Формы, виды и основные методы финансового контроля


Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.
Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

  • субъект контроля;
  • направление контроля;
  • сроки выполнения.

Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:

  • методы, которые связаны с проверкой документов;
  • методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
  • методы, которые связаны с проверкой компетенций.

Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.

Понятие и принципы финансового контроля

Наличие контрольной функции финансов объективно обеспечивает не только планомерное социально-экономическое развитие, но и контроль формирования, распределения и использования денежных фондов. Историки полагают, что зарождение фи-нансового контроля восходит к древним цивилизациям Ближнего Востока, когда правители занимались учетом доходов и расходов, сбором налогов, пошлин. Еще в V в. до н.э. в Древней Греции Народное собрание контролировало доходы и расходы государства. В Римской республике государственные финансы находились под контролем сената, а государственный бюджет проверялся штатом контролеров под наблюдением казначея. Особое внимание финансовому контролю уделялось в англоязычных странах (Англии и Шотландии), а также во Франции и в Италии. В XII— XVIII вв. в этих странах встречаются упоминания об учетных документах, организации контроля управления государственным имуществом.

Вопросы финансового контроля исследовались еще до возникновения науки финансового права. Французский правовед Ж. Бо- рен (XVI в.), рассматривая в своем сочинении «Шесть книг о государстве» основные источники финансовых доходов государства, указывал и на необходимость постоянного контроля их поступления. Позже в работах Г. Еллинека (Австрия), М. Сперанского (Россия) исследовались принципы и формы контроля средств государственного бюджета. Все вышеперечисленное свидетельствует о значении финансового контроля в экономической и финансовой системе государства. «Социализм есть в первую очередь контроль и учет», — писал В.И.Ленин в первые годы становления советской власти в России.

В настоящее время финансовый контроль распространяется на все сферы финансовой деятельности и является важным элементом государственного управления. Его роль заключается в содействии реализации финансовой политики государства, решению социальных задач, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов, а также процесса расширенного воспроизводства. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, природных богатств, на сокращение непроизводительных расходов и потерь. Следует отметить, что финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов не исключает, а предполагает необходимость осуществления и других видов контроля (например, административного, экологического и др.).

Объектом финансового контроля являются денежные средства, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов государства. Непосредственным предметом контроля выступают различные финансовые (стоимостные, количественные) показатели, такие как прибыль, доходы, расходы, налоги и сборы, различные отчисления в фонды и др. Финансовым контролем охватываются практически все проводимые финансовые операции (сделки) как с использованием денежных средств, так и без них (бартерные сделки, безвозмездные услуги и т.п.). В то же время финансовый контроль содей-ствует развитию отдельных направлений производного характера, таких как:

  • сбалансированность между потребностью и наличием финан-совых ресурсов;
  • полнота и своевременность выполнения финансовых обязательств перед государством;
  • выявление внутренних резервов производства и снижение себестоимости;
  • рациональное использование материальных и денежных средств;
  • правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности и др.

Финансовый контроль связан с ответственностью субъектов финансово-хозяйственной деятельности за ненадлежащее выполнение законов и других нормативных правовых актов. Эта ответственность выражается как в административных, так и в финансовых мерах воздействия на нарушителей.

Таким образом, финансовый контроль является разновидностью общегосударственного контроля и осуществляется органами государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами в целях проверки законности и целесообразности действий государства и хозяйствующих субъектов в процессе образования, распределения и использования денежных фондов.

Финансовому контролю свойственны те же принципы, что и финансовой деятельности, поскольку он является ее составной частью. Однако финансовому контролю присущи и специфические принципы. Они изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (Международной организации контрольных органов) 1977 г. Это связано с тем, что в настоящее время формируется единая международная система стандартизации финансового контроля, целью которой является разработка общих принципов и правил деятель-ности контрольных органов международного характера. А так как в деятельности этих органов участвуют государства и их контрольные органы, то разработанные принципы и правила становятся основными в системе внутригосударственного контроля.

