Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую за 2022 год

Перейти на главную

Бухгалтерскую отчетность госучреждения составляют по истечении квартала, полугодия и года в тех формах, которые указаны в Приказе Минфина РФ № 33н, отредактированного 17.12.15. Настоящий Приказ описывает, как правильно вести учет и осуществлять передачу бухгалтерской отчетности ответственному лицу.

Бухгалтерская отчетность дает представление о динамике финансового состояния учреждения и результатах его функционирования, а также о текущем имущественном положении. Она включает данные о прибыли и тратах за те или иные периоды относительно всех представительств, структурных подразделений и филиалов учреждения.

Все данные формируются на основании информации Главной книги бухгалтера (гроссбух) – этот сводный документ ведется в обязательном хронологическом порядке на протяжении календарного года. Также во время составления отчетности бухгалтер использует другие регистры, заполненные на основе сведений из первичной документации. При этом обязательно проводится сверка остатков и оборотов в учетах – синтетическом и аналитическом.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора

Государственные организации подразделяют на казенные, бюджетные, автономные. В зависимости от типа организации сдают определенные формы.

Бюджетные и автономные учреждения

Бюджетные и автономные учреждения — это некоммерческие организации, которые оказывают услуги в сферах образования, медицины, спорта, культуры, занятости населения и других. Из бюджета они получают субсидии, которые рассчитывают на основании нормативных затрат на определенный объем услуг. Главное отличие бюджетного от автономного учреждения — это меньшая финансовая самостоятельность и экономическая мобильность.

Отчетность бюджетных и автономных учреждений

Основной документ, регулирующий сдачу отчетности — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Бюджетные и автономные организации составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность (БФО):

  • ежемесячно — на первое число месяца, следующего за отчетным;
  • ежеквартально — на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
  • за год — на 1 января года, который идет за отчетным.

В состав БФО входят:

  • баланс (ОКУД 0503730);
  • справка по консолидируемым расчетам (ОКУД 0503725);
  • справка по заключению счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ОКУД 0503710);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ОКУД 0503737);
  • отчет об обязательствах (ОКУД 0503738);
  • отчет об обязательствах в рамках национальных проектов (ОКУД 0503738-НП);
  • отчет о финансовых результатах деятельности (ОКУД 0503721);
  • отчет о движении денежных средств (ОКУД 0503723);
  • пояснительная записка к Балансу (ОКУД 0503760).

Кроме этих форм, учреждения сдают дополнительную отчетность, если ее установил учредитель или финансовый орган (пункт 8 Инструкции № 33н).

Отчитывайтесь за госорганизации через интернет — в срок и без ошибок.

Узнать больше

Представление отчетности

Отчитываются госорганизации учредителю либо по решению финансового органа — в этот финорган — в электронном виде, подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью. Срок, когда организация обязана представить отчетность, устанавливает учредитель. Перед сдачей годовых отчетов обязательно проводят инвентаризацию.

Для представления БФО данные берут из главной книги (ОКУД 0504072) и других регистров бухучета, также используют плановые, аналитические, управленческие показатели, сформированные по периоду. В отчеты включают информацию по подразделениям, филиалам и представительствам.

В автономном учреждении годовую отчетность дополнительно утверждает наблюдательный совет.

После того, как учредитель принимает БФО, организации публикуют ее в интернете на своем сайте или другом ресурсе.

Отчетность в налоговый орган

Бюджетные и автономные организации сдаю годовую бухотчетность в налоговую инспекцию по месту нахождения. Перечень форм указан в Письме Минфина от 28.03.2013 № 02-06-07/9937:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения;
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности;
  • отчет о финансовых результатах деятельности;
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности;
  • сведения об остатках денежных средств.

В соответствие со статьей 18 Федерального закона № 402-ФЗ организации бюджетной сферы от представления обязательного экземпляра отчетности в виде электронного документа освобождаются.

Как и коммерческие компании, госучреждения отчитываются по налогу на имущество. Если у организации есть недвижимое имущество, они уплачивают налог и сдают декларацию не позднее 31 марта. Также они сдают расчет по страховым взносам, 6-НДФЛ, могут сдавать декларации по прибыли, НДС, УСН.

Казенные учреждения

Цель создания казенной организации — оказание государственных или муниципальных услуг. Финансирование производится на основании бюджетной сметы за счет средств федерального или местного бюджета.

Законодательно предусмотрена методологическая поддержка федеральных государственных органов, органов управления внебюджетными фондами, подведомственных ФГО казенных учреждений. Постановление Правительства от 20.10.2014 № 1084 определяет нормативные затраты по планам закупок и обосновании бюджетных ассигнований при формировании проекта бюджета.

