Предприятия, являющиеся государственной собственностью, в том числе муниципальные компании, распределяют финансирование, поступаемой из органов финансового казначейства. В государственных и муниципальных компаниях требуется вести специализированный бюджетный учет, которые отличается собственными нормативными документами и имеет ряд нюансов. Бюджетный учет
ведут в организациях, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета. Система ведения бухгалтерских документов, отражения операций по движению средств, начислению амортизации, проведению инвентаризации в государственных учреждениях является бюджетным учетом.
Нормативные документы и акты для бюджетного учета
Бухгалтерский учет в муниципальных, государственных, федеральных организация регламентируется законами государственного значения. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте от 06.12.2011 №402-ФЗ считается одним из основных регулирующих нормативных актов. Общий регламент является не единственным источником законодательного регулирования, также есть специальные подзаконные акты, предназначенные для бюджетной и коммерческой сфер деятельности:
- муниципальные государственные компании кроме базового закона также подчиняются приказам министерства финансов от 01.12.2010 года, которые утверждают единый план счетов бухучета для государственных органов управления на различных уровня, а также для внебюджетных фондов, государственных академий наук, муниципальных учреждений;
- приказ министерства финансов от 29.12.2010 года под номером 191 об утверждении инструкции и порядка составления, предоставления годовой, квартальной и месячной видов отчетности, исполнении бюджетного регулирования РФ;
- приказ министерства финансов от 25.03.2011 под номером 33 об утверждении инструкции, затрагивающей порядок составления и предоставления годовых, квартальных и ежемесячных отчетных документов.
Порядок определения КВР и КОСГУ
С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:
- Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
- Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
- Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
- Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.
Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.
Обязанности бухгалтерии в государственном учреждении, муниципальном предприятии
Многоструктурная бухгалтерия бюджетного учреждения представляет собой совокупность подразделений из материально-технической группы, планово-финансового отдела, централизованной расчётной группы, отдела расчетов с поставщиками и подрядчиками. Обязанностями бухгалтерии по ведению бюджетного учета в государственных, муниципальных учреждениях:
- организация ведения отчётности в соответствии с действующими законами;
- контроль за правильным оформлением первичный четных документов, правильным процессом совершаемых операций;
- учет за расходами денежных средств в соответствии с целевым назначением;
- начисление и выплата заработной платы сотрудникам;
- учет поступаемых доходов и расходов в соответствии со средствами, которые поступают из внебюджетных источников;
- проведение инвентаризации основных средств, сырья, материалов и ценностей;
- контроль сохранности денежных активов, резервов;
- составление отчетных документов;
- предоставление бланков отчетности в предусмотренные сроки со стороны законодательства и регламентирующих органов;
- обеспечения хранения бланков и отчетных документов.
В обязанности бухгалтерии входит полный контроль за ведением документов, правильное отражение движения средств, оборудования на счетах в соответствии с нормативными актами.
Масштабируемость
В зависимости от объема бухгалтерских данных и технологии документооборота в учреждении, Конфигурация «1С:Предприятие 7.7. Бухгалтерия для бюджетных учреждений» может использоваться с программой «1С:Бухгалтерия 7.7» («1С:Предприятие 7.7» с компонентой «Бухгалтерский учет»)
- профессиональной,
- сетевой версий, а также
- версии для SQL (клиент-сервер).
Внимание!
Для использования конфигурации необходимо предварительно установить на компьютер лицензионную копию одной из этих систем.
В поставку программного продукта «1С:Бухгалтерия 7.7 ПРОФ для бюджетных учреждений» входит типовая конфигурация «Бухгалтерия для бюджетных учреждений», редакция 6 и программа «1С:Бухгалтерия 7.7» профессиональная версия.
Применив компоненту «Работа с распределенными информационными базами» (поставляется отдельно), можно организовать единую систему учета в учреждениях и организациях, имеющих территориально-удаленные подразделения, не связанные локальной сетью.
