Подробно про сдачу электронной отчётности в Пенсионный Фонд РФ
Все ИП и компании, у которых есть наёмные сотрудники, являются страхователями и подают в Пенсионный фонд РФ сведения о работниках. Такая обязанность установлена статьёй 15 Федерального закона № 27-ФЗ, и все связанные с ней работы выполняет бухгалтер или отдел кадров. Отчётность в ПФР подают разными способами. Чаще всего сведения передаются через интернет в виде электронных документов.
Разберёмся, как происходит сдача отчётности в Пенсионный фонд через интернет: в каких случаях отчётные документы сдаются только в электронном виде, что нужно для сдачи в таком формате и чем грозит невыполнение отчётной обязанности перед ПФР.
Регионы, где нужно только заявление на подключение к электронному документообороту (ЗПЭД)
Пенсионный фонд переходит на новый приёмный комплекс. Вот список регионов, где понадобится одно-единственное заявление в электронном виде:
- 03 Республика Бурятия,
- 13 Республика Мордовия,
- 14 Республика Саха (Якутия),
- 18 Удмуртия,
- 20 Чеченская Республика,
- 22 Алтайский край,
- 23 Краснодарский край,
- 24 Красноярский край,
- 27 Хабаровский край,
- 32 Брянская область,
- 34 Волгоградская область,
- 35 Вологодская область,
- 36 Воронежская область,
- 43 Кировская область,
- 45 Курганская область,
- 47 Ленинградская область,
- 48 Липецкая область,
- 50 Московская область,
- 53 Новгородская область,
- 55 Омская область,
- 58 Пензенская область,
- 59 Пермский край,
- 60 Псковская область,
- 62 Рязанская область,
- 63 Самарская область,
- 64 Саратовская область,
- 66 Свердловская область
- 67 Смоленская область,
- 69 Тверская область,
- 70 Томская область,
- 71 (081-) Тульская область,
- 72 Тюменская область,
- 73 Ульяновская область,
- 74 Челябинская область,
- 75 Забайкальский край,
- 77 Москва,
- 78 Санкт-Петербург,
- 79 Еврейская автономная область
- 86 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.
Выполните в Эльбе задачу «Отправить заявление в ПФР, чтобы сдавать СЗВ-ТД электронно». Этого будет достаточно.
Кто обязан сдавать отчётность в ПФР в электронном виде
На сегодня форма сдачи отчётности в ПФР определяется только по одному критерию. Если численность сотрудников у работодателя составляет 10 или более человек, он должен подавать отчётность исключительно в электронном виде. Это требование закреплено в п. 2 ст. 8 Федерального закона № 27-ФЗ.
Представление отчётности в ПФР в электронном виде имеет плюсы и для самих работодателей. Например, не нужно выходить из дома или офиса, что экономит время на отправку отчётных документов. Если вы находитесь в командировке, с помощью онлайн-сервисов можно также сформировать отчётность в ПФР и сдать её через интернет.
Есть несколько способов отправить отчётность в ПФР через интернет:
Через бесплатную программу отчётности в ПФР.
Заполнить бланк на сайте Пенсионного фонда
Через системы отчётности, предоставляемые спецоператорами связи
Чтобы бесплатно отправить отчётность в ПФР, нужно стать участником электронного документооборота с Пенсионным фондом. Для этого предпринимателю или компании необходимо:
Иметь электронный почтовый ящик
Подписать с отделением ПФР соглашение об обмене документами
Подключить ЭДО Пенсионного фонда
Для соглашения также потребуется выпуск квалифицированной электронной подписи на имя руководителя компании. Для этого заявитель может обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр. Перечень таких УЦ размещён на сайте Минкомсвязи РФ.
Заявление на участие в электронном документообороте с ПФР подаётся на специальном бланке. Как только Пенсионный фонд рассмотрит и одобрит заявление, у компании появится возможность сдать отчётность в ПФР через интернет. Подробнее об организации ЭДО с ПФР можно прочитать здесь.
Как зарегистрироваться: заявление
Для регистрации в системе электронного документооборота ПФР страхователи направляют заявление на подключение к этой системе. Оно должно содержать:
- регистрационный номер в ПФР;
- регистрационный номер оператора электронного документооборота;
- наименование страхователя в ПФР – юридического лица, оператора;
- Ф.И.О. (при наличии) страхователя – физического лица;
- сведения об адресе (месте нахождения) оператора;
- контактный телефон и адрес электронной почты оператора;
- страховой номер индивидуального лицевого счета (ИЛС) страхователя;
- ИНН;
- КПП;
- сведения о представителе по доверенности.
