Прежде чем приступить к составлению годовой отчетности, каждая организация обязана провести инвентаризацию своего имущества и обязательств. Грамотно проведенная инвентаризация позволяет получить оптимальные показатели ликвидности и рентабельности, являющиеся предметом анализа контролирующих органов и всех заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации. В статье рассмотрим вопросы учета дебиторской и кредиторской задолженности, специфику проведения инвентаризации расчетов, правила создания резерва по сомнительным долгам.
Какова периодичность инвентаризации финансовых обязательств в бюджетном учреждении
Финансовые и иные обязательства учреждения должны быть проверены в рамках инвентаризации (п. 9 Инструкции по отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, пп. 80—81 федерального стандарта бухучета для организаций госсектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):
- по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики;
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других ЧС, в том числе вызванных экстремальными условиями;
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
- в других случаях, предусмотренных законодательством и НПА;
- при составлении годовой отчетности;
- при реорганизации или ликвидации учреждения.
Учреждение вправе определять в локальных правовых актах, в которых устанавливается порядок инвентаризации, в соответствии с п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, дополнительные основания для проведения соответствующей процедуры.
Порядок проведения инвентаризации обычно входит в состав учетной политики учреждения. Образец учетной политики вы можете посмотреть в «КонсультантПлюс». Если вы еще не зарегистрированы в системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
В случае если учреждение автономное или бюджетное, инвентаризация в нем должна проводиться по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, поскольку в соответствии с п. 69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина № 33н, данным организациям необходимо предоставлять распорядителю сведения по задолженностям (форма 0503769), которые, в свою очередь, выявляются в ходе инвентаризации.
ОТРАЖЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
Дебиторская задолженность является одним из видов активов. В нормативных актах РФ нет определения понятия «актив». Для определения активов можно руководствоваться п. 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России,, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997:
«Актив признается в бухгалтерском балансе, когда вероятно получение организацией экономических выгод в будущем от этого актива и когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности».
Дебиторская задолженность возникает в случае неисполнения контрагентом принятых обязательств. На основании ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и с соблюдением требований закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — согласно обычаям или обычно предъявляемым требованиям.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Кроме того, остатки по счетам учета дебиторской задолженности могут быть основаны на временном факторе, а именно на срочных условиях предоплаты или постоплаты, исходя из условий договора.
В состав дебиторской задолженности входят суммы задолженности третьих лиц перед организацией, возникшей при расчетах с банками, бюджетом, внебюджетными фондами, работниками, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, другими дебиторами (пп. 3.44–3.48 Методических указаний, письмо Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01).
Дебиторская задолженность отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов 62, 76 на основании правильно оформленных первичных документов. Она возникает в случае неоплаты за выполненные работы (оказанные услуги, поставленные товары), которые были оформлены:
- договором, счетом-оферта на имя покупателя,
- актом приема-сдачи работ (услуг), накладной на отгрузку, подписанной сторонами сделки.
При проведении платежей (платежное поручение, расходный кассовый ордер) и отсутствии оправдательных документов по зачету оплат в счет операций, совершенных фирмой (товарные чеки от подотчетных лиц, накладные на поставку товаров от поставщиков, начисление налоговых обязательств перед бюджетом, начисления обязательств перед работниками), возникают дебетовые конечные сальдо по счетам 60, 71, 68, 69, 70, 76.
ЭТО ВАЖНО
Суммы дебиторской задолженности указывают в разрезе каждого дебитора и каждого договорного обязательства с ним.
Дебиторская задолженность может возникнуть и при безденежной форме расчетов между сторонами сделки на базе оформленного акта взаимозачета, новации долга и т. д.
Во всех случаях последствия ее возникновения отражаются в виде дебетового сальдо (в том числе на забалансовых счетах) на конец отчетного периода.
Важно проверить легитимность данного сальдо перед составлением годового отчета, так как его наличие показывает всем заинтересованным лицам ликвидный актив, потенциально приносящий финансовые ресурсы в бюджет фирмы при его погашении.
Каков алгоритм инвентаризации финансовых обязательств в бюджетных структурах?
