«Надо, начальник, надо!»
Давно ли в компании проводилась аттестация рабочих мест на предмет условий труда? Таким вопросом могут задаться как сами работники, так и проверяющие из трудовой инспекции. Для многих работодателей он будет неожиданным, так как они слыхом не слыхивали про аттестацию рабочих мест.
В статье 209 Трудового кодекса сказано, что аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных (особых. – Прим. ред.) производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Между тем речь идет об одной из основных обязанностей работодателя – обеспечить безопасные условия и охрану труда (ст. 212 ТК РФ). И отнестись к этому нужно со всей серьезностью, чтобы как минимум не схлопотать от трудовой инспекции административный штраф.
Главная задача аттестации рабочих мест – создать для сотрудников безопасные условия труда. Конечно, это неизбежно потребует определенных финансовых затрат, но впоследствии их можно возместить с помощью ФСС за счет ранее произведенных отчислений.
Конечно, аттестацию проводят согласно определенному порядку. Более того: в самое ближайшее время вступят в действие новые правила.
Правовое значение и итоги аттестации
Аттестация, в зависимости от результатов, может иметь ряд последствий. По итогам аттестации сотрудника можно уволить (ст. 81-3 ТК РФ). Часто такая аттестация проводится внепланово, если у администрации есть сомнения в соответствии работника занимаемой им должности.
Важно! Нельзя уволить по результатам аттестации беременную, одинокую мать, женщину, имеющую ребенка до 3-х лет и некоторых других лиц, согласно ст. 261 ТК РФ.
По результатам аттестации, как плановой, так и внеплановой, может также приниматься решение:
- о направлении на обучение, переобучение, курсы повышения квалификации;
- о начислении премиальных;
- о присвоении новой, более высоко оплачиваемой, квалификации работникам отдельных профессий (например, медикам, педагогам).
На горизонте новый порядок аттестации
26 апреля 2011 года Минздравсоцразвития России приказом № 342н утвердило новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – приказ № 342н; Порядок аттестации). Это означает, что в скором времени перестанут применяться прежние правила аттестации, которые действовали ровно три года (утв. приказом от 31 августа 2007 г. № 569).
Назовем конкретные сроки: новые правила аттестации рабочих мест вступят в силу с 1 сентября 2011 года. Соответственно старый порядок с этой же даты утратит силу и более не применяется.
Также уточним, что Порядок аттестации обязателен для всех организаций. Исключение составляют лишь работодатели – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Срок действия – пять лет
В приказе № 342н особо отмечено, что результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 1 сентября по действующим правилам, имеют полную силу и после 1 сентября 2011 года, но до проведения очередной аттестации, а именно – утверждения ее результатов.
Напомним: по общему правилу (которое не изменилось) проводить аттестацию нужно каждые пять лет. При этом датой начала проведения очередной аттестации считается дата издания работодателем приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Такое положение содержит в себе только новый Порядок аттестации.
Законодательная база аттестации
Аттестация — это оценка деловых качеств и квалификации сотрудника. На основе ее результатов сотрудника можно:
- повысить или понизить в должности,
- премировать;
- перевести на более подходящую должность;
- отправить на повышение квалификации;
- уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК.
Квалификация — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Такое определение есть в ст. 195.1 ТК. Характеристика квалификации, которая нужна работнику, содержится в профессиональных стандартах. На основании этих стандартов работодатель разрабатывает должностные инструкции.
Аттестация обязательна для госслужащих, муниципальных служащих, медработников, педагогов, аудиторов, работников опасного производства, пилотов, машинистов поездов. В общем, для всех ответственных должностей, к которым федеральные законы предъявляют квалификационные требования.
В госучреждениях правила проведения аттестации приняты на ведомственном уровне. Частные компании могут проводить аттестацию по желанию и составить собственные локальные акты, которые будут регулировать процесс.
