Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей: образец ИНВ-3

При подсчете имущества во время проверки заполняется инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей. Образец — ниже на странице. Документ составляют при плановой или внеочередной инвентаризации.

Бесплатно ИНВ-3 в excel

Получите бланк бесплатно!

Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:

  • Скачать интересующий вас бланк в формате Excel или Word
  • Заполнить и распечатать документ онлайн (это очень удобно)

Перед началом инвентаризации руководитель должен издать приказ о проведении проверки по форме ИНВ-22 и назначить комиссию.

Заполнение формы ИНВ-3

В первую очередь заполняется шапка бланка. Там надо указать:

  • название компании и подразделения,
  • номер документа и даты заполнения бланка, начала и конца инвентаризации,
  • вид товарно-материальных ценностей в инвентаризационной описи,
  • основание для проведения проверки — приказ, постановление, распоряжение.

Нужно выбрать один из трех вариантов. Два ненужных зачеркните.

Далее идет расписка о том, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию, а ТМЦ оприходованы. Подписаться должны материально ответственные лица.

Затем в форме ИНВ-3 идет табличная часть, в которой указывают попавшие под проверку ТМЦ.

Инвентаризационная опись ТМЦ составляется только на один вид имущества. Если, например, нужно проверить сырье и товары, надо составить два документа. Бесплатно ИНВ-3 (excel) можно здесь.

В таблице ИНВ-3 заполните:

  • номера строк,
  • счет и субсчет,
  • название и номенклатурный номер ТМЦ,
  • единицу измерения,
  • цену и инвентарный номер,
  • наличие: фактическое и по данным бухучета.

В нашем примере заполнения ИНВ-3 отмечены все обязательные к заполнению поля.

Количество ТМЦ фактическое и по данным бухучета может отличаться. Если есть расхождения, эти сведения заносят в сличительную ведомость ИНВ-19.

На последней странице формы ИНВ-3 подводят итоги инвентаризации. Подписи должны поставить все члены комиссии и материально ответственные сотрудники.

Предназначение унифицированной формы ИНВ-3

Форма ИНВ-3 задействуется российскими экономическими субъектами как инструмент для оформления результатов инвентаризации — процедуры, в ходе которой выявляется фактическое наличие в установленных местах их хранения каких-либо ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении конкретного субъекта (товарно-материальных ценностей, запасов, документов и т. д.).
Подробнее о процедуре инвентаризации товарно-материальных ценностей читайте в статье «Инвентаризация материально-производственных запасов».

Унифицированная форма ИНВ-3 составляется в 2 экземплярах. Она должна быть подписана сотрудниками, входящими в состав инвентаризационной комиссии. Данные для внесения в рассматриваемую форму определяются исходя из результатов пересчета, процедур взвешивания, измерения тех или иных ресурсов по каждому установленному месту их хранения. Также необходимо заполнять отдельную форму для каждого материально ответственного лица (МОЛ) либо группы таковых, которые отвечают за сохранность ценностей.

О нюансах проведения инвентаризации при смене МОЛ, а также в других предусмотренных законом случаях вы можете узнать в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Путеводитель по бухотчетности.

Первый экземпляр формы ИНВ-3 должен быть направлен в бухгалтерию, второй остается в распоряжении МОЛ.

формы ИНВ-3 вы можете на нашем сайте:

На нашем сайте для вас также доступен образец заполнения формы ИНВ-3.

Обязательные реквизиты ИНВ-3

При использовании в ходе проведения инвентаризации унифицированной формы описи, сотрудникам проверяющей комиссии необходимо знать, какие обязательные реквизиты подлежат заполнению. Инвентаризационная опись ИНВ-3 должна содержать:

Страница 1 описи — расписка

Заполнение описи начинается с внесения обязательных реквизитов в расписку:

  1. В поля «Организация» и «Структурное подразделение» вносятся полное либо сокращенное фирменное наименование организации согласно ее учредительным документам. Если штатным расписанием деление на структурные отделы фирмы не предусмотрено, соответствующее поле остается незаполненным.
  2. В качестве основания для проведения инвентаризации указывается внутренний распорядительный документ исполнительного органа фирмы (постановление, приказ, распоряжение), дата его составления и регистрационный номер. Ненужное наименование документа подлежит зачеркиванию.

Периодичность проведения инвентаризаций определяется руководством конкретного юрлица. Проверка может быть плановой либо осуществляемой в срочном порядке. Инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей при плановой инвентаризации по своей форме и содержанию ничем не отличаются от составляемых в ходе незапланированной проверки.

  1. В поля «Дата начала инвентаризации» и «Дата окончания инвентаризации» вносятся соответствующие времени проведения инвентаризационных действий календарные обозначения.
  2. Номер документа и дата его составления заполняются в соответствии с действующей в организации политикой ведения и учета внутреннего документооборота.
  3. В графе «Вид товарно-материальных ценностей» указывается наименование подлежащих учету товаров либо иной производственной продукции.
  4. Следующее порядковое поле должно содержать сведения о виде владения, на основании которого юр. лицо осуществляет пользование либо распоряжение ТМЦ – собственность, аренда, хранение, переработка и пр.
  5. В качестве материально ответственных лиц указываются должности и личные данные работников, на которых возложена обязанность по ведению учета и инвентаризации ценностей. Такая обязанность может быть предусмотрена трудовым договором, приказом, распоряжением, соглашением о возложении обязанности по осуществлению сохранности ТМЦ, должностной инструкцией и др.
  6. В конце расписки указывается фактическая дата снятия остатков товара.

