План счетов бухгалтерского учета на 2022 — 2022 годы (скачать)


Что такое план счетов бухучета

Планы счетов бухучета — это сводные документы, утверждаемые НПА федерального уровня. Существует несколько отраслевых разновидностей соответствующих документов.
Так, план счетов бухучета для коммерческой сферы утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Российские налогоплательщики должны использовать данный документ как основу для создания внутреннего рабочего плана бухучета (абз.4 Инструкции по применению плана счетов, утвержденной приказом № 94н).

План бухучета — ключевой источник для заполнения документов, составляющих бухгалтерский баланс организации. Чуть позже мы рассмотрим, как соотносятся их компоненты между собой.

В соответствии со счетами внутреннего рабочего плана фирмы, работающие в РФ, осуществляют стандартизированный бухгалтерский учет различных хозяйственных операций, связанных с управлением активами, выполнением обязательств, расходованием средств, извлечением доходов и т.д.

Основные элементы плана счетов, утвержденного Минфином для частных компаний, следующие:

  • номера и наименования основных счетов;
  • номера и наименования субсчетов.

Формируя собственный рабочий план, организация не вправе изменять первые 2 параметра, а вот параметры субсчетов может. При необходимости фирма также может утвердить дополнительные субсчета.

Как правило, для эффективного отражения хозяйственных операций предложенные Минфином счета требуют дальнейшей детализации. Фирма может осуществить таковую посредством введения собственных аналитических счетов, дополняющих зафиксированные в приказе № 94н.

В Путеводите по корреспонденции счетов от «КонсультантПлюс» вы найдете типовые проводки по любому счету. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Рассмотрим, какие еще бывают планы бухучета.

Парные счета

Речь идет о тех счетах, которые в отчетности отражаются свернуто: 01 и 02, 04 и 05, 10 и 14, 20, 21, 23 и 14, 43 и 14, 58 и 59.

Если посмотреть на таблицы с классификациями, то можно увидеть, что счета, которые идут вторыми в паре, представлены в плане счетов только в синтетическом виде, хотя в инструкции по применению есть требования к детализации. У этих счетов должны быть такие субсчета, которые позволят дополнить первые счета в паре. Например, если счет 01 детализирован в соответствии с требованиями инструкции, а счет 02 ведется только по инвентарным номерам, то для того, чтобы получить остаточную стоимость по какой-нибудь группе, придется очень потрудиться. А вот если к счету 02 открыть субсчета по аналогии со счетом 01, то необходимую информацию можно получить в любой момент.

Аналогичная ситуация со счетами начисления резервов, которые уменьшают балансовую стоимость запасов и финансовых вложений. Так, счет 14 используется для начисления резерва под снижение стоимости не только материалов, но и НЗП, готовой продукции. Это разные строки баланса. Если при создании субсчетов для счета 14 не учесть этот момент, то при составлении баланса придется собирать эту информацию дополнительно.

Какими НПА утверждены планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности

Выше мы отметили, что коммерческие организации обязаны формировать рабочие планы бухучета на основе положений приказа № 94н. Данный НПА могут дополнять источники права, адаптирующие бухгалтерское законодательство к деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. В числе таких нормативных актов — приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н, которым утверждены рекомендации по ведению бухучета для малых предприятий.

Необходимость ведения бухучета законодательно закреплена также для государственных и муниципальных организаций. Главный НПА, устанавливающий план бухучета для таких структур, — приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Существуют также дополняющие его источники права:

  • приказ от 16.12.2010 № 174н, утвердивший план бухучета для бюджетных учреждений;
  • приказ от 23.12.2010 № 183н, утвердивший план бухучета для автономных учреждений.

В свою очередь, казенные организации обязаны работать в рамках бюджетного учета — подвида бухгалтерского, адаптированного главным образом для учета некоммерческих финансовых операций. Соответствующий план счетов приведен в приказе Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

Отдельный план бухучета утвержден для банков, работающих в РФ, положением ЦБ РФ от 27.02.2017 № 579-П.

Отдельный план бухучета для некредитных финансовых организаций, утвержден Банком России от 02.09.2015 № 486-П. К некредитным финансовым структурам относятся, в частности, страховые компании. Таким образом, в РФ установлено несколько видов планов счетов бухучета. Но главным из них для коммерческой сферы традиционно считается тот, который утвержден приказом № 94н. Изучим его особенности, в частности определим, кому его нужно использовать обязательно.