Алгоритм инвентаризации финансовых обязательств учреждения в целом будет схожим с тем, что характеризует инвентаризацию любых других пассивов, а также активов хозяйствующего субъекта. Он предполагает реализацию рассматриваемой процедуры в рамках следующих этапов:
- Издание приказа руководством учреждения о проведении инвентаризации.
Для этого используется унифицированная форма ИНВ-22, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.
Проверь себя: как провести инвентаризацию Время прохождения около 5 мин. Пройти тест
Посредством рассматриваемого приказа утверждается также комиссия по инвентаризации — внутренняя структура бюджетного учреждения, без которой инвентаризация не может быть проведена.
В случае если учреждение бюджетное или автономное, имеет смысл сформировать постоянно действующую комиссию, имеющую соответствующие полномочия, поскольку данными учреждениями предполагается регулярное, как мы отметили выше, раз в квартал, предоставление отчетности распорядителю на основе данных, получаемых в том числе в ходе инвентаризации.
- Отражение сведений о приказе в журнале.
Данный журнал также составляется с применением унифицированного источника — ИНВ-23.
- Оформление расписок материально ответственными лицами (далее — МОЛ).
Как правило, данные расписки включены в структуру унифицированных инвентаризационных описей, задействование которых предполагается на следующем этапе. Но если это не так — данные расписки могут составляться в свободной форме.
- Заполнение унифицированных инвентаризационных описей, иных документов — например, сличительных ведомостей по итогам изучения документов бухучета, отражающих наличие у учреждения финансовых обязательств.
В данном случае речь идет о заполнении как минимум:
- описи по форме 0504083 (опись задолженностей по займам), утвержденной в приложении № 1 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н;
- описи по форме 0504089, также утвержденной приказом № 52н (опись расчетов с покупателями, поставщиками).
Можно отметить, что в структуре обеих форм присутствуют формулировки, с юридической точки зрения аналогичные тем, что могут приводиться в расписках МОЛ.
Если учреждение бюджетное или автономное, то оно должно, как мы отметили в начале статьи, также заполнять форму 0503769 по приказу № 33н по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.
Кроме того, могут составляться иные описи, предусмотренные локальным нормативом учреждения, который регламентирует инвентаризацию.
- Заполнение отчетных документов:
- всеми учреждениями — акта сверки взаиморасчетов с контрагентами, перед которыми у учреждения есть финансовые обязательства (по унифицированной форме ИНВ-17);
- бюджетными и автономными учреждениями — сведений о проведении инвентаризаций в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.
Рассмотрим более подробно работу с указанными формами.
Виды инвентаризации имущества и обязательств организации
Классификация процедуры определяется разными основаниями. Рассмотрим самые популярные из них:
- Полная – предполагает методическую проверку абсолютно всех активов и обязательств компании. Чаще всего проводится в период годовой отчетности.
- Частичная – касается определенных материально-технических средств. Может быть связана с выявленной недостачей или другими проблемами.
- Плановая – проводится в заранее установленный срок, указанный во внутреннем приказе предприятия.
- Внеплановая – назначается внезапно, а потому подготовиться к ней заранее невозможно.
- Натуральная – производит подсчет реально существующих объектов собственности непосредственно в месте их хранения или использования.
- Документальная – сверяются данные с имеющимися документами.
Регулярно проводимые мероприятия по учету ценностей относятся к полным плановым проверкам. Именно они отличаются особой масштабностью и сложностью реализации.
Инвентаризация финансовых обязательств: заполнение форм ИНВ-22 и ИНВ-23
Итак, первый этап инвентаризации финансовых обязательств учреждения — составление приказа о проведении соответствующей инвентаризации по унифицированной форме ИНВ-22. В данном случае в документе принципиально важно отразить:
- перечни конкретных обязательств, которые подлежат инвентаризации;
- причину проведения инвентаризации (она может отражать специфику хозяйственных операций с пассивами — например, если кредитор направил учреждению исковое требование с завышенными цифрами, и это стало причиной инициирования инвентаризации обязательств).
В остальном документ заполняется так же, как и в случае с инвентаризацией любого другого пассива или же актива. Нужно корректно отразить данные о составе комиссии, обеспечить заверку документа руководителем.
