Когда издается такое распоряжение
Многие компании используют в своей деятельности автомобильный транспорт. При эксплуатации автотранспорта неизбежно возникают затраты на приобретение горюче-смазочных материалов. Строго нормированного порядка списания для коммерческих организаций, установленного государством, сейчас не существует, и организация вправе установить собственный, издав приказ о нормах расхода ГСМ. Необходимость нормирования продиктована требованиями контролирующих органов: любые затраты необходимо обосновать и документально подтвердить. С другой стороны, установка расхода топлива по четким нормативам позволяет контролировать его приобретение ответственными лицами.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно рассчитать расход ГСМ.
Планирование и анализ затрат на ГСМ
Виды топлива, их классификация
Расчет, нормирование и анализ расхода ГСМ для автомобилей, машин и механизмов
Распределение расходов на ГСМ по видам услуг
Расчет остатков бензина на конец отчетного периода и анализ фактических расходов по сравнению с нормативными
Топливо — это вещество, способное выделять энергию в ходе определенных процессов, которую можно использовать для технических целей.
Виды топлива:
- по агрегатному состоянию:
– твердое — древесина, горючий сланец, уголь, торф и т. д.;
– жидкое — дизельное топливо, мазут. керосин, бензин, масла, спирты и т. д.;
– газообразное — пропан, водород, сжатый природный газ, бутан и т. д.,
- по способу получения:
– природное (уголь, нефть, газ);
– искусственное.
Затраты на ГСМ относятся к материальным затратам организации.
Материальные затраты — это затраты на приобретение сырья и материалов для создания готовой продукции.
Затраты на покупку ГСМ отражаются в смете расходов. Они зависят от:
- количества единиц транспорта каждого вида;
- его технических характеристик;
- норм пробега и норм расхода ГСМ;
- стоимости ГСМ;
- поправочных коэффициентов к нормам расхода, установленных в зависимости от климатической зоны, места использования автомобиля и т. д.
Затраты на приобретение горюче-смазочных материалов составляют существенную часть расходов организаций, которые используют в своей работе транспорт.
Обратите внимание!
Для целей налогового учета такие затраты признаются только при условии, что приобретение ГСМ обосновано и документально подтверждено — чеками АЗС, счетами-фактурами, путевыми листами (документы, подтверждающие поездки транспорта, в ходе которых приобретенное горючее было использовано).
Путевой лист — основной первичный документ учета работы водителя, пробега автомобиля, маршрута его следования. Выдается водителям транспортных средств ежедневно.
В путевых листах обязательно указывают:
- маршрут и цель поездок, чтобы обосновать их производственную направленность;
- расстояние, пройденное автомобилем, на основании показаний спидометра;
- количество горючего, которое было израсходовано в поездках.
Норма расхода топлива — это величина, которая отражает среднюю потребность в бензине, газе или дизельном топливе для различных видов транспорта на конкретный километраж или в час работы.
Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых транспортных средств в соответствии с условиями их работы согласно классификации и назначению. Нормы расхода ГСМ для конкретного транспорта позволяют вести учет затрат на горюче-смазочные материалы, контролировать перерасход, списывать ГСМ со счетов предприятия (организации) согласно законодательству. Нормы необходимы также:
- для ведения отчетности;
- определения себестоимости конкретной перевозки и себестоимости всей перевозочной работы;
- правильного расчета налогов и т. д.
Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т. д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах Правил дорожного движения. Устанавливается на 100 км пробега.
Транспортная норма (норма на транспортную работу) зависит от грузоподъемности, нормируемой загрузки пассажиров или конкретной массы перевозимого груза.
Эксплуатационная норма устанавливается на месте эксплуатации автотранспорта на основе базовой или транспортной норм с использованием поправочных коэффициентов, учитывающих местные условия эксплуатации.
Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Он = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где Он — нормативный расход топлив, л;
Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;
S — пробег автомобиля, км;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
К сведению
Для планирования, расчета и списания затрат на ГСМ предприятие (организация) может использовать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (далее — Нормы расхода ГСМ), утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в ред. от 14.07.2015), отраслевые или местные нормы, разработанные и утвержденные на предприятии (в организации).
