Обязанность вести воинский учет сотрудников возлагается на каждую компанию или индивидуального предпринимателя, в штате которых имеются военнообязанные лица, либо лица призывного возраста. За несоблюдение требований по ведению воинского учета на организацию или ИП накладываются штрафы до 5000 рублей. Рейды проводятся раз в три года для небольших фирм и раз в год для крупных. По этой причине к ведению воинского учета следует отвестись ответственно.
На текущий момент по умолчанию ответственным за данный учет является директор фирмы. Но он может делегировать данное полномочие одному из сотрудников, который станет отвечать за военно-учетную работу. Для этого требуется издать приказ об организации воинского учета, после чего согласовать его в военкомате. В данной статье мы подробнее расскажем о данном документе, а также предоставим образец для загрузки.
Для чего нужно издавать данный приказ?
Ведение воинского учета возлагается на все предприятия, имеющие в штате призывников и военнообязанных лиц. Регламентирует это Федеральный закон номер 61 от 31.05.1996, а конкретно подпункт шесть пункта один статьи восемь.
Отвечает за ведение воинского учета руководитель фирмы. Если он хочет передать полномочия, то это вполне осуществимо. Для этого требуется издать приказ об организации воинского учета, в котором будет указано ответственное лицо. Такая возможность прописана в пункте шесть статьи первой Федерального закона номер 53 от 28.03.1998, а также в соответствии с пунктом девять Положения номер 719, которое было утверждено правительством Российской Федерации 27.11.2006.
Приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700
Приложение № 27 к Инструкции (п. 51) Форма
ОТЧЕТ о состоянии первичного воинского учета в органе местного самоуправления по состоянию на 1 января 20__г.
I. Краткая характеристика | ||||
Орган местного самоуправления | находится в пределах муниципального | |||
(наименование органа) | ||||
образования | ||||
(наименование муниципального образования) | ||||
На территории органа местного самоуправления расположено: 1. Организаций, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц, всего – ____, в том числе организаций, не имеющих военно-учетных столов, освобожденных работников для ведения воинского учета и (или) работников, выполняющих обязанности по ведению воинского учета по совместительству, – ____ 2. Организаций, осуществляющих ведение воинского учета, всего – ____, в том числе: организаций, имеющих военно-учетные столы (2 и более работников, осуществляющих воинский учет), – ____; организаций, имеющих одного освобожденного работника для ведения воинского учета, – ____; организаций, имеющих одного работника, выполняющего обязанности по ведению воинского учета по совместительству, – ____ | ||||
3. Организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, – ____ 4. Подразделений территориальных органов МВД России – ____ 5. Органов записи актов гражданского состояния (далее – ЗАГС) – ____ 6. Органов дознания и органов предварительного следствия – ____ 7. Федеральных судов – ____ 8. Федеральных учреждений медико-социальной экспертизы – ___ и так далее | ||||
Демографическая ситуация на территории характеризуется | ||||
Миграционная ситуация характеризуется | ||||
Прогноз демографической и миграционной ситуации, предложения по ее стабилизации (улучшению) | ||||
Прочие особенности, присущие органу местного самоуправления, влияющие на систему воинского учета. | ||||
II. Характеристика мобилизационных людских ресурсов, динамика их движения за отчетный период |
1. Всего на первичном воинском учете состоит: _____ граждан, подлежащих призыву на военную службу (увеличилось (уменьшилось) на ____ человек); _____ офицеров запаса (увеличилось (уменьшилось) на ____ человек); _____ прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса (увеличилось (уменьшилось) на ____ человек). Из них: на общем воинском учете – ____ граждан, пребывающих в запасе (увеличилось (уменьшилось) на ____ человек); на специальном воинском учете – ____ граждан, пребывающих в запасе (увеличилось (уменьшилось) на ____ человек), в том числе: проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, на должностях рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, – ____ граждан, пребывающих в запасе (увеличилось (уменьшилось) на ____ человек); |
забронированных за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время, – ____ граждан, пребывающих в запасе (увеличилось (уменьшилось) на ____ человек). Движение учитываемых ресурсов в 20___ году составило ____ человек. убыло – ____ человек; прибыло – ____человек, в том числе ____ человек, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации. 2. Иностранными языками свободно владеют _____ граждан, состоящих на воинском учете. 3. Имеют спортивный разряд кандидата в мастера спорта, первый спортивный разряд или спортивное звание ______ граждан, состоящих на воинском учете. 4. Внесены записи о прохождении военных сборов _____ человек. Из них: изменены ВУС _____; переведены на более дефицитные для войск (сил) ВУС _____ |
