Как ФСБУ 27/2021 изменил правила о документах и документообороте в бухгалтерском учете


Упрощенные способы бухучета

Упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять три группы организаций. К первой из них относятся субъекты малого предпринимательства. Во вторую группу входят организации, получившие статус участников проекта «Сколково». И наконец к третьей группе относятся некоммерческие организации (бухгалтерская отчетность НКО описана также в другой нашей статье).

При этом упрощенные способы ведения бухгалтерского учета не вправе применять:

  • организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством России;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  • микрофинансовые организации;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские палаты;
  • нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Таковы требования частей 4 и 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

В чем ПВБУ противоречит закону о бухучете

Верховный Суд РФ согласился с истцом в том, что положения нормативного правового акта не соответствуют нормам Федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее – Закон).

Так, подпункт «а» пункта 4 Положения не соответствует статье 1 Закона, согласно которой бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных указанным Законом, в соответствии с требованиями, установленными поименованным Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Читайте также «Признаны недействующими некоторые нормы ПВБУ»

Подпункт «б» пункта 4 Положения не соответствует статье 5 названного Закона, в которой перечислены объекты бухгалтерского учета экономического субъекта, каковыми являются:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Абзац первый пункта 12 Положения не соответствует пункту 8 статьи 3 Закона, который раскрывает содержание понятия такого объекта бухгалтерского учета, как факт хозяйственной жизни.

Абзацы первый и второй пункта 13 Положения не соответствуют части 2 статьи 9 Закона, которой установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа, и части 4 данной статьи, согласно которой формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта.

Судьи указали, что из содержания статьи 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете» следует, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства Российской Федерации, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу данного Федерального закона. Однако такие изменения в оспариваемый нормативный правовой акт внесены не были.

Организация бухгалтерского учета

Ведение бухучета и хранение документов бухучета организует руководитель организации (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Он обязан выбрать один из следующих вариантов и закрепить это в учетной политике:

  • возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или на другого ответственного сотрудника организации;
  • заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета со сторонней организацией (специалистом);
  • принять ведение бухучета на себя (для субъектов малого и среднего бизнеса, а также некоммерческих организаций, имеющих право применять упрощенные способы ведения бухучета).

Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Услуга постановки бухгалтерского учета

Аутсорсинговые компании предлагают также услугу постановки бухгалтерского учета. Такой способ помогает выстроить качественный и эффективный учет. При этом:

  • проводится анализ деятельности компании и специфики бизнеса;
  • выбирается система налогообложения, что позволяет подобрать оптимальную налоговую нагрузку законными методами;
  • подбирается подходящий метод ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • составляются внутренние правила и график документооборота;
  • формируется учетная политика, разрабатываются планы рабочих счетов, создаются формы первичной документации.

Данным методом пользуются компании, которые заинтересованы в качественном создании системы вне зависимости от того, кто будет в дальнейшем заниматься бухгалтерией.

Подводя итоги, стоит отметить, что при необходимости всегда можно обратиться к профессионалам, которые помогут создать основу для ведения учета. готова оказать услуги по постановке бухгалтерского учета, разработке учетной политики и иным услугам, которые позволят создать эффективную и надежную платформу для отражения хозяйственных операций в вашей компании.

Требования к главбуху АО

Особые требования к главному бухгалтеру установлены в АО.

Тот, на кого возлагается ведение бухучета (например, главный бухгалтер), должен отвечать следующим требованиям:

  • иметь высшее образование (причем не обязательно по профессии);
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухучета, составлением отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет. Если же высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита нет, то стаж должен быть не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • у него не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики (раздел VIII УК РФ).

Такие правила установлены частью 4 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Если руководитель поручает ведение бухгалтерского учета стороннему специалисту, последний также должен отвечать указанным требованиям. Если же договор об оказании услуг по ведению бухучета заключен с организацией, она должна иметь не менее одного сотрудника, отвечающего таким требованиям.

