Уменьшаем транспортный налог на «платоновскую» плату

Как учесть «платоновскую» плату и транспортный налог (авансовые платежи) в налоговых расходах? Как отразить плату за «Платон» на счетах бухгалтерского учета? Какими документами можно подтвердить вычет транспортного налога на «платоновскую» плату?

По итогам 2016 года компании — владельцы грузовых автомобилей с массой более 12 тонн получили возможность уменьшения суммы транспортного налога на сумму начисленной платы («платоновской» платы) в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами (ст.361.1 НК РФ, п.2 ст.362 НК РФ).

Таким образом, льгота (вычет) по транспортному налогу предоставляется налогоплательщикам транспортного налога в связи с уплатой ими в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, платы в счет возмещения вреда.

АУТСОРСИНГ ЮРИДИЧЕСКИХ плата уменьшает сумму транспортного налога только по конкретному грузовому автомобилю с массой более 12 тонн, а не в целом сумму начисленного транспортного налога (Письмо Минфина РФ от 13.01.2017 г. №03-05-05-04/739).

Вычеты на «платоновскую» плату предусмотрены для налоговых периодов 2016 — 2022 гг.

Учет в составе расходов транспортного налога и «платоновской» платы

Внесенная сумма предварительного платежа в адрес оператора государственной системы взимания платы ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (далее по тексту — ООО «РТИТС») не является расходом и, соответственно, не отражается в налоговом учете (п.14 ст.270 НК РФ).

В «прибыльных» расходах признается разница между «платоновской» платой и величиной транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении большегрузов — транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 т (п.48.21 ст.270 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 21.11.2016 г. №03-05-05-04/68317).

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ» ЛЬГОТЫ

Важно!

То есть в состав налоговых расходов будет включаться не вся «платоновская» плата целиком, а в части превышения суммы транспортного налога, исчисленного по большегрузу, за который она внесена (п.48.21 ст.270 НК РФ — для компаний на ОСН, пп.37 п.1 ст.346.16 НК РФ — для «упрощенцев», пп.45 п.2 ст.346.5 НК РФ — для плательщиков ЕСХН).

Для каких автомобилей применяется «Платон»

Максимальная масса грузовых транспортных средств, до которой разрешено не носить плату-компенсацию за дорожное покрытие, составляет 12 тонн. Автомобили, весящие больше, должны использовать «Платон» в обязательном порядке.

СПРАВКА! Исследованиями подтверждено, что большегрузный транспорт причиняет 56% ущерба покрытию дороги, что сопоставимо с проездом до 50 тысяч легковых авто. За счет количества основная часть налогов и дорожных сборов поступает как раз с водителей легковушек, поэтому справедливо, чтобы автомобили, доход владельцев которых как раз и зависит от дорог, тоже принимали участие в компенсации наносимого вреда.

НАПРИМЕР

Авансовый платеж по транспортному налогу составил 120 рублей, а «платоновская» плата — 100 рублей. В этом случае компания по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев не учтет разницу в части превышения транспортного налога над «платоновской» платой. И только по итогам года включит в налоговые расходы 20 рублей.

По общему правилу уменьшить транспортный налог на сумму «платоновской» платы может одна компания. Например, если транспортные средства были переданы в лизинг, а большегрузы зарегистрированы на лизингодателя, то транспортный налог уменьшить на «платоновскую» плату, внесенную лизингополучателем, нельзя (Письмо Минфина РФ от 18.07.2016 г. №03-05-04-04/41940).

То есть в данной ситуации (большегрузы зарегистрированы на лизингодателя), а не на лизингополучателя, лизингодатель не вправе уменьшить транспортный налог на сумму «платоновской» платы за большегруз.

В «прибыльных» расходах учесть можно только фактически уплаченную сумму транспортного налога (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ, п.48.21 ст.270 НК РФ, п.2 ст.362 НК РФ). Это означает, что нельзя одновременно учесть в налоговых расходах и сумму начисленного транспортного налога, и вычет по «платоновской» плате.

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТА

Важно!

