С 01.01.2020 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов. В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения. А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях. Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью.
Для чего нужна спецоценка и кто обязан ее проводить
Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах. Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).
Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы.
Методика СОУТ 33н с изменениями
Методика проведения СОУТ 33н с изменениями на 2022 год представляет собой дополненный документ по сравнению с первоначальной редакцией 2014 года. Основные дополнения:
- Полностью переработан пункт 29 Методики, существенно расширив принципы отнесения воздействий биологических факторов на определение условий труда.
- Введены новые III и IV группы патогеннов биологических вредных и опасных факторов.
- В классификаторе вредных и опасных факторов из общей группы патогенных микроорганизмов в отдельную группу выделены условно-патогенные микроорганизмы.
- Для работников метрополитена и другого персонала трудящегося под землей выделены вредные производственные факторы по искусственному освещению.
Изменения не затронули периодичность проведения специальной оценки условий труда, она по прежнему составляет 5 лет.
Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года
Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.
Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.
Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2022 года.
Подготовка к проведению СОУТ
Организация проведения специальной оценки условий труда определяется статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Подготовка к проведению специальной оценки условий труда может начинаться либо с формирования комиссии, либо с выбора организации, которая будет непосредственно проводить СОУТ (в принципе эта последовательность не важна). В любом случае ответственность за организацию проведения СОУТ возложена на работодателя, который обязан:
Шаг. 1. Заключить договор
Работодателю необходимо заключить гражданско-правовой договор с организацией, правомочной проводить СОУТ (требования к таким организациям изложены в статье 19 Федерального закона № 426-ФЗ).
Шаг 2. Создать комиссию
Работодатель своим приказом обязан образовать и возглавить комиссию по СОУТ, в состав которой должны войти:
- председатель — представитель работодателя (у ИП — лично ИП);
- специалист по охране труда (если такого в штате нет — придется заключить договор со сторонним специалистом);
- представители профсоюза (если есть, если профсоюза нет — включать не надо);
- другие специалисты работодателя по его усмотрению.
Количество членов комиссии вместе с председателем должно составлять нечетное количество.
Представители организации, которая будет непосредственно проводить СОУТ в число членов комиссии не входят.
Работодатель определяет сроки проведения спецоценки условий труда своим приказом и графиком.
Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года
Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2022 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.
Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.
Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:
- на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
- сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.
Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.
Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.
Новое в методике СОУТ
Организация, проводящая спецоценку, до её начала, но не позднее чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем договора о проведении СОУТ, должна:
- получить в ФГИС СОУТ идентификационный номер предстоящей спецоценки;
- сообщить его работодателю до начала работ.
Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и/или опасных факторов происходит также путем изучения представляемых работодателем результатов, полученных при осуществлении:
- производственного контроля за условиями труда;
- федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Как с 2022 года выглядит процедура проведения СОУТ
Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Этапы ее проведения представлены на схеме:
И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.
Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).
Порядок проведения СОУТ
Согласно методике проведения СОУТ все замеры и исследования осуществляет организация, с которой у работодателя заключен договор. Сам работодатель только присутствует при замерах и может:
- требовать обоснования соответствующих результатов;
- обжаловать результаты в федеральную инспекцию труда.
Кроме того, работодатель обязан:
- предоставить представителям организации необходимые им сведения, которые могут характеризовать условия труда на рабочих местах, включенные в график проведения спецоценки;
- никаким образом не мешать представителям организации осуществлять замеры и исследования.
Поэтому данный раздел освещает порядок действий специалистов и экспертов приглашенной организации, которые хоть формально и включены в состав комиссии, но действуют самостоятельно.
Первый этап. Идентификация
Согласно методике при проведении идентификации учитываются:
- характеристики оборудования и сырья, используемые в трудовом процессе;
- результаты ранее проведенных исследований и измерений;
- случаи производственного травматизма или профессиональных заболеваний;
- предложения самих работников.
Перечень факторов, подлежащих идентификации, формируется комиссией на основании государственных нормативов по охране труда.
Идентификация осуществляется экспертом приглашенной организации и проводится путем выявления и сравнения наименований выявленных факторов, факторам, изложенных в классификаторе к Приказу 33 н.