Требования к ведению бюджетного учета для формирования единой и точной системы движения средств
Обязательства сферы бюджетного учета основаны на предоставлении максимально прозрачных сведений, полном информировании казначейства о движении средств. Для поступления средств необходимо предварительно направлять заявки и подтверждать подписями руководства. Бюджетная организация не может провести списание средств самостоятельно без проверки органами казначейства. Одними из главных особенностей бюджетного учета являются:
- все государственные задания и заявки выполняются только по средствам, заложенным в определённом уровне бюджета;
- имущество не является собственностью учреждения, владельцем выступает государство;
- земельные участки предоставляются в пользование бессрочно, но не принадлежат как собственность;
- обязательства собственников не являются равными по отношению к аналогичным требованиям со стороны бюджетной организации;
- бюджетная организация не может самостоятельно распоряжаться имуществом даже при условии закрепления собственником такого права.
Первичные документы
Особого внимания заслуживает и бюджетная бухгалтерская первичка. Оформление первичными документами любых операций, которые проводит организация, – стандартное требование. Что касается видов первички, здесь есть некоторые особенности.
В бюджетных организациях применяются унифицированные формы классов 03 и 05 (всего более 40 форм) из Общероссийского классификатора управленческих документов. Среди них есть первичные документы, качество которых должно контролироваться специалистами бухгалтерии особенно тщательно. Это формы, подтверждающие кассовые операции, имеющие отношение к зарплатному учету, учету материальных объектов.
Бюджетный учет и отчетность в рамках действующего налогового законодательства
Бюджетный учет является важной учётной политикой государственных структур, главной целью деятельности которых считается не получение прибыли. Для выделения средств из бюджета государства организация должна предоставлять полную отчётность по сметам доходов и расходов. Расходование государственных средств постоянно отслеживается. Бюджетный учет является важным инструментом предоставления всех схем расчетов и движений федеральных, муниципальных средств.
Все бюджетные организации должны сдавать в обязательном порядке формы различных учетных периодов. Ежемесячно подают от 1 до 5 отчетных документов. Один раз в квартал требуется предоставлять от 5 до 10 видов отчетов. Годовая отчётность включает расширенный список бланков от 10 до 30.
Список необходимых документов для отчетности внесен в список нормативных актов и включает:
- балансы главного бухгалтера, начальника планового финансового отдела, администратора, отвечающего за получение бюджетных средств по бланку строгой отчетности 0502130;
- баланс учреждения по форме 0503730;
- отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности по форме 0503737;
- отчетный бланк о результатах финансовой деятельности организации по форме 0503721;
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности по форме 0503769;
- данные в форме отчетных бланков об остатках денежных средств организации.
Особенности отражения средств на балансе предприятия в коммерческой и бюджетной сферах формируются по единому принципу. Баланс бюджетного учреждения включает следующие типы особенностей:
- баланс состоит из активов и пассивов, специалисты бюджетной сферы распределяют все статьи с детальным отображением использования целевых средств и собственной прибыли;
- отражается только за один предыдущий год, в коммерческой сфере предоставляют сведения за два прошедших года;
- активы распределяются на финансовые и нефинансовые, средства подразделяются на материальные и денежные;
- в пассиве отображаются все виды обязательств, а коммерческая распределяется по срокам
Как осуществляется бухгалтерский учет БУ
Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:
- учет в разрезе КОСГУ и КБК;
- контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
- казначейская система исполнения бюджета;
- классификация кассовых и фактических расходов.
Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.
Порядок применения классификации по КБК утвержден Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (применяется с 2022 года). Инструкция по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджета, формы такой отчетности и правила их заполнения представлены в Приказах Минфина № 191н от 28.12.2010 и № 33н от 25.03.2011. Первичка и основные учетные регистры закреплены Приказом № 52н от 30.03.2015.
Основные правила ведения бухгалтерского учета в БУ, АУ, КУ заключаются в следующем:
- Бухгалтерский учет ведется только в рублях.
