План счетов для бюджетников: особенности законодательного регулирования
С 2011 года бюджетные структуры, которые учреждены государством или муниципалитетами, делятся на 3 разновидности:
- автономные;
- бюджетные;
- казенные.
Законодатель в целях оптимизации регулирования бухучета в отмеченных структурах разработал специальные НПА. Главный из них — приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н, утвердивший, в частности, Единый план по счетам бухучета.
Юрисдикция приказа Минфина России № 157н распространяется на все разновидности учреждений, функционирующие в рамках бюджетной системы РФ. Однако с целью повышения эффективности регулирования учета в различных разновидностях соответствующих структур законодателем были изданы дополнительные НПА:
- приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н, который регулирует учет финансовых и хозяйственных операций в учреждениях, классифицируемых как казенные, а также в фондах — ПФР, ФСС, ФФОМС и органах власти (ниже мы рассмотрим пределы юрисдикции данного НПА подробнее);
- приказ Минфина от 16.12.2010 № 174н, в котором утверждены нормы, регулирующие учет финансовых операций в бюджетных учреждениях;
- приказ Минфина от 23.12.2010 № 183н, положения которого регулируют бухучет в учреждениях, классифицируемых как автономные.
Исследуя особенности законодательного регулирования бухучета в бюджетных структурах РФ, следует уделить большое внимание понятийному аппарату законодателя.
Инструкция 174н с изменениями на 2022 год – изменения в плане счетов (счет 0 111 00 000)
На счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» осуществляется учет объектов операционной аренды:
Счет аналитического учета | Наименование |
0 111 41 000 | Права пользования жилыми помещениями |
0 111 42 000 | Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями) |
0 111 44 000 | Права пользования машинами и оборудованием |
0 111 45 000 | Права пользования транспортными средствами |
0 111 46 000 | Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным |
0 111 47 000 | Права пользования биологическими ресурсами |
0 111 48 000 | Права пользования прочими основными средствами |
0 111 49 000 | Права пользования непроизведенными активами |
Оформление операций по отражению прав пользования активами:
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Признание арендатором (пользователем имущества) объекта учета операционной аренды | … соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами» | Счетов 0 302 24 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по арендной плате за пользование имуществом»; 0 302 29 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» |
Поступление нефинансовых активов, относящихся к объектам учета операционной аренды на льготных условиях, в безвозмездное срочное пользование в соответствии с договором, отражаемое учреждением (пользователем) нефинансовых активов в сумме справедливой стоимости арендных платежей. | … соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами» | … счета 0 401 40 182 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» |
Прекращение права пользования активом (если договор полностью исполнен) (выбытие объекта учета) в сумме балансовой стоимости права пользования активом | … соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами» | … соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Право пользования нефинансовыми активами» |
Прекращение права пользования активом при досрочном прекращении договора, по которому были приняты на учет объекты учета операционной аренды (выбытие объекта учета) | Способ «красное сторно» в сумме остаточной стоимости права пользования активом: ДЕБЕТ соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами» | КРЕДИТ счетов 0 302 24 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по арендной плате за пользование имуществом», 0 302 29 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», 0 401 40 182 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования». |
В сумме накопленной амортизации права пользования активом: ДЕБЕТ соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами» | КРЕДИТ соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами» |
Какие учреждения ведут план счетов бюджетного учета?
Дело в том, что термин «план счетов бюджетного учета», исходя из норм п. 21 приказа № 157н, применим только к тем структурам, в отношении которых действует исключительно юрисдикция приказа № 162н, то есть к структурам, классифицируемым как казенные, а так же, как мы отметили выше, к органам власти, внебюджетным фондам.
В свою очередь в отношении учета в организациях, относящихся к категории автономных либо бюджетных, правомерно использовать другой термин — «план счетов бухгалтерского учета». И это вполне логично, поскольку данные учреждения обладают большим объемом полномочий в части извлечения доходов от предпринимательской деятельности (п. 2, п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 № 7, касающегося деятельности НКО).
Можно отметить, что ведение хозяйственного учета теми органами, которые осуществляют кассовое сопровождение деятельности автономных либо бюджетных организаций, регулируется приказом № 162н. И это тоже вполне логично, поскольку соответствующие госструктуры, в частности Федеральное казначейство, не занимаются предпринимательской деятельностью, и для них нет необходимости вести бухучет.
