Коммерческие затраты напрямую НЕ связаны с производством
,
оказанием услуг, выполнениемработ
и НЕ включаются в себестоимость продукции, работ, услуг:
- расходы на хранение (пп. «д» п. 26 ФСБУ 5/2019);
- расходы на рекламу и продвижение продукции (пп. «е» п. 26 ФСБУ 5/2019);
- и иные затраты, осуществление которых не является необходимым для осуществления производства продукции, работ, п. 26 ФСБУ 5/2019).
В рабочем Плане счетов 1С на счете 44 «Расходы на продажу» предусмотрены субсчета для учета расходов на продажу для:
- торговых организаций,
- производственных организаций,
В течение месяца затраты накапливаются по Дт 44, а в конце — признаются в расходах в полном объеме Дт 90.07 «Расходы на продажу».
Коммерческие затраты в УП
Порядок учета коммерческих затрат рекомендуем закрепить в УП
– что будет относиться к таким затратам:
Каким образом в БУ учитываются затраты по доставке товаров до покупателя?
Затраты по доставке товаров до покупателя включаются в издержки обращения и являются расходами текущего периода:
- документ Поступление (акт, накладная, УПД) вид операции Услуги – Статья затрат вида Прочие расходы
Затраты будут полностью списываться в Дт 90.07 в конце месяца.
Предприятие выпускает продукцию и доставляет ее оптовым покупателям. Продукция учитывается по нескольким номенклатурным группам и выпускается разными подразделениями. Каким документом и на каком счете правильно отразить затраты на доставку продукции так, чтобы затраты увеличивали себестоимость продукции? Одновременно доставляется продукция из разных номенклатурных групп.
Доставку готовой продукции нельзя включать в фактическую себестоимость продукции (п. 26 ФСБУ 5/2019). Расходы на доставку должны быть отнесены на счет 44 «Расходы на продажу».
Пример учета коммерческих расходов
ООО «Фантазия» (работает на ОСН) печет хлеб и сладкие булочки. В мае 2022 г. компания решила нанять сотрудника, который бы занимался сбытом выпечки. Его заработная плата составляет 30 000 руб. Кроме того, на предприятии есть два водителя-экспедитора, которые развозят хлеб и булочки, им ООО «Фантазия» платит по 20 000 руб. В конце мая фирма решила провести рекламную акцию с помощью ИП Ледовский А. И. (он применяет ЕНВД) — был заказан баннер стоимостью 30 000 руб. и реклама на радио. Всего ООО «Фантазия» потратило на эти цели 53 450 руб.
В бухучете ООО «Фантазия» проводки по учету коммерческих расходов следующие:
Дт 44 Кт 70 на 30 000 руб. — отражена в расходах зарплата маркетолога;
Дт 44 Кт 70 на 40 000 руб. — отражена в расходах зарплата двух водителей;
Дт 44 Кт 69 на 21 000 руб. — отражены в расходах взносы во внебюджетные фонды с ФОТ сотрудников, задействованных в реализации хлеба и булочек;
Дт 70 Кт 68 на 9 100 руб. — удержан НДФЛ с зарплаты сотрудников, задействованных в реализации хлеба и булочек;
Дт 10 Кт 60 на 30 000 руб. — рекламная конструкция (баннер) была учтена в качестве материалов;
Дт 44 Кт 10 на 30 000 руб. — списаны расходы на баннер;
Дт 44 Кт 60 на 23 450 руб. — отражены расходы на рекламу на радио, поставщик — ИП Ледовский А. И.;
Итого дебетовый оборот по счету 44 на 31.05.2020 составил 144 450 руб.
Далее бухгалтер ООО «Фантазия» поступает в соответствии с учетной политикой. Если, согласно ей, расходы на продажу не распределяются, то в учете будет сделана проводка Дт 90 Кт 44 на 144 450 руб. (списаны по итогам месяца коммерческие расходы).
Если же ООО «Фантазия» распределяет коммерческие расходы, то следует отделить транспортные расходы и расходы на упаковку и их распределить между проданными хлебобулочными изделиями и остатками на складах, а остальные расходы на продажу списать на счет 90 полностью.
Транспортными расходами в данном случае являются зарплата и взносы на соцстрахование водителей, которые развозят готовую продукцию: 40 000 + 12 000 = 52 000 руб.
Условимся, что себестоимость проданной в мае продукции — 546 000 руб. Остаток нереализованных изделий на 31.05.2020 — 46 000 руб. Остатка нереализованных изделий на 01.05.2020 не было.
Тогда сумма транспортных расходов, которая приходится на остаток непроданных товаров, будет равна:
46 000 × 52 000 / (546 000 + 46 000) = 4 040,54 руб.
Поскольку остатка коммерческих расходов, несписанных в прошлом месяце, в нашем примере нет, то по итогам мая бухгалтер ООО «Фантазия» сможет списать 144 450 – 4 040,54 = 140 409,46 руб.
Проводка будет следующая:
Дт 90 Кт 44 на 140 409,46 руб. — списаны по итогам месяца коммерческие расходы.
Затраты на хранение сырья и ГП
На каком счете отражать затраты на аренду склада для хранения сырья и готовой продукции? Ведем учет на счете 25, смущает положение, что услуги по хранению не включаются в себестоимость продукции с 2022, а при таком учете они туда попадут.
В соответствии с пп. «д» п. 26 ФСБУ 5/2019 затраты на хранение, если это не часть технологического процесса, не включаются в себестоимость ГП, работ, услуг. Если учитывать такие затраты по Дт 25 , то 1С будет их распределять в Дт 20 пропорционально базе распределения, установленной в УП. Даже если базы не будет, то 1С подберет автоматически другую. Расходы на хранение учитывайте в Дт 44.02 – как расходы на продажу производственных организаций.
См. также:
- Фактическая себестоимость запасов
- Транспортно-заготовительные расходы при приобретении материалов: законодательство и 1С
- Учет расходов на доставку товаров при их реализации
- [08.06.2021 запись] Практика применения ФСБУ 5/2019 Запасы в 1С — Часть 3
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
- Прямые производственные затраты (счет 20) с 2022 …
- Косвенные производственные затраты (счет 25) с 2022 …
- Управленческие затраты (счет 26) с 2022 …
- Затраты на хранение запасов по ФСБУ 5/2019 …
Виды транспортных расходов
Для анализа, планирования и учета транспортных расходов необходимо их сгруппировать по видам, например:
• транспортные услуги сторонних организаций;
• расходы по содержанию собственного автотранспорта;
• использование личного автотранспорта сотрудников;
• аренда автотранспорта с экипажем и без экипажа.
Кроме этого, в зависимости от вида деятельности организации и объема выручки внутри каждого вида на практике применяют дополнительный аналитический классификатор учета транспортных расходов исходя из требований локального технологического процесса.
Например, в торговле можно применить классификатор в зависимости от конечного пункта назначения:
• расходы, связанные с закупкой товаров (доставка приобретенных товаров до склада торговой компании);
• расходы, связанные с транспортировкой товаров между подразделениями компании (со склада на склад);
• расходы, связанные с продажей товаров (доставка проданных товаров покупателю).
Проанализируем два наиболее используемых вида транспортных расходов.
Услуги сторонней транспортной организации
Чтобы отразить в учете такие услуги, необходимо иметь следующий комплект документов:
1. Договор или счет на перевозку грузов.
2. Акты сдачи-приемки оказанных услуг.
Составляются ежемесячно в произвольной форме в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Акт сдачи-приемки оказанных услуг — основание для отнесения на себестоимость затрат по договору перевозки, а также для составления подрядчиком счета-фактуры для расчетов по НДС. Необходим в тех случаях, когда в стоимость услуг, кроме транспортных, входят оплату дополнительных услуг, например: обеспечение постоянной готовности транспортных средств для ускоренной подачи их по заявке организации и др. Реквизиты акта должны соответствовать ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011г.
3. Товарно-транспортные накладные (ТТН) на перевозку грузов, принадлежащих организации.
ТТН выполняет, главным образом, две функции:
• во-первых, она служит доказательством наличия правоотношений между грузоотправителем и перевозчиком по перевозке груза и, соответственно, средством правовой защиты интересов сторон при возникновении спора;
• во-вторых, она регулирует отношения сторон по договору перевозки груза, определяя условия перевозки. При приеме груза перевозчик вправе сделать оговорки в транспортной накладной, в частности, касающиеся недостатков упаковки груза. Если договором предусмотрено, что товар доставляется на склад покупателя автомобильным транспортом, помимо накладной формы ТОРГ-12 (или УПД) оформляется еще и ТТН по форме 1-Т[3] независимо от того, кто доставляет товар — покупатель, продавец или специализированный перевозчик[4].
При этом если доставку товара осуществляет поставщик и стоимость доставки выделяется отдельной строкой, такой договор поставки будет являться смешанным (продажа товара и его доставка, которая регулируется правилами, применяемыми к договорам перевозки). Следовательно, у покупателя тоже должна быть товарная накладная (оформляется поставщиком) и ТТН.
Если доставку товара организует экспедитор, кроме транспортной накладной, ТТН (если покупатель является грузополучателем) необходимо наличие поручения экспедитору и экспедиторской расписки[5].
Если надлежаще оформленной транспортной накладной не будет, факт принятия груза перевозчиком и оказания им услуг перевозки может быть признан судом недоказанным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.
4. Счета-фактуры. Они выставляются транспортной фирмой на организацию согласно требованиям ст. 169 НК РФ, составляются в течение пяти дней с даты составления акта сдачи-приемки оказанных услуг и на основании данного акта.
Счета-фактуры — основание для оприходования НДС, уплаченного подрядчику, а также для принятия его к зачету при соблюдении условий, установленных Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, если вы планируете использовать услуги сторонней транспортной организации, позаботьтесь о том, чтобы у вас были оформлены первичные документы. И если у вас будет правильно оформленная документации, вам будет проще контролировать целесообразность данных расходов. Кроме того, так вы сведете к минимуму налоговые риски при проверке контролирующего органа.
Расходы по содержанию собственного автотранспорта
К данным расходам, в частности, относятся:
• расходы на ГСМ (все виды топлива — газ, бензин, дизтопливо, масла и смазки и пр.);
• расходы на технический осмотр;
• расходы на покупку «зимней» резины;
• затраты на мойку автомобиля;
• плата за хранение автомобиля на платной стоянке и др.
Такие расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности[6]. Расходы на содержание служебного транспорта отражаются по соответствующей статье затрат — как правило, в составе общехозяйственных расходов по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счетов 10, 69, 70 и др.
Сумма расходов по ГСМ в учете отражается на основании данных о пробеге автомашины, указанных в путевых листах, по нормам расходования ГСМ, утвержденным организацией.
Сумма расхода отражается по дебету счета учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 10 субсчет «Топливо».
Основной документ для учета использования ГСМ — путевые листы, которые не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность затрат, связанных с использованием автотранспорта.
К сведению
Актуальные обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368, который применяется организациями и ИП, эксплуатирующими легковые автомобили.
Организации, не относящиеся к транспортным, могут разработать собственную форму путевого листа с учетом требований Приказа № 368 и обязательных реквизитов, указанных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 26.07.2019).
Сверхнормативный расход топлива в бухгалтерском учете включается в состав прочих расходов, а в налоговом не уменьшает налоговую базу. Базовые нормы расхода ГСМ установлены Методическими рекомендациями[7]. В то же время в письме от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61 Минфин России разрешил налогоплательщику руководствоваться технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля, до принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке.
Расчет расходов по ГСМ
Организация закупает ГСМ для служебных автомобилей. В течение августа топливо заправлялось в бак автомобиля трижды (все цены указаны без НДС):
• 2 августа — 70 л по цене 20 руб. за 1 л на сумму 1400 руб.;
• 10 августа — 60 л по цене 19 руб. за 1 л на сумму 1140 руб.;
• 20 августа — 70 л по цене 22 руб. за 1 л на сумму 1540 руб.
Согласно путевым листам и нормам, установленным в организации, за август израсходовано 170 л бензина.
Согласно учетной политике списание производится по средней себестоимости.
Рассчитаем количество ГСМ, подлежащих списанию в августе месяце.
Сначала определяем среднюю себестоимость единицы материалов (1 л):
(1400 руб. + 1140 руб. + 1540 руб.) / (70 л + 60 л + 70 л) = 20,4 руб.
Тогда стоимость бензина, подлежащая списанию, составит:
20,4 руб. × 170 л = 3468 руб.
Отражение в учете:
Дебет счета 20 Кредит счета 10 субсчет «Топливо в баках» — 3468 руб. — списана стоимость ГСМ за август месяц.