III. Характеристика деятельности организаций, ведущих воинский учет и обеспечивающих его функционирование |
Характеризуется и оценивается деятельность органов и организаций, ведущих воинский учет и обеспечивающих его функционирование, с указанием положительных и отрицательных сторон, исследуются причины возникновения проблем осуществления первичного воинского учета и предлагаются меры по их преодолению; отражается имеющийся положительный опыт организации и осуществления воинского учета. Анализируются результаты контроля органом местного самоуправления за ведением организациями воинского учета в предшествующем году. |
IV. Анализ состояния учетно-воинской дисциплины среди граждан и выполнения должностными лицами организаций требований Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о воинском учете |
Указываются основные нарушения учетно-воинской дисциплины и причины, их порождающие, в том числе: состояло на воинском учете в военных комиссариатах, но не состояло на учете в органе местного самоуправления, организациях – ____ граждан; состояло на воинском учете в органе местного самоуправления, организациях, но не состояло на учете в военном комиссариате – ____ граждан; незаконно забронировано – ____ граждан; подлежало бронированию, но не забронировано – ____ граждан; несвоевременно оформлены отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время – на ____ граждан; принято на работу без постановки на воинский учет или без сообщения в военный комиссариат об изменившемся месте работы – ____ граждан; зарегистрировано по месту жительства (месту пребывания) без постановки на воинский учет – ____ граждан; |
снято с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания) без снятия с воинского учета – ____ граждан; выявлено проживающих без регистрации по месту жительства (месту пребывания) – ____ граждан; не направлено для постановки на воинский учет в военном комиссариате (органе местного самоуправления) территориальными органами МВД России – ____ граждан; не поступило военных билетов от органов ЗАГС – ____ штук; не поступило извещений от органов ЗАГС – ____ штук. За отчетный период установлены случаи нарушений в области воинского учета руководителями организаций и должностными лицами, ответственными за военно-учетную работу, а гражданами, пребывающими в запасе, – учетно-воинской дисциплины. К лицам, нарушившим правила воинского учета, принимались меры административной ответственности. |
V. Основные мероприятия, проводимые в органе местного самоуправления, направленные на повышение полноты и достоверности воинского учета |
Перечисляются основные выполненные мероприятия, дается анализ их эффективности, прикладываются нормативные правовые акты и другие необходимые документы. В обязательном порядке представляются сведения: о результатах смотра-конкурса на лучшую организацию осуществления воинского учета; о коллегиях (совещаниях), суженных заседаниях органа местного самоуправления, на которых рассматривались вопросы воинского учета и бронирования; о результатах взаимодействия с территориальными органами МВД России, в том числе с подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России. |
VI. Основные проблемы, недостатки в работе по осуществлению первичного воинского учета и предложения по совершенствованию системы воинского учета |
VII. Характеристика военно-учетных признаков граждан, пребывающих в запасе
Состоит на воинском учете по состоянию на «___»___________ 20__ г. :
Разряд | Состав | Итого | В том числе | |||||||
на общем учете | на специальном учете | |||||||||
РА | ВМФ | Итого | РА | ВМФ | Итого | РА | ВМФ | Итого | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Первый разряд | Прапорщики (мичманы) | |||||||||
Сержанты (старшины) | ||||||||||
Солдаты (матросы) | ||||||||||
Итого | ||||||||||
Второй разряд | Прапорщики (мичманы) | |||||||||
Сержанты (старшины) | ||||||||||
Солдаты (матросы) | ||||||||||
Итого | ||||||||||
Третий разряд | Прапорщики (мичманы) | |||||||||
Сержанты (старшины) | ||||||||||
Солдаты (матросы) | ||||||||||
Итого | ||||||||||
Женщины | Прапорщики (мичманы) | |||||||||
Сержанты (старшины) | ||||||||||
Солдаты (матросы) | ||||||||||
Итого | ||||||||||
1 категория запаса | Прапорщики (мичманы) | |||||||||
Сержанты (старшины) | ||||||||||
Солдаты (матросы) | ||||||||||
Итого | ||||||||||
Всего | Прапорщики (мичманы) | |||||||||
Сержанты (старшины) | ||||||||||
Солдаты (матросы) | ||||||||||
Всего |
VIII. Динамика движения мобилизационных людских ресурсов
За отчетный период прибыло ________ прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса (на сколько увеличилось (уменьшилось) по сравнению с прошлым годом), в том числе:
Категория прибывших | За отчетный период | По сравнению с предыдущим периодом |
1 | 2 | 3 |
После увольнения с военной службы зачислены в запас – всего | ||
из Вооруженных Сил Российской Федерации по группе учета «РА» | ||
из Вооруженных Сил Российской Федерации по группе учета «ВМФ» | ||
из других войск, воинских формирований и органов | ||
Зачислены в запас из числа граждан, подлежащих призыву на военную службу, – всего | ||
в связи с освобождением от призыва на военную службу | ||
в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу по достижении гражданами возраста 27 лет | ||
в том числе граждан, достигших возраста 27 лет и не получивших военный билет (форма № 1) | ||
в связи с признанием граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет | ||
в том числе: граждан, получивших справку взамен военного билета (форма № 1/У); | ||
граждан, не получивших справку взамен военного билета (форма № 1/У) | ||
Зачислены в запас граждане женского пола | ||
Переведены с учета офицеров запаса | ||
Прибыли из-за границы | ||
в том числе из государства – участника СНГ | ||
По освобождении из мест лишения свободы | ||
Из числа ранее не состоявших (избегавших постановки) на воинском учете | ||
В связи с переменой места жительства (места пребывания) | ||
После прохождения альтернативной гражданской службы | ||
Всего |
За отчетный период убыло ________ прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин солдат и матросов запаса (на сколько увеличилось (уменьшилось) по сравнению с прошлым годом), в том числе:
Причина убытия | За отчетный период | По сравнению с предыдущим периодом |
1 | 2 | 3 |
По достижении предельного возраста | ||
По причине смерти | ||
Признаны негодными к военной службе по состоянию здоровья | ||
Поступили на военную службу (в том числе в федеральные органы исполнительной власти) | ||
В связи с переводом на учет офицеров запаса | ||
Убыли за пределы Российской Федерации | ||
Осуждены с отбыванием наказания в местах лишения свободы | ||
Без снятия с воинского учета | ||
В связи с переменой места жительства (места пребывания) | ||
Всего |
IX. Количество военнообязанных, свободно владеющих иностранными языками
№ п/п | Наименование иностранного языка | Всего военнообязанных | В том числе | |
на общем учете | на специальном учете | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Албанский | ||||
Английский | ||||
Китайский | ||||
Немецкий | ||||
другие языки |
X. Характеристика деятельности организаций, осуществляющих воинский учет и обеспечивающих его функционирование
Организации, осуществляющие эксплуатацию жилых помещений:
Результаты проверок | Количество организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений | ||||
ЖЭК | ЖКО | ДЭЗ | РЭУ | Другие | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Всего | |||||
из них: проверены | |||||
оценены неудовлетворительно |
Количество организаций, осуществляющих воинский учет:
Результаты проверок | Всего | В том числе при наличии на воинском учете граждан | ||||
менее 500 | 500 – 2 000 | 2 000– 4 000 | 4 000-7 000 | более 7 000 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Количество организаций | ||||||
из них: проверены | ||||||
оценены неудовлетворительно |
Начальник организационно-мобилизационного управления штаба | _____________________________________________________________________ |
(воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия) |
Составление приказа о назначении ответственного сотрудника за воинский учет
Приказ об организации воинского учета граждан требуется составить по форме, которую утвердило Министерство обороны. Найти ее можно в четвертом приложении к методическим рекомендациям, утвержденным Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.07.2017. Порядок заполнения документа следующий:
В приказе об организации воинского учета укажите отвечающее за работу по учету лицо из числа сотрудников организации. В принципе, это может быть абсолютно любой из трудоустроенных в фирме, но чаще всего задействуют кого-нибудь из отдела кадров. Подобная работа осуществляется и по совместительству. Но при таких условиях придется дополнительно оплачивать данный труд.
При желании можно назначить ответственным и бухгалтера организации. Однако такую обязанность требуется предварительно прописать в трудовом договоре, либо в должностной инструкции. Это осуществимо благодаря статье 57 Трудового кодекса РФ, а именно абзацу второму части второй, а также письму Роструда от 31 октября 2007 года под номером 4412.
Еще обязательно требуется указать кто будет заменять ответственного за воинский учет сотрудника если тот уйдет на больничный или получит отпуск. Перед уходом следует передать всю документацию второму работнику по акту. Это прописано в пункте двадцать два Методических рекомендаций, утвержденных Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2017 года.