- Бухгалтерский учет ведется на постоянной основе, начиная с момента регистрации организации.
- Основы бухучета, а именно бюджетный план счетов и инструкция его применения, утверждены Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010. Ключевой метод — двойная запись по корреспондирующим счетам.
- Аналитические данные должны соответствовать оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
- Каждая финансово-хозяйственная операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.
- Учреждению необходимо самостоятельно разработать и утвердить учетную политику.
- В БУ необходимо обеспечить должный уровень внутреннего контроля.
- Все активы и обязательства учета надлежит периодически пересчитывать.
- Информация, предоставляемая БУ, АУ, КУ в отчетах, должна быть актуальной и достоверной.
Принципы бухгалтерского учета и отчетности БУ базируются на таких ключевых понятиях, как законность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, правильность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность и денежная измеряемость.
Основные отличия и сходства бюджетного учета и налогового контроля в коммерческих компаниях
Общие правила бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и частных компаний не имеют весомых отличий. В учёте для частных предприятий и бюджетной бухгалтерии муниципального предприятий необходимо отражать все операции. Главным отличительным параметром в бюджетном учете является использование другого плана счетов, в котором операции отражаются несколько иначе.
Финансирование частных компаний может быть разным, например внесенные личные средства, оформленные кредиты в банках или взносы участников акционерного общества. Бюджетная сфера финансируется исключительно государством, местным или федеральным бюджетом. Также частью финансирования являются пожертвования частных компаний, лиц, фондов. Все поступаемые на общий счет в казначействе средства являются государственной собственностью, при этом форма субсидирования муниципальных организаций может быть разной:
- средства, предоставляемые на выполнение государственного задания;
- деньги для временного распоряжения на определенные цели;
- средства для выплат в рамках медицинского страхования;
- собственные средства, поступаемые в рамках доходов от выполняемых работ, услуг.
Объем отчётности в бюджетной сфере значительно больше, потому что каждое действие должно быть зафиксировано и схемы движения средств детально отображены. В частной компании поступления или списания с расчетных счетов производятся самостоятельно, не требуется предоставление разрешения органов казначейства. В плане оплаты работ, услуг частная компания более мобильна, но при этом менее защищена от ошибочных списаний.
Автоматизация операций, связанных с казначейским исполнением бюджета
В программе реализовано:
- Учет лимитов бюджетных обязательств;
- Учет и контроль исполнения принятых бюджетных обязательств (ввод и хранение информации об учтенных и зарегистрированных в органе казначейства бюджетных обязательствах, а также об изменениях бюджетных обязательств, формирование «Расшифровки к договору на поставку продукции, работ и услуг за счет средств федерального бюджета» и «Расшифровки к изменениям бюджетных обязательств»;
- Ввод и хранение сведений, необходимых для отражения в платежных документах и формирования платежного файла для органов казначейства;
- Выгрузка платежного файла в казначейские системы в форматах федерального казначейства, форматах, применяемых ФКУ г. Москвы и Московской обл., и др. субъектами Российской Федерации;
- Загрузка данных казначейской выписки об операциях, проведенных по лицевому счету получателя средств федерального бюджета;
- Формирование Заявления на получение денежных чековых книжек по форме 0510031 и Заявки на получение наличных денег со счета ОФК по форме 0510033;
- Формирование Реестра закупок.
Современные требования к специалистам и бухгалтерам , работающим в бюджетной сфере
Бухгалтерский учет для бюджетной организации имеет важные отличия, которые пронизывают все уровни функционирования системы. Положения по бухгалтерскому учету, отражения активов и пассивов, а также состав и порядок предоставления отчетности. Система ведения бюджетного учета постоянно совершенствуется, вносятся изменения и создаются новые регламентирующие документы. Бухгалтер по ведению бюджетного учета в муниципальных, федеральных, государственных учреждениях должен постоянно совершенствовать свои знания и проходить курсы повышения квалификации, обучающие семинары.
