Нулевая ставка по транспортно-экспедиционным услугам в 2022 году

Услуги грузоперевозок особенно актуальны в настоящее время. Обусловлено это стремительным развитием торговли, промышленности, строительства и других областей жизни общества. Они имеют большое количество тонкостей, особенностей. Погрузить груз в автотранспортное средство и доставить к пункту назначения — только малая часть всего процесса. Требуется соблюсти юридические и правовые нормы, получить разрешения и лицензии. Всё это предлагают современные транспортно-экспедиционные компании. Они предлагают широкий спектр услуг по сопровождению перевозимой продукции, гарантируют безопасность, сохранность, соблюдение норм, закреплённых законодательством. Клиенты высоко ценят такие предприятия, доверяют им перевозку самых разных грузов, в том числе опасных, крупногабаритных и хрупких.

Экспедиционная компания имеет широкий спектр функциональных особенностей. Он значительно больше возможностей обычного транспортного предприятия, осуществляющего исключительно транспортировку. Экспедиционная помощь включает:

  • полное юридическое сопровождение: заполнение договора, бланков, товарно-накладных ведомостей;
  • оказание правовой помощи при прохождении государственных пунктов таможни;
  • получение специального разрешения на осуществление транспортировки, перевозки особой продукции.

Специалисты экспедиционной компании предоставляют возможность клиентам отслеживать отправления. Современные транспортные средства оснащены системой GPS. Имеется возможность уточнить точное местоположение фуры, рассчитать ориентировочное время прибытия. Оно также закрепляется соглашением о предоставлении помощи фирмой-экспедитором. Если заказ не был доставлен вовремя, могут быть наложены штрафные санкции, пени на перевозчика. Размер и порядок выплат регламентируются общепринятыми нормами, закрепляются соглашением сторон.

Экспедиторские услуги при транспортировке продукции — лучшее решение. Подобная помощь поможет сэкономить денежные средства клиента, избавить его от множественного заполнения официальных бумаг, документов, станет гарантом соблюдения правовых, юридических норм.

Транспортная экспедиция: особенности учета и составления счетов-фактур

Перевозка грузов — сложный с юридической точки зрения процесс, имеющий большое количество тонкостей. Для получения разрешения на транспортировку продукции экспедитор:

  • определяет налоговую основу по НДС в размере суммы, взимаемой с клиента за перевозку;
  • производит заключение договора на оказание транспортно-экспедиторских услуг;
  • прописывает в соглашении пункты о возмещении расходов клиентом экспедитору.

При оказании экспедиторской помощи используются счета-фактуры. Они выписываются в течение пяти рабочих дней с момента оказания транспортной услуги. Счет отображает:

  • стоимость работ, произведенных экспедитором без дополнительных услуг;
  • полную стоимость произведенных работ, включая дополнительную помощь, деятельность третьих лиц, привлеченных к транспортировке. Это может быть подъемно-погрузочная техника, особые виды транспорта.

Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Один предназначен клиенту, другой — для регистрации. Они фиксируются в журналах «Выставленные фактуры» и «Полученные счета-фактуры». Каждому счету присваивается индивидуальный порядковый номер, фиксируется дата выдачи.

Чтобы клиент мог осуществить вычеты по НДС, требуется прикрепить к экземпляру счета-фактуры копии всех чеков, накладных, полученных от третьих лиц, производящих транспортировку продукции.

Особенности налогообложения

Специфика уплаты налогов при осуществлении экспедиторской деятельности, как и ведения бухучета, определяется содержанием конкретного договора экспедиции. Если он составлен, как сделка об оказании услуг, экспедитор должен включать в реализационные доходы все средства, которые получил от клиента в рамках выполнения обязательств по договору. А оплату работы транспортной организации, перевозящей груз, можно учесть, как расходы, если эти траты не покрываются клиентом.

Составляя для оказания экспедиторских услуг посреднический договор, необходимо при расчете налогов учитывать в качестве доходов исключительно полученное экспедитором вознаграждение. При этом средства, переданные клиентом для проведения расчетов с транспортной организацией за перевозку груза, при осуществлении налогообложения не учитываются ни как доходы, ни как расходы.

