Новый порядок учета расчетов по долгосрочным договорам образования


Нормативное регулирование

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (п. 1 ст. 101 Закона № 273-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 54 Закона № 273-ФЗ в договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, помимо основных характеристик образования, в том числе формы обучения, продолжительности обучения, указывается полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

В частности, в примерной форме договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 21.11.2013 № 1267, указывается полная стоимость образовательных услуг за весь период обучения.

Срок обучения может составлять до года или более года и, как правило, является переходящим — начинается в одном году, продолжается (заканчивается) в следующем.

С 01.01.2020 при отражении в бухгалтерском учете доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения субъектом учета договоров возмездного оказания услуг, срок действия которых превышает один год (далее — долгосрочные договоры), и выполнения субъектом учета работ (услуг) по долгосрочным договорам применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры», утв. приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н. Стандарт может применяться также к договорам, срок действия которых не превышает один год, но даты начала и окончания исполнения которых приходятся на разные отчетные периоды, если это предусмотрено учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) (п. 5 Стандарта «Долгосрочные договоры»).

Таким образом, договоры об оказании платных образовательных услуг, срок действия которых превышает один год, подпадают под действие Стандарта «Долгосрочные договоры». Кроме того, если это предусмотрено учетной политикой учреждения, под действие Стандарта подпадают «переходящие» договоры об образовании, даты начала и окончания которых приходятся на разные отчетные периоды (разные годы).

В соответствии с пунктом 11 Стандарта «Долгосрочные договоры» по факту подписания долгосрочного договора, но не позднее месяца, следующего за месяцем, в котором он заключен, субъект учета отражает расчеты с дебиторами по доходам от реализации за весь срок действия долгосрочного договора в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов. Доходы по долгосрочному договору признаются в составе доходов от реализации текущего периода, обособляемых на соответствующих счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, равномерно (ежемесячно) до истечения срока действия долгосрочного договора с одновременным уменьшением сумм предстоящих доходов. В случае если выполнение работ (оказание услуг) по долгосрочному договору осуществляется неравномерно, субъект учета вправе применить иной порядок расчета доходов от реализации, предусмотренный учетной политикой субъекта учета.

Группировка счета 205

Для уточнения вида бюджетных доходов осуществляется группировка расчетов. Классификация строится с учетом возложенных на учреждение функций и утвержденной сметы или плана ФХД (финансово-хозяйственная деятельность). Аналитика объектов учета строится по следующим видам расчетов:

