Что такое налоговый мониторинг и как он проводится


Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Способы налогового мониторинга

Анализ бухгалтерской и налоговой отчетности уже много лет является основным методом работы проверяющих органов для выявления ошибок и злоупотреблений, допускаемых предприятиями при ведении хозяйственной деятельности. Программа налогового мониторинга обеспечивает контроль отчетности: проверяется соответствие ее формы нормативным документам, осуществляется проверка заполнения каждого поля отчета. Данные, предоставленные организацией, проверяются с помощью системы контрольных соотношений, разработанных для каждого региона.
Для проведения мониторинга налогоплательщик предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, что, в свою очередь, освобождает ее от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления (уплаты) обязательных платежей, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

С 01.07.2021 в процедуру налогового мониторинга внесен ряд изменений:

  • более приемлемыми стали критерии перехода на мониторинг;
  • отменена обязанность подавать заявление на продление мониторнга и др.

Подробно основные изменения рассмотрели эксперты КонсультантПлюс. Посмотреть комментарии можно бесплатно, получив пробный доступ.

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/[email protected] от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/[email protected];
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/[email protected]

Рекомендованные формы этих документов можно найти в письме ФНС России № БВ-4-23/[email protected] от 31.08.2020. Весь пакет документов нужно отправить в электронной форме.

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/[email protected] от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/[email protected]

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2022 году и в течение 2022 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2022 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Пошаговая инструкция: как перейти на налоговый мониторинг?

Прежде чем принять решение о подключении к налоговому мониторингу, организации необходимо оценить готовность к переходу и проверить соблюдение необходимых критериев. Для этого предлагаем использовать пошаговую инструкцию:

1. ОЦЕНИТЬ СУММОВЫЕ КРИТЕРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

В первую очередь, стоит проверить, соответствуют ли показатели деятельности компании суммовым критериям для перехода на налоговый мониторинг. Расчеты показателей делаются по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга. С 1 июля 2022 года (Изменения в части налогового мониторинга внесены Федеральным законом от 29.12.2020 года № 470-ФЗ) организация вправе перейти на мониторинг, если:

— общая сумма налогов, подлежащих уплате организацией за прошедший год, превышает 100 млн рублей. В расчет берется исчисленные как налогоплательщиком, так и налоговым агентом, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых и страховые взносы. Не учитываются налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

— сумма полученных доходов организацией за прошедший календарный год должна составлять не менее 1 млрд рублей;

— совокупная стоимость активов по итогам прошедшего года должна быть не менее 1 млрд рублей.

2. ПРОВЕРИТЬ ГОТОВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Перед проведением налогового мониторинга необходимо выбрать способ информационного взаимодействия с налоговым органом. Обмен данными с налоговым органом в рамках проведения налогового мониторинга может осуществляться тремя способами:

— за счет открытия доступа к информационным системам организации (1С, SAP или иной информационной системе);

— предоставления информации с помощью «витрины данных», которая будет содержать документы бухгалтерского и налогового учета, информацию по организации системы внутреннего контроля.

— с помощью передачи документов по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Но следует иметь ввиду, что данный способ взаимодействия будет отменен с 1 января 2024 года.

Решение о выборе одного из способов взаимодействия с налоговым органом компания принимает с учетом своих финансовых и технических возможностей. Ситуацию упростит, если в организации введена автоматизированная система налогового учета и имеется электронный архив первичных документов.

3. ОЦЕНИТЬ РАБОТУ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Перед вступлением в налоговый мониторинг важно адекватно оценить работу системы внутреннего контроля. Она должна удовлетворять требованиям Приказа ФНС России от 25.05.2021 года № ЕД-7-23/518. Оценить СВК можно по пяти основным критериям:

— организована контрольная среда. В организации сформированы соблюдаемые всеми сотрудниками профессиональные, этические и поведенческие стандарты. Четко обозначен функционал и квалификация специалистов, отвечающих за функционирование системы внутреннего контроля;

— разработана четкая система управления рисками, направленная на предотвращение или минимизацию влияния различных негативных факторов;

— проводятся контрольные процедуры, направленные на предотвращение или минимизацию ошибок налогового учета;

— соблюдены требования к информационной системе, обеспечивающие функционирование СВК;

— регулярно проводится мониторинг средств контроля с целью их усовершенствования.

