Взаимозачет – это погашение долговых обязательств, при котором не происходит движения финансовых средств. Данная операция возможна при наличии обязательств с одинаковой суммой у компаний перед друг другом.
К примеру, у есть долг перед организацией «Бета» в размере 100 000 рублей. Но и у есть обязательства перед «Альфой» в аналогичном размере. При взаимозачете происходит, фактически, аннулирование взаимных требований. Движения денег в процессе не происходит. Данная операция предполагает использование соответствующих проводок.
Вопрос: Надо ли организации применять ККТ при зачете взаимных требований с физическим лицом, приобретающим у нее товары (работы, услуги)? Посмотреть ответ
Условия осуществления взаимозачета
Взаимозачет не является, согласно закону, сделкой. Его осуществление предполагает соблюдение следующих условий:
- Предприятия инициировали минимум две операции, в результате которых появились их задолженности друг перед другом.
- Обязательства являются встречными. То есть, каждый участник взаимозачета является и дебитором, и кредитором.
- Требования являются аналогичными. То есть, сумма одной задолженности равна сумме другого долга. Однако часто долги не являются полностью однородными. В этом случае происходит взаимозачет на сумму наименьшего долга. Остаток большей задолженности может быть выплачен денежными средствами. Сумма к оплате рассчитывается на основании Акта сверки взаиморасчетов.
Как зачесть встречные требования на основании одностороннего уведомления?
ВАЖНО! Если задолженность перед компанией оплачивается путем предоставления товаров на аналогичную сумму, такая операция взаимозачетом являться не будет. Это бартер, предполагающий иной порядок учета.
ВНИМАНИЕ! Взаимозачет не применяется при возмещении ущерба или выплате алиментов.
Рассмотрим базовые правила взаимозачета:
- Рассматриваемым методом можно погасить задолженность с различным сроком погашения: наступившим, не наступившим, неопределенным. Если срок выплаты долга прошел, требуется покрыть его в течение недели после предъявления требований.
- Обычно в операции участвуют две стороны. Однако во взаимозачете могут принимать участие три и более компании. В этом случае имеют место быть круговые требования.
Учет осуществляется в зависимости от нюансов конкретного взаимного расчета.
Как оформить взаимозачет?
Как сделать Акт сверки в 1С 8.3
Шаг 1. Контроль задолженности контрагентов
Для контроля взаимных требований в 1С 8.3 необходимо вести аналитический учёт задолженности по контрагентам и договорам.
Для контроля и выявления задолженности по контрагентам используется отчёт Оборотно-сальдовая ведомость по счету из раздела Отчёты, где выбираем Оборотно-сальдовая ведомость по счету.
Счёт выбирается соответствующий виду задолженности:
- Кредиторская – 60;
- Дебиторская – 62;
- С прочими контрагентами – 76 и так далее.
Шаг 2. Как сформировать акт сверки
Где найти акт взаимозачёта в 1С? Он оформляется из раздела Покупки или Продажи – Акт сверки расчётов:
- Период – период сверки взаиморасчётов. В табличную часть попадают документы, входящие в этот период;
- Договор – указывается, если необходимо произвести сверку по конкретному договору. Если рассматривается сверка в общем по контрагенту, то договор указывать не нужно:
После заполнения шапки документа заполняем Счета учёта расчетов. Счета можно занести вручную или автоматически заполнить по умолчанию.
Важно! Если в 1С 8.3 создавался какой-то субсчет, то его необходимо добавить вручную:
Необходимо учитывать: когда заполняется табличная часть через кнопку Заполнить, все ручные корректировки её удаляются.
Далее заполняется закладка По данным организации.
Документы можно занести с помощью кнопки Добавить вручную или автоматически нажав Заполнить – по Данным бухгалтерского учёта. При заполнении автоматически анализируется период, а также указанные счета на закладке Счета учёта расчётов:
Закладку По данным контрагента можно заполнить автоматически по данным организации:
В закладке Дополнительно указываются данные для печатной формы:
- Представитель организации и Представитель контрагента – уполномоченные лица, подписывающие Акт сверки;
- Разбить по договорам – позволяет в печатной форме сделать группировку документов по договорам:
В подвале документа отражаются остатки задолженности и расхождение сумм с контрагентом:
Для вывода печатной формы Акта сверки взаиморасчётов в 1С 8.3 нужно воспользоваться кнопкой Печать.
