Каковы основания для начисления пени?
Пеня — это не мера налоговой ответственности, а выплата компенсационного характера. Компенсационный характер пени вытекает из основания, которое служит для ее начисления: несвоевременная уплата налога, сбора, страхового взноса (пп. 1 и 7 ст. 75 НК РФ). Для каждого налогового платежа существуют сроки уплаты, которые прописаны в НК РФ. Соответственно, если в указанный срок платеж не был сделан, то есть основание для начисления пени.
Начисление пени производится, начиная со дня, который непосредственно следует за днем, установленным как крайний срок для уплаты налога, и завершается с погашением налоговой задолженности (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Важно! Количество дней просрочки определяется по-разному для страховых взносов в ФНС и взносов на травматизм, а также зависит от даты возникновения задолженности. Правильно их подсчитать вам поможет Готовое решение от «КонсультантПлюс». Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Разобраться в нюансах начисления пени по налогам поможет материал «Как правильно рассчитать пени по налогу (нюансы)?».
Субъекты РФ вправе установить возможность начисления пени по налогу на имущество физлиц, начисляемому от кадастровой стоимости (п. 4.1 ст. 75 НК РФ).
Отличие пени от неустойки (соотношение)
Законодательно закрепленное определение понятия пени отсутствует, что не означает свободного его толкования. Подробное определение пени дал ныне объединенный с Верховным судом Высший арбитражный суд в постановлении от 20.02.1996 № 8244/95 по делу о взыскании неустойки за оплату поставленного газа после истечения установленных сроков. Интерес в данном судебном акте представляет не столько само дело, сколько приведенное в нем определение пени, которое фактически применяется в практике гражданских правоотношений, теории права и в судебных спорах.
Итак, согласно данному документу пени представляют собой:
Всеми этими признаками пеня обладает одновременно, что и составляет ее суть или определение. Более же короткое понятие, позволяющее с легкостью установить, в чем разница пени и неустойки, следует из п. 1 ст. 330 ГК: пеня есть один из видов неустойки в отношении недобросовестной стороны сделки. Следовательно, понятие неустойки более широкое и включает в себя один из видов — пеню, признаки которой закреплены как судебной практикой, так и обычаями делового оборота.
Как рассчитывается размер пени?
Каждый день просрочки оплаты налоговых обязательств обойдется в 1/300 или 1/150 процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Исходя из 1/300 ставки рефинансирования пени начисляются:
- организациям по налогам и взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ за первые 30 календарных дней просрочки;
- по налогам и взносам у организации за весь период просрочки, если недоимка возникла до 1 октября 2022 г.;
- по взносам на травматизм;
- по налогам и взносам у ИП.
Исходя из 1/150 ставки рефинансирования рассчитываются пени организациям по налогам и взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ за 31-й календарный день просрочки и далее (по задолженности, образовавшейся начиная с 01.10.2017).
Важно! Пример расчета пеней от «КонсультантПлюс» Пример расчета пеней по налогам и страховым взносам Организация уплатила налог (страховой взнос) в сумме 25 000 руб. позже установленного срока. Просрочка уплаты налога (страхового взноса) составила 26 календарных дней. Предположим, что в этот период ставка рефинансирования составляла за первые 10 дней — 9% и за последующие 16 дней — 10,5% (условно). Пени за просрочку уплаты налога (страхового взноса) составляют… Полностью пример смотрите в К+. Пробный доступ бесплатен.
Чем пеня отличается от штрафа
Это два разных вида неустойки. Они оба предполагают плату за невыполнение обязательств, но механизм начисления разный. Так, штраф предполагает собой твердую денежную сумму. Например, за просрочку по кредитной карте банк накладывает разовый штраф в 590 рублей.
Пеня — это некоторый процент, который начисляется на сумму задолженности. Допустим, неустойка за поставку какого-то товара — 0,1% в день от его стоимости. Чаще всего применяется какой-то один вид неустойки, реже оба сразу, когда по договору и штраф нужно заплатить, и пеня каждый день капает.
Что касается договоров потребительского кредитования, по ним банки могут назначать только пени, причем в ограниченном законом размере 20% годовых. Но к кредитным картам штрафы применяться могут.
Банк несвоевременно исполнил поручение о платеже — правомерна ли пеня?
Довольно часто просрочка налоговых платежей возникает именно по вине банковских учреждений, а не по вине плательщиков налогов. Выражается это в несвоевременном исполнении поручения на платеж банком, которое было ему выдано владельцем счета.
