В налогообложении граждан ЕАЭС в России много противоречивых моментов. Это связано с тем, что позиции международного и российского права определяются в различной терминологии и поэтому формального разногласия не создают, но на практике приводят к неоднозначности правил применения налоговой ставки при расчете НДФЛ. В статье эксперты 1С разъясняют тонкости и последствия выбора алгоритма расчета НДФЛ для граждан ЕАЭС и рассказывают о порядке отражения налогового статуса сотрудников из ЕАЭС, применения ставки НДФЛ и расчета налога в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» редакции 3.
Нормы международного права связывают гражданство физлица и ставку для расчета НДФЛ. В Налоговом кодексе РФ ставка НДФЛ и льготы зависят от статуса налогового резидента. Статус налогового резидента автоматически определяет и налоговую ставку 13%, и право на льготы. Обратное неверно: 13-процентная ставка НДФЛ не обеспечивает статуса резидента и права на налоговые вычеты.
Противопоставление прав граждан ЕАЭС правам граждан РФ кажется неправильным, ведь Российская Федерация входит в состав ЕАЭС. Сложности добавляет употребление в Договоре о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014 (в ред. от 15.03.2018), понятия «работа по найму», не определенного ни российским законодательством, ни международным правом.
Зная о противоречиях применения ставки НДФЛ к доходам работников из стран ЕАЭС, работодатель получает возможность принять взвешенное решение при исчислении налога и применении вычетов.
Статус резидентства РФ
Как выясняется статус резидентства РФ
Пункт 2 статьи 207 НК РФ определяет порядок выяснения наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса резидента РФ. Резидентом РФ становится человек, который фактически находится в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Примечание
О налоговом статусе физлица, о начислении НДФЛ у нерезидентов и учете в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 читайте в статье «НДФЛ у нерезидентов: учет в 1С:ЗУП 8».
Следовательно, иностранец может стать налоговым резидентом РФ только спустя полгода после въезда в Россию, а россиянин может утратить статус резидента РФ, уехав из страны на полгода.
Письма Минфина России от 06.06.2014 № 03-04-05/27351, от 22.11.2012 № 03-04-06/6-331, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157, ФНС России от 05.03.2013 № ЕД-3-3/[email protected] и др. разъясняют особенности исчисления 183 дней пребывания на территории РФ.
Для определения статуса физического лица суммируются все календарные дни, в которых физическое лицо фактически находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев. Эти 12 месяцев могут начинаться в одном налоговом периоде и завершаться в другом. За эти 12 месяцев следует сложить все календарные дни нахождения налогоплательщика на территории РФ. Законодательство не содержит требований непрерывности периода. В расчет 183 дней кроме непосредственного пребывания на территории РФ включаются дни (в соответствии со ст. 207 НК РФ):
- лечения или обучения за границей, если срок не превышает полугода;
- работы на морских месторождениях углеводородного сырья за границей;
- приезда в РФ и дни отъезда из РФ.
Для некоторых категорий граждан (например, командированных за рубеж российских военнослужащих и сотрудников органов госвласти) налоговое резидентство определяется независимо от времени нахождения в РФ.
Что дает статус резидентства РФ
Статья 224 НК РФ устанавливает для большинства видов доходов резидентов РФ ставку НДФЛ 13%, а для нерезидентов РФ — 30%.
В соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налоговые вычеты по НДФЛ применяются к доходам только резидентов РФ.
Когда и зачем пересматривать статус резидентства РФ
Пересмотр налогового статуса необходим для выяснения правомерности применения ставки НДФЛ и вычетов по налогу.
Минфин России и ФНС России настаивают на необходимости уточнения окончательного статуса физлица по итогам календарного года и пересчете налога по иной ставке при приобретении статуса налогового резидента и при утере этого статуса (см. письма Минфина России от 22.04.2016 № 03-04-06/23366, от 19.03.2013 № 03-04-06/8402, от 28.03.2012 № 03-04-06/6-81, от 28.10.2011 № 03-04-06/6-293, ФНС России от 22.10.2012 № АС-3-3/[email protected], от 14.08.2012 № ЕД-3-3/[email protected]). Одновременно Налоговый кодекс РФ не содержит норм, которые требуют в конце года определять налоговый статус физлица и пересчитывать в связи с этим ранее исчисленный НДФЛ.