  • 205 10 – в части налоговых платежей, таможенных и социальных взносов на обязательное страхование. Используется для отражения операций по различным налоговым поступлениям.
  • 205 20 – доходы от собственности. Аналитический счет 205 21 в бюджетном учреждении в 2022 году применяется для учета поступлений от операционной аренды. Кроме того, используются и другие бухсчета: 205 22 – для финансовой аренды;
  • 205 23 – для доходов от использования природных недр;
  • 205 24 – для депозитных процентов, остатков средств;
  • 205 25 – для процентов по займам;
  • 205 26 – в части иных процентов;
  • 205 27 – в части дивидендов от инвестирования;
  • 205 28 – в части поступлений от неисключительных прав, обусловленных результатами средств индивидуализации и интеллектуальной деятельности;
  • 205 29 – в части прочих видов доходов от собственности.
  • 205 30 – предназначен для отражения поступлений от компенсации затрат или платного оказания услуг (выполнения работ). Счет 205 35 в бюджетном учете используется в целях учета условных арендных платежей. Дополнительно могут открываться следующие аналитические бухсчета:
      205 31 – при оказании (выполнении) платных видов услуг (работ);
  • 205 32 – при оказании учреждением услуг по программе ОМС (обязательное медстрахование);
  • 205 33 – в случае предоставления данных из госисточников или реестров.
  • 205 40 – этот счет предназначен для учета принудительных взысканий. К примеру, штрафов, неустоек, пеней и возмещения причиненного учреждению ущерба. Могут открываться следующие виды аналитических бухсчетов:
      205 41 – по штрафным санкциям за несоблюдение нормативных требований о закупках и за невыполнение контрагентом договорных условий;
  • 205 44 – при причинении ущерба имуществу организации, кроме сумм страховых возмещений.
  • 205 50 – предназначен для учета текущих поступлений средств безвозмездного характера. Аналитика строится по видам бюджета:
      205 51 – бюджетная система РФ;
  • 205 52 – национальные структуры, правительство зарубежных стран;
  • 205 53 – международные финансовые структуры.
  • 205 60 – предназначен для учета капитальных поступлений средств безвозмездного характера. Аналитика строится по видам бюджета:
      205 61 – бюджетная система РФ;
  • 205 62 – национальные структуры, правительство зарубежных стран;
  • 205 63 – международные финансовые структуры.
  • 205 70 – используется в целях отражения поступлений по операциям с активами учреждения. Применяются следующие виды аналитических счетов:
      205 71 – в бюджетном учете здесь отражаются доходы по операциям с ОС (основные средства);
  • 205 72 – для учета доходов от продажи НМА (нематериальные активы) учреждения;
  • 205 73 – при поступлениях от реализации активов непроизведенного типа;
  • 205 74 – при операциях по реализации МЗ (материальные запасы).
  • 205 80 – применяется в целях отражения прочих видов поступлений. При этом счет 205 83 в бюджетном учете используется для отражения полученных организаций субсидий на иные цели. Для капвложений предназначен сч. 205 84. А что относится к счету 205 81 в бюджетном учете? Это все невыясненные виды поступлений.
  • Используйте как шпаргалку в работе

    Законодательство РФ разрешает бюджетным учреждениям применять дополнительную группировку расчетов и самостоятельно разработанные аналитические счета. Порядок ведения учета утверждается в учетной политике. В целях обеспечения полноты отражения операций аналитика поступлений ведется по видам доходов, суммам расчетов и контрагентам (или их группам). Документальным основанием для записей является карточка расчетов и журнал операций по доходам.

    Бухгалтерский учет расчетов по образовательным услугам

    В соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам (по суммам предстоящих доходов), возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству РФ на него функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат применяются соответствующие аналитические счета балансового счета 205 00 «Расчеты по доходам». Для учета расчетов по доходам от оказания платных образовательных услуг применяется аналитический счет 205 31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)».

    Аналитический учет расчетов по поступлениям ведется в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071).

    Для учета сумм доходов, относящихся к текущему отчетному периоду, предназначен счет 401 10 «Доходы текущего финансового года».

    Для учета сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, с учетом положений Стандарта «Долгосрочные договоры» применяется счет 401 40 «Доходы будущих периодов».

    В соответствии с Приложением № 2 к Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, при ведении учета по счету 205 31 применяются классификационные признаки счетов (КПС) с указанием кода по классификации доходов (КДБ). В соответствии с Инструкцией № 162н, Инструкцией № 174н (утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н), Инструкцией № 183н (утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н) в номерах счета 205 31 используются подстатьи статей КОСГУ 560 «Увеличение дебиторской задолженности» — по дебету и 660 «Уменьшение дебиторской задолженности» — по кредиту в соответствии с типом контрагента.

    В бухгалтерском учете бюджетного, автономного учреждения начисление доходов по долгосрочным договорам об оказании платных образовательных услуг отражается записью:

    Дебет КДБ 2 205 31 56Х Кредит КДБ 2 401 40 131,

    где КДБ — разряды 1-17 номера счета вида КДБ (классификация доходов бюджетов) с аналитической группой подвида доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»; Х — код вида плательщика за образовательную услугу.

    Признание доходов в составе доходов от реализации текущего периода отражается записью:

    Дебет КДБ 2 401 40 131 Кредит КДБ 2 401 10 131.

