Ответственность за непредставление налоговой декларации. Разъяснения официальных органов и судебная практика

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок

влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

  • Статья 118. Утратила силу
  • Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)

Способы представления налоговых деклараций

Налоговая декларация — это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога, подлежащего уплате, и о других данных, служащих основанием для исчисления налога. Своевременное представление налоговых деклараций — одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, и данная процедура регламентирована ст. 80 НК РФ.
Существует два варианта представления налоговых деклараций: на бумажном носителе; в электронной форме.

Налоговая декларация может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе. При этом налогоплательщик может представить отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя.

Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).

Датой подачи налоговых деклараций законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Для сдачи отчетности необязательно лично приходить в ИФНС, можно направить ее по почте.

Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Представление деклараций в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

ТКС — это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Преимущества данного способа пред­ставления:

нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика (экономия временных затрат); не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях; сокращение количества технических ошибок (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности); оперативность обновления форматов представления отчетности (при изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде); гарантия подтверждения доставки документов (возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств налогоплательщиком, а также в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку, таким образом, нет необходимости ждать актов сверки); защита отчетности, представляемой в электронной форме по ТКС, от просмотра и корректировки третьими лицами; возможность получения в электронном виде справки о состоянии расчетов с бюджетом, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговую инспекцию, акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, актуальные разъяснения ФНС России по налоговому законодательству, а также направить запрос информационного характера в налоговые органы.

Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт: https://www.nalog.ru

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст. 119 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/[email protected] (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/[email protected]».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Комментарий к ст. 119 НК РФ

Обязанность представления налоговой декларации установлена статьей 80 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 данной статьи налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу. Причем под налоговой декларацией как видом налоговой отчетности понимается как отчетность физических, так и юридических лиц. Налоговая декларация должна быть подана в установленный срок.

Налоговый кодекс не указывает конкретных сроков подачи налоговой декларации, а содержит лишь отсылочную норму, гласящую, что налоговая декларация представляется в установленные законом сроки (п. 6 ст. 80). Если налоговая декларация направляется по почте, то она считается представленной в момент отправки заказного письма с описью вложения (п. 2 ст. 80 НК РФ).

1. Объектом налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок представления в налоговые органы налоговой декларации, а также других документов. При этом нарушаются требования: статей 80, 81 НК РФ (посвященных налоговым декларациям, порядку их представления и изменения), статей 88, 93 НК РФ, ряда других норм (о предоставлении документов по требованию налогового органа). Непосредственный объект анализируемого налогового правонарушения — нарушение установленных сроков представления налоговых деклараций.

В чем заключается опасность данного деяния? Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно посягает на установленный порядок взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками (их законными представителями), подрывает возможность своевременного и полного налогового контроля, создает благоприятные условия для совершения ряда других налоговых правонарушений (чаще всего связанных с неуплатой, неполной уплатой налога, сокрытием объектов налогообложения и т.д.).

2. Объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренную подпунктами 1, 2 комментируемой статьи, отражают следующие моменты:

а) статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за два самостоятельных налоговых правонарушения:

— нарушение установленного срока представления налоговой декларации;

— непредставление налоговой декларации в сроки, упомянутые в п. 2 комментируемой статьи.

Именно объективной стороной упомянутые выше налоговые правонарушения отличаются друг от друга;

б) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных им доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, начисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате им, на бланке установленной формы (лично или посредством почтового отправления) (п. п. 1 — 3 ст. 80 НК РФ);

в) срок представления налоговой декларации по каждому виду налога устанавливается тем или иным актом законодательства о налогах (например, налоговая декларация по подоходному налогу с физического лица должна быть представлена не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в течение которого физическое лицо получило подлежащий декларированию совокупный доход, и т.д.);

г) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета. При этом следует иметь в виду, что:

— организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, а если в нее входят филиалы и иные обособленные подразделения на территории РФ или в ее собственности находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество (включая транспортные средства) — по месту нахождения каждого подразделения (недвижимого имущества);

— индивидуальные предприниматели и приравненные к ним (для целей налогообложения) лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту их жительства;

— другие физические лица ставятся на учет по месту их жительства самими налоговыми органами в соответствии с правилами ст. 83 НК РФ;

— любые физические лица, имеющие подлежащие налогообложению объекты недвижимости и транспортные средства, подлежат также налоговому учету по месту нахождения упомянутого объекта (ст. 85 НК РФ);

д) упомянутый в пункте 2 комментируемой статьи срок (180 дней) исчисляется в календарных днях. Отсчет этого срока начинается со следующего (после установленного законодательством о налогах дня представления налоговой декларации по тому или иному налогу) дня. Порядок представления налоговой декларации в последний день определяется правилами статьи 6.1 НК РФ;

е) налоговое правонарушение, указанное в комментируемой статье, в основном совершается в форме бездействия: виновный или не исполняет свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации, или пропускает срок, указанный в пункте 2 комментируемой статьи.