Вне плана
В новых правилах аттестации несколько норм посвящено внеплановой аттестации (в прежних они отсутствовали). По ним начать аттестовывать вновь организованные рабочие места нужно не позднее чем через 60 рабочих дней после их ввода в эксплуатацию (п. 8 приказа № 342н).
Примечательно, что это не единственный случай, когда необходима внеплановая аттестация. Остальные перечислены в разделе VI приказа (замена оборудования, изменение технологии производства и др.).
Как и при плановой аттестации, основной итог внеплановой – составленные карты аттестации рабочих мест и иные документы.
Не подлежат аттестации:
- работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года;
- беременные женщины;
- женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
В последнем случае аттестация проводится не ранее, чем через год после выхода из отпуска.
Компания может расширить этот список. Например, сделать неприкосновенными молодых специалистов — на год или два. Или работников, которые трудятся по совместительству.
Новый подход
Приказ № 342н более грамотно отразил сегодняшние реалии и особенности трудового процесса.
Например, говоря о составе аттестационной комиссии в организациях малого бизнеса и на микропредприятиях, законодатели не забыли о внешнем специалисте по охране труда, который (один или несколько) может входить в ее состав (п. 10).
А в пунктах 41 и 42 приказа № 342н оговорены особенности аттестации нестационарных рабочих мест, а также когда должность либо профессия подразумевает (с подачи работодателя) выполнение несвойственных ей функций.
Существенно поменялся и подход к терминологии: если сейчас рабочие места оценивают с точки зрения травмобезопасности, то с 1 сентября этого года – на предмет травмоопасности.
Крайне важно, что теперь работодатель будет заниматься именно организацией и обеспечением проведения аттестации, а не непосредственно ее проведением и оценкой рабочих мест. Это уже прерогатива специализированной аккредитованной при Минэкономразвития организации, с которой работодатель заключает гражданско-правовой договор. По своей юридической природе это, как правило, смешанный договор с элементами подряда и возмездного оказания услуг. Аттестующая организация сама определяет методы своей работы, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку.
Важно
Аттестацию рабочих мест не стоит путать с аттестацией работников на профессиональную пригодность или соответствие занимаемой должности.
Начинать строить отношения со специализированным научно-испытательным центром (лабораторией, институтом) нужно, запросив аттестат и уведомление о включении его в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Если есть необходимость, на аттестацию можно привлечь несколько таких организаций.
Таким образом, новый Порядок аттестации был утвержден, чтобы сформировать институт независимой и профессиональной оценки условий труда на каждом рабочем месте. Такова позиция Минздравсоцразвития.
Процедура проведения аттестации
Утвердив положение о проведении аттестации, не стоит думать, что работа закончена: мало прописать все на бумаге, нужно еще организовать аттестацию и провести ее. Обычно аттестация делится на несколько этапов:
- подготовка к проведению аттестации;
- проведение аттестации;
- подведение итогов и принятие мер по итогам аттестации.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
На этапе подготовки к проведению аттестации необходимо создать аттестационную комиссию. Делается это приказом, причем можно издать отдельный приказ о создании комиссии, а можно прописать это в приказе о проведении аттестации. Приведем пример.