Если вредных или опасных факторов не выявлено, эксперт фиксирует этот факт в заключении, а сведения об условиях труда на данном рабочем месте подлежит внесению в декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.
Идентификация не проводится в отношении рабочих мест, которые:
- включены в списки, по которым осуществляется досрочное назначение пенсии по возрасту;
- при поступлении на работу, устанавливаются специальные льготы и компенсации;
- уже были идентифицированы, как имеющие вредные или опасные производственные факторы.
Второй этап. Исследования
Если эксперт обнаруживает совпадения по наименованиям, он признает их вредными или опасными и назначает проведение исследования на предмет их фактическим величинам.
Такое исследование проводится испытательными лабораториями, аккредитованными установленным порядком.
Результаты таких исследований оформляются специальными протоколами, которые должны содержать:
- полное наименование организации, проводящей СОУТ, ее регистрационный номер, сведений об аккредитации;
- номера протокола (должен быть на каждой странице вместе с номером страницы);
- полное наименования работодателя включая его местонахождение;
- индивидуальный номер рабочего места, наименование должности, профессии или специальности работника, занятого на данном рабочем месте;
- наименования вредного или опасного фактора и другие сведения, предусмотренные пунктом 16 Методики 33н.
Третий этап. Классификация
Классификация или отнесение того или иного вредного производственного фактора производится опять же экспертом приглашенной организации и проводится в отношении:
- химических, биологических и виброакустических факторов;
- аэрозолей;
- параметров микроклимата;
- световой среды;
- ионизирующих и неионизирующих излучений;
- интенсивности и напряженности трудового процесса;
- комплекса воздействующих факторов.
Вся классификация производится на основании специальных формул, изложенных в разделе IV методики, утвержденной приказом 33н, и по подразделяется на четыре класса:
- оптимальный;
- допустимый;
- вредный (включает четыре подкласса);
- опасный.
Результаты отнесения формируются в соответствии с Приложениями к разделу IV на основании соответствующих нормативных величин.
Работодатель в свою очередь может потребовать снижения класса отнесения условий труда на рабочем месте, например, если его работники используют эффективные средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию, условия труда (в зависимости от конкретных величин) могут быть признаны вредными не 4 степени, а скажем 2 степени.
Методика снижения класса вредности утверждена приказом Минтруда от 05.10.2014 № 976н.
Четвертый этап. Заключение
Результаты специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета (Приложение № 3 к методике 33н) в строгом соответствии со статьей 15 закона 426-ФЗ.
Отчет составляет организация, проводившая СОУТ.
Отчет подписывают все члены комиссии.
Отчет утверждается председателем комиссии.
Член комиссии, который не согласен с результатами спецоценки имеет право написать особое мнение, которое необходимо приложить к отчету.
Со дня утверждения отчета работодатель обязан:
- в течение трех рабочих дней уведомить организацию, проводившую СОУТ;
- не позднее 30 дней ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки под роспись;
- не позднее 30 дней разместить, при наличии сайта в сети Интернет, сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.
Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2022 года
С 2022 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:
- в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:
- 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
- В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).
Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза
Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.
Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.
В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).
Как контролеры узнают о том, что работодатель нарушил законодательство о СОУТ
У трудовой инспекции есть немало способов выяснить, как работодатели выполняют законодательство о СОУТ:
Наказать работодателя за нарушения норм законодательства о СОУТ можно по результатам плановой, внеплановой проверки или вообще без них. Например, если факт нарушения установлен решением суда или по результатам проверки прокуратуры.
Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ
Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:
- Ошибки работодателя.
Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.
Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:
№ пп | Вид нарушения | Какая законодательная норма нарушена |
1 | Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки | Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») |
2 | Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки | В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д. |
3 | СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) | Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ |
4 | Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ | Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) |
5 | Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) | Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н |
6 | Некорректное применение результатов спецоценки | При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) |
7 | Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки | Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) |
8 | Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения | Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
9 | Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов | Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
10 | Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников | Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) |
Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.
Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).
- Нарушения компании-оценщика.