Гибкость и настраиваемость
Типовая конфигурация «Бухгалтерия для бюджетных учреждений» является готовым решением, позволяющим вести учет без дополнительных настроек и доработок.
Кроме того, типовая конфигурация может быть адаптирована к любым особенностям учета в конкретном бюджетном учреждении, организации. В состав системы «1С:Предприятие» входит инструментальное средство — Конфигуратор, который позволяет полностью изменить конфигурацию:
- редактировать свойства справочников, изменять состав хранимой информации, количество уровней вложенности, тип кода (числовой, текстовый) и др.;
- создавать новые справочники произвольной структуры;
- настраивать внешний вид и поведение форм для ввода информации;
- редактировать существующие и создавать новые документы любой структуры;
- изменять экранные и печатные формы документов;
- видоизменять существующие и создавать новые журналы для работы с документами;
- редактировать формы и алгоритмы формирования стандартных и специализированных отчетов;
- создавать любые дополнительные отчеты и процедуры обработки информации;
- описывать поведение системы на встроенном языке.
1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 (1С:БГУ)
Специализированное решение для автоматизации бухгалтерского и налогового учета в государственных (муниципальных) учреждениях.
- Единый план счетов бухгалтерского учета в соответствие с приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н;
- Бюджетная классификация Российской Федерации;
- Обособленный учет по источникам финансового обеспечения;
- Учет санкционирования расходов;
- Ведение централизованного учёта группы учреждений в одной информационной базе;
- Учет расчетов по заработной плате, стипендиям и денежному довольствию;
- Формирование регламентированной бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности;
- Интеграция с государственной информационной системой о Государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
Подробней Заказать
Понравилась статья?
Хотите получать подобные статьи по четвергам? Быть в курсе изменений в законодательстве? Подпишитесь на рассылку
Что такое КОСГУ
В бюджете КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления. Специфический кодификатор позволяет сгруппировать аналогичные по содержанию операции. Присвоение КОСГУ существенно упрощает ведение учета и составление отчетности госсектора.
ВАЖНО!
Правила формирования и присвоения кодов КОСГУ закреплены в Приказе Минфина № 209н от 29.11.2017. Утверждает инструкция 209н и новый порядок применения КОСГУ для бюджетных учреждений в 2022 году: ряд изменений на следующий год принят, но еще не вступил в силу Приказ Минфина № 133н от 24.09.2021.
Еще в 2022 (после регистрации Приказа № 133н) бюджетникам придется учитывать на подстатье 273 КОСГУ «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» выбытие денег при недостаче, хищении, отзыве лицензии у кредитной организации. Проведите операцию в бухучете днем признания требования о возмещении ущерба или днем поступления денег в счет погашения долга.
С 01.01.2022 вступают в силу изменения по КОСГУ 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам». По этому коду следует разделять операции текущего и капитального характера. Текущие операции учитываются по подстатьям КОСГУ 251, 252, 253. Капитальные операции отражают по подстатьям КОСГУ:
- 254 — перечисления в другие бюджеты;
- 255 — перечисления наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисления международным государствам.