Это установлено частью 6 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Федеральное законодательство может устанавливать и иные дополнительные требования к главному бухгалтеру (другому лицу, на которое возложено ведение бухучета) (ч. 5 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Указанные требования не применяются, если главбух (иное лицо) приступил к своим обязанностям до 1 января 2013 года (ч. 2 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Внимание: в части 4 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ речь идет о главных бухгалтерах открытых акционерных обществ (ОАО). Однако с 1 сентября 2014 года такая организационно-правовая форма не существует. Теперь все ОАО, которые размещают акции по открытой подписке, считаются публичными акционерными обществами (ПАО). То есть по сути требования по образованию и стажу работы именно к главбуху ПАО, а техническую правку в часть 4 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ чиновники внесут в ближайшее время.

Основные требования к ведению бухучета

Наиважнейшим нормативно-правовым актом, регламентирующим ключевые моменты организации и осуществления бухучета в организации, является Федеральный закон № 402 от 06.12.2011. Последние изменения в НПА были внесены 31.12.2017 в части обязательных экземпляров отчетности.
Этот закон устанавливает порядок осуществления бухучета практически во всех сферах деятельности РФ (коммерческой и некоммерческой, бюджетной и внебюджетной, банковской, аудиторской и прочей), а также для официальных представительств и филиалов иностранных организаций.

Чтобы определить, каковы основные требования к ведению бухгалтерского учета, рассмотрим основные положения закона № 402-ФЗ.

Ответственность за нарушение правил ведения бухучета

За грубое нарушение правил ведения бухучета налоговая инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ. Так, грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов признаются отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухучета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в бухучете активов и хозяйственных операций.

Если организация допустила такое нарушение в течение одного налогового периода, то размер штрафа составит 10 000 руб. А если в течение нескольких, то размер штрафа увеличится до 30 000 руб. Если при этом организация еще и занизила налоговую базу, то в бюджет придется отдать 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Есть также мера наказания и для должностных лиц организации. Она прописана в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Санкции предусмотрены за грубое нарушение требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской отчетности. За такие действия предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. Повторное нарушение грозит штрафом от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией на срок от одного года до двух лет.

Наказание по заявлению налоговой инспекции назначает суд (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому виновным в нарушении обычно признают главного бухгалтера (бухгалтера с правами главного). Руководителя же признают таковым, только если:

  • в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • учет и расчет налогов вела сторонняя специализированная организация (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Если руководитель организации не организовал ведение бухучета, то суд может признать такие действия как злоупотребление полномочиями. А если при этом еще докажут, что он преследовал корыстные цели, то суд может приговорить его к ответственности по статье 201 Уголовного кодекса РФ.

Как можно избежать штрафов

Избежать наказания, когда речь идет об искажении данных бухучета, из-за которых организация не доплатила налог в бюджет, можно. Во-первых, штрафа не будет, если подать в инспекцию уточненную налоговую декларацию (расчет), а перед этим погасить недоимку и заплатить пени. Во-вторых, можно исправить ошибки и сдать пересмотренную бухгалтерскую отчетность в инспекцию. Об этом сказано в пункте 2 примечания к статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Совет: если инспекторы выставили штраф за ошибку в бухгалтерском учете, которая никак не отразилась на сумме налога, то такое наказание можно оспорить.

Самые распространенные ошибки в бухучете, которые часто признают грубыми, представлены в таблице.