Работодателю нелишним будет ознакомиться с ошибками, которые на практике допускают эксперты компании-оценщика. Из-за этих ошибок результаты спецоценки могут быть оспорены и(или) отменены:
Зная об этих недочетах, работодатель при составлении договора на оказание услуг по проведении СОУТ может предусмотреть отдельные условия, которые помогут избежать негативных последствий из-за ошибок, допущенных компанией-оценщиком. В том числе можно прописать в договоре порядок возмещения компанией-оценщиком убытков работодателя на проведение повторной спецоценки, если результаты СОУТ будут впоследствии признаны недействительными из-за нарушений, допущенных экспертами компании-оценщика.
Специальная оценка условий труда. Методика проведения
06.06.2014 09:30:00
Во исполнение требований Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) подготовлены и утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н:
- Методика проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика);
- Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – Классификатор);
- форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцию по ее заполнению.
Внимание
При сравнении Методики с ранее действовавшим Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», на основании которого проводилась аттестация рабочих мест, становятся очевидны преемственность документов и процедур. Так, используются та же классификация условий труда, те же принципы и подходы при оценке производственных факторов, аналогичные формы отчетных документов. Тем не менее при всей внешней схожести специальная оценка условий труда и аттестация рабочих мест имеют существенные различия.
Подробно рассмотрим наиболее значимые особенности Методики, отличающие ее от Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н; далее – Порядок № 342н) и Руководства Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005; далее – Руководство Р 2.2.2006-05) на основании которого проводилась аттестация рабочих мест (далее – АРМ).
1.
Новая Методика компактнее Руководства Р 2.2.2006-05, но при этом она избавляет участников специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) от необходимости обращения к очень многим ведомственным регламентирующим документам (государственным стандартам, санитарным нормам, методическим указаниям и т. д.), поскольку включает в себя в виде приложений закрытый перечень нормативных и предельно допустимых значений исследуемых (испытуемых) производственных факторов со ссылками на государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, зарегистрированные Минюстом России.
Руководство Р 2.2.2006-05 давно подвергается критике за отсутствие у него статуса нормативно-правового акта, избыточный набор исследуемых факторов и завышенные уровни их допустимых значений в сравнении с нормами, действующими в странах – членах ЕС и ОЭСР, а также наличие субъективной оценки целого ряда факторов.
2.
Вместе с Методикой вводится Классификатор, а она сама определяет порядок идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, чего не было ранее.
В профессиональной среде постоянно критикуется ценовой демпинг со стороны недобросовестных аттестующих организаций, занижающих стоимость проведения лабораторных исследований и измерений до нереальных величин, заставляющих усомниться в том, что они действительно осуществляются. Но при этом обращается мало внимания на обратную ситуацию, при которой цены, наоборот, значительно завышаются: пользуясь неосведомленностью заказчика, аттестующие организации включают в смету расходов дорогостоящие измерения и исследования тех производственных факторов, которых на рабочих местах соответствующего работодателя нет, не было и быть не может в силу используемых им технологий и производственного оборудования.
Пример
Если заказчику надо было аттестовать рабочее место водителя, то он наверняка получал от аттестующей организации смету на проведение лабораторных исследований (испытаний) производственных факторов, составленную на основе санитарных правил СП 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» (утв. зам. Главного государственного санитарного врача РФ от 05.05.1988 № 4616-88) (далее – СП 4616-88).
Данный документ, помимо очевидных и характерных для рабочих мест водителей автомобилей производственных факторов (шум, вибрация и т. п.), содержит весьма спорные требования по измерению, например, уровня освещенности или таких химических веществ, как окись углерода, окислы азота, углеводороды алифатические, акролеин, меркаптан и пр. (п. 2.11 СП 4616-88).
Дело в том, что СП 4616-88 были разработаны почти 30 лет назад и, возможно, тогда были актуальны ввиду активной эксплуатации автомобилей, являвшихся результатом послевоенных проектов. Но много ли современных водителей дышат выхлопными газами или парами топлива во время работы?
Предложенный Минтрудом России в Методике порядок проведения идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов «привязан» к конкретной ситуации, складывающейся на конкретных рабочих местах конкретного работодателя, и предусматривает различные механизмы, позволяющие оценить конкретные условия труда вплоть до проведения опроса работников и их руководителей. При этом Классификатор содержит компактный перечень производственных факторов, которые необходимо идентифицировать в соответствующем случае, и при необходимости уточняет, какие производственные факторы идентифицировать не надо.