4. РАЗРАБОТАТЬ «ДОРОЖНУЮ КАРТУ» ПО ПЕРЕХОДУ НА НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ

Если организация по всем критериям подходит под требования для проведения налогового мониторинга, можно приступить к следующему этапу подготовки. Компания совместно с ФНС России разрабатывает план-график и «Дорожную карту» по подготовке и переходу на налоговый мониторинг (Образцы документов регламентированы Письмом ФНС России от 01.06.2021 № СД-4-23/[email protected] «О представлении в ФНС России документов, используемых при переходе на налоговый мониторинг»). «Дорожная карта» представляется организацией в налоговый орган по месту постановки её на учет. Если организация отнесена (в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса) к категории крупнейших налогоплательщиков, то «Дорожная карта» представляется в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Компании с государственным участием, на которые распространяются положения Директивы Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 13.12.2019 № 11528п-П13, планирующие перейти на налоговый мониторинг, обязаны представить в налоговый орган «Дорожные карты», которые подлежат обязательному согласованию с Центральным аппаратом ФНС России. Специальный перечень Акционерных обществ с государственным участием, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р.

5. ПОДАТЬ ДОКУМЕНТЫ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН

Когда «Дорожная карта» готова, можно переходить к этапу подачи документов для вступления в налоговый мониторинг. В установленный срок (до 1 сентября года, предшествующего планируемому периоду проведения мониторинга) необходимо предоставить в налоговый орган регламентированный список документов:

— заявление о проведении налогового мониторинга (Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 11.05.2021 № EД-7-23/[email protected]);

— регламент информационного взаимодействия;

— Сведения о взаимозависимых лицах. При этом указываются организации или физические лица, доля участия которых составляет более 25%;

— учетная политика для целей налогообложения организации;

— документы о системе внутреннего контроля — контрольные процедуры, оценка уровня системы внутреннего контроля и информация об организации системы внутреннего контроля (Приказ ФНС России от 25 мая 2022 № ЕД-7-23/[email protected] «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля»).

6. ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА

По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и представленных организацией документов, налоговый орган до 1 ноября текущего года принимает решение о проведении или отказе в проведении налогового мониторинга.

Отказать в проведении налогового мониторинга могут в случае:

— непредставления организацией документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 105.27 Кодекса;

— несоблюдения организацией условий, установленных пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса;

— несоответствия установленной форме и требованиям регламента информационного взаимодействия;

— несоответствие установленным требованиям применяемой организацией системы внутреннего контроля.

7. ПРОВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА

Налоговый мониторинг проводится за календарный год, следующий за годом подачи заявления на проведение мониторинга. Этот срок начинается с первого января запланированного для мониторинга года и оканчивается первым октября следующего года. Проверка проводится налоговым органом на основании анализа деклараций, учетных и иных документов, которые организация предоставляет с помощью способа, отраженного в регламенте информационного взаимодействия. Налоговые инспекторы своевременно выявляют возможные противоречия или несоответствия в имеющихся документах. В случае обнаружения ошибок ФНС направляет в адрес организации требование об их исправлении или предоставлении пояснений. Компания также имеет право запросить у Службы мотивированное мнение в случае возникновения вопросов по соблюдению налогового законодательства (Приказ ФНС России от 11 мая 2021 № ЕД-7-23/[email protected]).

Еще один приятный бонус – с этого года для участников налогового мониторинга вводится особый порядок возмещения НДС и акцизов из бюджета по аналогии с заявительным порядком, но без банковских гарантий и поручительств (Приказ ФНС России от 11 мая 2022 № ЕД-7-23/[email protected]).

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

В каких случаях в проведении мониторинга отказывают?

Ответ на заявление налогоплательщика о реализации мероприятия поступает до 1 ноября. Если пришел отказ, он должен быть обоснованным. Рассмотрим основания для отказа:

  • Компания предоставила неполный пакет документов, которые должны прилагаться к заявлению.
  • Компания не исполнила условия, прописанные в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ.
  • Регламент информационного взаимодействия не отвечает требованиям, предъявляемым к нему.
  • Система локального контроля не соответствует требованиям, предъявляемым к ней.

ВАЖНО! Решение об осуществлении мероприятия направляется компании в течение 5 дней с даты его принятия.

