Предпроверочный анализ — инструмент, повышающий эффективность выездных проверок

Количество выездных налоговых проверок год от года уменьшается, причем существенно. 5 лет назад их проводил порядка 45 тыс. в год, теперь же менее 14 тыс. За тот же период средняя сумма доначисления на одну проверку выросла в почти два раза: с 6,5 млн в 2012 году до 12,5 млн в 2022. Так что дело вовсе не в лояльности ФНС, а в том, что проверки стали гораздо «прибыльнее». А главное — точнее. Сегодня налоговые органы ошибаются, то есть не находят нарушений в результате ВНП, всего лишь в одном случае из 100!

Добиться этого удалось благодаря точечному подходу к отбору объектов контроля, то есть тщательному предпроверочному анализу. Именно о нем и расскажем в сегодняшней статье.

Что такое предпроверочный анализ

Львиная доля работы, необходимой в процессе осуществления налогового контроля, проводится в ходе предпроверочного анализа. Он представляет собой изучение информации о налогоплательщике, которая имеется в распоряжении налогового органа. В итоге аналитик ИФНС приходит к выводу относительно целесообразности проведения выездной налоговой проверки конкретного субъекта бизнеса.

Можно сказать, что цель проверочного анализа — установка двух обстоятельств:

  1. Есть ли причины для доначисления налогов, то есть допускал ли субъект налоговые нарушения?
  2. Есть ли перспективы взыскания доначисленных сумм?

Когда ответы на оба эти вопроса положительны, и предварительно рассчитанная сумма доначислений превышает определенный минимум, то принимается решение о проведении выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка: когда ждать?

Свежая статистика по вопросу ВНП (выездных налоговых проверок) говорит о том, что таких проверок становится меньше, а денег по их результатам собирается больше. Дело в том, что согласно утвержденной концепции планирования ВНП, проверке предшествует мощная расследовательско-аналитическая работа налоговиков в отношении налогоплательщика. Но значит ли это, что с проверкой теперь приходят только к самым отъявленным нарушителям налогового законодательства?.. Подробности в нашей статье.

В феврале 2022 года руководство ФНС России публично озвучило итоги работы налоговых органов в 2022 году. В докладе отдельной «строкой» были упомянуты и результаты выездных налоговых проверок. Согласно налоговой статистике, число выездных налоговых проверок в 2020 году сократилось на 30% — примерно до 6 тысяч. Проведенные проверки, по данным ФНС, дополнительно принесли в бюджет около 300 млрд руб., причем более 50% из этих поступлений, а если точнее – 158 млрд руб., были получены за счет проведения расследовательско-аналитической работы ведомства.

300 млрд руб. – принесли в бюджет страны в 2022 году налоговые проверки.

1,8 трлн. руб. — составляла задолженность по налогам и страховым взносам в госбюджет на 01.01.2021 г.

Снижение числа проверок налоговики связывают с двумя причинами – мораторием на проверки МСП в период пандемии, а также с усилением работы по выявлению тех налогоплательщиков, по платежам которых есть вопросы.

Выездным налоговым проверка посвящена отдельная статья НК РФ (части первой) под номером 89 «Выездная налоговая проверка».

Факторы риска, которые могут привести к ВНП.

Выездная проверка, как говорят сами налоговики, это крайняя мера налогового контроля. Это своего рода ревизия, которую налоговые инспекторы проводят на территории предприятия налогоплательщика. В ходе выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан предоставить проверяющим доступ к материалам, связанным с начислением и уплатой налогов.

Налоговую проверку не нужно путать с отдельными мерами налогового контроля, например, с такими как истребование у налогоплательщика и его контрагентов документов и информации, проведение допросов свидетелей и т.п. Проведение таких мероприятий не является налоговой проверкой.

В зону особого внимания налоговых органов попадают организации и ИП, в деятельности которых просматриваются схемы ухода от налогообложения.

Что является фактором риска для налогоплательщика:

  • низкая налоговая нагрузка
  • убытки на протяжении нескольких налоговых периодов,
  • высокий налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость,
  • среднемесячная заработная плата ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации,
  • низкая рентабельность проданных товаров, оказанных работ и услуг по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

В последнее время налоговики стали чаще обращать внимание и на другие факторы риска, такие как массовый адрес, отсутствие основных средств, транзитные платежи и т.п.

Предпроверочный анализ по всем фронтам.

Федеральная налоговая служба – одна из наиболее подкованных в вопросе цифровизации структур. В ФНС непрерывно поступают огромные массивы данных, большая часть из которых оцифрована и обрабатывается в автоматическом режиме. Усиление аналитического блока налоговой службы позволяет ей оперативно и массово изучать, выявлять нестыковки и факторы риска в отчетности.