Какие НПА корреспондируют с инструкцией из приказа № 94н

Существует ряд нормативно-правовых актов, корреспондирующих с приказом № 94н и утвержденной им инструкцией. Из них наиболее значимы для российского бухгалтера:

  • закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • информация Минфина России «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» № ПЗ-3/2015;
  • приказ Минфина России «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» от 21.12.1998 № 64н;
  • ПБУ 1/2008.

1-й источник права устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в РФ в целом. В его юрисдикции — все налогоплательщики.

2-й документ регламентирует ведение бухучета в упрощенном порядке, в том числе в аспекте применения плана счетов, а также инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94 н.

Подробнее о ведении бухучета в упрощенном порядке читайте в статье «Уточнен перечень организаций, которые могут применять упрощенные способы ведения бухучета».

Приказ № 64н содержит положения рекомендательного характера, касающиеся ведения бухучета малыми предприятиями.

Положение по бухгалтерскому учету 1/2008, введенное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, призвано эффективно дополнять вышеперечисленные источники права.

Одним из приложений к учетной политике является график документооборота. Подготовить его вам поможет образец от «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Кто должен использовать план счетов БУ

Использовать утвержденный приказом № 94н план счетов бухучета должны организации, которые в соответствии с законом обязаны, во-первых, вести бухучет, а во-вторых, применять в процессе его ведения метод двойной записи. Таковыми являются все субъекты предпринимательской деятельности в РФ, кроме:

  • ИП;
  • кредитных и государственных (муниципальных) учреждений;
  • филиалов и представительств иностранных фирм.

ИП и филиалы зарубежных компаний вправе не вести бухучет вовсе. Микропредприятия и НКО могут не задействовать двойную запись и потому не использовать счета, зафиксированные в приказе № 94н (п. 2.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2015). Но на практике это оказывается не слишком удобно, поэтому микропредприятия так или иначе все же используют счета из числа утвержденных Минфином.

Для некоторых предприятий законодатель устанавливает преференцию в виде возможности вести упрощенный рабочий план счетов бухучета. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Бухучет в бюджетной системе: инструкция № 157н к единому плану счетов

Ведение бухучета в бюджетной системе РФ регулируется приказом № 157н. Данным НПА утвержден единый план счетов бухучета для государственных и муниципальных организаций, а также инструкция к нему. Неофициально она именуется как инструкция № 157н.

В юрисдикции приказа № 157н, а значит, и соответствующей ему инструкции — все организации, тем или иным образом зависящие от бюджета РФ: автономные, казенные, бюджетные (в узком юридическом смысле) учреждения, органы власти, внебюджетные фонды и т.д.

В целях детализации положений приказа № 157н, а также их оптимальной адаптации к специфике отдельных типов российских бюджетных организаций был издан ряд дополнительных НПА:

  • приказ от 16.12.2010 № 174н — для бюджетных учреждений;
  • приказ от 23.12.2010 № 183н — для автономных структур;
  • приказ от 06.12.2010 № 162н — для казенных учреждений.

При этом собственно бухгалтерский учет российский законодатель предписывает вести только бюджетным и автономным структурам. Казенные учреждения обязаны осуществлять процедуры, формирующие бюджетный учет (п. 21 инструкции № 157н).

Приказы №№ 174н, 183н и 162н включают отдельные инструкции к планам счетов бухгалтерского либо бюджетного учета. На основе данных НПА в соответствующих учреждениях (бюджетных, автономных, а также казенных) должны приниматься внутренние рабочие планы.

Получается, что на государственные и муниципальные структуры одновременно распространяется юрисдикция 2 официальных инструкций — утвержденной приказом № 157н, а также содержащейся в НПА, который коррелирует с типом учреждения.

Если проводить аналогию между инструкцией № 157н и аналогичной ей «коммерческой», из приказа № 94н, можно обнаружить между их положениями ряд принципиальных сходств.

Например, субъект ведения учета в бюджетной системе России может, как и бизнесы, использовать в дополнение к обязательным синтетическим счетам собственные аналитические счета (абз. 3 п. 1 инструкции № 157н).