Приказ № 162н — главный НПА для бюджетного учета
В связи с вышеизложенным полезно будет изучить пределы юрисдикции приказа Минфина России от 06.12.2010 № 162н. Он устанавливает нормы, регулирующие ведение бюджетного учета:
- учреждениями, относящимися к казенным;
- властными структурами — государственными, муниципальными;
- ПФР, ФСС, ФФОМС, внебюджетными фондами, относящимися к территориальным;
- юрлицами, которые подотчетны государству в части расходования бюджетных средств;
- структурами, в компетенции которых кассовое сопровождение бюджетных транзакций;
- органами Федерального казначейства, муниципальных образований, финансовых структур на уровне субъектов РФ, которые сопровождают ведение хозяйственных счетов бюджетных, а также автономных структур.
Все отмеченные типы структур должны, таким образом, вести бюджетный учет.
Об основных принципах организации бухучета в бюджетных учреждениях читайте в материале «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».
Применение Инструкции 162н по бюджетному учету
Приказ Минфина 162н утвердил инструкцию для юридических лиц, являющихся получателями бюджетных средств. В первую очередь это органы государственной власти и местного самоуправления, казенные учреждения, органы управления внебюджетными фондами.
Бюджетные и автономные организации, корпорации «Росатом» и «Роскосмос» в определенных ситуациях тоже выступают в качестве получателей бюджетных средств. Это происходит, например, при осуществлении бюджетных инвестиций в государственную собственность или при приобретении объектов, становящихся собственностью РФ. Бухгалтерский учет подобных операций ведется на основании Инструкции 162н. Это обязательно отражается в Учетной политике организации.
Учет в бюджетных учреждениях на основе плана счетов
Итак, мы ознакомились с основными НПА, регулирующими составление плана бюджетного учета в 2022 году. Теперь рассмотрим актуальные положения законодательства в части формирования и структурирования счетов, используемых в бухучете.
В соответствии с нормами п. 21 приказа № 157н российские бюджетные организации, используя Единый план счетов либо специальный план учета, обязаны формировать внутренние планы счетов хозяйственного учета, именуемые рабочими.
В обеих разновидностях плана счетов — в документе, утвержденном в приказе № 162н или в рабочем плане, который формируется в учреждении, используются номера счетов, в структуре которых присутствуют 26 цифр.
Рассмотрим их основные особенности, которые можно представить в виде таблицы:
Разряды | Особенности кодов |
1–17 | В цифрах 1–17 фиксируется аналитический код, коррелирующий с кодом классификации бюджетных расходов, доходов учреждения или же иных ресурсов финансирования |
18 | В цифре 18 фиксируется код, отражающий тип денежного обеспечения |
19–23 | В 19–23 цифрах хозяйственного счета, используемого в плане, фиксируется синтетический код, присутствующий в Едином плане |
24–26 | Казенные учреждения должны фиксировать в 24–26 цифрах кода операций по КОСГУ |
реального рабочего плана счетов бюджетного учета, составленного одним из российских муниципалитетов, вы можете на нашем сайте:
Изучим теперь алгоритм составления счета, который может быть включен в рабочий план, более подробно.
Структура плана счетов
Из двух больших групп в структуре – балансовые и забалансовые счета, только балансовые разделены еще на пять частей (разделов), отражающих:
- активы (нефинансовые и финансовые);
- обязательства;
- финансовый результат;
- санкционирование расходов.
Таблица 1 | |||||
Номер разряда счета | |||||
1–17 | 18 | 19–21 | 22 | 23 | 24–26 |
Классификационный признак поступлений и выбытий | Финансовое обеспечение | Объект учета | Группа объекта учета | Вид объекта учета | Вид поступлений, выбытий объекта учета |
Пример: счет КРБ 1 101 1 8 310 «Увеличение стоимости прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения» | |||||
КРБ | 1 | 101 | 1 | 8 | 310 |
См. таблицу 2 | За счет средств бюджета | Основные средства | Недвижимое имущество | Прочие основные средства | Увеличение стоимости ОС |
Таблица 2 | |||||||
Номер разряда КБК (кода расходов) | |||||||
1–3 | 4–5 | 6–7 | 8–2 | 13–17 | 18 | 19 | 20 |
Код главного распорядителя бюджетных средств | Код раздела | Код подраздела | Код целевой статьи | Код вида расходов | |||
Программная (непрограммная) статья | Направление расходов | Группа | Подгруппа | Элемент | |||
Приложение 9 к указаниям № 65н | Приложение 2 к указаниям № 65н | Приложение 10.1 к указаниям № 65н | Приложение 3 к указаниям № 65н |
Для удобства пользователей структура плана счетов представлена в виде таблицы, которая представляет собой по сути перечень группированных счетов.