    ОСОБЕННОСТИ ЗАКРЫТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

    1. Учреждение, финансируемое субсидиями на выполнение государственного задания, обязано до 31 декабря включительно рассчитаться по своим обязательствам:
    • начислить и выплатить зарплату по бюджетному виду деятельности и перечислить страховые взносы;
    • произвести все выплаты в пределах полученных годовых ассигнований по плану финансово-хозяйственной деятельности (ФХД), в разрезе статей КОСГУ;
    • закрыть кредиторскую и дебиторскую задолженность.

    2. Объем бюджетных ассигнований, выделенных на финансовый год, и предельные объемы финансирования текущего года прекращают свое действие 31 декабря. Остаток неиспользованных субсидий не является переходящим на следующий финансовый год, не позднее двух последних рабочих дней подлежит перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (ст. 24 Бюджетного кодекса РФ; далее — БК РФ).

    Бухгалтерские записи по возврату неиспользованных субсидий:

    Дебет счета 4.401.10.130 Кредит счета 4.303.05.730 — начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;

    Дебет счета 4.303.05.830 Кредит счета 4.201.11.61 — перечислены с лицевого счета учреждения остатки суммы субсидии в доход бюджета.

    3. После 25 декабря получатели бюджетных средств утрачивают право на принятие денежных обязательств, определенное ст. 225 БК РФ. Сокращение срока принятия денежных обязательств по сравнению со сроком завершения финансового года вызвано необходимостью завершить в оставшееся время до окончания года остальные процедуры санкционирования и расходования бюджетных средств.

    В срок до 28 декабря орган, исполняющий бюджет, должен завершить подтверждение денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, а в срок до 31 декабря включительно — оплатить их.

    4. Статьей 242 БК РФ установлены особенности закрытия счетов от предпринимательской деятельности, на которых по состоянию на 31 декабря числится остаток денежных средств. В отличие от остатков финансирования из бюджета, остаток средств, полученных бюджетным учреждением от предпринимательской деятельности, изъятию не подлежит и зачисляется в полном объеме на лицевом счете в федеральном казначействе на следующий год.

    Учет расчетов в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 2

    В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для ведения учета образовательных услуг применяется активный балансовый счет 205.31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)». Для счета 205.31 задан номер журнала операций — «5». На счете 205.31 ведется аналитический учет по плательщикам за образовательные услуги (субконто Контрагенты типа справочник Контрагенты), по договорам (субконто Договоры типа справочник Договоры и иные основания возникновения обязательств).

    Учет сумм доходов, относящихся к текущему отчетному периоду, ведется в программе на счете 401.10 «Доходы текущего финансового года».

    Учет сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, ведется на счете 401.40 «Доходы будущих периодов». По счету 401.40 ведется аналитический учет по видам услуг (субконто Номенклатура типа справочник Номенклатура), в разрезе договоров (субконто Договоры типа справочник Договоры и иные основания возникновения обязательств).

    Для счетов группы 401.00 «Финансовый результат экономического субъекта» задан номер журнала операций — «8».

    В БГУ2 для автоматизации учета расчетов по образовательным услугам предназначена подсистема Образовательные услуги. Для работы с подсистемой Образовательные услуги в Настройках параметров учета (раздел Администрирование, команда Настройка параметров учета) на странице Специализированные подсистемы необходимо установить флаг Учет расчетов по образовательным услугам. В результате в Панели разделов программы появится раздел Платное обучение с объектами подсистемы Образовательные услуги (см. рисунок).

    В состав подсистемы Образовательные услуги включены справочники:

    • Учащиеся — для ведения списка учащихся образовательного учреждения;
    • Состояния учащихся — для хранения информации о возможных состояниях учащихся, например, «зачислен» или «отчислен», а также для установления связи между состоянием и необходимостью выполнять начисление оплаты;
    • Льготы учащихся и воспитанников — для ведения списка льгот, которые устанавливаются для льготных категорий граждан;
    • Виды приказов (образование), Поля приказов (образование) — предназначены для создания и хранения списка видов приказов, а также добавления и настройки полей для ввода информации в приказе каждого вида;
    • Специальности (образование) — позволяет вести перечень специальностей, по которым в образовательной организации ведется подготовка учащихся;
    • Курсы обучения — для ведения перечня курсов («Первый курс», «Второй курс» и т. д.);
    • Группы учащихся — для ведения списка групп учащихся на факультете;
    • Виды начислений учащимся за прочие услуги — для ведения перечня дополнительных услуг, оказываемых учащимся;
    • Графики оплаты — для хранения графиков оплаты, используемых в образовательном учреждении, с указанием срока оплаты, суммы оплаты и периода обучения, за который она производится. В учреждении может использоваться несколько графиков. Например, графики оплаты по разным факультетам могут отличаться.

