Региональный перечень кадастровых объектов: значение для налогообложения


Как формируют перечень кадастровых объектов в регионе

Перечень административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) , помещений, облагаемых по кадастровой стоимости, формируется на основании сведений о назначении, а также и о разрешенном использовании или наименовании соответствующих объектов по сведениям ЕГРН (подп. 2 п. 1, подп. 2 п. 3, подп. 2 п. 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в такой перечень (форма по КНД 1114414), установлен в Приложении № 1 к Приказу ФНС России от 30 июня 2022 г. № ЕД-7-21/[email protected]

В состав этих сведений включены:

  • кадастровый номер здания, строения, сооружения содержащийся в ЕГРН;
  • кадастровый номер помещения, содержащийся в ЕГРН;
  • адрес объекта недвижимого имущества (при наличии такого адреса).

Определить перечень объектов, по которым налог на имущество будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, направить его в налоговые органы по месту их нахождения и разместить информацию на официальном сайте субъекта РФ власти субъекта должны не позднее 1 числа очередного налогового периода (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Перечень составляется единоразово не позднее 1 числа очередного налогового периода (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Добавлять в него новые здания после начала налогового периода не допускается (Письмо ФНС РФ от 16 октября 2015 г. № БС-4-11/[email protected]).

Перечень недвижимости, облагаемой налогом по кадастровой стоимости, составят по новой форме

ФНС изменила состав сведений, которые включаются в перечень объектов недвижимого имущества организаций, налоговая база для которых определяется по кадастровой стоимости.

Соответствующий приказ от 30.06.2020 № ЕД-7-21/[email protected] опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Как поясняет ФНС, новый приказ предусматривает внесение в состав сведений кадастрового номера объекта недвижимости, если такой номер содержится в Едином государственном реестре недвижимости.

Одновременно из состава сведений исключена информация о едином недвижимом комплексе.

Также теперь при формировании перечня необязательно указывать адрес объекта недвижимого имущества. При наличии адреса эти сведения могут вноситься в перечень по усмотрению органа субъекта РФ, уполномоченного на определение перечня.

Из электронного формата представления сведений исключены избыточные элементы, в том числе наименование, дата и номер акта уполномоченного органа субъекта РФ об утверждении перечня, КПП и ОГРН указанного органа.

Новый приказ вступит в силу с 9 августа 2022 года.

ФНС также напоминает, что перечни административно-деловых и торговых объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, ежегодно формируют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Они размещают их на собственных официальных сайтах или на официальных сайтах регионов, а также направляют в налоговые органы.

БУХПРОСВЕТ

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, а сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов РФ (ст. 383 НК РФ). По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают итоговую сумму налога. Данная сумма определяется как разница между суммой налога и суммами авансовых платежей, исчисленных в течение года.

Налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению организации. Иностранные организации платят налог по месту постановки на учет их постоянных представительств. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2% от стоимости имущества. В отношении же объектов, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, ставка не может превышать 2% от стоимости имущества.

Декларации по налогу на имущество направляются в ИФНС не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 386 НК РФ). Если последний день отчетности выпадает на нерабочий день, декларацию разрешается сдать в первый рабочий день, следующий за выходными. Организации, состоящие на учете сразу в нескольких ИФНС по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимого имущества на территории одного субъекта РФ, вправе сдавать единую декларацию в одну из налоговых инспекций по своему выбору.

Объект включен в перечень по ошибке

Если объект был включен в перечень ошибочно, что признано судом (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости ), он подлежит исключению из перечня, определенного на соответствующий налоговый период. Информация об этом должна быть обязательно размещена на официальном сайте налоговой службы или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в зависимости от того, на каком сайте первоначально был размещен перечень).

По исключенным из перечня объектам налоговую базу определяют исходя из среднегодовой стоимости.

Объект не включили в перечень

Если объект не был включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, то он подлежит включению на следующий налоговый период (абз. 1 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Если объект не включен в реестр в установленный срок, собственник объекта недвижимости вправе исчислять налог исходя из среднегодовой стоимости объекта (организация, применяющая УСН, в этом случае налог на имущество организаций платить не должна), а из кадастровой стоимости — только со следующего года.

Если база по помещениям определяется по кадастровой оценке, но она еще не определена из-за непостановки на кадастровый учет, базу по налогу нужно считать как среднегодовую стоимость (см. письмо ФНС от 21 февраля 2022 г. № БС-4-21/[email protected]).

В отношении каких объектов кадастровая стоимость является базой для расчета налога

В соответствии со ст.ст. 375, 378.2 НК РФ объекты недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в 2022 году – это:

  • торговые комплексы, торговые центры, выделенные отдельные помещения в этих объектах недвижимости;
  • коммерческие (нежилые) объекты, которые предназначены или фактически используются для размещения офисных или торговых помещений, точек общепита, точек оказания бытовых услуг. Назначение определяется по данным из Единого госреестра недвижимости или по данным технического учета (БТИ);
  • нежилые объекты, принадлежащие иностранным компаниям, не осуществляющим деятельность в РФ через постоянные представительства;
  • жилые и садовые дома, гаражи, хозяйственные постройки, расположенные на земельных участках, предоставленных для этих целей.

Это перечень объектов, у которых исходя из кадастровой стоимости высчитывается налог на имущество.