Таким образом, «платоновская» плата уменьшает прибыль только в части превышения транспортного налога, а не в полном объеме.

В том случае, если транспортное средство предоставляется в аренду, то собственник транспортного средства начислит и признает в полной сумме транспортный налог, а арендатор начислит и уплатит «платоновскую» плату и учтет ее в составе прочих расходов.

Итоги

Изменения в НК РФ, внесенные законом № 249-ФЗ, были призваны снизить налоговую нагрузку для тех, кто одновременно уплачивает и транспортный налог, и платежи в «Платон». Снижение предусмотрено за счет возможности уменьшить сумму транспортного налога к уплате на платежи, внесенные в систему «Платон». Но эта возможность была временной (до конца 2022 года), и планов по продлению такого порядка больше никто не озвучивал. В 2022 — 2022 годах нагрузка на владельцев большегрузов увеличена. Они теперь платят и в систему «Платон» и транспортный налог в полном объеме. Но есть и плюсы: сумму платы в «Платон» можно учесть в расходах при подсчете налогооблагаемой прибыли.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • Федеральный закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ
  • Письмо ФНС России от 09.01.2017 № БС-4-21/[email protected]

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Отражение транспортного налога и платы «Платон» в бухгалтерском учете

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по начислению и перечислению «платоновской» платы за проезд с последующим вычетом транспортного налога в отношении большегрузов рекомендован финансистами в Письме Минфина РФ от 28.12.2016 г. №07-04-09/78875.

Внесенная сумма предварительного платежа в адрес оператора государственной системы взимания платы ООО «РТИТС» не является расходом и, соответственно, не отражается на счетах учета затрат, а учитывается в составе дебиторской задолженности (п.3, п.16 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н).

Таким образом, перечисленная предварительная оплата денежных средств оператору «Платона» отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В соответствии с п.16 ПБУ 10/99 расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Учитывая это, сумма «платоновской» платы, подлежащая уплате экономическим субъектом, в бухгалтерском учете признается расходом.

Исходя из этого и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н, начисленная сумма «платоновской» платы отражается по дебету счетов учета затрат в корреспонденции со счетом учета расчетов с бюджетом.

Это означает, что начисленная оператором ООО «РТИТС» плата за проезд в полной сумме включается в состав расходов по обычным видам деятельности в периоде начисления оператором платы за проезд (п.18 ПБУ 10/99).

При отражении в бухгалтерском учете транспортного налога, причитающегося к уплате в бюджет по итогам налогового периода, в кредит счета учета расчетов с бюджетом относится сумма такого налога за вычетом фактически уплаченной в данном налоговом периоде суммы «платоновской» платы.

ВВЕДЕНИЕ ПРОСТОЯ ПО ПРИЧИНАМ, НЕ ЗАВИСЯЩИМ ОТ РАБОТОДАТЕЛЯ

Важно!

Авансовые платежи по транспортному налогу за большегрузы, за которые уплачена «платоновская» плата, в бухгалтерском учете не отражаются.

То есть в отношении большегрузов, по которым уплачивается «платоновская» плата, транспортный налог отражается на счетах бухгалтерского учета по итогам года и в части превышения транспортного налога, начисленного по итогам календарного года, над начисленной в течение этого периода платой за проезд.

Исчисление транспортного налога с учётом платежей по системе «Платон»

Собственники большинства транспортных средств обязаны уплачивать транспортный налог в региональный бюджет. Он может уплачиваться один раз в год либо равными частями в течение года. Такое решение принимают власти региона, в котором зарегистрирован автомобиль. В большинстве субъектов РФ авансовые платежи отменены.

Исчислением налога для собственников – юридических лиц – занимается сама организация в лице сотрудников бухгалтерии. Для физических лиц сумма налога начисляется сотрудниками налоговой службы. Ежегодно налог высылается владельцу на его адрес регистрации.

Обязательство по уплате налога возникает по окончании календарного года. Расчёт налога начинается с месяца постановки на учёт и не зависит от конкретного числа данного месяца. Это относится и к месяцу снятия с учёта.