Если налогоплательщик попадает в зону риска, по нему начинается предпроверочный анализ. Для пристального изучения налогоплательщиков используются как внутренние данные, так и внешние. В частности, многочисленные информационные ресурсы ФНС, различные жалобы и заявления граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и других контролирующих органов о невыплате зарплаты или выплате ее в конвертах, неоформлении должным образом трудовых отношений и т.п. Также ФНС использует данные из СМИ, информационных ресурсов компаний, социальных сетей и т.п. Все данные по налогоплательщику заносится в программу АИС Налог-3.

Например, за 2022 год поступления НДС увеличились на 16%. Увеличение поступлений произошло не за счет роста начислений по налогу, а за счет уменьшения налоговых вычетов. Как утверждают сами налоговики, ключевую роль в этом сыграло налоговое администрирование, проведение выездных проверок по НДС.

Не лишиться налогового вычета из-за нерадивого контрагента призвано помочь решение СБИС Проверка контрагентов. СБИС формирует индекс надежности вашего контрагента, в нем доступна бухотчетность по всем компаниям, статистика участия в судах и другая информация, которая поможет избежать ошибок при выборе и работе с контрагентами.

Если предпроверочный анализ не в пользу налогоплательщика, то его вносят в план выездных налоговых проверок.

Перед проверкой вызывают на беседу.

Согласно свежим пояснениям ФНС в письме за март 2022 года (Письмо Федеральной налоговой службы от 10 марта 2022 г. № СД-19-2/141 «О целесообразности проведения выездной налоговой проверки»), такой проверке как правило предшествует вызов налогоплательщика на беседу в инспекцию.

До назначения выездной налоговой проверки чаще всего инспекция уведомляет налогоплательщика о выявленных в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности рисках и приглашает налогоплательщика на территорию инспекции на встречу для пояснения по возникшим вопросам. Еще такие встречи называют комиссиями, рабочими группами и т.п.

На встречу налогоплательщика приглашают через уведомление. В уведомлении инспекция обязана указать основание для приглашения налогоплательщика.

Если налогоплательщик не является на встречу или его доводы не убеждают инспекцию, то данный налогоплательщик утверждается в плане ВНП.

У налогоплательщика нет права попросить перенести выездную налоговую проверку, также нет права и на то, чтобы в ходе проведения ВНП потребовать ее приостановки.

Как проходит проверка.

Согласно НК, выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа.

Что должно быть указано в решении о ВНП:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика,
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке,
  • периоды, за которые проводится проверка,
  • ФИО и должности сотрудников налоговой, которые будут проводить выездную налоговую проверку.

не более 3 календарных лет –
составляет ограничение периода проверки. Трехлетний отчет идет с года, по которому принято решение о проведении проверки.
2 месяца –
составляет максимальное время проведения выездной налоговой проверки. Указанный срок может быть увеличен до 4 месяцев, а в некоторых случаях — до 6 месяцев. 1 месяц –
максимальный срок проведения самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган имеет право проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Какие действия вправе предпринимать инспекторы в ходе ВНП:

  • истребовать документы компании,
  • истребовать документы у контрагентов проверяемой компании,
  • изымать документы у налогоплательщика,
  • проводить осмотры помещений,
  • проводить допросы свидетелей,
  • проводить экспертизы с привлечением экспертов,
  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика.

Основания для приостановки ВНП:

  • истребование документов,
  • проведение экспертизы,
  • перевод документов на русский язык,
  • получения информации от иностранных государственных органов.

Приостановить ВНП можно только единожды, на срок не более чем 6 месяцев. Еще на три месяца приостановка может быть продлена в случае длительного ожидания информации от иностранных государственных органов. Приостановка и возобновление ВНП обязательно должны быть проведены решением руководителя налогового органа.

В последний день проведения выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы обязан составить справку о проведенной проверке. Налогоплательщик должен принять ее под подпись. По результатам ВНП в течение 2 месяцев должен быть составлен акт налоговой проверки. Акт составляется как при обнаружении нарушений, так и при отсутствии выявленных нарушений.

90% проверок выявляют нарушения налогового законодательства.

Подстелить соломки.

Избежать общения с налоговыми инспекторами на своей территории возможно. Правило простое, оно давно сформулировано: «знал бы где упасть, соломки бы подстелил». Вовремя понять, где может быть падение, призваны электронные сервисы СБИС.

СБИС Финансовый анализ дает экономическую и финансовую оценку работы компании, позволяет выбрать правильную налоговую политику. А СБИС Электронная отчетность позволяет не раздражать лишний раз налоговую неточными и несвоевременными отчетами, помогает избежать штрафов и оперативно реагировать на запросы со стороны инспекции. Упомянутое выше в статье решение СБИС Проверка контрагентов позволяет избежать проблем, которые могут возникнуть по вине партнера. Зачастую такие проблемы не лежат на поверхности и при первом приближении не видны

Подробнее о том, как подключиться к СБИС и избежать общения с налоговыми инспекторами на своей территории, вам готовы рассказать наши специалисты.