Код КОСГУ представляет собой три знака в формате «ХХХ». Первая цифра кодификатора обозначает принадлежность к конкретной группе операций, второй и третий символы кода детализируют подгруппу и содержание операции. Представляем действующие коды в таблице КОСГУ на 2022 год (по группам):
100 | Доходы, в том числе прибыль учреждений госсектора |
110 — налоговые доходы | |
111 — налоги | |
112 — госпошлины и другие сборы | |
130 — доходы от оказания платных услуг | |
180 — прочие доходы | |
200 | Расходы, группа которых включает в себя все категории затрат учреждения |
211 — зарплата | |
212 — прочие денежные выплаты персоналу | |
213 — налоги | |
221 — услуги связи | |
222 — транспортные услуги | |
223 — коммунальные услуги | |
225 — работы и услуги по содержанию здания | |
226: расшифровка КОСГУ 226 в 2022 году для бюджетных учреждений — прочие работы и услуги | |
228 — работы для целей капитальных вложений | |
290 — прочие расходы | |
300 | Поступление нефинансовых активов |
310 — увеличение стоимости основных средств | |
320 — увеличение нематериальных запасов | |
330 — увеличение непроизводственных активов | |
340 — увеличение материальных запасов | |
341 — увеличение лекарственных препаратов | |
342 — увеличение стоимости продуктов питания | |
343 — увеличение горюче-смазочных материалов | |
344 — увеличение строительных материалов | |
345 — увеличение мягкого инвентаря | |
346: расшифровка КОСГУ 346 в 2022 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости прочих материальных запасов | |
347 — увеличение стоимости материальных запасов для капитальных вложений | |
349: расшифровка КОСГУ 349 в 2022 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения | |
400 | Выбытие нефинансовых активов (отражаются операции по выбытию НФА) |
410 — уменьшение стоимости основных средств | |
411 — амортизация основных средств | |
420 — уменьшение стоимости нематериальных активов | |
421 — амортизация нематериальных активов | |
440 — уменьшение стоимости материальных запасов | |
500 | Поступление финансовых активов (операции по увеличению денежных остатков на расчетных счетах и в кассе учреждения) |
510 — поступление денежных средств и их эквивалентов | |
520 — увеличение стоимости ценных бумаг | |
530 — увеличение стоимости акций | |
600 | Выбытие финансовых активов, то есть расходование денежных средств и иных финансовых инструментов |
610 — выбытие денежных средств и их эквивалентов | |
620 — уменьшение стоимости ценных бумаг | |
630 — уменьшение стоимости акций | |
700 | Увеличение обязательств. Отражает суммы принятых к исполнению обязательств |
710 — увеличение задолженности по внутренним привлеченным заимствованиям | |
720 — увеличение задолженности по внешним привлеченным заимствованиям | |
730 — увеличение прочей кредиторской задолженности | |
800 | Уменьшение обязательств. Фиксирует суммы исполненных обязательств |
810 — уменьшение задолженности по внутренним привлеченным обязательствам | |
820 — уменьшение задолженности по внешним привлеченным обязательствам | |
830 — уменьшение прочей кредиторской задолженности |
Еще в 2015 году все затратные операции в бюджете классифицировались по КОСГУ. Кодификатор являлся неотъемлемой частью кода бюджетной классификации. 20-значный КБК каждой расходной операции заканчивался тремя символами — КОСГУ. Но уже с января 2016 года правила поменялись, и бюджетная классификация по КОСГУ не формируется. Вместо классификации операций сектора государственного управления в КБК указывают код вида расходов, или КВР.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как применять КВР без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Автономные учреждения: отчетность и сроки ее представления
Отчетность АУ формируется на данных Главной книги и сопутствующих регистров. Заполняются данные о хозяйственных операциях нарастающей суммой, отражающей не только рубли, но и копейки.
АУ в обязательном порядке занимаются составлением бухгалтерской отчетности:
- промежуточной (квартальной);
- годовой.
Сроки сдачи последней установлены в феврале-марте. Она представляется в бумажном виде и электронном. Для каждой такой разновидности сроки сдачи документов отличаются.
Налоговые аспекты работы автономных учреждений
По положениям НК (ст. 251), субсидии, которые приходят в АУ от учредителя:
- выступают средствами финансирования на четко определенные цели;
- в определение базы обложения налогом на прибыль не могут включаться.
АУ в обязательном порядке должны учитывать доходы и издержки отдельно по деятельности, которая финансируется из казны, и внебюджетной, когда деньги зарабатываются через коммерцию. Непозволительно снижать величину доходов, которые являются результатом внебюджетного функционирования, на размер издержек, профинансированных субсидиями.
Налогообложение предпринимательской деятельности АУ по налогу на прибыль, НДС происходит таким же образом, как в коммерческих организациях. Вся сумма доходов от реализации, полученная через коммерцию, входит в налогооблагаемую базу.
