Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц, ИНН


Кто такие налогоплательщики

Под налогоплательщиками понимают организации и физлиц, которые обязаны уплачивать налоги в соответствии с действующим налоговым законодательством (19 НК РФ). Все налогоплательщики подлежат налоговому учету, который осуществляется путем постановки на учет.Налоговый учет налогоплательщиков осуществляется по месту жительства физлица или по месту нахождения:

  • организации;
  • обособленного подразделения организации;
  • имущества компании или физлица.

Кроме того, осуществление постановки на учет возможно и другим основаниям, например, по месту ведения деятельности, облагаемой ЕНВД, либо по месту нахождения земли для деятельности, уплачиваемой налог на полезные ископаемые (

Место постановки на учет налогоплательщиков

Однако, несмотря на перечисленные выше места постановки на учет, это не означает, что налогоплательщик всегда осуществляет постановку на учет неоднократно. Например, если физлицо владеет автомобилем, то место постановки на учет будет место жительства лица, по которому он состоит на учете. Но если речь идет о водном не маломерном судне, то физлицо осуществляет постановку на учет в месте регистрации данного транспортное средство.

Обязанность учета в налоговом органе, которая предусмотрена НК РФ, не означает, что налогоплательщик осуществляет постановку имущества на учет самостоятельно. Происходит это на основании сведений, которые сообщают в налоговый орган соответствующие органы. Например, если это касается имущества, то в налоговую сведения предоставляют органы, которые осуществляют госрегистрацию прав лица на недвижимость (85 НК РФ).

Важно! Порядок, по которому осуществляется постановка и снятие физлиц с учета регламентируется 84 статьей НК РФ.

Критерии отнесения организации связи к КН и выбор налоговой инспекции.

Признавая организацию крупнейшим налогоплательщиком, налоговые органы ориентируются:

1) на показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год по данным бухгалтерской и налоговой отчетности организации. Организация относится к категории КН по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года (п. 8 Критериев);

2) на наличие признаков взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц. Организацию, отношения с которой могут оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности компании, признанной КН, могут также отнести к категории крупнейших налогоплательщиков и поставить на учет на уровне, соответствующем уровню администрирования указанной компании;

3) на наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности. Это касается кредитной организации, страховой, перестраховочной организации, общества взаимного страхования, страхового брокера, профессионального участника рынка ценных бумаг, негосударственного пенсионного фонда;

4) на проведение налогового мониторинга. К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, при соблюдении следующих условий:

  • в налоговый орган вместе с указанным заявлением в полном объеме представлены соответствующие документы (информация), это регламент информационного взаимодействия, информация об организациях, физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации (если доля такого участия превышает 25 %), учетная политика для целей налогообложения, внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации;
  • соблюдены условия, позволяющие организации обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга (перечислены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ);
  • представленный регламент информационного взаимодействия соответствует установленным форме и требованиям к регламенту (утверждены Приказом ФНС РФ от 21.04.2017 № ММВ-7-15/[email protected] (см. приложения 3 и 4 соответственно));
  • применяемая организацией система внутреннего контроля соответствует требованиям, утвержденным Приказом ФНС РФ от 16.06.2017 № ММВ-7-15/[email protected] (приложение 1).

Выясним, какие показатели финансово-экономической деятельности организации связи свидетельствуют о том, что налоговые органы признают ее КН и каким образом выбирается уровень администрирования (это может быть федеральный или региональный уровень, когда организация ставится на учет в межрегиональной или межрайонной соответственно ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам).

Учет налогоплательщиков в налоговых органах

Важно! Под учетом организаций и физлиц в налоговом органе понимают регистрацию налогоплательщиков, целью которой является сбор сведений, требуемых для налогового контроля. Информация о каждом налогоплательщике включается в Единый госреестр налогоплательщиков.

В соответствии с НК РФ, налоговому учету подлежат:

  • организации, которые имеют статус юрлица, а также индивидуальные предприниматели;
  • организации, которые имеют обособленные подразделения;
  • физлица, не являющиеся ИП, если существуют обстоятельства по возникновению обязанностей по уплате налога;
  • налогоплательщики, в собственности которых есть недвижимость или ТС.

Порядок постановки на учет

НалогоплательщикПорядок постановки на учет
Новая организацияПостановка на учет осуществляется в налоговой по месту нахождения организации. Происходит на основании сведений из ЕГРЮЛ и не требует специальной подачи заявления в налоговую.
Индивидуальные предпринимателиПостановка на учет осуществляется в налоговой по месту нахождения организации. Происходит на основании сведений из ЕГРИП и не требует специальной подачи заявления в налоговую.
Обособленное подразделениеЕсли у организации есть обособка, то по его месту нахождения подается заявление в налоговый орган в срок до 1 месяца после создания.
Физлица, не ИПВстают на учет по месту жительства на основе информации от органов, которые осуществляют регистрацию прав и сделок. Самостоятельное обращение налоговую для постановки на учет не требуется
Недвижимость и ТСПостановка по месту нахождения имущества на основании сведений от регистрирующих органов.

Региональный уровень.

Налоговому администрированию на региональном уровне подлежат организации, у которых выполняются одновременно следующие условия:

  • суммарный объем полученных доходов по данным отчета о финансовых результатах находится в пределах от 2 млрд до 35 млрд руб. включительно (ранее предельная величина составляла 20 млрд руб.);
  • среднесписочная численность работников превышает 50 человек;
  • активы превышают 100 млн руб. либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности составляет более 75 млн руб. Верхнего предела теперь нет (составлял 20 млрд руб. по активам и 1 млрд руб. по федеральным налогам).

