Какая ответственность за незаконные валютные операции?


Виды валютных нарушений

Обычные граждане, предприниматели и юридические лица, которые совершают валютные операции, обязаны выполнять нормы закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173 (в дейст. ред. от 02.07.2021). При их несоблюдении нарушители в зависимости от тяжести проступка рискуют попасть под санкции КоАП и УК РФ. В числе незаконных валютных операций могут быть следующие действия:

  • приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков;
  • проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством;
  • проведение не предусмотренных валютным законодательством операций при участии средств, зачисленных на заграничные счета.

О том, какие валютные операции бывают, узнайте из статьи «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

Кроме того, к валютным нарушениям относятся:

  • непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии (изменении реквизитов) заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;
  • несдача, нарушение сроков (порядка) сдачи отчетности о проведении валютных операций по счетам в банках (иных финансовых организациях) за пределами РФ, в т. ч. о переводах без счета через электронные средства платежей иностранных поставщиков;
  • несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами (по передаче нерезидентами товаров, выполнению работ, услуг и т. п.);
  • несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в РФ сделку.

Нарушение валютного законодательства — штрафы с 2022 года

Назначаемые за нарушение валютного законодательства штрафы указаны в ст. 15.25 КоАП РФ. Привлечение к ответственности за непредставление информации, документов (либо представление ложных сведений) оговорено также в ст. 19.4 и 19.7 КоАП РФ. Размеры штрафов зависят от вида нарушения, а также от категории провинившегося: простое физлицо, юрлицо, ИП.

Обычно штрафы для физических лиц на порядок меньше, чем установленные для нарушителей — юридических лиц. Кроме того, вместе с наложением на юридическое лицо штрафа за совершение незаконной валютной операции санкции применяют и к виновным в совершении правонарушений должностным лицам такой организации.

Минимальный размер штрафа для нарушителей — физических лиц составляет 1000 руб. Для юридических лиц эта сумма весомее: минимальный размер штрафа равен 50 000 руб. Довольно распространенным является наложение штрафа в сумме от ¾ до 1 размера такой операции.

За нарушение сроков зачисления средств в рамках валютного законодательства нарушителей ждут санкции не в фиксированной сумме, как за совершение незаконных валютных операций, а в размере 1/150 от ставки рефинансирования Центробанка. Удержания производятся от незачисленной суммы за каждый день просрочки.

Между тем в 2022 году действуют постепенно вводимые послабления в части валютного контроля. К примеру, резиденты могут уже не возвращать часть валютной выручки (порядка 30%) на рублевые счета по сырьевым контрактам.

При нарушении зачислений выручки по рублевым договорам налагается штраф в размере 3–5%, а по инвалютным — от 5 до 30%. Санкции применяются по окончании 45 дней после дня наступления обязательств по зачислению средств — это дата, прописанная в договоре (п. 9 ст. 15.25 КоАП РФ). Ответственность по внешторговым договорам (контрактам), заключенным резидентом и нерезидентом на малые суммы (до 200 тыс. руб), не предусмотрена (п. 8 ст. 15.25 КоАП РФ).

Как оформить валютный платеж и какие документы представить в банк, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демодоступ бесплатно.

Какие документы представляют для валютного контроля и в чем другие его особенности, читайте здесь.

Изменения валютного законодательства для физических лиц с 1 января 2022 г.

Изменения валютного законодательства для физических лиц с 01 января 2022 г. Нормативные акты.

С 01 января 2022 года в ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле», который регулирует использование российскими валютными резидентами своих зарубежных счетов, вносятся существенные изменения.
02 августа 2022 г. в ФЗ-173 были внесены изменения ФЗ-265 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

Помимо этого в декабре 2022 года ФЗ-173 и ФЗ-265 были дополнительно изменены законодателем путем принятия ФЗ-398 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

Новые поправки в ФЗ-173 вступают в силу с 01 января 2020 г. (указанный ниже обзор приведен с учетом самых последних изменений).

