Отчетность по НДС сдана, кажется что можно расслабиться… Однако не все бухгалтеры могут вздохнуть с облегчением — некоторым из них предстоит вносить изменения в отчетность. Обычно это бывает следствием того, что в поданной декларации выявились ошибки, либо документы от контрагента, относящиеся к прошлым периодам, поступили с запозданием.
В этой статье мы рассмотрим случаи, когда чаще всего возникает необходимость прибегнуть к подаче уточненной декларации по НДС, а также о том, как это сделать и избежать возможных санкций.
Когда нужна уточненная декларация
Иногда случается, что после сдачи декларации по налогу бухгалтер находит ошибку в расчетах и таким образом выясняется, что налог был посчитан неправильно. Что же делать в этой ситуации? Ответ очевиден: необходимо внести исправления в учетные записи и пересчитать налог. Если сумма налога оказалась заниженной, то бухгалтер обязан подать уточненную декларацию (абз. 1 п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибка не привела к уменьшению налога, то тогда можно обойтись без уточненки. Здесь право выбора остается за организацией (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ, письмо Минфина от 27.09.2017 № 03-02-07/1/62596).
В уточненной декларации отражается сумма налога, рассчитанная с учетом произошедших изменений или обнаруженной ошибки. Результаты налоговых проверок, проведенных за период подачи уточненки не должны влиять на расчет налоговой базы и самой суммы налога (подп. 2 п. 3.2 порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утв. приказом ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/[email protected], далее — порядок).
Важно! Декларация по налогу на прибыль за 2022 год сдается по новой форме. Заполнить ее вам помогут комментарии и образец от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Пени за просрочку уплаты ежемесячных авансовых платежей и налога на прибыль
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.
При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой по ст. 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.
Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты – до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.
Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, должны быть соразмерно уменьшены.
Данный порядок надо применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письма Минфина России от 22.01.2010 № 03-03-06/1/15, ФНС России от 13.11.2009 № 3-2-06/127).
Пример 2.
Организация обнаружила ошибку в декларации за девять месяцев 2016 года в сумме 750 000 руб. в марте 2022 года.
Уточненную декларацию она представила 18.03.2017, перед этим (17.03.2017) погасив недоимку и перечислив пени.
Сумма налога, подлежащая доплате по итогам года, определена с учетом скорректированной суммы налога за девять месяцев.
Ежемесячные авансовые платежи в IV квартале 2016 года и I квартале 2022 года согласно первоначальной декларации составляли 3 000 000 руб.
Фактический налог на прибыль за IV квартал 2016 года равен 9 300 000 руб.
Организация вносит авансовые платежи по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала.
Рассчитаем размер пеней, которые необходимо уплатить компании, учитывая тот факт, что ошибка компании привела не только к неуплате налога на прибыль за девять месяцев 2016 года, но и к неполной уплате ежемесячных авансовых платежей в IV квартале 2016 года и I квартале 2022 года. (Расчетные показатели приведены в тыс. руб.)
Срок внесения ежемесячного авансового платежа | Платеж согласно первоначальной декларации | Доплата авансового платежа* | Уточненный платеж | Неполная уплата ежемесячного авансового платежа для расчета пеней** | Итого сумма (нарастающим итогом) для расчета пеней |
28.10.2016 | 3 000 | 250 | 3 250 | 100 | 850 (750 + 100) |
28.11.2016 | 3 000 | 250 | 3 250 | 100 | 950 (850 + 100 |
28.12.2016 | 3 000 | 250 | 3 250 | 100 | 1 050 (950 + 100) |
30.01.2017*** | 3 000 | 250 | 3 250 | 250 | 1 300 (1 050 + 250) |
28.02.2017 | 3 000 | 250 | 3 250 | 250 | 1 550 (1 300 + 250) |
* 750 тыс. руб. / 3 = 250 тыс. руб. ** В связи с тем, что фактический налог на прибыль за IV квартал 2016 года составил 9 300 тыс. руб., в целях расчета пеней ежемесячный авансовый платеж не должен превышать 3 100 тыс. руб. (9 300 тыс. руб. / 3). Значит, неполная уплата ежемесячного авансового платежа в IV квартале 2016 года составляет не 250 тыс. руб., а 100 тыс. руб. (3 100 – 3 000). *** В связи с тем, что 28 января 2022 года – суббота, срок уплаты ежемесячного авансового платежа перенесен на 30 января 2022 года.