Пример
Так, параметры микроклимата идентифицируются только на тех рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся искусственным источником тепла и (или) холода (за исключением кондиционеров). Пыль, которая, как известно, есть практически везде кроме стерильных камер, исследуется на рабочих местах, связанных с осуществлением добычи, обогащения, производством и использованием в технологическом процессе пылящих веществ. Неионизирующие излучения (электромагнитные, электростатические поля и пр.) не измеряются на «офисных» рабочих местах и т. д.
Методика носит ярко выраженный «производственно-промышленно-ориентированный» характер, т. е. позволяет исключить инструментальные измерения на рабочих местах офисных работников и в этом смысле придерживается логики нашумевшего в свое время приказа Минтруда России от 12.12.2012 № 590н «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н».
Внимание
В то же время следует отметить, что Методика допускает проведение измерений в административных зданиях и прочих «офисных» учреждениях, т. к. приложение № 16 ссылается на то, что нормативное значение освещенности рабочей поверхности устанавливается в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. № 34 (зарегистрировано Минюстом России 23 апреля 2003 г., № 4443).
Одновременно с принятием Закона № 426-ФЗ соответствующие изменения внесены в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ). Они содержат определение термина «система управления охраной труда», уточняют понятие «управление профессиональными рисками» и обязывают работодателя создавать систему управления охраной труда. Поэтому исключение из процесса лабораторных исследований офисных рабочих мест с последующим декларированием соответствия условий труда государственным нормативным требованием охраны труда, предусмотренным Законом № 426-ФЗ, выглядит вполне уместным и своевременным.
3.
В отличие от карты АРМ карта СОУТ содержит страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина (работника) в системе обязательного пенсионного страхования (далее – СНИЛС). То есть раньше аттестовывались обезличенные рабочие места (исключение составляли лишь элементы оценки травмоопасности, касающиеся подготовки работников по вопросам охраны труда), а теперь оцениваются даже не рабочие места, а персонифицированные условия труда.
Понятно, что работодатели обеспокоены тем, что новый подход может повлечь для них и негативные последствия.
Пример
Прежде после проведения АРМ работодатель не испытывал особых проблем в случае, если принимал на аттестованное рабочее место нового работника вместо уволенного. Более того, это было большим подспорьем для работодателя, облегчавшим ему соблюдение требований ст. 57 ТК РФ, согласно которой работодатель (его представитель) должен был ознакомить вновь принимаемого на работу работника с его правами, гарантиями и компенсациями, связанными с условиями труда, установленными по итогам АРМ.
Теперь же у работодателя в такой ситуации возникает масса вопросов:
- какие действия помимо традиционных ему следует предпринять после приема на работу новых работников взамен выбывших?
- не придется ли ему вновь прибегать к услугам оценивающей организации даже в том случае, если речь идет о чисто формальной корректировке карт СОУТ, связанной с внесением в них СНИЛС вновь принятых работников?
- в какую сумму теперь обойдется ему текучка кадров?
Пока эти вопросы остаются без ответа.
4.
Из перечня измеряемых факторов световой среды исключен коэффициент пульсации освещенности. Таким образом, наконец, устранен камень преткновения в дискуссии специалистов вокруг проблемы несоответствия источников света, выпускаемых российской и зарубежной промышленностью, установленным в нашей стране нормативам.
Проблема применения коэффициента пульсации заключается в том, что большинство используемых сегодня источников света имеют пульсацию выше установленных нормативов, что вынуждает работодателя делать выбор «из двух зол»:
- нести немалые расходы на закупку и установку дополнительных технических средств по снижению пульсации;
- смириться с признанием наличия на его рабочих местах «вредных» условий труда из-за сверхнормативной пульсации и расходами на предоставление соответствующих гарантий и компенсаций работникам за работу во «вредных» условиях труда.
При этом вопрос об отрицательном влиянии пульсации, превышающей установленные санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами значения коэффициента пульсации, на здоровье работника остается дискуссионным, поэтому слово «вредных», собственно, и взято в кавычки.
5.
Оценка травмоопасности при проведении СОУТ более не осуществляется. На наш взгляд, это одно из «слабых мест» Методики.