ПФР в течение 2-х рабочих дней после получения заявления на подключение направляет уведомление о результате его рассмотрения с отметкой об удовлетворении или об отказе.
Если заявление на подключение неполное или содержит ошибки, ПФР вправе отказать в подключении.
В случае прекращения доверенности страхователь должен уведомить ПФР о прекращении полномочий представителя.
Для отключения от системы электронного документооборота ПФР страхователь направляет в ПФР заявление об этом. Фонд рассматривает его тоже 2 рабочих дня.
Какие отчёты подают в Пенсионный фонд
СЗВ-М
Содержит сведения о застрахованных сотрудниках: ФИО, СНИЛС, ИНН. Подаётся ежемесячно. Сроки подачи — не позднее 15 числа месяца, который следует за отчётным.
СЗВ-СТАЖ
Специальная форма, предназначенная для отчётности о стаже сотрудников. Отчёты по форме СЗВ-СТАЖ подают каждый год. Крайний срок — до 1 марта года, который следует за отчётным.
ДСВ-3
В соответствии с российским законодательством размер будущей пенсии может быть увеличен за счёт дополнительных страховых взносов. Эти взносы работник может перечислять в Пенсионный фонд самостоятельно, либо доверить это своему работодателю. Во втором случае работодатель обязан отправлять в ПФР сведения с перечнем сотрудников, за которых он делает дополнительные взносы, по форме ДСВ-3. Срок для подачи отчётов по этой форме — до 10 числа месяца, который следует за отчётным кварталом.
СЗВ-К
Специальная форма отчётности, которая содержит сведения о стаже сотрудника за периоды до 1 января 2002 года. Сроки для подачи устанавливаются Пенсионным фондом по требованию предоставить соответствующие данные. Если у сотрудника до 2002 года не было стажа, отчёт по этой форме можно не подавать, но потребуется отправить в ПФР пояснительное письмо.
СЗВ-ИСХ
Содержит сведения о стаже, доходах и уплаченных страховых взносах сотрудника. Отчётность по этой форме подаётся в Пенсионный фонд только в одном случае — если страхователь по каким-то конкретным сотрудникам вообще не отправлял сведения персонифицированного учёта. Конкретных сроков сдачи нет.
СЗВ-КОРР
Используется в случаях, когда в индивидуальном лицевом счёте сотрудника допущена ошибка, содержит исправленные, корректные сведения.
СЗВ-ТД
Введение этого отчёта для ПФР связано с переводом трудовых книжек в электронную форму. Отчётность по форме СЗВ-ТД необходима, чтобы все данные из электронных трудовых по приёму на работу, увольнению, переводу и другим кадровым событиям своевременно попадали в Пенсионный фонд. По приёму на работу и увольнению сотрудников необходимо отчитываться не позднее рабочего дня, следующего за изданием соответствующего приказа. По остальным кадровым событиям срок сдачи — не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным.
Отчётность в Пенсионный фонд в 2022 году
Работодатели сдают те же отчёты в ПФР в 2022 году, что и раньше. Но нужно помнить, что с 1 июля 2022 года действует новая форма отчёта СЗВ-ТД. Что изменилось:
- добавлена графа о работодателе, правопреемником которого является страхователь. Этот раздел следует заполнять, если организации-правопреемнику необходимо уточнить сведения о трудовой деятельности, которые ранее представлял реорганизованный страхователь;
- исключён раздел «Отчётный период»;
- в таблице «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица» появилась графа 4 «Работа в районах Крайнего Севера/ Работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»;
- графа 5 «Код выполняемой функции (при наличии)» превратилась в графу 6 «Код выполняемой функции». Раньше её заполняли только при применении профстандартов, то с 1 июля 2022 года её нужно заполнять всем работодателям в соответствии с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ-08), утверждённым приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст.
Штрафы за нарушения
За нарушения, связанные с отчётностью в ПФР, предусмотрены санкции в виде штрафов. Они установлены в ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ. Если работодатель не сдал пенсионный отчёт в срок, полагается штраф — 500 рублей за каждого сотрудника.
Штраф нужно оплатить в течение 10 дней с момента получения требования. Неоплаченный штраф не может быть списан Пенсионным фондом со счёта, поэтому ПФР взыскивает его через суд.