Пени рассчитываются с учетом неуплаченных ежемесячных авансовых платежей по следующим периодам:
Период, за который начисляются пени | Количество дней в периоде | Ставка рефинансирования, % | Сумма недоимки, руб. | Начислены пени, руб. | |
29.10.2016 | 28.11.2016 | 31 | 10 | 850 000 | 8 783,33 |
29.11.2016 | 28.12.2016 | 30 | 10 | 950 000 | 9 500,00 |
29.12.2016 | 30.01.2017 | 33 | 10 | 1 050 000 | 11 550,00 |
31.01.2017 | 28.02.2017 | 29 | 10 | 1 300 000 | 12 566,67 |
01.03.2017 | 17.03.2017 | 17 | 10 | 1 550 000 | 8 783,33 |
Итого | 40 993,53 |
Таким образом, до представления уточненной декларации налогоплательщику следует уплатить:
- заниженный налог на прибыль за девять месяцев 2016 года – 750 000 руб.;
- заниженные ежемесячные авансовые платежи за IV квартал 2016 года – 300 000 руб. (100 000 руб. x 3);
- заниженные ежемесячные авансовые платежи за I квартал 2022 года – 500 000 руб. (250 000 руб. x 2);
- пени – 40 993,53 руб.
Чем грозит представление уточненной декларации
Всегда следует помнить, что вслед за сдачей уточненной декларации с уменьшенной суммой налога налоговые органы могут провести выездную налоговую проверку за уточняемый налоговый период, причем сделать они это могут, даже если данный период был уже проверен (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).
До подачи уточненной декларации (если бухгалтер изначально занизил сумму налога) компании нужно будет доплатить налог в бюджет и, кроме того, заплатить пени. Штрафа организация может избежать, если:
- Успеет сдать уточненную декларацию до истечения срока подачи первичной (п. 2 ст. 81 НК РФ).
- Срок уплаты налога не истек и организация представила уточненку до того, как узнала об обнаружении ошибок налоговиками или назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ).
- Уточненная декларация сдана после истечения срока уплаты налога, но до того, как компания узнала об обнаружении ошибок налоговым органом либо назначении выездной налоговой проверки. В этом случае нужно уплатить недоимку и пени до момента представления уточненной декларации (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).
Рассчитать пени вам поможет наш «Калькулятор пеней».
- Срок уплаты налога истек, а уточненная декларация представлена после проведения выездной проверки, по результатам которой не обнаружены ошибки и искажения сведений (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).
Налоговый агент также может избежать ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, при соблюдении им вышеперечисленных условий (абз. 3 п. 6 ст. 81 НК РФ).
Уточненная декларация представляется по той форме, которая действовала в корректируемом налоговом периоде (п. 5 ст. 81 НК РФ).
Действующий бланк декларации по налогу на прибыль, а также бланк для подачи уточненки за прошлые периоды вы найдете здесь.
Заявляем налог к доплате
В данном случае крайне важно действовать в строго определенной последовательности. Если сделать наоборот, нарветесь на штраф и пени. Если все шаги будут верными, получится ограничиться только пенями.
Шаг 1.
Перед тем, как подать уточненку, переведите в бюджет ту часть налога, которая возникла к доплате после всех исправлений.
Помимо недоимки уплатите пени за каждый календарный день неуплаты налога.
Имейте в виду: ИП и компании считают пени по-разному. Для организаций — «расценки» в два раза строже начиная с 31 дня просрочки.
В любом случае сумма пеней не может быть больше, чем сама недоимка.
Считает пени бухгалтер. В помощь — интернет-сервисы, предусмотренные для этих целей.
Как считать пени
Кто считает | Формула (п. 4 ст. 75 НК РФ) |
Компания | Пени за первые 30 календарных дней просрочки = 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ x сумма недоимки x количество дней просрочки Пени начиная с 31 дня просрочки = 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ x сумма недоимки |
ИП | Пени за первые 30 календарных дней просрочки и далее = 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ x сумма недоимки x количество дней просрочки |
Шаг 2.
После того, как оплатили налог и пени, сдайте исправленную декларацию.
Что делать, если сначала уточнились, а потом перевели недоимку и пени в бюджет?
Будьте готовы заплатить штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ — 20% от неоплаченной суммы налога. Основание: неправильное исчисление налога, заниженная налоговая база. Если нарушение носит умышленный характер, санкцию увеличат до 40% от неоплаченной суммы налога.
Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, попробуйте уменьшить размер штрафа, заявив о наличии смягчающих обстоятельств. Как именно заявиться — смотрите в шпаргалке ниже. А в таблице указаны, какие аргументы стоит привести.
Налоговая обязана учитывать смягчающие ответственность обстоятельства (ст. 112 НК РФ). Даже одно смягчающие обстоятельство уже уменьшает размер штрафа в два раза.
Нет предела, до которого налоговая вправе снизить санкцию. Это значит, что штраф даже полностью могут отменить. Например, если инспектор посчитает, что совершить нарушение вынудила совокупность обстоятельств и выбора не было.
В каждой конкретной ситуации налогоплательщик может указывать на аргументы, не поименованные ни в Кодексе, ни в судебной практике.
Смягчающие обстоятельства можно заявить в возражениях на акт камеральной проверки или в заявлении, написанном по свободной форме (ходатайстве), а также в ходе рассмотрения материалов камеральной проверки. Также налогоплательщик может представить документы, подтверждающие перечисленные доводы.
Перечень возможных обстоятельств, снижающих размер штрафа
Смягчающие обстоятельства | |
поименованные в НК (перечень открытый) | сформированные в судебной практике и не поименованные в НК |
Тяжелые личные или семейные обстоятельства, которые повлияли на совершение нарушения Угроза или принуждение, основанное на различного рода зависимости (материальной, служебной и т.д.) Тяжелое материальное положение Другие обстоятельства, которые налоговая может признать смягчающими ответственность | Нарушение совершили впервые. Тот факт, что налогоплательщик ранее не допускал ошибок, а, следовательно, не имел умысла, позволяет снизить штраф Нарушение совершили без умысла. Как правило, каждый налогоплательщик может воспользоваться этим основанием, так как доказывать наличие умысла — дело налоговой Ошибку исправили самостоятельно, сдали уточненку. Если налогоплательщик выявил ошибку раньше, чем это сделала налоговая, это сыграет в его пользу Нет долгов перед бюджетом или самостоятельно погасили задолженность. Это показывает, что налогоплательщик добросовестно исполняет свои обязанности, не является злостным нарушителем На иждивении у индивидуального предпринимателя малолетние дети У организации тяжелое финансовое положение. Это подразумевает, что у налогоплательщика нет возможности оплатить штраф в полном размере |
Шпаргалка. Как отбиться от штрафа за уточненку
- По итогам камеральной проверки уточненки вы получаете акт. Лично, по ТКС или Почтой России. Из акта узнаете, что налоговая привлекает к ответственности по статье 122 Налогового кодекса.
- Есть 30 календарных дней, чтобы подготовить возражения на акт проверки либо ходатайство в свободной форме. Цель — перечислить обстоятельства, смягчающие ответственность, то есть размер штрафа. Желательно подкрепить свои доводы подтверждающими документами.
После сдачи уточненки организация прекратила свое существование
После реорганизации предприятия уточненную декларацию сдает его правопреемник по месту своего учета или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).
При этом на титульном листе уточненной декларации, которую подает правопреемник, должны быть указаны ИНН и КПП организации-правопреемника и его же название, а ИНН и КПП реорганизованной организации (ее обособленного подразделения) указываются отдельными строками.
В разделе 1 уточненной декларации, подаваемой правопреемником за реорганизованную организацию (ее обособленное подразделение), указывается ОКТМО по месту нахождения последней (п. 4.5 порядка).
Если компания переезжает и меняет свой адрес, то уточненку нужно будет сдать в тот налоговый орган, в который она встанет на учет, но код ОКТМО указывается тот же, что и в первичной декларации (письмо УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 № 20-12/101962).
Необходимо обратить внимание, что все разъяснения чиновников даны в то время, когда применялся код ОКАТО. В связи с заменой кода ОКАТО на код ОКТМО надо полагать, что все приведенные выше выводы не потеряли свою актуальность и в настоящее время.
Также нужно иметь в виду, что при изменении организацией или ее ОП своего места нахождения и уплате налога или авансов в течение года в бюджеты разных субъектов РФ, в составе уточненки можно представить соответствующее количество страниц подразделов 1.1 и 1.2 Раздела 1.
Например, при изменении адреса 1 августа в уточненной декларации за полугодие сумма доплаты (уменьшения) аванса за полугодие и ежемесячный аванс по сроку уплаты «не позднее 28 июля» указываются в подразделах 1.1 и 1.2 Раздела 1 с кодом по ОКТМО по старому месту нахождения. На отдельной странице подраздела 1.2 Раздела 1 с новым кодом по ОКТМО приводятся суммы авансов со сроком уплаты «не позднее 28 августа» и «не позднее 28 сентября».
