Для чего нужны налоговые льготы? Казалось бы, с точки зрения государства невыгодно предоставлять налогоплательщикам какие-либо послабления. Это не совсем так. Налоговые льготы выполняют важные государственные задачи:
- мотивация бизнеса, рост экономического развития отдельных отраслей или видов деятельности по всей стране или в отдельных регионах;
- исключение двойного налогообложения;
- оптимизация налоговой нагрузки на налогоплательщиков;
- привлечение национальных и иностранных инвестиций в экономику;
- материальная компенсация и помощь отдельным категориям социально незащищенных граждан и лицам, пострадавшим от техногенных катастроф;
- реализация принципов налогового законодательства, установленных в статье 3 НК РФ.
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
Государственные преференции по налогам предоставляются в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, отдельно для каждого типа налога. Чтобы получить льготу, налогоплательщик при наличии оснований должен об этом заявить путем подачи в налоговую инспекцию заявления или декларации с указанием на применяемые в отчетном периоде преференции. Они должны быть обоснованы документально, в противном случае ИФНС доначислит сумму неуплаченного налога вместе с пенями за просрочку уплаты. Если будет доказано умышленное занижение налоговой базы, то в зависимости от суммы и обстоятельств дела виновное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности.
Налоговые льготы могут быть предоставлены в следующих формах:
- Освобождение от уплаты налога. Устанавливается в виде перечней субъектов или объектов, которые освобождаются от необходимости платить тот или иной налог. Сюда же относятся налоговые каникулы. Отдельная категория льгот связана с ведением определенной деятельности или регистрацией на конкретной территории. Например, от налога на прибыль освобождаются организации, ведущие медицинскую и образовательную деятельность (п. 1.1. ст. 284 НК РФ). Льготы по территориальному принципу получают резиденты особых экономических зон, территорий особого экономического развития, участников региональных инвестиционных проектов и прочее.
- Налоговые изъятия. Выведение отдельных объектов из-под налогообложения. Например, налогом на доходы физических лиц не облагаются алименты, пенсии, государственные пособия, стипендии, материальная помощь пострадавшим от стихийных бедствий.
- Снижение налоговой ставки. Применение пониженного тарифа к выручке от реализации определенных категорий товаров и услуг. Например, для сделок в отношении товаров для детей установлена пониженная ставка НДС в размере 10 %.
- Налоговый вычет. Возможность исключить определенные доходы, имущество и расходы из налоговой базы. К этой категории льгот относятся вычеты в сумме входного НДС, а также стандартные, имущественные, социальные и профессиональные вычеты при исчислении НДФЛ.
- Рассрочка, отсрочка, инвестиционный налоговый кредит. Эти формы преференций позволяют налогоплательщику снизить налоговое бремя за счет переноса уплаты налога на более поздний срок без применения санкций. Категории субъектов, которые могут претендовать на их получение, указаны в п. 2 ст. 64 и п. 1 ст. 67 НК РФ.
- Отнесение убытков на будущие периоды. Льгота актуальна при расчете налога на прибыль. Она позволяет налогоплательщику, понесшему убыток в предыдущих периодах, учесть его в текущем или будущих периодах и тем самым уменьшить налогооблагаемую базу.
Нужна помощь с налоговыми льготами? Просто оставьте нам заявку!
Назначение
На первый взгляд, государство несет убытки, предоставляя гражданам и юридическим лицам налоговые льготы (НК РФ содержит ряд статей, утверждающих правила их предоставления). Но у них есть свои функции, которые делают применение налоговых льгот оправданным:
- регулирование экономики;
- достижение социальной справедливости;
- поддержка предпринимательства;
- привлечение инвестиций;
- стимулирование отдельных отраслей;
- помощь социально незащищенным слоям населения.
Благодаря тому, что государство в определенных случаях предоставяет освобождение от налогов, многие граждане преодолевают порог бедности, а начинающие предприниматели получают возможность вести деятельность и не разориться в первый год.
