевременное отслеживание показателей работы организации сводит к минимуму вероятность общения с представителями инспекции.
Количество показов: 537
Какой срок проведения камеральной проверки 3-НДФЛ
Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.
Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.
В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.
Заявить вычет можно в любой год, следующий за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы. Но вот вернуть можно лишь налог, уплаченный течение последних 3 лет (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).
В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».
С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.