ИНВ-3: образец заполнения 2-4 страниц описи

Инвентарная опись товарно-материальных ценностей (страницы 2, 3, 4) представлена в форме таблицы, включающей в себя следующие сведения:

  • номера счетов и субсчетов;
  • наименование и характеризующие ТМЦ сведения;
  • количество ценностей, единица измерения, номенклатурный номер;
  • стоимость единицы товара;
  • сведения о фактически выявленном количестве ТМЦ и об отраженных объемах по данным бухучета.

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей в итоговой строке заполняется, по всем сведениям, цифрам и суммам исключительно прописью.

Подписывают бланк инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей все члены специально созданной для проведения инвентаризации комиссии. Кроме того, опись заверяется подписью либо подписями материально ответственных за сохранность ценностей работников, а также визируется главным бухгалтером, подтверждающим проведение сличительной операции.

Как оформить результаты инвентаризации

Инвентаризация оформляется специальными ведомостями. Бланки и порядок утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. В приказе закреплены различные инвентаризационные бланки. Например, для сличения остатков основных средств используйте бланк ИНВ-1, для налички — ИНВ-15. Мы рассмотрим самый ходовой бланк ИНВ-3 «Инвентаризационная опись ТМЦ».

Закреплен бланк в Приложении 8 к Приказу Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Форма состоит из трех блоков.

Первый блок — Титульный лист

Здесь сложностей нет. Вписываем наименование организации и структурного подразделения, где проводится инвентаризация. До ее проведения должен быть выпущен соответствующий приказ, его реквизиты — номер и дату, вписываем в ИНВ-3.

Вносим номер и дату инвентаризационной описи. Указываем вид инвентаризируемых ТМЦ, и в чьей собственности они находятся.

Далее материально ответственные лица (МОЛ) ставят свои подписи, подтверждая, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию, а все поступившие товары оприходованы.

Важно! МОЛ расписываются еще до проведения самой инвентаризации.

Не забудьте указать дату снятия фактических остатков.

Второй блок — таблица

Здесь непосредственно фиксируем инвентаризируемые ТМЦ. В графе 1 укажите порядковый номер. В графе 2 — бухгалтерский счет. Например, для сырья — 10.1. В столбце 3 укажите наименование инвентаризируемой номенклатуры и ее код.

Далее идут единицы измерения. Чтобы узнать код единицы измерения обратитесь к справочнику ОКЕИ.

Цену номенклатуры впишите в графу 7. Инвентарный номер и номер паспорта впишите в графы 8 и 9 при наличии.

В графах 10 и 11 укажите фактическое наличие в единицах и рубля. А в графах 12 и 13 — по данным бухучета. Чтобы рассчитать сумму, умножьте количество на цену из графы 7.

Инвентаризационная опись может занимать несколько страниц. Под таблицей фиксируется итого по каждой странице в цифровом выражении и прописью.

Вид ТМЦ в инвентаризационной описи

При проверке включению в форму ИНВ-3 подлежит следующее имущество:

  • товары
  • сырье
  • готовая продукция
  • производственные и другие запасы


Ответственные за проведение инвентаризации сотрудники должны обозначить в бланке следующие характеристики ТМЦ:

  • их название
  • разновидность, группу
  • количественные характеристики
  • сорт и прочее

Назначение ИНВ-3

Опись ИНВ-3 предназначается для хозсубъектов. В документе фиксируются итоги проведения. Она представляет собой подсчет фактического наличия у юрлица ценного имущества (ТМЦ, документации, запасов и прочего).


Количество экземпляров определяется числом материально-ответственных сотрудников. Также 1 экземпляр необходим для бухгалтерии.

Детализация описи

Страницы 2-3 бланка предназначены для перечня ТМЦ, являющихся объектами описи. В одном бланке допускается указывать только 1 вид ТМЦ. Если необходимо провести инвентаризацию нескольких видов имущества, то для каждого из них нужен свой бланк описи.

В графу 9 вносятся данные только по ТМЦ, имеющим паспорт (к примеру, драгоценности либо техника). В остальных случаях графа не заполняется. Сведения, указанные в графах 10 и 12, а также 11 и 13 могут не совпадать. В этом случае заполняется бланк ИНВ-13.


Внизу каждой страницы имеется строка для обозначения итоговых показателей. В ней указываются количественные и стоимостные итоговые значения. Если перечень ТМЦ, подлежащих инвентаризации велик, то итоги подсчитываются по каждой странице бланка и общие. То есть, разделы «Итого по странице» и «Итого по описи» могут отличаться.

Обязательства по использованию

С 2013 года законодатели разрешили хозсубъектам без государственного участия применять самостоятельно разработанные бланки инвентаризационной описи. Но большинство компаний пользуются документом, рекомендуемым постановлением Госкомстата от 18.08.1998 г. № 88. Бланк привычен для использования и содержит всю необходимую информацию.

Бланк ИНВ-3 согласно с законодательством страны обязателен к использованию для хозяйствующих субъектов государственной формы собственности. Об этом свидетельствует приказ Минфина № 49 от 13.06.1995 г.

Когда проводится инвентаризация

Методика и периодичность проведения процедуры устанавливается руководством хозсубъекта. Но в определенных случаях законодательство обязывает проводить опись имущества:

  • до начала формирования годового бухгалтерского баланса

  • если планируется передача собственности в аренду, ее продажа либо выкуп

  • на стадии преобразования формы собственности (государственной или муниципальной)
  • после кражи, порчи имущества, злоупотребления правами собственности
  • при смене персонала с материальной ответственностью
  • после стихийных происшествий природного и антропогенного характера
  • на стадии ликвидации либо реорганизации компании
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]