Расчёт налога на автомобиль регулируется Налоговым Кодексом РФ и региональными постановлениями.

Для его расчёта необходимо знать:

  1. Налоговую ставку. Она утверждается на государственном уровне.
  2. Налоговую базу. Ей является количество лошадиных сил в транспортном средстве (указываются в регистрационных документах).
  3. Количество месяцев владения. Отражается в паспорте транспортного средства.

Чтобы рассчитать сумму налога, необходимо перемножить показатели и разделить на 12 месяцев.

Для некоторых категорий автомобилей применяется повышающий коэффициент.

Транспортный налог исчисляется по каждому отдельному средству. Это относится и к уплате платежей по системе «Платон». Большегрузы, проезжающие по федеральным трассам, обязаны уплачивать сбор за порчу дорог. Расчёт производится за каждый пройденный километр.

Чтобы снизить финансовую нагрузку владельцев автотранспорта, было принято решение по уменьшению транспортного налога и платежей «Платон». Чтобы воспользоваться таким вычетом, необходимо подтвердить факт оплаты соборов.

Расчёт производится по каждому отдельному автомобилю. Если на балансе организации находится несколько зарегистрированных средств, то суммировать начисленный налог по каждому средству и все платежи «Платона» нельзя. По каждому авто делается отдельный расчёт.

Может быть два случая:

  • налог на автомобиль больше суммы платежей по «Платону»;
  • налог на автомобиль меньше суммы платежей по «Платону».

В первом случае в региональный бюджет уплачивается разница между этими двумя показателями. Во втором случае налог не оплачивается вовсе.
Получить вычет может только собственник средства, который в то же время и вносил плату по «Платону». Если автомобиль сдавался в аренду, то уплата налога является обязанностью собственника, а уплата платежей за вред дорог – арендатора. Зачесть эти платежи нельзя.

НАПРИМЕР

Компания перечислила оператору системы «Платон» авансовый платеж в размере 50 000 рублей. По данным отчета оператора ООО «РТИТС» плата за проезд за I квартал 2022 г. составила 20 000 рублей.

На счетах бухгалтерского учета данные операции будут отражаться следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 76 «Расчеты с оператором ООО «РТИТС» Кредит 51 «Расчетный счет» 50 000 руб. Перечислен авансовый платеж оператору ООО «РТИТС»
Дебет 20,23,25,26,29,44 Кредит 68 «Расчеты с бюджетом по плате «Платон» 20 000 руб. Учтена в составе расходов по обычным видам деятельности плата за проезд большегрузов
Дебет 68 «Расчеты с бюджетом по плате «Платон» Кредит 76 «Расчеты с оператором ООО «РТИТС» 20 000 руб. Отражена уплата в бюджет плата за проезд большегрузов

Примечание.

Бухгалтерские записи приведены в отношении большегрузов, по которым перечисляется «платоновская» плата. В отношении остальных транспортных средств по-прежнему уплачиваются авансовые платежи (если Законом субъекта РФ предусмотрен такой порядок), которые отражаются ежеквартально на счетах бухгалтерского учета (в последний месяц отчетного квартала).

Следует отметить, что порядок учета платы за проезд компания определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике (п.4 и п.7 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н).

Поэтому компания может использовать иную схему бухгалтерских записей.

В какой величине будут отражены расходы в налоговом учете в I квартале 2022 г.?

Как уже было отмечено, в целях исчисления налога на прибыль «платоновская» плата учитывается в составе прочих расходов с учетом ограничений, предусмотренных п.48.21 ст.270 НК РФ.

Предположим, что сумма рассчитанных авансовых платежей по большегрузам (сумма определяется исключительно для расчета налоговых обязательств, но не отражается на счетах бухгалтерского учета) составила 5 000 рублей.

Тогда за I квартал 2022 г. компания учтет в налоговых расходах 15 000 рублей (20 000 рублей — 5 000 рублей).