Так сказано в п. 4.6 порядка.
При переезде подразделения в уточненке заполняют реквизит «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения», указывая здесь старый КПП обособки (п. 2.8 порядка).
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте нужно ли вам сдать уточненку. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Порядок внесения изменений в налоговую декларацию.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации:
- ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию;
- ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе (но не обязан) представить «уточненку». При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Таким образом, если в 2022 году налогоплательщик обнаружит ошибку, допущенную в 2016 году, которая привела к излишней уплате налога за 2016 год, он имеет право провести корректировку в текущем периоде – 2022 году.
В этом случае у него отсутствует обязанность представления уточненной налоговой декларации за налоговый период совершения ошибки (Письмо Минфина России от 27.09.2017 № 03‑02‑07/1/62596), то есть за 2016 год. При этом, как следует из Письма Минфина России от 23.01.2012 № 03‑03‑06/1/24, не имеет значения, что период совершения ошибки можно определить.
Отметим, что, по мнению Минфина, при обнаружении нескольких ошибок (искажений), повлекших как занижение, так и завышение налоговой базы и суммы налога, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, налоговая база и сумма налога уточняются в разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения) (см. письма от 15.11.2010 № 03‑02‑07/1‑528, от 08.06.2010 № 03‑03‑06/1/388, от 05.05.2010 № 03‑02‑07/1-216).
Аналогичный подход можно найти в арбитражной практике. Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 № 09АП-14786/2012‑АК отмечено, что позиция налогоплательщика о правомерности взаимозачета ошибок, приводящих как к занижению, так и к завышению подлежащего уплате налога, противоречит точке зрения Минфина, изложенной в вышеупомянутых письмах.
Для наглядности все вышесказанное сведем в таблицу.
Ошибки, обнаруженные в первичной декларации | В каких случаях применительно к налогу на прибыль возникают ошибки | Исправление ошибки (п. 1 ст. 54) | Представление уточненной декларации |
Приведшие к занижению суммы налога | Занижены доходы и (или) завышены расходы | В периоде совершения (абз. 2) | Обязанность налогоплательщика |
Не приведшие к занижению суммы налога | Завышены доходы и (или) занижены расходы | В периоде совершения или в периоде обнаружения (абз. 3) | Право налогоплательщика |
В уточненной декларации нужно указать правильные суммы налога, исчисленные с учетом изменений (а не разницу между правильно исчисленным налогом и налогом, отраженным в ранее представленной декларации).
Обратите внимание:
Уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ).
При представлении в налоговый орган первичной декларации по налогу на прибыль в титульном листе по реквизиту «Номер корректировки» проставляется «0—», при представлении уточненной декларации указывается номер корректировки (например, «1—», «2—» и т. д.) (пп. 2 п. 3.2 Порядка заполнения декларации).
Будет ли считаться неверное указание номера основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ как непредставление в установленный срок налоговой декларации?
По мнению арбитров, не будет. Так, в Постановлении ФАС МО от 15.12.2008 № КА-А41/10849‑08 по делу № А41‑К2-23182/07 рассматривался налоговый спор в связи с тем, что организация при заполнении декларации по ошибке указала не тот вид документа (корректирующий вместо первичного). Суд пришел к выводу, что неверное указание вида декларации при своевременном ее представлении не образует состава правонарушения по ст. 119 НК РФ.
В Письме УФНС по г. Москве от 02.11.2007 № 09‑14/105412 разъяснено, что неверное указание вида декларации (уточненная вместо первичной), переданной по ТКС, не является основанием для привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ, если налогоплательщик получил подтверждение принятия первоначально поданной декларации.
Обратите внимание:
Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета (п. 5 ст. 81 НК РФ).
Если налогоплательщик, будучи правопреемником при реорганизации, обнаружит в налоговых декларациях присоединенной организации неотражение или неполноту отражения сведений, приводящих к занижению суммы налога, он обязан представить уточненные декларации за периоды до реорганизации или за последний налоговый период. «Уточненка» представляется в налоговый орган по месту учета организации-правопреемника (см. Письмо Минфина России от 05.02.2008 № 03‑02‑07/1-46).