Ранее при оценке травмоопасности для целей АРМ специалист аттестующей организации вместе с представителями комиссии работодателя выявляли нарушения в эксплуатации оборудования, приспособлений и инструментов, проверяли соответствие процесса работы установленным требованиям безопасности, правильность применения технической документации и инструкций по эксплуатации.
Также при оценке травмоопасности проверялось соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям, т. е. прохождение ими обучения по охране труда с последующей проверкой знаний требований охраны труда и инструктажей, правильность ведения журналов регистрации последних и т. д.
В этой части АРМ предусматривала сильную профилактическую составляющую. В ходе оценки травмоопасности работодатели и их представители выявляли риски, которые долгое время оставались ими незамеченными. АРМ показывала те проблемы, на которые они ранее (во многом в силу привычки) не обращали внимания, как это, к сожалению, происходит на подавляющем большинстве российских производственных объектов.
Методика устанавливает форму протокола оценки эффективности средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) на рабочем месте. Ранее при проведении АРМ оформлялся протокол обеспеченности СИЗ на рабочем месте, где указывалось соответствие (или не соответствие) нормативам. Там была строка «Эффективность использования СИЗ». Однако на деле она «не работала», и оценка эффективности СИЗ для целей АРМ не проводилась.
На сайте Минтруда России можно ознакомиться с проектом соответствующей Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении средств индивидуальной защиты. Представляется, что возможность снижения класса (подкласса) условий труда при использовании работниками СИЗ будет стимулировать работодателей к приобретению действительно эффективных СИЗ.
6.
Методика устанавливает единый предельно допустимый уровень (далее – ПДУ) для шума. Ранее действовало несколько ПДУ, которые также являлись предметом острых дискуссий.
То, что вместо нескольких ПДУ теперь будет применяться один, безусловно, позитивный шаг, однако сама цифра 80 дБ вызывает сомнения. В этом смысле весьма показательным является отрицательное заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия на проект Методики.
В ходе межведомственного согласования проекта Методики Минэкономразвития России обратило внимание на ряд рисков, связанных с ее реализацией, в т. ч. на ПДУ шума, сославшись на международный опыт установления данного норматива.
Так, в странах – членах ОЭСР, ВТО, а также ЕС практически во всех соответствующих нормативах верхняя граница эквивалентного уровня шума устанавливается в районе 85–90 дБ (дБА) для восьмичасовой рабочей смены, поскольку большая часть оборудования, закупаемого для предприятий химической и угольной промышленности, имеет показатель звукоизоляции 85 дБ (ДБА).
Пример
В химической и угольной промышленности используется продукция всемирно известных производителей (бренды Atlas Copco, Caterpillar, Komatsu, JOY, Eickhoff, Sandvik, Bucyrus, Cat, «БЕЛАЗ»). При ПДУ шума, установленном Методикой, вся подобная техника так же, как и ранее при проведении АРМ, останется «вредной» для работника.
7.
Претерпел изменения перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда (в Порядке № 342н он назывался планом мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда) и, возможно, не в лучшую сторону. Так, из него исчезли графы «Источник финансирования» и «Ответственный за выполнение мероприятия».
Работодателям, зависящим от вышестоящих организаций, и специалистам по охране труда теперь придется потрудиться, чтобы интегрировать новый перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда в бюджеты по финансированию соответствующих расходов.
В то же время в контексте упомянутых выше поправок в ТК РФ (определяющих термин «Система управления охраной труда», уточняющих понятие «Управление профессиональными рисками» и обязывающих работодателя создавать систему управления охраной труда) такое упрощение формы, предполагающее дальнейшие шаги работодателя по выстраиванию системы управления охраной труда, выглядит вполне логичным.
Нельзя забывать о том, что после проведения СОУТ работодатель в конечном итоге должен наладить систему управления профессиональными рисками, которая, в свою очередь, должна стать основой для создания и функционирования современной системы управления охраной труда (ст. 212 ТК РФ).
М.C. Байгереев директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России
Ю.А. Кравченко ведущий специалист Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России
Источник:Информационный портал по охране труда
Вернуться в раздел
Автоматические штрафы СОУТ 2022
За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:
- должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
- компании — от 60 000 до 80 000 руб.
Отличия штрафов-2020 от действующих в 2022 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.
Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.
Подводим итоги
- С 2022 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
- Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
- Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
- У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
- С 2022 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.