Как уже говорилось, компании, у которых в штате более 10 сотрудников, обязаны подавать СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ только в электронной форме. Нарушение этой обязанности приведёт к штрафу размером в 1000 рублей.
Однако о штрафных санкциях беспокоиться не придётся, если вы подключите «Астрал Отчёт 5.0». Сервис поддерживает сдачу отчётности по всем основным направлениям: ФНС, ПФР, ФСС и другие. Астрал Отчёт 5.0 позволит легко подготовить отчётные документы и проверит их перед отправкой. Квалифицированная ЭП предоставляется в момент подключения сервиса. Оставьте заявку, и наши специалисты помогут вам подобрать тариф.
Как проводится сдача отчетности через Интернет?
Сервис «ОтчетМастер» был разработан специально для того, чтобы отправка отчетной документации производилась быстро, качественно и в полном соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Желаете сдать отчет по НДС через интернет? С данным сервисом процесс займет считанные минуты.
Все бюджетные организации прямым образом заинтересованы в том, чтобы сэкономить расходы на проведение отчетных мероприятий. «ОтчетМастер» дает возможность существенно сократить финансовые и временные затраты на данные процедуры.
Сервис представляет собой онлайн-программу, позволяющую формировать и отправлять любой отчетный документ, проводить его углубленную проверку. С помощью данного сервиса можно и НДС сдать электронно, и бесплатно получить справки из ЕГРИП/ЕГРЮЛ.
Отправить отчет ФСС электронно
Согласно требованиям закона, электронная отчетность может сдаваться в Налоговую, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральную службу государственной статистики (перечень не исчерпывающий). Сервис «ОтчетМастер» предоставляет услуги по заполнению, проверке, отправке любой отчетности в соответствующие органы. Все отчетные документы направляются по самым безопасным каналам, потому беспокоиться о сохранности данных не стоит. Сервис поддерживает обновленный формат документооборота между предпринимателями, организациями и контролирующими инстанциями.
Ряд услуг оказываются совершенно бесплатно (предоставление выписок ЕГРИП/ЕГРЮЛ, проверка документов и т.д.). Даже платные услуги отличаются доступностью тарифов и оперативным выполнением операций. Удобный сервис предлагает полноценный набор форм отчетности, в наличии всегда имеются стандартные бланки отчета. Чтобы получить исчерпывающую информацию об услугах и их стоимости, просьба связаться с нами по указанному номеру или оставить заявку для обратной связи на сайте.
Почему стоит выбрать «Астрал Отчёт 5.0»
Отчётность в ПФР онлайн
Заполняйте все необходимые формы в сервисе или загружайте их из своей учётной системы и моментально передавайте в ПФР через интернет. Формы в системе всегда актуальны. А если изменятся требования законодательства, «Астрал Отчёт 5.0» обновится автоматически.
Умный редактор отчётов
Отчёты проверяются в момент заполнения. Редактор проверит введённые данные и укажет на ошибки. Также в каждой форме есть подсказки по заполнению отдельных строк.
Взаимодействие с ПФР в электронном виде
Ведите неформализованную переписку с ПФР, получайте информационные рассылки, отправляйте справки, приложения, пояснительные записки, запросы о представлении какого-либо документа.
Отчётность по форме СЗВ-ТД
Отчитывайтесь о кадровых изменениях по сотрудникам. В «Астрал Отчёте 5.0» можно заполнить и передать в Пенсионный фонд обновлённую форму СЗВ-ТД.
Макеты пенсионных дел
Готовьте и отправляйте в ПФР макеты пенсионных дел для заблаговременной подготовки к назначению пенсии сотрудникам.
Отчеты через представителей
Для предоставления права сдавать индивидуальные сведения представителем страхователя необходимо подать электронный документ «Уведомление о предоставлении полномочий представителю», подписанный УКЭП руководителя либо иных лиц, уполномоченных на это приказом или доверенностью от имени страхователя.
В случае если страхователь не является участником информационного обмена в рамках ЭДО ПФР, то для представления индивидуальных сведений через представителя ему необходимо лично или через представителя уведомить территориальный орган ПФР о праве представителя формировать и подписывать индивидуальные сведения страхователя, предоставив оригиналы документов, подтверждающих полномочия.
Для отзыва права представителя страхователю необходимо подать электронный документ «Уведомление о прекращении полномочий представителя», подписанный УКЭП руководителя либо иных лиц, уполномоченных на это приказом организации или доверенностью от имени страхователя.