Ознакомиться подробнее со спецификой заполнения формы ИНВ-22 вы можете в статье:
.
Сведения о приказе о проведении инвентаризации должны быть отражены в журнале, который составляется на основе другой унифицированной формы — ИНВ-23. В данном источнике также важно отразить перечень конкретных обязательств, которые проверяются в рамках инвентаризации. В остальном заполнение соответствующей формы осуществляется по общим правилам.
Узнать больше об особенностях заполнения формы ИНВ-23 вы можете в статье:
«Унифицированная форма № ИНВ-23 — бланк и образец».
Зачем нужна опись материально-технических ценностей
Главным образом ее проводят для того, чтобы убедиться в реальности ситуации, представленной в бухгалтерской документации. Это позволяет избежать появления внезапных проблем с контролирующими службами. Дополнительными задачами можно назвать:
- Проверку качества, особенно если дело касается оптовых или розничных продаж. Товары должны быть правильно упакованы, иметь привлекательный внешний вид, соответствовать установленным требованиям реализации.
- Возможность обнаружить недостачу и выявить ее причину.
- Отслеживание всех активов фирмы с момента поступления в распоряжение и при каждом дальнейшем перемещении.
- Контроль правильности хранения и использования.
Задачи в каждой конкретной организации могут быть разными. Это связано с ее основной деятельностью и во многом от нее же зависит частота проведения таких проверок.
Инвентаризация финансовых обязательств: описи
Рассматриваемый документ применяется в целях отражения итогов инвентаризации о долгах учреждения перед контрагентами в соответствии с учетными сведениями. Форма 0504083 позволяет отразить, в частности:
- величину долга — в целом, по основной части, процентам;
- величину неуплаченных процентов, штрафных санкций, пеней;
- подтвержденные и неподтвержденные суммы долгов;
- просроченную задолженность.
Рассматриваемый документ должен быть подписан главой комиссии по инвентаризации и всеми ее представителями.
Следующий важный документ при инвентаризации финансовых обязательств учреждения — опись расчетов с контрагентами по форме 0504089. В нем фиксируются:
- сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам);
- сведения о контрагентах;
- суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям;
- подтвержденные и неподтвержденные долги;
- суммы с истекшим сроком исковой давности.
Аналогично рассматриваемый документ подписывается главой комиссии и ее членами.
Какие формы документов используются при описи
Для проведения процедуры предусмотрено несколько унифицированных нормативных актов. Они идентифицируются разными наименованиями и номерами:
- ИНВ-1 – используется при ревизии основных материально-технических средств компании. Составляется в двух экземплярах на каждое место складирования собственности. Готовится отдельно для разных видов имущества: производственного и непроизводственного, собственного и взятого в аренду.
- ИНВ-3 – хранит информацию о материальных ценностях, запасах, ресурсах, которыми располагает конкретный объект.
- ИНВ-5 – во многом схожа с предыдущим нормативным актом, но оформляется для имущества, взятого на ответственное хранение.
- ИНВ-6 – заполняется в отношении собственности, которая уже была закуплена, но еще находится на стадии перевозки к месту складирования или использования.
- ИНВ-11 – здесь фиксируются данные о финансах, которые будут затрачены в течение следующих нескольких лет или месяцев.
- ИНВ-15 – прописывается при учете наличных денежных средств.
Все перечисленные выше бланки заполняются комиссией в ходе описи.
Сведения о задолженности бюджетного и автономного учреждений
Бюджетные и автономные учреждения заполняют на соответствующем этапе инвентаризации сведения о задолженности учреждения по форме 0503769. В данном документе фиксируются:
- данные о дебиторской и кредиторской задолженности;
- данные о просроченных задолженностях;
- аналитические сведения о движении обоих типов задолженностей.
Можно отметить, что рассматриваемая форма задействуется в рамках инвентаризации финансовых обязательств, прежде всего в целях удостоверения корректности освоения учреждением бюджетных средств. В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководству учреждения.