Вместе с тем в «бюджетной» инструкции нет схем корреспонденции счетов по дебету и кредиту, как в инструкции для бизнеса. Однако необходимые корреспонденции согласно приказу № 157н предусмотрены приказами №№ 174н, 183н и 162н.

Кроме того, законодатель прямо предписывает бюджетным структурам вести бухучет с использованием двойной записи (п. 3 инструкции № 157н). В «коммерческом» же приказе Минфина двойная запись — причина, обуславливающая задействование соответствующей инструкции, а не следствие.

Эксперты КонсультантПлюс сделалии подборку судебных решений за 2020 и 2022 годы по ошибкам в учете учреждений, за которые оштрафовали главбухов. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в актуальную подборку.

Кто может использовать упрощенный план счетов бухучета

В соответствии с информацией Минфина России № ПЗ-3/2015 преференцией, о которой идет речь, могут воспользоваться:

  • малые предприятия;
  • НКО;
  • фирмы, работающие в «Сколково».

Применение упрощенного плана счетов бухучета предполагает, прежде всего, сокращение количества используемых синтетических счетов в структуре рабочего плана. Еще одно послабление — возможность не задействовать в работе регистры бухучета (п. 4.1 информации № ПЗ-3/2015).

В чем отличие бухгалтерского учета от бюджетного

Выше мы отметили, что приказ № 157н разграничивает бухучет в госструктурах на бюджетный и бухгалтерский. В чем разница между ними?

В соответствии с п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный отчет — это система сбора, регистрации, а также обобщения сведений о состоянии активов и обязательств РФ, субъектов РФ, МО и операций, коррелирующих с соответствующими активами и обязательствами.

Согласно п. 2 ст. 1 и ст. 5 закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет — это формирование систематизированной информации о фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования, доходах, а также расходах субъекта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ проводимые налогоплательщиком операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению, должны фиксироваться в рамках раздельного учета. К операциям 2-го типа относятся, в частности, бюджетные ассигнования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

С целью оптимизации раздельного учета, ведение которого предопределено нормами НК РФ, законодатель может классифицировать государственные и муниципальные учреждения как субъекты осуществления преимущественно налогооблагаемых операций либо тех, которые налогом не облагаются. К первым в большей степени относятся автономные и бюджетные организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ), ко вторым — казенные.

Таким образом, в тех структурах, где предполагается извлечение дохода (автономных и бюджетных учреждениях), законодатель предписывает вести классический бухгалтерский учет. В структурах, где бизнес, как правило, не ведется, то есть в казенных учреждениях, осуществляется бюджетный учет.

Выше мы упоминали, что консервативный подход к редактированию положений «коммерческой» инструкции по применению плана счетов заметно контрастирует с политикой законодателя в области регулирования бухучета в российской бюджетной системе.

Данный тезис подтверждается, в частности, внесением в положения инструкции № 157н регулярных корректировок.

Таблица плана счетов бухгалтерского учета с субсчетами: соотнесение с бухгалтерским балансом

Итак, значительная часть российских фирм обязана работать со стандартным планом счетов бухучета. Полный план бухучета отражен в приказе № 94н в виде таблицы. Ее структура состоит из 8 разделов. Рассмотрим связь данных разделов, включающих счета и субсчета, с разделами бухгалтерского баланса.

Счета раздела 1 плана бухучета предназначены для отражения операций с внеоборотными активами. Остатки по этим счетам являются источником данных для формирования строк бухгалтерского баланса в части внеоборотных активов.

Как оформляются проводки по учету основных средств, читайте в статье «Учет основных средств — бухгалтерские проводки».

Счета раздела 2 плана бухучета используются для отражения хозопераций по производственным запасам. Сальдо счетов раздела 2 используется для заполнения раздела, отражающего оборотные активы в бухгалтерском балансе. С аналогичной целью используются данные из разделов 3 «Затраты на производство», 4 «Готовая продукция и товары» и 5 «Денежные средства» плана бухучета.

Рабочий план счетов обязательно нужно закрепить в учетной политике организации.

О нюансах формирования учетной политики детально рассказано в типовой ситуации от КонсультантПлюс. Там же вы найдете пример рабочего плана счетов. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Про отражение на счетах учета отдельных операций читайте в наших материалах:

  • «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)»;
  • «Бухгалтерский учет по корпоративной банковской карте»;
  • «Спецоснастка в бухучете — особенности и нюансы»;
  • «Хозяйственный инвентарь в бухгалтерском учете — это…».