В чем инспекторы видят ошибку Почему ошибку считают грубой Можно ли оспорить штраф
Входной НДС приняли к вычету на основании копий счетов-фактур из-за того, что поставщик задерживает оригиналы Искажены данные по счетам 19 и 68 субсчет «Расчеты по НДС» Штраф можно оспорить, так как бухгалтер нарушил правила вычета НДС, предусмотренные главой 21 Налогового кодекса РФ. Бухгалтерское законодательство этот вопрос не регулирует. Более того, данные на счета 19 и 68 попадают из налоговых регистров – книг покупок и книг продаж. Важное уточнение про ошибки в счетах-фактурах. Если неточности не мешают инспекторам идентифицировать покупателя, продавца, наименование товаров, работ, услуг, а также их стоимость, ставку НДС и сумму налога, то проверяющие не вправе отказать в вычете (п. 2 ст. 169 НК РФ). И тогда об искажении данных на счетах не может быть речи
Входной НДС приняли к вычету на основании счетов-фактур, в которых есть ошибки
Входной НДС приняли к вычету не в том налоговом периоде Несвоевременно отражены данные по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
Налоговые расходы списали на основании копий первички из-за того, что поставщик задерживает оригиналы Искажены данные по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Штраф можно оспорить, если речь идет о расходах, которые организация признает при расчете налога на прибыль на основании специальных налоговых регистров. Например, любые нормируемые затраты (представительские, рекламные расходы, проценты по займам, компенсация за использование личного имущества сотрудника на службе и т. д.). Организации, как правило, учитывают такие расходы на основании справок-расчетов или иных налоговых регистров. А раз так, то говорить об искажении в бухучете нельзя
Налоговые расходы списали на основании первички, в которой есть ошибки
Налоговые расходы списали на основании копий первички из-за того, что поставщик задерживает оригиналы Несвоевременно отражены данные по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
Занизили стоимость объекта основных средств на счете 01 (03) Занижен налог на имущество, так как отражена неверная сумма на счете 01 (03) Штраф оспорить не получится, так как ошибка напрямую связана с искажениями в бухучете. Ведь налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, которую компания определяет по данным бухучета (п. 1 ст. 375 НК РФ). Обратите внимание, что с 2014 года региональные власти могут прописать в законодательстве другой порядок по некоторым объектам: базой станет кадастровая стоимость, а не бухгалтерская

Основные правила ведения бухгалтерского учета

Организации должны вести бухгалтерскую отчетность, соблюдая требования Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и ряда нормативных документов. Так, при ведении бухучета нужно руководствоваться:

  • федеральными и отраслевыми стандартами. До их утверждения следует применять документы, регулирующие порядок ведения бухучета, утвержденные до 1 января 2013 года (ч. 1 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). При этом указанные документы применяются в части, не противоречащей Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (информация Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012);
  • положениями по бухучету (субъекты малого предпринимательства, руководствуясь ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, вправе не следовать ПБУ 18/02, ПБУ 2/2008, ПБУ 16/02 и ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008);
  • рекомендациями в области бухгалтерского учета (например, письма Минфина России);
  • стандартами экономического субъекта (т. е. это инструкции и положения, которые утвердила сама организация для того, чтобы упорядочить учет);
  • другими документами в области регулирования бухучета.

Это следует из положений статей 4 и 21 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Законодательство устанавливает ряд требований к ведению бухучета:

1. Организация обязана вести бухгалтерский учет в рублях.

2. Вести бухгалтерскую отчетность нужно непрерывно с даты госрегистрации до даты прекращения деятельности (в результате ликвидации или реорганизации).

3. Все объекты бухучета нужно отражать в регистрах бухгалтерского учета без пропусков и изъятий (т. е. каждый объект должен быть документально подтвержден и отражен в учете).

4. Не допускается отражение в регистрах бухучета мнимых и притворных объектов бухучета.

5. Вести бухучет нужно с использованием метода двойной записи (если иное не установлено федеральными стандартами). При этом не допускается ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета.

Такие правила установлены частью 3 статьи 6, частями 2 и 3 статьи 10, частью 2 статьи 12 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Микропредприятия и некоммерческие организации вправе вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи), предусмотрев это в своей учетной политике (п. 6.1 ПБУ 1/2008, ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Какие нормы ПВБУ отменить не удалось

Кстати, попытки оспорить некоторые пункты Положения по ведению бухгалтерского учета предпринимались и раньше, но оказались неудачными. Правда, тогда в деле фигурировал предшественник ныне действующего закона о бухгалтерском учете, а само разбирательство напоминало то ли фарс, то ли трагикомедию.