Отличительной особенностью является то, что АУ могут использовать свое право на внесение квартальных авансовых платежей. Но тут действует обязательное условие: выручка от реализации за четыре квартала не может превысить 15 млн. руб. (среднеквартальная).
АУ доступна УСНО, но лишь тогда, когда выручка за 9 месяцев до перехода на «упрощенку», не превышает 112,5 млн. RUB (2017 г.). Если же размер годовой выручки перейдет отметку в 150 млн. у АУ, уже работающих на УСНО, им придется перейти на ОСНО.
«Упрощенка» освобождает от уплаты и налога на прибыль, на имущество и НДС. Но не все АУ могут ею воспользоваться. УСНО недоступно автономным учреждениям, у которых:
- имеются филиалы и представительства;
- средняя штатная численность персонала за отчетный год выше ста человек;
- стоимость ОС, подлежащих амортизации (амортизируемого имущества) больше 150 млн. руб.
Важно! Налоговая база не включает суммы субсидий и целевого финансирования, выделяемые собственником.
Увязки КВР и КОСГУ на 2022 год в закупках
Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице.
КВР | КОСГУ | Примечание | ||
Код | Бюджетные статьи расходов с расшифровкой | Код | Наименование | |
210 Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества | Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере | |||
211 | Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения | 226 | Прочие работы, услуги | |
228 | Услуги, работы для целей капитальных вложений | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | |||
212 | Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения | 226 | Прочие работы, услуги | |
228 | Услуги, работы для целей капитальных вложений | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | |||
213 | Поставка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в области геодезии и картографии в рамках государственного оборонного заказа | 220 | Оплата работ, услуг | |
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
346 | Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) | |||
214 | Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения | 225 | Работы, услуги по содержанию имущества | |
226 | Прочие работы, услуги | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | |||
215 | Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения | 225 | Работы, услуги по содержанию имущества | |
226 | Прочие работы, услуги | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | |||
216 | Фундаментальные исследования в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения | 226 | Прочие работы, услуги | |
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
217 | Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения | 226 | Прочие работы, услуги | |
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
218 | Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения | 226 | Прочие работы, услуги | |
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
219 | Поставка продукции (работ, услуг) в целях обеспечения заданий государственного оборонного заказа | 220 | Оплата работ, услуг | |
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | |||
220 Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны | ||||
221 | Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа | 222 | Транспортные услуги | Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере |
224 | Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) | |||
226 | Прочие работы, услуги | |||
229 | Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
343 | Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов | |||
223 | Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа | 214 | Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме | |
226 | Прочие работы, услуги | Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере | ||
342 | Увеличение стоимости продуктов питания | |||
346 | Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) | В части расходов по оплате кормов для животных | ||
224 | Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа | 226 | Прочие работы, услуги | |
225 | Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа | 226 | Прочие работы, услуги | Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере |
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
345 | Увеличение стоимости мягкого инвентаря | |||
346 | Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) | |||
230 Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва | ||||
231 | Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва в рамках государственного оборонного заказа | 220 | Оплата работ, услуг | |
300 | Поступление нефинансовых активов | |||
232 | Закупка товаров, работ, услуг в целях обеспечения формирования государственного материального резерва, резервов материальных ресурсов | 220 | Оплата работ, услуг | |
300 | Поступление нефинансовых активов | |||
240 Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд | ||||
241 | Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 226 | Прочие работы, услуги | |
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
242 | Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий | 221 | Услуги связи | |
224 | Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) | |||
225 | Работы, услуги по содержанию имущества | |||
226 | Прочие работы, услуги | |||
228 | Услуги, работы для целей капитальных вложений | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
346 | Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) | |||
347 | Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений | |||
349 | Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения | В части бланков строгой отчетности | ||
243 | Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества | 222 | Транспортные услуги | |
224 | Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) | |||
225 | Работы, услуги по содержанию имущества | |||
226 | Прочие работы, услуги | |||
228 | Услуги, работы для целей капитальных вложений | |||
229 | Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами | |||
296 | Иные выплаты текущего характера физическим лицам | Возмещение (компенсации), предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта | ||
297 | Иные выплаты текущего характера организациям | В части платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений | ||
299 | Иные выплаты капитального характера организациям | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
344 | Увеличение стоимости строительных материалов | |||
346 | Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) | |||
347 | Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений | |||
244 | Прочая закупка товаров, работ и услуг | 214 | Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме | В части отражения операций по приобретению молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда |
220 | Оплата работ, услуг | В том числе в части расходов по доставке (пересылке) пенсий, пособий и иных социальных выплат населению | ||
267 | Социальные компенсации персоналу в натуральной форме | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | |||
530 | Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов | |||
245 | Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа | 220 | Оплата работ, услуг | |
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
346 | Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) | |||
246 | Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем | 224 | Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) | |
225 | Работы, услуги по содержанию имущества | |||
226 | Прочие работы, услуги | |||
228 | Услуги, работы для целей капитальных вложений | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | |||
247 | Закупка энергетических ресурсов | 223 | Коммунальные услуги | В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, за теплоснабжение, а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется) |
ВАЖНО!