Казенные учреждения имеют право участвовать в коммерческой деятельности, если это предусмотрено учредительным документом, но все доходы от коммерции перечисляют в бюджет. Все имущество принадлежит учредителю (РФ, субъекту РФ или муниципалитету) и организации используют его на праве оперативного управления.

Казенные учреждения отчитываются о своей деятельности в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н.

Настоящая инструкция обязывает организации представлять промежуточные отчеты (ежемесячно, поквартально нарастающим итогом) и годовые.

Из-за специфики состав годовой бюджетной отчетности отличается от той, которую представляют бюджетные и автономные учреждения:

  • баланс (ОКУД 0503130);
  • справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130);
  • отчет о финансовых результатах деятельности (ОКУД 0503121);
  • справка по консолидируемым расчетам (ОКУД 0503125);
  • сведения о движении нефинансовых активов (ОКУД 0503168);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ОКУД 0503169);
  • сведения об изменении остатков валюты баланса (ОКУД 0503173);
  • сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ОКУД 0503175);
  • сведения об исполнении бюджета (ОКУД 0503164);
  • пояснительная записка к Балансу (ОКУД 0503160).

Все отчеты перечислены в п. 11, 23, 49, 60, 68, 68.1, 146 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н.

Порядок представления отчетности обозначен в пункте 10 Инструкции № 191н:

  • получатели бюджетных средств сдают отчетность распорядителю или главному распорядителю бюджетных средств (БС);
  • администраторы доходов бюджета — вышестоящему главному администратору;
  • администратор источника финансирования дефицита бюджета (ИФДБ) — вышестоящему главному администратору ИФДБ
  • распорядители БС, главные распорядители БС, главные администраторы дефицита бюджета и главные администраторы ИФДБ — финансовому органу соответствующего бюджета.

Сроки подачи отчетности для бюджетников в ИФНС

На 1 января бюджетники по итогам своей деятельности подготавливают годовую отчетность по результатам предыдущего года. Сведения в ней проставляются в руб. и коп. и обязательно нарастающим итогом. Подписывают бухотчетность директор, главбух и начальник финансово-экономического отдела, если он есть и в отчетах имеются планово-аналитические показатели.

Главную книгу и иные регистры бухучета бюджетной организации сверяют с показателями учета и контрольными соотношениями Федерального казначейства, размещаемыми на сайте госоргана. После сверки составляется годовая бухотчетность с данными по всем филиалам учреждения, независимо от их месторасположения.

Бухгалтерская отчетность передается в ИФНС в течение 3-х месяцев по окончании календарного года. За 2022 г. бюджетники должны сдать свою отчетность до конца марта 2022 г.

Важно! Согласно ст. 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений, подлежащих налоговому контролю, налагается штраф 200 руб. по каждой непредставленной форме. На должностных лиц также возможно наложение штрафа (300-500 руб.).

Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!

Нормативная база по отчетности государственных учреждений

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ,
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,
  • Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,
  • Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н,
  • Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н,
  • Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (ФСБУ) «Представление БФО», утвержденный приказом Минфина от 31.12.2016 № 260н,
  • ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» от 31.12.2016 № 256н,
  • ФСБУ «Отчет о движении денежных средств» от 30.12.2017 № 278н,
  • ФСБУ «Доходы» от 27.02.2018 № 32н,
  • ФСБУ «Основные средства» от 31.12.2016 № 257н,
  • ФСБУ «Аренда» от 31.12.2016 № 258н,
  • ФСБУ «Обесценение активов» от 31.12.2016 № 259н,
  • ФСБУ «События после отчетной даты» от 31.12.2017 № 275н,
  • ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» от 31.12.2017 № 274н,
  • ФСБУ «Влияние изменений курсов иностранных валют» от 30.05.2018 № 122н,
  • ФСБУ «Запасы» от 07.12.2018 № 256н,
  • ФСБУ «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» от 30.05.2018 № 124н,
  • ФСБУ «Бюджетная информация в БФО» от 28.02.2018 № 37н,
  • ФСБУ «Концессионные соглашения» от 29.06.2018 № 146н,
  • ФСБУ «Долгосрочные договоры» от 29.06.2018 № 145н,
  • ФСБУ «Совместная деятельность» от 15.11.2019 № 183н,
  • ФСБУ «Выплаты персоналу» от 15.11.2019 № 184н,
  • ФСБУ «Нематериальные активы» от 15.11.2019 № 181н,
  • ФСБУ «Затраты по заимствованиям» от 15.11.2019 № 182н,
  • ФСБУ «Информация о связанных сторонах» от 30.12.2017 № 277н,
  • ФСБУ «Непроизведенные активы» от 28.02.2018 № 34н,
  • ФСБУ «Финансовые инструменты» от 30.06.2020 № 129н.

Бухотчетность для НКО

Приказом Минфина № 66н от 02.07.2010 утверждены бланки, отражающие текущее финансовое состояние, рациональность использования средств, результаты деятельности и прочие показатели.