Данное налоговое правонарушение нужно отличать от нарушения правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ).

Правильному применению комментируемой статьи будет способствовать учет позиции Конституционного Суда (по вопросу о соответствии ст. 119 НК РФ Конституции РФ), изложенной в Определениях N 291-О и N 316-О.

3. Субъектами налоговых правонарушений, указанных в пунктах 1, 2 комментируемой статьи, являются налогоплательщики-организации и физические лица:

а) ни налоговые агенты, ни иные лица не могут быть субъектами налогового правонарушения, предусмотренного пунктами 1, 2 статьи 119 НК РФ;

б) ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ, за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного в УК РФ;

в) привлечение организации к ответственности по статье 119 НК РФ не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции) от административной, уголовной, иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Так, в соответствии со статьей 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на руководителей организаций в размере от 3 до 5 МРОТ;

г) привлечение к ответственности по статье 119 НК РФ не освобождает от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

4. Анализируя субъективную сторону деяний, которым посвящена комментируемая статья, следует учесть, что она может выражаться как умышленно, так и по неосторожности.

5. Перечислим санкции за деяния, предусмотренные в комментируемой статье:

а) налоговое правонарушение, предусмотренное пунктами 1 статьи 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога (а не от суммы полученного дохода), подлежащей уплате (доплате) на основе налоговой декларации. При этом штраф взыскивается:

— за каждый полный месяц, прошедший со дня, когда налогоплательщик должен был представить налоговую декларацию (отсчет начинается со дня, следующего за указанным днем);

— за каждый неполный месяц (если отсчет начинается не с начала месяца);

— в размере, не превышающем 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе налоговой декларации, срок представления которой нарушен (но не менее 100 руб.);

б) деяние, предусмотренное пунктом 2 статьи 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере:

30% суммы налога, подлежащей уплате на основе непредставленной в течение 180 дней налоговой декларации;

10% суммы налога, подлежащей уплате на основе упомянутой декларации (начиная со 181 дня непредставления).

При этом уплата штрафов осуществляется за каждый полный, каждый неполный месяц;

в) штрафы, предусмотренные комментируемой статьей, не поглощают друг друга.

Размеры налоговых санкций, предусмотренных статьей 119 НК РФ, подлежат уменьшению или увеличению в соответствии с правилами статей 112, 114 НК РФ.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

В п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, т. е. предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.
Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Смягчающие обстоятельства — это шанс снизить штраф

Размер выставленных санкций по акту проверки, если имеются смягчающие обстоятельства для снижения штрафа налоговой, получится снизить. Факторы, из-за которых освободят от ответственности за совершение правонарушения, определены в п. 1 ст. 112 НК РФ. К ним относятся:

  • тяжелые личные или семейные обстоятельства;
  • угроза или принуждение;
  • материальная, служебная или иная зависимость;
  • тяжелое материальное положение физ. лица, привлекаемого к ответственности;
  • иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, признаются таковыми.

Вывод: закон позволяет уменьшить размер санкций. Но для этого предпринимателю необходимо подготовить и передать ходатайство о смягчающих обстоятельствах в налоговую инспекцию по месту учета.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Статьей 119.1 НК РФ установлено, что несоблюдение установленного порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/[email protected]).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

https://www.nalog.ru

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст. 119 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/[email protected] (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/[email protected]».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Статья 119. «Налоговый кодекс РФ (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.11.2021)

Комментируемая статья устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации.

Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 01.01.2014, сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.2010 N 03-02-07/1479, от 29.04.2011 N 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/[email protected] (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.2014 N СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 N 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения пункта 1 статьи 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в пункте 18 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 01.01.2014 посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ, которым в пункте 1 статьи 119 НК РФ словосочетание «неуплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования пункта 1 статьи 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.2014 N СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу письма ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/[email protected]».

В письме Минфина России от 14.08.2015 N 03-02-08/47033 отмечено, что статьей 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный статьей 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 рублей.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный статьей 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 рублей Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что пункт 1 статьи 119 НК РФ не содержит противоречий, в том числе относительно установленных размеров штрафов.

В пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что из положений пункта 3 статьи 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Соответственно, из взаимосвязанного толкования указанной нормы и пункта 1 статьи 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй Кодекса.

В письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 отмечено, что поскольку из взаимосвязанного толкования пункта 3 статьи 58 НК РФ и пункта 1 статьи 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ.

Ю.М. Лермонтов

«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ()

2016 год

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

В п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, т. е. предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.
Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]