Как регулируются нормативы
Для работы транспортного средства необходимо топливо. Каждая категория авто требует разных объемов ГСМ. Минтранс разработал специальный стандарт — это норма расхода топлива по маркам автомобилей. Норматив позволяет определить, сколько горюче-смазочных материалов требуется конкретной марке транспорта для обеспечения технологического процесса. Стандарты разработаны только в отношении рабочего процесса транспортных средств. Например, применять значения для расчета списания ГСМ при ремонте, настройке или испытании недопустимо. Для технологических целей следует установить дополнительные нормы затрат топлива (НЗТ).
Минтранс ввел нормативы отдельным Распоряжением от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018). Документ устанавливает сразу несколько категорий стандартов по расходу топлива и ГСМ:
- Базовый норматив затрат бензина в литрах на 100 км в снаряженном состоянии.
- Транспортный стандарт в литрах на 100 км в эксплуатации (при проведении транспортной работы), в том числе:
- стандарт затрат для автобуса с учетом снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров;
- норматив потребления для самосвалов с учетом снаряжения и номинальной загрузки ТС.
- Транспортный норматив грузового авто в литрах на 100 тоннокилометров, определенный при проведении транспортных работ.
Нормативы устанавливаются в литрах, например, для бензина или дизельного топлива. Либо стандарты закрепляют в метрах кубических, если, к примеру, транспорт потребляет газ.
Можно ли разработать индивидуальные нормативы
Использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.
Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (Письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). Каждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.
Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.
Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Поэтому организации вправе утвердить собственные показатели.
Нормативные значения утвердите локальным приказом.
Как считать
Чиновники выделили три основных понятия:
Базовая НЗТ | Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций. |
Транспортная НЗТ | Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто. |
Эксплуатационная НЗТ | Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации). |
Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2022 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:
- Б — бензин;
- Д — дизтопливо;
- СНГ — сжиженный нефтяной газ;
- СПГ — сжатый природный газ.
Модель, марка, модификация автомобиля | Базовая норма, л/100 км | Вид топлива |
ВАЗ-1111 «Ока» | 6,5 | Б |
ВАЗ-11113 «Ока» (ВАЗ-11113-2L-0,75-35-4М) | 5,6 | Б |
ВАЗ-11183 «Калина» (ВАЗ-21114-4L-1,596-81-5М) | 8,0 | Б |
ВАЗ-2104 | 8,5 | Б |
ВАЗ-21041 (ВАЗ-21067.10-4L-1,568-74,5-5М) | 9,1 | Б |
ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,45-71-5М) | 8,3 | Б |
ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,451-71,5-4М) | 9,0 | Б |
ВАЗ-2105, -21051, -21053 | 8,5 | Б |
ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-5М) | 8,5 | Б |
ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-4М) | 9,0 | Б |
ВАЗ-21061 | 9,0 | Б |
ВАЗ-21063 (ВАЗ-2130-4L-1,77-82-5М) | 9,0 | Б |
ВАЗ-2107 (ВАЗ-2103-4L-1,45-72,5-4М) | 8,6 | Б |