Нормативная база
Издавая приказ об утверждении нормы ГСМ, организация ориентируется на рекомендуемый Распоряжением Министерства транспорта РФ № АМ-23-Р от 14.03.2008 объем расхода топлива. В нем отражено нормирование горюче-смазочных материалов по видам автомобиля и порядок пересчета при особых условиях эксплуатации автомобиля.
Если автотранспортное средство не указано в Распоряжении АМ-23-Р, ориентироваться следует на техническую документацию производителя.
В письме № 03-03-07/74189 от 26.09.2019 Минфин подтвердил, что организация вправе издать приказ о списании ГСМ по фактическому расходу. Но требуется документальное подтверждение и экономическое обоснование размера затрат и подтверждение того, что они понесены при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.
Где найти нормы расхода топлива
Рекомендуемые нормы расхода в зависимости от марки автомобиля можно найти в Методических рекомендациях, закрепленных распоряжением Минтранспорта РФ от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. Последние изменения в них были внесены в 2022 году.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Рекомендуемыми указанные нормы стали лишь с 2013 года. До этого долгое время финансисты и налоговики настаивали на том, что затраты на ГСМ можно принимать в налоговом учете только в определенных Минстранспортом пределах.
Рекомендации утверждают нормы списания топлива и масел для различных видов автотранспортных средств: легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тягачей и другой специализированной техники, в работе которой используются горюче-смазочные материалы.
Помимо основных норм документ устанавливает возможности применения зимних надбавок к основному расходу, а также надбавок, связанных с условиями эксплуатации транспортных средств.
Однако довольно часто случается, что нормы списания для отдельной модели не отражены в распоряжении Минтранспорта или производитель указывает их несколько иными, а может быть компания просто не согласна с ними. Что же делать в этом случае, как учесть расходы на ГСМ и откуда взять нормы?
Правила расчета
Объем затрачиваемого топлива на любое транспортное средство зависит как от базового нормированного объема списания, так и от условий его эксплуатации, и распоряжение о нормах расхода топлива и ГСМ устанавливает объем списания, рассчитанный с учетом всех сторон.
Чтобы правильно сделать расчет, необходимо определиться с базовым нормированным объемом списания:
- обратиться к Распоряжению АМ-23-Р;
- если автомобиль не упомянут Минтрансом в распоряжении, обратиться к технической документации завода-изготовителя;
- если транспорт сильно изношен либо условия эксплуатации являются специфическими, организация вправе сама провести контрольные замеры и установить объем списания с учетом мнения внутренней комиссии.
Это образец приказа о нормах расхода ГСМ в летнее и зимнее время, составленного по всем правилам:
Нормативы по расходованию топлива корректируются на установленные коэффициенты, которые учитывают условия эксплуатации:
Условия эксплуатации | Применяемые коэффициенты |
Горная местность | 5-20%, в зависимости от высоты над уровнем моря |
Населенные пункты | 2-35%, в зависимости от численности. Максимальный коэффициент применяется только в городах с численностью более 5 млн чел. |
Новые автомобили | До 10% на период обкатки |
Эксплуатация более 5 лет или пробег более 100 000 км | До 5% |
Эксплуатация более 8 лет или пробег более 150 000 км | До 10% |
Использование системы климат-контроль | До 7% |
Актуальный образец приказа об установлении норм расхода топлива в 2022 году с учетом контрольных заездов.
Случаи понижения норм
3.1. Общие правила
Руководитель организации имеет право понижать нормы расхода топлива, установленные Минтрансом (ч.2 п.6 Инструкции № 141).
Понижение норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации или ИП (п.5 Инструкции № 141).
При необходимости повышения (понижения) нормы расхода топлива одновременно по нескольким основаниям (если одновременное применение этих оснований не запрещено) нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности (п.15 Инструкции № 141).
3.2. Эксплуатация автомобиля на дорогах с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта
При эксплуатации автомобиля на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта линейная норма расхода топлива и норма расхода топлива на выполнение транспортной работы понижаются не более чем на 15 %
(за исключением учебной езды) (пп., Инструкции № 141).
3.3. Использование дизтоплива с присадкой FP-4000
При использовании дизельного топлива с присадкой FP-4000 линейная норма расхода топлива и норма расхода топлива на выполнение транспортной работы дополнительно понижаются не более чем на 5 %
(пп., 14 Инструкции № 141).