Важно понимать, что при получении от клиента груза экспедитор не приобретает доход, который подлежит налогообложению. Аналогично клиент, передающий груз, не создает при этом объект уплаты НДС. Этим налогом облагается оплата работ, которые проводятся в рамках реализации положений соглашения транспортной экспедиции. Если составлено соглашение о предоставлении услуг, НДС платится со всей суммы, полученной в процессе выполнения договорных обязательств. При оформлении соглашения, как посреднического, налог платится исключительно с вознаграждения. Сумму НДС, указанную в том счете-фактуре, который касается расходов на перевозку груза, экспедитор не платит и не включает в свою декларацию.

Договор транспортной экспедиции: как избежать проблем с НДС

Согласно договору транспортной экспедиции участниками выступают две стороны: экспедитор и клиент. Перевозчик обязуется доставить продукцию по указанному адресу, за это он получает вознаграждение. Сумма указана в выставленном счете-фактуре.

Чтобы избежать проблем с вычетами по НДС, следует выписывать счет на все оказываемые услуги, в том числе дополнительные. К ним относят:

  • плату за получение сертификатов, согласно которым может быть осуществлен импорт или экспорт продукции;
  • плату за прохождение таможни, оплату государственных пошлин;
  • погрузку и разгрузку, проверку целостности продукции на всем пути следования;
  • другую помощь, описанную договором на предоставление транспортных услуг.

Порядок осуществления перевозки строго регулируется действующим законодательством. Устанавливается полный перечень документации, требуемой для доставки. Важно четко соблюдать установленные нормы и правила, ответственно подходить к заполнению бланков накладных, счетов. Все это поможет избежать проблем, связанных с вычетами НДС.

Ставка НДС для экспедиторских услуг

Если Компанией оказываются услуги по перевозке железнодорожным транспортом груза (следующего в международном сообщении) с пограничной станции, расположенной на территории РФ до конечного пункта назначения на территории РФ, то в отношении таких услуг применяется ставка НДС в размере 0%.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ)

.

В целях ст. 164 НК РФ

под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.

Положения подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ

распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

  • транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. К таким услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, разработка документов для проектных перевозок, организация и выполнение перевозки грузов, завоз-вывоз, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению, экспедиторское сопровождение, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора (абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ)
    .

Положения подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ

распространяются также и на услуги, указанные в
абз. 4 и 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ
, оказываемые при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию РФ (от портов или пограничных станций, расположенных на территории РФ) до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ
(абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ)
.

Для применения Компанией нулевой ставки в отношении транспортно-экспедиционных услуг, необходимы следующие условия:

  1. Транспортно-экспедиционные услуги должны оказываться в рамках международной перевозки грузов (при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ);
  2. Услуги должны оказываться на основании договора транспортной экспедиции;
  3. Услуги должны быть поименованы в перечне (подп. 2.1 п 1 ст. 164 НК РФ)
    .

Согласно разъяснениям Минфина РФ, в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией, не являющейся перевозчиком на железнодорожном транспорте, при организации перевозки импортных товаров по территории РФ от порта прибытия до станции назначения в рамках договора транспортной экспедиции следует руководствоваться нормой абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ

.

В соответствии с указанной нормой в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия на территорию РФ (от порта или пограничных станций), до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ, применяется нулевая ставка НДС (письмо Минфина РФ от 03.07.2013 № 03-07-08/25414)

.

В постановлении АС СЗО от 14.07.2016 № Ф07-5288/2016, Ф07-5556/2016 по делу № А44-3715/2015

также указано:

В целях доставки продукции от станции Забайкальск до пункта назначения в РФ общество заключило с компанией договор транспортной экспедиции, согласно которому компания осуществляет перевозку груза из Китая с пункта прибытия (станции Забайкальск) до конечного пункта назначения в РФ. Перевозка осуществляется железнодорожным транспортом.

В ходе проверки инспекция установила, что перегрузка товаров в российские вагоны осуществлялась на пограничной станции Забайкальск, затем компания доставляла товар до станции назначения (станции Новолипецк, Новый Порт). Согласно дополнительному соглашению к договору транспортной экспедиции именно эти станции определены как станции назначения в рамках договора общества с компанией.