В то же время сам факт существования таких преференций вынуждает государство усиливать контроль за их предоставлением. Возникает необходимость в более тщательной проверке субъектов, что позволяет предупредить возможные случаи мошенничества. В противном случае меры помощи стимулируют не развитие экономики, а минимизирование обязательных платежей. Также благодаря развитой системе мониторинга выявляются неэффективные преференции.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
Федеральные налоговые льготы применяются на всей территории России и устанавливаются Налоговым кодексом:
- на прибыль организации;
- по НДС;
- на имущество организаций;
- по акцизам;
- по НДФЛ;
- по НДПИ;
- резидентам ОЭЗ.
Региональные, соответственно, распространяются только в пределах конкретных регионов РФ и устанавливаются местными органами власти. Наиболее ярким примером является предоставление налоговых льгот инвесторам, заключившим с региональными властями инвестиционный договор. По условиям этого документа налогоплательщик может получить:
- снижение ставки налога на имущество вплоть до 0 % в отношении объектов, приобретаемых или создаваемых для реализации инвестиционного проекта;
- уменьшение ставки налога на прибыль, уплачиваемого в местный бюджет, до 13,5 %;
- освобождение от уплаты транспортного налога;
- снижение ставки земельного налога до 0 %.
Чтобы получить указанные преференции, инвестор обязан вложить собственные или заемные средства в создание, реконструкцию или модернизацию производственных мощностей в сфере обрабатывающей промышленности региона. Срок предоставления налоговых льгот, как правило, привязывается к периоду окупаемости инвестиционного проекта.
Подробный перечень субъектов РФ
Решение о возможности предоставлении преференций и условия на которых их можно оформить, определяют местные власти. Ситуация в разных точках страны отличается. Где-то можно получить целых три полных отпускных срока, в других местах — только один. Есть ограничения на использование нулевой ставки, в виде количества задействованных сотрудников предприятия, размера годовых доходов, во время действия каникул. Пока срок возможности получить льготы распространен до начала 2022 года, официально лишь несколько областей продлили конечный период до 2023.
Субъект РФ | Дата, с которой в субъекте РФ установлены налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей, применяющих |
УСН, ПСН | |
Адыгея | до 31 декабря 2023 года |
Алтай | до 31 декабря 2023 года |
Башкортостан | продлены до 1 января 2024 года |
Бурятия | до 31.12.2020 |
Дагестан | до 31.12.2020 |
Ингушетия | до 31.12.2020 |
Кабардино-Балкарская Республика | до 31.12.2020, но |
Республика Калмыкия | до 1 января 2022 года |
Карачаево-Черкесская Республика | до 31.12.2020 |
Карелия | до 31.12.2020 |
Коми | до 1 января 2024 года |
Крым | по 31.12.2020 |
Марий Эл | до 31.12.2020 |
Мордовия | действовали до 31.12.2017 |
Саха (Якутия) | до 31.12.2020 |
Тыва | до 31.12.2020, но продлить |
Удмуртская Республика | продлить до 31 декабря 2023 года |
Хакасия | до 1 января 2024 года |
Чеченская Республика | до 31.12.2020 |
Чувашия | действовали до 31.12.2017, до 2024 года |
Алтайский край | До 31.12.2020 |
Забайкальский край | до 31.12.2020 |
Камчатский край | 31.12.2020 |
Краснодарский край | действовали до 2022 года, пока нет информации о продлении |
Красноярский край | до 31.12.2020 |
Пермский край | до 31.12.2020, но продлить |
Приморский край | до 31.12.2020, пока нет информации о продлении |
Ставропольский край | до 1 января 2024 года |
Хабаровский край | до 31.12.2020 |
Амурская область | |
Архангельская область | продлены до 31 декабря 2023 года |
Астраханская область | информация о продлении на сайте Министерства экономического развития Астраханской области |
Белгородская область | до 31.12.2020 |
Брянская область | продлены до 1 января 2024 года |
Владимирская область | до 1 января 2024 года |
Волгоградская область | до 31 декабря 2023 года |