Читайте также «ПВБУ оставили частично недействующим»

Речь идет о решении от 29.11.2010 № ГКПИ10-1295, которым Верховный Суд оставил без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца третьего пункта 14 Положения. Согласно этому пункту денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица. Истцом выступил некий гражданин, заключивший договор займа с обществом с ограниченной ответственностью. Впоследствии коммерсанты отказались от исполнения принятых обязательств, мотивируя тем, что договор не содержит подписи главного бухгалтера, ссылаясь на оспариваемый пункт Положения. Следовательно, резюмировал гражданин, указанный пункт противоречит статье 53 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает его гражданские права и охраняемые законом интересы.

Судьи, однако, его мнение не разделили. Они указали, что Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает, что главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (абзац третий пункта 3 статьи 7).

Первое предложение абзаца третьего пункта 14 Положения воспроизводит указанную норму Федерального закона.

Второе предложение абзаца третьего пункта 14 Положения раскрывает, какие документы формируют финансовые и кредитные обязательства организации (договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту). При этом абзац третий пункта 14 Положения не устанавливает дополнительных требований к форме сделки, в частности, требование о наличии подписи главного бухгалтера.

Статья 53 Гражданского кодекса РФ определяет, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, порядок назначения или избрания органов юридического лица и не регламентирует вопросы документирования хозяйственных операций, поэтому доводы заявителя о противоречии оспариваемого Положения нормам гражданского законодательства являются несостоятельными.

В силу части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принял решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Таблица несоответствий пунктов Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации нормам Федерального закона «О бухгалтерском учете»

ПоложениеЗакон
Подпункт «а» пункта 4:
бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Подпункт «б» пункта 4:
объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности
Статья 1:
бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Статья 5:
объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами
Абзац первый пункта 12:
все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Абзац второй пункта 13:
первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники)
Часть 2 статьи 9:
обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: 1) наименование документа; 2) дата составления документа; 3) наименование экономического субъекта, составившего документ; 4) содержание факта хозяйственной жизни; 5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; 6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 № 357-ФЗ); 7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц
Абзац 2 пункта 13:
первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемым организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с требованиями абзаца первого настоящего пункта
Часть 4 статьи 9:
формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации

Редакция «ПБ»
Сергей Данилов

ПБУ 18/02 с середины года

Ситуация: как начать использовать ПБУ 18/02, если организация потеряла право не применять его в середине года (например, утратила статус малого предприятия)?

ПБУ 18/02 нужно применять с начала календарного года.

Объясняется это следующим. Налог на прибыль, который нужно заплатить в бюджет, определяется как налог, рассчитанный из бухгалтерской прибыли организации, скорректированный на суммы постоянного налогового обязательства, постоянного налогового актива, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства (п. 20, 21 ПБУ 18/02).

Налог на прибыль считают по итогам налогового периода – года (п. 1 ст. 285, п. 2 ст. 286 НК РФ). Поэтому, чтобы правильно это сделать исходя из данных бухучета и их взаимосвязи с налоговыми показателями, ПБУ 18/02 нужно применять с начала календарного года.

При этом придется выявить все разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, которые возникли с 1 января до начала квартала, в котором организация утратила статус субъекта малого предпринимательства. На эту дату нужно отразить постоянные и отложенные налоговые обязательства (активы). То есть организации, которая потеряла право не применять ПБУ 18/02 в середине года, необходимо внести дополнения в бухучет, отразив все необходимые корректировки за период, когда данное положение не применялось. Сделайте это в том периоде, в котором возникла обязанность применять ПБУ 18/02.

Пример, как отразить разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Организация утратила статус субъекта малого предпринимательства

ООО «Альфа» в сентябре 2016 года утратило статус субъекта малого предпринимательства. Разницы по ПБУ 18/02 бухгалтер отразил с 1 января 2016 года. В учете организации с 1 января 2016 года бухгалтер выявил только одну разницу между бухгалтерским и налоговым учетом: в остаточной стоимости объекта основных средств. В налоговом учете она составила 50 000 руб., а в бухгалтерском – 60 000 руб. Норма амортизации в месяц в налоговом учете – 1389 руб., а в бухгалтерском – 1667 руб. До конца срока полезного использования осталось 24 месяца (и в бухгалтерском и в налоговом учете).