Объект включен в перечень без кадастровой цены

До 2022 года в пункте 2 статьи 378.2 Налогового кодекса было прямо указано, что переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, включенного в региональный перечень кадастровой недвижимости, как их среднегодовой стоимости не допускается. Поэтому в отношении включенного в перечень объекта недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого не определена, налог на имущество организаций не уплачивали.

Федеральный закон от 23 ноября 2022 г. № 374-ФЗ эту ситуацию устранил. Если объект недвижимости назван в Перечне, но при этом его кадастровая стоимость не была определена в течение текущего налогового периода, с 2022 г. такая недвижимость должна облагаться по среднегодовой стоимости . Это следует из новой редакции подпункта 2.2 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ.

Кто платит налог

Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

Согласно статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, исчисления и уплата налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества осуществляется из кадастровой стоимости независимо от применяемого режима налогообложения.

То есть, не зависимо находитесь Вы на общей системе налогообложения или на «упрощенке», ЕНВД налог на имущество придется платить из кадастровой стоимости.

Для Калужской области введены льготы налогоплательщикам ЕНВД и «Упрощенке» (Закон Калужской области от 27.04.2017 № 189-ОЗ).

Включение нового объекта

Вновь образованный объект недвижимого имущества (например, при разделении одного на два) подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет. Налог на имущество по вновь образованным объектам следует исчислять исходя из кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН. Получается, что начисление налога по таким объектам начинается до включения в перечень, утверждаемый субъектом РФ (абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

На это обратила внимание ФНС в письме от 29 июня 2022 г. № БС-4-21/10722. Образованные в течение года объекты недвижимости в этом году подлежат обложению налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, несмотря на то что в перечне указан объект до его раздела.

Но в последующих налоговых периодах порядок исчисления налога на имущество по вновь образованным объектам недвижимости зависит от того, внесены они в региональный перечень или нет. Если объекты в перечень внесены, то налог исчисляется по кадастровой стоимости. Если объекты в перечень не внесены, то налог на имущество рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости.

Налоговая база = кадастровая стоимость

С 11 августа 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ (далее – Закон № 269-ФЗ) с многочисленными изменениями в отдельные законодательные акты РФ, устанавливающие правила применения кадастровой оценки (стоимости). В том числе, при налогообложении недвижимого имущества.

Основная цель этих изменений законодательства – недопущение при налогообложении недвижимости применения кадастровой стоимости объекта, существенно превышающей его рыночную стоимость.

Назовём основные нововведения в налогообложении недвижимости по кадастровой стоимости, введённые Законом № 269-ФЗ:

ИЗМЕНЕНИЕ ПОЯСНЕНИЕ
Введён принцип обратной силы обоснованной кадастровой стоимости («задним числом»)Установлено правило о ретроспективном применении кадастровой стоимости как налоговой базы.
Так, если в результате оспаривания она уменьшена судом или специализированной комиссией в соответствии с Законом об оценочной деятельности, это значение распространяется на весь период со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) первоначальной кадастровой стоимости.
Предусмотрен федеральный надзор за проведением в регионах государственной кадастровой оценкиЭтим занимаются государственные бюджетные учреждения субъектов РФ, осуществляющие определение кадастровой стоимости.
Установлен режим непрерывного надзора за проведением государственной кадастровой оценки Росреестром. В частности, это постоянное наблюдение не только по формальным признакам соответствия требованиям закона, но и на предмет соответствия методическим указаниям о государственной кадастровой оценке.

Персональная ответственность руководителей указанных учреждений за качество принимаемых решений по заявлениям заинтересованных лиц об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и об установлении её в размере их рыночной стоимости.

Для этого введено новое основание расторжения трудового договора с руководителем такого бюджетного учреждения по инициативе работодателя в месячный срок – если в течение календарного года судом неоднократно были удовлетворены требования об оспаривании решений учреждения об отказе в исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, либо об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости как рыночной.

Уточнён формат предварительного публичного рассмотрения результатов кадастровой оценкиОн направлен на снижение влияния региональных властей на государственные бюджетные учреждения субъектов РФ, осуществляющие определение кадастровой стоимости, в части непубличной корректировки результатов оценки до их оформления в итоговом отчете об определении кадастровой стоимости.
В частности, исключена возможность внесения изменений в результаты оценки без публичного рассмотрения таких изменений.
Переход от судебного порядка оспаривания кадастровой стоимости к внесудебному (заявительному) порядку установления в качестве кадастровой индивидуальной рыночной оценки объекта недвижимостиЕё определяют на основании отчета оценщика. Это позволит снизить административные издержки владельцев недвижимости и налогоплательщиков.
Изменение механизма внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночнойПереход от формального рассмотрения соответствующих заявлений в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости к их содержательному рассмотрению в государственных бюджетных учреждениях субъектов РФ, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Методологические ошибки в определении кадастровой стоимости теперь исправляют с учетом законных интересов налогоплательщика (т. е. в пользу правообладателя)Если такая корректировка влечет уменьшение кадастровой стоимости, её применяют ретроспективно на весь период со дня внесения в ЕГРН первоначальной кадастровой стоимости.
Если же исправление приводит к увеличению кадастровой стоимости, ее новое значение применяют лишь со следующего года.

Теперь в целях налогообложения кадастровую стоимость земельного участка (в случае ее изменения по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда) будут применять с даты внесения в кадастр сведений о кадастровой стоимости, которая была предметом оспаривания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]