Принципами финансового контроля являются:

принцип независимости. Данный принцип отражает требования, по которым органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера самостоятельностью, в особенности от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют. Статус контрольных органов должен быть закреплен в законодательстве. Особое значение для независимости контрольных органов имеет их финансовая самостоятельность, а также самостоятельный выбор форм и методов контроля;

принцип объективности. Он подразумевает исключение предвзятости и предрасположенности, а также каких-либо особых мотивов (политических, личных и др.) в ходе осуществления контрольной деятельности. Так, уже на стадии планирования контрольных мероприятий и их проведения должны быть исключены какие-либо предубеждения об изначальном наличии негативных аспектов или их полном отсутствии. Результаты и выводы по проверкам должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими объективную и качественную информацию. Существенной гарантией объективности финансового контроля является неукоснительное соблюдение контрольными органами действующего законодательства;

принцип компетентности. Этот принцип представляет собой наличие закрепленных прав и обязанностей контрольных органов. Финансово-контрольные органы должны действовать только в рамках своих полномочий, не превышать и не занижать их. Персонал органов должен обладать компетентностью в тех сферах, которые подлежат проверке. Знание законодательства, способность анализировать деятельность, безошибочно определять правильность ведения учета и отчетности, разбираться в сложных финансовых операциях и т. п. обеспечат эффективность и качество проводимых контрольных мероприятий. Компетентность тесно взаимосвязана с добросовестностью персонала органов финансового контроля, в противном случае даже идеально организованный контроль не принесет должных результатов;

принцип системности. Он предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. При этом система как таковая не означает создание некой единой структуры, а допускает определенные самостоятельные звенья. Во взаимодействии с этими звеньями основные контрольные органы и формируют единую систему финансового контроля в государстве;

принцип гласности. Результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Представление отчетов о работе контрольных органов в вышестоящие органы и публикация результатов проверок в открытой печати позволяют информировать общество о реальном положении дел в государстве. В то же время не все результаты финансовых проверок могут быть немедленно опубликованы, если предстоит дальнейшее разбирательство, выявление причин нарушений и наказание виновных.

В практике финансового контроля наряду с вышеперечисленными сложились и другие принципы, такие как сбалансированность, экономическая эффективность, оптимизация. Но все принципы подчинены одной цели — обеспечению законности финансово-хозяйственной деятельности.

Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

Система финансового контроля предприятия: методы и средства реализации

Финансовый контроль на предприятии — это комплекс процедур, которые очень важны для повышения эффективности управления предприятием, роста и прибыльности бизнеса. Каковы основные нюансы такого финансового контроля?

На этапе организации финансового контроля на предприятии. Мы рассмотрим алгоритм финансового контроля предприятия, каковы его основные этапы.

Специфика всех этапов финансового контроля предприятия определяется его специфической формой. Меры контроля могут быть:

  • Предварительно (до принятия руководством компании существенных решений в области управления капиталом компании, а также на этапе ее подготовки);
  • В настоящее время (с принятием и исполнением соответствующих решений);
  • Последующая деятельность (анализ последствий решений, принятых в области управления капиталом компании).

Если речь идет о предварительном финансовом контроле, то основным этапом его организации станет:

  • Ответственный за подготовку специалистов для грамотного изучения структуры документов, фиксации решений по управлению финансами предприятий, подготовки их к целому ряду задач;
  • Отвечает за подготовку специалистов, ответственных за исследования в области бизнес-процессов — технологий или, например, на уровне теоретических концепций экономики и управления корпоративным капиталом;
  • Подготовка документальной базы для предварительного контроля результатов регистрации, структуры, оптимальной для устранения дефектов при подготовке решений для управления капиталом предприятия;
  • Подготовка предварительного плана финансового контроля;
  • Реализация алгоритма предварительного финансового контроля, выполненного компетентными специалистами в соответствии с планом и с использованием подготовленного хранилища документов.

Текущий финансовый контроль предприятия будет состоять из следующих этапов:

  • Подготовка специалистов, способных определить критерии качества исполнения решений по управлению капиталом, а также практические процедуры проведения оценки;
  • Подготовка библиотеки документов для отображения текущих результатов реализации решений по управлению капиталом, структура которых оптимальна для определения показателей оборачиваемости капитала в важных для бизнеса областях, а также для определения корреляции между показателями, характеризующими их, и показателями, поставленными в качестве целевых.;
  • Разработка текущего плана финансового контроля;
  • Внедрение алгоритмов управления — в соответствии с планом обученным персоналом и с использованием соответствующей документальной базы.