Бухгалтер ООО «Альфа» в 2016 году сделал следующие проводки:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77 – 2000 руб. ((60 000 руб. – 50 000 руб.) × 20%) – отражено отложенное налоговое обязательство;

Дебет 44 субсчет Кредит 02 – 1667 руб. – начислена амортизация;

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 56 руб. ((1667 руб. – 1389 руб.) × 20%) отражено уменьшение отложенного налогового обязательства.

В течение 24 месяцев бухгалтер будет начислять амортизацию и списывать отложенное налоговое обязательство.

Дополнительные записи внесите на основании подтверждающих документов (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Например, это могут быть:

  • первичные документы, свидетельствующие о возникновении различий между бухгалтерским и налоговым учетом;
  • бухгалтерская справка с обоснованием вносимых записей.

При необходимости внесите изменение в учетную политику организации на текущий год: пропишите обязанность использовать ПБУ 18/02 и порядок его применения (п. 10 ПБУ 1/2008).

ПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РФ

Незавершенные капитальные вложения

41. К незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие).

42. Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам, понесенным организацией.

Финансовые вложения

43. К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

44. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. По долговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Организации, действующие в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, могут производить переоценку вложений в ценные бумаги, приобретаемые с целью получения дохода от их реализации, по мере изменения котировки на фондовой бирже.

Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показываются в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат их приобретения по договору с отнесением непогашенной суммы по статье кредиторов в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда к инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по статье дебиторов.

45. Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной стоимости.

Основные средства

46. К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.

К основным средствам относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

47. Законченные капитальные вложения в арендованные объекты основных средств зачисляются организацией-арендатором в собственные основные средства в сумме фактически произведенных затрат, если иное не предусмотрено договором аренды.

48. Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.

Начисление амортизации объектов основных средств производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде одним из следующих способов:

линейный способ;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг);

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций.

Стоимость земельных участков, объектов природопользования не погашается.

49. Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации.

Изменение первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценки соответствующих объектов раскрываются в приложениях к бухгалтерскому балансу. Коммерческая организация имеет право не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на счет добавочного капитала организации, если иное не установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

50 — 53. Утратили силу.

54. Материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания.

Нематериальные активы

55. К нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права, возникающие:

из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;
из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

из прав на «ноу-хау» и др.

Кроме того, к нематериальным активам относится деловая репутация организации.

56. Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования.

По объектам, по которым производится погашение стоимости, амортизационные отчисления определяются одним из следующих способов:

линейный способ исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока их полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

По нематериальным активам некоммерческих организаций амортизация не начисляется.

Начисление амортизации нематериальных активов производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

Приобретенная деловая репутация организации должна быть скорректирована в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации).

Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации отражаются в бухгалтерском учете путем уменьшения ее первоначальной стоимости. Отрицательная деловая репутация организации в полной сумме списывается на финансовые результаты организации как прочие доходы.

57. Нематериальные активы отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации.

Сырье, материалы, готовая продукция и товары

58. Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов:

по себестоимости единицы запасов;
по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

59. Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат.

60. Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения.

При продаже (отпуске) товаров их стоимость разрешается списывать с применением методов оценки, изложенных в пункте настоящего Положения.

При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается в бухгалтерской отчетности в качестве величины, корректирующей стоимость товаров.

61. Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги, по которым не признана выручка, отражаются в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной (плановой)) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.

62. Предусмотренные в пунктах — настоящего Положения ценности, на которые цена в течение отчетного года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Незавершенное производство и расходы будущих периодов

63. Продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству.

64. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
по прямым статьям затрат;

по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

65. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Капитал и резервы

66. В составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.

67. В бухгалтерском балансе отражается величина уставного (складочного) капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации.