    Перечисленные справочники расположены в разделе Платное обучение (см. рисунок).

    Рисунок

    Документальное оформление операций по учету расчетов по образовательным услугам

    Для ведения учета образовательных услуг в БГУ2 используются документы (см. рисунок):

    • Приказ (образование);
    • Табель учета посещаемости учащихся;
    • Начисление за услуги образования;
    • Распределение оплаты (образование);
    • Начисление доходов будущих периодов (образование);
    • Корректировка доходов будущих периодов (образование).

    Документ Приказ (образование) применяется для изменения состояния учащихся, например, Зачисление, Отчисление, а также для назначения льготы, графика оплаты, суммы оплаты и т. д.

    Документ Табель учета посещаемости учащихся предназначен для формирования и печати Табеля учета посещаемости учащихся.

    Документ Начисление доходов будущих периодов (образование) предназначен для начисления в бухгалтерском учете сумм доходов от оказания образовательных услуг по долгосрочным договорам, которые относятся к будущим отчетным периодам.

    Документ Начисление за услуги образования применяется для отражения в учете:

    • начисления доходов по краткосрочным договорам об оказании образовательных услуг;
    • признания доходов будущих периодов по долгосрочным договорам об оказании образовательных услуг доходами текущего периода (равномерно или неравномерно согласно графику).

    Документ Распределение оплаты (образование) используется для отражения в регистре накопления Расчеты с учащимися информации о плате за конкретного учащегося, полученной учреждением за образовательные услуги.

    Для анализа, проверки правильности и корректировки созданных документов Распределение оплат (образование), а также для их автоматического формирования можно воспользоваться Помощником распределения оплаты (образование).

    Документ Корректировка доходов будущих периодов (образование) предназначен для отражения в учете корректировки доходов будущих периодов по долгосрочным договорам образования с учащимися, в т. ч. при досрочном прекращении договора.

    Поступление платы оформляется документами Приходный кассовый ордер (раздел Денежные средства, команда Касса организации), в случае приема в кассу учреждения, или Кассовое поступление (раздел Денежные средства, команда Расчетно-платежные документы), в случае перечисления в безналичном порядке.

    Возврат платы оформляется документами Расходный кассовый ордер (раздел Денежные средства, команда Касса организации), в случае выдачи наличных денежных средств из кассы учреждения, Заявка на возврат или Платежное поручение (раздел Денежные средства, команда Расчетно-платежные документы) — при перечислении по безналичному расчету.

    Важно, что многие документы заполняются автоматически на основании имеющихся в программе данных.

    Что учитывают на счете 205 в бюджетном учреждении

    Согласно п. 197 Приказа № 157н счет 205 в бюджетном учете в 2019 году для бюджетных учреждений используется при учете следующих расчетов:

    • По доходным поступлениям, начисленным организацией по заключенным договорам или соглашениям.
    • По доходам, обусловленным выполнением субъектом возложенных на него функций.
    • По поступившим от контрагентов учреждения предоплатам.

    Отражение сумм доходов выполняется по факту выполнения операций, независимо от момента оплаты (п. 3 Инструкции № 157н). В учете запись проводится по Д сч. 205 и кредиту счетов 40110, 40140 с обозначением кода финобеспечения и классификации доходов.

    Обратите внимание! С 2022 года изменился учет целевых субсидий, теперь они учитываются на счете 205 52 или 205 62, смотрите примеры проводок.

