В каких случаях в учетной политике нужно писать о раздельном учете?


Титульный лист

В титульном листе указываются следующие сведения:

  • наименование организации, которая представляет учетную политику для целей налогообложения, а также ее ИНН и КПП;
  • код налогового органа, в который подается документ;
  • год начала действия учетной политики;
  • дата и номер приказа, утверждающего учетную политику.

Организация представляет учетную политику, действующую в календарном году, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга.

Также на титульном листе указывается подписант:

  • «Руководитель» — если отчет подается налогоплательщиком,
  • «Уполномоченный представитель» — если документ представляется законным или уполномоченным представителем налогоплательщика. При этом указывается наименование представителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.

Раздельный учет НДС: основные ситуации. Что предусмотреть в учетной политике


Налогоплательщик, осуществляющий в одном налоговом периоде (квартале) операции, подлежащие налогообложению НДС и необлагаемые операции, должен учитывать раздельно и сами операции (п. 4 ст. 149 НК РФ), и сумму «входного» (предъявленного поставщиками) НДС (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Когда нужен раздельный учет

Раздельный учет нужен, если у налогоплательщика есть:

операции, освобождаемые от налогообложения НДС согласно ст. 149 НК РФ;

операции, не являющиеся объектом налогообложения НДС согласно ст. 146 НК РФ;

реализация ТРУИП (товары, работы, услуги, имущественные права), подлежащих налогообложению по различным налоговым ставкам;

реализация ТРУИП, облагаемых по налоговой ставке 0 % (кроме реализации несырьевых товаров);

приобретение ТРУИП за счет субсидий (бюджетных инвестиций);

реализация товаров с длительным производственным циклом.

Обратите внимание, для целей раздельного учета работы (услуги), которые реализованы за пределами РФ по ст. 148 НК РФ, но не названы в ст. 149 НК РФ, относятся к облагаемым НДС операциям. Это работы, связанные с недвижимым и движимым имуществом, находящимся за пределами РФ (строительные, монтажные, ремонтные работы и пр.), услуги в сфере культуры, искусства, образования, оказанные за пределами РФ и др.

Для чего нужен раздельный учет

Цель раздельного учета – выделить НДС по приобретенным ТРУИП, используемым:

для операций, облагаемых НДС (в этих случаях «входной» НДС подлежит вычету, ст. 171, 172, 176 НК РФ),

для необлагаемых операций (НДС учитывается в стоимости ТРУИП).

Если не вести раздельный учет при наличии перечисленных операций – вычесть «входной» НДС из налога, исчисленного со своей реализации, налогоплательщик не сможет, и в прибыль включить «входной» НДС в таком случае тоже не получится (абз.6 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Налоговый Кодекс не дает рекомендаций по организации разделения, но предлагает налогоплательщикам самостоятельно разработать правила учета и утвердить их в учетной политике для целей налогообложения. Важный момент – методика раздельного учета должна иметь экономическое обоснование, а именно – помогать квалифицировать осуществляемые расходы на стадии совершения хозяйственной операции на основании первичных документов, устанавливая их связь (прямую или косвенную) с будущими экономическими выгодами.

Отсутствие в учетной политике порядка ведения раздельного учета может привести к спорам с налоговым органом, к отказу в вычетах «входного» НДС. Правда, порядок раздельного учета может быть установлен и иными документами налогоплательщика (например, положением о раздельном учете, приказом руководителя и т. п.). А может подтверждаться с помощью первичных документов, регистров бухгалтерского учета, самостоятельно разработанных документов для нужд раздельного учета (постановления АС Поволжского округа от 28.11.2014 г. № Ф06-17727/13 по делу № А12-957/2014, АС Уральского округа от 29.05.2015 г. № Ф09-1928/15 по делу № А34-4179/2014).

Но когда и учетной политики нет, и фактического раздельного учета нет, вычетов можно лишиться.

«Входной» НДС распределяется исходя из пропорции, указанной в п. 4 ст. 170 НК РФ:

Стоимость отгруженных ТРУИП, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) / Общая стоимость отгруженных ТРУИП за налоговый период.

При этом в НК РФ не уточняется, как считать стоимость отгруженных ТРУ – без НДС или с НДС. Налогоплательщику выгоднее использовать в расчете выручку с НДС, так как это позволит принять к вычету большую сумму налога. Однако контролирующие органы и суды настаивают на учете выручки без НДС, для сопоставимости показателей (письма Минфина от 26.06.2009 № 03-07-14/61, от 17.06.2009 № 03-07-11/162, от 18.08.2009 № 03-07-11/208, постановление Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 № 7185/08, постановление ФАС Центрального округа от 06.12.2013 № А14-16841/2012).

Разрабатываем собственные правила раздельного учета

Налогоплательщик должен определиться с правилами раздельного учета (в учетной политике или в отдельном положении):

1.

Перечислить операции, для которых будет вестись раздельный учет:

освобождаемые от налогообложения НДС согласно ст. 149 НК РФ (медицинские услуги и товары, операции с ценными бумагами и долями в уставном капитале организации, передача в рекламных целях ТРУИП, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей, приобретение ТРУИП за счет бюджетных средств, др.);

не являющиеся объектом налогообложения НДС согласно ст. 146 НК РФ (передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, операции по реализации земельных участков (долей в них), операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных несостоятельными (банкротами), др.);

реализация ТРУИП, подлежащих налогообложению по различным налоговым ставкам (экспорт, продажа детских товаров, реализация продовольствия, др.).