1С:ИТС В разделе «Консультации по законодательству» см. подробнее о том, нужно ли пересчитывать НДФЛ, если статус физического лица изменяется в течение календарного года: с резидента на нерезидента; с нерезидента на резидента — по ссылке. |
НДФЛ с нерезидентов граждан Республики Беларусь
Если физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получают доходы от российских источников, то возникает доход, облагаемый НДФЛ (п. 1 ст. 207, п. 2 ст. 209 НК РФ).
Важно
При определении налогооблагаемой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной, натуральной формах, право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Не уменьшают налоговую базу удержания из дохода по распоряжению налогоплательщика, по решению суда или иных органов.
В отношении доходов от источников в РФ, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, налоговая ставка установлена в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса).
Однако, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 Налогового кодекса). Между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение от 21 апреля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». Следовательно, в рассматриваемой ситуации действуют нормы указанного Соглашения. Согласно подпункту «а» статьи 14, пункту 1 статьи 21 Соглашения доходы от работы по найму лиц с постоянным местожительством в Республике Беларусь не могут подвергаться более обременительному налогообложению, чем предусмотренное для заработной платы граждан РФ.
Вознаграждение, получаемое по договору найма гражданином Белоруссии с постоянным местожительством в Республике Беларусь, может облагаться налогом в России в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в России. Такой порядок действует, если доход получен работником за время нахождения в России, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней (п. 1 ст. 1 Протокола от 24 января 2006 г. «К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года»). Налоговый режим, установленный в пункте 1 статьи 1 указанного Протокола, применяется с даты начала работы по трудовому договору сроком не менее 183 дней.
Если с гражданином Белоруссии заключен срочный трудовой договор на более чем 183 дня или бессрочный трудовой договор, то срок его пребывания соответствует требованиям, установленным вышеуказанными пунктами 1, 2 статьи 1 Протокола от 24 января 2006 г.
Исходя из вышесказанного доход гражданина Республики Беларусь, временно пребывающего на территории России, облагается НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Опасный момент
Если по итогам налогового периода гражданин Беларуси будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, то условие пункта 1 статьи 1 Протокола не будет соблюдено и налог на доходы физических лиц с его доходов организация -налоговый агент должна удержать по ставке 30 процентов. На это указывают разъяснения в Письмах Минфина России от 21 февраля 2011 г. N 03-04-05/6-112, от 18 февраля 2011 г. N 03-04-06/6-32.
Организация, являясь налоговым агентом, обязана исчислить сумму НДФЛ, удержать ее из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить в бюджет (п. п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).
Статус гражданина ЕАЭС
Статья 73 «Налогообложение доходов физических лиц» Договора о ЕАЭС предусматривает особое правило, в соответствии с которым в странах — участниках ЕАЭС (Беларуси, Казахстане, Армении, Киргизии и РФ) доходы с первого дня работы облагаются по той же ставке, что и для граждан государства, в котором работают по найму граждане других государств ЕАЭС.
Так, при работе в России граждане ЕАЭС уплачивают НДФЛ, как и россияне — налоговые резиденты, по ставке 13% и имеют привилегию по сравнению с иностранцами из других стран — нерезидентами, доходы которых облагаются по ставке 30%.
Когда следует применять нормы Договора о ЕАЭС, а не НК РФ
Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны. Это касается как налоговых правоотношений, так и социального страхования. К примеру, если международная норма статьи 73 Договора о ЕАЭС противоречит внутреннему закону РФ — статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила. Ставку НДФЛ 13% следует применять к доходам резидентов ЕАЭС, полученным с первого дня работы в РФ по найму. Можно отнести к работе по найму работы по трудовым и гражданско-правовым договорам в соответствии со статьей 96 Договора о ЕАЭС и статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В понятие «доход в связи с работой по найму» входит всякий доход, предусмотренный трудовым или гражданско-правовым договором. Причем деятельность осуществляется непосредственно на территории РФ. Это обязательное условие применения ставки НДФЛ 13% (см. письма Минфина России от 10.06.2016 № 03-04-06/34256, от 17.07.2015 № 03-08-05/41341). В письме от 10.06.2015 № ОА-3-17/[email protected] ФНС России уточняет, что факт нахождения сотрудника и работы в России подтверждается копиями страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, сведениями из табеля учета рабочего времени, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства (пребывания).