Как издать приказ об организации воинского учета в организации
Методические рекомендации Генерального штаба РФ от 31.12.07 в приложении №4 определяют форму распоряжения руководства о назначении ответственного на предприятии за воинский учет.
Сначала следует внести данные в шапку бланка, где указывается наименование организации, а также все ее регистрационные сведения (адрес, коды и т. д.).
После этого следует наименование распоряжение «ПРИКАЗ», рядом проставляется номер, под которым документ фиксируется в журнале регистрации.
Далее следует зафиксировать краткое содержание данного приказа. После этого указывается дата составления приказа и место его издания (название населенного пункта).
Затем нужно внести текст распоряжения в соответствии с образцом, указывая в нужных графах должности и личные данные ответственных лиц.
Заполняя пункт 1 приказа, нужно записать личные данные руководителя кадровой службы, который возьмет на себя функции по разработке системы воинского учета в организации, составлению должностных обязанностей для каждого сотрудника отдела кадров.
Внимание: при этом в данном документе должен отражаться срок, до которого нужно выполнить все эти действия.
Далее во втором пункте отражается непосредственно ответственный по воинскому учету, который будет напрямую выполнять все необходимые функции по учету.
В третьем пункте приказа надо зафиксировать должность и личные данные лица, который будет выполнять функции по воинскому учету, если ответственный сотрудник в этот момент будет отсутствовать на предприятии.
Пункты четыре и пять приказа нужно продублировать в точности с образца. Здесь отражается информация о процедуре оповещения ответственных лиц, а также возложение контроля за исполнением данного распоряжения.
Приказ должен подписать директор организации.
После этого отражается факт ознакомления всех лиц, о которых шла речь в данном распоряжении, с содержанием этого документа. Нужно, чтобы каждый из них проставил свою подпись, дату ознакомления, а также расшифровал свои личные данные.
Возможно ли назначить не одного, а несколько ответственных сотрудников за воинский учет?
Потребность в подобном может возникнуть на крупных предприятиях, что и учтено в законодательстве. Так что количество ответственных работников за воинский учет зависит от размеров организации, сколько там работает людей. Прописано это в постановлении правительства Российской Федерации номер 719, пункте 12 Положений от 27.11.2006 года.
- Если в компании менее 500 работников, то достаточно одного ответственного по воинскому учету по совместительству;
- Когда в фирме трудоустроены 500-2000 сотрудников, то должен быть 1 ответвлённый за воинский учет, но на полную ставку;
- Если штат организации составляет 2000-4000 работников, то организации полагается иметь двух ответственных за учет сотрудников на полную ставку;
- На каждые последующие 3 тысячи работников требуется добавлять по одному специалисту по воинскому учету.
Все ли компании должны организовывать воинский учет
Действующее законодательство, регламентирующее вопросы обороны и мобилизации устанавливает, что каждый субъект бизнеса в форме юридического лица должен обязательно проводить мероприятия по воинскому учету своих сотрудников.
Под воинским учетом понимается комплекс мер по отражению всех работников организации в базе данных военкомата с целью проведения их учета и контроля за исполнением воинского долга. Если в стране будет введено военное положение, то это позволит провести мобилизацию за минимальный период времени.
Начинать воинский учет на предприятии необходимо сразу же с момента организации компании. Ведь как только будет заключен хотя бы один трудовой договор с военнообязанным, о нем необходимо будет сообщить в местный орган военкомата.
Внимание: при этом в законе указаны строгие сроки, в течение которых организация должна сообщить не только о приеме нового сотрудника, но также и об его увольнении.
Ведение воинского учета предполагает издание специального приказа, содержание которого устанавливается нормативными актами.
Непосредственно сам учет осуществляется на основании личных карточек, данные в которые заносятся из предоставленных военных билетов либо приписных удостоверений.
Внимание: информация о работниках в течение времени может меняться. Ответственное лицо должно отслеживать все существенные изменения и информировать о них орган военкомата.
Для чего необходимо бронирование граждан в запасе
Мобилизация — перевод экономики, органов власти, Вооруженных Сил и организаций на работу в режиме военного времени (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Процедура требует привлечения военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):
- прошедших военную службу;
- закончивших обучение в военных образовательных учреждениях;
- освобожденных от службы, но годных к ней в военное время и т. д.
Бронирование — временное освобождение сотрудников от призыва на мобилизацию и мобилизационную подготовку для обеспечения работы предприятия.
Как уволить сотрудника в связи с призывом в армию — узнаете здесь.