Необходимо уведомлять о наличии счетов в «иных организациях финансового рынка» (напр., брокерских счетов) и подавать по ним отчеты о движении средств

С 1 января 2022 г. необходимо уведомлять ИФНС об открытии / закрытии / изменении реквизитов не только банковских счетов, но и счетов, открытых в «иных организациях финансового рынка» — п.2 ст.12 ФЗ-173. В первую очередь, это становится актуально для владельцев брокерских счетов и счетов в платежных системах. По указанным счетам с 2022 г. необходимо также ежегодно подавать отчеты о движении средств.

Какие организации относятся к «иным организациям финансового рынка»

В соответствии с ч.1 ст.12 ФЗ-173 «иные организации финансового рынка» — организации, которые в соответствии с личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

Для ориентира, в соответствии с законодательством РФ к таким организациям относятся (п.1 ст.3 ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» №223-ФЗ)

  1. брокеры
  2. дилеры
  3. управляющие
  4. депозитарии
  5. регистраторы
  6. инвестиционные фонды и управляющие компании инвестиционных фондов, ПИФы
  7. специализированные депозитарии
  8. негосударственные пенсионные фонды
  9. страховые организации
  10. страховые брокеры
  11. общества взаимного страхования
  12. микрофинансовые организации
  13. кредитные потребительские кооперативы
  14. жилищные накопительные кооперативы
  15. сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы
  16. форекс-дилеры
  17. инвестиционные советники

И как следует из изначального определения — к указанному списку можно также добавить счета в платежных системах, такие популярные в настоящее время как, например, Vialet, PayPal, E-payments, Payoneer, Paysera, TransferWise, SatchelPay и др.).

В какой срок уведомить о наличии уже открытого у меня брокерского и др. счета в «иных организациях финансового рынка»

ФЗ-173 НЕ устанавливает обязанности для подачи уведомлений по уже открытым по состоянию на 01.01.2020 счетам в «иных финансовых организациях». Это довольно странно. При этом, на официальном сайте ФНС РФ (в разделе «вопросы-ответы» дан комментарий на эту тему:

Уведомлять налоговые органы об открытых до 01.01.2020 счетах в расположенных за пределами территории Российской Федерации организациях финансового рынка, не являющихся банками, не требуется.

Физические лица — резиденты обязаны с 01.01.2020 представлять отчеты о движении средств по счетам в расположенных за пределами территории Российской Федерации организациях финансового рынка, начиная с отчета за 2022 год (до 01.06.2021 года, а в случае закрытия счета — в месячный срок со дня закрытия счета).

В связи с принятием Закона №265-ФЗ ФНС России ведется работа по внесению изменений в формы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Правительством РФ готовятся изменения в форму и порядок представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежном банке.

Таким образом, уведомления по существующим счетам в «иных организациях финансового рынка» подавать не требуется, однако, по таким счетам до 1 июня 2022 года за 2022 год необходимо подать отчет о движении средств.

Напоминаю, что обязанность по уведомлению о факте открытия/закрытия/изменении реквизитов счетов НЕ относится к лицам, которые суммарно находились или планируются находиться за пределами РФ более 183 дней в году, в котором открывается счет.

Как подавать отчеты о движении средств по счетам в «иных организациях финансового рынка»

Действующая (утвержденная) форма отчета о движении средств физического лица-резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ (КНД 1112520) в формате EXCEL предусматривает возможность указания ТОЛЬКО денежных средств. Часто возникают вопросы, как указывать, например, наличие портфеля ценных бумаг. На официальном сайте ФНС РФ в разделе «вопросы-ответы» сотрудники ФНС рекомендовали указывать оценочную стоимость портфеля на начало и конец года, ОДНАКО, это всего лишь их рекомендация и не существует законодательного требования указывать в отчете что-либо кроме денежных средств. Таким образом, считаю, что в случае, если по Вашему счету НЕ проходит движении денежных средств, а например, только хранятся ценные бумаги — Вы вправе подавать «нулевой» отчет. Возможно налоговиками в скором будущем будут приняты новые формы отчетов или новые требования по указанию в них чего-либо еще кроме денежных средств.