Здесь также есть новшество, касающееся свободы выбора со стороны ФНС. В отношении организации, не подпадающей под установленные критерии для отнесения ее к категории КН на региональном уровне, ФНС все равно может принять решение об отнесении организации к категории КН и территориальных особенностях администрирования (п. 6.1 Критериев).

Скорее всего, именно поэтому из Критериев исключено положение о том, что организация, отнесенная к категории КН, сохраняет данный статус в течение двух лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям. То же самое касается нормы сохранения статуса КН в течение трех лет после реорганизации.

Как и прежде, не относятся к категории КН организации, применяющие специальные налоговые режимы (в части соответствующих видов деятельности) (п. 6 Критериев). В то же время Налоговым кодексом установлен запрет на применение системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). Исходя из юридической силы НК РФ и приоритета его норм над положениями, закрепленными в приказе ФНС, п. 6 Критериев в части указания, что не относятся к категории КН организации, применяющие специальные налоговые режимы, не используется в отношении налогоплательщиков, применяющих специальный режим в виде уплаты ЕНВД. Следовательно, если организацию признают КН, она не может применять «вмененку».

Администрирование организаций – КН на региональном уровне осуществляется в межрайонных ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, если таковые созданы в структуре управлений ФНС по субъектам РФ (создаются при наличии на территории региона как минимум 10 претендентов на звание КН). Если межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам на территории субъекта отсутствует, организацию ставят на учет в качестве КН в налоговом органе по месту ее нахождения, а контроль за налоговым администрированием возлагается на управление ФНС по субъекту РФ.

Место нахождение имущества для целей учета

Важно! Для того, чтобы осуществить постановку на налоговый учет имущества, необходимо определиться с местом его нахождения.

ИмуществоМесто нахождение для целей налогового учета
Морские, речные и воздушные ТСМесто нахождение собственника
Иные ТСМесто прописки или место госрегистрации, а если их нет, то место жительство собственника
Иное недвижимое имуществоМесто нахождения имущества

После постановки на учет в налоговой налогоплательщику будет выдано соответствующее свидетельство или уведомление. При этом каждому налогоплательщику будет присвоен единый номер, который действует на территории РФ по всем видам налога. Это идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который является персональным для лица.

Право, теория и понятие права

1.Учет налогоплательщиков представляет собой совокупность мер регис­трационно-мониторингового характера, направленных на обеспечение эффективности проведения налоговыми органами налогового контроля. Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах является обязательной и осуществляется для целей проведения налогового конт­роля, а точнее, для повышения его эффективности. Учет налогоплательщиков регулируется НК РФ и подзаконными актами Правительства РФ и МНС РФ (например, приказами МНС РФ: «Об утверждении Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков — российских организаций» от 31.08.2001 № БГ-3-09/319; «Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» от 07.04.2000 № АП-3-06/124; «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» от 27.11.98 № ГБ-3­12/309 (с измен, на 24.12.99) и др. 2. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах (посредством подачи заявления о постановке на учет): соответственно по месту нахождения организаций, месту нахождения их обособленных подразделений, месту жительства физических лиц, а также по месту нахождения принадлежащих им налогооблагаемого не­движимого имущества и транспортных средств; независимо от наличия обстоятельств, с которыми связывается воз­никновение обязанности по уплате того или иного налога. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, а также в собственности которых находится подле­жащее налогообложению недвижимое имущество, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщика в двух налоговых органах одновре­менно — по своему месту нахождения и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, недвижимого имущества и транс­портных средств.

Постановка налогоплательщика на учет осуществляется соответству­ющим налоговым органом в течение 5 дней со дня подачи им всех не­обходимых документов и в тот же срок оно обязано выдать соответству­ющее свидетельство. Постановка на учет и снятие с него осуществляются бесплатно. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной. 3. При постановке на первичный учет каждому налогоплательщику при­сваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе под­лежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную грани­цу, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который может быть изменен в случае снятия налогоплательщика с учета в одном налоговом органе и последующей постановки его на первичный учет в другом налоговом органе. При реорганизации налого­плательщика-организации, вновь образованной организации присваи­вают новый номер. В случае ликвидации налогоплательщика-организа­ции ИНН признается недействительным. Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законода­тельством. Этот номер состоит из 10 цифровых знаков — для организаций и 12 цифровых знаков — для физических лиц. С МНС РФ, его территориальные органы ведут Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), который представляет собой сис­тему государственных баз данных учета налогоплательщиков. Порядок его ведения определен Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» и ут­вержденными им «Правилами ведения Единого государственного реес­тра налогоплательщиков» от 10.03.99 № 266. Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 с 1 июля 2002 года полномочия по государственной регистрации юридических лиц переданы МНС РФ. С помощью Единого государствен­ного реестра юридических лиц можно найти любое юридическое лицо, зарегистрированное в стране. В реестре представлены не только назва­ние и местонахождение фирмы, но и список учредителей, данные на руководителей и бухгалтеров, данные о перечне утраченных паспортов, а также данные по взаимосвязям организации (например, по ее фили­алам). Последнее обстоятельство имеет большое значение для повыше­ния эффективности налогового контроля, и в целом — контроля за со­блюдением налогового законодательства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]