Что входит в инвентаризацию активов и обязательств
Инвентаризация имущества включает проверку фактического наличия:
- основных средств;
- ТМЦ: товаров, запасов, инвентаря, готовой продукции, сырья, прочих материалов;
- животных и молодняка, в т.ч. крупного рогатого скота;
- денежных средств в кассе, банке, денежных документов, бланков строгой отчетности;
- нематериальных активов (НМА);
- незавершенного производства.
Инвентаризация имеющихся обязательств включает:
- проверку расчетов: дебиторской и кредиторской задолженности, взаиморасчетов с бюджетом, персоналом; полученных займов и кредитов, расчетов с учредителями;
- инвентаризацию резервов предстоящих отпусков, платежей, расходов, оценочных резервов, расходов будущих периодов (РБП);
- ревизию финансовых вложений.
Акт сверки с контрагентами
Заполняется соответствующий акт на основе тех сведений, которые отражены в описях по задолженностям, рассмотренным выше.
Главная цель его составления — получить подтверждение текущего состояния задолженности от контрагента.
Кроме того, акт полезен с точки зрения:
- выявления ошибок в учете финансовых обязательств учреждения;
- отражения отсутствия разногласий по задолженностям со стороны контрагента;
Обязательно составление соответствующего документа в 2 экземплярах при условии подписания обоих компетентными представителями учреждения, а также представителями контрагента.
Подписанный акт может быть основанием для инициирования взыскания долга с обязанной стороны в суде.
Ознакомиться с порядком заполнения формы ИНВ-17 вы можете в статье «Унифицированная форма № ИНВ-17 — бланк и образец».
Порядок проведения инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам учреждения
24.10.2020
В материале рассмотрим, как в государственном (муниципальном) учреждении провести инвентаризацию расчетов по доходам и обязательствам учреждения, в том числе расчетов с персоналом, подотчетными лицами, бюджетом и иными контрагентами.
Как правило, при проведении инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам учреждения осуществляются:
– документальная проверкапервичных учетных документов, на основании которых производились записи в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета по доходам и обязательствам учреждения, и соответствия данных, указанных в первичных документах и отраженных в регистрах; – анализ дебиторской (кредиторской) задолженности в разрезе контрагентов по доходам и обязательствам учреждения на конец отчетного (проверяемого) периода по срокам ее погашения. В отношении просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности проверяется, приняты ли учреждением меры для ее снижения; – анализ сумм дебиторской (кредиторской) задолженности, не подтвержденных дебиторами (не согласованных кредиторами), в том числе с истекшим сроком исковой давности. В отношении сомнительной дебиторской задолженности и безнадежной кредиторской задолженности (не востребованной кредиторами) проверяется наличие (отсутствие) оснований для списания; – проверка наличия (отсутствия) случаев необоснованного списания дебиторской (кредиторской) задолженности.
Состояние расчетов проверяется по каждому дебитору (кредитору).
В целях инвентаризации расчетов с контрагентами (покупателями и поставщиками) учреждение может проводить сверку взаиморасчетов между сторонами путем оформления актов сверки. Необходимо отметить, что форма названного акта законодательством не утверждена и не является обязательным документом при проведении инвентаризации. При этом в инвентаризационных описях, применяемых учреждениями бюджетной сферы при инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, предусмотрено отражение сумм задолженности, не подтвержденной дебиторами (не согласованной кредиторами). Для целей подтверждения (согласования) соответствующей задолженности с контрагентом целесообразно использовать акт сверки расчетов.
Порядок проведения инвентаризации устанавливается учреждением самостоятельно в составе учетной политике (п. 9 СГС «Учетная политика»
). Учреждение вправе включить в данный порядок отдельные положения
Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
, не противоречащие законодательству РФ (
Письмо Минфина РФ от 10.02.2020 № 02-07-10/8553
), а также правила проведения сверки расчетов с покупателями и поставщиками.
Далее рассмотрим порядок проведения инвентаризации отдельных видов расчетов по доходам и обязательствам учреждения с учетом названных методических указаний.