Обратите внимание, что Приказ Минфина № 66н корректировали неоднократно. Последние изменения были внесены Приказом Минфина от 19.04.2019 № 61н. Чиновники поправили не только структуру отчетных форм, но и правила их заполнения.

Правила формирования бухотчетности для НКО

Закон № 402-ФЗ устанавливает строгие требования к содержанию отчетной информации. Сведения финансовой отчетности должны отвечать следующим принципам:

  • достоверность — информация формируется на основании подтвержденных и проверенных данных бухгалтерского учета, все показатели и суммы зафиксированы документально (первичной и учетной документацией);
  • объективность — операции, отражаемые в учете и включаемые в отчетность, подлежат объективной оценке;
  • существенность — субъект раскрывает сведения об имущественном и финансовом положении по мере существенности операций, причем критерии существенности разнятся и требуют обязательного закрепления в учетной политике;
  • последовательность отражения операций — записи и факты хозяйственной деятельности субъекта регистрируются в хронологическом порядке, в установленной законодательством последовательности;
  • целостность и полнота информации — сведения должны составлять общую картину о деятельности компании, ее имуществе и платежеспособности.

Принцип целостности подразумевает единство информации во всех отчетных формулярах компании. Например, сведения о налоге на прибыль в декларации должны совпадать с показателями финансовых отчетов.

Состав бухгалтерской отчетности для НКО

Приказом Минфина № 66н утвердили пять форм бухотчетности, которые сдают практически все организации. Несмотря на общую обязанность вести бухучет, некоторые компании вправе отражать операции в упрощенном виде. Принципы составления, как и формы упрощенной бухотчетности, существенно отличаются от общепринятых норм.

Подробнее: «Подаем отчетность по упрощенной схеме»

Собрали в таблице полный перечень отчетов:

Формы бухотчетности Комментарий Примечания
Код по ОКУД Название
0710001 Бухгалтерский баланс Заполняется по состоянию на 31 декабря отчетного года, указываются сведения за текущий и два предшествующих года.

Обратите внимание, что третий раздел баланса для НКО существенно отличается от формата для коммерческих фирм.

Заполняем бухотчетность по форме № 1 «Бухгалтерский баланс»

Форма обязательна к заполнению для всех организаций.

Для упрощенного учета используются специальные отчетные бланки.

0710002 Отчет о финансовых результатах Указываются соответствующие показатели бухучета по состоянию на 31 декабря отчетного периода и на соответствующую дату за предыдущий период. Данные заполняются исключительно по предпринимательской деятельности. Причем организация самостоятельно определяет степень существенности полученного дохода.

Если НКО не осуществляет предпринимательскую деятельность или доходы незначительны, документ заполнять не нужно.

Составляем отчет о финансовых результатах по форме 2

0710004 Отчет об изменениях капитала Документ содержит сведения о произошедших изменениях капитала в течение отчетного периода в разрезе отдельных показателей. Данные указываются за год.

Инструкция: составляем отчет об изменениях капитала

Бланки отчетов необязательные. Заполняются по мере надобности. Например, при необходимости приведения в отчетности показателей, нужных для реальной оценки финансового состояния и полноты предоставляемой информации.
0710005 Отчет о движении денежных средств Форму заполняют на основании показателей бухучета в части движения денежных потоков организации. Информация предоставляется за финансовый год и предшествующий аналогичный период.
0710003 Отчет о целевом использовании средств Указывается информация о размерах поступления финансирования (по источникам), об использовании средств в разрезе направления расходов. Заполняется за текущий период и предшествующие 12 месяцев.

Готовим отчет о целевом использовании полученных средств

Отчет обязателен к заполнению на общих основаниях.
Пояснительная записка В документе указывается информация, необходимая для реальной оценки финансового положения организации, результатов ее деятельности и для полноты сформированных сведений. Составляется в произвольном виде.

Сроки сдачи

Законодательно предусмотрен предельный срок сдачи бухгалтерской отчетности организаций — не позднее 90 дней со дня окончания отчетного периода. То есть не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. За 2022 год отчитываемся до 31.03.2022.

ВАЖНО!

С 2022 года предоставление финансовой отчетности в Росстат отменено. Организации отчитываются только перед ФНС и собственниками (учредителями). В Росстат сдавать бухгалтерский баланс не надо, только в территориальную ИФНС (292-ФЗ от 02.11.2013).

Учредитель (собственник) вправе утвердить индивидуальные сроки сдачи отчетов для фирмы и расширить список обязательных бухгалтерских отчетов дополнительными формами и бланками. Например, установить промежуточные отчетные периоды, а не только годовые.