Общество с ограниченной ответственностью «Мир» (ООО «Мир») 12.01.2016 г. Нижний Новгород № 17 Приказ о проведении аттестации в 2016 году В целях объективной оценки профессиональных и деловых качеств работников ООО «Мир» и в соответствии с положением об аттестации работников, утвержденным 18.03.2014, приказываю: 1. Для проведения аттестации создать аттестационную комиссию в составе: – председателя комиссии – директора по персоналу И. И. Ивановой; – заместителя председателя комиссии – главного бухгалтера И. А. Петровой; – членов комиссии: старшего инспектора отдела кадров О. И. Сидоровой; начальника отдела продаж И. П. Васечкина; – секретаря комиссии – офис-менеджера Е. А. Смирновой. 2. Утвердить график проведения аттестации работников на 2016 год (прилагается). 3. Руководителям структурных подразделений в срок до 08.02.2016 подготовить и представить в аттестационную комиссию все необходимые документы на аттестуемых работников. 4. Директору по персоналу И. И. Ивановой в срок до 01.02.2016 ознакомить работников, в отношении которых проводится очередная аттестация, с настоящим приказом и утвержденным графиком аттестации. 5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Директор Королев П. Л. Королев С приказом ознакомлены: Директор по персоналу Иванова, 12.01.2016 И. И. Иванова Главный бухгалтер Петрова, 12.01.2016 И. А. Петрова |
На этом же этапе разрабатывается график проведения аттестации работников. В нем необходимо указать не только Ф. И. О. работников и наименования занимаемых ими должностей, но и дату, время и место проведения аттестации, а также привести перечень документов, необходимых для представления в аттестационную комиссию. Кроме того, обязательно предусмотрите в графике графу для ознакомления работника, где он поставит свою подпись. Если сотрудник отказывается знакомиться с графиком проведения аттестации, необходимо сделать соответствующую отметку в графике и составить акт, подтверждающий это.
Лицо, ответственное за подготовку для комиссии документов по аттестуемым работникам, на подготовительном этапе оформляет и собирает необходимые для аттестации документы: отзывы, характеристики, анкеты, отчеты и пр.
Также рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками во избежание неправильного толкования ими целей и задач аттестации.
Следующий этап – проведение аттестации. Сама процедура проходит в обозначенном месте. Аттестация должна проводиться в присутствии аттестуемого работника и его непосредственного руководителя. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин или отказа от прохождения аттестации комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.
К сведению
Проведение аттестации без работника допускается лишь при наличии письменного ознакомления работника с датой проведения аттестации. При этом работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности.
В ходе заседания комиссия заслушивает непосредственного руководителя аттестуемого (тот кратко оценивает его профессиональные, деловые и личные качества), рассматривает представленные документы, задает вопросы для выявления уровня профессиональных знаний, проводит письменное тестирование уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.
Отметим, что важно правильно составлять письменные задания или задавать устные вопросы. Например, в Апелляционном определении Красноярского краевого суда от 24.12.2014 по делу № 33-12241 работник, уволенный за несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, был восстановлен, поскольку ответчик нарушил порядок проведения аттестации: вопросы, указанные в аттестационном листе, не соответствуют требованиям должностной инструкции, отсутствуют ответы истца на вопросы членов комиссии.
К сведению
Оценка сотрудника основывается на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, изложенным в его должностной инструкции, трудовом договоре. При этом должны учитываться профессиональные знания работника, опыт работы, повышение квалификации, переподготовка и другие объективные данные.
Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (его форма обычно утверждается локальным нормативным актом), который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимающими участие в голосовании. Аттестованный работник должен быть ознакомлен с аттестационным листом под подпись.
Проведение аттестации сопровождается ведением протокола, в который заносится вся информация, в том числе об оценке квалификации работника. Затем члены комиссии проводят обсуждение и принимают решение по каждому аттестуемому в порядке, предусмотренном положением об аттестации (открытым или закрытым голосованием, в присутствии или в отсутствие работника и пр.). Решение комиссии закрепляется в протоколе и доводится до сведения работников под подпись в установленные сроки. После завершения процедуры аттестации в личную карточку работника вносится соответствующая информация.
Завершающим этапом аттестации является принятие работодателем решения, которое оформляется приказом. По итогам аттестации кого-то из аттестованных, возможно, поощрят или предложат ему перевод на вышестоящую должность, а кого-то, вероятно, будет решено уволить.
С таким приказом (об итогах аттестации) необходимо ознакомить всех заинтересованных работников.