Особенности летней и зимней эксплуатации
При нормировании списания бензина рассчитывается летнее потребление, оно фиксируется в отдельном приказе. Распоряжение АМ-23-Р разрешает списывать бензин в большем размере в зимнее время. Для каждого региона РФ установлен особый повышающий коэффициент от 5 до 20% и сроки зимнего периода. Для центральной России он составляет 10%. Применять его допустимо с ноября по март, издав распоряжение о повышении расхода.
Так выглядит образец приказа об увеличении расхода ГСМ транспорта на зимний период 2022-2023 годов.
ПРИКАЗ г. Санкт-Петербург «30» октября 2022 г. № 215 «О переходе на зимние нормы расходования ГСМ» В связи с наступлением зимнего периода, в соответствии с положениями Распоряжения Минтранса России № АМ-23-р от 14.03.2008, ПРИКАЗЫВАЮ:
Генеральный директор ____________________________ П.П. Петров |
Можно прописать нормирование летнего и зимнего расходования ГСМ в одном локальном нормативном акте. Тогда не придется издавать отдельные распоряжения для лета и зимы.
Дополнительный расход топлива
Дополнительный расход топлива — объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования сверх установленной нормы при определенных условиях эксплуатации (абз.5 ч.1 п.3 Инструкции № 141).
Схематично условия, при которых устанавливается дополнительный расход топлива, можно представить так (п.16 Инструкции № 141):
Дополнительный расход топлива устанавливается: | ||||
Законодательное обоснование
Размер зимних надбавок определяется в зависимости от региона. При их установлении учитываются значения температур воздуха, средняя длительность зимы. Обычно размер надбавок утверждается местными властями. Но если региональное распоряжение отсутствует, то приказ издает руководитель фирмы.
Нормы расхода ГСМ устанавливает Минтранс. Но фирма не обязана их использовать, так как в НК нет требования о нормировании трат на топливо (письмо Минфина №03-03-06/1/2875 от 27 января 2014 года). Если организация решит учитывать фактические расходы, ей придется установить способ контроля над обоснованностью трат на списание материалов. Для этого нужно оформить распоряжение со ссылкой на приказ Минтранса, указать марку ТС и определить лимиты.
При самостоятельной разработке норм нужно опираться на следующие значения:
- Время года.
- Размер пробега авто.
- Срок эксплуатации ТС.
- Качество дорожного покрытия.
- Средняя скорость движения.
- Загруженность авто.
Предельный размер надбавок устанавливает Минтранс. К примеру, для Москвы он составляет 10%.
Образец распоряжения
Приказ
О введении зимних норм расхода топлива
В целях планомерного и экономного расхода бензина в зимний период на 2021-2022 годы
1. Увеличить на период с 22 октября 2022 года по 1 февраля 2022 года норму расхода топлива на 10% для всех видов авто. 2. Настоящее распоряжение опубликовать на сайте ООО «Теорема».
Переход на зимние нормы расхода ГСМ: образцы документов
Какие нормы выбрать на зиму
Переход на зимние нормы расхода ГСМ начните с решения, какие нормы – свои или официальные – будет применять компания. При расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но есть рекомендательные нормы, которые приведены в Методических рекомендациях (распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р). В рекомендованных нормах предусмотрены проценты, на которые можно увеличить в зимний период стандартные летние нормативы. Нормативы на зиму зависят от региона России. Проценты можно увидеть в наглядной таблице ниже.