А сами авансовые платежи по транспортному налогу компания не включает в состав налоговых расходов, поскольку авансовые платежи представляют собой предварительные платежи, уплата которых предусмотрена в течение налогового периода (п.3 ст.58 НК РФ), а значит учесть их на основании п.1 ст.264 НК РФ нельзя.

То есть на каждое последнее число 3 месяца I, II и III квартала «платоновскую» плату, можно учесть в расходах в части, превышающей авансовый платеж по транспортному налогу, исчисленный за этот же грузовик и за этот же квартал.

БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ

Документальное подтверждение вычета транспортного налога

Оператор в отношении каждого зарегистрированного большегруза в реестре системы взимания платы ведет персонифицированную запись собственника (владельца) транспортного средства, содержащую следующую обновляемую не реже чем один раз в сутки информацию по каждому транспортному средству собственника (владельца):

  • маршрут, пройденный транспортным средством;
  • планируемый маршрут;
  • время и дата движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с маршрутной картой;
  • операции по внесению владельцем транспортного средства платы оператору с указанием ее размера, а также даты и времени поступления;
  • другие операции.

Документальным подтверждением платы за проезд служат отчет оператора, в котором указан маршрут большегруза с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения большегрузов, и первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного большегрузов на соответствующем маршруте (Письма Минфина РФ от 11.01.2016 г. №03-03-РЗ/64, от 28.12.2015 г. №03-03-06/1/76740).

Для того чтобы признать расходы в целях исчисления налога на прибыль необходимо иметь в наличии документальное подтверждение расходов (п.1 ст.252 НК РФ).

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ МАЛОМУ БИЗНЕСУ ПО ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ

Важно!

Вычет при исчислении транспортного налога в отношении большегрузов, должен применяться исходя из размера, указанного в маршрутной карте или реестре (за соответствующий календарный год) относительно данного большегруза. А применение вычета при исчислении транспортного налога в сумме уплаченного авансового платежа в систему взимания платы в счет планируемых маршрутов неправомерно (Письмо Минфина РФ от 26.01.2017 г. №03-05-05-04/3747).

Таким образом, вычет транспортного налога на «платоновскую» плату применяется исходя из размера платы только за фактически пройденный большегрузом маршрут.

НАПРИМЕР

3,73 руб./км, коэффициент 0,41

— путь, пройденный транспортными средствами, зарегистрированными в Реестре Системы взимания платы (км).

Например, 4 975,311 км.

Остаток на начало периода

(руб.)

Начислено за период (руб.) Корректировка начисления (руб.) Зачислено денежных средств (руб.) Возврат/перенос зачисления (руб.) Остаток на конец периода (руб.)
0 7 608,51 0 50 000,00 0 42 391,49

Размер платы, подлежащей внесению при движении большегруза по планируемому маршруту, указывается в маршрутной карте или рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме.

Принципы работы системы

«Платон» — это онлайн система, которая позволяет пользователям отслеживать состояние платежей без необходимости посещать офисы и сидеть в очередях. Выполнять операции владелец большегрузного транспорта сможет после регистрации на сайте и получения доступа к личному кабинету.

После этого шага автомобилист также получит данные о реквизитах банка, которые позволят ему переводить средство за езду по находящимся дорогам федерального уровня на авто, чей вес превышает показатель 12 тонн. Перевод средств основывается на авансах. Схема работает следующим образом: автовладелец вносить в систему некую сумму, после чего оператор постепенно списывает с расчетной записи необходимую к уплате сумму.

Некоторые большегрузные транспортные средства не предполагают внесения платежей за разрушительное воздействие на дорожное покрытие.

К числу таких большегрузов относятся:

  • Авто, перевозящие пассажиров. Правило действует в отношении всех подобных ТС, кроме грузопассажирских фургонов.
  • Автомобили спецслужб: «Скорой», полиции, пожарных, аварийно-спасательные. При этом такие транспортные средства должны быть оборудованы специальными опознавательными знаками: проблесковым маячком и звуковыми устройствами.
  • ТС, предназначенные для перевозки военного оборудования.

Все прочие авто, не входящие в перечисленные категории должны своевременно пополнять баланс для оплаты проезда по федеральным трассам.