Что изменилось
В приказе № 342н кардинальных изменений по процедуре аттестации почти нет. Ее лишь более конкретно прописали и дополнили новыми положениями. Перечислим основные из них:
1) уточнен состав аттестационной комиссии (в нее помимо представителей работодателя, специалиста по охране труда, представителей аттестующей организации обязательно должен входить представитель выборного органа первичной профсоюзной организации либо иного представительного органа работников);
2) между работодателем, комиссией по аттестации и аттестующей организацией более четко распределены обязанности по организации и проведению аттестации. Так, аттестацию проводит (т. е. непосредственно оценивает рабочие места) именно аттестующая организация. Но в любом случае возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя;
3) нововведение, затрагивающее права работников: если во время аттестации будут выявлены вредные либо иные особые факторы, влияющие на здоровье персонала, это гарантирует (!) получение работниками некоторых льгот, установленных Трудовым кодексом;
4) установлены сроки, в течение которых должны быть оформлены результаты аттестации:
а) 10 календарных дней – на рассмотрение аттестационной комиссией отчета об аттестации и на передачу его вместе с протоколом заседания работодателю (его представителю);
б) 10 рабочих дней – на подписание приказа о завершении аттестации и утверждении отчета, а также на ознакомление работников под роспись с результатами аттестации их рабочих мест;
в) 10 календарных дней – на направление сводной ведомости результатов аттестации, а также сведений об аттестующей организации в трудовую инспекцию.
Аттестация рабочих мест: основные вопросы
Аттестацию рабочих мест по условиям труда должны проводить все работодатели независимо от форм собственности. От процедуры аттестации освобождаются только работодатели – физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Аттестация является строго формализованной процедурой и проводится в порядке, установленном законодательством.
Правовое регулирование
С 1 сентября 2011 года действует Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённый Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 г. (далее – Порядок). До 1 сентября 2011 года аттестация рабочих мест проводилась в соответствии с Порядком, утверждённым Приказом Минздравсоцразвития России № 569 от 31 августа 2007 г. Результаты аттестации рабочих мест, которая была проведена в соответствии с прежним Порядком, действительны до проведения очередной аттестации (п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 г.).
Обязанность по проведению аттестации рабочих мест. Периодичность аттестации
Согласно ч. 3 ст. 226 Трудового кодекса РФ работодатели должны выделять на охрану труда не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Существует Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (утверждённый Приказом Минздравсоцразвития РФ № 181н от 1 марта 2012 г.). В нём первым пунктом указано проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда является обязанностью работодателя, предусмотренной абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ.
Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Эта процедура включает в себя:
– оценку условий труда на рабочих местах для выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;
– мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса РФ).
Проводить аттестацию рабочих мест нужно (по общему правилу) не реже одного раза в пять лет. Этот срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. Работодатель самостоятельно определяет сроки проведения очередной аттестации с учётом того, что каждое рабочее место нужно аттестовать не реже одного раза в пять лет. В некоторых случаях требуется провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже если срок следующей аттестации ещё не подошёл. Это необходимо, если на рабочих местах произошла замена производственного оборудования, изменился технологический процесс или внедрены новые средства коллективной защиты, а также в случае выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Однако конкретные сроки проведения внеплановой аттестации законодательством не установлены.
Начать аттестацию вновь организованных рабочих мест нужно не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Положения о периодичности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда можно включить в локальный нормативный акт организации, регулирующий вопросы охраны труда (например, в Положение об охране труда), или в Коллективный договор. Датой начала проведения очередной аттестации считается дата издания приказа о проведении аттестации (п. 47, 48 Порядка).