Какие операции можно совершать по счетам, открытым в «иных организациях финансового рынка»

В соответствии с абз. 5 ч.4 ст.12 ФЗ-173 Денежные средства могут быть зачислены на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, или списаны с таких счетов (вкладов) в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Проекта Указания Банка России “О зачислении денежных средств на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и списании денежных средств с таких счетов (вкладов)” (по состоянию на 21.11.2019) — Зачисление денежных средств на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и списание денежных средств с таких счетов (вкладов) осуществляется без ограничений. В соответствии с пояснительной запиской к проекту Указания ЦБ — «

операции по зачислению и списанию денежных средств с использованием таких счетов (вкладов) не будут ограничены ни видами операций, ни суммами, на которые они совершаются.».

При этом, положения Проекта будут распространяться на все категории резидентов (физических лиц, физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, юридических лиц), имеющих открытые счета (вклады) в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, либо планирующих открытие таких счетов (вкладов).

Таким образом, можно сделать вывод, что зачисление средств на счета, открытые в «иных организациях финансового рынка» разрешено без ограничений по сумме, по любым основаниям и независимо от страны нахождения таких счетов. Исходя из указанной формулировки, складывается впечатление, что разрешены и операции в валюте между резидентами, однако, этот момент является очень рискованным и спорным.

Владельцам страховых полисов

Открытие, например, полиса страхования жизни явялется очень популярным за рубежом. Владельцам такого стархового полиса необходимо, в первую очередь, определить, открывался ли в страховой организации счет. Если счет НЕ открывался — уведомлять налоговую о наличии ТОЛЬКО страхового полиса — НЕ требуется. Настоятельно рекомендую направить подобный официальный запрос в страховою компанию и полученный ответ — использовать в качестве защитного файла в случае возникновения каких-либо вопросов в будущем.

Возможность зачислять средства на зарубежные счета по любым основаниям от нерезидентов при соблюдении определенных условий. Ретроспективность на отношения с 01.01.2018

Напомню, что валютное законодательство физических лиц работает по принципу «все, что прямо не разрешено, то — запрещено». Напомню также, что ДО 01 января 2022 года все операции с использованием зарубежных счетов можно было условно разделить на 4 категории:

  1. Зачисления, разрешенные на ВСЕ зарубежные счета
  2. Зачисления, разрешенные ТОЛЬКО на счета в странах ОЭСР/ФАТФ
  3. Зачисления, разрешенные ТОЛЬКО на счета в странах ОЭСР/ФАТФ + наличие автоматического обмена с РФ
  4. Запрещенные валютные операции

С 01 января 2022 года первая (1) категория валютных операций — расширяется (см. ниже), а во вторую (2) и третью (3) категории вносятся изменения: из текста ФЗ-173 исключаются «страны ОЭСР/ФАТФ» и ВМЕСТО них вводятся 2 новые категории.

На зарубежные счета становится возможным зачислять средства от нерезидентов ПО ЛЮБЫМ ОСНОВАНИЯМ, при соблюдении ЛЮБОГО из двух условий — п. 5.1. и п.5.2. ст.12 ФЗ-173:

  • счет открыт в государстве-члене ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия)

ИЛИ

  • счет открыт в государстве, с которым у России имеется двустороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией (см. ниже)

Обращаю внимание, что для определения таких стран необходимо ориентироваться на перечень стран, утвержденный ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО соответствующим приказом ФНС РФ (Приказ ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/[email protected] — утрачивает силу с 2022 года Приказ ФНС России от 21.11.2019 г. N ММВ-7-17/[email protected]опубликован 25.12.2019, начинает действовать с 05.01.2020 «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией»), а НЕ на перечень стран, публикуемых на сайте ОЭСР, указанный список может служить ли ориентиром к тому, какие страны, возможно, будут включены в список стран, обменивающихся с РФ.