2.

Описать методику ведения раздельного учета для целей исчисления НДС с учетом требований ст. 170 НК РФ по каждому виду операций. Например, выделить отдельные субсчета бухгалтерских счетов, формировать специальные налоговые регистры и др.

3.

Утвердить перечень прямых и косвенных расходов.

4.

Установить признак отнесения расходов к конкретным операциям.

5.

Описать порядок распределения косвенных расходов для расчета 5-процентного барьера. Правило 5 % дает возможность при определенных обстоятельствах принять к вычету сумму входного НДС с косвенных расходов полностью, без распределения на принимаемую и непринимаемую части вычетов. Обратите внимание, ошибка в квалификации расходов (прямые-косвенные) не свидетельствует об отсутствии ведения раздельного учета.

6.

Выбрать способ распределения «входного» НДС за налоговый период, в котором не производится отгрузка ТРУИП:

пропорционально стоимости отгруженных ТРУИП за последующий налоговый период;

пропорционально стоимости отгруженных ТРУИП за предыдущий налоговый период;

пропорционально всем прямым затратам за текущий налоговый период (квартал);

пропорционально одному из значимых показателей прямых затрат (расходам на оплату труда, материальным расходам) за текущий налоговый период (квартал).

Вывод:

если у налогоплательщика в течение квартал есть операции, облагаемые и не облагаемые налогом на добавленную стоимость, вести раздельный учет как выручки, так и «входного» НДС нужно обязательно. Правила учета разработайте и утвердите внутренними локальными актами (учетная политика, положение, приказ руководителя и проч.).


отчетность сдача отчетности НДС

Отправить

Запинить

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Оформление учетной политики по НДС

Оформить налоговую политику можно в виде:

  • отдельной учетной политики по НДС — подходит для больших предприятий со сложной структурой подразделений и филиалов, при применении различных ставок налога, ведении раздельного учета и так далее;
  • приложения к действующей учетной политике — обычно так оформляют алгоритм раздельного учета НДС;
  • главы в действующей налоговой политике — для небольших компаний.

Вид оформления никак не влияет на суть учетной политики или ее содержание. Политику разбивают на несколько частей лишь для удобства ее изучения и предоставления отдельных выдержек в налоговую.

Актуализация на 2022 год учетной политики для бухучета

Составляя учетную политику на 2022 годы, следует учесть вступающие в силу новации законодательства.

Продолжается переход на применение стандарта ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Обязанность применять его в работе возникнет в 2022 году. Но при желании можно начать применять его с 2021 года или с начала деятельности предпиятия, если оно создано в 2020. Принятое решение надо закрепить в УП.

Еще одно изменение касается учета МПЗ. Приказ Минфина от 15.11.2019 № 180н утвердил новый стандарт ФСБУ 5/2019 «Запасы». Он заменил ПБУ 5/01 и Методические рекомендации по учету МПЗ, утвержденные приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н. При желании новый стандарт можно применять и 2022 году, но с 2022 году его применение станет обязательным.

Если ваша организация зарегистрирована только в 2022 году, составляя учетную политику на 2022 год учтите изменения, вступившие в силу с 01.01.2020:

  1. С 2022 года применяются формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина от 19.04.2019 № 61н. Состав отчетности не изменился. Как и раньше, предприятия, имеющие право на упрощенное ведение бухучета, могут ограничиться сокращенным комплектом отчетности — бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах.
  2. Обновились стандарты бухучета: ПБУ 18/02, ПБУ 13/2000 и ПБУ 16/02.

Актуальный образец учетной политики организации для целей бухучета можно скачать в начале этой статьи. Приведенный пример учетной политики можно использовать в работе, редактируя под свои нужды.

Учетная политика для целей налогообложения: обязательные элементы для ОСНО

Для налогового учета учетная политика формируется в соответствии с требованиями НК РФ, в частности п. 12 ст. 167 и ст. 313. Новые компании должны утвердить УП до окончания первого налогового периода. Для организации на ОСНО это квартал, ориентироваться надо на НДС, т. к. он имеет более короткий налоговый период.

Порядок внесения изменений или дополнений в учетную политику ООО и других организаций аналогичен порядку изменения УП для бухучета.

УП для налогообложения имеет ту же структуру, что и бухгалтерская УП. В методологической части предприятию на ОСНО в обязательном порядке следует отразить:

Налог Элемент УП
Все налоги и страховые взносы Формы учетных налоговых регистров
НДС Выбор применяемых первичных документов (счета-фактуры или УПД) и порядок их нумерации
Налог на прибыль Метод признания доходов и расходов — кассовый или начисления (ст. 271, 273 НК РФ)
Перечень прямых и косвенных расходов (ст. 318, 320 НК РФ)
Порядок определения ежемесячных авансовых платежей — по фактической прибыли или расчетным путем (п. 2 ст. 286 НК РФ)
Создание резерва по сомнительным долгам — создается или нет (ст. 266 НК РФ)
Метод оценки ТМЦ при их списании — по стоимости единицы, по средней, ФИФО (п. 8 ст. 254, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ)

Это необходимый минимум для любой организации на ОСНО, поскольку учитывает операции, осуществляемые любым предприятием. При наличии моментов, существенных для исчисления других налогов, их также следует включить в УП.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]