Кем выставляется и как заполнить инкассовое поручение?


Для чего необходимо инкассовое поручение

Роль инкассового поручения проста: произвести оплату каких-либо услуг или работ без непосредственного участия плательщика и его предварительного согласия. Однако такая процедура возможна только в том случае, если между контрагентами заключен соответствующий договор (т.е. включающий пункт об инкассовой оплате).

Иначе говоря, благодаря данному документу банк получателя товара или услуги осуществляет перевод денежных средств в банк исполнителя или производителя, минуя самих участников сделки. Ни заказчик, ни исполнитель могут не предоставлять в банк никаких платежных поручений и пр. документов, единственное, что происходит: банк плательщика уведомляет своего клиента о переводе денежных средств, а банк получателя – об их зачислении на счет.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

ФАЙЛЫ

В каких случаях налоговая выставляет инкассовое поручение

При налоговой проверке, инспекторами была выявлена задолженность по НДС и налогу на прибыль. По данной задолженности налоговики выставили требование об уплате. В добровольном порядке организация данное требование не исполнила, поэтому налоговая вынесла решение о принудительном взыскании недоимки по налогам за счет средств компании. Для этого они направили в банк, в котором у организации открыт счет, инкассовое поручение (46 НК РФ).

Невозможность удовлетворения требования налоговой, как правило, связана с недостаточным количеством денежных средств у компании. Поэтому, если на ее расчетном счете средств для погашения долга будет недостаточно, то контролирующие органы вправе направить взыскание уже на имущество компании. Для того, чтобы у них появилась такая возможность, выполняться должны следующие условия:

  • предварительно налогоплательщику налоговыми инспекторами было направлено требование об уплате налога;
  • в установленный в требовании срок налогоплательщиком не был уплачен налог;
  • инспекторами было вынесено решение о взыскании задолженности по налогу за счет средств, находящихся на расчетных счетах налогоплательщика (в срок, равный 60 дням после истечения срока исполнения требования по уплате задолженности по налогу);
  • на расчетном счете налогоплательщика достаточной суммы денежных средств для погашения задолженности по налогу нет;
  • информации о расчетных счетах налогоплательщика у налогового органа нет.

Налоговые инспекторы направляют инкассовое поручение в банк, в котором у компании открыт счет. По всем остальным счетам (если у компании есть также иные счета в других банках) налоговики вправе принять решение о приостановлении операций (76 НК РФ). Такое решение они принимают, если по предоставленной банком информации, на данных счетах недостаточно денежных средств для погашения недоимки по налогам.

Важно! Если на том счете в банке, в который налоговики направили инкассовое поручение, а также на прочих счетах налогоплательщика денежных средств для погашения задолженности недостаточно, то контролеры принимают решение о том, чтобы взыскать долг за счет имущества организации.

В каких случаях востребован данный документ

Сказать о том, что инкассовое поручение имеет широкое распространение, нельзя. Однако в некоторых случаях он встречается довольно часто, например, в практике налоговой инспекции, когда в банк должника по налогам отправляется инкассовое поручение и долги автоматически списываются с его счетов (такие инкассовые поручения подлежат безусловному исполнению, оспаривать их нельзя). Или в деятельности коммунальных служб, когда между коммунальщиками и получателем услуги заключен договор с возможностью безакцептных (т.е не требующих разрешения и участия непосредственного плательщика) платежей – в этом случае плата из банка получателя услуги в банк коммунальной организации также переводится путем применения инкассового поручения.

Организации порой тоже заключают между собой подобные договоры, но такая практика не имеет общеприменительного характера, поскольку она требует стопроцентной доверительности в отношениях между контрагентами, а также их бесспорной платежеспособности.

Применяемость

В договорных правоотношениях инкассовое поручение — это большая редкость, поскольку по тому же договору об оказании услуг заказчик должен выполнить приемку оказанной услуги и уже потом, при отсутствии претензий, произвести оплату.

То есть расчет посредством инкассового поручения предполагает, во-первых, наличие доверительных отношений между контрагентами, а во-вторых, стабильной платежеспособности плательщика.

В то же время инкассовые поручения очень популярны по бесспорным списаниям. Так, посредством инкассо списываются деньги со счетов:

  • должников по исполнительным листам. Инкассо при этом выставляется судебным приставом;
  • должников по уплате налогов. Инкассовое поручение выставляется финансовыми инспекциями;
  • должников по коммунальным платежам при условии, что в договоре между поставщиком коммунальных услуг и потребителем прописано условие безакцептных платежей.