В свою очередь, последующий финансовый контроль предполагает также подготовку компетентных специалистов для оценки результатов принятия решений по управлению капиталом, основы необходимой документации, разработки планов, а также внедрения соответствующих алгоритмов.

Условия организации финансового контроля на предприятии

Вне зависимости от конкретного вида финансового контроля на предприятии, существует ряд ключевых условий, необходимых для его успешной реализации. То есть:

  • Предоставление необходимых документов и правовой базы (местные НПО);
  • Наличие инфраструктуры (программное обеспечение, коммуникации, Контрольная документация);
  • Наличие необходимых компетенций сотрудников, участвующих в контроле.

Важность элементов, связанных с первой из трех позиций, которые мы перечислили, имеет важное значение с точки зрения внутренней корпоративной легализации финансового контроля. Субъекты финансового контроля должны решать свои проблемы в соответствии с действующими местными нормативными актами. Он может, во-первых, доказать авторитетность того или иного специалиста или их группы, чтобы другие сотрудники компании не сомневались в их поведении, а, во-вторых — включить в него положения, в соответствии с которыми субъект финансового контроля должен выполнять свои обязанности.

Финансовый контроль на предприятии, в первую очередь, это работа с информацией, которая должна быть зафиксирована на месте, передача места, изучение и интерпретация лица. Для этих целей необходима специальная инфраструктура-захват, передача и интерпретация данных, полученных в процессе финансового контроля.

Финансовый контроль на предприятии – это комплекс процедур, требующих достаточно высокой квалификации сотрудников. Специалисты, выполняющие функции инспектора, должны иметь полное представление о части бизнес-процессов, связанных с решениями по управлению капиталом, и, следовательно, проводить расследования в процессе проверки.

Рассмотрим далее структуру, которую может представлять финансовый контроль предприятия.

Структура финансового контроля предприятия

Современные исследователи выделяют следующие основные элементы структуры финансового контроля предприятия:

  • Сотрудничество с документальной базой;
  • Работа с различными частями бизнес-процессов;
  • Работа с сотрудниками.

Первый элемент финансового контроля:

  • Изучение правильности заполнения документов, актуальности используемых форм, логики существования предприятий в управлении капиталом, отражающей факты;
  • Проверка подлинности и полноты документов;
  • Сравнительный анализ документов, сравнение с эталонными образцами источников.
  • Что касается уровня работы в отдельных сегментах бизнес-процессов, то может быть задействована структура финансового контроля:
  • Анализ эффективности финансовых вложений компании-рентабельность инвестиций, корреляция инвестиций с доходностью, товарооборотом и другими показателями;
  • Анализ основных средств и производительности труда;
  • Анализ финансовой стабильности компании, ее платежеспособности по кредитам и другим обязательствам.

Финансовый контроль за работой с сотрудниками может включать:

  • Проверка уровня квалификации специалистов, отвечающих за управление капиталом на предприятии;
  • Выявление фактов недобросовестного отношения сотрудников к решению проблем, связанных с управлением финансами предприятия;
  • Разработка мероприятий, направленных на стимулирование подготовки специалистов для участия в управлении капиталом на предприятии, а также повышение уровня индивидуальной ответственности работников за выполнение обязанностей компании.

Мы рассмотрим специфику субъектов финансового контроля на предприятии.

Корпоративный финансовый контроль

Это могут быть:

  • Личный состав компании;
  • Внутренняя структура компании, состоящая из наемных работников (менеджеров,специалистов);
  • Внутренняя или внешняя структура формируется владельцем бизнеса или в качестве партнера, аутсорсинга.

Что касается темы первого типа, то в основном самоконтроль. Его применение характерно для малого бизнеса, предпринимателей, которые сами выполняют значительный объем работ, связанных с бизнесом.