Комментарий: С момента вступления в силу нового Порядка множество проблем у работодателей вызывала установленная им периодичность проведения плановой аттестации, а также необходимость проводить аттестацию всех без исключения рабочих мест. В мае 2012 г. Минэкономразвития России провело экспертизу Порядка, в ходе которой был сделан вывод о том, что отдельные положения этого документа влекут необоснованное затруднение ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности (Заключение Минэкономразвития России от 1 мая 2012 г.). В частности, специалисты Минэкономразвития России отметили, что нерационально распространять требование о проведении аттестации на все рабочие места без дифференциации по специфическим особенностям условий труда. Ведь на некоторых рабочих местах показатели травмоопасности и возникновения профессиональных заболеваний низки или вообще отсутствуют, а вред здоровью работников не подтверждён. Также было предложено исключить из Порядка пункт о сроке проведения плановой аттестации – не реже одного раза в пять лет. В декабре 2012 г. Минтруд России подготовил проект приказа о внесении изменений в Порядок (Проект от 4 декабря 2012 г.), в котором срок проведения повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (не реже одного раза в пять лет) предлагается оставить только для тех рабочих мест, на которых в ходе предыдущей аттестации были вывялены вредные и (или) опасные производственные факторы. Планируется также изменить в сторону увеличения срок для аттестации вновь организованных рабочих мест.
На данный момент указанный приказ Минтруда России существует в виде проекта и в силу ещё не вступил. На сайте www.moedelo.org вы можете оперативно отслеживать изменение позиции законодательства по данному вопросу.
Привлечение аттестующей организации
Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан привлечь независимую аккредитованную аттестующую организацию по договору гражданско-правового характера (п. 2 Перечня, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России № 205н от 1 апреля 2010 г.). Можно привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. В этом случае работа по аттестации может быть распределена между ними:
– по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации;
– по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах (п. 6 Порядка, п. 2 Перечня, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России № 205н от 1 апреля 2010 г., Письма Роструда № 236-ПР от 28 марта 2011 г., № ПГ/2712-3-5 от 31 марта 2011 г.).
Комментарий:При проведении проверок у работодателей трудовая инспекция контролирует соблюдение требования об обязательном наличии аккредитации у аттестующей организации. Если аттестацию проведёт организация, не аккредитованная в установленном порядке, то её результаты будут признаны недействительными, а работодателю придётся повторно проводить аттестацию рабочих мест с привлечением аккредитованной организации. При выявлении нарушений соответствующая информация направляется в органы прокуратуры, финансового контроля и антимонопольной службы (Письмо Роструда № 236-ПР от 28 марта 2011 г.). С текстом письма вы можете ознакомиться на сайте www.moedelo.org .
Оценка параметров рабочих мест
Аттестации подлежат все рабочие места работодателя, за исключением особого порядка аттестации при выявлении аналогичных рабочих мест (п. 4 Порядка).Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 Трудового кодекса РФ).
Работодатели, у которых есть аналогичные рабочие места, могут провести их аттестацию в упрощённом порядке. Аналогичные рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков:
– профессии или должности одного наименования;
– выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
– использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
– работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
– использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
– одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
– одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
– одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты (примечание к абз. 4 п. 12 Порядка).
Если отдельные рабочие места будут признаны аналогичными, работодателю не нужно проводить аттестацию всех рабочих мест. В этом случае оценка вредных и опасных производственных факторов может быть проведена на основании данных, полученных при аттестации 20 процентов таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценивают все рабочие места (п. 40 Порядка).
При аттестации рабочих мест оцениваются следующие параметры:
– условия труда на рабочем месте, их соответствие гигиеническим нормативам;
– травмобезопасность рабочего места;
– обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (п. 13 Порядка).
Условия труда на рабочем месте – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 Трудового кодекса РФ). Состав производственных факторов зависит от конкретного рабочего места. Например, при работе за компьютером на работника действуют такие вредные и опасные факторы, как повышенный уровень электромагнитного излучения, повышенный уровень статического электричества, монотонность работы, напряжение зрения и т. п. Условия труда должны соответствовать установленным гигиеническим нормативам. Оценка условий труда подразумевает исследование производственных факторов, выявление вредных и опасных факторов и определение уровня их воздействия на работника. Такая оценка проводится специалистами аттестующей организации путём инструментальных измерений в ходе штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации. Измеряются физические (шум, вибрация и т. д.), химические (вредные вещества), биологические (микроорганизмы и т. п.) факторы, тяжесть и напряжённость трудового процесса (физическая и динамическая нагрузка, наклоны корпуса и т. д.) (п. 14–19 Порядка).