Страны НЕ обменивающиеся с Россией в автоматическом режиме (из наиболее популярных стран) — в соответствии с Приказом ФНС России от 21.11.2019 г. N ММВ-7-17/[email protected]:

  • Великобритания (Соединенное Королевство), Остров Мэн и Нормандские острова (Гернси, Джерси)
  • США
  • Канада
  • Литва
  • Турция
  • Черногория
  • Сербия
  • Македония
  • Албания
  • Грузия
  • Украина
  • Тайланд

По сравнению с предыдущим списком в актуальный список обмена ДОБАВЛЕНЫ: Израиль, Доминика, Панама; ИСКЛЮЧЕНЫ: Литва, Великобритания (Соединенное Королевство), Остров Мэн и Нормандские острова (Гернси, Джерси)

Таким образом, с 01 января 2022 года на банковские счета в указанных странах НЕЛЬЗЯ зачислять денежные средства, например, в виде кредитов от банков , расположенных в указанных странах, от сдачи в аренду недвижимого имущества или от продажи недвижимого имущества в этой стране, или дивиденды, или доход от операций с ЦБ (актуально для американских банков-брокеров) и др. — это будет считаться незаконной валютной операцией со штрафом 75-100% от суммы операции.

Как Вы видите, в список стран включено большинство стран Европы, списко достаточно обширный и расширяется с каждым годом — в этом и заключается либерализация валютного законодательства для физических лиц. Таким образом, с 2022 года лица, имеющие банковские счета в большинстве стран Европы могут без ограничения зачислять на них средства по любым основаниям от нерезидентов.

ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ, что указанные новые правила рапространяются на зачисления средств ТОЛЬКО от нерезидентов, запрет на расчеты в валюте между валютными резидентами РФ (за исключением прямо предусмотренных случаев) — сохраняется.

Распространение на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 г.

Еще одним очень положительным моментом явялется то, что в соответствии с п.3.1. ФЗ-256 — Действие новых положений ч. 5.2 ст.12 и абз.3 ч. 7 ст. 12 ФЗ-173 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года. Это означает, что в случае, если физическим лицом была соверешена валютная операция, считавшаяся в соответствии со старыми правилами незаконной валютной, НО такая операция была связана с зачислением средств на зарубежный счет, открытый в стране-члене ЕАЭС или в стране, с которой у России имелось соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией за год, в котором была соверешена операция — в описанном случае физическое лицо НЕ подлежит привлечению к административной ответственности за такие совершенные незаконные валютные операции.

Представляется, что ретроспективность нормы крайне выгодна лицам, совершившим незаконные валютные операции, например, по зачислению средств от продажи недвижимости на счет, например, на Кипре или, например, возвратившим займ от своей компании на зарубежный счет и т.д. — привлечение к административной ответственности за указанные незаконные валютные операции с 01 января 2022 года — невозможно.

Дополнен список разрешенных ранее валютных операций

С 1 января 2022 года расширяется список операций, которые также можно совершать с использованием зарубежных банковских счетов:

Между резидентами в виде исключений разрешено совершать следующие валютные операции:

  • переводы физическими лицами — резидентами иностранной валюты со своих российских счетов в виде оплаты за товары, выполненных для них работ, оказанных им услуг, переданных им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них НА ЗАРУБЕЖНЫЕ СЧЕТА физических лиц — резидентов, срок пребывания которых за пределами территории РФ составит более 183 дней и которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания — п.п.31) ч.1 ст.9 ФЗ-173 (прим автора — иными словами, россиянин со своего российского валютного счета может перечислить другому россиянину на его зарубежный счет валюту в счет оплаты за какой-либо товар, выполненную работу и т.д., при условии, что продавец находится за пределами территории РФ более 183 дней. Т.е. появялется возможность оплачивать товар в валюте при заказе его у россиянина из-за границы);
  • операции, совершаемые за пределами территории РФ между физическими лицами — резидентами, находящимися за пределами РФ более 183 дней и российскими государственными образовательными организациями высшего образования и их филиалами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, по договорам об образовании — п.п.25) ч.1 ст.9 ФЗ-173;