Внутренняя структура предприятия, ответственная за финансовый контроль на предприятии, может быть специальным подразделением-для управления капиталом предприятия, различными бухгалтерскими или аналитическими подразделениями компании по контролю качества. Такой подход к организации финансового контроля — когда основные роли назначаются внутренним корпоративным организациям, состоящим из сотрудников,-характерен для организаций среднего размера.

В свою очередь, для обеспечения эффективного финансового контроля на крупных предприятиях может потребоваться участие юридических лиц или тех, кто сформирован в штате компании, но не с участием сотрудников и в соответствии с приказами собственника.

Объекты финансового контроля предприятия

Основным объектом финансового контроля предприятия является система принятия решений по управлению капиталом предприятия. Он состоит из следующих ключевых элементов:

  • Обеспечение нормативно-правовой базы алгоритмов соответствующих систем;
  • Техническая инфраструктура, позволяющая реализовать эти алгоритмы;
  • Концепция принятия решений, за которой следуют сотрудники компании, отвечающие за управление капиталом компании.

Нормативная база может быть представлена НПА, принята на всех уровнях-федеральном, региональном, муниципальном, а также местном источниках права, пояснительных записках.

Техническая инфраструктура, используемая в рамках управления капиталом компании, — это, прежде всего бухгалтерское программное обеспечение, программа дистанционного взаимодействия с банками и платежными системами, программное обеспечение для отчетности и документооборота в рамках организации и других юридических лиц в различных областях.

Объектом финансового контроля на предприятии может быть:

  • Стоимость и количество производственных индексов;
  • Например, статистика, отражающая уровень продаж;
  • Ключевые особенности клиентов, покупателей, поставщиков, социальных групп партнеров.

Структура объекта финансового контроля, в принципе, может включать в себя любую составляющую бизнес-процесса, которая может характеризовать эффективность управления капиталом предприятия.

Но почему руководство компании или специалисты, ответственные за финансовые проблемы бизнеса, должны осуществлять финансовый контроль? Давайте рассмотрим его основные цели.

Цели финансового контроля предприятия

Их можно различить в следующем спектре:

  • Оценка качества бухгалтерского учета-Бухгалтерский учет, налогообложение, управление;
  • Выявление дефектов в работе работников предприятия;
  • Выявление недостатков в инфраструктуре управления капиталом предприятия;
  • Оптимизация концептуального подхода к управлению капиталом;
  • Определение факторов, влияющих на эффективность финансового управления предприятия.

Первая цель финансового контроля на предприятии, указанная в перечне, важна с точки зрения легализации бизнес-процессов — с точки зрения наличия лицензий, патентов, правильности отчетности (в соответствии с законодательными актами, разработанными правилами).

Второй из вышеуказанных задач финансового контроля важен для компании для обеспечения стабильности бизнес-процессов–когда их выполнение зависит от компетентности, ответственности и уровня опыта сотрудников.

Третья цель, которую мы отмечаем, — это, прежде всего, повышение технической конкурентоспособности предприятий. Качество инфраструктуры, используемой при внедрении решений для финансового менеджмента компании, определяет объем затрат на реализацию с точки зрения сроков, оплаты труда персонала,поддержания функциональности аппаратных и программных компонентов инфраструктуры

Финансовый контроль также раскрывает потенциал совершенствования концептуального подхода руководства компании к управлению капиталом компании. Как правило, он также определяет факторы, влияющие на успех принятой концепции. Управление финансовыми ресурсами компании, их инвестиции в отдельные фонды являются наиболее распространенными на основе методов и методов, которые формируют определенную концепцию, которая может быть легко скорректирована — в зависимости от результатов использования соответствующих методов и методов. Финансовый контроль предприятия помогает выявить эти результаты.

Успешное достижение вышеуказанных целей предопределяет формирование другого. Цель состоит в том, чтобы определить цели:

  • Повышение эффективности бухгалтерского учета;
  • Повышение компетентности сотрудников;
  • Оптимизация инфраструктуры управления капиталом предприятия;
  • Концептуальные принципы корректировки финансовой работы предприятия;
  • Разработка концепции усиления использования положительных факторов в управлении капиталом и снижения зависимости бизнес-процессов от негативных факторов.