Травмобезопасность рабочего места – это безопасность производственного оборудования, приспособлений и инструментов, а также обеспеченность работника средствами обучения и инструктажа. Требования к травмобезопасности рабочего места приведены в п. 23 Порядка.
Обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты означает:
– соответствие фактически выданных работникам средств защиты (спецодежды, спецобуви, смывающих и обезвреживающих средств) законодательно установленным нормам их бесплатной выдачи;
– наличие сертификатов (деклараций) соответствия на средства защиты, выданные работникам;
– соблюдение установленного порядка обеспечения работников средствами защиты;
– соответствие выданных средств защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте (п. 31 Порядка).
Документальное оформление аттестации
Работодатель (руководитель организации) издаёт приказ о проведении аттестации, которым:
– создаётся аттестационная комиссия;
– определяется состав аттестационной комиссии (в неё включаются также представители сторонней (аттестующей) организации);
– утверждается график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Кроме того, этим приказом целесообразно утвердить должностное лицо работодателя, которое будет возглавлять аттестационную комиссию (председателя аттестационной комиссии). Например, это может быть руководитель организации (п. 9–11 Порядка).
В состав аттестационной комиссии включаются следующие работники (граждане):
– представители работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и зарплате, главные специалисты организации, медицинские работники и другие работники);
– специалист (подразделение) по охране труда (при его наличии в организации) или сторонний специалист (сторонняя организация), привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для выполнения функции охраны труда. В любой организации должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда. При этом в малых (в т. ч. микро-) предприятиях не обязательно должна быть служба охраны труда, штатный специалист по охране труда или привлечённые специалисты. Данными вопросами может заниматься, например, руководитель организации или уполномоченный им работник, который и включается в состав аттестационной комиссии. Характеристика малых и микропредприятий приведена в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г.;
– представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (например, совета трудового коллектива) (при его наличии);
– представители аттестующей организации.
Аттестационную комиссию возглавляет представитель работодателя (п. 6, п. 9–11 Порядка).
До начала аттестации составляется перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, по установленной форме.
В процессе проведения аттестации рабочих мест составляются:
– карты аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме. К ним прилагаются протоколы измерений и оценок;
– протокол оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте по установленной форме (за исключением случаев, когда выдача средств индивидуальной защиты не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам этих средств и не требуется по фактическому состоянию условий труда);
– протоколы оценки травмобезопасности рабочих мест по установленной форме;
– сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме;
– сводная таблица классов условий труда, определённых по результатам аттестации рабочих мест, компенсаций, которые необходимо в этой связи выплачивать работникам, по установленной форме;
– план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по установленной форме;
– протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) по установленной форме;
– сведения об аттестующей организации по установленной форме. К ним прилагаются копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копия уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);
– протоколы заседаний аттестационной комиссии;
– заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
– предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).
Формы указанных документов приведены в Приложениях № 1–2, 4–10 к Порядку.
После завершения аттестации рабочих мест составляется отчёт об аттестации в свободной форме, который оформляет аттестационная комиссия. К этому отчёту прилагаются все материалы проведённой аттестации. Кроме того, издаётся приказ в свободной форме о завершении аттестации рабочих мест и утверждении отчёта об аттестации.
Образцы документов, оформляемых в ходе аттестации рабочих мест, вы можете скачать на сайте www.moedelo.org .
Работника нужно ознакомить с результатами аттестации его рабочего места под подпись в течение десяти рабочих дней с даты поступления работодателю итогового протокола заседания аттестационной комиссии и отчёта об аттестации (п. 9–11, п. 44 Порядка).
После проведения аттестации работодатель должен известить о её результатах трудовую инспекцию. Направлять туда нужно следующие документы:
– сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме (Приложение № 6 к Порядку);
– сведения об аттестующей организации по установленной форме (Приложение № 10 к Порядку). Эти документы на бумажном и электронном носителях работодатель должен направить в трудовую инспекцию в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчёта об аттестации (п. 45 Порядка).