    При наличии дебиторских обязательств в инвалюте учет таких долгов осуществляется одновременно в соответствующей валюте и российских рублях. Момент признания поступлений – дата начисления суммы задолженности. Переоценку проводят на дату оплаты долга или возврата. Возникающие положительные курсовые разницы относятся на увеличение расчетов, отрицательные – на уменьшение. Суммы разниц списывают на финансовый результат текущего года.

    Так как с 2022 года правила бухучета изменились, бухгалтера часто путаются в применении счетов 205 и 209, воспользуйтесь шпаргалкой и ведите учет без ошибок.

    Раскрытие информации о расчетах в регистрах учета и управленческой отчетности

    Для регламентированного учета расчетов по платному обучению в программе используются регистры:

    • Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051);
    • Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071).

    Регламентированный регистр Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051) (раздел Учет и отчетность, команда Регистры учета, команда Карточка учета средств и расчетов) представляет собой учетный регистр движения по конкретному счету бухгалтерского учета на уровне проводок. С его помощью можно проанализировать движения по счетам 205.30, 401.10 и 401.40.

    Регламентированный регистр Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) (раздел Учет и отчетность, команда Регистры учета, команда Журнал операций (ф. 0504071), номер журнала операций «5») применяется для учета операций по начислению доходов учреждением. Записи в Журнале операций с дебиторами по доходам производятся на основании первичных учетных документов по начислению доходов и (или) их поступлению (оплате).

    В программе предусмотрено формирование следующих отчетов по образовательным услугам:

    • Анализ начислений по услугам образования;
    • Ведомость по плательщикам;
    • Ведомость по расчетам образования (сводная);
    • Ведомость по расчетам образования (подробная);
    • Задолженность по плановой оплате;
    • Отчет по кадровым данным учащихся;
    • Плательщик по учащемуся;
    • Табель учета посещаемости учащихся;
    • Учащиеся по плательщику.

    Проанализировать расчеты с учащимися по долгосрочным договорам можно в отчетах:

    • Задолженность по плановой оплате;
    • Контроль исполнения договоров — отчет открывается по гиперссылке Контроль исполнения из договора с учащимся, а по всем договорам — по соответствующей команде в разделе Планирование и санкционирование — Отчеты — Отчеты по планированию и санкционированию;
    • Анализ задолженности — отчет открывается по гиперссылке Анализ задолженности из договора с учащимся, а по всем договорам — по соответствующей команде в разделе Планирование и санкционирование — Отчеты — Отчеты по планированию и санкционированию;
    • Ведомость по расчетам за образование;
    • Акт сверки взаиморасчетов — раздел Учет и отчетность — Расчеты — Акт сверки взаиморасчетов.
    1С:ИТС Бюджет

    О первом применении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры» (утв. приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н) см. в статье «Платное обучение — первое применение Стандарта «Долгосрочные договоры»».

    Разберемся в понятиях

    Первый вопрос — кто такие поставщики, а кто — подрядчики? Определенная категория экономических субъектов, которые являются продавцами товаров, продукции, материалов или сырья либо осуществляют какие-либо услуги или выполняют определенные виды работ. Иными словами, поставщики — это юридические, физические лица, индивидуальные или частные предприниматели, продающие материальные ценности, услуги, сырье, работы. Причем организационно-правовая форма и вид деятельности экономического субъекта не играют никакой роли.
    Охарактеризовать кратко учет расчетов с поставщиками и подрядчиками можно так. Это отражение в бухучете хозяйственных операций по приобретению у сторонних организаций материалов, основных средств, работ или услуг, необходимых учреждению для осуществления деятельности. Расчетами признается передача организацией денежных средств наличными или безналичным переводом в пользу фирмы-продавца на основании договора, соглашения или контракта. Помимо денежной оплаты, в условиях договора могут быть определены иные условия взаиморасчетов. Например, взаимозачет, вексель, валюта. Поставщик может выдавать ценности в рассрочку или поступать безвозмездно.