Рассмотрим ключевые технологии финансового контроля предприятия.

Метод финансового контроля предприятия

Существует множество способов их определения. Концепция, согласно которой их можно разделить на следующие основные группы, заслуживает внимания:

  • Научные и теоретические подходы;
  • Социальные и коммуникативные подходы;
  • Эмпирический подход.

Первый тип подхода — это совокупность подходов к сбору необходимой информации о ситуации на предприятии с точки зрения управления корпоративным финансированием, а также его интерпретации. Примеры научных и теоретических методов, которые могут быть использованы в данном случае:

  • Анализ;
  • Моделирование;
  • Статистика.

Применение научно-теоретического подхода к финансовому контролю в организации позволяет ответить на вопросы о том, что необходимо сделать для оценки качества финансового менеджмента предприятия (какие анализы, модели, отражающие статистику).

Социально-коммуникативный подход необходим для построения конструктивной системы взаимодействия субъектов финансового контроля и лиц, связанных с контролируемой деятельностью объекта. Примеры такого подхода:

  • Вера;
  • Диалог;
  • Промотирование;
  • Стимулирование;
  • Мотивация.

Социально-коммуникативный подход важен с точки зрения ответа на еще один вопрос: как обеспечить правильную оценку качества финансового менеджмента компании. В какой-то степени это зависит от действий людей, работающих в компании-не только инспекторов, но и тех, кто их проверяет.

Эмпирический метод финансового контроля на предприятии представлен комплексом практических действий субъектов контроля, которые могут сопровождаться использованием инфраструктуры, необходимой для решения поставленных задач. Примеры эмпирических методов:

  • Проверка документов, их арифметические и логические тесты;
  • Проведение допроса;
  • Техническое тестирование программного обеспечения и оборудования;
  • Эксперимент;
  • Мониторинг бизнес-операций;
  • Сотрудничество с местной правовой базой-в форме издания приказов и распоряжений, связанных с организацией финансового контроля;
  • Внутренний аудит;
  • Аудит.

Эмпирический подход отвечает на вопрос о том, как оценить качество управления капиталом компании, с помощью технических, правовых, управленческих методов и инструментов субъекты финансового контроля должны решать эти задачи. На практике эти методы дополняют те, которые определены на уровне научных и теоретических методов.

Экономический контроль — составляющая управления финансами; особенная работа по проверке корректности стоимостного рассредотачивания валового государственного продукта, образования и расходования фондов валютных средств.

Экономический контроль считается одним из активных составляющих управления деньгами. Он плотно связан и исполняется в одно и тоже время с другими веществами управления, этими, как экономическое планирование, оперативное управление деньгами. При помощи денежного контроля проверяется выполнение денежных намерений, организация финансово-хозяйственной работы. С иной стороны, итоги денежного контроля применяются в экономическом планировании, в оперативном управлении.

Экономический контроль в зависимости от целей, задач и активного предназначения разделяется на муниципальный, внутрихозяйственный и самостоятельный (аудиторский) контроль.

Система денежного контроля не имеет возможность рассматриваться как всецело действенная, в случае если при ее разработке не были предусмотрены обстоятельства ее разработки и особенности грядущего практического использования. В случае если бы и возможно было образовать совершенную систему, все точно также ее привязка к действительности и эффективность находятся в зависимости от значения компетентности использующих ее людей.

Классификация видов контроля по срокам

Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Проверка как метод осуществления финансового контроля: классификация по БК РФ

Ревизию, которая является методом финансового контроля, считающимся основным, так или иначе следует рассматривать как частный случай проверки. По сути, это комплекс нескольких проверок.

В соответствии с БК РФ (интересно, что эта же классификация применяется налоговиками) проверки подразделяются:

  1. По месту проведения:
    • на камеральные;
    • выездные.

  2. Камеральные проверки осуществляются главным образом на территории нахождения проверяющего лица и предполагают прежде всего изучение им различных документов, предоставленных контролируемым субъектом в плановом порядке или по запросу.
    Выездные проверки, в свою очередь, предполагают визит проверяющего лица (лиц) на территорию контролируемого объекта. В рамках такой проверки изучаются не только документы, но и фактическое состояние дел (к примеру, физическое наличие материальных ценностей).