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.

Оцените статью:

Автоматический отбор

На первом этапе отбор проводится с помощью различных информационных систем и программных комплексов, которых насчитывается около двух десятков. Это, так сказатью, грубый фильтр, через который налогоплательщики пропускаются автоматически. Далее расскажем о наиболее значимых программах и базах данных.

В первую очередь, это ПИК ВНП-отбор. Программа анализирует налогоплательщика по определенным критериям и сравнивает с другими представителями бизнеса с таким же ОКВЭД. В итоге она проставляет баллы. Если баллов слишком много — «клиент» рекомендуется к ВНП.

Также внимания заслуживают две программы семейства АСК НДС, которые работают совместно: СУР АСК НДС-2 и, собственно, сам программный комплекс АСК НДС-2.

Система управления рисками АСК НДС-2 автоматически распределяет все компании и ИП в три группы:

  1. Низкорисковые. Уплачивают НДС, не имеют дел с однодневками, располагают необходимыми ресурсами для бизнеса.
  2. Высокорисковые. Уплачивают мало НДС либо не платят его вовсе, имеют связи с подозрительными контрагентами и не имеют ресурсов.
  3. Средний риск. Все субъекты бизнеса, которые не попали в перечисленные выше категории.


Высокие технологии помогают ФНС отбирать налогоплательщиков для проведения выездных проверок
АСК НДС-2, которой запуганы все плательщики НДС, сопоставляет данные по сделке, указанные в отчетах покупателей и продавцов. Они попадают в декларации из счетов-фактур. Цель состоит в анализе цепочек НДС и поиске разрывов. При обнаружении расхождений система требует у налогоплательщиков пояснений.

Уже в 2022 году будет внедрено новое поколение комплекса — АСК НДС-3. Система даст проверяющим еще больше возможностей.

В итоге субъекты попадают в ту или иную группу. И если это не категория с низким риском, то далее работать с потенциальным проверяемым будет уже аналитик.

Первичный отбор

То, о чём мечтали герои фильма «Приключения электроника», давно входит в нашу жизнь. Автоматизация, роботы, снижение человеческого фактора не остались в стороне и от системы налоговых органов.
Первичный отбор кандидатов для ВНП проводят программы.

ВНП-отбор. Основной фильтр. Работает с данными налоговой и бухгалтерской отчётности. Её задача — проанализировать компанию по ряду критериев. Интересно, что компании сравниваются с другими налогоплательщиками, имеющими такой же ОКВЭД. Таким образом, если в качестве основного вида деятельности указана оптовая торговля, а в реальности организация занимается производством, её показатели всё равно будут сопоставляться с другими оптовиками, по сравнению с которыми налоговая нагрузка производственников выгодно отличается. Но, зачастую, бывает всё с точностью до наоборот.

ВНП-Отбор проставляет баллы. Своего рода чёрные камушки в мешочке добрых дел налогоплательщика. При определенном количестве набранных баллов система рекомендует налогоплательщика к проверке.

Среди других программных комплексов назовём: СУР АСК НДС-2 и АСК НДС-2. Аббревиатура СУР означает: система управления рисками (налоговыми).

Суть работы программ сводится к выявлению налогоплательщиков, которые не платят НДС (потенциальные фирмы-однодневки), и анализу связей других организаций с таковыми. Первая программа автоматически делит всех налогоплательщиков на три категории: а) низкий налоговый риск (платят НДС, не взаимодействуют с потенциальными однодневками, имеют средства/ресурсы для ведения деятельности); б) высокий налоговый риск (не платят НДС либо платят его в минимальном размере, в составе контрагентов имеются потенциальные однодневки, отсутствуют ресурсы для реальной деятельности); в) средний налоговый риск (не попали в вышеуказанные категории).

Знаменитая АСК НДС-2 ищет разрывы в цепочках уплаты НДС. Сведения из отчётности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его контрагентов. Если в цепочке есть расхождение, программа сигнализирует об этом компании (направляет требование дать пояснения). Иными словами, АСК НДС-2 ищет так называемые «чёрные дыры» — некие структуры (связанные между собой организаций), внутри которых отсутствует источник возмещения НДС, и определяет, насколько близок потенциальный проверяемый к такой «чёрной дыре».

По результатам работы этих двух программ вырисовывается примерно следующая картина:

Из неё видно, что ООО «А» имеет связь с цепочкой «проблемных» контрагентов. Произошло это случайно или же компания реально использует их для целей агрессивной оптимизации НДС — неважно. СУР в любом случае подсветит ООО «А» жёлтым или красным цветом (средний или высокий уровень налогового риска). Представим, что так и произошло. АСК определил средний уровень риска, а ВНП-отбор предложила проверить ООО «А». Что происходит дальше?