Инвентаризационные описи
Для оформления инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам применяются следующие регистры бухгалтерского учета:
1) инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091)
. В ней отражаются результаты инвентаризации расчетов по доходам (доходным поступлениям) учреждения (по
счету 0 205 00 000
). Данная опись составляется в разрезе дебиторов. Если в результате инвентаризации выявлена неподтвержденная либо просроченная (с истекшим сроком исковой давности) дебиторская задолженность по доходам, соответствующая информация отражается в графах 5, 6 указанной описи;
2) инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083)
. В ней отражаются результаты инвентаризации сумм задолженности по кредитам, займам (ссудам), находящимся на учете в учреждении (по
счету 0 207 00 000
). Опись заполняется по видам задолженности в разрезе заемщиков и кредитных соглашений по соответствующим номерам счетов бухгалтерского учета. В ней отражаются сумма задолженности в рублях и в иностранной валюте по основному долгу, по начисленным и неуплаченным процентам, по штрафным санкциям за нецелевое использование средств, по штрафам (пеням) за несвоевременный возврат и неуплату процентов, а также сумма задолженности, подтвержденная дебиторами; сумма задолженности, не подтвержденная дебиторами; сумма просроченной задолженности (в том числе с истекшим сроком исковой давности);
3) инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089)
. В ней отражаются результаты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, иными дебиторами и кредиторами (по
счетам 0 206 00 000
,
0 208 00 000
,
0 209 00 000
,
0 210 05 000
,
0 301 00 000
,
0 302 00 000
,
0 303 00 000
,
0 304 00 000
). Данная опись составляется в разрезе дебиторов и кредиторов в соответствующих разделах. Если выявлена задолженность, не подтвержденная дебиторами (не согласованная кредиторами) либо просроченная (в том числе с истекшим сроком исковой давности), информация отражается:
– по дебиторской задолженности – в графах 5, 6 разд. 1 инвентаризационной описи (ф. 0504089); – по кредиторской задолженности – в графах 5, 6 разд. 2 инвентаризационной описи (ф. 0504089).
Указанные инвентаризационные описи составляются на дату проведения инвентаризации.
Проверка расчетов по доходам
Инвентаризация расчетов по доходам учреждения заключается в проведении следующих мероприятий:
Объект инвентаризации (счет бухгалтерского учета) | Мероприятия, проводимые в ходе инвентаризации расчетов по доходам |
Расчеты по доходам (счет 0 205 00 000 ) | 1. Проверка правильности и обоснованности сумм дебиторской задолженности по доходам, числящихся на счетах бухгалтерского учета в соответствии с заключенными учреждением договорами и документами, подтверждающими реализацию товаров, работ, услуг и поступившую оплату (по каждому дебитору). 2. Сверка расчетов с контрагентами (покупателями товаров, работ, услуг) (при необходимости) |
Расчеты по выданным авансам(счет 0 206 00 000 ) | 1. Проверка наличия ограничений по выплате авансовых платежей при оплате договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг). 2. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности по расчетам по принятым обязательствам (с поставщиками, подрядчиками). 3. Анализ дебиторской задолженности по срокам погашения выданных авансов, связанных с операциями по приобретению товаров, работ, услуг, сопоставление сроков поставки (выполнения работ, оказания услуг), которые предусмотрены договорами (государственными контрактами) |
Расчеты по кредитам, займам (ссудам) (счет 0 207 00 000 ) | Проверка правильности и обоснованности сумм по кредитам, займам в соответствии с заключенными договорами (кредитными соглашениями) |
Расчеты по ущербу имуществу (счет 0 209 00 000 ) | Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности по ущербу имуществу учреждения, недостачам и хищениям |
Расчеты с прочими дебиторами (счет 0 210 05 000 ) | Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности: – по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков; – по договорам поручения (агентским договорам), договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций, а также по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах учета |
В отношении сомнительной дебиторской задолженности, учтенной на забалансовом счете 04
, проверяется наличие (отсутствие) оснований для ее списания или возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности в случае изменения имущественного положения должников. В отношении такой задолженности составляется отдельная инвентаризационная опись (ф. 0504089).