  3. Степени связанности контролируемого субъекта с основной задачей проверяющего лица:
    • на прямые;
    • встречные.

  4. При прямой проверке основная задача проверяющего связана непосредственно с деятельностью контролируемого субъекта. Истребуются документы и исследуются факты, позволяющие проверяющему получить представление в первую очередь о самом субъекте.

    При встречной проверке конечная цель проверяющего связана с деятельностью другого контролируемого субъекта. Основным смыслом такой проверки будет сопоставление одних и тех же фактов, учтенных у основного субъекта проверки и у проверяемого контрагента. Встречка проводится в целях подтверждения или опровержения тех данных, что были получены при проверке основного субъекта.

Классификация видов контроля по субъектам

Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

  • органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
  • органы законодательной власти;
  • банки;
  • правоохранительные структуры;
  • аудиторы;
  • вышестоящие организации;
  • общественные организации;
  • внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

Изучим их специфику подробнее.

Субъекты финансового контроля: органы власти

Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.

Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.

Виды финансового контроля

Финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости от осуществляющих его субъектов, по времени проведения, по сферам финансовой деятельности.

В зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля:

  • государственный;
  • муниципальный;
  • внутрихозяйственный (внутрифирменный);
  • независимый.

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти, в том числе специально созданными органами. Он охватывает такие направления деятельности, как исполнение федерального бюджета, предоставление и использование бюджетных кредитов, государственных запасов и резервов, погашение государственного долга, предоставление налоговых льгот и др. В последнее время возросло значение парламентского контроля — контроля со стороны законодательных (представительных) органов, которым предоставляется право получать необходимую информацию от органов, исполняющих бюджет, и выносить оценку их деятельности, а также создавать собственные контрольные органы. Наиболее мощная система контрольных органов создана исполнительной властью (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.). В систему государственного финансового контроля входит и Центральный банк Российской Федерации, который контролирует всю банковскую деятельность и осуществляет контроль денежного обращения. Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Муниципальный финансовый контроль обеспечивает исполнение местных бюджетов, муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, выполнение долговых обязательств. Особое внимание при осуществлении муниципального финансового контроля уделяется операциям с бюджетными средствами, их целевому использованию, а также финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий. Для этого в системе органов местного самоуправления создаются специальные финансово-контрольные органы (отделы, палаты, муниципальное казначейство). Полномочия этих органов устанавливаются как федеральными законами, так и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Следует учесть, что государственный и муниципальный контроль объединяют цель, задачи и основные направления, различие состоит в том, что муниципальный контроль охватывает сферу финансовой деятельности только муниципального образования.

Внутрихозяйственный (внутрифирменный) финансовый контроль осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности. Основными задачами данного вида контроля являются выявление случаев хищения, недостач денежных средств и материальных ценностей, а также соблюдение финансовой дисциплины. Внутрихозяйственный контроль охватывает сферы осуществления всех финансовых операций, ведения учета и отчетности, соблюдения договорных обязательств и др. В этих целях могут быть образованы специальные контрольные подразделения, например ревизионные отделы, внут- рипроверочные комиссии, а в некоторых случаях такие органы создаются в обязательном порядке1. На практике функции внутреннего контроля возлагаются на руководителя и главного бухгалтера.

Независимый финансовый контроль проводится специальными организациями — аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Аудиторский контроль (аудит) представляет собой независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. В отличие от других видов финансового контроля аудит является разновидностью предпринимательской деятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором). Аудиторский контроль не заменяет государственный и внутрифирменный контроль, поскольку его целью является выражение мнения о достоверности проведенных финансовых операций и соответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству. Кроме того, аудиторские фирмы в соответствии с международными аудиторскими стандартами и Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» могут оказывать широкий комплекс услуг по консультированию, финансовому анализу, разработке инвестиционных проектов, обучению персонала и др.