Обратите внимание, что такой порядок налогообложения не распространяется на резидентов ЕАЭС, работающих по договору с российским работодателем в другом государстве (например, дистанционно в Беларуси). В этом случае применяются общие правила: работодатель не должен удерживать НДФЛ с вознаграждения сотрудника-нерезидента РФ, полученного за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ).
Основные понятия и трудовые отношения с иностранцами
Кто же признается иностранцем в Российской Федерации с точки зрения отечественного законодательства? Статус иностранца определен в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Исходя из выше изложенного, гражданин Республики Беларусь признается иностранным гражданином.
Статус иностранца в свою очередь может быть различным, и от этого зависит, какие нормы законодательства регулируют налоговые отношения с ним.
Временно пребывающий
в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, прибывшее на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Временно проживающий
в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.
Постоянно проживающий
в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.
Трудовой деятельностью иностранного гражданина признается работа иностранца в Российской Федерации на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, признается иностранным работником.
Согласно статье 11 Трудового кодекса нормы трудового законодательства распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц. Следовательно, с иностранным работником из Белоруссии могут заключаться трудовые договоры как срочные, так и бессрочные.
Бессрочные трудовые договоры заключаются на неопределенный срок.
В срочных трудовых
договорах предусматривается условие об определенном сроке действия, но не более пяти лет, если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 Трудового кодекса. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 59 Трудового кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
В статье 13 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» приведены условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях.
Однако указанные условия в отношении граждан Белоруссии не применяются согласно пункту 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий». Это подтверждают разъяснения налоговых и миграционных служб в письмах ФНС России от 22 октября 2008 г. № ШС-6-3/751, ФМС России от 20 декабря 2007 г. N МС-1/9-25552.
Когда следует применять НК РФ, а не нормы Договора о ЕАЭС
Контролирующие органы РФ считают, что ставка НДФЛ у работников из стран ЕАЭС по итогам года все-таки зависит от их статуса, что не противоречит букве Договора о ЕАЭС. Минфин России в письме от 22.01.2019 № 03-04-06/3032 напоминает, что порядок определения налогового статуса применяется в отношении физических лиц независимо от гражданства. Для случая, когда к концу года гражданин ЕАЭС приобретает статус налогового резидента РФ, пересмотр налогового статуса позволяет применить налоговые вычеты и пересчитать в связи с этим НДФЛ. Очевидно, что если гражданин ЕАЭС не успевает в налоговом периоде получить статус налогового резидента, то в соответствии с требованиями Минфина в конце года НДФЛ пересчитывается по ставке 30%. Налог по возможности следует удержать, а при отсутствии соответствующего дохода — сообщить о невозможности удержания в отчете по форме 2-НДФЛ.
Для граждан, приехавших в РФ после 02.07.2019 (183-й день года), уже не будет возможности стать налоговым резидентом в текущем налоговом периоде, так как в году остается менее 183 дней. С первого дня работы к их доходам нельзя применять ставку 30% — это нарушит требования международного договора, а по состоянию на конец налогового периода ставка 13% будет противоречить требованиям Минфина. Вдобавок следует учитывать невозможность предвидеть будущее: у работодателя нет информации, будет ли этот сотрудник работать у него в конце налогового периода и чьей ответственностью станет определение налогового статуса на конец налогового периода.
Одновременно с разъяснениями необходимости пересчета НДФЛ в конце налогового периода в соответствии с налоговым статусом Минфин России в своем письме от 22.01.2019 № 03-04-06/3032 сообщает, что указанное письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письме.
В письме ФНС России от 28.11.2016 № БС-4-11/[email protected] отражена противоположная позиция об отсутствии необходимости пересчета налога.
Ни мнение Минфина России, ни ФНС России нельзя считать более или менее выгодным для граждан ЕАЭС. Пересмотр налогового статуса приведет к увеличению ставки НДФЛ к доходам нерезидента, а отсутствие пересмотра повлечет неприменение положенных резидентам вычетов.
1С:ИТС Рекомендации по выбору варианта расчета НДФЛ граждан ЕАЭС для налоговых агентов, осторожных и готовых отстаивать свою позицию, см. в разделе «Консультации по законодательству». |
Независимо от выбора варианта расчета в конце налогового периода в отчетности следует отражать фактические данные — ставку НДФЛ, гражданство и налоговый статус физлица.