В известной степени сторонами, более других заинтересованной в оплате посредством инкассового поручения, являются покупатели по договорам поставки, купли-продажи, договору контрактации и т.д.

Дело в том, что условие оплаты по инкассовому поручению дает покупателю возможность варьировать между оплатой и отказом от оплаты за поставленный товар или продукцию.

Что нужно сделать, чтобы «схема» заработала

Если предприятия заинтересованы в том, чтобы платежи между ними происходили без их прямого участия, им нужно

  1. заключить между собой договор, в который требуется внести пункт о расчетах через инкассовое поручение;
  2. предоставить данный договор в обслуживающую кредитную организацию.

После того, как договор будет заключен и сделка проведена, банк поставщика (продавца) пересылает поручение инкассо банку потребителя (покупателя). Затем банк уведомляет покупателя о получении документа на оплату и в случае его подтверждения происходит перечисление, далее банк получателя аналогичным образом информирует своего клиента о зачислении денежных средств на счет.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: В нашей организации открыто два расчетных счета в разных банках. В один банк налоговики направили инкассовое поручение, а по второму – приостановление операций по счету. Для погашения долга на счете денег было недостаточно и налоговики решили взыскать долг за счет имущества фирмы. Законно ли это и можем ли мы обратиться в суд, ведь налоговики должны были разослать инкассовые во все банки, где у нас открыты расчетные счета?

Ответ: Если рассмотреть статью 46 НК РФ, то можно сделать вывод, что направлять инкассовые поручения во все банки, где у налогоплательщика открыты счета налоговики не обязаны. То есть, если на одном счете в банке, куда было направлено инкассовое поручение, денежных средств будет недостаточно, решение о взыскании долга за счет другого имущества компании будет законным.

Кому интересна инкассовая форма расчетов

В первую очередь инкассо выгодна покупателю. Связано это с тем, что за ним всегда остается право перечисления платежа или отказа от него (это определяет невысокую надежность данных операций). Однако продавец может подстраховаться, если предварительно запасется определенными документами, при отсутствии которых покупатель не сможет завладеть товаром на законных основаниях.

Это важно помнить, учитывая то, что данная банковская операция производится вкупе с акцептом такого расчета, что подразумевает немедленную отгрузку продукции в рамках действующего договора, вне зависимости, поступили или не поступили за нее средства от покупателя. Покупатель же оплачивает цену товаров при получении полного пакета расчетных документов, который предварительно должен быть проверен продавцом на предмет соответствия ее стоимости, качества и количества условиями, прописанным в договоре.

У процедуры оплаты путем инкассовых поручений есть один существенный минус: документы через банки идут довольно долго, поэтому оплата может произойти не так быстро, как того бы хотелось. Наряду с этим есть и преимущество: в банках эта услуга стоит достаточно дешево.

Правила оформления и составление инкассового поручения

Инкассовое поручение должно оформляться по определенной форме. В ней содержится

  • информация о сторонах договора (наименование предприятий),
  • сведения о банках, между которыми происходит непосредственная передача денежных средств,
  • номера расчетных счетов организаций,
  • сумма перечисления,
  • номер и дата составления документа.

Если происходит бесспорное взымание средств со счета плательщика (например, при списывании долгов по налогам и пр. основаниям), то в инкассовом поручении должна быть указана еще и ссылка на норму закона.

Документ составляется в четырех экземплярах:

  • первый остается у работников кредитного учреждения и на основании него производится списание средств со счета плательщика;
  • второй экземпляр передается в банк-получатель денежных средств. В случаях, когда счета обеих организаций находятся в одном банке, вторая копия инкассового поручения получает статус мемориального ордера при зачислении средств на счет получателя платежа;
  • третий экземпляр предназначен для самого владельца счета;
  • четвертая копия заверяется сотрудником банка и печатью кредитного учреждения и передается на руки клиенту.

Схема расчета через инкассо

Схема взаиморасчетов довольно проста, если не требуется акцепт от плательщика. Акцепт — это письменное согласие контрагента на то, что с его счета спишут сумму средств, отраженную в платежных документах. Плательщик может дать согласие на полное списание задолженности. В этом случае акцепт считается полным. Если плательщик одобряет списание только части суммы, то акцепт называется частичным.

Согласие плательщика, то есть акцепт, может быть положительным и отрицательным. Если акцепт положительный, то от дебитора требуется согласие в письменной форме. Но в случае отрицательного считается, что согласие на списание дано, если плательщик вовремя от него не отказался.

Виды акцепта и условия отказа от оплаты, как правило, прописываются при заключении договора. Так, оба участника сделки в курсе, в каком случае контрагент может отказаться от оплаты или оплатить сумму частично. Обычно, в зависимости от вида акцепта, после выставления платежного требования списание со счета плательщика банк должен произвести в течении трех или пяти дней.

