Аттестация сотрудников: зачем она нужна?
Аттестацию проводят для определения подготовки кадров по квалификации. Процедура облегчает оценку практических, теоретических знаний. Проще планировать действие в случае непредвиденных обстоятельств.
Это полезная процедура, которая дает своевременно принять меры, чтобы устранить недочеты в работе подчиненных. По результатам их направляют на курсы переподготовки, увольняют. Последняя мера действует для тех, у кого в работе выявили недостатки.
Для организаций по большей части аттестацию относят к процедурам сугубо добровольного характера. Закон устанавливает ее как необходимость только для бюджетной сферы, некоторых частных коммерческих организаций.
Правила заполнения
Унифицированный, обязательный к применению образец документа для этого направления еще не разработан. Но выделяют правила, сохраняющие действенность для большинства. Из обязательных сведений отмечают:
- Дата.
- Информацию о сотруднике, для которого организована проверка. Нужны ФИО вместе с должностью. Главное, чтобы наименования и должностные обязанности соответствовали принятым локальным нормативным актам.
- После фиксируют контрольные вопросы. Они обычно связаны с тем, что сотрудник делает на практике.
- Ответы.
- Само заключение от комиссии.
В аттестационном листе фиксируют любые замечания со стороны проверяющих, когда в этом возникает необходимость.
Краткая информация об аттестационном листе
Аттестационный лист на соответствие занимаемой должности,образец которого можно скачать в конце этой статьи, не имеет утвержденной законодательством формы. Зачастую его составляют в свободной форме на фирменном бланке юридического лица. Содержание документа зависит от целей проведения аттестации.
Члены аттестационной комиссии, проводящие тестирование сотрудников организации, должны использовать утвержденный бланка аттестационного листа, прилагаемого к Положению об аттестации, принятому в компании. Порядок оформления документа должен быть четко прописан в данном Положении, члены комиссии обязаны неукоснительно придерживаться его.
Документ можно оформить как в рукописной, так и в печатной форме. Допустимо использовать стандартные листы формата А4 или фирменные бланки организации. Заполненный аттестационный лист с ответами работника прилагается к протоколу аттестации.
Аттестационный лист обязаны подписать все члены комиссии. Сотрудник, проходящий аттестацию, также должен подписать документ после ознакомления с ним. Если он отказался подписывать его – комиссия составляет акт об отказе. Данное требование обязательно к выполнению, так как в судебной практике известны случаи, когда уволенные на основании результатов аттестации сотрудники восстанавливались на работе. А работодателям приходилось в судебном порядке доказывать, что отсутствие подписи связано с отказом сотрудников подписывать документы.
Пример заполнения аттестационного листа будет представлен далее.
Для кого аттестацию нельзя проводить?
Для некоторых организаций аттестация стала рядовым мероприятием, периодически проводимым для всех профильных специалистов. Выполнение требования не связано с квалификацией сотрудника. Длительный стаж, научные степени – дополнительные условия, при которых аттестацию нужно проходить регулярно. Но некоторых граждан закон защищает от таких процедур.
Правило действует на:
- Лиц на длительном больничном.
- Студентов дневных форм обучения, на протяжении первого года после выхода на работу.
- Женщин, ухаживающих за детьми до возраста трех лет.
- Сотрудников, проработавших на специальности меньше года.
Какие сотрудники подлежат и не подлежат проверке?
Проведение процедуры аттестации персонала из числа штатных работников является весьма важной процедурой. Однако даже при всей необходимости оценки некоторые категории сотрудников работодатель в рамках закона не может привлечь для участия в указанном процессе.
Так, исходя из норм действующего законодательства, оценке не подлежат:
- сотрудницы, пребывающие в декретном отпуске — у них нет показателей в труде по причине их отсутствия на рабочем месте длительное время;
- беременные женщины, которые в большинстве случаев переходят не только на другой режим занятости, но и легкий труд со сниженной выработкой, не говоря уже о прямом запрете расторжения трудовых отношений с сотрудницей в положении практически по любому основанию и противопоказаний к стрессовым ситуациям, которой аттестация может выступать;
- работники, которые отработали менее года, а значит, не смогли проявить себя должным образом и не имеют особых заслуг в виду чего, оценка их деятельности будет необъективной;
- труженики, которые только вышли из декретного отпуска и опять же не успели отработать 12 месяцев, то есть минимальный период, необходимый для оценки;
- работники, которые были приняты в рамках договора с ограниченным сроком действия на период, не превышающий года;
- руководящий состав компании в случае их назначения вышестоящими учреждениями в которых собственно оценку по истечении соответствующего периода они и будут проходить;
- служащие в возрасте, то есть те, кто уже оформил пенсионное пособие ввиду их несомненной квалификации и огромного опыта.
Обязательно ли нужно составлять заявление о приеме на работу?
В каких случаях не устанавливается испытательный срок? Узнайте .
Аттестация: общий порядок проведения
Перед началом на предприятии издают приказ. Затем на его основании собирают специальную комиссию. В нее входит минимум три человека, представляющие такие категории:
- Руководитель предприятия, либо лицо с полномочиями действовать от его имени.
- Тот, кто возглавляет структурное подразделение.
- Другие сотрудники, уровень образования и квалификации которых достаточен для участия.
Иногда к подобным проверкам привлекают стороннего специалиста. Это эксперт в той же области, что и сам работник.
После назначения члены комиссии приступают к прямым обязанностям.
Аттестация во многом похожа на экзамены. Сотруднику задают большое количество вопросов, на которые надо давать ответы. В зависимости от итогов собеседований такого формата составляют заключение. Проведение индивидуально, либо по отношению к целым группам сотрудников.
Без строгого, внимательного отношения процедура не даст результатов. Заключения по результатам проверки могут быть основанием для повышения, либо понижения должностей подопечных.
Вероятность повторного проведения проверки возрастает в случае обнаружения каких-либо нарушений. Если сотрудник не согласен с результатами – он имеет право обжаловать решение, в вышестоящей инстанции.
Для чего нужно оценивать сотрудников
Аттестация – это важный, и, пожалуй, единственный способ оценки знаний и квалификации персонала организации. Это процесс оценки соответствия сотрудников организации занимаемым должностям, степени укомплектованности штата либо возможности его сокращения, определения возможности и целесообразности проведения внутренних горизонтальных, либо вертикальных перестановок, повышения либо понижения оклада, предоставления премий и наград, выявления потребности в повышении квалификации, профессиональной переподготовки сотрудников, обучении смежным специальностям, проведении тренингов. Такая процедура обычно носит регулярный характер.
Процесс аттестации – это сравнение полученных результатов труда с определенными стандартами и нормами труда, принятыми в конкретной организации.
При этом, аттестация необязательна по законодательству, и может не проводится во многих организациях.
Однако на бюджетных предприятиях государственные и муниципальные служащие проходят подобную проверку в обязательном порядке.
Также существуют определенные виды деятельности организаций, установленные законом, вне зависимости от их организационно-правовой формы, в которых непременно должна проводиться аттестация.
При аттестации сотрудники дают себе оценку самостоятельно, а также дается оценка его руководителя и экспертов.
Самостоятельно оценивая себя, сотрудник получает возможность проанализировать свои качества и способности, и улучшить их.
Оценка руководителя необходима для анализа деятельности сотрудника, его успехов и достижений. После аттестации руководитель дает обратную связь, объясняя причины принятых им решений, таких как, например, повышение оклада или даже увольнение.
Оценка экспертов необходима в случаях, когда руководитель предприятия не может проанализировать деятельность определенных сотрудников в особо важных отделах. Тогда в качестве эксперта может выступать функциональный руководитель отдела.
Аттестацию принято делить на очередную и внеочередную. Очередная – обычно проводится в организации каждые 5 лет. Внеочередная – проводится по определенным причинам: по соглашению сторон; по решению вышестоящего руководства в связи с сокращением штата, либо изменением политики условий и оплаты труда.
Аттестации обычно подлежат все руководители и специалисты, проработавшие на своей должности более одного года. От проверки освобождаются лишь беременные и отсутствующие по причинам декретного отпуска, а также отпуска по уходу за детьми, не достигшими трехлетнего возраста.
По ходу проверки формируется аттестационный лист. Существуют определенные нормы и правила его составления, которые закрепляются в Положении об аттестации в организации.
Составление положения об аттестации
Такой документ составляется руководителем предприятия. В него надо включать стандартно следующие разделы:
Раздел | Описание |
Вводная информация | Для обозначения целей мероприятий. Определяют состав сотрудников, по которым организуют проверку. Отдельно закрепляют периодичность мероприятия, указывают основания внеочередных видов. |
Описание мероприятий по подготовке | Председатель, секретарь и члены – вот какие специалисты обязательно должны составлять комиссию. В этой части документа пишут о том, кто входит в комиссию. Каждому участнику прописывают полномочия. Раздел посвящён сведениям, связанным со стандартным графиком. Описывают, как сотрудников уведомляют о самой процедуре. Отдельное место уделяют кадровым документам. |
Описание порядка процедуры | Приводят порядок формирования кворума. Пишут о самой проверке, механизмах принятия решений, вариантах решений и правилах оформления итогов. Описывают права, которыми наделены сотрудники в случае несогласия с выводами. |
Заключительные положения | Посвящены срокам хранения документов, другим особенностям, связанным с ними. |
Положение – один из локальных нормативных актов. Его разрабатывают для каждой организации, с учетом основных трудовых условий. Всех сотрудников надо ознакомить с условиями положения, когда его разработка будет завершена.
Структура документа
Непосредственная цель проведения аттестационного мероприятия влияет на содержание и форму листа, оформление и утверждения которого может производиться непосредственно аттестационной комиссией. Помимо этого данный документ является неотъемлемым приложением, которое закреплено в Положении о правилах проведения аттестации сотрудников в организации.
Так, например, оценка сотрудника может проводиться как с целью повышения его уровня квалификации, так и с целью установления соответствия им занимаемой должности.
В структуру листа включатся следующие разделы:
- Персональные сведения об аттестуемом сотруднике.
- Информация о его образовании.
- Трудовой стаж, а также занимаемая в соответствии со штатным расписанием должность в компании.
- Вопросы к работнику и его ответы на них.
- Вынесенное решение аттестационной комиссии и рекомендации.
Составление протокола по итогам
Процесс оценки, информация о самом проверяемом – вот что заносят в протокол. По этой причине ему отводят роль одного из главных документов в этом процессе. Ход опроса и результат тоже фиксируются при оформлении протокола. Для подобных бумаг тоже не разработали единую унифицированную форму. Поэтому работодателям разрешают самостоятельно создавать форму, наиболее удобную для практической работы.
Как получить объективные результаты аттестации работников — 3 полезных совета
Объективность — важная составляющая аттестационного освидетельствования персонала.
Избежать проблем в этом вопросе помогут наши советы.
Совет 1. Максимально расширяйте состав
Как я уже писала, количество участников аттестационной комиссии не ограничивается. Включайте в состав столько специалистов, сколько нужно для качественного проведения процедуры.
Главное условие: все члены комиссии должны пользоваться авторитетом, быть компетентными в профессиональных специализациях аттестуемых. Такой состав вызовет больше доверия и снизит риск конфликтов.
Пример
В процессе аттестации в ООО «Альбатрос» возникла конфликтная ситуация при оценке профессиональных компетенций сисадмина Федора Кузькина.
Комиссия приняла решение понизить Кузькину категорию. Федор написал на имя директора компании жалобу, в которой обращал внимание на некомпетентность членов комиссии в вопросах системного администрирования.
Действительно, в комиссии не было ни одного специалиста по данному направлению, и, следовательно, они не могли оценить должным образом профессиональные качества сисадмина Федора.
Директор ООО «Альбатрос» согласился с доводами Кузькина и рекомендации аттестационной комиссии приняты не были.
Совет 2. Проводите аттестацию только в присутствии работника
Несмотря на то, что законом предусмотрены случаи проведения аттестации при отсутствии работника (беспричинная неявка, нежелание проходить освидетельствование), лучше ее проводить в его присутствии.
Так вы снизите риск конфликта и оспаривания итога со стороны оцениваемого работника.
Совет 3. Доверяйте проведение аттестации сторонним компаниям
Если вы хотите получить действительно качественные результаты аттестации и избавиться от головной боли по этому поводу, рекомендую заказывать проведение этого мероприятия в специализированных компаниях.
Таким компаниям можно доверить не только аттестацию персонала, но и, например, спецоценку условий труда (СОУТ).
Нужна дополнительная информация по теме? Посмотрите видеоролик!