Комментарий:На основании данных, представленных работодателями, трудовые инспекции формируют реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, который размещают на своих сайтах.
Ссылки на эти сведения также содержатся на официальном сайте Роструда https://www.rostrud.ru/ в рубрике «Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда в Российской Федерации» в разделе «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде» (приказы Роструда № 216 от 2 октября 2012 г., № 193 от 31 августа 2011 г.).
Также сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан сообщать в территориальное подразделение ФСС России. Представлять эти сведения нужно, включив их в отчёт по форме-4 ФСС. Это необходимо для определения надбавок и скидок к страховому тарифу взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 18 п. 2 ст. 17, п. 1 ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г.).
Ответственность работодателя за непроведение аттестации рабочих мест
За нарушение законодательства об охране труда, в том числе за непроведение (несвоевременное проведение), а также за нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест, трудовая инспекция или суд может привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф за такое правонарушение составляет:
– от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. – в отношении организации. Вместо штрафа может применяться административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток;
– от 1000 руб. до 5000 руб. – в отношении должностного лица (например, руководителя организации).
При повторном аналогичном нарушении должностное лицо организации может быть дисквалифицировано судом на срок от одного года до трёх лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
Привет Гость! Предложение от «Клерка»
Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.
Записаться
Москва все еще рекомендует
Несмотря на наличие утвержденного общероссийского Порядка аттестации, региональные власти не устранены полностью от этого вопроса в рамках своей территории.
Показательный пример – Москва. Здесь распоряжением вице-мэра от 23 июня 2004 г. № 10-РВМ утверждены Рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы. Документ хотя относительно старый и основан на уже не действующих постановлениях Минтруда России, но продолжает действовать и в общем до сих пор актуален. Вдобавок в нем приведены несколько форм документов: приказ об аттестации, карта аттестации, протоколы оценки, ведомости рабочих мест и др.
Об ответственности
Вопрос ответственности работодателя за охрану труда, пожалуй, самый важный. Сразу обратим ваше внимание, что аттестация рабочих мест целиком и полностью входит в эту категорию. Это такие нарушения, как:
1) непроведение аттестации рабочих мест;
2) нарушение периодичности проведения;
3) несоблюдение утвержденного Минздравсоцразвития порядка проведения аттестации.
Преимущество для работодателя нового Порядка аттестации в том, что он четко разграничил ответственность работодателя и аттестующей организации (п. 52 приказа № 342н); в пока еще действующих правилах об ответственности ничего толком не сказано.
Ответственность поделена следующим образом: за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в трудовую инспекцию отвечает работодатель, а за достоверность проведения измерений и оценок – работодатель и аттестующая организация. Почему в последнем случае фигурирует работодатель? А потому, что напрямую от него зависит, насколько полным и точным будет пакет документов, которые он представит аттестующей организации, чтобы та провела оценку рабочих мест.
Имейте в виду: аттестующий центр может отказаться проводить аттестацию, если вы не представите нужные ему документы.
Штраф и суд
Об аттестации рабочих мест по условиям труда в Кодексе об административных правонарушениях нет ни слова. Но правовая и судебная практика сложились так, что нарушения в данной сфере подпадают под статью 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда».
Данная статья предусматривает следующие административные наказания: штраф с должностных лиц от 1000 до 5000 рублей; с индивидуальных предпринимателей – от 1000 до 5000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток; с юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей либо аналогичное приостановление деятельности.
В судебной практике есть примеры, когда стороны пытаются разрешить спор, связанный с аттестацией рабочих мест, в арбитражном суде. Однако это неверно. Так, к примеру, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 марта 2006 г. № А74-72/06-Ф02-942/06-С1 по делу № А74-72/06 и постановлении от 26 августа 2010 г. по делу № А10-591/2010 прямо указано, что споры об аттестации рабочих мест рассматривают суды общей юрисдикции.