Если все вышеперечисленное вам показалось сложным, то схема документооборота поможет вам разобраться. Для расчетов с помощью инкассо акцептованными платежными требованиями участники взаиморасчетов проходят следующие этапы:

  1. Контрагенты заключают договор, где детально прописаны условия сотрудничества, а также указана форма взаиморасчетов.
  2. Продавец отгружает товар, передает все необходимые документы плательщику.
  3. Продавец составляет платежное требование об оплате по поручению.
  4. Продавец направляет платежное требование в банк, чтобы получить у покупателя акцепт.
  5. Получатель товара дает согласие банку на списание с его счета денежных средств.
  6. Банк производит взыскание суммы задолженности со счета плательщика в уплату акцептованного платежного поручения.
  7. Банк переводит сумму взысканной у покупателя задолженности продавцу.
  8. Продавец получает выписку из расчетного счета о зачислении платежа и закрывает сделку.

Банк начинает обрабатывать инкассовое поручение, когда получает просьбу об этом от продавца товара. После этого банк направляет должнику платежное требование вместе с счетом на оплату. Такая форма взаиморасчетов предполагает сначала отгрузку товара, независимо от списания денежных средств со счета дебитора.

Очевидно, что банк гарантирует безопасность сделки. Покупатель дает согласие на списание задолженности после получения товара и проверки качества и количества принятого товара.

Если поэтапно рассмотреть расчеты по инкассо, то все становится понятно, ничего сложного в них нет. Очевидно, что и продавец, и покупатель максимально безопасно передают и получают деньги через посредника. Все процессы подкреплены необходимой документацией, а именно договором, инкассовым поручением и акцептом, которые находятся на руках у банка.

Образец заполнения инкассового поручения

  1. Вначале пишется номер документа и ставится дата его заполнения.
  2. Далее указывается вид платежа и сумма (обязательно прописью и цифрами).
  3. Затем в бланк вписывается информация о плательщике: в нужных ячейках ставятся
      номера ИНН и КПП,
  4. полное название предприятия,
  5. информация о банке плательщика (с указанием его БИК).
  6. Далее аналогичным образом в бланк инкассового поручения вносятся сведения о получателе платежа и кредитном учреждении, в котором он обслуживается.
  7. С правой стороны документа вносятся расчетные счета всех указанных в документе организаций, а ниже:
      вид оплаты,
  8. назначение платежа
  9. и его очередность (при необходимости).
  10. Затем в документ вносится договор, в соответствии с которым стало возможным использование данного документа в расчетах между предприятиями (номер и дата его составления).
  11. В завершение документ должен быть подписан ответственным сотрудником банка.

Особенности данного поручения для налогового органа

Налоговая имеет право принудительно взыскивать невыплаты по налогам в соответствии со ст.46 НК РФ, если плательщик не исполняет добровольно свои обязанности в течение 2 месяцев с момента требования.

Важно: в таком случае орган выставляет требование по выплате всех недоимок и блокирует счета до полной выплаты долга.


Бланк инкассового поручения с реквизитами.

Далее события развиваются в следующем русле:

  • Банк списывает долги в течение следующего операционного дня после получения инкассо при наличии долга;
  • Компания оплату выполняет сама и оповещает налоговую до блокировки счетов;
  • Если денег недостаточно или нет, требование передается приставам, которые арестуют и продадут имущество должника для погашения долга.

Важно: с 2016 года все взыскание посредством суда намного упростилось, теперь необходимо только единоличное решение суда без приглашения сторон в течение 10 дней.

Обработка документа

В ходе обработки инкассового поручения банк руководствуется положением ЦБ No383 П.

Важно: исполнение инкассового поручения происходит обязательно с момента его получения.

Порядок отзыва

Территориальный налоговый орган имеет право отозвать инкассовое поручение выставленное ранее другим таким же органом, к примеру, правопреемником после реорганизации органа.

Отзыв может происходить по многим причинам:

  • Самостоятельная уплата должником долга;
  • Решение суда;
  • Изменение или отмена принятого ранее решения.

Важно: данный отзыв может быть в полномерный или частичный, по расчетным чекам частичный вариант невозможен.

Данное действие происходит на основании п. 2.17 Приложения No2-П согласно предоставленному в банк заявлению в 2-х экземплярах, содержащее в полном объеме все необходимые сведения и реквизиты для отзыва.

Оба документа удостоверяются уполномоченными лицами, заверяются печатью и передаются в банк плательщика.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]