Для раскрытия информации о бенефициаре в бухгалтерской отчетности организации отдельного бланка и сроков не предусмотрено. Но по правилам, сведения о бенефициарных владельцах юридического лица необходимо раскрыть в годовой бухотчетности (письмо Росфинмониторинга № 01-04-05/17015 от 29.07.2019). За непредоставление сведений о бенефициаре по запросу организации грозит штраф до 500 000 рублей.

Отчетность государственных организаций, представляемая в органы статистики

Порядок проведения федеральных статистических наблюдений, представления отчетов установлен Законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ. Условия представления первичных статистических и административных данных статистического учета закреплены в постановлении Правительства РФ от 18.08.2008 № 620.

Государственные учреждения сдают отчетность в Росстат по формам органа статистики (ч. 4 ст. 6 Закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ) в электронном виде. Состав форм разный для организаций, это связано с видом деятельности, организационно-правовой формой, полномочиями. Для составления отчетов используют показатели и сведения, которые затем необходимы органам статистики для дальнейшего анализа.

Росстат ежегодно публикует табель и альбом действующих форм, календарь их представления. Данные можно найти на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики РФ. Отчетность бывает срочная, месячная, квартальная, полугодовая и годовая, сроки сдачи различны для каждой из форм.

Если государственное учреждение не представляет отчетность в срок, за это в соответствии с КоАП РФ предусмотрены штрафы.

Если организация обнаружила ошибку в ранее отправленных документах в Росстат либо получила уведомление от контролирующего органа, то она может подать корректировочные формы или объяснить причины внесения исправлений.

Федеральная служба государственной статистики РФ также обязана бесплатно информировать организации, если планирует провести статистическое наблюдение по конкретным формам отчетности.

До 15 апреля 2022 года госорганизации должны будут сдать новую форму № ТЗВ-бюджет в территориальный орган Росстата по месту фактического осуществления деятельности. Форма «Сведения о расходах бюджетного, автономного и казенного учреждения за 2022 год» утверждена приказом от 15.07.2021 № 420. В отчет следует включить данные по всем обособленным подразделениям.

Получите всё, что нужно для отчетности за госорганизацию: актуальные формы, уведомления о статусе отчетов, пояснения к отказам ФНС.

Подробнее

Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503173, ф. 0503773)

Уточнения для этих форм касаются исправления ошибок прошлых лет. Сама форма годовая. Но в ситуации, если мы исправляем ошибки прошлых лет, то обязаны представить ее по мере исправления ошибок. Информация об изменении вступительного баланса в связи с исправлением ошибок отражается в графах 6 или 10. В графе 6 — если ошибка выявлена самостоятельно. В графе 10 — если ошибка выявлена по предписанию контрольных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности. В обновленных инструкциях по составлению отчетности уточнено, в корреспонденции с какими счетами должна быть исправлена ошибка, чтобы попасть в графу 6 или 10: — в графе 6 отражается сумма изменений вступительного баланса, связанных с исправлением ошибок со счетами 304 86, 304 96, 401 18, 401 19, 401 28, 401 29; — в графе 10 — со счетами 304 66, 304 76, 401 16, 401 17, 401 26, 401 27. Также в обновленных положениях инструкций уточнено, что обороты по исправлению ошибок прошлых лет в отчетности отражаются согласно данным «Журнала операций по исправлению ошибок прошлых лет». Не забываем, что информация об исправлении ошибок отражается в этом регистре.

Как государственным организациям отчитываться быстро и без ошибок

Сдать отчетность по всем правилам можно в электронном виде через систему Контур.Экстерн. Это экономит время, помогает выявить ошибки до отправки отчетов, исправить их и затем отследить судьбу каждого. В Экстерне вы найдете только актуальные формы, соответствующие законодательству. Вы можете заполнить их в системе или выгрузить готовые документы из любой бухгалтерской программы. Вы увидите весь цикл движения отчетности: от отправки до принятия контролирующим органом. Если ваш отчет не примут, вы получите уведомление, а также разъяснение причин отказа.

Требования и правила составления

Для формирования фискальных отчетов чиновники предусмотрели следующие требования:

  1. Исправления, помарки и применение корректирующих средств не допускаются. Печатать информацию с двух сторон одного листа нельзя.
  2. Информация в бланки вносится либо от руки синими или черными чернилами, либо при помощи компьютера.
  3. Для каждого показателя предусмотрено свое поле, объединение граф не допускается.
  4. Если для декларации предусмотрена унифицированная форма, то предоставлять сведения в иной форме не допускается.

Остальные требования, сроки и правила предоставления утверждены в индивидуальном порядке к каждой из форм налотчетности. Сдать информацию можно следующими способами:

  • лично в ближайшее отделение ИФНС;
  • по почте заказным письмом с описью вложений;
  • электронно через личный кабинет налогоплательщика либо по защищенным каналам связи с использованием специализированных программ.

Также отчитаться можно через доверенного представителя. В таком случае придется оформить доверенность и предоставить ее в ФНС.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]