Проверка расчетов с подотчетными лицами
В ходе инвентаризации расчетов с подотчетными лицами проводится проверка правильности и обоснованности сумм, числящихся на соответствующих аналитических счетах счета 0 208 00 000
«Расчеты с подотчетными лицами» (по каждому подотчетному лицу), в том числе:
– соблюдение порядка выдачи денежных средств и денежных документов под отчет, своевременность представления подотчетными лицами авансовых отчетов, наличие документов, подтверждающих произведенные расходы, соблюдение сроков возврата остатка неиспользованного аванса; – обоснованность выдачи и использования средств на командировочные расходы, соблюдение норм командировочных расходов; – правильность ведения учета операций по расчетам с подотчетными лицами и отражения их в регистрах бухгалтерского учета (соответствие данных, отраженных в регистрах бухгалтерского учета по расчетам с подотчетными лицами и первичных учетных (оправдательных) документах); – наличие (отсутствие) случаев необоснованного списания дебиторской (кредиторской) задолженности.
Напомним, что согласно п. 213 Инструкции № 157н
выдача работнику наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности учреждения, должна осуществляться на основании:
– письменного заявления подотчетного лица, составленного в произвольной форме. Указанное заявление должно содержать назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается; – распорядительного документа учреждения (приказа, распоряжения и т. д.). Такой распорядительный документ должен оформляться на каждую выдачу наличных денег с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) подотчетного лица, суммы наличных денег и срока, на который они выдаются, и должен содержать подпись руководителя, дату и регистрационный номер документа.
В соответствии с п. 214 Инструкции № 157н
выдача наличных денег под отчет должна производиться при отсутствии за подотчетным лицом задолженности по денежным средствам, по которым наступил срок представления авансового отчета.
Проверка расчетов с кредиторами
Инвентаризация расчетов по обязательствам учреждения заключается в проведении следующих мероприятий:
Объект инвентаризации (счет бухгалтерского учета) | Мероприятия, проводимые в ходе инвентаризации расчетов по обязательствам |
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам (счет 0 301 00 000 ) | 1. Проверка правильности и обоснованности сумм по долговым обязательствам в соответствии с заключенными договорами (кредитными соглашениями). 2. Проверка обоснованности расходов по выплате процентов по отношению к суммам задолженности по кредитам и займам в период их начисления. 3. Анализ правовых оснований для получения кредитов и займов, наличия ограничений по получению кредитов (с учетом правомерности получения кредитов, требований к согласованию крупных сделок, сделок с заинтересованностью, соблюдения законодательства о защите конкуренции) |
Расчеты по принятым обязательствам (счет 0 302 00 000 , за исключением расчетов по оплате труда) | 1. Проверка правильности и обоснованности сумм кредиторской задолженности (по каждому кредитору), числящихся на счетах бухгалтерского учета в соответствии с заключенными учреждением договорами (государственными контрактами) по приобретению товаров, работ, услуг (в том числе сопоставление сроков поставки (выполнения работ, оказания услуг) и иными документами. 2. Сверка расчетов с контрагентами (поставщиками, подрядчиками и иными кредиторами) (при необходимости). 3. Анализ кредиторской задолженности по срокам погашения, которые предусмотрены договорами (государственными контрактами), иными документами. 4. Проверка наличия (отсутствия) неучтенных обязательств |
Расчеты по платежам в бюджеты (счет 0 303 00 000 ) | 1. Проверка правильности и обоснованности числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по налогам, страховым взносам (в том числе проверка расчетов, налоговых деклараций) и иным обязательствам перед бюджетом. 2. Сверка сумм задолженности по налогам (страховым взносам) по данным бухгалтерского учета с актами сверки ФНС*. 3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на конец отчетного (проверяемого) периода по срокам погашения. 4. Проверка задолженности по возврату в бюджет части субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в связи с невыполнением государственного задания, а также остатков субсидий на цели (сроки возникновения, полнота и своевременность перечисления в бюджет) (при наличии) |
Прочие расчеты с кредиторами (счет 0 304 00 000 ) | Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности по расчетам с прочими кредиторами |
Расходы будущих периодов (счет 401 50 000 ) | Проверка правильности и обоснованности сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, числящихся на счетах бухгалтерского учета |
Резервы предстоящих расходов (счет 0 401 60 000 ) | Проверка правильности и обоснованности созданных в учреждении резервов на предстоящую оплату отпусков работникам, ремонт основных средств и другие цели, предусмотренные учетной политикой учреждения |
* В 2022 году сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам осуществляется в соответствии с Письмом ФНС РФ от 16.04.2020 № АБ-4-19/[email protected] «О направлении Временного порядка проведения совместной сверки расчетов»
. Форма акта совместной сверки расчетов по налогам (сборам, пеням, штрафам, процентам) утверждена
Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/[email protected]
.