Как взимается плата

Оплата проезда большегрузов осуществляется с помощью установленного тарифа в размере 1,9 руб/км. Данное значение соответствует требованию Постановления, принятого 24.03.2017. Простые граждане могут ознакомиться с информацией о действующем тарифе на официальном сайте «Платон».

Размерность тарифа прямо указывает на принцип взимания платежей: значение тарифа умножается на число пройденных километров. Отследить движение большегруза для налоговых служб не составляет труда. Информация о количестве километров берется с помощью предназначенного для этого оборудования спутниковой навигации.

Центр информподдержки предоставляется специальное устройство, которое позволяет определить координаты ТС. Обработка и отправка данных с бортового приспособления осуществляется в Центр обработки данных автоматическом режиме.

В автоматическом режиме происходит и списание средств пользователя системы «Платон». При отсутствии рамки стационарного отслеживания, будет произведено мобильное. Владельцы большегрузов вносят средства за проезд по федеральным трассам на справедливых основаниях.

Принципы снятия средств автомобилиста в системе «Платон»:

  • платеж производится только за пройденный путь;
  • средства взимаются непрерывно;
  • мониторинг осуществляется с помощью спутниковых систем (GPS и ГЛОНАСС);
  • контроль над большегрузами регулярен благодаря использованию стационарного и мобильного контроля.

Таким образом, владельцы ТС с массой более 12 тонн освобождены от неудобств при возмещении причиняемого большегрузами вреда дорожному покрытию. Практически весь процесс происходит в автоматическом режиме.

Расчет выглядит следующим образом:

3,73 руб./км х 0,41 х 4 975,311 км = 7 608,51 руб.

При этом расчет учитывает суммы по отмененным маршрутным картам и произведенным корректировкам начислений по бортовым устройствам.

Такой отчет формируется автоматически из государственной системы взимания платы «Платон». Подобный документ подготавливает оператор государственной системы взимания платы ООО «РТИТС», действующий на основании Распоряжения Правительства РФ от 29.08.2014 г. №1662, постановления Правительства РФ от 14.06.2013 г. №504, от 18.05.2015 г. №474, от 03.11.2015 г. №1191.

Выписка необходима для отслеживания состояния расчетов по «платоновской» плате.

В ней нет информации о датах движения, номерах большегрузов.

Для этого необходимо через личный кабинет компании заказать детализацию операций по дате проезда.

Детализация операций по дате проезда.

Как зарегистрироваться в системе «Платон»

Регистрация требует от владельца автомобиля собрать необходимые документы и предоставить их на официальном сайте или в центре обслуживания.

Перечень документов для российских предпринимателей:

  • свидетельство ОГРНИП;
  • ИНН;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства.

Перечень для крупных юридических лиц из РФ:

  • документ, подтверждающий право на занятие предпринимательством с ОГРН;
  • ИНН;
  • паспорт на ТС и документ, подтверждающий его регистрацию.

Перечень документов для иностранных физических или юридических лиц:

  • техпаспорт на большегрузное ТС;
  • копия документа, подтверждающего регистрацию ТС;
  • копия документа, подтверждающее право юридического или физического лица на занятие предпринимательством;
  • персональные сведения лиц, представляющих интересы компаний-перевозчиков).

Если интересы юридического или физического лица защищает представитель на территории Российской Федерации, необходимо также указать его ФИО, адрес электронной поты и номер телефона для связи.

Заполнить документы, передать их на обработку (соглашаясь с обработкой персональных данных) и пройти регистрацию можно на сайте системы (посредством Личного кабинета), в ЦИПП или в терминале самообслуживания в процессе оформления разовой Маршрутной карты.

В этом отчете приводятся следующие данные:

Номер расчетной записи, баланс, количество большегрузов и затем детализация операций в разрезе дат и большегрузов.

Дата движения ГРЗ Тип операции Путь по фед. трассам, км Зачисление Списание
30.12.2016 Е285ВА174 Начисление платы (БУ) 75,129 км 114,88 руб.
30.12.2016 Е275МА174 Начисление платы (БУ) 74,03 км 115,22 руб.