Налоговые инспекторы анализируют досье компании, которое содержится в АИС «Налог 3». В том числе рассматривают движение средств по счетам, наличие имущества у компании, состав руководителей и учредителей (участников) их доходы, а также личное имущество и имущество членов их семей.

В данном случае задача понять, есть ли смысл выходить на проверку, ведь доначислить налог — это пол дела, его ещё нужно взыскать за счёт чего-то. В рассматриваемой ситуации, поскольку компания реально ведёт деятельность, потенциал для взыскания есть.

Отдельно упомянем ПК «ВАИ» (визуальный анализ информации) — роботизированный помощник, позволяющий наглядно отследить данные по взаимозависимости, участию учредителей в других юр.лицах, источникам доходов и т.д.

Однако «сито» программных комплексов остается слишком широким, чтобы довериться только ему. Получив заключение о наличии перспективы для проведения выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика, сотрудники отдела предпроверочного анализа переходят к «ручной» его части.

Работа аналитика

Использование технических возможностей

В своей работе аналитик, впрочем, также использует информационные системы. В частности, «Налог 3», в которой содержится досье налогоплательщика. Комплекс дает представление о том, как движутся денежные средства по его счетам, помогает анализировать имущество компании, а также ее собственников и руководства. В отношении физических лиц подлежат анализу не только их доходы и личное имущество, но и активы их близких родственников.

Цель такого анализа — установить, можно ли взыскать потенциально доначисленные суммы. Делается вывод о том, ведет ли компания реальную деятельность. Если ведет, значит, с нее можно что-то взять.

Еще одна небезынтересная программа — ПК «ВАИ» (визуальный анализ информации). Она помогает выявить взаимозависимости лиц, источники их доходов и другие сведения.

После того как все технические возможности исчерпаны, аналитик переходит к «ручному» анализу потенциального проверяемого.

«Ручной» анализ

Цель работы на этом этапе — найти операции, в результате которых налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду. Работа ведется по двум направлениям:

  1. Поиск подозрительных контрагентов. Речь о сотрудничестве с однодневками для «обналички» или применении серых схем налоговой оптимизации.
  2. Поиск подконтрольных лиц — компаний и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также признаков дробления бизнеса.

Применяя такие механизмы, недобросовестные налогоплательщики уходят от уплаты НДС и занижают налог на прибыль.


Ручной анализ позволяет исследовать операции налогоплательщика и найти среди его контрагентов однодневки и подконтрольные лица

Применение баз данных и специальных систем

Однако «ручной» анализ тоже предполагает использование программ и баз данных. Так, для поиска ненадежных контрагентов применяется ПИК «Однодневка». Это база, в которой собраны компании с признаками анонимных структур. С ее помощью аналитики выясняют, нет ли среди контрагентов потенциально проверяемого лица таких организаций. Если таковые будут найдены, на следующем этапе проверяются уже их контрагенты и так далее. В итоге выявляется вся сеть проблемных компаний, с которыми имел дело налогоплательщик. Проанализировав сделки с ними, аналитик определяет примерно сумму к доначислению.

Таким образом, в результате анализа делаются два вывода:

  1. Налогоплательщик определенно участвовал в серых схемах, а значит, ему есть что доначислить.
  2. При проведении выездной проверки нужно двигаться именно в сторону взаимодействия субъекта с однодневками и зависимыми лицами.

Упомянем и специальные системы проверки контрагентов, которые налоговики тоже используют в своем анализе. Они позволяют на основе открытых данных устанавливать взаимосвязи между лицами через руководство, собственников, адреса и прочие реквизиты.

Работа с открытыми источниками

При анализе открытых источников специалисты ИФНС могут не только искать упоминания о налогоплательщике и его собственниках в СМИ и интернете, но и посещать личные страницы представителей руководства (владельцев) в соцсетях, смотреть фото с корпоративов и так далее. Сами бизнесмены зачастую подставляют свои компании и увеличивают риски ВНП собственными неосторожными высказываниями.

Например, упоминание бизнесменом о своем холдинге или группе компаний может указывать на наличие сети подконтрольных организаций. А значит, может иметь место дробление бизнеса либо применение прочих не совсем белых схем налоговой оптимизации.

Весьма показателен анализ картотеки арбитражных дел. По статистике, в качестве одной из сторон арбитражного процесса никогда не выступала лишь малая часть субъектов бизнеса — порядка 5%. А значит, большинство налогоплательщиков, которые реально ведут деятельность, есть в базе данных арбитража. Соответственно, если контрагент налогоплательщика в этой базе отсутствует, то, вероятнее всего, он является однодневкой.