С 2022 применяются новые КВР для закупок — 246 и 247. Код 246 предназначен не для всех учреждений — госорганов, федеральных казенных учреждений и органов управления внебюджетными фондами (п. 48.2.4.6 Порядка 85н). 247 код придется применять практически всем бюджетникам и автономным учреждениям при закупках энергетических ресурсов.
на 2022 год |
Суть автономных учреждений и направления их работы
Под автономными учреждениями (АУ) подразумеваются некоммерческие организации, создаваемые в таких областях деятельности, как:
- наука и образование;
- поиск работы населению и его занятость;
- охрана здоровья и соцзащита;
- культура, физкультура и занятия спортом.
Формирование АУ проводится субъектами РФ, как лиц юридических, получающих возможность действовать от своего имени, распоряжаясь имуществом и осуществляя права неимущественного характера.
ОБЪЕКТЫ УЧЕТА.
Объектами бухгалтерского учета в соответствии с п. 35 Стандарта являются активы, обязательства, источники финансирования деятельности субъекта учета, доходы, расходы, иные объекты в случае, если это установлено Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Каждому из перечисленных объектов учета дано определение, а также введены другие новые понятия. Приведем их в таблице.
Термин | Определение |
Актив | Имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод |
Полезный потенциал, заключенный в активе | Пригодность актива: – для использования субъектом учета самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания субъекта учета, осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, не обязательно обеспечивая при этом поступление указанному субъекту учета денежных средств (эквивалентов денежных средств); – для обмена на другие активы; – для погашения обязательств, принятых субъектом учета |
Экономические выгоды, заключенные в активах | Поступления денежных средств или их эквивалентов субъекту учета либо в ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий при исполнении бюджета – в бюджет бюджетной системы РФ, которые могут возникать при использовании актива самостоятельно либо совместно с другими активами |
Чистые активы | Разница между активами и обязательствами субъекта учета на определенную дату. Чистые активы могут быть как положительными (превышение активов над обязательствами), так и отрицательными (превышение обязательств над активами) |
Обязательство | Задолженность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, погашение которой приведет к выбытию активов. Обязательства, принимаемые к бухгалтерскому учету, возникают в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения) |
Вклад собственника / изъятие в пользу собственника | Имущество, полученное субъектом учета от собственника (учредителя), за исключением денежных средств и эквивалентов, для выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признается вкладом собственника (учредителя). При этом передача указанного имущества наоборот от субъекта учета к собственнику (учредителю) называется изъятием в пользу собственника |
Доходы | Увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением увеличения, связанного с вкладами собственником (учредителем) |
Расходы | Снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств, за исключением уменьшения, связанного с изъятием имущества собственником (учредителем) |
Финансовый результат | Разница между доходами и расходами |
Признание и прекращение признания объектов учета. В соответствии с п. 46, 47 Стандарта признание (то есть принятие к бухгалтерскому учету и (или) отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности) объектов учета осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий:
1) соответствии объекта учета определению, установленному Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
2) уверенности субъекта учета в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с признаваемым объектом учета;
3) возможности надежно оценить стоимость объекта учета, кроме случаев, установленных применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных условий признание объекта учета прекращается (то есть объект выбывает с балансового учета) (п. 48 Стандарта).