По итогам года подтвердить право на вычет транспортного налога можно с помощью отчета «Сведения об автомототранспортных средствах, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также сведения о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам», который формируется в разрезе каждого большегруза (Письмо ФНС РФ от 26.08.2016 г. №БС-4-11/15777).

Почему было введено право на вычет?

До 2016 года в нашей стране существовало два платежа:

  1. Налог на транспорт;
  2. Плата за проезд по федеральным трассам.

У этих сборов была одна задача — поддерживать качество дорог на хорошем уровне. Единственной разницей было то, что налог на ТС оплачивался в региональный бюджет, а платежи — в федеральный.

Автовладельцы два раза платили налог. С данной несправедливостью автомобилисты боролись и юридическими методами и с помощью акций протеста. Позже было решено, что система платон — это не транспортный налог. Жизнь владельцев большегрузных авто стала намного проще.

Итак, система «Платон» была создана для привлечения денежных средств в бюджет и использования их на поддержание дорог в хорошем состоянии. Если имеется льгота, то сумма налога на ТС по этой системе уменьшается. Для получения льготы достаточно подтвердить свое право на нее и предоставить все необходимые документы в налоговую.

Где собственник (владельца) транспортного средства может получить такую информацию?

Информационное взаимодействие собственника и оператора осуществляется посредством использования следующих каналов обслуживания:

  • центры информационной поддержки пользователей;
  • информационный ресурс системы взимания платы, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.platon.ru), и личный кабинет собственника (владельца) транспортного средства, обеспечивающий предоставление собственнику (владельцу) транспортного средства информации, содержащейся в персонифицированной записи собственника (владельца) транспортного средства, включающей расчетную запись (расчетные записи);
  • центр информационной поддержки пользователей, представляющий собой комплекс технических средств без персонала, обеспечивающий в том числе возможность регистрации в системе взимания платы и внесения платы собственником (владельцем) транспортного средства.

Важно!

Все приведенные отчеты собственник большегрузов может сформировать через личный кабинет на официальном сайте «Платона» (https://platon.ru) или в аналогичном мобильном приложении.

Льгота за «Платон» отменена

В 2022 году автовладельцы грузового транспорта должны ознакомиться с новыми порядками, связанными с авто налогом. Теперь водители большегрузных транспортных средств должны рассчитывать свои средства без учета возможности пользования налоговыми льготами, которые были действительны до 31 декабря 2022 года.

Теперь автомобилисты, управляющие грузовиками с массой более 12 тонн не могут претендовать на снижение налога. Платежи в Платон отныне не будут покрывать недостающую сумму отчислений по налогу за ТС. Данные требования были зафиксированы статьей номер 2 ФЗ №249, принятого 03 июля 2016 года.

Указанное положение присутствовало во втором пункте статьи 361.1 НК и действовало в течение двух с половиной лет.

Однако теперь устаревшие правила аннулированы:

  • Имеющие во владении грузовые ТС автомобилисты в 2022 году не могут воспользоваться правом получения освобождения от уплаты налога на транспорт, даже если отчисления на возмещение ущерба дорожному покрытию превышает размер налога за отчетный период.
  • Водители, чьи авто имеют массу более 12 тонн, не могут получить налоговый вычет с использованием системы Платон, даже если налог превосходит размер средств, уплаченных в данный отчетный год.

До 1 января 2022 года водители большегрузов могли пройти регистрацию в Платоне и потребовать в установленном порядке предоставления льгот. Пройти процесс регистрации автомобилисты могли в личном кабинете на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации. При этом необходимо было учитывать, что налогоплательщик является физическим лицом.

После авторизации на сайте необходимо было грамотно оформить текст заявления и собрать установленный пакет документов. Частные предприниматели и физические лица должны были документацией подтвердить свое право на получение льготных условий. Зачастую хватало лишь расчетной записи, которую можно было взять в личном кабинете сервиса «Платон». С 1 января 2022 года система льгот по Платону более не подлежит применению.