Запрос сведений у банков и госслужб

Банки активно сотрудничают с ФНС — это ни для кого не секрет. И помогают они налоговикам не только тем, что блокируют счета и отказывают в проведении операций «подозрительным» налогоплательщикам. Но и тем, что по запросам предоставляют информацию о движении денежных средств обслуживаемых компаний и ИП.

В ходе анализа инспекторы запрашивают в банках сведения о счетах самого субъекта и его сомнителных контрагентов. В особенности если это индивидуальные предприниматели.

Пример. Компания совершает периодические платежи в адрес ИП. Выписка по счету предпринимателя говорит о том, что он все полученные средства переводит на личный счет. Вывод: операции между компанией и ИП могут носить транзитный характер.

Чтобы проверить это предположение, аналитик запросит в банках, обслуживающих счета компании и предпринимателя, информацию по IP и MAC адресам. Нередко выясняется, что соответствующие адреса совпадают. Это говорит о том, что управление счетами организации и ИП осуществляется с одного компьютера, то есть эти бизнес-структуры подконтрольны одному лицу. А значит, есть шанс исключить платежи в адрес ИП из состава расходов компании. Соответственно, можно будет доначислить налог на прибыль.


Банки предоставляют ФНС информацию о своих клиентах по запросам

Причем запросы в банк могут быть сделаны как по активным, так и по недействующим счетам. Таким образом, закрытие счета компании или ИП в данном примере бизнесмена, которому принадлежат эти структуры, не спасет.

Запросы могут направляться налоговиками не только в банки, но и государственные службы, например, ГИБДД или Росреестр. Цель очевидна — выяснить состав имущества, которое принадлежит руководству компании, собственникам и их близким. Делается это для того, чтобы оценить реальность взыскания доначислений. Однако есть еще одна цель — сопоставить доходы упомянутых лиц с уровнем жизни. Явный диссонанс может свидетельствовать о том, что на каком-то этапе бизнес-процессов (до налогообложения) деньги из компании попросту выводятся.

Работа с архивом

Такая работа подразумевает анализ ответов на запросы и пояснений, которые налогоплательщик направлял в ИФНС. Это стало возможно также благодаря высоким технологиям. Раньше эти данные предоставлялись на бумаге и пылились на полках архива. Теперь же это часть АИС «Налог-3», то есть информация в электронном виде, которую можно извлечь в любой момент.

Тайны предпроверочных мероприятий налогового органа

Александр Тарасов — управляющий партнер и генеральный директор юридической


Секреты предпроверочного анализа хранятся в специальных отделах территориальных налоговых инспекций и управлений ФНС России по субъектам РФ. Алгоритм действий сотрудников этих отделов в законе четко не прописан. При выборе претендентов на выездную налоговую проверку они в большей степени руководствуются внутренними регламентами, программным обеспечением ФНС России и отработанной практикой поиска проблемных налогоплательщиков.

От результата предпроверочного анализа зависит налоговая безопасность компании. Так как если проверку назначат, то «негласный» план доначислений будет известен заранее. Поэтому одним из способов минимизации налоговых рисков является создание условий, при которых компания по результатам предпроверочного анализа в план выездных налоговых проверок не попадет. Чтобы это сработало, достаточно заранее предпринять некоторые меры безопасности.

Предпроверочные мероприятия сейчас в почете

Именно предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании повышает качество и результативность налоговых проверок. Так, за 2015 и 2016 годы качество налоговых проверок существенно возросло. Глава ФНС России Михаил Мишустин с 2014 года выделяет среди прочих цель по повышению эффективности системы налогового администрирования. Руководство налоговой службы уже отмечает, что снижение количества и повышение качества проводимых налоговых проверок дает свои плоды («Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2022 и 2022 годов»). По официальным данным ФНС России, количество выездных проверок снизилось на 10% (14,6 в 2015 году и 13,1 в 2016 году). Число камеральных проверок выросло на 3% (16617,3 в 2015 году и 17156,5 в 2016 году).

В 2016 году сумма дополнительных начислений по камеральным проверкам по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 87% (33549,8 тыс. руб. в 2015 году и 62320,3 тыс. руб. в 2016 году). Из них 74% налоговых доначислений. По выездным проверкам картина такова — количество проверок уменьшилось примерно на 10%. А сумма начислений выросла почти на 33% (140404,2 тыс. руб. в 2015 году и 184377, 3 в 2016 году).

Учитывая такие тенденции и планы ФНС России, возражать по поводу сути нарушений нужно основательно. Для этого в первую очередь важно знать, на основании какой информации и по каким критериям налоговики будут искать нарушителей, а также кого включат в ежеквартальный план выездных проверок.