Показатели, отражаемые по счетам, включенным в раздел 6 «Расчеты», используются для отражения информации о дебиторской и кредиторской задолженностях (в том числе долгосрочных).

Как отражается задолженность по взносам в уставный капитал, читайте в статье «Бухгалтерские проводки по взносам в уставный капитал».

Как отразить выдачу подотчетных сумм, ищите в материале «Перевод подотчета на карту сотрудника с расчетного счета».

В разделах 7 «Капитал» и 8 «Финансовые результаты» плана счетов бухучета приведены счета, на которых отражаются данные о капитале, целевом финансировании, о финансовом результате организации.

Проводки по учету финансовых результатов смотрите в статье «Бухгалтерский учет и анализ финансовых результатов».

С порядком отражения нераспределенной прибыли можно познакомиться в статье «Нераспределенная прибыль в балансе (нюансы)».

Структура счета бухгалтерского учета

Структура счета бухучета представлена:

  • начальным сальдо;
  • текущими бухгалтерскими операциями (оборотом) по дебету счета или же кредиту;
  • конечным сальдо.

Получается, что структура счета бухучета позволяет отражать 4 типа различных хозяйственных фактов:

  • величину начального сальдо (например, стоимости уставного капитала в начале отчетного периода);
  • уменьшение стоимости различных активов и обязательств в рамках отчетного периода;
  • увеличение стоимости активов и обязательств в рамках отчетного периода;
  • величину конечного сальдо (например, стоимости уставного капитала в конце отчетного периода).

Все бухсчета классифицируются на активные, пассивные и смешанного типа. При отражении операций с применением активных счетов увеличение активов или погашение обязательств отражается по дебету счета. Такие счета могут иметь только дебетовое сальдо. Обратная ситуация (уменьшение активов, возникновение обязательств, наличие кредитового сальдо) характеризует использование пассивных счетов. Есть и смешанные, активно-пассивные счета, объединяющие в себе свойства обоих видов счетов. Они могут иметь остатки как по дебету, так и по кредиту.

Применение принципа двойной записи в бухучете предполагает при отражении проводки по дебету одного счета одновременно фиксировать соответствующее увеличение или уменьшение активов или обязательств по кредиту другого счета, корреспондирующего с ним.

Отметим, что некоторые организации, в частности микропредприятия и НКО, имеют право вести бухучет без применения принципа двойной записи — в порядке упрощенного ведения бухучета (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

Новый план счетов бухучета с 2020-2021 годов

Привнес ли какие-либо законодательные корректировки в план счетов бухгалтерского учета 2020-2021 год? Ответ на данный вопрос зависит от сферы применения соответствующего документа.

Приказ Минфина России № 94н, используемый коммерческими фирмами, издан довольно давно — порядка 15 лет назад. Можно отметить, что с того момента правки в него вносились 3 раза:

  • приказом от 07.05.2003 № 38н;
  • приказом от 18.09.2006 № 115н;
  • приказом от 08.11.2010 № 142н.

Таким образом, положения приказа № 94н не корректируются уже почти 10 лет. Так что говорить о том, что в 2020-2021 годах появился новый план бухучета для коммерческих фирм, не приходится.

Другое дело — государственные и муниципальные организации. Законодатель весьма активен в части корректировки бухгалтерской политики бюджетных структур, особенно в главном НПА, регулирующем бухучет в бюджетных структурах, — приказе № 157н.

Об изменениях в Плане счетов бюджетного учета читайте в этом материале.

Подробнее о структуре счета бюджетного учета читайте в статье «Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)».

Что нового в инструкции из приказа № 94н

Поправки в приказ № 94н, принятый в 2001 году, вносились всего 3 раза: в 2003 году, 2006-м, а также в ноябре 2010-го. Данный НПА довольно долго не редактировался, и на сегодняшний день в официальных медиа, имеющих отношение к законотворчеству, какие-либо поправки в него не анонсируются. Таким образом, ничего нового за последние несколько лет в приказе № 94н не появилось.

Другое дело — подход законодателя к регулированию бухгалтерской деятельности в бюджетной сфере. Здесь государство практикует менее консервативные подходы. В чем это выражается, рассмотрим ниже.