При этом налоговые обязательства уточняются по тем бюджетам, в которые производилась уплата налога по месту нахождения присоединенной организации, то есть в уточненных налоговых декларациях указываются те же коды ОКТМО, которые были отражены в первичных налоговых декларациях, представленных в налоговый орган организацией до ее реорганизации (см. Письмо ФНС России от 18.11.2011 № ЕД-4-3/19308 (п. 2)). При этом в декларации указываются ИНН и КПП организации-правопреемника и наименование реорганизованной организации (п. 2.7 Порядка заполнения декларации).
Если в том периоде, за который организация подает «уточненку», она была зарегистрирована в другом субъекте РФ, то в подразд. 1.1 декларации в части доплаты (уменьшения) авансовых платежей по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ необходимо указать код ОКТМО, установленный при представлении первоначальной декларации за эти периоды (см. Письмо УФНС по г. Москве от 30.10.2008 № 20‑12/101962).
Что касается подачи «уточненки» в отношении ликвидированного и снятого с учета обособленного подразделения, налогоплательщик представляет уточненные налоговые декларации по данному ОП в налоговый орган по месту нахождения организации. При этом налоговые обязательства уточняются по тем бюджетам, в которые производилась уплата налога по месту нахождения ликвидированных впоследствии ОП (см. Письмо ФНС России от 06.04.2006 № 02‑4‑12/23).
У организации есть/были обособленные подразделения
Если ОП продолжает работать, уточненка подается туда же, куда сдавалась первичная декларация.
Если подразделение закрывается, уточненные декларации по нему, а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в ИФНС по месту нахождения организации или по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).
При этом в титульном листе указывается код 223 и КПП по месту нахождения организации (крупнейшего налогоплательщика), а в реквизите «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» — КПП закрытой обособки (п. 2.7 порядка).
Если обособленные подразделения организации переходят на уплату налога через ответственное подразделение (головную организацию), то уточненная декларация должна подаваться по месту учета последнего (письмо ФНС России от 30.06.2006 № ГВ-6-02/664).
Если ОП являлось ответственным, а потом перестало быть таковым, по реквизиту «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» нужно указывать КПП по месту нахождения бывшего ответственного обособленного подразделения (п. 2.8 порядка).
Основные правила, которые необходимо соблюдать при составлении уточненной декларации по НДС
В уточненную декларацию подлежат включению те разделы декларации и приложения к ним, которые ранее были представлены налогоплательщиком в налоговый орган, с учетом внесенных в них изменений, а также иные разделы декларации и приложения к ним в случае внесения в них изменений (дополнений) (п. 2 Порядка заполнения декларации по НДС).
То есть, чтобы составить декларацию по НДС, уточняющую значения уже ранее поданной декларации по НДС, надо составить новую декларацию с правильными суммами. При этом в уточненную декларацию по НДС вносятся все значения полностью, а не отображается разница между декларациями, ошибочно поданными и правильными.
Таким образом, образец уточненной декларации по НДС — это обычная декларация, только содержащая правильные (уточненные в сравнении с ранее сданным документом) цифры.
Что касается налоговых агентов, то в уточненной декларации по НДС они отображают сведения лишь по тем налогоплательщикам, по которым были обнаружены ошибки.
Признаком уточненного документа является специальный код (номер корректировки), который в декларации по НДС необходимо указать на титульном листе в отдельном поле.
Номер корректировки соответствует порядковому номеру подаваемой уточненной декларации по НДС за налоговый период, в котором были обнаружены ошибки.
Здесь следует обратить особое внимание на один момент, отличающий уточненную декларацию по НДС, а именно:
При уточнении разд. 7 налоговой декларации по НДС в разд. 8 — 12 необходимо указать признак актуальности.
Кроме этого в разд. 8 — 12 заполняют такой реквизит, как признак актуальности (строка 001).
Код актуальности уточненной декларации по НДС имеет 2 значения:
- 1 — Если сведения, представленные ранее, актуальны (то есть, не требуют корректировки данных), то проставляют цифру «1», во всех остальных строках разделов ставятся прочерки.
- 0 — Если ранее (в исходном варианте декларации) сведения по разделам 8 и 9 не представлялись (то есть не заполнялись), либо изменились (то есть, в них вносятся изменения), проставляют «0» (п. п. 45.2, 46.2, 47.2, 48.2, 49.2 и 50.2 Порядка заполнения декларации по НДС).