Уставный (складочный) капитал и фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный (складочный) капитал отражаются в бухгалтерском балансе отдельно.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия вместо уставного (складочного) капитала учитывают уставный фонд, сформированный в установленном порядке.

68. Сумма дооценки внеоборотных активов, проводимой в установленном порядке, сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и другие аналогичные суммы учитываются как добавочный капитал и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно.

69. Созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации резервный фонд для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций отражается в бухгалтерском балансе отдельно.

70. Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

71. Исключен.

72. Утратил силу.

Расчеты с дебиторами и кредиторами

73. Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

74. Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

75. Остатки валютных средств на валютных счетах организации, другие денежные средства (включая денежные документы), краткосрочные ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на отчетную дату.

76. Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

77. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

78. Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации.

Прибыль (убыток) организации

79. Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

80. Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организации отчетного года.

81. Утратил силу.

82. В случае реализации и прочего выбытия имущества организации (основных средств, запасов, ценных бумаг и т.п.) убыток или доход по этим операциям относится на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов (доходов) у некоммерческой организации.

83. В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Рабочий план счетов

Обязанность утвердить рабочий план счетов установлена в пункте 4 ПБУ 1/2008. Разрабатывая план счетов, необходимо опираться на учетную политику для целей бухучета. Одновременно рабочий план счетов должен учитывать специфику деятельности организации. Обеспечить это можно, если оптимально построить синтетический и аналитический учет.

В рабочий план нужно включить только те синтетические счета, которые организация будет использовать на практике. Учтите, что добавлять в рабочий план новые синтетические счета (не предусмотренные планом счетов) можно только по согласованию с Минфином России. Об этом сказано в абзацах 4 и 6 Инструкции к плану счетов.

Определить структуру аналитического учета (виды субсчетов, глубину аналитики и т. п.) организация может самостоятельно. При этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

В Инструкции к плану счетов после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема его корреспонденции с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией (письмо Минфина России от 24 марта 2009 г. № 07-02-06/90).

Правила ведения бух учета

Нормативные документы устанавливают только общие требования и нормативы. Каждый экономический субъект самостоятельно определяет методы ведения бух учета. Ведь единые нормативы не могут учитывать специфику деятельности, организационно-правовую форму, режим налогообложения и прочие характеристики субъекта.

Учитывая нормы и рекомендации, субъект самостоятельно определяет методы и способы, по которым будет вестись работа бухгалтерии. Свод принципов, нормативов, расчетов и инструкций утверждается в отдельном документе — учетной политике.

При подготовке учетной политики следует руководствоваться рекомендациями:

  1. Сбор, анализ и обработка информации о деятельности экономического субъекта ведется непрерывно.
  2. Факты хозяйственной жизни компании отражаются на соответствующих счетах рабочего Плана счетов.
  3. Рабочий план счетов утверждается на основании Единого Плана счетов (Приказ Минфин №94н или Инструкция №157н — для бюджетников).
  4. Учет и оценку объектов ведут исключительно в денежном выражении. Причем стоимость отражается в российских рублях.
  5. Операции в иностранной валюте пересчитывают по установленным нормам.
  6. Учет ведется только на русском языке. Перевод отчетности допустим на иностранные языки, при необходимости.
  7. Любой факт хозяйственной деятельности должен быть оформлен документально. То есть, составлен первичный учетный документ.
  8. Данные первичной документации систематизируются в хронологическом порядке в специальных учетных регистрах.
  9. Бланки учетной и первичной документации экономические субъекты определяют самостоятельно. Бюджетники работают по унифицированным бланкам бух учета Приказа Минфин №52н.
  10. Инвентаризация активов и обязательств должна проводиться систематически. Периодичность, порядок проведения следует закрепить документально.

Учетная политика, формулирующая основные правила ведения бухгалтерского учета в компании, утверждается отдельным приказом руководства компании. С положениями основополагающего финансового документа должны быть ознакомлены все заинтересованные лица. А с 2020 года учетная политика стала общедоступным документом. Ее необходимо опубликовать на официальном сайте организации.

Разногласия главбуха и директора

Ситуация: как поступить главному бухгалтеру, если между ним и руководителем организации возникли разногласия по поводу отражения в учете той или иной операции?

Главному бухгалтеру нужно потребовать от руководителя письменное распоряжение на оформление спорной операции.

Именно с письменного распоряжения руководителя организации можно отражать или не отражать объекты бухучета и брать во внимание (или нет) данные первичных документов в ситуации, когда есть разногласия по этому вопросу между директором и тем, кто отвечает за ведение бухучета. В таком случае руководитель единолично несет ответственность за достоверность отражения финансового положения, финансового результата, движения денежных средств и другой информации.

Такой вывод следует из части 8 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Без письменного распоряжения руководителя принимать к исполнению сомнительные документы не стоит.

Ситуация: как передать дела при смене главного бухгалтера?

Если главный бухгалтер увольняется, то он обязан передать своему преемнику все документы и материальные ценности, за которые ответственна бухгалтерия. На практике обычно оформляют акт приема-передачи документов или специальную опись. При этом учитывайте, что бухгалтерские документы, в частности первичку, отчетность, регистры, учетные политики, аудиторские заключения и т. д., нужно хранить не менее пяти лет (ст. 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть все подобные документы за такой период нужно включить в опись или в акт.

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241

22. Движение первичных учетных документов (далее — первичные документы) в бухгалтерском учете (создание или получение от других субъектов, принятие к учету, обработка, передача в архив — документооборот) регламентируется графиком, утвержденным руководством субъекта.

22-1. При реализации Договоров о государственных закупках применяются формы первичных документов, утвержденные законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

Сноска. Правила дополнены пунктом 22-1 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 16.03.2018 № 383 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

23. Своевременное и качественное оформление первичных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

24. Первичные документы составляются на казахском и (или) русском языках и скрепляются печатью субъекта при ее наличии.

Сноска. Пункт 24 — в редакции приказа Министра финансов РК от 22.10.2021 № 1092 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

25. Исправления в кассовые и банковские первичные документы не вносятся. В остальные первичные документы исправления вносятся лишь по согласованию с участниками операций, что подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений.

Исправление ошибок в первичном документе на электронном носителе осуществляется путем создания нового исправленного первичного документа, оформленного в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», с указанием номера и даты исправления, содержащего ссылку на ранее составленный первичный документ (номер и дату) c о, подписи участников операции, ранее подписавших данный документ. При оформлении исправленного первичного документа на электронном носителе ранее составленный первичный документ со статусом «аннулирован» подлежит хранению.

Сноска. Пункт 25 — в редакции приказа Министра финансов РК от 22.10.2021 № 1092 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

26. Для оформления права лица выступать от имени субъекта при получении активов вне склада покупателя применяется доверенность, как на бумажном, так и на электронном носителе, форма которой утверждена приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8265) (далее – Приказ 562). Доверенности выдают лицам, с которыми заключен письменный договор о полной материальной ответственности за хранение денег и активов.

Доверенность подписывается руководством субъекта и скрепляются печатью этой организации (при ее наличии) или электронной цифровой подписью.

Доверенность не требуется руководителю исполнительного органа, который действует без доверенности.

Журнал учета выданных доверенностей, форма которого утверждена Приказом 562, применяется для регистрации выданных доверенностей, отметки их получения и исполнения поручения, и хранится у лица, ответственного за выдачу и регистрацию доверенностей или в электронной системе (в случае электронного документа). Все страницы нумеруются, прошиваются и скрепляются печатью этой организации (при ее наличии).

Сноска. Пункт 26 — в редакции приказа Министра финансов РК от 22.10.2021 № 1092 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

27. Для приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), за исключением строительно-монтажных работ, применяется акт выполненных работ (оказанных услуг), форма которого утверждена Приказом 562, который составляется исполнителем для подтверждения факта совершения хозяйственной операции.