Если Акт сверки согласован, то устанавливаем галочку Сверка согласована. После её установки документ становится недоступным для редактирования.
Важно! Документ Акт сверки взаиморасчётов в 1С 8.3 никаких движений не делает.
Взаимозачёт должен быть отражён в учёте обеих сторон.
Более подробно как сделать акт сверки взаиморасчетов программе 1С Бухгалтерия 8.3 с поставщиками или покупателями за период и отправить его по электронной почте контрагенту читайте в следующей статье.
Формы взаимозачета
Можно выделить следующие формы взаимного расчета:
- Односторонний. Инициирующая сторона оформляет заявление, в котором указывается предложение о проведении взаимозачета. Документ отправляется кредитору компании. Заявление составляется в свободной форме, однако в нем обязательно должен быть перечень обязательной информации: реквизиты организации, наименование заявления, дата оформления, операция, в результате которой возникла задолженность. Датой осуществления зачета можно считать день, в который заявление было получено кредитором.
- Двухсторонний. Составляется двухстороннее соглашение о проведении зачета. Представители обеих компаний ставят свои росписи. Документ также оформляется в свободной форме, в нем указываются реквизиты и информация о сторонах зачета. Двухсторонняя форма считается предпочтительной, так как документ, заключенный между компаниями, является надежным подтверждением согласия сторон на проведение операции. В дальнейшем кредитор не сможет оспорить факт своего согласия.
Процедура осуществляется на основе Акта зачета обоюдных требований. В законе не оговорена форма этого документа, а потому она может быть разработана самим предприятием.
Как провести взаимозачет между организациями в 1С
Рассмотрим, как сделать взаимозачет в 1С на примере.
13 сентября Организация заключила с покупателем ООО «Пилигрим» договор № 625 на поставку мебели на сумму 100 300 руб. в т. ч. НДС 18%.
18 сентября мебель реализована покупателю.
22 октября ООО «Пилигрим» по договору № 705 от 17.10.2018 оказала консультационные услуги стоимостью 66 080 руб. в т. ч. НДС 18%.
31 октября стороны подписали соглашение о зачете взаимных требований по договорам № 625 и № 705 на сумму 66 080 руб., что подтверждено актом взаимозачета.
Как провести акт взаимозачета в 1С 8.3
Акт зачета взаимных требований в 1С 8.3 оформите его документом Корректировка долга в разделе:
- Покупки – Расчеты с контрагентами – Корректировка долга;
- Продажи – Расчеты с контрагентами – Корректировка долга.
Важно оформлять любой взаимозачет документом Корректировка долга, а не документом Операция, введенная вручную. Тогда все субконто будут заполнены корректно, и в дальнейшем не возникнет проблем с взаиморасчетами. При оформлении взаимозачета документом Операция, введенная вручную легко допустить ошибки в аналитике расчетов с контрагентом.
В шапке укажите:
- Вид операции — Зачет задолженности, т.к. одна задолженность погашается за счет другой;
- Зачесть задолженность — сторона, чья задолженность погашается. В нашем случае, это не имеет значения, т.к. погашаются и кредиторская, и дебиторская задолженности.
- В счет задолженности — Нашей организации перед покупателем. Если осуществляется трехсторонний взаимозачет, то необходимо выбрать Нашей организации перед третьим лицом;
- от — дата взаимозачета;
- Покупатель (дебитор) — контрагент по которому осуществляется взаимозачет.
Как сделать взаимозачет в 1С
Данные по кредиторской и дебиторской задолженности можно сформировать автоматически по кнопке Заполнить — Заполнить все задолженности остатками по взаиморасчетам.
Тогда обе вкладки будут заполнены остатками, и нужно будет только откорректировать графу Сумма расчетов, указав в ней сумму взаимозачета.