В отношении задолженности, не востребованной кредиторами, учтенной на забалансовом счете 20
, проверяется наличие (отсутствие) оснований для ее списания (истечение срока исковой давности). В отношении такой задолженности составляется отдельная инвентаризационная опись (ф. 0504089).
Проверка расчетов с персоналом
В ходе инвентаризации расчетов с персоналом необходимо убедиться в правильности и обоснованности сумм, числящихся на следующих счетах бухгалтерского учета:
– 0 302 11 000
«Расчеты по заработной плате»; –
0 302 12 000
«Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме»; –
0 302 13 000
«Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда»; –
0 302 14 000
«Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме»; –
0 302 66 000
«Расчеты по социальным пособиям и компенсации персоналу в денежной форме»; –
0 302 67 000
«Расчеты по социальным компенсациям персоналу в натуральной форме»; –
0 304 02 000
«Расчеты с депонентами»; –
0 304 03 000
«Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».
Расчеты по заработной плате.
При проверке расчетов по заработной плате необходимо изучить документы, на основании которых начисляется заработная плата. К таким документам относятся, в частности:
– приказ руководителя учреждения о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденным штатным расписанием (утвержденными штатами) и ставками (тарифами) заработной платы; – положение по оплате труда и иные нормативные акты, в соответствии с которыми происходит начисление выплат; – табель учета использования рабочего времени; – записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях; – другие учетные документы по учету труда и его оплаты.
По задолженности работникам учреждения необходимо выявить невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. Депонированные суммы, не полученные работниками учреждения в срок, суммы заработной платы, пособий (стипендий), иных выплат отражаются по кредиту счета 0 304 02 000
.
Расчеты по начислениям пособий
по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и других выплат за счет средств государственного социального страхования отражаются на
счете 0 302 13 000
(в частивыплатыпособия за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или полученной им травмы – на
счете 0 302 66 000
).
Расчеты по прочим социальным и несоциальным выплатам персоналу в денежной и натуральной формах.
В ходе инвентаризации названных расчетов необходимо убедиться в обоснованности тех или иных выплат работникам, наличии внутренних локальных документов, в соответствии с которыми осуществляется выплата, а также в правильности применения законодательства РФ. Напомним, что к данным выплатам отнесены различные виды компенсаций и выплат, обусловленные законодательством РФ, трудовым договором (примеры таких выплат приведены в таблице).
Счет | Выплаты персоналу |
Несоциальные выплаты персоналу в денежной форме | |
0 302 12 000 | 1. Стипендии ученым, научным работникам, являющимся сотрудниками учреждения. 2. Подъемное пособие при переезде на новое место работы (службы) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, судьям, работникам загранучреждений и другим работникам в соответствии с законодательством РФ. 3. Возмещение персоналу дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства в служебных командировках (суточные, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания). 4. Единовременное пособие при перезаключении трудового договора. 5. Выплаты на содержание детей, посещающих государственные детские дошкольные учреждения. 6. Дополнительные ежемесячные выплаты к пенсиям работникам-пенсионерам |
Несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме | |
0 302 14 000 | 1. Выплаты на питание спортсменам, состоящим в штате учреждения. 2. Приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационная выплата этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов, и иные аналогичные расходы. 3. Ежемесячные денежные выплаты работодателем своим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. 4. Компенсация (возмещение) расходов на проезд и провоз багажа работника и членов его семьи, заключившего трудовой договор о работе в организации, расположенной в районе Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, и прибывшего из другого региона РФ. 5. Компенсация расходов, связанных с проездом и провозом багажа при переезде из районов Крайнего Севера к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных. 6. Компенсация найма (поднайма) жилых помещений (за исключением служебных командировок) в установленных законодательством РФ случаях. 7. Компенсация стоимости проезда сотрудников к месту нахождения образовательной организации |
Социальные выплаты персоналу в денежной форме | |
0 302 66 000 | 1. Выходное пособие работникам в соответствии со ст. 178 и 2. Ежемесячные компенсационные выплаты работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. 3. Единовременные денежные пособия (поощрения) государственным (муниципальным) служащим в связи с выходом на пенсию |
Социальные выплаты персоналу натуральной форме | |
0 302 67 000 | Компенсация стоимости медицинских услуг, стоимости именных путевок на санаторно-курортное лечение работникам учреждений, а также путевок их детям в детские оздоровительные лагеря в установленных законодательством РФ случаях |
Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Отправить другу
Сведения об инвентаризациях по таблице № 6
Бюджетные и автономные учреждения составляют еще один отчетный документ — таблицу № 6 «Сведения о проведении инвентаризаций» по приказу № 33н. В ней отражаются сведения о результатах проведенных в рамках отчетного периода инвентаризаций обязательств учреждения.