ВАЗ-21072 (ВАЗ-2105-4L-1,3-63,5-4М) | 8,9 | Б |
ВАЗ-21074 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-5М) | 8,5 | Б |
ВАЗ-21074 (ВАЗ-21067-4L-1,568-74,5-5М) | 8,9 | Б |
ВАЗ-2108, -2108 «Спутник», -21081, -21083, -2109 | 8,0 | Б |
ВАЗ-21093 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) | 7,7 | Б |
ВАЗ-21093; -21099 1,5i (ВАЗ-21083-20-4L-1,5-71-5М) | 7,5 | Б |
ВАЗ-21099 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) | 7,8 | Б |
ВАЗ-2110 1,5i (ВАЗ-21083-20-4L-1,5-71-5М) | 7,4 | Б |
ВАЗ-2110-010 (ВАЗ-2110-4L-1,499-73-5М) | 7,8 | Б |
ВАЗ-21102 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) | 7,5 | Б |
ВАЗ-21103 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) | 7,7 | Б |
ВАЗ-21104 (ВАЗ-21124-4L-1,596-90-5М) | 8,4 | Б |
ВАЗ-2111 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) | 7,6 | Б |
ВАЗ-21112-00 1.6 (ВАЗ-21114-4L-1,596-80-5М) | 8,3 | Б |
ВАЗ-21113 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) | 7,8 | Б |
ВАЗ-2112 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) | 7,7 | Б |
ВАЗ-21140 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) | 7,9 | Б |
ВАЗ-21150 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-3,94-5М) | 7,4 | Б |
ВАЗ-2120 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) | 10,7 | Б |
ВАЗ-212090 «Бронто» брон. (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) | 12,5 | Б |
ВАЗ-2121, -21211 | 12,0 | Б |
ВАЗ-21213 (ВАЗ-21213-4L-1,690-80-5М) | 11,5 | Б |
ВАЗ-21213Б брон. (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) | 12,1 | Б |
ВАЗ-21214-20 «Шевроле-Нива» (ВАЗ-21214.10-4L-1,689-82-5М) | 10,9 | Б |
ВАЗ-21218 (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) | 11,9 | Б |
ВАЗ-212182 брон. (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) | 12,3 | Б |
ВАЗ-212300 «Шевроле-Нива» (ВАЗ-2123-4L-1,69-80-5М) | 10,5 | Б |
ВАЗ-2131 (ВАЗ-21213-4L-1,69-80-5М) | 11,3 | Б |
ВАЗ-21310 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) | 11,5 | Б |
ВАЗ-213102 «Бронто» брон. (ВАЗ-2130-4L-1,774-80-5М) | 12,4 | Б |
ВАЗ-21312 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) | 11,4 | Б |
ВАЗ-2302 «Бизон» (ВАЗ-2121-4L-1,57-78-4М) | 11,5 | Б |
ГАЗ-13 | 20,0 | Б |
ГАЗ-14 | 22,0 | Б |
ГАЗ-24, -24-10, -24-60 | 13,0 | Б |
ГАЗ-24-01, -24-03, -24-11, -24-14, -24Т | 13,5 | Б |
ГАЗ-24-02, -24-04 | 14,0 | Б |
ГАЗ-24-07 | 16,5 | СНГ |
ГАЗ-24-12, -24-13 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10) | 13,5 | Б |
ГАЗ-24-12, -24-13 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10) | 14,0 | Б |
ГАЗ-24-17, -24-25 | 16,5 | СНГ |
ГАЗ-3102 (с двигателем ЗМЗ-4022.10) | 13,0 | Б |
ГАЗ-3102 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) | 10,7 | Б |
ГАЗ-3102 (Toyota 3RZ-FE-4L-2,694-152-5M) | 11,2 | Б |
ГАЗ-3102, -3102-12 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-4М) | 12,5 | Б |
ГАЗ-3102-12; ГАЗ-3102 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-5М) | 12,0 | Б |
ГАЗ-310200 (Toyota-6V-3,378-194-4А) | 13,8 | Б |
ГАЗ-310200 (Rover-8V-3,95-182-5М) | 13,5 | Б |
ГАЗ-31022 (ЗМЗ-4021.10-4L-2,445-90-4М) | 13,9 | Б |
ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40210D-4L-2,445-81-5М) | 13,1 | Б |
ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) | 11,5 | Б |
ГАЗ-31029 (Rover-4L-1,994-140-5М) | 11,5 | Б |