От нерезидентов разрешено зачисление денежных средств на любые банковские счета:

  • денежные средства в валюте РФ (т.е. в рублях — прим. автора) получаемые резидентами по внешнеторговым контрактам, заключенным с нерезидентами, в отношении которых были отменены требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 ФЗ-173 — абз 2 ч.5 ст.12 ФЗ-173
  • денежные средства, выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, в виде доходов от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации — абз 9 ч.5 ст.12 ФЗ-173

Что можно и что нельзя зачислять на зарубежные счета с 01 января 2022 года — сводная таблица

Таким образом с 01 января 2022 года все операции с нерезидентами с использованием зарубежных счетов можно условно разделить на 3 категории:

  1. Зачисления, разрешенные на ЛЮБЫЕ зарубежные банковские счета (ч.5 ст.12 ФЗ-173) от третьих лиц-НЕРЕЗИДЕНТОВ. Указанные ниже операции становятся единственными разрешенными валютными операциями для зачисления на зарубежные счета в странах, с которыми РФ не имеет соглашений об автоматическом обмене.
      денежные средства, требуемые на открытие счета (вклада) в качестве минимального взноса
  2. наличные денежные средства, вносимые в качестве пополнения счета (вклада)
  3. суммы процентов по вкладам, суммы процентов на остаток средств
  4. суммы налогов, возвращенных налоговыми органами
  5. выплачиваемые в виде заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами — резидентами за пределами территории РФ своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам), а также выплачиваемые в виде оплаты и (или) возмещения расходов таких физических лиц — резидентов, связанных с их служебными командировками, осуществляемыми в рамках выполнения физическими лицами — резидентами за пределами территории РФ своих трудовых обязанностей;
  6. по решению иностранных судов (за исключением международного коммерческого арбитража)
  7. в виде пенсий, стипендий, алиментов и иных выплат социального характера
  8. в виде страховых выплат по страховым случаям, когда страховщиками выступают нерезиденты
  9. выплачиваемые в порядке возврата ранее уплаченных физическими лицами — резидентами денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за возвращаемый физическим лицом — резидентом нерезиденту ранее купленный им у такого нерезидента товар, оплаченную такому нерезиденту услугу
  10. денежные средства в валюте РФ (т.е. в рублях — прим. автора) получаемые резидентами по внешнеторговым контрактам, заключенным с нерезидентами, в отношении которых были отменены требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 ФЗ-173 — вступает в силу с 01.01.2020
  11. денежные средства, выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, в виде доходов от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации — вступает в силу с 01.01.2020
  12. Зачисления, разрешенные ТОЛЬКО на счета в странах ЕАЭС ИЛИ в странах, с которыми есть автоматический обмен
    • суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ЕАЭС или с резидентами иностранных государств, которые имеют автоматический обмен финансовой информацией с РФ, на срок свыше двух лет — ч.5.1. ст.12 ФЗ-173
    • без ограничений денежные средства (Т.Е. ПО ЛЮБЫМ ОСНОВАНИЯМ), получаемые от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое имеет автоматический обмен финансовой информацией с РФ — ч.5.2. ст.12 ФЗ-173. Из новой редакции ФЗ-173 исключены абз. 2-3 и 5-9, т.е. при соблюдении условия о наличии автоматического обмена с РФ становится возможным зачислять средства от нерезидентов по любым основаниям, в том числе: доход от сдачи в аренду недвижимого имущества