Пример. ООО «Креден» 25 августа отправило платежное поручение в размере 65 788 руб. на оплату НДС за июль по системе интернет-банкинга. Никаких ошибок при формировании поручения не было, денег на счете у компании также было достаточно для исполнения поручения. Но по какой-то причине банк исполнил поручение лишь 26 августа, в связи с чем ООО «Креден» была начислена пеня за 1 день просрочки в размере 23 руб. 03 коп.
В данной ситуации пеня начислена неправомерно, поскольку в соответствии с требованиями п. 2 ст. 45 НК РФ свою обязанность по своевременной уплате обязательств по налогам ООО «Креден» исполнило: платежное требование было направлено, денег достаточно, платеж не отклонялся банком и был передан ему в период времени, который регламентирован для приема поручений. В этой ситуации целесообразно обращаться в фискальный орган для перерасчета, а если будет отказ, то следует направить жалобу.
Пени по займам от МФО
Несколько другая ситуация касается тех, кто должен микрофинансовым организациям. Пеня на сумму долга начисляется точно такая же, как и в случае с банковским кредитом. То есть согласно ФЗ-353 это 20% годовых, плюс положенная по договору ставка.
Но именно сфера микрокредитования загоняла заемщиков в настоящую кабалу. Дело в том, что на сегодня предельная ставка по займам — 1% в день, ее чаще всего и назначают кредиторы, а это 365% годовых. То есть к 20% годовых добавляются 365%. В итоге долг увеличивается кардинально быстро.
Чтобы уберечь заемщиков от неоправданно высоких неустоек, законодательно ограничена сумма, которую могут требовать микрокредиторы в виде неустоек. В виде пеней и процентов МФО не правомочна требовать с заемщика более 1,5-кратной величины займа.
Проще говоря, если сумма микрозаймам на момент выдачи составляла 10 000 рублей, то в виде процентов и пеней при просрочке МФО может начислить максимум 15 000. То есть общая требуемая к возврату сумма не может быть больше 25 000 рублей.
Все легальные МФО соблюдают эту установленную законом норму. Все компании подконтрольны ЦБ РФ, поэтому превышать свои полномочия — не в их интересах.
Начисляется ли пеня, если недоимка возникла в результате письменных разъяснений налоговой?
В п. 8 ст. 75 НК РФ сказано, что по недоимке, которая возникла на основании разъяснений (обязательно письменных) от налоговых, финансовых ведомств или прочих уполномоченных госструктур, пеня не начисляется. Перечень ведомств, которые наделены полномочиями давать разъяснения в сфере финансового или налогового законодательства, определен ст. 34.2 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 111 НК РФ такие разъяснения могут быть адресованы как непосредственно самому налогоплательщику, так и неопределенному кругу лиц. Во втором случае подразумеваются разъяснения, которые размещены в свободном доступе в СМИ, различных справочных и правовых системах, журналах, на официальных сайтах ведомств. Только в их применении нужно быть осторожными, поскольку часто они предусматривают конкретную ситуацию, которую вы ошибочно распространяете на себя. Если полной уверенности в идентичности ситуации нет, то лучше направить самостоятельный запрос и получить адресованный вам ответ.
Пени за неоплату коммунальных услуг
Тип оказываемой коммунальной услуги не имеет значения. Если человек не платит коммунальщикам, те по закону правомочны начислять пени. Этот вопрос регулирует статья 14 ФЗ-155, которая как раз и разъясняет моменты оплаты за коммунальные услуги.
Что в итоге получается:
Так что, чем длительнее просрочка, тем выше штрафные санкции. Но в случае с коммунальными услугами часто применяется механизм прощения неустойки. Например, часто поставщик услуги в преддверии Нового года объявляет акцию, согласно которой все пени списываются, если должник закроет основной долг. И это отличный повод воспользоваться ситуацией и избавить себя от долгов.
В связи с пандемией коронавируса правительство вынесло постановление, согласно которому до 1 января 2022 года начисление пеней и неустоек приостановлено.
Мы рассмотрели, что такое пени, как они работают, размеры неустоек по самым популярным обязательствам. Но по каждой форме договорных отношений действуют свои нормы и законы. Но схема начисления и принцип действия пеней везде одинаковые.
Источники информации:
Начисляется ли пеня налоговым агентам?
В п. 7 ст. 75 НК РФ сказано, что пеня может быть начислена и налоговым агентам. Очень часто это правило действует в отношении агентов по НДФЛ, когда налог не был ими удержан, соответственно, и не был уплачен. Но если с неуплатой НДФЛ при его неудержании агентом взыскания самого налога не возникает, то на пени это правило не распространяется. В соответствии с положениями ст. 46 и ст. 47 НК РФ пени с агента могут быть удержаны за счет имеющихся у него денежных средств или имущества.
