Выездная налоговая проверка (ВНП) — мероприятие длительное и не очень приятное. Срок проверки — время, которое прошло с даты вынесения решения о ее проведении до дня составления справки о прошедшей выездной проверке. Налоговый кодекс говорит, что этот срок не может превышать 2 месяца. Однако, на практике ВНП может существенно затянуться.
Налоговый кодекс предусматривает возможность пролонгации выездной проверки на срок до 4-х месяцев, а в исключительных случаях — до 6-ти. Основания и порядок продления сроков ВНП определены в Приказе ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected]
Проверка может быть продлена как по причинам, связанным с налогоплательщиком, его статусом или действиями, так и по основаниям, не зависящим от проверяемого.
Крупнейший налогоплательщик
При проверке крупнейших налогоплательщиков, сроки выездной проверки могут быть увеличены по вполне логичным причинам — статус крупнейшего предполагает большое количество операций, значительные объемы выручки и документов, а значит, на проверку потребуется больше времени.
Один из вариантов избежать проверок — налоговый мониторинг. Это форма контроля, когда ФНС получает доступ к информационным системам, бухгалтерской и налоговой отчетности организации. Например, к базе 1С, электронному документообороту и т.п. С 2022 года в налоговом мониторинге участвуют такие компании, как Роснефть или Газпром (их дочерние компании).
А также иностранные Procter & Gamble, МЕТРО Cash & Carry, Нестле и др.
В период налогового мониторинга не проводятся камеральные (пункт 1.1. статьи 88 НК РФ) и выездные (пункт 5.1 статья 89 НК РФ) проверки.
Как назначается выездная проверка
ВП назначает своим решением руководитель налогового органа или его заместитель (п. 1 ст. 89, п. 1 ст. 89.1 НК РФ).
Копию решения должны вручить проверяемому.
Назначить ВП могут любому юрлицу, ИП или физлицу, кого ИФНС сочтет нужным проверить, но в рамках условий, о которых мы рассказали выше (ограничений по предмету, проверяемому периоду и т.д.).
Если налогоплательщик поменял специальный правовой статус, начал или прекратил заниматься определенной деятельностью, перешел под действие специальных налоговых режимов, это не будет препятствием для назначения проверки. Например, можно проводить ВП в отношении «закрывшегося» ИП, если проверка укладывается в параметры общих ограничений (Письмо Минфина России от 16.11.2020 N 03-02-08/99520).
Напомним, что ФНС не выкладывает в публичный доступ никаких планов по ВНП. О назначенной ВП плательщик может узнать только тогда, когда инспектора предъявят ему решение.
Обязательна ли ВП при реорганизации
ВП при реорганизации не обязательна.
У налоговиков есть право ее провести. Но ИФНС в каждом случае сама решает, проводить или не проводить ВП.
Если инспекция решит проверить юрлицо, которое планирует реорганизацию, то назначить ВНП она может независимо от того, сколько проверок уже было у организации в текущем календарном году и проверялся ли период в рамках предыдущих проверок (п. 11 ст. 89 НК РФ).
Обязательна ли ВП при ликвидации
Полная ВП при ликвидации в 2022 году также не обязательна.
Хотя право ее проводить у инспекторов ФНС есть на тех же условиях, как и в случае с реорганизацией.
Проводится ли ВП при банкротстве юрлица-должника
Да, проверка банкрота может быть назначена.
При соблюдении ограничений по предмету проверки, проверяемому периоду и количеству проверок за год ИФНС может назначить ВП компании-должнику, как и любой другой организации. Каких-либо специальных оговорок на этот счет налоговое законодательство не содержит.
Что еще нужно знать о сроках выездной проверки
Помимо продления сроков налоговый орган может вынести решение о приостановлении ВНП. В этом случае срок перестает течь, и проверка по сути сдвигается на будущее.
Приостановление проверки возможно в общей сложности не более чем на 6 месяцев. Поводом для приостановления выездной налоговой проверки являются:
- встречные проверки контрагентов налогоплательщика,
- получение информации от иностранных государств (в этом случае возможно приостановление проверки на срок до 9 месяцев),
- проведение экспертиз,
- перевод документов на иностранном языке.
На время приостановления проверки налоговый орган не проводит контрольные мероприятия на территории налогоплательщика, возвращает оригиналы документов, полученных в ходе проверки, приостанавливает запрос новых, не ходит с осмотрами.
На практике продление сроков и приостановление редко происходят однократно и сразу на весь отведенный законом срок. Чаще встречаются ситуации, когда налоговый орган сначала принимает решение о приостановке для проведения встречных проверок, затем продлевает срок проверки для получения дополнительных сведений, следом идет приостановка на время экспертизы, потом снова продление и так несколько раз. В такой ситуации довольно сложно бывает уследить за соблюдением сроков и достаточностью оснований для тех или иных действий проверяющих.
Из за назначения дополнительных мероприятий у крупного бизнеса продолжительность проверки может растянуться на 1,5-2 года.