Внесение изменений требует заполнения приложений к разделам 8, 9. Особенности оформления этих разделов и приложений к ним описаны в письме ФНС России от 21.03.2016 № СД-4-3/[email protected]
Пример
Допустим, организация в декларации по НДС за 4-й квартал текущего года не отразила операцию по реализации товара.
В книге продаж операция по поставке товара отражена в соответствии с отгрузочными документами.
При этом ошибка была обнаружена уже после представления отчетности в ИФНС.
В этом случае организация должна представить в инспекцию уточненную декларация по НДС, в которой следует указать:
- на титульном листе в поле «Номер корректировки» — порядковый номер уточненной декларация по НДС «1—» (п. 19 Порядка заполнения декларации по НДС);
- в разделе 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» в строке 001 «Признак актуальности ранее представленных сведений» — код «0». Этот код ставится в том случае, если сведения в этом разделе ранее не представлялись, либо представлялись, но в них были выявлены ошибки и они требуют замены. Соответственно, в раздел 9 уточненной декларация по НДС должны попасть все сведения из книги продаж, в том числе не отраженная (забытая) операция (п. 47.2 Порядка заполнения декларации по НДС, Письмо ФНС России от 17.06.2016 N СД-3-3/[email protected]);
- в разделе 8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» в строке 001 — код «1». Он означает, что ранее представленные в разделе сведения актуальны, достоверны и их корректировать нет необходимости. Поэтому во всех остальных строках раздела 8 проставляются прочерки (п. 45.2 Порядка заполнения, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/[email protected], Письмо ФНС России от 17.06.2016 N СД-3-3/[email protected]).
Итоги
Обязанность по представлению уточненной декларации появляется, только если налогоплательщик самостоятельно обнаружил неуплату налога. В случае наличия обособленных подразделений, при смене адреса или реорганизации существует специфика, связанная с порядком отражения ОКТМО, КПП в уточненных декларациях, а также местом их представления. Соблюдая определенные правила, при подаче уточненки с увеличением суммы налога можно избежать ответственности по ст. 120, 122 НК РФ. Однако нужно учитывать, что ее представление может повлечь за собой проведение выездной налоговой проверки.
Об особенностях формирования уточненных деклараций по другим налогам читайте в статьях:
- «Как сделать уточненную декларацию по НДС в 2021 году»;
- «Особенности уточненной налоговой декларации 3-НДФЛ»;
- «Как подать уточненную налоговую декларацию по УСН?».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Сроки камеральных проверок
По общему правилу камеральная проверка длится три месяца со дня представления отчетности. Декларации по НДС «по умолчанию» должны проверяться в сокращенный двухмесячный срок (п. 2 ст. НК РФ).
В большинстве случаев продлить срок «камералки» нельзя. Исключение касается деклараций по НДС. Налоговая инспекция может продлить срок ревизии такого отчета с сокращенных двух до стандартных трех месяцев, если будут обнаружены признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. НК РФ).
Бесплатно проверить и сдать электронную декларацию по НДС
Указанные выше сроки проверки начинают течь с того дня, когда инспекция получила декларацию или расчет (письмо Минфина от 22.12.17 № 03-02-07/1/85955, п. 2.2 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705). Правила окончания периода камеральной проверки такие же, как и для любых других сроков (ст. 6.1 НК РФ). Это значит, что «камералка» должна закончиться в соответствующее число спустя три (два) месяца. Если этот день выпадает на выходной или праздничный, дата окончания переносится на ближайший рабочий день. А если в месяце, на который приходится день завершения проверки, нет соответствующего числа, то ревизия должна закончиться в последний день этого месяца.
ВНИМАНИЕ. ИФНС не может приостановить течение срока при осуществлении камеральной проверки.
Истечение срока «камералки» означает, что инспекторы должны прекратить все «внешние» проверочные мероприятия. То есть, они не смогут рассылать требования о представлении документов (как налогоплательщику, так и третьим лицам), проводить допросы, осмотры, выемки и т.п. А вот «внутренние» мероприятия могут продолжаться. Дело в том, что составление акта проверки за пределами ее срока не является существенным нарушением процедуры и не влечет безусловной отмены решения ИФНС (п. 14 ст. 101 НК РФ, п. 3 письма Минфина от 23.03.18 № 03-02-07/1/18400).
ВНИМАНИЕ. Если до окончания «камералки» подать уточненную декларацию, то проверка первичной отчетности тут же прекратится. А срок проверки начнет течь заново (п. 9.1 ст. НК РФ).