В графах 1–4 Таблицы № 6 отражаются причины инициирования инвентаризации, дата ее проведения, а также реквизиты приказа о ее проведении.
В графах 5 и 6 фиксируются расхождения результатов инвентаризации со сведениями бухучета.
В графе 7 указывается перечень мер, которые приняты учреждениями в целях устранения обнаруженных расхождений.
Таблица № 6 предоставляется распорядителю бюджетных средств 1 раз в год.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Количество инвентаризаций в году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества устанавливает руководитель организации (кроме случаев, когда предполагается обязательное выполнение инвентаризации).
Для проведения инвентаризации создают постоянно действующую инвентаризационную комиссию (далее — комиссия). Если объем работ большой, создают и рабочие инвентаризационные комиссии.
В состав комиссии включают работников бухгалтерии и административно-управленческого аппарата, инженеров, экономистов, техников, представителей службы внутреннего аудита организации или независимых аудиторских организаций.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.
До начала проверки фактического наличия имущества комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «______» (дата)». Это должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Аналогичные расписки дают лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение имущества или доверенности на получение имущества.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств вносят в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляют не менее чем в двух экземплярах.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Руководитель организации должен создать условия для полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
Важный момент: фактическое наличие имущества проверяют при обязательном участии материально ответственных лиц.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.
Итоги
Финансовые обязательства бюджетного учреждения перед заемщиками и контрагентами отражаются в документах бухгалтерского учета и периодически подлежат проверке в рамках инвентаризации. Для удостоверения различных типов финансовых обязательств применяются унифицированные формы, утвержденные приказами Минфина России № 33н (в его юрисдикции — бюджетные и автономные учреждения) и № 52н (в его юрисдикции — все госучреждения, в т. ч. казенные). Конечная цель проведения инвентаризации соответствующих обязательств — предоставление распорядителю сведений, отражающих факты корректного получения и расходования средств бюджетным учреждением.
Ознакомиться с иными сведениями об инвентаризации обязательств вы можете в статьях:
- «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности»;
- «Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами (нюансы)».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Списание недостач
Недостачи в пределах норм, утвержденных законодательством, списываются по распоряжению руководителя на издержки производства и обращения (п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации).
В налоговом учете в составе внереализационных расходов учитываются недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Нормы НК РФ не содержат указания на то, какие именно документы нужно получить, чтобы подтвердить факт отсутствия виновных лиц, и тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов (Письмо Минфина РФ от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81919).
Документальным подтверждением может быть, в частности, копия постановления следователя органов внутренних дел РФ о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (пп. 1 п. 1 ст. 208 УПК РФ, Письма Минфина России от 16.12.2011 N 03-03-06/4/149, от 03.08.2011 N 03-03-06/1/448).
Если виновное лицо обнаружено, то требование о компенсации убытков от хищения денежных средств может быть предъявлено организацией виновному лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ. Суммы, полученные в возмещение убытка, являются внереализационным доходом (п. 3 ст. 250 НК РФ), а стоимость утраченного имущества — расходом (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 27.08.2014 N 03-03-06/1/42717).