28. Для оформления поступивших активов, имеющих количественное и (или) качественное расхождение с данными сопроводительных документов поставщика, применяется акт о приемке активов, форма которого утверждена Приказом 562. Акт о приемке активов составляется в двух экземплярах с участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной стороны.

Сноска. Пункт 28 — в редакции приказа Министра финансов РК от 22.10.2021 № 1092 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

29. Для учета движения активов между подразделениями субъекта применяются накладные на внутреннее перемещение, формы которых утверждены Приказом № 562.

Составление (оформление) накладной на внутреннее перемещение запасов не требуется в случае оформления формы «Внутреннее перемещение» или сопроводительной накладной на товары в информационной системе электронных счетов-фактур Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.

Сноска. Пункт 29 — в редакции приказа Министра финансов РК от 04.06.2021 № 531 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

30. Для учета активов, подлежащих списанию, применяются акты на выбытие (списание), формы которых утверждены Приказом 562. Акты на выбытие (списание) составляются в двух экземплярах, первый экземпляр акта направляется в бухгалтерскую службу, второй остается в подразделении субъекта.

31. Для оформления приемки-передачи активов из ремонта, реконструкции (модернизации) применяется акт приемки — передачи отремонтированных, реконструированных (модернизированных) активов, форма которого утверждена Приказом 562. Акт, подписанный материально ответственным работником заказчика, на прием активов, и представителем исполнителя, производившем ремонт, реконструкцию (модернизацию), составляется в двух экземплярах. Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководством заказчика.

32. Для учета реализации запасов применяется накладная на отпуск запасов на сторону, форма которой утверждена Приказом 562.

Составление (оформление) накладной на отпуск запасов на сторону не требуется в случае оформления сопроводительной накладной на товары в информационной системе электронных счетов-фактур Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.

При розничной торговле с использованием контрольно — кассовой машины, вместо накладной на отпуск запасов выдается чек контрольно — кассовой машины, либо товарный чек (в случае технической неисправности контрольно — кассовой машины или отсутствия электроэнергии).

Сноска. Пункт 32 — в редакции приказа Министра финансов РК от 22.10.2021 № 1092 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

33. Для оформления оприходования запасов, полученных при разборке и демонтаже активов, пригодных для использования при производстве работ, применяется акт об оприходовании запасов, полученных при разборке и демонтаже основных средств, форма которого утверждена Приказом 562. Акт составляется в трех экземплярах, первый и второй экземпляры акта остаются у заказчика, третий — у подрядчика. Заказчик, в свою очередь, первый экземпляр акта прилагает к предъявленному счету для оплаты подрядчику.

34. Для оформления передачи, продажи активов применяются акты приемки – передачи, формы которых утверждены Приказом 562. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами на каждый отдельный объект или компонент объекта. Оформленный акт с приложенной документацией передается в бухгалтерскую службу, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководством субъекта.

Сноска. Пункт 34 в редакции приказа Министра финансов РК от 16.03.2018 от 16.03.2018 № 383 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

35. Для учета активов применяются инвентарные карточки, формы которых утверждены Приказом 562. Инвентарные карточки заполняются в одном экземпляре на основании документов на приход активов, их перемещение, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт и списание, и содержат основные качественные и количественные показатели активов, а также относящиеся к ним важнейшие пристройки, приспособления.

Инвентарные номера присваиваются активам по мере их поступления по порядково-серийной системе.

Для учета арендованных активов применяется карточка учета арендованных (долгосрочно-арендованных) активов, форма которой утверждена Приказом 562.

36. При обнаружении дефектов в процессе инвентаризации, монтажа или испытания активов применяется акт о выявленных дефектах актива, форма которого утверждена Приказом 562.

Внутренний контроль

Организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Как именно необходимо организовать такой контроль, в законодательстве не разъясняется. На практике для этого обычно создают службу внутреннего контроля организации или назначают ответственного сотрудника. Функции и задачи пропишите в должностных инструкциях сотрудников, которые отвечают за внутренний контроль, и в Положении о внутреннем контроле.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]