Значение зимних надбавок к нормам расхода топлив по регионам России
№ пп | Регионы России (по федеральным округам) | Количество месяцев и срок действия зимних надбавок | Предельная величина зимних надбавок не более, % |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Центральный | |||
1 | Москва | 5.0 01.XI..31.III | 10 |
2 | Белгородская обл. | 4.0 15.XL..15.III | 7 |
3 | Брянская обл. | 5.0 01.XI..31.III | 10 |
4 | Владимирская обл. | 5.0 01.XI..31.III | 10 |
5 | Воронежская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
6 | Ивановская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
7 | Калужская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
8 | Костромская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
9 | Курская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
10 | Липецкая обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
11 | Московская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
12 | Орловская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
13 | Рязанская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
14 | Смоленская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
15 | Тамбовская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
16 | Тверская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
17 | Тульская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
18 | Ярославская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
II. Северо-Западный | |||
19 | Санкт-Петербург | 5.0 01.XI..31.III1 | 10 |
20 | Республика Карелия | 5.5 01.XI. 15.IV | 12 |
21 | Республика Коми г.Воркута с прилегающим административным районом | 6.0 01.XI. 30.IV 6.5 15.X…30.IV | 15 |
22 | Архангельская обл. (без Ненецкого автономного округа) | 6.0 01.XI. 30.IV | 15 |
23 | Вологодская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
24 | Калининградская обл. | 4.0 15.XL..15.III | 7 |
25 | Ленинградская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
26 | Мурманская обл. | 6.0 01.XI. 30.IV | 15 |
27 | Новгородская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
28 | Псковская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
29 | Ненецкий автономный округ | 6.0 15.X. 15.IV | 18 |
III. Северо-Кавказский | |||
30 | Республика Адыгея | 3.0 01.XII. 1.III | 5 |
31 | Республика Дагестан | 3.0 01.XII. 1.III | 5 |
32 | Республика Ингушетия | 3.0 01.XII. 1.III | 5 |
33 | Чеченская Республика | 3.0 01.XII. 1.III | 5 |
34 | Кабардино-Балкарская Республика | 3.0 01.XII. 1.III | 5 |
35 | Республика Калмыкия | 5.0 15.X. 15.III | 10 |
36 | Карачаево-Черкесская Республика | 3.0 01.XII. 1.III | 5 |
37 | Республика Северная Осетия — Алания | 3.0 01.XII. 1.III | 5 |
38 | Краснодарский край | 3.0 01.XII. 1.III | 5 |
39 | Ставропольский край | 3.5 01.XII..15.III | 5 |
40 | Астраханская обл. | 5.0 15.X. 15.III | 10 |
41 | Волгоградская обл. | 5.0 15.X. 15.III | 10 |
42 | Ростовская обл. | 4.0 15.XI..15.III | 7 |
IV. Приволжский | |||
43 | Республика Башкортостан | 5.5 01.XI. 15.IV | 12 |
44 | Республика Марий Эл | 5.0 01.XI..31.III | 10 |
45 | Республика Мордовия | 5.0 01.XI..31.III | 10 |
46 | Республика Татарстан | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
47 | Удмуртская Республика | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
48 | Чувашская Республика | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
49 | Кировская обл. | 5.5 15.X. 31.III | 12 |
50 | Нижегородская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
51 | Оренбургская обл. | 6.0 15.X. 15.IV | 15 |
52 | Пензенская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
53 | Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого автономного округа) | 5.5 01.XI. 15.IV | 10 |
54 | Самарская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
55 | Саратовская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
56 | Ульяновская обл. | 5.0 01.XI. 31.III | 10 |
57 | Коми-Пермяцкий автономный округ | 6.0 15.X. 15.IV | 18 |
V. Уральский | |||
58 | Курганская обл. | 5.5 01.XI. 15.IV | 10 |
59 | Свердловская обл. | 5.5 01.XI. 15.IV | 10 |
60 | Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) | 5.5 01.XI. 15.IV | 12 |
61 | Челябинская обл. | 5.5 01.XI. 15.IV | 10 |
62 | Ханты-Мансийский автономный округ | 6.5 15.X. 30.IV | 18 |
63 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 6.5 15.X. 30.IV | 18 |
VI. Сибирский | |||
64 | Республика Алтай | 5.5 01.XI. 15.IV | 15 |