По времени проведения финансовый контроль подразделяется:

  • на предварительный;
  • текущий (оперативный);
  • последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и основывается на проверке прогнозируемых показателей, расчетов, финансовых планов. Предварительный контроль носит предупредительный характер, способствует предотвращению неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов. Этот вид контроля позволяет выбрать наиболее эффективные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, выборе инвестиционных программ, дающих наибольший объем доходов.

1. Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент совершения финансовых операций. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в целях выявления нарушений финансовой дисциплины, проверки соблюдения финансовых норм и нормативов, установленных показателей по формированию и использованию денежных средств государства. Текущий контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности и предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании денежных средств, а также позволяет выявить недостатки или ошибки, допущенные в ходе предварительного контроля. При текущем контроле более точно учитывается экономическая ситуация, что дает возможность скорректировать финансовые планы, расчеты и тем самым получить больший эффект от проводимых финансовых операций.

Последующий финансовый контроль проводится после совершения финансовых операций или завершения отчетного периода (финансового года). Данный вид контроля позволяет проверить целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Последующий контроль проводится путем анализа и проверки финансовой и бухгалтерской документации. При этом выявляются причины отклонения полученных результатов от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышения доходности и др. На практике считается, что последующий финансовый контроль наиболее эффективен, поскольку он дает возможность проанализировать весь процесс осуществления финансовых операций от планирования до проведения и получения конечных результатов. Последующий финансовый контроль позволяет сделать выводы об эффективности всей финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

По сферам финансовой деятельности контроль можно разделить:

  • на бюджетный;
  • налоговый;
  • банковский;
  • страховой;
  • валютный и др.

Данные виды финансового контроля будут рассмотрены в со-ответствующих разделах.

Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

Субъектом финансового контроля может быть как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

Внутренний аудит — подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

Субъекты финансового контроля: вышестоящие структуры, общественники

Финансовый контроль может быть инициирован и проведен учреждением, которому подотчетна фирма или бюджетная организация, — холдингом, центральным офисом, главным управлением, центральным аппаратом и т. д.

Вполне возможно инициирование процедур финансового контроля общественными объединениями. При этом таковые могут являться как самостоятельными субъектами проверок (если в их составе есть компетентные сотрудники, способные проводить соответствующий контроль), так и направлять обращения в адрес иных субъектов контроля, работа которых каким-либо образом связана с организацией, на которую обратили внимание общественники.

Классификация видов контроля: направления проверок

Еще одно основание для классификации видов финансового контроля, которое выделяют российские исследователи — направление проверок. Оно представлено 3 основными категориями:

  • ревизии документооборота;
  • технические проверки;
  • проверки отчетности.

Что касается первого направления финансового контроля, проверяющие в данном случае чаще всего исследуют юридически значимые источники, на основании которых организация принимает те или иные решения по управлению капиталом.

В техническом аспекте может проверяться инфраструктура, задействуемая для реализации юридически значимых действий, например, тех, что связаны с подписанием банковских и иных документов с помощью ЭЦП. Данное направление проверок в ряде аспектов может быть связано с ревизионными мероприятиями, например, если требуется установить, соответствует ли ПО для электронных ключей требованиям законодательства.

Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

Методы финансового контроля: документальная проверка

Данная группа методов — ключевая с точки зрения проведения ревизий документооборота, о которых мы рассказали выше. По мнению многих экспертов, рассматриваемая группа методов финансового контроля — основная, наиболее востребованная проверяющимис точки зрения решения поставленных перед ними задач.

Методы, относящиеся к рассматриваемой группе, предусматривают:

  • изучение документов на предмет корректности реквизитов — предполагает сверку таковых с перечнем критериев, установленных законодательно либо на уровне локального НПА для конкретного вида деловых бумаг;
  • изучение содержания документов на предмет смысловой корректности, арифметической точности — бывает, что даже при соблюдении реквизитов документ может быть составлен некорректно в силу отсутствия в нём смысловой логики, например, если декларация по налогу за 2-й квартал подписана в феврале; могут встречаться и арифметические ошибки, например, если в бухгалтерском балансе сумма показателей по строкам 1110–1190 не равна цифре в строке 1100;
  • исследование документов на предмет подлинности — подлинность документа может быть не признана, если при проверке выяснится, что он подписан факсимиле, или же если его внешний вид явно не похож на аналогичные источники, напечатанные примерно в то же время и в том же подразделении — это может свидетельствовать о том, что документ подделан;
  • изучение содержания документов на предмет соответствия законам и нормам — метод, близкий к первому в перечне, но более глубокий; он предполагает исследование не только реквизитов, но и положений источника.
  • сравнительный анализ источников — один из методов, позволяющих выявить подделки, а также, если это необходимо, оценить качество ведения документации предприятием: сравниваемым источником может быть некий эталонный образец, полностью соответствующий требованиям по заполнению;
  • проверка комплектности документов — многие источники имеют юридическую силу только в случае дополнения иными документами, например, авансовый отчет действителен только в комплекте с подтверждающими документами — чеками, квитанциями, БСО.

Подробнее о работе с БСО читайте в статье «Порядок учета и хранения бланков строгой отчетности».

Ревизия является основным методом государственного контроля

В научной литературе именно ревизия часто именуется основным методом финансового контроля. Это объясняется тем, что:

  1. Ревизию, как правило, проводят наиболее компетентные и имеющие наибольший объем полномочий лица.
  2. Ревизия, как правило, предполагает изучение не только внутренних источников информации проверяемого субъекта, но и внешних. Например, может предусматриваться встречная проверка контрагентов. Также наряду с изучением документов предполагается фактическая проверка наличия (комплектности) активов (пассивов), отраженных в этих документах. Например, при инвентаризации — составляющей ревизии — происходит физический пересчет ТМЦ.
  3. Ревизия позволяет оценить деятельность проверяемого объекта в целом.

То есть если проверка может показать эффективность (или неэффективность) деятельности объекта по одному направлению (например, в части ведения первичной документации), то ревизия позволяет понять, можно ли назвать соответствующим необходимым критериям объект в целом.

Методы финансового контроля: фактическая проверка

Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

  • проверку качества инфраструктуры предприятия;
  • проведение замеров, тестов;
  • инвентаризацию.

Что касается первого пункта — инфраструктура, которой располагает предприятие, может проверяться на предмет соответствия нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке — выявлением слабых мест в организации производства.

Инвентаризация — дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

Какие есть методы проведения государственного финансового контроля

В ст. 267.1 БК РФ дается описание методов государственного финансового контроля. Выделяемые в научной литературе методы негосударственного финансового контроля в целом повторяют классификацию, приведенную в положениях кодекса. Согласно Бюджетному кодексу методами проведения финансового контроля являются:

  1. Проверка. Под ней законодатель понимает контрольные действия, связанные с документальным и фактическим исследованием законности отдельных (относящихся к определенному участку или сегменту) финансовых и хозяйственных операций.
  2. Ревизия. Под ней подразумевается комплексная проверка ведения субъектом своей деятельности. По существу, это несколько проверок одновременно.
  3. Обследование. Согласно БК РФ это общий анализ и оценка положения дел в определенном направлении деятельности контролируемого субъекта. При этом не предполагается акцентированная работа с документальными источниками, а смотрится содержание хозяйственных операций по существу (далее мы подробно рассмотрим, в каких целях).
  4. Санкционирование операций. Такой метод, как санкционирование операций, выделяемый в БК РФ, можно рассматривать как частный случай более емкого метода — надзора, под которым следует понимать обеспечение соответствия финансовых и хозяйственных операций, совершаемых контролируемым лицом, всем установленным критериям.

Кроме того, можно выделить еще один метод — анализ хозяйственной деятельности (то есть оценку результатов деятельности хозяйствующего субъекта по завершении того или иного периода).

Таким образом, метод финансового контроля — это способ, инструмент (совокупность способов и инструментов), задействуемый лицом, осуществляющим такой контроль. Выбор конкретного метода зависит от цели, поставленной контролерами.

Методы финансового контроля: проверка компетентности

Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие рассматриваемую группу методов, взаимодействуют с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

Данные методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев — выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]