Табличная форма подачи обусловлена тем, что результат интеграции кодов бюджетной классификации (далее — КБК) и номера счета бюджетного учета — довольно громоздкая разрядность. Именно длина счета фактически свела на нет все попытки вести бюджетный учет вручную и потребовала компьютеризации всего сектора государственного управления.
Уникальность не только в ее адаптации под автоматизацию учета, но и в том, что она дополнительно отражает увеличение и уменьшение соответствующих величин. Например, раздел с нефинансовыми активами содержит в себе еще ряд позиций: от указанных активов в пути до амортизации.
Благодаря своей структуре план счетов – это полная и стройная иерархическая система, которая содержит в себе:
- Все разновидности обязательств и активов;
- Перечень синтетических счетов (обобщают информацию исключительно в денежном выражении).
Структура плана счетов предназначена для большого количества разнообразных субъектов учета, для казенных учреждений ее нельзя назвать идеальной. Далеко не все счета бюджетного учета учреждение будет использовать. Поэтому учреждения разрабатывают для применения на практике рабочий план счетов. Необходимо оставить только те синтетические счета, которые использует учреждение.
В отличие от синтетических счетов, аналитические характеризуют объект более детально и содержат не только денежные характеристики. Аналитические счета не ведутся по денежным средствам. Из-за интеграции с бюджетной классификацией номер счета содержит в себе ровно 26 разрядов. Под каждый разряд, начиная с 18-го выделена отдельная графа.
Первые 17 разрядов своего рода были зарезервированы под коды различных классификаций:
- Классификации доходов;
- Ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов;
- Классификации источников финансирования дефицита бюджетов.
В 18-ом разряде должен быть указан код вида деятельности. По умолчанию всегда стоит «1» — бюджетная деятельность, но возможны и другие коды:
- «2» по приносящей доход деятельности (если казенное учреждение утилизировало металлолом в соответствии с требованиями законодательства);
- «3» по деятельности со средствами, находящимися во временном распоряжении.
- Коды синтетического счета и аналитического занимают, соответственно 19-21-й и 22-23-разряды. Формирование аналитики для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям должно быть регламентировано ГРБС.
С 1 января 2016 года учреждения были готовы ставить с 24-го по 26-й разряды исключительно нули, так как они были предназначены для кода классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ). Однако с 1 апреля 2016 года ситуация изменилась: по ряду операций учреждения могут предусмотреть использование КОСГУ. Такое решение необходимо закрепить в учетной политике.
Непосредственно код счета бюджетного учета образуют разряды 18-23. Если исходить именно из кода счета, то из около 2000 наименований большинство из них представляет собой субсчета первого — третьего порядка. Например, номер счета по учету основных средств бюджетной деятельности составит 110100000.
Алгоритм формирования счета в 2022 году
Наиболее проблемная часть структуры счета, размещаемого в рабочем плане, — это коды, относящиеся к аналитическим и фиксируемые в цифрах 1–17. Здесь может указываться:
- КДБ (код доходов, установленный для бюджета);
- КРБ (код расходов, также установленный для бюджета законодательно);
- КИФ (код, соответствующий источникам финансирования).
Рассмотрим, как определяется необходимое значение в цифрах счета с 1 по 17 на примере КРБ.
Структура КРБ такова:
- в 1–3 разрядах фиксируется код распорядителя — его можно посмотреть в приложении № 9 к приказу Минфина России от 01.07.2013 № 65н;
- в 4–7 разрядах фиксируются коды раздела, а также подраздела — их можно узнать в приложении № 2 к приказу № 65н;
- в 8–17 разрядах фиксирует код целевой статьи затрат — его можно подобрать из перечня, содержащегося в приложении № 10 к приказу № 65н;
- в 15–17 разрядах фиксируется конкретный вид расходов — его можно выбрать из перечня в приложении № 3 к приказу № 65н.
Вместе с тем следует отметить, что законодатель, сформировав довольно сложные критерии вычисления разрядов 1–17, дает бюджетным учреждениям возможность предельно упросить задачу, указав в соответствующем компоненте счета нули (приложение № 2 к инструкции, утвержденной приказом № 162н). Эту возможность, в частности, задействовал муниципалитет, составивший рабочий план, который доступен по вышеуказанной ссылке.
Поэтому, если указать в 1–17 разрядах нули, то главной задачей в формировании хозяйственного счета для рабочего плана будет определение 18–26 цифр счета, включаемого в Рабочий план.
Формируем счет для плана: разряды 18–26
Цифра, указываемая в разряде 18, зависит от типа финансирования. Скорее всего, это будет цифра 1 (учетная операция реализуется за счет ресурсов бюджета) либо 3 (отражает операцию, проводимую за счет денежных средств, находящихся во временном распоряжении бюджетной структуры). К слову, данный разряд, исходя из структуры приложения № 1 к Инструкции, утвержденной приказом № 162н, также можно указывать в виде нуля. Многие российские госструктуры так и делают — в этом можно убедиться на примере реального рабочего плана, который был представлен нами выше.
В цифрах 19–23, как мы отметили выше, фиксируется код, указанный в Едином плане и коррелирующий с синтетическим учетом. В цифрах 24–26 фиксируется код КОСГУ. Его можно узнать из приложения № 5.1 к приказу Минфина № 65н.
Указанные в начале статьи положения НПА, которые регулируют учет в бюджетных учреждениях РФ, довольно часто корректируются. Изучим подробнее актуальные новшества в части норм, утвержденных законодателем в приказе № 157н, а также приказе № 162н в 2020 году.
Новое в Едином бюджетном плане счетов бухгалтерского учета
Итак, первый НПА, положения которого мы рассмотрим на предмет нововведений, — приказ Минфина России № 157н, посредством которого законодатель утвердил Единый план счетов в организациях, входящих в бюджетную систему РФ.
В соответствии с изменениями, внесенными в рассматриваемый источник права приказом Минфина от 27.09.2017 № 148н, вступившим в силу 29.10.2017, из Плана счетов были исключены два счета: 204 51 «Активы в управляющих . У трех счетов были заменены названия:
- 204 32 «Участие в государственных (муниципальных) предприятиях»;
- 206 61 «Расчеты по авансовым платежам (перечислениям) по обязательным видам страхования»;
- 206 63 «Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления».
Новая редакция инструкции № 157н предусматривает, что при ведении учета должен соблюдаться принцип осмотрительности, то есть устанавливается приоритет признания расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов. Также важным нововведением является требование отражать исправление ошибок прошлых лет в учете и отчетности обособленно.
О нововведениях в бюджетном учете в 2020 году
Единый план счетов
Что представляет собой Приказ № 157н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год)? Это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.
Инструкция 157н по бюджетному учету в 2022 году с изменениями, текст последний раз был скорректирован 31.03.2018 отдельным Приказом № 64н.
Кто должен применять:
- казенные, БУ и АУ;
- госорганы и органы местного самоуправления;
- финансовые органы и Казначейство;
- внебюджетные фонды всех уровней.
Актуальный документ: инструкция 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями (скачать).
Бюджетный учет в казенных организациях, госфондах и органах власти
Приказом от 31.10.2017 № 172н, вступившим в силу 08.12.2017, Минфин РФ обновил инструкцию по бюджетному учету № 162н.
В новой редакции инструкции № 162н дана рекомендация по оформлению внутреннего перемещения объектов основных средств по дебету и кредиту соответствующих аналитических счетов счета 010100000 «Основные средства» при передаче имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение.
Также инструкция № 162н дополнена:
- Положением о порядке обособления обязательств по исполнительным документам на счетах 040120000 «Расходы текущего финансового года» и 040160000 «Резервы предстоящих расходов» в ситуации, когда неизвестны источник образования задолженности, КБК, величина обязательства. В таких случаях инструкция предписывает в разрядах 15–17 указывать номера счета КВР830, а в разрядах 24–26 — КОСГУ 290, а после выяснения недостающих данных и уточнения аналитического счета отразить внутреннее перемещение по счетам.
- Порядком отражения на счетах учета изменения финансовых вложений в уставной фонд при преобразовании ГУП (МУП). Уменьшение финансовых обязательств отражается по дебету счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счета 120432630 «Уменьшение участия в государственных (муниципальных) предприятиях», а увеличение финансовых обязательств отражается по дебету счета 020433560 «Увеличение стоимости участия в государственных (муниципальных) учреждениях» и кредиту счета 040110172 «Доходы от операций с активами».