Рассмотрим подобную ситуацию.
Пример. ООО «Паро» выплачивало Исакову И. Р. арендную плату за использование легкового авто, при этом не удерживало из этой платы НДФЛ. Исаков И. Р. самостоятельно уплатил НДФЛ, но фискальный орган предъявил пени ООО «Паро», поскольку налог был уплачен несвоевременно.
Подробнее об ответственности налогового агента по НДФЛ читайте в статье «Налоговый агент по НДФЛ: кто является, обязанности и КБК»..
Пени за неуплату кредитов
Штрафные санкции — постоянный спутник тех, кто не исполняет обязательства по кредитным договорам. Но если раньше банки сами регулировали размер штрафных санкций, то теперь на законодательном уровне все неустойки ограничены.
Это было сделано специально, так как некоторые кредиторы устанавливали необоснованно высокие пени, плюс к ним назначали и штрафы. В итоге заемщики, совершившие даже разовую просрочку, падали в настоящую долговую яму, из которой не могли выбраться.
Вот и возникали ситуации, когда при начальной сумме кредита в 100 000 рублей человек оказывался должен 1 000 000 рублей и даже больше. Чтобы пресечь это, Центральный Банк принял решение ограничить банкиров в части назначения пеней, что отражено в ФЗ-353 О потребительском кредите.
Финансовым организациям предлагают на выбор два варианта начисления пеней:
В подавляющем числе случае банки придерживаются схемы начисления пеней в размере 20% годовых и при этом продолжают назначать проценты по договору. Штрафы при этом закон брать им запрещает.
Если сделать расчет, то 20% годовых — это не так много, всего 0,055% в день. Например, если сумма просрочки — 10 000 рублей, то на следующий день на нее набегут 5,5 рублей. Но эти 5,5 причисляются к невыплаченной сумме, на следующий день пеня будет высчитываться с 10 005,5 рублей.
При возникновении просрочки по кредиту лучше не затягивать, а обратиться за помощью в банк, например, за реструктуризацией. Иначе в следующем месяце после невнесения очередного платежа сумма просрочки вырастет, пени будут больше. И чем дальше, чем серьезнее окажется рост долга.
Итоги
Несвоевременное исполнение обязательств по уплате налоговых платежей приводит к начислению со стороны фискального органа компенсационных выплат (пеней). Однако не всегда их начисление правомерно, и следует понимать, что в некоторых ситуациях можно отстоять свои права и вернуть удержанные налоговиками пени.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Чем отличается штраф от неустойки и пени?
Отличия штрафа и неустойки (а точнее, их соотношение) также следуют из п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса, где в качестве одного из видов неустойки наряду с пеней предусматривается штраф. Последний представляет собой обеспечительную меру, выплата которой может быть истребована при нарушении обязанностей второй стороной по договору. Следовательно, штраф — более узкое понятие.
В то же время четкого определения штрафа как вида неустойки по гражданско-правовым сделкам в законодательных актах не содержится. Однако признаки штрафа, индивидуализирующие его и позволяющие отличить от пени, выработаны обширной практикой делового оборота.
Главным и наиболее существенным отличием штрафа от пени является тот факт, что он устанавливается, как правило, в твердой денежной сумме, а не в процентном соотношении.
Кроме того, санкции в виде штрафа являются фиксированными, не зависящими от суммы неисполненного обязательства и длительности просрочки его исполнения. В первый день, наступивший вслед за сроком исполнения, сторона имеет право требовать от контрагента, не исполнившего свою обязанность, выплатить ей компенсацию в виде штрафа. Размер его будет одинаков как в первый день просрочки, так и на протяжении всего срока неисполнения договора.
Штраф и пени являются двумя видами неустойки, применяются независимо друг от друга и имеют главное различие в том, что пеня устанавливается в процентном соотношении в зависимости от просрочки, а штраф выплачивается в фиксированной сумме.
Подробнее о неустойке за просрочку исполнения обязательств по договору читайте с этой статье.
В этих публикациях вы узнаете, как рассчитать неустойку по договору поставки и договору подряда.
Как снизить неустойку по договору, мы рассказали здесь.
Как взыскать договорную и законную неустойку, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Статья 75 НК РФ. Пеня
Комментируемая статья регулирует начисление пеней.
Пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.
В пункте 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
При применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
В пункте 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 отмечено, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями — с момента уплаты последней ее части).
Как разъяснено в пункте 61 указанного Постановления, в тех случаях, когда в состав требований налогового органа включено требование о взыскании пеней и к моменту обращения налогового органа в суд недоимка не погашена налогоплательщиком, названный орган в ходе судебного разбирательства вправе на основании статьи 49 АПК РФ увеличить размер требований в части взыскания пеней.