ГАЗ-31029 (ЗМЗ-402; 402.10 — 4L-2,445-100-4М) | 13,0 | Б |
ГАЗ-31029 (ЗМЗ-4021; 4021.10 — 4L-2,445-90-4М) | 13,5 | Б |
ГАЗ-3105 (8V-3,4-170-5М) | 13,7 | Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -40200Ф-4L-2,445-100-4М) | 13,0 | Б |
ГАЗ-3110 (Rover-4L-1,996-136-5М) | 10,7 | Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4020 ОМ-4L-2,445-100-5М) | 12,2 | Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,287-150-5М) | 11,4 | Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40210Д; -4021-4L-2,445-90-5M) | 13,0 | Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -402-4L-2,445-100-5M) | 12,1 | Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) | 11,5 | Б |
ГАЗ-3110-551 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) | 10,6 | Б |
ГАЗ-31105 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) | 11,5 | Б |
ЗАЗ-1102 | 7,0 | Б |
ЗИЛ-114 | 24,0 | Б |
ЗИЛ-117 | 23,0 | Б |
ЗИЛ-4104 | 26,0 | Б |
ЗИЛ-41047 (8V-7,68-315-3А) | 26,5 | Б |
ИЖ-2125, -21251, -2126 | 10,0 | Б |
ЛуАЗ-1302 | 11 | Б |
Москвич-2136, -2140, -2141 (все модификации) | 10,0 | Б |
Москвич-2141 «Юрий Долгорукий» (Renault-4L-1,998-113- 5M) | 8,6 | Б |
Москвич-2141-22 (УЗАМ-3317-4L-1,7-85-5М) | 9,4 | Б |
Москвич-2141-22 (УЗАМ-3320-4L-2,0-91-5М) | 9,6 | Б |
Москвич-21412-01 (УЗАМ-331.10-4L-1,478-72-5М) | 8,5 | Б |
Москвич-21412-01 (УЗАМ-3313-4L-1,815-85-5М) | 9,0 | Б |
Москвич-214145 «Святогор» (Renault-4L-1,998-113-5M) | 8,8 | Б |
Москвич-2142 «Князь Владимир» (Renault-4L-1,988-113-5M) | 8,9 | Б |
Москвич-2142 «Иван Калита» (Renault-4L-1,988-145-5M) | 10,2 | Б |
УАЗ-31512 (ЗМЗ-4025.10-4L-2,45-90-4М) | 15,5 | Б |
УАЗ-31512 (ЗМЗ-40260F-4L-2,445-100-4М) | 15,4 | Б |
УАЗ-31512 (УМЗ-4178-4L-2,445-76-4М) | 15,1 | Б |
УАЗ-31514 (ЗМЗ-4025.10-4L-2,445-90-4М) | 16,7 | Б |
УАЗ-31514 (ЗМЗ-40210L-4L-2,445-81-4М) | 15,5 | Б |
УАЗ-31514 (УМЗ-41780В-4L-2,445-76-4М) | 15,8 | Б |
УАЗ-31514 (УМЗ-402100-4L-2,445-74-4М) | 15,6 | Б |
УАЗ-31517 (HR 492 НТА -4L-2,393-100-4М) | 11,0 | Д |
УАЗ-31519 (УМЗ-4218.10-4L-2,89-98-4М) | 14,5 | Б |
УАЗ-31519 (УМЗ-4218-4L-2,89-84-4М) | 15,9 | Б |
УАЗ-31519 (УМЗ-4218-4L-2,89-98-4М) | 14,9 | Б |
УАЗ-315195 (ЗМЗ-4090011-4L-2,693-128-5М) | 13,5 | Б |
УАЗ-315195 Hunter (ЗМЗ-40900G-4L-2,693-128-4М) | 13,8 | Б |
УАЗ-3153 СБА-4УМ (брон.) (УМЗ-4218-10 -4L-2,89-98-4М) | 16,6 | Б |
УАЗ-3153 (УМЗ-4218-4L-2,89-84-4М) | 15,4 | Б |
УАЗ-3159 «Барс» (ЗМЗ-4092.10-4L-2,7-133-5М) | 16,5 | Б |
УАЗ-31601 (УМЗ-421.10-10-4L-2,89-98-5М) | 15,3 | Б |
УАЗ-31604 (VM-425LTRV-4L-2,5-105-5М) | 13,2 | Д |
УАЗ-3162 СБА 10У (брон.) (УМЗ-421.10-4L-2,89-98-4М) | 16,0 | Б |
УАЗ-31622 (ЗМЗ-4092.10-4L-2,69-130-5М) | 13,7 | Б |
УАЗ-3163-10 «Патриот» (ЗМЗ-40900R-4L-2,693-128-5М) | 13,5 | Б |
Как рассчитать расход топлива по объему двигателя?. Заправка по полной
1 Обогрев дизеля агрегата, системы строительной машины процесс передачи ему тепловой энергии от теплоносителя для достижения разогрев Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. Точные, нормативные значения расхода топлива, вплоть до миллилитра, вам рассчитать вряд ли удастся, но высчитать примерный расход для разных условий езды можно очень просто, для этого не нужно быть большим математиком, достаточно помнить курс математики за третий-четвертый классы и знать, что такое пропорции.