Вологодская область | до 31.12.2020 |
Воронежская область | до 31.12.2020 |
Ивановская область | до 1 января 2024 года |
Иркутская область | до 31.12.2020 |
Калининградская область | действовали до 31.12.18 |
Калужская область | до 31.12.2020 |
Кемеровская область — Кузбасс | до 31.12.2020 |
Кировская область | по 31.12.2020 |
Костромская область | до 1 января 2024 года |
Курганская область | до 31.12.2020 |
Курская область | продлить до 1 января 2024 года |
Ленинградская область | до 31.12.2020 |
Липецкая область | до 1 января 2024 года |
Магаданская область | до 31.12.2020, пока нет информации о продлении |
Московская область | до 31.12.2020 |
Мурманская область | до 31.12.2020 |
Нижегородская область | до 31.12.2020 |
Новгородская область | до 31.12.2020 |
Омская область | до 31.12.2020 |
Оренбургская область | до 31.12.2020 |
Орловская область | до 31.12.2020 |
Пензенская область | до 31.12.2020 |
Псковская область | до 31 декабря 2023 года |
Ростовская область | до 31.12.2020, но продлить до 1 января 2024 года |
Рязанская область | до 1 января 2024 года |
Самарская область | продлены до 31 декабря 2023 года |
Саратовская область | до 31.12.2020, но продлить |
Сахалинская область | до 31 декабря 2023 года |
Свердловская область | до 31.12.2020 |
Смоленская область | продлен до 31 декабря 2023 года |
Тамбовская область | до 1 января 2024 года |
Тверская область | до 31.12.2020 |
Томская область | до 1 января 2024 года |
Тульская область | до1 января 2024 года |
Тюменская область | по 31.12.2020, но |
Ульяновская область | до 31.12.2020 |
Челябинская область | до 31.12.2020 |
Ярославская область | до 31 декабря 2023 года |
Москва | до 31.12.2020 |
Санкт-Петербург | продлить до 31 декабря 2023 года |
Севастополь | до 1 января 2024 года |
Еврейская автономная область | до 31.12.2020 |
Ненецкий автономный округ | до 31.12.2020 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | до 31.12.2020 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | до 31.12.2023 |
ДЛЯ КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕЙСТВУЮТ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
Налоговое законодательство РФ предусматривает ряд налоговых льгот для компаний, осуществляющих деятельность в определенных сферах экономики. Приведем некоторые из них.
Льготы в сфере нефтедобычи
Эта категория налоговых преференций распространяется на компании, осуществляющие добычу из недр обессоленной, обезвоженной и стабилизированной нефти. Основной налог, который уплачивают нефтедобывающие предприятия, — это НДПИ. Налоговый кодекс предусматривает возможность обложения добытых полезных ископаемых по ставке 0 % (0 рублей) в следующих случаях:
- в объеме нормативных потерь добываемых нефтепродуктов;
- при извлечении из залежи на участке недр, расположенном в границах территориального моря, внутренних морских вод, на континентальном шельфе РФ или в российской части дна Каспийского моря. Актуально при соблюдении условий выработанности месторождений и отсутствия в учете на государственном балансе запасов полезных ископаемых в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 342 НК РФ.
Нефтяные и нефтетранспортные компании уплачивают НДС по ставке 0 % в отношении услуг по транспортировке и перевалке нефти при экспорте.
Льготы для IT-компаний
С 2022 года IT-компании могут применять следующие налоговые льготы:
- освобождение от уплаты НДС при реализации компьютерных программ и баз данных, если они внесены в единый российский реестр;
- снижение до 3 % ставки налога на прибыль (вместо 20 %) для организаций, работающих на общей системе налогообложения;
- уменьшение размера страховых взносов до 7,6 % (вместо 15 %).
Чтобы воспользоваться льготами, компания должна:
- получить аккредитацию Минцифры;
- включить свое ПО в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных;
- соответствовать критерию не менее 90 % выручки от реализации ПО и БД;
- иметь не менее семи сотрудников.