При погашении налогоплательщиком недоимки до принятия судом решения по заявлению налогового органа размер подлежащих взысканию пеней указывается в решении суда в твердой сумме.
Если на момент принятия решения сумма недоимки не уплачена налогоплательщиком, в решении суда о взыскании с налогоплательщика пеней должны содержаться следующие сведения: размер недоимки, на которую начислены пени; дата, начиная с которой производится начисление пеней; процентная ставка пеней с учетом положений статьи 75 НК РФ; указание на то, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки.
При этом следует учитывать, что за неуплату авансовых платежей также начисляются пени. Порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.
Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.
Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.
Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода (пункт 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Положениями пункта 6 статьи 48 НК РФ, регулирующей порядок взыскания налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, правила, установленные абзацем вторым пункта 3 статьи 75 НК РФ, конкретизируются применительно к взысканию налога за счет имущества (не относящегося к денежным средствам), осуществляемому на основании вступившего в законную силу судебного акта. В соответствии с данным законоположением начисление пени налогоплательщику — физическому лицу, не имеющему статуса индивидуального предпринимателя, не производится со дня наложения ареста на имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации.
Таким образом, данная норма НК РФ с учетом ее содержания направлена на установление дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в случае взыскания с них налога за счет имущества, а следовательно, как действующая в системной взаимосвязи с абзацем вторым пункта 3 статьи 75 данного Кодекса, не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 N 152-О.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.06.2013 по делу N А26-7579/2012, в частности, отражено, что, поскольку на принадлежащее предпринимателю имущество был наложен арест и предприниматель не мог погасить путем реализации принадлежащего ему имущества задолженность по налогу, на которую начислены пени, это в силу статьи 75 НК РФ исключает возможность начисления пеней.
В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 N А35-6391/08-С15 приведено следующее толкование.
На основании статей 72 и 75 НК РФ пеня не является мерой налоговой ответственности.
Пени — это правовосстановительная мера государственного принуждения, носящая компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет.
Понятие налоговой санкции предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 114 НК РФ, согласно которым налоговые санкции являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.
Следовательно, налоговые санкции и пени имеют различную правовую природу.
Пунктом 18 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N 41/9 от 11.06.99 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу статей 106, 108, 109 НК РФ вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение, в связи с чем необходимо иметь в виду, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности.
Учитывая, что пени, начисленные в соответствии со статьей 75 НК РФ, являются мерой компенсационного характера потерь бюджета, а не мерой налоговой ответственности, и исходя из смысла статьи 114 Налогового кодекса и пункта 18 указанного Постановления, освобождение налогоплательщика от ответственности ввиду отсутствия вины в совершение налогового правонарушения возможно только в отношении взыскания штрафов, но не пени.
В Постановлении Президиума Томского областного суда от 21.03.2012 N 44г-8/2012 разъяснено, что основная цель налоговой пени — обеспечить надлежащее исполнение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами публично — правовой обязанности по своевременной уплате налоговых платежей.
Согласно правовой позиции КС РФ, сформулированной в Постановлении от 17.12.96 N 20-П, пеня является разновидностью правовосстановительных мер государственно-правового принуждения, имеющих целью восполнить недоимку и компенсировать имущественные потери казне, причиненные несвоевременной уплатой налога.
В Решении Арбитражного суда Свердловской области от 18.10.2012 N А60-26469/2012 отмечено, что пени являются платежом, производным от суммы основного долга, и не могут быть взысканы при отсутствии оснований для взыскания суммы налога (сбора), на которую начислены.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 17.01.2013 N А53-8011/2012 отметил, что пени — правовосстановительная мера государственного принуждения, носящая компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет, и должна применяться к тому субъекту налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате в бюджет НДФЛ налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае неудержания с него налога налоговым агентом) не обеспечивало бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога. При таких обстоятельствах инспекция правомерно начислила организации.
Как отмечено в Постановлении ФАС Московского округа от 28.03.2012 N А40-60722/10-107-327, основанием для освобождения от уплаты пеней могут быть именно разъяснения по вопросам уплаты налогов. Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения разъяснением по применению законодательства не является. Следовательно, оснований для освобождения налогоплательщика от уплаты пеней по налогам со ссылкой на уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения не имеется.