№ пп | Регионы России (по федеральным округам) | Количество месяцев и срок действия зимних надбавок | Предельная величина зимних надбавок не более, % |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Центральный | |||
1 | Москва | 5.0 01.XI..31.III | 10 |
2 | Белгородская обл. | 4.0 15.XL..15.III | 7 |
3 | Брянская обл. | 5.0 01.XI..31.III | 10 |
4 | Владимирская обл. | 5.0 01.XI..31.III | 10 |
5 | Воронежская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
6 | Ивановская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
7 | Калужская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
8 | Костромская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
9 | Курская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
10 | Липецкая обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
11 | Московская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
12 | Орловская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
13 | Рязанская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
14 | Смоленская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
15 | Тамбовская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
16 | Тверская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
17 | Тульская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
18 | Ярославская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
II. Северо-Западный | |||
19 | Санкт-Петербург | 5.0 01.XI..31.III1 | 10 |
20 | Республика Карелия | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
21 | Республика Коми г.Воркута с прилегающим административным районом | 6.0 01.XI…30.IV 6.5 15.X…30.IV | 15 |
22 | Архангельская обл. (без Ненецкого автономного округа) | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
23 | Вологодская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
24 | Калининградская обл. | 4.0 15.XL..15.III | 7 |
25 | Ленинградская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
26 | Мурманская обл. | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
27 | Новгородская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
28 | Псковская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
29 | Ненецкий автономный округ | 6.0 15.X…15.IV | 18 |
III. Северо-Кавказский | |||
30 | Республика Адыгея | 3.0 01.XII… 1.III | 5 |
31 | Республика Дагестан | 3.0 01.XII… 1.III | 5 |
32 | Республика Ингушетия | 3.0 01.XII… 1.III | 5 |
33 | Чеченская Республика | 3.0 01.XII… 1.III | 5 |
34 | Кабардино-Балкарская Республика | 3.0 01.XII… 1.III | 5 |
35 | Республика Калмыкия | 5.0 15.X…15.III | 10 |
36 | Карачаево-Черкесская Республика | 3.0 01.XII… 1.III | 5 |
37 | Республика Северная Осетия — Алания | 3.0 01.XII… 1.III | 5 |
38 | Краснодарский край | 3.0 01.XII… 1.III | 5 |
39 | Ставропольский край | 3.5 01.XII..15.III | 5 |
40 | Астраханская обл. | 5.0 15.X…15.III | 10 |
41 | Волгоградская обл. | 5.0 15.X…15.III | 10 |
42 | Ростовская обл. | 4.0 15.XI..15.III | 7 |
IV. Приволжский | |||
43 | Республика Башкортостан | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
44 | Республика Марий Эл | 5.0 01.XI..31.III | 10 |
45 | Республика Мордовия | 5.0 01.XI..31.III | 10 |
46 | Республика Татарстан | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
47 | Удмуртская Республика | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
48 | Чувашская Республика | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
49 | Кировская обл. | 5.5 15.X…31.III | 12 |
50 | Нижегородская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
51 | Оренбургская обл. | 6.0 15.X…15.IV | 15 |
52 | Пензенская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
53 | Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого автономного округа) | 5.5 01.XI…15.IV | 10 |
54 | Самарская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
55 | Саратовская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
56 | Ульяновская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
57 | Коми-Пермяцкий автономный округ | 6.0 15.X…15.IV | 18 |
V. Уральский | |||
58 | Курганская обл. | 5.5 01.XI…15.IV | 10 |
59 | Свердловская обл. | 5.5 01.XI…15.IV | 10 |
60 | Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
61 | Челябинская обл. | 5.5 01.XI…15.IV | 10 |
62 | Ханты-Мансийский автономный округ | 6.5 15.X…30.IV | 18 |
63 | Ямало-Нене цкий автономный округ | 6.5 15.X…30.IV | 18 |
VI. Сибирский | |||
64 | Республика Алтай | 5.5 01.XI…15.IV | 15 |
65 | Республика Бурятия | 6.0 01.ХI… З0V | 18 |
66 | Республика Тува | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
67 | Республика Хакасия | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
68 | Алтайский край | 5.5 01.XI…15.IV | 15 |
69 | Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов) | 5.5 01.XI…15.IV | 15 |
70 | Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
71 | Кемеровская обл. | 6.0 01.ХI…30.IV | 15 |
72 | Новосибирская обл. | 5.5 01.XI… 15.IV | 12 |
73 | Омская обл. | 5.5 01.XI… 15.IV | 12 |
74 | Томская обл. | 5.5 01.XI… 15.IV | 12 |
75 | Читинская обл. (без Агинского Бурятского автономного округа) | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
76 | Таймырский автономный округ | 7.0 15.X…15.V | 18 |
77 | Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
78 | Эвенкийский автономный округ | 7.0 15.X….15.V | 18 |
79 | Агинский Бурятский автономный округ | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
VII. Дальневосточный | |||
80 | Республика Саха (Якутия) (без Чукотского автономного округа) | 7.0 15.X…15.V | 20 |
81 | Приморский край | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
82 | Хабаровский край | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
Охотский район | 6.5 15.X…30.IV | 18 | |
83 | Амурская обл. | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
84 | Камчатская обл. (без Корякского автономного округа) | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
85 | Магаданская обл. | 6.5 15.X…30.IV | 18 |
86 | Сахалинская обл.- южная часть | 5.0 15.XI…15.IV | 12 |
Сахалинская обл. — северная часть (выше 50° сев. широты) | 6.0 01.XI…30.IV | 15 | |
87 | Еврейская автономная обл. | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
88 | Корякский автономный округ | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
89 | Чукотский автономный округ | 6.5 15.X…30.IV | 20 |
90 | Острова Северного Ледовитого океана и морей | 7.0 01.XI…31.V | 20 |
91 | Крымский | 4.0 01.ХI..01.III | 5 |
Расчет для легковых автомобилей
Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
- S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
- D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.
Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями таблицы норм списания ГСМ Минтранса. Например, отдельные значения предусмотрены:
- для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
- для зарубежных авто до 2008 года;
- для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.
ВАЖНО!
Учет пробега для исчисления нормативных значений ведется исключительно по путевым листам. Это специальный первичный документ, обязательный для заполнения организациями, эксплуатирующими транспорт. О форме и правилах заполнения читайте в статье «Инструкция: заполняем путевой лист легкового автомобиля».
Бухгалтерский учет ГСМ
Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Важно! С 2022 года учет МПЗ ведется в соответствии с новым федеральным стандартом ФСБУ 5/2019 «Запасы» (он заменил ПБУ 5/01). О том, как изменились правила учета МПЗ, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Вы можете посмотреть разъяснения, если получите пробный доступ к правовой системе. Он бесплатный.
Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):
- по средней себестоимости;
- по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).
Есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.
Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.
Расчет для автобусов
Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,
где:
- Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
- S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
- Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
- T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
- D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.
Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.
Расчет для грузовиков
Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.
Формула, как рассчитать норму расхода топлива на автомобиль грузовой:
Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — стандартный расход ГСМ в литрах;
- S — пробег автомобиля или автопоезда, определяют в км;
- Hsan — норма потребления топлива, установленная на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза.
Последний показатель Hsan вычисляют отдельно. Для этого используйте формулу:
Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км,
где:
- Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
- Hg — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;
- Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
- Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км;
- W — объем транспортной работы, т. км: W = Gгр × Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);
- D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Фактическое значение пробега определяйте по путевому листу. Подробности — в статье «Заполняем новый путевой лист грузового автомобиля».
Как учитывать нормы в путевых листах
Если предприятие использует автомобиль только для производственных нужд, и в то же время не является транспортной организацией, оно может самостоятельно разрабатывать бланки путевых листов, сохраняя в них обязательные реквизиты.
В случае с использованием автомобилей с ГБО – это будет очень актуально, поскольку в любом случае для запуска двигателя в таких машинах используется бензин. Помимо этого, второй вид топлива может использоваться и в других случаях:
- заезд в ремонтную зону;
- прогрев двигателя в зимнее время;
- другие внештатные ситуации, например, автомобилю нужно доехать до газовой заправки, в случае, когда основное топливо закончилось и т.д.
В путевом листе нужно отображать отдельно расход бензина и использование газа. Можно дополнить утвержденную форму путевого листа, с таким расчетом, чтобы она отображала оба вида топлива. Для этого в документе указывают дополнительные данные:
- Технические характеристики ГБО;
- Объем газового бака (наряду с бензиновым) и т.д.
Самостоятельно разработанную форму путевого листа обязательно нужно утвердить внутренним локальным документом.
Корректировочные коэффициенты
Стандартный пересчет нормативов не дает фактических показателей. Чиновники ввели специальный поправочный коэффициент к норме расхода топлива. Корректировочных значений сразу несколько. Их устанавливают в зависимости от многочисленных факторов эксплуатации транспорта. Коэффициенты как увеличивают нормативы, так и снижают.
Например, при работе в зимний период транспорт расходует больше топлива, чем в летние месяцы. В то же время при движении по открытой трассе авто расходует меньше топлива, чем, к примеру, при езде по городу или опасному дорожному участку.
Когда нормативы повышаются
Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.
Основания для повышения норм расхода топлива:
- работа в зимний период — 5-20%;
- эксплуатация в горной местности — 5-20%;
- дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
- передвижение в городских зонах — 5-35%;
- необходимость частых технологических остановок — 10%;
- необходимость низкой скорость движения — 15-35% в среднем;
- для обкатки нового авто — до 10%;
- по длительности эксплуатации — 5-10%.
Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018).
Как рассчитать расход топлива по километражу
Если в вашей машине нет бортового компьютера, который отображает скорость, оставшиеся литры в баке и другую важную информацию ‒ не беда. Существуют простая и понятная инструкция, которая поможет узнать эту цифру:
- По возможности ездим до того момента, пока не включится красная лампа, сигнализирующая о малом количестве топлива в баке.
- Заправляем полный бак, записываем данные со спидометра.
- Ездим до тех пор, пока вновь не появится красная лампочка, и фиксируем последнюю цифру.
- Вновь дозаправляем машину, записываем данные и производим расчет.