Кроме того, в ходе проверки приходится постоянно взаимодействовать с налоговыми инспекторами: собирать нужные документы, писать объяснения и возражения. Сроки такого взаимодействия ограничены законом, поэтому эту работу нельзя отложить на потом, приходится отодвигать текущие задачи. Не всегда у компании есть в штате достаточно сотрудников, чтобы выделить для общения с налоговиками отдельного человека.
Чтобы не отвлекать сотрудников от текущих рабочих задач, можно нанять сторонних консультантов, которые являются профессионалами и имеют большой опыт взаимодействия с налоговыми органами при проведении налоговых проверок.
Записаться на консультацию к юристу
Как уже отмечалось, сроки ВНП исчисляются с момента вынесения решения о проверке и до даты составления справки о проведении проверки. Однако, составление справки не означает, что общение с налоговыми органами закончено и можно вздохнуть спокойно.
В течение двух месяцев после завершения проверки налоговики готовят акт по результатам ВНП. Затем еще месяц дается налогоплательщику для предъявления возражений на акт налоговой проверки. Потом следует рассмотрение возражений, досудебное решение вопросов с налоговыми органами, а возможно и суд.
Обратите внимание: нарушение со стороны налоговой общих сроков проверки не может являться единственным основанием для отмены решения.
Все это требует немалого количества времени, а также знаний и опыта в общении с налоговыми органами. Практически невозможно перевести квалифицированного сотрудника на общение с налоговой по вопросам налоговой проверки без ущерба его текущей работе.
Чтобы налоговая проверка не парализовала работу компании, вы можете привлечь налоговых юристов на период ВНП.
Продление выездной налоговой проверки
Основания и порядок продления выездной налоговой проверки
Продление выездной налоговой проверки – общеизвестное мероприятие не имевшее ранее регулирования на уровне закона, и так же оставшееся в не Налогового кодекса в 2022 году. По прежнему, в 2019 году продление выездной налоговой проверки возможно до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести. При этом, в налоговом кодексе РФ, в статье 89, вы не найдете оснований и порядка продления выездных налоговых проверок, лишь общую фразу: « Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России». До конца 2022г. Основания и порядок продления срока выездной (повторной) налоговой проверки содержался в приказе ФНС РФ от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/[email protected] С 04.01.2019г. действует новый приказ ФНС России от 7 ноября 2022 г. N ММВ-7-2/[email protected], в котором, как и в предыдущем содержатся формы документов, оформляемых налоговыми органами РФ при проведении налоговых проверок, а так же и основания и порядок продления срока выездной налоговой проверки.
Основания и Порядок продление выездной налоговой проверки в 2022 году
Основания и порядок продления выездной налоговой проверки в 2019 году изложены в приказе ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/[email protected] Приложение № 6. В 2022 году основания для продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев, являются: 1) проведение выездной налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков, отнесенных к данной категории в порядке, установленном статьей 83 Кодекса; 2) получение в ходе проведения выездной налоговой проверки информации о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства, которые требуют дополнительных проверок. Источники информации – правоохранительные органы, контролирующие органы, иные источники; 3) проведение выездной налоговой проверки организации, имеющей в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно: — 4 и более обособленных – до 4-х месяцев, более 10 – до 6 месяцев. 4) непредставление проверяемым налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения такой проверки (не представление документов по Требованию – по ст.93 НК РФ); 5) активное противодействие проверяемого налогоплательщика, ее проведению (пункт 1.1 статьи 113 Кодекса); *Понятие «активное противодействие проведению ВНП» в Налоговом кодексе не раскрыто, вместе с тем, в ч.1.1 ст.113 НК РФ есть такое положение: активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации. 6) составление акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 Кодекса; — Наличие факта Воспрепятствования доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территории или в помещения (за исключением жилых помещений) используемых проверяемым налогоплательщиком для основной деятельности. 7) — непредставление банком информации о счетах проверяемого налогоплательщика, — непредставление контрагентом или иным лицом документов (информации) о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса, — неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (статья 128 Кодекса), — непредставление экспертом в установленный договором срок экспертного заключения (пункт 1 статьи 95 Кодекса), — неявка переводчика для осуществления порученного ему перевода (пункт 3 статьи 97 Кодекса); возникновение чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, пожара, залива водой, аварийной ситуации, затрагивающих лицо, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка и (или) налоговый орган, проводящий выездную налоговую проверку. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для: 1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса; 2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации; 3) проведения экспертиз; 4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Порядок продления выездной налоговой проверки до конца 2018г.
Решение о продлении выездной налоговой проверки принимает руководитель управления ФНС по субъекту РФ, в котором находится налоговый орган, проводящий выездную проверку. Например, по продлению выездных налоговых проверок «рядовых» налогоплательщиков Москвы – решение принимает руководитель (заместитель руководителя) Управления ФНС России по Москве, по мотивированному запросу от территориального налогового органа. Продление выездной налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам — по решению руководителя (заместителя) ФНС России.
Основания продление выездной налоговой проверки на срок до четырех и (или) шести месяцев:
1) проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших; 2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки; 3) наличие обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и тому подобное) на территории, где проводится проверка; 4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно: — от 4-10 обособленных – продление до 4 месяцев, от 10 – до 6 месяцев. 5) непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки; 6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.