КС РФ в Определении от 04.07.2002 N 202-О указал, что пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Вместе с тем неуплата налога в срок при наличии переплаты в сумме, перекрывающей недоимку, при соблюдении установленных государством в НК РФ правил проведения их зачетов предотвращает причинение ущерба казне (казне Российской Федерации, казне субъекта Российской Федерации или казне муниципального образования) и, соответственно, необходимость его компенсации путем начисления пеней.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 N А56-48850/2011.
В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 N А48-2528/2012 указан вывод о том, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а значит, изменение обязанности по уплате налога влечет изменение последствий неуплаты налога, в том числе пени.
ФАС Московского округа в Постановлении от 05.12.2012 N А40-136136/11-91-559 обращает внимание, что поскольку пеня не входит в состав налога, отсутствуют основания распространять на нее положения о недопустимости взыскания налога за счет собственных средств налогового агента.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 5317/11, налоговый орган в случае неудержания и неперечисления в бюджет причитающейся с налогового агента суммы налога вправе привлечь его к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, а также вправе начислить пени, поскольку пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
Исходя из положений, содержащихся в статьях 46, 72, 75 НК РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Вывод об этом приведен в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 N 07АП-2709/12.
В Апелляционном определении Волгоградского областного суда от 29.03.2012 N 33-3177/2012 отмечено, что пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу статьи 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
В случае если налог зачисляется в бюджеты разных субъектов и решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому налогу принято налоговым органом в установленные статьей 78 НК РФ сроки, но после установленного срока уплаты налога, со дня, следующего за установленным днем уплаты налога, до дня принятия такого решения налоговым органом будут начислены пени на сумму образовавшейся недоимки.
НК РФ не предусмотрен пересчет сумм пеней, начисленных до момента принятия налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченного налога.
Аналогичный вывод изложен в Письме Минфина России от 02.08.2011 N 03-02-07/1-273.
В случае нарушения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить НК РФ.
Кроме того, учет в базе расчетов с бюджетом, ведущийся налоговым органом, просроченных или необоснованно числимых за налогоплательщиком сумм недоимок и пени, а также начисление на эти суммы пени не только влечет за собой повторное направление налоговым органом требований об уплате налогов, принятие решений о принудительном их взыскании, но и лишает налогоплательщика права на зачет или возврат излишне уплаченных сумм в бюджет, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 78 НК РФ, в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням (которые устанавливаются по базе РСБ), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы налога производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
С учетом изложенного, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов с бюджетом, в справке должны содержаться не только сведения о реально существующей и подтвержденной задолженности, но и указание на утрату налоговым органом возможности ее взыскания.
Данный вывод поддерживается судебной практикой (см. Постановление ФАС Московского округа от 04.09.2012 N А41-5671/12).
Пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Поскольку в определенных НК РФ случаях обязанность по перечислению в бюджет суммы налога, удержанного с доходов налогоплательщика, возложена на налоговых агентов, при неуплате в бюджет подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налога налоговому агенту начисляются пени.
Правомерность начисления налоговым органом пеней на неуплаченную налоговым агентом сумму налога подтверждена Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 20.09.2011 N 5317/11.
Аналогичная позиция отражена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2012 N А44-219/2010.
В Кассационном определении Верховного суда Республики Бурятия от 16.11.2011 N 33-3420 закреплен подход, согласно которому пеня (обязанность по ее уплате) установлена нормами законодательства о налогах и сборах, регулирующими отношения, основанные на административном подчинении, и не имеет гражданско-правового характера, придаваемого ей в смысле статьи 333 ГК РФ, в частности на указанную пеню не распространяются требования статьи 331 ГК РФ об обязательности письменной формы неустойки.
Данная позиция развита в Постановлении Президиума Томского областного суда от 21.03.2012 N 44г-8/2012.
Суд отметил, что по гражданскому законодательству неустойка является способом обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств (статья 329 ГК РФ) и мерой имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение (статья 330 ГК РФ). Право снижения неустойки предоставлено суду статьей 333 ГК РФ в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств. Однако указанная норма материального закона применяется в отношениях частноправового характера, субъекты которых являются равными, имущественно самостоятельными, а также обладающих иными признаками, указанным в статьях 1, 2 ГК РФ. Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой, следовательно, споры по поводу невыполнения налогового обязательства носят публичный, а не гражданско-правовой характер, а потому к указанным правоотношениям не могут применяться нормы ГК РФ, в том числе статья 333 ГК РФ.
В силу прямого указания в пункте 3 статьи 3 ГК РФ, отсутствия в НК РФ нормы, допускающей применение к налоговым правоотношениям норм гражданского законодательства, снижение размера пени на основании статьи 333 ГК РФ недопустимо, противоречит нормам налогового и гражданского законодательства.