Не знаете, рассчитывать ли вашему бизнесу на налоговые льготы? Просто оставьте нам заявку!
Оставить заявку
Перенос срока уплаты
Уплата обязательных платежей в более поздний срок может быть реализована в двух вариантах.
- Отсрочка или рассрочка (ст. 64 НК РФ).
Заплатить налог позднее или частями бизнесмен может, например, в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие) или при угрозе банкротства. Период отсрочки может составлять от года до трех лет.
- Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66, 67 НК РФ).
Эта форма поддержки предоставляется бизнесменам, деятельность которых особо важна для государства. Это, например, инновационные компании, исполнители по оборонному заказу или резиденты зон территориального развития.
Срок налогового кредита может составлять от года до десяти лет. В отличие от рассрочки, в данном случае за пользование бюджетными деньгами нужно будет заплатить. Правда, не очень дорого: процентная ставка не должна превышать 0,75 от действующей ставки рефинансирования ЦБ.
Суть услуги
RUSTAX подберет налоговые льготы для юридических лиц и ИП по всем видам платежей в бюджет, а также поможет реализовать возможность их использования.
- Налог на прибыль. Снизим ставку до 0 %. Поможем в регистрации бизнеса в свободных экономических зонах (СЭЗ), особых экономических зонах (ОЭЗ), территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Поможем в получении льгот для медицинских, образовательных, социальных, сельскохозяйственных и IT-организаций.
- НДПИ. Определим, вправе ли бизнес пользоваться преференциями. Например, участник региональных инвестиционных проектов вправе применять понижающий коэффициент по НДПИ в размере от 0 до 0,8. Резиденты Арктической зоны могут уменьшать сумму налога, исчисленного при добыче отдельных видов полезных ископаемых на сумму налогового вычета.
- Налог на имущество. Узнаем, какие льготы установлены региональным законодательством для бизнеса. Например, в виде возможности не уплачивать налог, либо уплачивать его в меньшем размере для различных категорий.
- НДС. Поможем получить льготную ставку. Определим перечень операций, освобождаемых от НДС, лиц, не являющихся плательщиками.
- НДФЛ. Поможем воспользоваться правом на получение налоговых вычетов (имущественный, стандартный, социальный, инвестиционный), определим доходы, не подлежащие налогообложению (доходы отдельных категорий иностранных граждан, доходы, не относящиеся к доходам от источников в РФ).
Внедрение результатов
Клиенты RUSTAX получат все положенные им по закону льготы, которые возможно применить в соответствующей сфере деятельности. При необходимости подберем выгодный режим налогообложения или субъект РФ с наиболее благоприятным налоговым климатом.
Как правильно воспользоваться
На регистрационном этапе, в течение месяца после взятия на учет, человек должен подать в ФНС заявление о желании работать по упрощенной системе. А уже при сдаче декларации за год, ему необходимо будет в ней указать налоговую пошлину в размере 0%. Если на протяжении этого периода сдавалась отчетность по стандартной процедуре, вернуть платежи Вам уже не удастся. Аналогично подается заявка и при оформлении ИП на патент.
Что делать тем физлицами, которые не знали об отпуске и уже заплатили взносы
Четких рекомендаций, дающих ответ на такой вопрос, в действующем законодательстве не прописано. Считается, что, если человек не знал про льготный период по налогам для ип и уже заплатил по счетам, он обладает правом подать уточненную декларацию с 0-й ставкой и возвратить уплаченные средства. Для этого необходимо приложить разъяснительные документы, подтверждающие Ваше право стать льготником. Имейте в виду, что представители ответственной службы будут тщательно проверять данную информацию, не желая просто так возвращать деньги. Если говорить о ПСН — дело гораздо сложнее. Ведь вы уже подавали заявление и уплатили определенную сумму за патент. В этом случае рекомендуется обратиться за подробными консультациями в ближайший отдел ФНС.