Действия налоговых разведчиков помогают сформировать предварительные суммы доначислений

Самая главная тайна предпроверочных мероприятий налоговиков кроется в сумме — сколько по итогам их проведения будет доначислено компании предварительно. То есть когда инспекторы приходят в офис с проверкой, они уже знают, на какую сумму у компании есть нарушения. В каждом субъекте РФ «свой» негласный план доначислений. Например, в Москве сейчас эта сумма составляет около 10 млн рублей. В Московской области — примерно 4 млн рублей. Именно таких результатов ждет руководство налоговых служб от сотрудников территориальных инспекций. И компаниям нужно быть к этому готовым.

Как сейчас налоговики анализируют финансово-хозяйственную деятельность

Основной алгоритм сотрудников предпроверочного анализа сводится к хорошо всем известным и общедоступным критериям оценки рисков. Так, по результатам предварительного анализа компанию обвинят в связях с однодневками, если у нее нет:

  • личных контактов руководства компании-контрагента;
  • документов, подтверждающих полномочия руководителя компании-контрагента, копии его паспорта;
  • сведений о том, как нашли партнера (интернет, знакомства);
  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Минусом для компании будет, если сотрудники предпроверочного анализа установят следующие факты:

  • контрагент с признаками однодневки выступает в роли посредника;
  • условия договоров отличаются от обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты);
  • есть доказательства, что контрагент не мог исполнить договор с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
  • товар приобретался через посредников товаров, которые традиционно производятся физлицами, не являющимися ИП (сельхозпродукция, вторичное сырье, продукция промысла);
  • существует рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
  • контрагент выпускает или продает векселя, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдает или получает займы без обеспечения;
  • присутствует существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика (при этом спорная сделки экономически нецелесообразна).

Анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках — действенный способ обнаружить в учете схемы

Практика показывает, что в последнее время инспекторы все чаще исследуют данные бухгалтерской отчетности. Это помогает им собрать доказательства отсутствия реальности взаимоотношений. В поле пристального внимания проверяющих — бухгалтерский баланс (разделы: основные средства; оборотные активы; дебиторская задолженность), отчет о прибылях и убытках (разделы: выручка; управленческие расходы; себестоимость продаж) и отчет о движении денежных средств (разделы: денежные потоки от текущих операций; арендные платежи; платежи поставщикам за сырье, материалы, работы, услуги).

Вот пример, как налоговики «по-своему» читают бухгалтерскую отчетность с целью выявления претендентов для включения в план выездных налоговых проверок.

Форма документаПоказателиПримечание
Бухгалтерский баланс
(форма 1)
Основные средства — 0 руб.
Оборотные активы — 0 руб.

Дебиторская задолженность — 10 000 руб.

В разделе бухгалтерского баланса «Оборотные активы» показываются остатки материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих нужд организации (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), для продажи или перепродажи (готовая продукция, товары).
Нулевой показатель данного раздела свидетельствует об отсутствии у предприятия активов, необходимых для ведения соответствующей финансово-хозяйственной деятельности.

Налогоплательщик, проводя по состоянию на последнюю дату отчетного (налогового) периода инвентаризацию, по ее итогам должен определить сумму дебиторской задолженности и отразить ее на счетах бухгалтерского учета.

Если в акте сверки у одной компании числится кредиторская задолженность в размере 1 000 000 руб., у ее контрагента — по аналогии сумма дебиторской задолженности в размере 1 000 000 руб., и она не отражена в бухгалтерском балансе, то это свидетельствует о фиктивности акта сверки, отсутствии задолженности и реальных договорных отношений между этими юридическими лицами.

Выручка — 100 000 руб.
Управленческие расходы — 0 руб.

Себестоимость продаж — 0 руб.

Выручка, отраженная в размере 100 000 руб., не соответствует фактически поступившим на расчетный счет организации денежным средствам за спорный период. Так как, например, только ООО «Ромашка» перечислило за поставку оборудования денежные средства в размере 5 000 000 рублей.
Нулевой показатель в графе «Управленческие расходы» свидетельствует об отсутствии расходов, связанных с содержанием административно-управленческого аппарата, содержанием общехозяйственного персонала и др.

Нулевой показатель себестоимости продаж свидетельствует об отсутствии реализации товаров, работ, услуг.

Отчет о движении денежных средств (форма 4)Денежные потоки от текущих операций — 500 000 руб. (прочие поступления) в том числе от продажи продукции, товаров, работ и услуг — 0 руб.
Арендные платежи, лицензионные платежи, роялти, комиссионные и иные аналогичные платежи — 0 руб.

Платежи всего — 20 000 руб. Поставщикам за сырье и материалы, работы услуги — 10.000 руб.