Нововведения, связанные с декларацией

Федеральная налоговая служба Российской Федерации утвердила новую форму деклараций по взносам за владение транспортными средствами. Поправки были внесены в действующий приказ государственной налоговой службы, принятый 5 декабря 2016 года. Согласно нововведениям будет проведено обновление штрих-кодов.

Владельцы большегрузного транспорта также должны ознакомиться с новым порядком заполнения данного документа. Изменения нельзя назвать глобальными, однако брать их в расчет необходимо. С 1 января 2022 года автомобилисты должны ставить прочерк в строках, в которых должны содержаться информация о внесении платежей в систему «Платон» (графы 280 и 290).

Это объясняется тем, что на законодательном уровне был отменен вычет по налогу за большегрузы. До 1 января 2022 года платежи, осуществленные через систему «Платон» учитывались в декларации и подлежали фиксации в документе. Данная информация учитывалась за отчетные периоды, в течение которых был применен налоговый вычет.

Этот регламент имеет следующую законодательную базу:

  • второй пункт статьи 362 Налогового кодекса;
  • подпункты 5.26 и 5.27 порядка заполнения декларации по ТН.

Автомобилисты должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве и своевременно на них реагировать.

Отражение в декларации по транспортному налогу «платоновской» платы

Декларация по транспортному налогу, в которой налогоплательщик может указать налоговую льготу и (или) вычет по транспортному средству, имеющему разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утверждена Приказом ФНС РФ от 05.12.2016 г. №ММВ-7-21/[email protected]

Несмотря на то, что Приказ ФНС действует, начиная с представления налоговой декларации за 2022 год, по новой форме уже за 2016 г. могли отчитаться те налогоплательщики, которым необходимо применить льготу по большегрузу (п.3 Письма ФНС РФ от 29.12.2016 г. №ПА-4-21/[email protected]).

Какой порядок взимания налогов с большегрузов действовал до 2022 года

До 1 января текущего года действовали иные правила, связанные с учетом автомобильного налога для владельцев большегрузных автомобилей. Собственники такого транспорта должны были уплачивать два вида взносов:

  1. Перевод средств в систему «Платон», которые перенаправлялись на проведение ремонтных работ дорожного покрытия.
  2. Внесение платежей по региональному ТН, за счет которых дорожное покрытие содержится.

Кроме этого до принятия изменений в законодательство водители, чьи транспортные средства имеют показатель разрешенной максимальной массы «Более 12 тонн», вполне могли экономить на ТН. Причем экономия средств была на законных основаниях: транспортный налог уменьшался на размер суммы, которую налогоплательщик ранее перевел в Платон.

Стоит указать, что к этому методу могли прибегать только водители большегрузов, которые прошли процесс регистрации в системе как официальные налогоплательщики ТН по конкретному авто. Данное требование было зафиксировано в письме НС, принятом 11.07.2018.

До нововведений расчет налога проводился в соответствии со следующими нормами:

  • Транспортный налог начислялся за каждый автомобиль индивидуально. Снизить размер взносов за конкретное грузовое ТС было невозможно за счет размера средств, внесенных за другие грузовые авто.
  • Снижение размера бюджетных взносов было возможно только при условии, что автомобилист в течение отчетного года полностью откатал все внесенные авансы.
  • В случаях, если автомобилист внес недостаточную сумму по налогу за причинение вреда дорожному покрытия, необходимые дополнительные средства поступали из неиспользованных взносов в систему «Платон».
  • Если перевод средств в Платон превышал норму, автомобилист числился освобожденным от обязательств. Также образовавшееся несоответствие между размером внесенных средств и ТН было можно вносить в налоговую базу по прибыли.

Однако с начала 2022 года все облегчающие процесс уплаты налога правила были отменены. В текущем году снизить размер взноса по налогу за транспорт уже не получится. Также новые правила усложнили процесс учета расходов в системе «Платон». Для того, чтобы автомобилист смог внести указанные расходы в перечень затрат, необходимо учитывать переводы в Платон отдельно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]