  13. доход в виде дивидендов
  14. купонный (процентный) доход от владения ЦБ
  15. денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом в результате отчуждения им внешних ценных бумаг — НЕВАЖНО, ЛИСТИНГУЮТСЯ ЛИ БУМАГИ НА ПЕРЕЧНЕ БИРЖ;
  16. иной доход по иным ценным бумагам иностранных эмитентов (облигации, векселя и т.д.). Выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента ЦБ
  17. доход от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту и денежные средства, выплачиваемые в порядке возврата суммы денежных средств, ранее переданных таким физическим лицом в доверительное управление доверительному управляющему — нерезиденту;
  18. денежные средства от продажи транспортного средства;
  19. денежные средства от продажи недвижимости
  20. переводы денежных средств без оснований между третьими лицами (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
  21. доход физического лица — резидента по договорам об оказании услуг нерезиденту (от предпринимательской деятельности) (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
  22. доход физического лица-резидента от продажи любого имущества (например, личного имущества и т.д.) (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
  23. зачисление средств в виде возврата тела займа и начисленных процентов по договору займа с нерезидентом (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
  24. доход физического лица — резидента от продажи акций непубличных иностранных компаний (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
  25. доход резидента (компании) от продажи иностранных акций непубличных компаний (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
  26. доход от погашения ценных бумаг (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
  27. средства от ликвидации иностранной организации (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
  28. Запрещенные (незаконные) валютные операции
    • операции с нерезидентами, не входящие ни в первую, ни во вторую группы

Сравнение изменений 2022 и 2022 годов. Выводы. Незаконные валютные операции

С одной стороны валютное законодательство действительно упрощается, НО с 2022 года под резкое ограничение операций подпадают счета в странах, НЕ обменивающихся с РФ в автоматическом режиме финансовой информацией (см. выше).

Напоминаю, что до 01.01.2020 большое количество валютных операций было разрешено при условии, что счет открыт в странах ОЭСР/ФАТФ:

Страны, которые НЕ входят в ОЭСР/ФАТФ:

  • Кипр (есть автоматический обмен)
  • Мальта (есть автоматический обмен)
  • Лихтенштейн (есть автоматический обмен)
  • Монако (есть автоматический обмен)
  • Андорра (есть автоматический обмен)
  • Болгария (есть автоматический обмен)
  • Черногория (НЕТ автоматического обмена)
  • Хорватия (есть автоматический обмен)
  • Сербия (НЕТ автоматического обмена)
  • ОАЭ (есть автоматический обмен)
  • Тайланд (НЕТ автоматического обмена)
  • Грузия (НЕТ автоматического обмена)
  • Армения (входит в ЕАЭС)
  • Беларусь (входит в ЕАЭС)
  • Украина (НЕТ автоматического обмена)

Таким образом, до 01 января 2022 по счетам, открытым в указанных странах, НЕЛЬЗЯ было совершать большое количество операций. А с 01.01.2020 совершение всех валютных операций становится законным в странах, с которыми Россия обменивается финансовой информацией.

Особенности валютных операций по зачислению средств от продажи зарубежной недвижимости

В связи с актуальностью вопроса поясню некоторые особенности. С 01 января 2022 исключается требование о законности зачисления средств от продажи зарубежной недвижимости только при условии, что счет находится в стране нахождения самой недвижимости. С 01.01.2020 законно зачисление средств от продажи зарубежной недвижимости на любые зарубежные счета, если они открыты в стране, с которой у Росии есть автоматический обмен финансовой информацией. Если же недвижимость находится в стране, с которой нет автоматического обмена (см.выше) — достаточно зачислить средства от продажи такого объекта на счет, открытый в стране, с которой обмен есть.