Так, в случае когда нерезиденту — гражданину ЕАЭС налог исчислен по ставке 13%, в справке 2-НДФЛ следует указать гражданство нерезидента РФ и код статуса налогоплательщика «2».
Работодателям объяснили, как брать НДФЛ с граждан Белоруссии
Налоговики сообщили, в каких случаях доходы белорусских работников облагаются налогом по ставке 13%, а в каких – 30%. Главный фактор, от которого зависит ставка, – срок нахождения на территории России.
Содержание
Управление ФНС по Москве разъяснило, какой налог полагается брать с работающих в России граждан Белоруссии. Имеется в виду ставка налога на доходы физических лиц. В одних случаях НДФЛ будет считаться по ставке 13%, в других – 30%. В первую очередь ставка зависит от срока нахождения на территории России.
В своем письме УФНС ответило на поступивший вопрос: «Правомерно ли для гражданина Республики Беларусь, только начинающего работать в РФ, применять ставку НДФЛ 13% с даты начала работы по найму в России, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней?» Налоговики указали, что такой вариант допустим. Это возможно, если с гражданами Республики Беларусь заключаются долгосрочные трудовые договоры, предусматривающие нахождение работников в РФ не менее 183 дней в календарном году:
Согласно пункту 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения…
До момента, пока время нахождения физического лица на территории Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, такое лицо не будет являться налоговым резидентом РФ и его вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории РФ в соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ подлежит обложению НДФЛ по налоговой ставке 30%.
По итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде. Налоговым периодом признается календарный год.
После того как физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, указанные доходы в соответствии с пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ подлежат налогообложению по налоговой ставке 13%.
Налогообложение граждан Республики Беларусь производится с учетом положений Протокола от 24.01.2006 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 21 «Недискриминация» Соглашения граждане Республики Беларусь не должны подвергаться в России более обременительному налогообложению, чем граждане РФ, в сходных обстоятельствах.
Таким образом, если российским работодателем с гражданами Республики Беларусь заключаются долгосрочные трудовые договоры, предусматривающие нахождение таких физических лиц на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, то доходы, полученные такими иностранными гражданами от выполнения трудовых обязанностей в Российской Федерации, подлежат налогообложению по налоговой ставке 13% с первого дня
их пребывания на территории Российской Федерации.
Если время нахождения гражданина Республики Беларусь в Российской Федерации в 2011 году составляло менее 183 дней, то такой гражданин не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации.
В этом случае налогообложение доходов в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей на даты выплаты доходов в 2011 году следует производить по налоговой ставке 30%.
Доход, выплачиваемый в 2012 году налоговым агентом по трудовому договору, заключенному с гражданином Республики Беларусь на срок более 183 дней, подлежит налогообложению по налоговой ставке 13%.
При применении письма следует учитывать, что оно не носит нормативный характер и служит разъяснением по конкретному запросу.
Напомним, подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе «Справочник налогов». Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе «Календарь бухгалтера».
Правовые документы
Приказ ФСТ России от 02.08.2012 N 134
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995
Статья 207 НК РФ. Налогоплательщики
Статья 224 НК РФ. Налоговые ставки
Налоговый статус сотрудника и НДФЛ в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3)
В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 предусмотрена возможность расчета НДФЛ в соответствии с Договором о ЕАЭС. Возможность управлять налоговым статусом сотрудника в программе позволяет осуществлять перерасчеты НДФЛ.
Пример 1
Сотрудник А.М. Клубника, гражданин Беларуси (входит в состав ЕАЭС), приехал в РФ и работает в России с 10.07.2018 по трудовому договору. |
При оформлении приема на работу в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 в карточке сотрудника по ссылке Личные данные в поле Гражданство страны следует выбрать БЕЛАРУСЬ. До конца года остается менее 183 дней, и А.М. Клубника в налоговом периоде 2022 года не получит статуса резидента и, следовательно, не получит стандартных налоговых вычетов по НДФЛ. С первого дня работы для расчета НДФЛ применяется ставка 13% в соответствии со статьей 73 Договора о ЕАЭС. Для корректного расчета в карточке сотрудника по ссылке Налог на доходы в поле Статус следует выбрать Гражданин страны — участника Договора о ЕАЭС (рис. 1).
Рис. 1. Заполнение данных в карточке сотрудника