Если признание доходов в отчете о финансовых результатах деятельности производится в течение нескольких отчетных периодов, расходы, соответствующие этим доходам, должны быть распределены между теми же отчетными периодами (п. 50 Стандарта).
Оценка объектов учета и методы оценки. Согласно п. 52 Стандарта активы и обязательства оцениваются по справедливой стоимости, то есть в оценке, соответствующей цене, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами. Порядок и методы определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств регулируются соответствующими применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую (финансовую) отчетность, с учетом положений Стандарта.
Стандарт устанавливает основные методы определения справедливой стоимости. Приведем их на схеме.
Учреждение использует тот метод определения справедливой стоимости активов и обязательств, который наиболее применим и позволяет достоверно оценить справедливую стоимость объекта учета, если иное не установлено применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 54 Стандарта).
При определении справедливой стоимости также необходимо учитывать следующее:
- хорошо осведомленные стороны – стороны (продавец (передающая сторона) и покупатель (правообладатель)), желающие совершить сделку, в достаточной степени информированные об основных свойствах и характеристиках объекта сделки (актива, обязательства), его фактическом и потенциальном использовании, а положение покупателя (правообладателя) на рынке не является причиной для заключения сделки на вынужденных условиях. При этом продавец (передающая сторона) заинтересован в продаже (передаче) объекта на рыночных условиях по наилучшей цене, которую можно получить (уплатить), но не является продавцом, готовым удерживать объект до получения ценового предложения, не обоснованного в текущих рыночных условиях;
- операция между независимыми сторонами представляет собой сделку между сторонами (продавец (передающая сторона) и покупатель (правообладатель)), не связанными какими‑либо исключительными или особыми отношениями, в результате которых устанавливаются нетипичные для рыночных условий цены. Предполагается, что факт хозяйственной жизни (операция, событие) совершается между несвязанными сторонами, каждая из которых действует независимо.
Необходимо помнить, что в случае, когда стоимость объекта учета нельзя надежно оценить, он не признается в бухгалтерском учете, если иное не установлено применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую (финансовую) отчетность, но информация о нем подлежит раскрытию в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности (в пояснительной записке) (п. 49 Стандарта).
Принцип работы с регистром
Счета бухгалтерского учета — это цифровые коды, обозначающие конкретный вид актива, обязательства, дохода, расхода и капитала. Они используются для систематизации информации об объектах бухгалтерского учета.
Ключевой принцип работы с этими регистрами бухучета — это составление бухгалтерских проводок по методу двойной записи. Операции на забалансовых счетах отражаются простым способом. Двойная запись предусматривает одновременное отражение одной операции сразу по двум счетам: по дебету одного и кредиту другого. К примеру, при изменении размера активов предприятия обязательно изменится значение источников их финансирования. Принцип относится и к составлению отчетности, бухгалтерского баланса.
Все счета классифицируются на:
- Активные. Могут иметь только остаток по дебету счета (положительное значение). Сальдо по активным счетам на конец отчетного периода формируют активную часть бухгалтерского баланса.
- Пассивные. Могут иметь только кредитовый остаток (задолженность, обязательство, долг). Показатели пассивных счетов отражают пассив бухбаланса.
- Активно-пассивные. Смешанный тип: характеризуется остатками как по дебету, так и по кредиту. Остатки включаются в отчетность, в зависимости от вида сальдо за отчетный период.
Подробнее: «Активные и пассивные счета: в чем разница и как с ними работать».