Как я писал выше, новая норма распространяется также на сделки, совершенные с 01.01.2018, т.е. привлечение к ответственности за совершение незаконных валютных операций по зачислению на зарубежные счета средств от сделок по продаже недвижимости, находившейся в странах, не входящих в ОЭСР/ФАТФ (см. выше), но с которыми у РФ есть автоматический обмен, с 01.01.2020 — НЕВОЗМОЖНО, т.к. с 01.01.2020 такие операции становятся законными валютными операциями.

Сделки по продаже недвижимости, находившейся в Черногории, Сербии, Грузии, Украине, Тайланде и пр., продолжают считаться незаконными валютными. Предлагается рассмотреть вариант участия в 3-ей амнистии капитала с целью их амнистирования, если они были совершены.

Сделки про продаже недвижимости, находившейся в Великобритании и Литве, совершенные до 05.01.2020, считаются законными валютными операциями, а с 05.01.2020 — считаются незаконными валютными операциями.

Сделки про продаже недвижимости, находящейся в США, Канаде, Турции, Черногории, Сербии, Македонии, Албании, Грузии, Украине, Тайланде и др. — продолжают считаться незаконными валютными операциями.

Сделки про продаже недвижимости, находившейся в Израиле, совершенные до 05.01.2020, считаются НЕзаконными валютными операциями, ОДНАКО, привлечение к ответственности за соверешние таких сделок — НЕВОЗМОЖНО, т.к. с 05.01.2020 Израиль включен в список стран, обменивающихся с РФ в автоматическом режиме, а новый закон — имеет обратную силу и распространяется на сделки, совершенные с 01.01.2018.

Право не представлять в ИФНС отчеты о движении денежных средств при соблюдении определенных условий. Ретроспективность на отношения с 01.01.2018

Напомню, что лица, которые по итогам года находились за пределами РФ более 183 дней, вправе НЕ подавать за такой год отчет о движении средств.

С 01 января 2022 года отчет о движении средств по счету в зарубежном банке или иной финансовой организации можно НЕ подавать при соблюдении ЛЮБОГО из следующих условий — абз. 3 ч.7 ст.12 ФЗ-173:

  • общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет ИЛИ списанных с указанного счета, за отчетный год, НЕ ПРЕВЫШАЕТ эквивалента 600.000 рублей (т.е. ни отдельно списания, ни отдельно поступления НЕ должны превышать 600 тыс руб.) ИЛИ
  • остаток денежных средств на указанном счете по состоянию на конец отчетного года НЕ ПРЕВЫШАЕТ эквивалента 600.000 рублей, ЕСЛИ в течение отчетного года зачисление денежных средств на счет НЕ осуществлялось (т.е. на счет не должны зачисляться средства и при этом на конец года должна получиться сумма меньше 600 тыс. руб)

(пересчет иностранной валюты в рубли должен производиться по курсу ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря отчетного года). Очень странно, что законодательно берется НЕ среднегодовой курс валюты, а курс на 31 декабря.

При этом, должно выполняться также ЛЮБОЕ из указанных ниже уловий:

  • счет открыт в государстве-члене ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия)

ИЛИ

  • счет открыт в государстве, с которым у России имеется двустороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией (см.выше)

Распространение на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 г.

Действие новых положений абз.3 ч. 7 ст. 12 ФЗ-173 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года. Это означает, что при соблюдении условий, достаточных для НЕпредставления отчета о движении средств по зарубежному счету за 2019 и 2022 годы — физическое лицо вправе НЕ представлять отчет о движении средств за 2022 год (до 1 июня 2020), а также такое лицо НЕ подлежит привлечению ответственности за непредставление отчета о движении средств за 2022 год в случае его непредставления.

Какая статья УК РФ содержит санкции за незаконные валютные операции

Еще более серьезная ответственность за проведение незаконных валютных операций установлена ст. 193, 193.1 УК РФ — от крупных штрафов до лишения свободы.