    Порядок учета расчетов по долгосрочным договорам образования

    Предлагается следующий порядок учета расчетов по долгосрочным договорам образования в БГУ2:

    1. Создать необходимое количество графиков оплаты, используемых в образовательном учреждении, с указанием срока оплаты, суммы оплаты и периода обучения, за который она производится.
    2. Создать учетные карточки учащихся, в карточке каждого учащегося указать сведения о плательщике и договоре.
    3. Ввести данные о зачислении учащихся в учебное заведение. Назначить каждому учащемуся график оплаты (рекомендуется, но не является обязательным, заполнить график можно непосредственно в документе начисления доходов будущих периодов).
    4. По факту подписания долгосрочного договора начислить доходы будущих периодов на полную стоимость договора за весь период обучения.
    5. Согласно заданному порядку учета доходов произвести расчет и признание доходов текущего периода по образовательным услугам.
    6. Отразить оплату по договору образования.
    7. В случае необходимости произвести корректировку или прекращение долгосрочного договора образования.
    8. Сформировать регистры учета.

    Какой коммерческой работой может заниматься бюджетный субъект?

    Под коммерческой работой подразумевается предоставление услуг за деньги. Пояснение дано в письме Минфина от 22 октября 2013 года. Это может быть:

    • покупка и продажа акций;
    • реализация прав собственности;
    • вклады в товарищество.

    Субъект не может заниматься оказанием любых коммерческих услуг. Они должны соответствовать целям формирования субъекта. К примеру, образовательные субъекты не могут заниматься оказанием медицинских услуг. Законной коммерческая работа будет в том случае, если она отвечает этим требованиям:

    • Соответствие целям, ради которых создавался субъект.
    • Работа прописана в учредительной документации.

    Цели образования субъекта прописаны в уставе. Это основная бумага, на основании которой создается перечень оказываемых платных услуг.

    Пример

    Целями формирования субъекта являются содержание и совершенствование структуры автомобильных дорог, их ремонт и обеспечение эксплуатации. Такая структура может заниматься оказанием этих услуг:

    • Деятельность по предотвращению дефектов (ямы и прочее).
    • Ремонтные работы.
    • Работа по увеличению сцепных свойств дорог.

    То есть учреждение может заниматься любой деятельностью, которая связана с автомобильными дорогами.

    Пример отражения в учете бюджетной организации начисления зарплаты

    Рассмотрим проводки для начисления зарплаты в бухгалтерском учете предприятия на конкретном примере.

    Пример

    Должностной оклад работника больницы составляет 24 000 руб. Сотрудник не имеет детей, следовательно, у него отсутствует право на стандартный вычет.

    Начислен доход за январь 20ХХ года — 24 000 руб.

    Проводки по отражению операций, связанных с начислением и выплатой зарплаты, будут такими:

    Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
    Начислена заработная плата работнику 0 401 20 211 0 302 11 730 24 000
    Начислен НДФЛ 0 302 11 830 0 303 01 730 3 120 (24 000 × 13%)
    Выдана заработная плата из кассы 0 302 11 830 0 201 34 610 20 880 (24 000 – 3120)
    Начислены страховые взносы в ПФР — 22% 0 401 20 213 0 303 10 730 5 280 (24 000 × 22%)
    Начислены страховые взносы в ФСС — 2,9% 0 401 20 213 0 303 02 730 696 (24 000 × 2,9%)
    Начислены взносы по страхованию от несчастных случаев — 0,2% 0 401 20 213 0 303 06 730 48 (24 000 × 0,2%)
    Начислены страховые взносы в ФФОМС — 5,1% 0 401 20 213 0 303 07 730 1 224 (24 000 × 5,1%)

    Создание перечня платных услуг

    Введение платных услуг должно быть обосновано. Обосновать подобное решение можно соответствующими целями деятельностями, прописанными в уставе, утвержденном учредителем. Платные услуги могут быть следующими:

    • Услуга, которая относится к основному направлению деятельности.
    • Неосновная услуга.

    Услуги по основному направлению можно оказывать сверх перечня, оговоренного госзаданием. Иногда услуги могут входить в госзадание, однако возможно это только в ситуациях, оговоренных в законе.

