Что такое накладная на передачу готовой продукции в места хранения и как заполняется форма МХ-18?

В данной статье мы рассмотрим: форма МХ-18 (Накладная на передачу готовой продукции в места хранения). Узнаем о необходимых реквизитах и разберемся как ее оформить.

Все производственные компании должны организовать систему качественного документооборота, которая сможет обеспечить необходимой информацией бухгалтерскую службу. Передача готовой продукции на склады из производственных отделов фиксируется в документе МХ-18 «Накладная на передачу готовой продукции в места хранения».

Что это такое?

Федеральная служба государственной статистики в 1999 году Постановлением №20 утвердила пакет первичных документов, необходимых для осуществления бухгалтерской деятельности на предприятии. Один из таких документов — накладная по форме МХ-18 на передачу готовых изделий в места хранения.

Все предприятия, которые осуществляют производственную деятельность, обязаны вести документооборот, который снабдит всей необходимой информацией бухгалтерскую службу.

Форма МХ-18 фиксирует перемещение изделий производственными отделами на склады. То есть, эта форма является внутренним документом организации.

Общая информация

Несмотря на то что форма МХ-18 унифицированная (утверждена Пост. Госкомстата России от 09.08.1999 №66), работа с ней носит необязательный характер с 2013 года. Предприятие вправе применять собственные бланки, закрепив их в своей учетной политике, если они содержат все необходимые реквизиты. За основу можно взять форму МХ-18. На деле же организации используют именно этот бланк, поскольку он удобен и можно не бояться, что у проверяющих органов возникнут вопросы к руководству по использованию тех или иных бланков.

Сотрудник, который несет ответственность за прием товара на склад, должен сверить по накладной количество и состояние продукции. Затем документ заверяют обе стороны процедуры (материально ответственное лицо, доставляющее продукцию, и работник склада, на чье хранение доставлен товар).

Задача документа — фиксация факта передачи готовой продукции на склад. Заполненный бланк передают в бухгалтерию, где специалист отражает в учете организации движение готовой продукции.

Внимание! Форма МХ-18 применяется для учета перемещения продукции внутри одного предприятия. Ее не нужно путать с накладной по форме ТОРГ-12. Этот бланк необходим для передачи товара (готовой продукции) сторонней организации.

Для чего используется?

Форму МХ-18 обычно используют на производстве, поскольку торговые организации, а также работающие в сфере услуг, в таком документе не имеют нужды — накладная используется для перемещения изготовленной продукции.

Производственное предприятие обязано подтверждать все свои хозяйственные операции бухгалтерской первичкой, а изготавливаемые им товары проходят множество стадий, прежде чем очутиться на складе.

В момент, когда изделия произведены и могут быть перемещены внутри предприятия, например, в другие подразделения, либо же на склады для дальнейшей реализации, и составляют рассматриваемый документ.

Форма МХ-18. Накладная на передачу готовой продукции в места хранения.

Унифицированная форма N МХ-18 Утверждена Постановлением Госкомстата от 09.08.99 N 66 Накладная на передачу готовой продукции в места хранения (форма № МХ-18) — применяется для учета передачи готовой продукции из производства в места хранения. Составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом структурного подразделения, сдающего готовую продукцию. Один экземпляр служит сдающему структурному подразделению (цеху, участку, бригаде) основанием для списания продукции (ценностей), а второй — принимающему складу (цеху, участку, бригаде) для оприходования продукции (ценностей). Накладная подписывается материально ответственным лицом сдатчика и получателя и сдается в бухгалтерию для учета движения продукции (ценностей).
бланка форма МХ-18 в формате Excel :

Скачать другие бланки на нашем сайте :

Доверенность на автоРезюмеСправка 2-НДФЛГостиничный бланк
Авансовый отчет АО-1Накладная Торг-12Товарный чекСчет-фактура
Приходный кассовый ордер КО-1Командировочное удостоверениеРасходный кассовый ордер КО-2Расходно-приходная накладная

Не нашли то что хотели — используйте карту сайта

Унифицированная форма МХ-18 утверждена постановлением Госкомстата РФ № 66 от 9 августа 1999 г. Накладная предназначена для оформления приема-сдачи изготовленной продукции на хранение на складе и является одним из первичных документов, подтверждающим осуществление хозяйственных операций.

По какой форме составляется?

Форма МХ-18 является унифицированной, то есть стандартной и соответствующей всем законодательным предписаниям. Форма имеет код по ОКУД 0335018.

Однако, с 2013 унифицированные формы не являются обязательными, каждое предприятие имеет право самостоятельно выбрать форму накладной, но она должна соответствовать всем необходимым требованиям.

В документе, использующемся для передачи готовых изделий обязательно должны быть такие графы, как:

  • Дата и номер документа.
  • Отправитель — подразделение, передающее изделия.
  • Получатель — подразделение, получающее изделия.
  • Корреспондирующий счет.
  • Табличная часть с наименованием, количеством и другими характеристиками передаваемых изделий.
  • Подписи передающей и получающей стороны.

Что такое давальческие материалы

По сути, давальческое оборудование — это основные средства, которые заказчик (покупатель) передает во временное распоряжение стороннему лицу для обработки и выпуска готовых изделий, проведения работ, оказания услуг. Аналогичная ситуация с сырьем и материалами. Отличительная черта применения давальческой схемы — за поставляемые давальцем материалы не надо платить. ТМЦ предназначены для целевого использования, остатки подлежат возврату владельцу.

Правила учета материальных запасов, в том числе и учет давальческих материалов, регулируется новым ФСБУ 5/2019 «Запасы». Федеральный стандарт утвержден Приказом Минфина № 180н от 15.11.2019. Обновленные нормативы применяются с 01.01.2021, а до этого действовали ПБУ 5/01.

