Какие затраты можно отнести к будущим периодам
Исходя из того, что в Плане счетов и инструкции по его применению остался счет 97 «Расходы будущих периодов» (а также в некоторых ПБУ существует данное понятие), можно выделить расходы, которые списываются на себестоимость не сразу, а постепенно. Это затраты:
- связанные с предстоящими строительными работами (п. 16 ПБУ 2/2008);
- произведенные разовым платежом за право пользования программным лицензионным обеспечением (п. 39 ПБУ 14/2007).
Кроме того, бухгалтер сам может некоторые виды затрат отнести к РПБ, если ни в одном ПБУ не будет оговорен его конкретный случай.
Для этого необходимо соблюдать условия, при которых произведенные затраты могут быть отнесены к расходам (п. 16 ПБУ 10/99):
- расход производится на основании определенного договора в соответствии с требованиями законодательства, обычаями делового оборота;
- имеются основания считать, что в результате данной операции уменьшится экономическая выгода организации;
- сумму затрат можно определить.
Если не выполняется хотя бы одно из перечисленных условий, то осуществленные траты не могут считаться расходами и должны в бухгалтерском учете отразиться как дебиторская задолженность.
Как определить срок и сумму для списания расходов будущих периодов в бухгалтерском учете? Ответ на этот вопрос подробно рассмотрели эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Про основные принципы группировки затрат в бухучете читайте в статье «Список наиболее часто используемых статей затрат в бухучете».
Учет программного обеспечения
Примечательно, что расходы будущих периодов во многом сходны с нематериальными активами. Яркая тому иллюстрация – учет программного обеспечения. Компьютерные программы, полученные компанией в неисключительное пользование на определенный срок после уплаты единоразового платежа, обладают свойствами актива. Ведь даже если отделение ПО от компьютера неправомерно, их можно передать вместе. В этом случае программное обеспечение учитывается в составе РПБ и списывается как актив в течение срока действия договора с правообладателем (пункт 39 ПБУ 14/2007). Однако права на использование бухгалтерских программ, как и электронных справочно-правовых систем, приобретаются без ограничения срока, поэтому учитывать их на счете 97 не обязательно. Вместе с тем, как отмечено выше, такая программа представляет собой актив. А вот на какой счет ее отнести?
Среди условий признания нематериального актива (пункт 3 ПБУ 14/2007) нет исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. Контроль пользователя над объектом сводится к ограничению доступа иных лиц к экономическим выгодам, которые он способен приносить ему в будущем. Это могут быть выгоды внутрифирменного характера. Контроль за ними достигается путем защиты и охраны, созданной с помощью программы уникальной коммерческой информации (например, регистров бухгалтерского учета, смет к договорам строительного подряда), а не вследствие эксклюзивного обладания программой.
Таким образом, препятствий для учета типовых программ в составе НМА нет. Причем программы для электронных вычислительных машин упоминаются и в пункте 4 ПБУ 14/2007. К расходам будущих периодов управленческие программы не относятся, поскольку затраты на них не являются необходимым условием получения доходов. Крупные компании используют дорогостоящие управленческие программы, стоимость которых достигает нескольких миллионов рублей и которые внедряются поэтапно. Их с полным правом можно отнести к НМА. Они являются внеоборотными активами. В отношении дешевых офисных программ учетная политика должна быть рациональной. Распределение их стоимости не окажет влияния на принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности (пункты 6 и 17 ПБУ 1/2008). Эти затраты без колебаний можете списать единовременно.
Какие проводки нужно делать
При учете расходов будущих периодов в дебет счета 97 записывается сумма произведенных затрат в корреспонденции со счетами средств:
Дт 60 Кт 50, 51;
Дт 97 Кт 60.
Списание доли произведенных РБП, относящихся к данному периоду, отразится в кредите счета 97 и дебете счетов производственных затрат:
Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 97.
Порядок и сроки переноса сделанных затрат на себестоимость продукции рассчитываются исходя из вида затрат. Основным критерием для этого является договор, в котором должен быть оговорен срок действия услуги или материальной ценности. Если такого нет, то бухгалтер может самостоятельно выбрать метод определения срока и отразить его во внутреннем документе (приказе, распоряжении согласно п. 4, 8 ПБУ 1/2008).
Обязательная инвентаризация РБП
При использовании счета 97 для учета расходов будущих периодов в конце каждого года должна проводиться его инвентаризация. Целью инвентаризации является сверка оборотов и остатков по этому счету на начало и конец отчетного года. Проверку осуществляет инвентаризационная комиссия на основании данных первичных документов и бухгалтерских справок по списанию РБП.
При проведении инвентаризации необходимо также проанализировать правильность отнесения произведенных затрат на РБП (об этом сказано в п. 3.35 приказа Минфина от 13.06.1995 № 49). Если приобретено что-то, что можно потом продать или обменять, то это не может быть отнесено на будущие затраты. Поэтому рекомендуется отнести данные суммы к соответствующим активам — основным средствам, материалам, выданным авансам — и отразить их на соответствующих счетах (01, 10, 60, 76).
Результаты проверки записываются в акте по форме № ИНВ-11 или на самостоятельно разработанном бланке в 2 экземплярах. Один экземпляр остается у комиссии, второй передается в бухгалтерию.
формы № ИНВ-11 и посмотреть образец его заполнения можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:
Техосмотр
Периодические технические осмотры (ТО) являются условием эксплуатации транспортных средств (пункты 11 и 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090). Документ о прохождении ТО удостоверяет право на эксплуатацию основного средства. Затраты на ТО относятся на определенный будущий период времени – один или два года. Но возникает ли в связи с ТО актив?
Пункт 94 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н) позволяет относить на счет «Расходы будущих периодов» стоимость материалов.