Взаимосогласительная процедура

В случае несогласия с Мотивированным мнением организация вправе представить свои Разногласия:

  1. Разногласия представляются в течение одного месяца со дня получения Мотивированного мнения в налоговый орган, которым составлено это Мотивированное мнение.
  2. Рассмотрение представленных организацией Разногласий совместно с Мотивированным мнением и иными имеющимися у налогового органа документами (Взаимосогласительная процедура) проводится руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, с участием налогового органа, которым составлено Мотивированное мнение, и организации (ее представителя), которая представила разногласия.
  3. По результатам Взаимосогласительной процедуры руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, выносится Уведомление об изменении Мотивированного мнения либо оставлении Мотивированного мнения без изменения.
  4. Организация в течение одного месяца со дня получения Уведомления об изменении Мотивированного мнения либо оставлении Мотивированного мнения без изменения должна уведомить налоговый орган, которым составлено Мотивированное мнение, о согласии (несогласии) с Мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного Мотивированного мнения (при их наличии).

Порядок проведения НМ

Рассмотрев заявление налогоплательщика, налоговый орган выносит Решение о проведении налогового мониторинга или Решение об отказе в его проведении.

  1. Решение о проведении налогового мониторинга (форма согласно Приложению № 6 к Приказу № ММВ-7-15/[email protected]) или Решение об отказе в проведении налогового мониторинга (форма согласно Приложению № 7 к Приказу № ММВ-7-15/[email protected] выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
  2. Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. В проведении налогового мониторинга может быть отказано в случае:
      непредставления или представления организацией не в полном объеме документов (информации), предоставляемых совместно с Заявлением;
  3. несоблюдения организацией условий, дающих право на проведение в отношении неё налогового мониторинга;
  4. несоответствия Регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям.
  5. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.
  6. Срок проведения налогового мониторинга: с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, по 1 октября года, следующего за годом, за который проводился налоговый мониторинг.
  7. В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган вправе потребовать у организации, чтобы она представила соответствующие пояснения (в течение 5 рабочих дней) или внесла необходимые исправления (в течение 10 рабочих дней), если при проведении налогового мониторинга выявлены:
      противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации);
  8. несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа.
  9. Налоговый орган обязан составить Мотивированное мнение, если после рассмотрения представленных организацией пояснений, либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов.
  10. При проведении налогового мониторинга должностные лица налогового органа, проводящие налоговый мониторинг, вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (форма требования по КНД 1165013, Приложение № 15 приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected], далее – Приказ № ММВ-7-2/[email protected]). Если организация не имеет возможности представить истребуемые документы (информацию), пояснения в установленный срок (десять рабочих дней со дня получения требования), организация в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов (информации), пояснений, может направить должностным лицам налогового органа, проводящим налоговый мониторинг, письменный запрос о продлении сроков предоставления документов (информации).
  11. Решение о продлении сроков / отказе в продлении сроков (форма по КНД 1160075, Приложение № 16 к Приказу № ММВ-7-2/[email protected]) выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
  12. Мотивированное мнение налогового органа (позиция налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов) составляется либо:
      по инициативе налогового органа – в случае установления факта, свидетельствующего о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов. В этом случае оно направляется налогоплательщику в течение 5 дней со дня составления Мотивированного мнения;
  13. по запросу организации. Запрос направляется организацией не позднее 1 июля года, следующего за годом, за который проводится налоговый мониторинг. Мотивированное мнение направляется организации в течение 1 месяца со дня получения Запроса. Этот срок может быть продлен на 1 месяц, если нужно истребовать у организации или у иных лиц документы (информацию), которая нужна для составления Мотивированного мнения. О продлении срока налоговый орган сообщает организации в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.
  14. Мотивированное мнение должно быть составлено по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом № ММВ-7-15/[email protected] (Приложения № 4,5). Подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
  15. О согласии с Мотивированным мнением организация уведомляет налоговый орган в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного Мотивированного мнения (при их наличии), при несогласии – вправе представить разногласия.
  16. Не позднее двух месяцев от даты окончания проведения налогового мониторинга налоговый орган должен уведомить организацию о наличии или об отсутствии невыполненных мотивированных мнений, которые были направлены организации.

Досрочное прекращение НМ

Налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно. При этом организация должна быть письменно, но не позднее 1 сентября года, следующего за годом, за который проводится налоговый мониторинг, уведомлена налоговым органом о досрочном прекращении налогового мониторинга. Форма уведомления произвольная. Основаниями для досрочного прекращения налогового мониторинга являются:

  • неисполнение организацией Регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
  • выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
  • систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]