65 | Республика Бурятия | 6.0 01.ХI. З0V | 18 |
66 | Республика Тува | 6.0 01.ХI. 30.IV | 18 |
67 | Республика Хакасия | 6.0 01.ХI. 30.IV | 18 |
68 | Алтайский край | 5.5 01.XI. 15.IV | 15 |
69 | Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов) | 5.5 01.XI. 15.IV | 15 |
70 | Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) | 6.0 01.ХI. 30.IV | 18 |
71 | Кемеровская обл. | 6.0 01.ХI. 30.IV | 15 |
72 | Новосибирская обл. | 5.5 01.XI. 15.IV | 12 |
73 | Омская обл. | 5.5 01.XI. 15.IV | 12 |
74 | Томская обл. | 5.5 01.XI. 15.IV | 12 |
75 | Читинская обл. (без Агинского Бурятского автономного округа) | 6.0 01.ХI. 30.IV | 18 |
76 | Таймырский автономный округ | 7.0 15.X. 15.V | 18 |
77 | Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | 6.0 01.ХI. 30.IV | 18 |
78 | Эвенкийский автономный округ | 7.0 15.X. 15.V | 18 |
79 | Агинский Бурятский автономный округ | 6.0 01.ХI. 30.IV | 18 |
VII. Дальневосточный | |||
80 | Республика Саха (Якутия) (без Чукотского автономного округа) | 7.0 15.X. 15.V | 20 |
81 | Приморский край | 5.5 01.XI. 15.IV | 12 |
82 | Хабаровский край | 5.5 01.XI. 15.IV | 12 |
Охотский район | 6.5 15.X. 30.IV | 18 | |
83 | Амурская обл. | 6.0 01.XI. 30.IV | 15 |
84 | Камчатская обл. (без Корякского автономного округа) | 6.0 01.XI. 30.IV | 15 |
85 | Магаданская обл. | 6.5 15.X. 30.IV | 18 |
86 | Сахалинская обл.- южная часть | 5.0 15.XI. 15.IV | 12 |
Сахалинская обл. — северная часть (выше 50° сев. широты) | 6.0 01.XI. 30.IV | 15 | |
87 | Еврейская автономная обл. | 5.5 01.XI. 15.IV | 12 |
88 | Корякский автономный округ | 6.0 01.XI. 30.IV | 15 |
89 | Чукотский автономный округ | 6.5 15.X. 30.IV | 20 |
90 | Острова Северного Ледовитого океана и морей | 7.0 01.XI. 31.V | 20 |
91 | Крымский | 4.0 01.ХI..01.III | 5 |
Но применять официальные нормативы не обязательно. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме. При условии, конечно, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Если компания решила установить свои нормы, то лимиты приказом руководителя организации. Они должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Образец приказа о нормах ГСМ смотрите ниже.
Реквизиты приказа о зимних нормах
В приказе о зимних нормах надо сказать, с какого числа компания их применяет. В приказе надо детально расписать информацию об автомобиле, для которого компания устанавливает новую норму. Напишите марку машины, ее модификацию, государственный регистрационный знак. Тогда меньше риска запутаться и завысить расходы в налоговом учете.
Чиновники разрешают компаниям для одних автомобилей устанавливать минтрансовские нормативы, а для других — свои. Тогда в приказе надо провести четкие границы между теми и другими, чтобы на проверке не возникло путаницы с тем, какие нормы правильные.
В приказе можно установить, кто из работников будет отвечать в компании за соблюдением зимних норм. Это может быть, к примеру, руководитель АХО или начальник транспортного отдела. С новым приказом надо ознакомить этого сотрудника. Также сообщите работнику бухгалтерии, который отвечает за учет расходов на ГСМ, что компания осуществила переход на зимние нормы расхода ГСМ .
Недавние изменения по нормам ГСМ
В 2015 году Минтранс пересмотрел свои нормативы (распоряжение от 14 июля 2015 г. № НА-80-р). В частности, увеличились надбавки для крупных городов и повысились коэффициенты для технологического транспорта, включая тот, что используют внутри компании. Например, к таким машинам относятся погрузчики, тракторы, краны.
Минтранс повысил коэффициенты для городов-миллионников. Теперь максимальный размер надбавки увеличился с 25 до 35 процентов. И действует это значение для машин, которые используют в городах с населением свыше 5 млн человек. В городах с численностью от 1 до 5 млн человек можно увеличивать норму списания ГСМ на 25 процентов.
По новым правилам повышающие коэффициенты можно применять не только для городов и крупных населенных пунктов, как раньше, но и для любых других населенных пунктов (п. 5 Методических рекомендаций, утв. распоряжением № АМ-23-р). Например, небольших поселков, деревень и сел и т. д. Компании, которые используют автомобили на территории таких населенных пунктов, тоже вправе увеличить нормы расхода топлива на 5 процентов. Единственное условие для применения этой надбавки — наличие регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения.