Учет запасных частей: проводки, документация и бухгалтерский учет


Особенности замены запасных частей основного средства

Установка новых деталей, узлов, запасных частей на основное средство (ОС) производится взамен вышедших из строя изношенных элементов. При замене запчастей характеристики ОС остаются неизменными, стоимость не увеличивается. Целью проведения ремонтных работ является устранение неисправностей и осуществление профилактических мероприятий по замене изношенных частей.

Ремонтные работы производятся собственными силами (хозспособом) либо с привлечением подрядных организаций (центров сервисного обслуживания). Вне зависимости от способа проведения ремонта на предприятии должен быть разработан документооборот.

Для каждого основного средства утверждается порядок и периодичность проведения:(нажмите для раскрытия)

  • Профилактических мероприятий.
  • Текущего обслуживания.
  • Среднего ремонта (для транспортных средств).
  • Капитального ремонта.

Контроль над состоянием ОС и проведением ремонта осуществляет комиссия, постоянно действующая на предприятии. Предприятия, не утвердившие перечень запчастей, подлежащих замене, производят ремонт на основании дефектной ведомости. Документ используется для списания деталей и утверждения плана проведения ремонтных работ.

Возникающие нюансы

Составление акта на списание запчастей автомобиля нередко становится «камнем преткновения» при возникновении претензий со стороны налоговых органов.

Образец акта технического состояния оборудования подлежащего списанию смотрите в статье: акт списания оборудования.

Как оформить образец акта на списание топлива, .

В частности это обусловлено отсутствием четкого регламента, какой именно акт применять в определенном случае. По этой причине случаются такие нарушения как:

Списание запчастей при выдаче со склада прямым расходомА не посредством акта. В этой ситуации необоснованной остается причина передачи запчастей, поскольку не обоснована необходимость осуществления ремонта и замены запчастей. Нужно использовать образец акта списания запчастей на ремонт автомобиля
Запчасти списываютсяБез подтверждения установки их на автомобиль
Отсутствие в документеПодтверждающем списание запчастей, наименований должностей и фамилий лиц, подписавших документ
Списание приобретенных запчастейБез предварительного оприходования таковых

Что касается самого акта списания запчастей на автомобиль, то действительность документа признается лишь при соблюдении основных требований. Таких как наличие обязательных реквизитов и точность данных.

То есть все списываемые детали должны идентифицироваться максимально подробно, чтобы исключить вероятность ошибочного списания иных объектов. Это же касается и стоимости списываемых запчастей.

Списывается сумма, потраченная на приобретение нужной детали, а не остаточная стоимость изношенной запчасти. Списание запчастей требует соблюдения некоторых предварительных процедур.

Так акт на списание запчастей может составляться только по окончании процесса по выявлению дефектов и установления объема работ. А изначально необходим надлежащий приказ руководителя.

Формирование приказа по транспортному средству

Для формирования приказа по транспортному средству изначально требуется техническое заключение о выходе автомобиля из строя по причине физического износа деталей.

В заключении указывается, что необходимо восстановить определенный узел посредством частичной замены деталей либо необходимо заменить таковой по причине невозможности ремонта.

На основании технического заключения руководитель организации издает приказ о проведении ремонта в соответствии с техническим заключением.

При этом издается приказ о создании специальной комиссии, которая определит необходимость ремонта автотранспорта. Если необходимость ремонтных работ подтверждается, составляется дефектная ведомость.

В ней указывается, какие именно запчасти нуждаются в замене. На основании дефектной ведомости приобретаются нужные запчасти, которые потом передаются по требованию-накладной.

По окончании ремонта составляется акт списания материалов. В случае, когда остались пригодные к использованию запчасти, их приходуют на основании акта комиссии. Когда запчасти не подлежат последующей эксплуатации, составляется акт утилизации.

Заполнение формы ОС-4а

Отдельный порядок списания предусмотрен в случае, когда ремонт автомобиля признается нецелесообразным. Например, физический износ средства слишком велик, а амортизационная стоимость уже списана.

В этой ситуации списывается автотранспортное средство полностью. Для списания используется типовой бланк, утвержденный Госкомстатом РФ в Постановлении №71а от 30.10.1997.

Составляют акт по форме ОС-4а в двух экземплярах. Первый передается в бухгалтерию вместе с документом, подтверждающим снятие авто с учета в ГАИ.

Другой экземпляр сохраняется у ответственного лица и становится основанием для сдачи на склад ценностей и материалов, оставшихся в результате списания.

При заполнении формы ОС-4а:

Расходы на списание и стоимость ценностейОставшихся после разбора автомобиля, отображаются в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания»
В восьмой графе отображаетсяСумма начисленной амортизации по авто на момент его выбытия
В разделе «Подлежат оприходованию следующие основные детали и узлы»Отображаются количество, номенклатурные номера и стоимость оставшихся после списания материальных ценностей
С первой по четвертую графыОтображается сумма всех расходов по списанию авто
В графах с пятой по девятуюПрописываются данные о связанных со списанием расходах и поступивших после списания ценностей

Подписывается акт ОС-4а всеми членами комиссии и главным бухгалтером. После этого документ утверждает руководитель организации.

Образец акта на списание автошин

На данное время отсутствуют утвержденные нормы относительно списания запчастей и расходных материалов, в том числе и шин, применяемых в процессе эксплуатации автотранспорта.

Норма эксплуатационного пробега шин определяется заводом-изготовителем. Руководствуясь данной информацией, руководитель предприятия может самостоятельно утвердить нормы пробега автомобильных шин.

Также допускается основывать утверждение на имеющемся опыте эксплуатации. В любом случае нормы эксплуатационного пробега должны быть обоснованы, экономически оправданы и документально подтверждены.

Какие могут быть причины списания мебели в акте на списание узнайте из статьи: акт списания.

Как составить образец дефектного акта на оборудование, .

Про форму дефектного акта в строительстве РФ, .

Списание автошин осуществляется по стандартной схеме. Но при этом нужно учитывать тот нюанс, что списанные шины необходимо сдать на утилизацию.

Образец акта на списание автошин выглядит так:

  1. Название – «Акт на списание автошин».
  2. Номер документа, утвердившая организация.
  3. Состав комиссии с указанием приказа о назначении.
  4. Факт признания шин не пригодными к использованию.
  5. Название организации или подразделения, эксплуатировавшего автомобиль.
  6. Данные об авто.
  7. Данные о шинах с указанием фактического пробега и нормы эксплуатационного пробега шин.
  8. Перечень дефектов автошин.
  9. Вывод комиссии относительно дальнейшего использования (полная непригодность, сдача на утилизацию).
  10. Подписи всех членов комиссии.

Нужен ли акт осмотра автомобиля

Акт осмотра автомобиля требуется на самом начальном этапе, когда готовится техническое заключение о состоянии авто. Актом обосновывается необходимость ремонта транспорта и последующее списание запчастей.

Также акт осмотра составляется по завершении ремонта для обнаружения возможных оставшихся неисправностей.

Структура акта осмотра автомобиля включает в себя:

  • обязательные реквизиты;
  • состав комиссии;
  • идентификационные сведения об авто;
  • название владельца;
  • параметры технического состояния;
  • подписи ответственных лиц.

Какая бы форма акта не использовалась для списания запчастей автомобиля, ее следует утвердить в учетной политике на основании приказа руководства.

А оформляя акт, не следует забывать и о дополнительных документах, оправдывающих создание акта списания.

Предыдущая статья: Акт списания оборудования Следующая статья: Акт на списание канцтоваров

Покупка и продажа запасных частей

После покупки запчастей ТМЦ приходуются и размещаются на склад для хранения. Учет поступления производится на основании первичных документов.

ДокументыПорядок применения
ДоговорИспользуется форма поставки, купли-продажи
Транспортная накладнаяПодтверждает отгрузку ТМЦ
Накладная ТОРГ-12Применяется для получения информации о ТМЦ – номенклатуре, количестве, параметрах и подтверждения передачи
Авансовый отчетИспользуется для документального подтверждения закупки, произведенной подотчетным лицом
Платежные документы – поручения, БСО, квитанции, чеки, ПКОПодтверждают факт оплаты за поставку, что является обязательным условием для учета затрат на предприятиях с кассовым методом учета доходов и расходов

Продажа запчастей производится в рамках обычной деятельности либо в порядке реализации остатков. При реализации ТМЦ:

  • Используются документы, аналогичные оформлению покупки.
  • Предприятия на ОСНО или УСН учитывают стоимость приобретения в составе расходов. Продажа производится оптовым или розничным покупателям.
  • При реализации запчастей организациями на ЕНВД реализация производится только розничным покупателям.

Продажа запчастей осуществляется предприятиями, заявившими в составе видов деятельности торговлю непродовольственными товарами.

Как отражать ликвидацию основного средства в 1С:Бухгалтерии 8

Пример

Компания работает на ОСНО и является плательщиком НДС. С 2022 года она переходит на использование ФСБУ 6/2020.

В феврале 2022 года она списывает ОС в связи с неэффективностью его использования.

В учете первоначальная стоимость объекта — 1 млн. руб., накоплено амортизационных отчислений — 325 тыс. руб., размер ежемесячной амортизации — 25 тыс. руб.

Демонтаж ОС осуществлялся сторонней фирмой, за что ей заплатили 120 тыс. руб. (в т.ч. НДС 20%).

Оценочное обязательство по демонтажу, утилизации и восстановлению окружающей среды раньше по объекту не признавали, обесценение не учитывали. При демонтаже были извлечены ТМЦ, и компания приняла решение использовать их в своей деятельности.

Для отражения расходов на демонтаж объекта при привлечении сторонней фирмы используется документ «Поступление (акт, накладная, УПД)». При этом нужно поставить вид операции « указываются счета учета расходов по демонтажным операциям для целей бухгалтерского и налогового учета.

В бухучете расходы на демонтаж и утилизацию основного средства относятся к затратам периода их осуществления. Также эти расходы нужно учитывать при расчете:

  • финансового результата от выбытия ОС;
  • стоимости ТМЦ, полученных при списании ОС.

В связи с этим расходы на демонтаж в бухучете рекомендуется отображать на сч. 01.09 «Выбытие основных средств» с фиксацией выбывающего объекта. Когда процедура выбытия будет закончена, балансовая стоимость объекта с учетом расходов на демонтаж, указанная на сч. 01.09, будет списана на сч. 91 «Прочие доходы и расходы». 1С определит финансовый результат от выбытия объекта и учтет его при расчете стоимости извлеченных ТМЦ.

В налоговом учете затраты на ликвидацию основного средства нужно включить во внереализационные расходы (ст. 265, 272 НК). Соответственно, в 1С в налоговом учете расходы на демонтаж надо зафиксировать на сч. 91.02 «Прочие расходы».

Корреспонденция счетов при проведении этого документа:

Списание объекта отображается одноименным документом, а доходы и расходы от него должны учитываться на сч. 91.01 и 91.02.

Однако теперь в документе есть возможность учитывать ТМЦ, которые остаются после ликвидации основного средства.

В шапке документа надо поставить флажок «Остались материалы после списания ОС». И тогда в таблице будет графа «Оставшиеся материалы».

В ней будет ссылка, по которой пользователь сможет пройти в одноименную форму. Она нужна для того, чтобы указывать по каждому списанному основному средству название извлеченных ТМЦ (выбираются из справочника «Номенклатура»), количество, рыночную стоимость и счет учета. К примеру, рыночная цена оставшихся ТМЦ — 50 тыс. руб.

В документе «Списание ОС» при нажатии кнопки «Печать» теперь можно использовать новую форму справки-расчета «Стоимость оставшихся материалов при списании ОС».

В ней указывается такая информация по условиям примера:

  • балансовая стоимость основного средства (первоначальная стоимость — амортизация накопленная и по результатам текущего месяца) — 650 тыс. руб.;
  • расходы на демонтажную операцию — 100 тыс. руб.;
  • размер расходов на выбытие объекта (балансовая стоимость + демонтажные расходы) — 750 тыс. руб.;
  • рыночная цена оставшихся ТМЦ — 50 тыс. руб.;
  • фактическая цена оставшихся ТМЦ — 50 тыс. руб., т.к. эта сумма не превышает расходов на демонтаж (50 тыс. руб. меньше 750 тыс. руб.);
  • финансовый результат от ликвидации объекта (расход) определяется вычитанием фактической (рыночной) цены ТМЦ из расходов на выбытие объекта — 700 тыс. руб.

Корреспонденция счетов при проведении этого документа:

В бухучете выгода при реализации таких ТМЦ может признаваться доходом при их продаже, если выполняются требования ПБУ 9/99 «Доходы организации», но не при их извлечении.

Что делать, если оставшиеся ТМЦ имеют высокую стоимость?

Допустим, по условиям примера рыночная цена ТМЦ — 1 млн. руб., т.е. она больше балансовой стоимости объекта и расходов на монтажную операцию (1 млн. руб. больше 750 тыс. руб.).

В такой ситуации фактическая стоимость ТМЦ равна величине балансовой стоимости объекта и расходов на демонтаж, т.е. 750 тыс. руб. При этом цена каждой отдельной материальной ценности программа 1С определит автоматически в пропорциях к рыночной цене, указанной в документе «Оставшиеся материалы».

Расход в бухучете определяется как вычитание фактической цены ТМЦ из расходов на выбытие (балансовой стоимости и расходов на демонтаж). В примере получилось бы 750 тыс. руб. — 750 тыс. руб.

Соответственно, когда документ «Списание ОС» будет проводиться, в бухучете будет финансовый результат, равный нулю.

Аналогично программа будет поступать и в том случае, когда хозяйственные операции будут отражаться в 2022 году.

Учет поступления на хранение запасных частей: проводки

Аналитический учет запчастей ведется в рамках номенклатуры (однородных групп) по стоимости приобретения. Основанием для получения учетных данных служит накладная.

Пример поступления запчастей

ООО «Планер» имеет на балансе автомобиль, используемый для служебных целей. Для проведения среднего ремонта требуется приобретение редуктора в сумме 25 700 рублей, включая НДС 3920,34 рубля. В учете предприятия вносятся записи:

  1. Отражена поставка запчасти: Дт 10/5 Кт 60 на сумму 21 779,66 рублей;
  2. Учтен НДС, предъявленный поставщиком: Дт 19 Кт 60 на сумму 3 920,34 рублей;
  3. Учтена оплата поставщику: Дт 60 Кт 51 на сумму 25 700 рублей.

Складской учет осуществляется с использованием карточек учета материалов № М-17 в ручном или электронном виде. Особая необходимость ведения карточек возникает при использовании в организации обменного фонда запчастей, ремонтируемых и устанавливаемых в дальнейшем на ОС.

Предприятия самостоятельно определяют перечень учетных документов для ТМЦ. В ряде организаций с небольшим складским поступлением и отпуском ведется журнал учета движения запасных частей. При наличии автоматизированного учета журнал не используется.

Регистры учета запасных частей для ремонта ОС

В бухгалтерском учете отражение движения запчастей производится на счете 10. К счету открываются субсчета для учета новых деталей (5), вышедших из строя запчастей (6), материалов, переданных подрядчику для осуществления ремонта (7).

В бюджетном учете для получения информации о запасных частях, выданных взамен изношенных, используется счет 09. Организация должна утвердить перечень деталей, учитываемых по счету. Срок использования запчастей меньше периода эксплуатации имущества, что требует учета замененных деталей, не изменяющих первоначальную стоимость. При передаче запасной части для проведения ремонта собственными силами или с помощью подрядный организаций стоимость списывается со счета и учитывается за балансом.

Акт на списание запчастей: структура документа

Акт, исходя из требований ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, должен включать:

  • сведения о предприятии (наименование, адрес);
  • название документа, дату его составления, номер;
  • сведения о структурном подразделении фирмы, которое списывает запчасти;
  • сведения о структурном подразделении фирмы, которое получает запчасти (например, ремонтный цех);
  • информацию о типах списываемых запчастей, об их номенклатурных номерах;
  • данные о количестве и стоимости списываемых запчастей;
  • сведения об используемых счетах для учета списания запчастей в порядке п. 93 Методических указаний № 119н.

Документ может подписываться:

  • представителем подразделения, откуда списываются запчасти;
  • сотрудником ремонтного цеха.

Также свою подпись, подтверждающую корректность составления акта, может поставить на документе главный бухгалтер организации.

Форма акта о списании запчастей вводится в документооборот приказом руководителя компании.

О том, каким может быть документ на списание материалов в производство, читайте в материале «Акт списания — образец».

Учет списания запасных частей для проведения ремонта

Списание деталей производится на основании формы М-11 или записи о расходовании материалов в карточке № М-17. До списания запчастей комиссия составляет дефектную ведомость произвольной формы.

С помощью ведомости определяются: (нажмите для раскрытия)

  • Идентификация и состояние объекта.
  • Мероприятия, необходимые для поддержания рабочего состояния объекта ОС, включая перечень деталей, подлежащих замене.
  • Сумма, необходимая для проведения замены частей.
  • Причины, вызвавшие необходимость ремонта.

Документ подписывают члены комиссии и руководитель. Наличие ведомости позволяет подтвердить экономическую обоснованность ремонта и отделить назначение работ от модернизации или реставрации.

Важность отделения модернизации от ремонта определяется порядком налогообложения. Расходы, связанные с ремонтом ОС, включаются в состав текущих расходов. Для проведения плановых ремонтов на предприятии создается резерв. Стоимость резерва определяется отдельно для малоценных и дорогостоящих видов ремонта. Предприятие должно установить сумму, превышение которой ремонт определяется как дорогостоящий.

Для чего нужен акт списания запчастей

Предприятия, использующие автомобили, регулярно осуществляют учет операций, отражающих оборот запчастей для них. При этом предполагается фиксация следующих основных операций с данными материалами:

  1. Оприходование.
  2. Перемещение из одного подразделения фирмы в другое.
  3. Списание в ремонт.

Как учитывать запасные части, предназначенные для технического обслуживания и ремонта основных средств, при применении нового ФСБУ 26/2020, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Посмотреть разъяснения можно бесплатно, получив пробный доступ к системе.

В каждом случае используются свои оправдательные документы. Если говорить о 3-й операции, то в качестве соответствующего документа многие фирмы задействуют самостоятельно разработанную форму акта списания запчастей на автомобиль, основной особенностью которого становится обоснование необходимости замены соответствующей запчасти.

Этот акт можно использовать в качестве альтернативы таким унифицированным бланкам, как накладная (составляется по форме М-15) или требование-накладная (составляется по форме М-11), которые не всегда отвечают специфике движения запчастей, принятой в организации при списании в ремонт.

М-11 и М-15 — унифицированные формы, отражающие отпуск ТМЦ со склада (Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а). В то же время актом списания в ремонт можно оформить передачу ТМЦ не только со склада, но и между подразделениями фирмы.

О формах М-11 и М-15 читайте в статьях:

  • «Порядок заполнения формы М-11 требование-накладная»;
  • «Унифицированная форма № М-15 — бланк и образец».

Если списали автомобиль, оставшиеся от него запчасти нужно оприходовать. Как правильно это сделать узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно изучите материал.

Осуществление ремонта с установкой запасных частей на ТС

Замена частей транспортных средств производится по гарантии или по окончании ее действия. Согласно абз. 9 ст. 346.27 НК РФ замена частей по гарантии не относится к ремонтным работам. Услуги по гарантийному обслуживанию оплачиваются производителем и не могут быть включены в расходы даже при наличии дополнительных затрат.

По окончании гарантии ремонт транспортного средства осуществляется собственными силами или в центре сервисного обслуживания. Документооборот обоих случаев имеет отличия.

ОперацияХозяйственный способСторонние организации
Назначение комиссии для контроля ремонтаТребуетсяТребуется
Составление дефектной ведомостиТребуетсяТребуется
Приобретение запчастейПокупка осуществляется собственными силамиЗапчасти приобретает сервисный центр либо предприятие
Акт установкиОформляется предприятиемСоставляется двусторонний акт приемки
Затраты на ремонтСтоимость запчастей, оплата труда ремонтников, налоги на з/платуСтоимость запчастей и услуг

Пример проведения операций проведения ремонта ТС

ООО «Мимоза» торгового профиля имеет на балансе транспортное средство Газель. Ремонтная бригада на предприятии отсутствует, замена запчастей производится подрядчиком – сервисным центром. Комиссия организации определила необходимость замены аккумулятора. Запчасть на сумму 8 554 рублей приобретена в рознице, стоимость работ составила 3 000 рублей. В учете организации осуществляются записи:

  • Оприходована запчасть, приобретенная подотчетным лицом: Дт 10/5 Кт 71 на сумму 8 554 рублей;
  • Отражена передача подрядчику запчасти: Дт 10/7 Кт 10/5 на сумму 8 554 рубля;
  • Произведено списание запчасти на основании акта выполненных работ: Дт 44 Кт 10/7 на сумму 8 554 рублей;
  • Отражен учет услуг подрядчика: Дт 44 Кт 60 на сумму 3 000 рублей.

При проведении ремонтных работ собственными силами необходимо оформлять акт на списание запчастей. Форма акта разрабатывается предприятием самостоятельно и утверждается внутренними актами. Документ должен быть подписан кладовщиком, представителем ремонтной бригады, комиссией с утверждением руководителем.

Кто должен составлять документ

Не имеет принципиального значения, кто именно будет оформлять данную разновидность документации. В соответствии с текущими правовыми нормами Российской Федерации, это может делать бухгалтер, секретарь или делопроизводитель. Но может быть назначен и специальный сотрудник. Обычно так делают в различного рода организациях с большим количеством сотрудников.

В определенных случаях для того, чтобы составить акт о списании запчастей для транспортных средств создается специальная комиссия. Членов этой комиссии назначает руководитель организации. Хотя это и не является строго обязательным. На самом деле оформлением данной разновидности документации может заниматься и всего лишь один человек. В этом нет абсолютно ничего запретного. Потому как в конечном итоге акт о списании запчастей для транспортных средств все равно будет подписываться руководителем организации.

Соответственно, руководитель организации вполне может самостоятельно проверить правильность составления данной разновидности служебной документации. На практике же, на каждом предприятии свой индивидуальный порядок осуществления данной процедуры. То есть правила составления и оформления данной разновидности служебной документации определяются исключительно внутренней политикой конкретного предприятия.

Учет запчастей, полученных в результате демонтажа

Поступление запчастей может производиться в результате демонтажа ОС. Детали, пригодные для дальнейшего использования, возникают при списании основного средства вследствие прихода его в нерабочее состояние или в результате замены на новые. Детали, замененные в рамках текущего или иного вида ремонта, не списываются и подлежат поступлению на склад.

Дальнейшее движение запчасти требует оценки комиссии. Пригодные для дальнейшей эксплуатации материалы подлежат ремонту и хранению на складе. Постановка на учет осуществляется по рыночной стоимости, утвержденной комиссией. Полностью вышедшие из строя запчасти актируются с последующей реализацией в виде лома или утилизацией. Форма акта произвольная, составление осуществляется комиссией.

Запчасти = Основные средства или Запасы?

Основная проблема, касающаяся запасных частей, заключается в том, чтобы определить, рассматривать ли их как «товарно-материальные запасы» и, таким образом, учитывать в соответствии с МСФО (IAS) 2 «Запасы», или рассматривать их как «основные средства» и, таким образом, учитывать в соответствии с МСФО (IAS) 16 «Основные средства».

Необходимо быть очень осторожным при оценке того, имеете ли Вы дело с МСФО 2 или МСФО 16, так как неправильный выбор может иметь серьезные последствия для вашей финансовой отчетности, например:

  1. Неправильная оценка Ваших запасных частей (проверять ли их на обесценение?);
  2. Неправильная презентация Ваших запасных частей (долгосрочные активы или краткосрочные?).

Однако с большинством запасных частей все достаточно легко, достаточно запомнить, что в большинстве случаев они являются запасами.

Однако не все так просто. В МСФО (IAS) 16, пункт 8 в частности, говорится, что:

«Когда крупные запасные части и резервное оборудование, как ожидается, будут использоваться в течение более чем одного периода, то они учитываются как основные средства; а также

Если запасные части и сервисное оборудование можно использовать только в составе основных средств, то они учитываются как основные средства».

Соответственно, необходимо учитывать следующие факторы при оценке ваших запасных частей:

  1. Цель запасных частей

Потребляются ли запасные части в процессе производства (независимо от того, чтобы производить товары или оказывать услуги) или удерживаются в качестве товаров для перепродажи?

Если да, то они являются запасами.

Если нет, то запасные части могут являться объектами основных средств.

  1. Временной аспект

Используются ли запасные части для работы какого-либо другого актива в течение более, чем одного года? Планируется ли использовать эти запчасти в течение более, чем одного года?

Если да, то они могут быть объектами основных средств.

Если нет, то они являются запасами.

Некоторые объекты легко классифицировать, например, резервный двигатель со значительной стоимостью приобретения является одним из основных компонентов и, таким образом, учитывается как основное средство.

Некоторые другие объекты, может быть, не так просто классифицировать. Поэтому необходимо также проанализировать существенность.

  1. Существенность

Иногда у компании может быть актив, который используется в процессе производства в течение более 1 периода, но его стоимость приобретения очень мала. А иногда может быть огромное количество подобных запасных частей или технического обслуживания оборудования. Например, небольшие инструменты, формы, поддоны или контейнеры, используемые в течение более чем одного года. В этом случае эти активы являются основными средствами, а не товарно-материальными запасами, но это не очень практично для отслеживания этих активов и их учета, не так ли? Было бы очень трудно обозначить каждую отдельную отвертку, не говоря уже о проверке на обесценение!

В этом случае необходимо оценить существенность или значимость подобных запасных частей и сервисного оборудования для финансовой отчетности. И не только существенность отдельного актива, но и существенность всей группы этих активов.

Таким образом, если у Вас имеется два молотка и одна отвертка, то, хотя это на самом деле основные средства, разумнее эти объекты учитывать как товарно-материальные запасы и отнести на расходы в составе прибыли или убытка.

Тем не менее, если у Вас имеется 10,000 молотков и 5,000 отверток, а также, если их стоимость является существенной для Вашей финансовой отчетности, их нельзя просто списать на расходы периода.

Таким образом, Вы должны тщательно оценить характер ваших запасных частей, их функции и предназначение для будущего использования и только затем принять решение, то есть здесь необходимо Ваше профессиональное суждение.

Узнайте подробнее об учете технического обслуживания оборудования на занятиях по программе ДипИФР Все блоги

Для отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по замене автомобильного двигателя необходимо понять, что было сделано – капитальный ремонт основного средства или его модернизация.

Пример

Двигатель в нерабочем состоянии, т.е. дальнейшая эксплуатация его невозможна. Если в результате замены двигателя на новый первоначальные технико-экономические характеристики автомобиля не изменились, можно говорить о ремонте основного средства. Если же в результате замены двигателя в автомобиле произошли качественные (функциональные) изменения (увеличилась мощность двигателя, сократилось время разгона автомобиля и т.п.), тогда можно говорить о модернизации основного средства.

Если мощность нового двигателя больше, то даже при наличии дефектной ведомости и письменного заключения эксперта или автосервиса о невозможности эксплуатации автомобиля без замены двигателя безопаснее расценивать такую замену как модернизацию (техническое перевооружение, реконструкцию). Например, Минфин России отнес к расходам по техническому перевооружению замену на самолете сломанных агрегатов на новые с улучшенными техническими характеристиками (письмо Минфина России от 18.04.2006 № 03-03-04/1/358). Судебная практика в этом вопросе неоднозначна.

При этом стоимость двигателя и затрат на его установку в автомобиль не является критерием для разграничения ремонта и модернизации автомобиля (письмо Минфина России от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29).

  1. Ремонт автомобиля

Двигатель, приобретенный для автомобиля, относится к материально-производственным запасам (МПЗ) организации и принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости за минусом НДС и иных возмещаемых налогов (п. 2, п. 5, п. 6 ПБУ 5/01).

После ремонтных работ стоимость самого двигателя и затрат на его установку включается:

  • в расходы по обычным видам деятельности, если автомобиль используется в производственной деятельности или для управленческих нужд организации (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99);
  • в прочие расходы в иных случаях (п. 11, п. 12 ПБУ 10/99).

В налоговом учете расходы на произведенный ремонт автомобиля (включая стоимость двигателя и сумму затрат на установку его в автомобиль) признаются единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (независимо от оплаты), в размере фактических затрат (ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ).

Затраты на ремонт автомобиля, который не используется в деятельности, направленной на получение доходов, при расчете налога на прибыль в расходах не учитываются (п. 1 ст. 252 НК РФ).

  1. Модернизация автомобиля

В бухгалтерском и налоговом учете затраты на модернизацию автомобиля (включая стоимость двигателя и сумму затрат на установку его в автомобиль) увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств (п. 26, п. 27 ПБУ 6/01, п. 2 ст. 257 НК РФ) и погашаются путем начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 256 НК РФ).

Входной НДС по принятому к учету двигателю и работам по его установке в автомобиль (вне зависимости от того, ремонт это или модернизация) можно принять к вычету в обычном порядке, если автомобиль используется в облагаемой НДС деятельности (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Учет запасных частей стоимостью свыше 40 000 рублей

Ряд видов техники имеют дорогостоящие запчасти. Приобретение деталей для дальнейшей замены вышедших из строя после оприходования их на склад. В бухучете имеется ограничение для имущества в пределах 40 000 рублей, свыше которого объект долговременного пользования относится к ОС.

Одновременно отнесение запчасти к объекту основного средства не может быть произведено в связи с отсутствием основного условия – самостоятельной эксплуатации. Запасная часть является неотъемлемой частью основного средства и не используется отдельно для ведения деятельности. При поступлении дорогостоящей запчасти на склад учет идентичен оформлению стандартных операций ТМЦ.

Проведение ликвидации объектов основных средств

Ликвидация основного средства – стандартная процедура на предприятии, которая проводится ввиду физического износа, когда технические характеристики имущества перестают отвечать необходимым требованиям. Министерство финансов дает методические указания на правила проведения ликвидации. Они утверждены приказом №91н от 13 октября 2003 года. Рассмотрим поэтапно процедуру ликвидации:

  1. Определить, в каком состоянии находится объект ОС;
  2. Зафиксировать обнаруженные отклонения и степень износа в актах;
  3. Запросить и получить разрешение списать основное средство;
  4. Провести списание ОС в бухучете;
  5. Осуществить демонтаж основного средства и разборку на детали, запасные части;
  6. Произвести утилизацию объекта ОС.

Руководитель принимает и оформляет решение по созданию специальной ликвидационной комиссии. Члены комиссии и решают что делать дальше с износившимся основным средством. Ликвидационная комиссия:

  • оценивает техническое состояние ОС;
  • принимает решение о целесообразности его дальнейшего использования на предприятии.

Если комиссия решила, что объект пора ликвидировать, то составляется заключение о нецелесообразности применения объекта на производстве в будущем.

Затем руководитель организации издает приказ о том, что эксплуатация основного средства должна быть прекращена, а сам объект должен быть ликвидирован. На основании этого приказа необходимо списать объект по его первоначальной стоимости, а также снять с учета и накопленную амортизацию.

Неверные действия по учету операций с запчастями

В учете запчастей встречаются распространенные ошибки

ОперацияНеверная позицияВерная позиция
Стоимость основного средства после замены запчастиУвеличиваетсяСтоимость ОС не увеличивается при неизменности функций
Оформление акта на установкуНе составляетсяСоставление акта является обязательным для подтверждения расходов
Возврат замененной запчасти на складНе производитсяДеталь, замененная при ремонте, подлежит возврату на склад

Порядок движения материалов имеет осуществляется по одинаковым принципам вне зависимости от размеров предприятия или количества объектов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]