Составление и оформление

Ответственное лицо

Составлять документ по форме МХ-18 необходимо ответственному за передачу продукции лицу в передающем подразделении, то есть материально ответственному лицу.

Сколько экземпляров нужно?

Накладная на передачу готовой продукции обязательно составляется в двух экземплярах:

  • один экземпляр остается в подразделении, откуда изделия будут переданы, после чего бухгалтерия произведет списание;
  • второй передается в подразделение, получающее изделия, куда оприходуют поступление.

Заполнение

В шапке указывается:

  • Полное наименование предприятия.
  • Информация об организации.
  • ОКПО.
  • ОКДП.
  • Номер и дата.

Далее следует табличная часть, в которой указывается такая информация, как:

  1. Наименование передающего подразделения с кодом по ОКДП.
  2. Наименование получающего подразделения с кодом по ОКДП.
  3. Бухгалтерские проводки: субсчет и код по аналитике.
  4. Характеристика продукции:
      Наименование изделия.
  5. Характеристика изделия.
  6. Единицы, в которых измеряется продукция, а также код по ОКЕИ.
  7. Вид упаковки.
  8. Количество изделий.
  9. Вес передаваемой изделий.
  10. Учетные цены на изделия — как за единицу товара, так и общая сумма.
  11. Количество и стоимость продукции прописью.
  12. Все необходимые подписи.

Особое внимание стоит обратить на шапку документа, наименование и количество изделий, а также на подписи ответственных лиц.

При неполном заполнении документа можно столкнуться с проблемами при фискальных проверках.

Подписание документа

Накладную по форме МХ-18 необходимо подписывать с двух сторон: материально ответственным лицом подразделения, передающего изделия, и материально ответственным лицом подразделения, получающего изделия.

В ином случае, при возникновении спорной ситуации будет отсутствовать лицо, на которое возможно будет возложить ответственность за случившееся.

В некоторых организациях также есть лицо, наделенное контролирующими функциями при таких операциях. В таких случаях этот сотрудник также оставляет свою подпись на документе.

Подпись производится по форме: указание должности, подпись и расшифровка подписи. Отметим, что накладная без всех необходимых подписей считается недействительной.

Проставление печатей

С 2015 года проставление печатей на первичке является необязательной функцией. И если с внешней передачей/продажей лучше перестраховаться и проставить печати, то делать это во внутренних документах, таких как МХ-18, нет никакой необходимости.

Типичные ошибки при заполнении

При заполнении накладной могут быть допущены различные нарушения. Рассмотрим в таблице наиболее распространенные из них.

п/пРаспространенные ошибки при заполнении МХ-18
НарушенияМетод корректировки
1При заполнении бланка накладной была допущена ошибка в числовом показателе. Виновным лицом ошибка выявлена до момента передачи ценностей в другое подразделениеФорма документа МХ-18 не входит в число бланков, которые не могут подвергаться корректировке со стороны уполномоченных на эти действия сотрудников. Исправить неверную запись следует методом, применяемым в отношении всех документов первичного учета: аккуратно зачеркнув ошибочную запись и сделав рядом верную. При этом исправление следует заверить подписью ответственного лица и фразой «исправленному верить». Однако так как нарушение было выявлено практически сразу после составления двух экземпляров документов и готовая продукция из производственного отдела еще не списана, будет более рациональным подготовить документ заново без исправлений.
2В накладной отсутствует подпись материально-ответственного лицаУказание должности, подписи и расшифровки материально-ответственного лица является обязательным для заполнения реквизитом. Если документ не будет подписан уполномоченным сотрудником в случае выявления расхождения между фактическим количеством продукции и отраженным в документе, будет отсутствовать лицо, на которое следует возложить ответственность.
3В МХ-18 нет подписи контроллераСотрудник, на которого возложены контролирующие функции, ведет надзорную деятельность при передаче ценностей. Этот реквизит относится к категории обязательных для заполнения.

Важно! Исправления в документе МХ-18 допускаются, но должны быть сделаны с учетом всех требований законодательства.

Сколько времени хранить?

МХ-18 является первичной бухгалтерской документацией, в соответствии с этим, как и всю остальную первичку, ее следует хранить не менее пяти лет.

Для учета существуют разные виды накладных, предлагаем узнать о товарной, требовании-накладной, транспортной, ТТН, расходно-приходной, расходной и приходной, возвратной и на отпуск товара.

Форма МХ-18 — самый легкий и точный способ отразить перемещение готовой продукции внутри организации. Заполнение ее не составляет труда, однако, к нему, как и к заполнению любой первичной документации, следует отнестись ответственно во избежание дальнейших проблем.

Что учесть для налогообложения

Поскольку давальческая схема не регулируется законом, при налоговом учете возникают сложности. Для корректного отражения операций с давальческими ресурсами учитывайте ряд правил:

  • нельзя реализовать давальцу изготовленную им ранее продукцию;
  • при определении цены за услуги переработки необходимо учитывать рыночные показатели;
  • следует решить вопрос с правом собственности на лом и неделовые отходы, чтобы действия не расценивались как безвозмездная передача;
  • подрядчику надлежит вести раздельный учет операций с давальческим сырьем и собственным.

Применение давальческих схем значительно упрощает производственный процесс заказчика, но несет определенные угрозы для исполнителя, так как стабильность и непрерывность функционирования будут напрямую зависеть от финансового состояния давальца.

Этот подход к ведению бизнеса привлекает внимания налоговых органов, поэтому обе стороны сделки должны приложить максимум усилий и умений в документальном оформлении всех этапов взаиморасчетов.

Как отразить давальческие материалы в 1С, узнайте из видео:

Об авторе

Александра Задорожнева Практикующий бухгалтер. Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]