С одной стороны, ввиду несущественности понесенных затрат, этим вопросом можно не задаваться и списать стоимость ТО автомобиля единовременно. Однако МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (пункт 14) требует признания в балансовой стоимости объекта основных средств затрат на проведение регулярных масштабных технических осмотров в целях выявления дефектов, если они являются условием продолжения его эксплуатации. В качестве примера указан самолет. Стоимость очередного ТО подлежит списанию до наступления срока нового.
Данный подход возможно перенести на «российскую почву» (пункт 7 ПБУ 1/2008). Правда, включить перспективные затраты ТО в стоимость основного средства через оценочное обязательство не удастся (см. пример 2 Приложения № 1 к ПБУ 8/2010).
Кроме того, ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н) требует, чтобы инвентарный объект амортизировался как единое целое. Зато на счете 97 стоимость масштабного ТО вы сможете учесть беспрепятственно. Период списания этого актива – до следующего ТО. Такое решение соответствует общей рекомендации Минфина России, содержащейся в письме от 12 января 2012 г. № 07-02-06/5. Его можно закрепить в учетной политике, это не только приблизит отчетность к международной, но и улучшит финансовые показатели компании.
Расходы будущих периодов в налоговом учете 2021
В НК РФ не определено понятие «расходы будущих периодов». Но есть пункты о затратах, которые уменьшают налогооблагаемую базу постепенно в течение некоторого периода. К ним, в частности, относятся (ст. 262, ст. 272 НК РФ) затраты:
- на страхование — добровольное медицинское, КАСКО, ОСАГО;
- на приобретение земельных участков;
- на научные исследования и разработки;
- на изучение природных залежей;
- на сертификацию продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы в 2022 году при расчете налога на прибыль принимаются в том временном промежутке, к которому они имеют отношение для налогоплательщиков, определяющих расходы и доходы по методу начисления. Сумма расхода устанавливается с учетом положений ст. 318-320 налогового кодекса.
Период, к которому нужно отнести произведенные расходы, определяются из условий сделки. Если нет документа, по которому можно определить распределение расходов между доходами, то налогоплательщики устанавливают метод списания (равномерно, пропорционально объему продукции или доходу и др.) самостоятельно и закрепляют его в учетной политике организации.
Как правильно отразить в учетной политике особенности ведения бухучета, читайте в статье «ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)».
Счет 97 в бухгалтерском учете
Счет является активным, относится к группе финансово-распределительных счетов. Аналитический учет на счете ведется по видам расходов. По Дт счета собираются все затраты, по Кт фигурируют финансовые счета и счета материальных ценностей.
Проводки по 97 счету по учету РБП
Типовые корреспонденции 97 счета:
Перспективы применения 97 счета в бухгалтерском учете
С 2011 года в российской системе БУ не существует понятия расходов будущих периодов, и из баланса исключена строка с соответствующим наименованием.
Постепенно продвигающийся процесс сближения РСБУ и МСФО привел к отказу от самого понятия РБП, но счет 97 в Плане счетов по-прежнему остался.
Главным расхождением является факт наличия 97 счета в активе баланса, в то время как фактически это отражение расходов. 97 счет входит в раздел оборотных активов (строка 1260 ) или запасов (строка 1210).
В настоящее время можно представить себе два варианта развития событий с 97 счетом: полный отказ либо продолжение использования.
В первом случае все расходы, относимые на 97 счет, должны отражаться как текущие расходы. Операции по договорам строительного подряда будут отражаться как незавершенное производство. Расходы на ремонт ОС (при отсутствии резервов) необходимо будет признавать в периоде фактического проведения ремонта.
Затраты на получение лицензий тоже придется признавать единовременно в момент фактической оплаты.
Это можно было бы назвать подходящим и логичным вариантом, но реалии нашей жизни вряд ли позволят к нему прийти. До сих пор существует ряд действующих нормативных актов и ПБУ, оперирующих понятием РБП. Это означает, что бухгалтеру в соответствии с ними придется относить на 97 счет соответствующие этим актам расходы, несмотря на то, что в Форме-1 они не будут отражаться, и для попадания в другие ее строки эти расходы будут требовать дополнительной расшифровки.
Фактически, мы идем к полному отказу от использования счета РБП. Но поскольку на практике он используется организациями для выравнивания БУ и НУ, вряд ли это произойдет скоро, несмотря на заверения Минфина.
Отражение РПБ в бухгалтерском балансе
В соответствии с п. 65 Положения № 34н затраты, сделанные в одном отчетном периоде, но относящиеся к следующим, должны отражаться по строкам баланса в соответствии с условиями признания активов в группах статей (письмо Минфина России от 06.06.2013 № 07-01-06/21876). Как правило, для этого используются строки баланса: 1110, 1150, 1210, 1260.
Какую строку баланса выбрать для отображения русходов будущих периодов, узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно узнайте ответ на этот вопрос.
Алгоритм признания РБП
Главная сложность для бухгалтера при признании РБП – классифицировать затраты как актив или как расход. Нормативные разъяснения можно посмотреть в письме Минфина России № 07-02-06/5 от 12.01.2012г. Для того, чтобы определиться, необходимо ответить на следующие вопросы:
- Принесет ли спорный актив экономические выгоды в будущем?
- Сможет ли фирма использовать актив в деятельности?
- Можно ли использовать актив для погашения обязательств или обмена на иной актив?
- Можно ли распределить актив между собственниками?
- Может ли хозяйствующий субъект контролировать данный спорный актив?
В случае отрицательных ответов на вышеприведенные вопросы в бухгалтерском учете должны быть признаны расходы, а не активы. Например, зарплата сотрудников управленческого аппарата в период подготовительных работ по новому производству должна быть учтена в составе расходов текущего периода.