Где можно скачать план счетов бухгалтерского учета

Скачать актуальный план счетов бухучета, который надлежит применять коммерческим организациям, вы можете на нашем сайте.

Данный документ полностью соответствует положениям приказа № 94н.

О том, каким может быть рабочий план счетов бухучета, читайте в статье «Рабочий план счетов бухгалтерского учета — образец 2022 года».

Счета 04, 08 и 97

Раздел I «Внеоборотные активы» отчетной формы «Бухгалтерский баланс» требуется заполнять по утвержденным показателям. Среди них есть такие, которые требуют обязательного наличия субсчетов к некоторым синтетическим счетам.

Показатели «Нематериальные активы» и «Результаты исследований и разработок» учитываются на счете 04. Значит, при формировании плана счетов нужно это учитывать, и не только по счету 04, но и по «парному» счету 05.

«Материальные и нематериальные поисковые активы» — отдельные строки баланса. Согласно они ПБУ 24/2011 должны учитываться на отдельных субсчетах к счету 08. Если организация разрабатывает, например, месторождения, то бухгалтерия должна учитывать этот фактор и предусмотреть отдельные субсчета.

«Прочие внеоборотные активы» — активы со сроком обращения более года. Сюда, например, попадают расходы будущих периодов со сроком использования свыше 12 месяцев. Значит, на счете 97 должен быть предусмотрен соответствующий субсчет.

О составе внеоборотных активов читайте в материале «Что такое внеоборотные активы в бухгалтерском учете».

Итоги

В РФ для бюджетных, автономных, казенных учреждений, кредитных и некредитных финансовых организаций, коммерческих организаций применяются различные планы счетов. Для организаций коммерческой сферы план счетов утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Малые предприятия могут применять упрощенный план счетов, рекомендованный Минфином в приказе от 21.12.1998 № 64н. Рабочий план счетов каждая организация должна разработать самостоятельно и утвердить его в учетной политике.

Источники: приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Забалансовые счета

Для того чтобы вести учет ценностей, не принадлежащих организации, но временно находящихся у нее, в плане счетов предусмотрены трехзначные забалансовые счета. Записи по забалансовым счетам производятся только в дебет (при поступлении ценностей) или в кредит (при выбытии ценностей).

Нужно ли проводить инвентаризацию имущества, учтенного на забалансовых счетах, узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

В инструкции по применению плана счетов содержится аналитика, которую забалансовые счета должны поддерживать. К ним при необходимости можно и нужно открывать субсчета.

Например, к забалансовому счету 001 «Арендованные основные средства» могут быть открыты субсчета «Арендованные основные средства в России» и «Арендованные основные средства за пределами Российской Федерации». По забалансовому счету 001 ведется аналитика по каждому объекту основных средств в оценке, указанной в договорах на аренду.

По забалансовому счету 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» организации-покупатели отражают ценности, принятые на хранение. Также на этом забалансовом счете покупатель отражает полученные ценности, право собственности на которые к нему еще не перешло, или бракованные ценности, оплату которых покупатель производить не собирается.

Забалансовый счет 002 может применяться также и поставщиками. Например, поставщики учитывают на забалансовом счете 002 товарно-материальные ценности, оплаченные покупателями товарно-материальные ценности, которые оставлены на ответственном хранении, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций. Оценка ценностей, отраженных по забалансовому счету 002, производится в ценах, в ценах, предусмотренных в приемосдаточных актах или счетах, платежных требованиях.

Материалы, принятые от заказчика для последующей переработки и не подлежащие оплате, организации-изготовители отражают на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». Аналитический учет по забалансовому счету 003 ведется по заказчикам, видам, сортам сырья и материалов и местам их нахождения по ценам, предусмотренным в договорах.

Для учета бланков строгой отчетности используют забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности». Аналитический учет на забалансовом счете 006 должен обеспечить формирование информации по видам бланков и местам их хранения. При этом установлено, что бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006 в условной оценке. Порядок условной оценки, по которой будут учитываться бланки, целесообразно закрепить в учетной политике.

Для отражения полученных обязательств и платежей используется забалансовый счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Учет на забалансовом счете 008 ведется по каждому полученному обеспечению, при этом денежная оценка производится по стоимости обязательства или стоимости, указанной в договоре.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]