По этому основанию инспекция пришла к выводу о том, что в целях применения абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ

на территории РФ именно станции Новолипецк и Новый Порт являются станциями назначения импортируемого груза, но не станция Чита (Кадала), где груз проходил таможенное оформление.

Как правильно отметили суды, компания не являлась участником договоров общества на поставку товаров российским покупателям, она осуществляла экспедирование груза от станции Забайкальск до момента выгрузки его на станции Новолипецк, Новый Порт по условиям договора транспортной экспедиции, определение станции назначения происходило до прибытия груза на территорию РФ.

Таким образом, в силу приведенной нормы подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ

под налогообложение по ставке 0% подпадают транспортно-экспедиционные услуги по доставке импортных товаров от места их прибытия на территорию РФ (в рассматриваемом деле — от пограничной станции Забайкальск) до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ.

В постановлении АС УО от 08.02.2021 № Ф09-8900/20 по делу № А76-12794/2020

указано:

Как разъяснено в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС»

, на основании подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налоговая ставка 0 процентов применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

При толковании указанных норм судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.

В связи с этим налоговую ставку 0 процентов применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абз. 1-2 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ)

, лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг
(абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ)
.

При этом по смыслу положений подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ

его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.

Получите консультацию эксперта

по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.

Задать вопрос

Задать вопрос

Особенности договора транспортной экспедиции

В настоящее время всё больше организаций отдают предпочтение при транспортировке крупным транспортно-экспедиторским компаниям. Это обусловлено широким спектром предоставляемой помощи при доступной, оправданной стоимости. Важно, чтобы взаимоотношения клиента и экспедитора были документально заверены. С этой целью составляется договор транспортной экспедиции — соглашение между сторонами, обеспечивающее защиту прав участников. Он описывает основные аспекты транспортировки:

  • предмет договора — перевозимая продукция;
  • перечень оказываемых услуг: основных и дополнительных;
  • сроки доставки;
  • полная стоимость предоставляемых услуг, с учетом дополнительных возможностей;
  • порядок расторжения, компенсационных выплат.

Общая идея договора: экспедитор обязан в установленные сроки доставить продукцию клиента. При этом должны быть соблюдены основные нормы и правила, установленные действующим законодательством. Важный нюанс — груз может быть доставлен иной транспортной компанией, выбранной экспедитором. Не все предприятия перевозки готовы выступить единовременно экспедитором и перевозчиком продукции.

Договор транспортной экспедиции может закреплять маршрут следования. Он может быть предложен компанией-перевозчиком или клиентом

Договор об оказании услуг или посреднический договор

Предоставлять помощь по транспортировке определенной продукции может сама транспортно-экспедиционная компания. Бывают ситуации, когда для перевозки продукции требуется особая техника, большая по грузоподъемности или имеющая свойство поддерживать определенную температуру в салоне. Не все экспедиторские предприятия имеют такую. Возникает необходимость привлечения третьих лиц.

В подобных ситуациях договор носит посреднический характер. Экспедитор заключает соглашение с транспортной компанией от имени заказчика или своего. Договор при этом носит расширенный характер, включает следующие пункты:

  • порядок оплаты услуг экспедитора по подбору дополнительной организации;
  • порядок возмещения расходов, понесенных перевозчиком по пути следования. К ним можно отнести оплату государственных пошлин, штрафов, различных комиссий.

Второй вариант развития событий — договор на оказание экспедиторской помощи не является посредническим. При этом весь спектр услуг предоставляется транспортной компанией или третьими лицами, сотрудничающими с экспедиторами.

Договор об оказании экспедиторской помощи является особым видом с юридической точки зрения, может иметь как посреднический, так и обычный вид. Важно — грамотно прописать каждый пункт, четко закрепить обязанности за каждой стороной.

Бухгалтерский учет и налог на прибыль

Установленные договором положения оказывают прямое воздействие на порядок бухгалтерского учета. От них зависит порядок обложения налогами.

Исходя из стоимости услуг, закрепленных договором, бухгалтер предприятия рассчитывает размер прибыли, понесенные расходы. Имеются следующие особенности:

  1. Согласно договору на оказание транспортно-экспедиторской помощи выручкой будет служить полная стоимость оказанных услуг. Включая основные и дополнительные. Себестоимость поездки будет включать весь перечень затрат на транспортировку.
  2. В случае, если договор имеет посреднический вид, вычисление дохода имеет иной вид. Требуется вычесть из общей полученной от клиента суммы стоимость услуг, выполненных третьими лицами.

Полученные доходы должны быть отражены в налоговой декларации. Согласно ей будет происходить начисление налоговых вычетов.

Действующее законодательство обязует предоставлять налоговые декларации в обязательном порядке, строго отчитываться о поступивших платах. Несоблюдение норм и правил, установленных кодексом, ведет к наложению штрафных санкций на предприятие, может привести к закрытию фирмы, привлечению к уголовной ответственности.

Сам, все сам…

Если экспедитор берется выполнять все работы единолично, то он взваливает на свои плечи не только решение организационных вопросов, но и занимается непосредственно перевозкой.

В таком случае цена договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. На основании статьи 249 Кодекса денежные средства, полученные от клиента, учитываются в доходах экспедитора для целей налогообложения прибыли в полном объеме. Вполне логично, что все расходы, возникающие в процессе предоставления экспедитором услуг по договору, будут учитываться при налогообложении прибыли по общим правилам.

Согласно статье 154 Кодекса облагаемая база по НДС при данной схеме сотрудничества определяется как общая стоимость оказанных услуг. В то же время довольно часто экспедиторы перевозят грузы не только по России, но и транспортируют товары за рубеж. Правда, международные поездки таят в себе множество проблем.

Дело в том, что работы, непосредственно связанные с экспортом товаров, облагаются НДС по ставке 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК). К таким услугам можно отнести: организацию и сопровождение перевозок, перевозку и транспортировку, организацию, сопровождение, погрузку и перегрузку вывозимых товаров.

Однако экспедитор способен оказывать и иные услуги, например получить необходимые документы или выполнить ряд таможенных формальностей. Вообще-то налоговики воспринимают сопутствующие экспедиторским услуги как деятельность, не связанную с ВЭД. В результате контролеры регулярно отказывают в применении льготной ставки на том основании, что данные работы прямо не предусмотрены в главе 21 Кодекса.

К счастью для налогоплательщиков, судьи рассуждают иначе. Арбитры указывают на то, что экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение любых услуг, связанных с перевозкой груза. При этом перечень «экспортных услуг» не ограничен. А посему применение нулевой ставки является правомерным. Именно такой вывод содержится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 20 ноября 2008 года по делу № А55-8864/08, ФАС Московского округа от 1 сентября 2008 года № КА-А40/7988-08 по делу № А40-1703/08-107-6 и ФАС Северо-Кавказского округа от 10 июня 2008 года № Ф08-2708/2008 по делу № А32-20879/2007-46/419.

Бухгалтерский учет услуг транспортной экспедиции

К бухгалтерскому учету услуг транспортно-экспедиторской компании относят:

  • установление порядка расчета стоимости услуг по транспортировке продукции;
  • порядок определения пунктов расхода на оказание транспортных услуг.

Данные пункты регулируются законодательством, федеральными законами, уставами, нормами, правилами.

Существует ряд основных положений, устанавливающих порядок постановки транспортных средств на бухгалтерский учет, порядок ценообразования продукции. К ним относятся следующие пункты:

  1. Цена товара должна включать стоимость услуг по транспортировке. Это поможет возместить затраты клиента по оплате перевозки.
  2. Товар должен продаваться по учетной цене — экспедитор должен выписать отдельным пунктом затраты по транспорту.
  3. Суммы потраченных средств должны быть отражены в соответствующих документах.
  4. Каждое положения учета транспортных средств, полный порядок образования цены продукции должны быть закреплены документами по учету.
  5. Согласно установленным нормам, транспортные услуги включают: полную плату по перевозке, взвешиванию и упаковке продукции, оплату третьим лицам, осуществляющим погрузку и разгрузку.