    Определение стоимости платных услуг

    В пункте 4 статьи 9.2 ФЗ №7 («О некоммерческих структурах») указано, что порядок расчета основной стоимости определяется учредителем. Стоимость услуг утверждается нормативным актом. Обратная ситуация возможна только в том случае, если это оговорено ФЗ. Учреждение также может оказывать услуги, которые не относятся к перечню основных. Стоимость их определяется бюджетным учреждением.

    В письме Минфина от 12 августа 2006 года перечислены ФЗ, в которых указаны конкретные лица, ответственные за установление стоимости услуг:

    • Ст. 52 Закона о культуре, утвержденного ВС РФ 09.10.1992 г. №3612-1. Культурные субъекты могут самостоятельно назначать цены на услуги и продукцию (к примеру, билеты).
    • Ст. 9 Закона о госуслугах от 27.07.2010 г. №210. Стоимость необходимых услуг определяется на основании нормативного акта, принятого исполнительными структурами.
    • Ст. 84 ФЗ от 21.11.2011 г. №323. Стоимость медицинских услуг утверждается Правительством страны.

    Обычно тарифы на услуги устанавливаются не самим бюджетным субъектом. Если же учреждение само определяет тарифы, при расчетах нужно учитывать себестоимость оказания услуги. В нее могут входить следующие направления:

    • Зарплата сотрудникам.
    • Различные начисления работникам.
    • Материальные траты.
    • Затраты на ЖКХ.
    • Транспортировочные расходы.

    Во внимание принимаются нюансы предоставления услуги, а также ее себестоимость. Учитываются накладные траты, рентабельность. Стоимость услуги не может быть меньше нормативных затрат. При данной ситуации контролирующие органы могут сделать следующие выводы:

    • Неправильное планирование.
    • Вложение в оказание услуг средств из субсидий, что является незаконным.

    К СВЕДЕНИЮ! Платные услуги субъект должен оказывать на тех же условиях, что и бесплатные. Нельзя устанавливать разную стоимость на одну и ту же услугу, если это решение ничем не обосновано. Если субъект не имеет ресурсов для оказания платной услуги, к работе может быть привлечена сторонняя компания. В этом случае заключается договор. Он не должен противоречить Закону о конкуренции.

    Бухучет

    Каждая хозяйственная операция должна подтверждаться проводкой. К учету доходов и трат, касающихся услуг за деньги, применяются стандартные правила.

    Учет доходов

    Поступления фиксируются на счете 130. Учет проводится на счете 2 205 31 000. Рассмотрим используемые бухгалтерские проводки:

    • ДТ2 205 31 560 с корреспонденцией КТ2 401 10 130. Фиксирование поступлений от предоставления услуги.
    • ДТ2 201 11 510 с корреспонденцией КТ2 205 31 660. Услуги оплачены, средства направлены на счет.
    • ДТ2 201 34 510 КТ2 205 31 660. Зачисление в кассу бюджетной структуры.
    • ДТ2 201 23 510 КТ2 205 31 660. Поступление через терминал банка.

    То есть корреспонденция определяется способом перечисления оплаты за услуги.

    Учет трат на услуги

    Затраты могут включать:

    • Общехозяйственные траты, нужные для управленческих целей. Фиксируются на счете 0 109 00 000.
    • Издержки, нужные до доведения товара до покупателя. Фиксируются на счете 0 109 90 000.

    Список накладных трат устанавливается учетной политикой структуры. При учете используются проводки в следующей корреспонденции:

    • ДТ2 109 70 223 КТ2 302 23 730. Фиксирование трат на электроэнергию, расходуемую при оказании платных услуг.
    • ДТ4 109 70 223 КТ4 302 23 730. Фиксация трат на энергию, расходуемую при оказании платных услуг в пределах госзадания.
    • ДТ4 302 23 830 КТ4 201 11 610. Оплата энергии поставщику.
    • ДТ2 109 60 223 КТ2 109 70 223. Учет трат в составе себестоимости.
    • ДТ2 401 10 130 КТ2 109 60 272. Списание трат на оказание услуг.

    Учет предполагает детализацию трат. То есть прописываются траты по каждой операции.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]