Под уголовную ответственность, согласно ст. 193, попадает невозврат из-за рубежа (особо) крупных сумм в иностранной валюте. Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошли до соответствующих расчетных счетов. Если размер незачисленных средств на протяжении года по однократным (неоднократным) валютным операциям превысил 100 млн руб., считается, что это крупный размер нарушения, и предусмотрено наказание следующего характера:

  • штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты (дохода) за период от 1 до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;
  • для нарушений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, рамки штрафа изменены от 300 тыс. до 500 тыс. руб., но реальный срок может достичь 4 лет.

Если размер незаконных валютных операций равен или больше особо крупного размера (то есть более 150 млн руб.), в деле участвовала группа лиц, присутствовал подложный документ или в схеме использовалась организация, то размер санкций будет таковым:

  • до 5 лет срок лишения свободы, штраф до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) за 5 лет.

Следующая ст. 193.1 УК РФ регулирует сферу перечисления иностранной валюты на счета нерезидентов. Если такое перечисление сопровождалось предоставлением недостоверных данных в банк, то наказанием может стать:

  • штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты (дохода) в течение срока от 1 до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет.

Если нарушение совершено группой лиц по договоренности, в крупном размере или в схему специально вводилась организация, через которую и велись все переводы:

  • до 5 лет срок лишения свободы со штрафом до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) в течение 5 лет.

Если размер нарушения особо крупный или в нем участвовала группа лиц:

  • от 5 до 10 лет срок заключения со штрафом до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) в течение 5 лет.

Санкции, применяемые по ст. 193.1, относятся к суммам (по однократным, неоднократным операциям на протяжении года), достигшим крупного размера, больше 9 млн руб., либо особо крупного — более 45 млн руб.

Освобождение от штрафа

Более того, Закон № 218-ФЗ предусмотрел полное освобождение участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) от мер ответственности, если:

  • резидент перевел экспортную выручку на счет в уполномоченном банке не позднее 45 дней со дня зачисления средств на зарубежный счет резидента;
  • сумма внешнеторгового контракта резидента не превышает 200 000 рублей или эквивалент этой суммы в иностранной валюте;
  • срок невозврата резидентом денежных средств не превысил 45 дней со дня окончания срока, установленного во внешнеторговом контракте.

Какой срок исковой давности есть у органов валютного контроля для привлечения к ответственности

Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2022 году составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.

Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствия перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции, и т. д. Срок давности во всех случаях исчисляют со дня (даты), когда совершили незаконную валютную операцию.

Цель нового закона

С 31 июля 2022 года действует Федеральный закон от 20.07.2020 № 218-ФЗ (далее – Закон № 218-ФЗ), который внёс изменения в ст. 3.5 и 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

СПРАВКА

Статья 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Основная цель Закона № 218-ФЗ – смягчение административной нагрузки на российских экспортеров и импортеров при осуществлении внешнеторговой деятельности. В частности, им предоставлена дополнительная возможность для урегулирования проблем с иностранными контрагентами без рисков применения санкций.

Дело в том, что до недавнего времени российские компании-экспортеры и ИП подпадали под штрафные санкции за любые – даже незначительные – нарушения сроков поступления валютной выручки на счет в уполномоченном банке. А это зачастую происходит по вине контрагента-нерезидента, и резидент-экспортер повлиять в большинстве случаев повлиять на это не может. В итоге российские компании и ИП вынуждены были:

  • нести дополнительную финансовую нагрузку;
  • вести переговоры с иностранными контрагентами;
  • оформлять большое количество дополнительных соглашений к контрактам на мелкие просрочки (менее 30 дней);
  • представлять дополнительные соглашения в уполномоченные банки для учета.

Итоги

Перечень нарушений, за которые может последовать привлечение к ответственности, приведен в ст. 15.25 КоАП РФ. Проведение незаконных валютных операций влечет привлечение нарушителя к административной или уголовной ответственности. В списке санкций содержатся штрафы и даже лишение свободы.

Что важно знать, работая с валютой, читайте в рубрике «Валютные операции».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]