Строгое следование установленным законом нормам поможет избежать различного рода проблем, наложения компенсационных выплат.

НДС и счета-фактуры

Порядок начисления НДС напрямую зависит от пунктов договора на оказание перевозки. Экспедиторские услуги имеют свои тонкости при начислении:

  • при заключении соглашения на оказание услуг, базой по НДС выступят абсолютно все доходы, описанные в пунктах. Задача экспедитора при этом грамотно оформить счет-фактуру, описать стоимость предоставленных услуг;
  • при заключении соглашения в посреднической форме, перевозчик обязан оплатить НДС только по выполненным работам. Услуги третьих лиц, дополнительные возможности сюда не включены. Требуется оформить два листа фактуры. Первый — по сумме полученной платы за выполненную работу. Второй — по сумме дополнительных затрат, оплате труда рабочих фирм-посредников.

Счет-фактура по оплате работы третьих лиц не регистрируется во внутренней базе фирмы-экспедитора, начисления НДС не производятся.

Особенности учета и налогообложения экспедиторских услуг

Налогообложение экспедиторских услуг имеет свои особенности. От правильности создания соглашения на предоставление услуг зависит порядок осуществления налогообложения.

Порядок налогообложения регулируется действующим законодательством. Имеются следующие основные положения:

  1. Транспортно-экспедиторская компания обязуется доставить продукцию в установленные сроки. За это клиент должен оплатить вознаграждение, описанное соглашением.
  2. За вознаграждение экспедитор обязуется выполнить все пункты, описанные соглашением, в том числе предоставление дополнительных услуг.
  3. Налогообложение применяется к пунктам, описанным соглашением.
  4. Применяется смешанная система налогообложения в соответствии с установленными законодательством нормами.

Порядок оказания экспедиторской помощи — сложный процесс, требующий широких знаний из разных областей. Особенно важно обладать свежими юридическими знаниями, учитывать имеющиеся поправки, тонкости. Хорошим решением станет обращение к профессиональной транспортной компании.

Своеобразный договор

Транспортно-экспедиционные услуги — это деятельность по организации перевозки груза, заключению соответствующих договоров, обеспечению отправки и получения продукции, а также иные связанные с этим услуги. Об этом говорится в пункте 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением правительства от 8 сентября 2006 года № 554 (далее — Правила).
Основанием для оказания подобных услуг является договор транспортной экспедиции, заключаемый в соответствии с главой 41 Гражданского кодекса. По такому контракту одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Стороны сделки могут предусмотреть обязанность исполнителя организовать перевозку груза транспортом и по согласованному маршруту. Кроме того, экспедитор может от имени клиента или от своего имени заключить договор перевозки груза, а также обеспечить отправку и получение товара.

Вдобавок к этому статья 801 Гражданского кодекса позволяет прописать в тексте договора ряд дополнительных услуг, оказываемых экспедитором. В частности, допускается: уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза и его получение в пункте назначения.

Необходимо помнить о том, что договор заключается в письменной форме (ст. 802 ГК). Согласно пункту 7 Правил неотъемлемой частью договора являются экспедиторские документы. К таковым относятся:

  • поручение экспедитору, в котором фиксируются перечень и условия оказания услуг;
  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • складская расписка (свидетельствует о принятии экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Формы данных бумаг и порядок их оформления утверждены приказом Минтранса от 11 февраля 2008 года № 23.

Отметим, что для договора транспортной экспедиции предусмотрен особый срок исковой давности. Он составляет один год и исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска. Это прямо предусмотрено статьей 13 «профильного» Закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ. До обращения в суд клиент обязан предъявить экспедитору претензию в письменной форме.

Что касается «налоговой стороны» транспортной экспедиции, то для данного контракта главами 21 и 25 Налогового кодекса не предусмотрено каких-либо особенностей. Между тем по общему правилу экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Естественно, в тексте соглашения можно прописать иной порядок.

Соответственно, заключаемый контракт может быть близок по содержанию либо к договору возмездного оказания услуг, либо к посредническому соглашению (в случае привлечения для выполнения определенных работ третьих лиц).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]