- Изменениями, которые внесены в инструкцию № 157н.
О формировании проводок в бюджетном учете при начислении заработной платы читайте в статье «Проводки по заработной плате в бюджетном учете».
Про особенности бюджетного учета основных средств читайте в статье «Бюджетный учет основных средств в 2022 году (нюансы)».
А со списанием основных средств в бюджетном учете вас познакомит материал «Списание основных средств в бюджетных учреждениях».
27 декабря 2022 года Минфин РФ подготовил проект внесения изменений в инструкцию № 162н. Часть изменений вызвана вступлением в силу с 01.01.2020 отдельных федеральных стандартов по бухгалтерскому учету для организаций госсектора.
См.: «Новый стандарт по основным средствам для бюджетников».
В частности, предполагается, что будет удален ряд счетов, введены новые, а также изменены наименования некоторых счетов. Например, в разделе «Нефинансовые активы» предполагается исключение счетов «Прочие основные средства — недвижимое имущество учреждения», «Жилые помещения — иное движимое имущество учреждения», «Основные средства — предметы лизинга» и другие; добавление счета для отражения имущества в концессии. Ожидаются изменения и в других разделах Плана счетов.
Сложные ситуации применения плана счетов
Практически весь 2016 год по письмам Минфина России можно было отследить подготовку изменений в Инструкцию № 162н. В сложных ситуациях большинство бухгалтеров ориентировались именно на разъяснения чиновников. Но не все и не всегда согласны с тем, что такие разъяснения не приведут в дальнейшем к искажению бюджетной отчетности.
Статус писем Минфина России хорошо изучен только в отношении рекомендаций по вопросам налогообложения (уже сложилась определенная судебная практика). Последствия применения писем Минфина с разъяснениями в отношении Инструкции № 162н изучены гораздо слабее и не рассматривались в суде.
Согласно статье 21 Закона «О бухучете» разъяснения чиновников можно рассматривать как рекомендации и, следовательно, как документы, регулирующие бухгалтерский учет. Бюджетный учет принято рассматривать как бухгалтерский. Применение Закона «О бухучете» обязательно для казенных учреждений. Таким образом в вопросе следовать или нет разъяснениям чиновников – ответ скорее положительный, чем отрицательный.
Если разъяснения чиновников по каким-либо причинам вызывают у бухгалтера чувство неприемлемости – можно обжаловать такие письма в Верховном суде. Такая возможность стала доступной с 16 марта 2016 года, после вступления в силу Федерального конституционного закона от 15 февраля 2016 г. № 2-ФКЗ.
Однако для того, чтобы не приходилось тратить время в судах, благоразумнее в сложных ситуациях:
- получать персональную консультацию;
- в тексе запроса на получение рекомендаций предлагать варианты применения Инструкции № 162н, которые, по мнению бухгалтера, позволяют наиболее полно учесть факт хозяйственной жизни.
Такой подход позволит сократить время ожидания ответа и более конструктивно работать с контролирующими органами.
Для учреждения неправильное применение Инструкции № 162н может привести к судебным разбирательствам (при уверенности бухгалтера в его правоте). Так, суды признают, что к нарушению показателей отчетности приводят, с вытекающими для учреждения последствиями нарушение Инструкции №162н при постановке на учет объектов:
- основных средств (на счет бюджетного учета, не применяемый для учета этих объектов);
- недвижимого имущества, не зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ, как объекты основных средств.
Такие выводы содержит Постановление АС ВСО от 1 июля 2015 года № А33-12707/2014.
На основании доказанного нарушения применения бухгалтерских записей об операциях с расходами (п. 121 Инструкции № 162н) суды признают факт бюджетного правонарушения (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 марта 2016 года № Ф09-12014/15 по делу № А07-3184/2015).
Итоги
Структуры, обязанные вести бюджетный учет, должны разработать рабочий план счетов на основе законодательно утвержденных. На начало 2022 года в рабочий план счетов и кодировку счетов необходимо внести изменения с учетом требований новых нормативных документов по бюджетному учету, а также при необходимости перенести остатки с исключенных счетов учета.
По какой форме бюджетные организации сдают бухгалтерскую отчетность, читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую за 2019-2020 годы».
Источники:
- приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н
- приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н
- приказ Минфина от 23.12.2010 № 183н
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.