Нулевой показатель выручки от продажи продукции, товаров, работ и услуг свидетельствует об отсутствии реализации имущества по договору купли-продажи оборудования, что соответствует форме 2 (отчет о прибылях и убытках), где себестоимость продаж имеет 0 показатель, и форме 1 (бухгалтерский баланс), в которой отсутствует отражение дебиторской задолженности по договору купли-продажи на сумму 1 000 000 руб.
Нулевой показатель свидетельствует о том, что спорный поставщик не осуществлял арендных платежей: за офисное помещение, оборудование, транспорт и др.

Например, платежи в размере 20 000 руб. осуществленные в течение 2013 г., из которых только 10 000 руб. было направлено поставщикам за сырье, материалы, работы и услуги, не соответствуют хозяйственной деятельности спорного поставщика отраженной в первичных учетных документах и счетах-фактурах выставленных в адрес проверяемого налогоплательщика.

По мнению налоговиков, нулевые показатели бухгалтерской отчетности свидетельствует об отсутствии реальной хозяйственной деятельности экономического субъекта. Логично, ведь, к примеру, компания, осуществляющая реализацию приобретенных товаров, должна отразить в бухгалтерском учете их себестоимость (форма 1), а в отчете о движении денежных средств (форма 4) должна быть отражена выручка, полученная от их реализации (конечно, при условии их оплаты покупателем). В декларации по налогу на прибыль подлежат отражению прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам; стоимость реализованных товаров; выручка от реализации покупных товаров. Разделы бухгалтерской и налоговой отчетности, имеющие нулевые показатели, свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект не приобретал имущество (товар) и не реализовывал его третьим лицам. Позицию налоговых органов поддерживают и суды.

Что ФНС России сейчас рекомендует делать сотрудникам предпроверочного анализа

Такие рекомендации налоговое ведомство дает во внутренних ДСП (документах для служебного пользования). Они рассылаются нижестоящим налоговым органам и активно применяются в работе.

В недавнем ДСП одного из региональных ведомств в рамках предпроверочного анализа рекомендовано делать следующее. Во-первых, заранее оценивать достаточность доказательств — чтобы их хватило для опровержения реальности или обвинений в связях с однодневками. Не ограничиваться стандартными признаками, а проявлять больше творчества и устанавливать причинно-следственные связи. Во-вторых, заранее проверять не только налогоплательщика «в разработке», но и его контрагентов. Как они сдают отчетность, сколько у них сотрудников, по какому адресу располагаются и т.п. В-третьих, уже в рамках предварительного анализа обратить внимание на перемещение товара, если есть подозрения в том, что он фиктивный. Продумать, какие доказательства подкрепят соответствующие доводы. В-четвертых, сотрудникам предпроверочного анализа рекомендовано не замыкаться на отчетности налогоплательщиков, а активнее использовать другие источники для получения сведений, которые могут доказать налоговые нарушения. В частности, интернет-сайты контрагентов, банки, справочные системы, базы госорганов и т.п.

Избегайте попадания в «черный список» СУР АСК НДС-2

Помимо стандартного способа поиска компаний с высоким налоговым риском на основе предпроверочного анализа, у налоговиков появился новый действенный инструмент. В 2016 году в инспекциях появилась СУР АСК НДС-2 (автоматическая система контроля налога на добавленную стоимость в версии № 2). СУР — система управления рисками.

Этот программный комплекс в автоматическом режиме анализирует информацию в отчетности налогоплательщика и сопоставляет ее со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе содержится информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур. Теперь инспекторы могут в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров, работ и услуг и отследить возникновение базы по НДС.

В соответствии с СУР АСК НДС-2 все налогоплательщики делятся на три категории:

  1. Налогоплательщики, которые работают только в соответствии с законом. У них никаких проблем с контрагентами, с оформлением счетов-фактур и уплатой НДС.
  2. Налогоплательщики, которые в целом работают легально, но у них есть разрывы в отчетности и неточности в документах.
  3. Налогоплательщики, которые обладают признаками несамостоятельного и недобросовестного юридического лица.

Вот так налоговики теперь группируют всех плательщиков НДС. Соответственно, третья группа компаний с высоким налоговым риском привлечет внимание налоговиков. Но организации из второй группы также могут попасть в список претендентов на проверку. Так как часто эти налогоплательщики связаны с третьей группой.

При этом если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», то для оценки налогоплательщика будут использовать уровень риска новой «СУР АСК НДС-2».