Итоги взаимозачета выводятся внизу документа:
- Дебиторская задолженность и Кредиторская задолженность — сумма задолженности, которая будет зачтена после проведения взаимозачета;
- Разница — должна равняться «0». Если в данном поле есть сумма, значит, задолженности не равны, и нужно откорректировать графу Сумму расчетов, указав в ней наименьшую сумму задолженности (сумму взаимозачета).
Проводки
Взаимозачет между организациями проводки в 1С 8.3.
Документ формирует проводку:
- Дт 60.01 Кт 62.01 — проведен взаимозачет с контрагентом.
Проводки по бухгалтерии
В бухучете проведенная операция фиксируется после оформления Акта. При этом используются проводки по счетам 60, 62 и 76.
Пример
заключила с организацией «Здоровье» договор подряда на 25 600 рублей. НДС составило 3 905 рублей. Расходы на осуществление работ по подряду равны 14 тысяч рублей. Организация «Здоровье» прежде заключила договор о поставе товаров на сумму 11 800 рублей с «Вита». Налог составил 1 800 рублей. Себестоимость товаров равна 6 500 рублей. Организациями было принято решение о взаимозачете.
Проводки, выполняемые :
- ДТ 60 КТ 62. Пояснение: фиксация взаимных обязательств. Сумма: 11 800 рублей. Документ, на основании которого ведется учет: бухгалтерская справка.
- ДТ 60 КТ 51. Пояснение: перечисление суммы для оставшихся обязательств. Сумма: 13 800 рублей. Первичная документация: платежное поручение.
- ДТ 68 КТ 19. Пояснение: налог к вычету. Сумма: 3 905 рублей. Первичная документация: книга приобретений.
Проводки, выполняемые :
- ДТ 60 КТ 62. Пояснение: фиксирование взаимных обязательств. Сумма: 11 800 рублей. Первичная документация: бухгалтерский учет.
- ДТ 68 КТ 19. Пояснение: налог к вычету. Сумма: 1 800 рублей. Первичная документация: книга приобретений.
- ДТ 51 КТ 62. Пояснение: фиксация суммы выплаченных средств по подряду. Сумма: 13 800 рублей. Первичная документация: выписка из банковского учреждения.
Любая операция в бухучете обязательно должна быть подтверждена первичным документом. В обратном случае отраженные действия вызовут вопросы со стороны налоговых органов.
Тройной взаимозачет
Зачет может производится между тремя и более организациями. Однако такая операция не соответствует всем условиям взаимозачетов, оговоренным в статье 410 ГК РФ. В любом случае, многосторонний зачет может осуществляться согласно статье 421 ГК РФ. Выполняется он на основании договора. Составляется документ на основе общих требованиях, предъявляемых к договорам. Однако он не должен противоречить особенностям многосторонней сделки, что указано в пункте 4 статьи 420 ГК РФ. Обычно компании оформляют соглашение о проведении взаиморасчетов. Форма его законом не установлена. При составлении нужно руководствоваться общими положениями, предъявляемыми к первичной учетной документации.
Запрет на взаимозачёт между тремя организациями
Согласно ст.411 ГК РФ не допускается взаимозачёт между тремя организациями в случаях, если речь идёт о:
- возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью;
- пожизненном содержании;
- взыскании алиментов;
- требованиях, по которым истёк срок исковой давности;
- иных случаях, предусмотренных законом или договором.
Нормативные акты, регулирующие возможность взаимозачёта между тремя организациями
Нормативный акт | Область регулирования |
ст. 410 Гражданского кодекса Российской Федерации | Прекращение обязательств зачётом |
ст. 411 Гражданского кодекса Российской Федерации | Случаи недопустимости зачёта |
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (ст.9) | Требования к первичным документам |
Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (редакция от 08 ноября 2010 г.) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» | План счетов бухгалтерского учёта |
ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации | Понятие сделки |
ст. 154 Гражданского кодекса Российской Федерации | Договоры и сделки |
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 «Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований» | Наличие заявление со стороны одного из юридических лиц |