Чтобы не попасть в «черный список» этой программы, компании целесообразно предпринять следующие действия:

  1. Проверить, есть ли у нее документы о правоспособности юридических лиц (своих контрагентов) и правомочности лиц на подписание документов. В ином случае эти бумаги нужно запросить.
  2. Выяснить, отражены ли в отчетности контрагента основные средства, нематериальные активы и иные активы, наличие которых обусловлено условиями сделок.
  3. Сверить документы по сделке с аналогичными бумагами партнера. Особое внимание уделите обязательным реквизитам счетов-фактур. Подпишите акты сверки.
  4. Посмотрите интернет-сайт партнера. Сделайте скриншот страницы. Поищите отзывы об организации в интернете на других сайтах. Практика показывает, что скрины таких страниц часто срабатывают в пользу налогоплательщиков еще на этапе подачи возражений на акт проверки.
  5. Убедитесь, что у контрагента на самом деле есть офис или склад. Сделайте фотографии, сохраните заявки на пропуск в эти помещения при визите к партнеру.
  6. Проверьте, не судится ли ваш контрагент. Для этого зайдите в справочную систему или на сайт https://www.arbitr.ru/ в картотеку арбитражных дел. Введите наименование юрлица в поисковую строку и просмотрите судебные дела.

Такие меры позволят избежать несоответствий в налоговой отчетности. А также оперативно представить пояснения в случае предъявления претензий со стороны проверяющих — и тем самым избежать попадания в план выездных проверок.

Сохранить

Сохранить

Прочие факторы, влияющие на отбор

Нельзя не упомянуть и о других критериях, которые имеют существенное, а иногда и решающее, значение в вопросе о проведении ВНП.

В первую очередь, это размер бизнеса. Субъекты, выручка которых менее 100 млн рублей в год, мало интересуют налоговые органы. Почему? Ответ вытекает из следующего критерия — это показатель эффективности налогового инспектора по ВНП. Речь о том, что сумма доначислений, ради которых стоит затевать выездную проверку, должна быть не менее определенного минимума:

  • для Москвы — 11 млн рублей;
  • для других крупных городов России — 5 млн рублей.

Если сумма потенциального доначисления ниже, то ВНП, скорее всего, проводить пока не будут — это попросту невыгодно бюджету. Но это не значит, что о налогоплательщике забудут — за ним будут пристально наблюдать.


Чтобы налоговый орган решил провести ВНП, предполагаемая сумма доначислений должна быть весьма внушительной

Есть еще один критерий, который можно даже назвать главным. Мы о нем уже неоднократно упоминали — это реальность взыскания доначисленных сумм налогов. Если в результате анализа выясняется, что с субъекта нечего взять, то смысла проводить ВНП нет. Именно поэтому аналитики тщательно исследуют активы не только компании, но и связанных с ней лиц — подконтрольных структур, собственников, руководителей, а также членов их семей.

Пара слов об одном распространенным мифе — о критерии трех лет. У бизнесменов ест уверенность, что проверка грядет не ранее, чем через 3 года. Якобы до этого опасаться нечего, а через 3 года фирму можно и закрыть. Это заблуждение может дорого обойтись. Не стоит забывать, что декларация по НДС сдается каждый квартал. И если налоговики увидят предпосылки для доначисления, ждать «положенные» 3 года они не станут.

Более того, закрыв организацию через 3 года и зарегистрировав новую, бизнесмен лишь убеждает налоговые органы в своей недобросовестности. Подобные схемы легко прослеживаются через передачу новому лицу активов, контрактов, сотрудников. Судебная практика показывает, что такую «новую» организацию не составит труда привлечь к ответственности за налоговые долги «старой» компании.

Истребование документов вне рамок проверки: представлять или нет?

В последнее время налогоплательщики все чаще и чаще сталкиваются с проблемой, когда налоговый орган направляет в их адрес Требование о предоставлении документов и информации вне рамок налоговой проверки, ссылаясь на ст. 93.1 НК РФ.

Возникает вопрос: «А что это такое?»

Есть камеральные налоговые проверки. Вроде все понятно. Истребовать документы в этом случае могут.

Есть выездные налоговые проверки. Здесь тем более могут истребовать.

А что это за форма такая «вне рамок налоговой проверки?»

Как реагировать на такое требование? Представлять документы и информацию или нет?

Забегая вперед скажу, что истребование документов вне рамок налоговой проверки — это фактически предпроверочный анализ деятельности компании, когда налоговики только собирают документы о компании и пока еще не приняли решение о проведении в отношении компании проверки (выездной или камеральной).

Так представлять или не представлять документы и информацию?
Предусмотрена ли ответственность за непредоставление документов вне рамок налоговой проверки?

Ответственность предусмотрена.
Это статья 126 НК (200 рублей за каждый непредставленный документ), а за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации — ст. 129.1 НК — штраф 5 000 рублей.

Итак, есть право налогового органа истребовать документы и информацию вне рамок налоговой проверки, есть штраф.
Но что это за процедура «вне рамок налогового контроля»? Не получается ли так, что теперь налоговики могут в любой момент запросить у налогоплательщика любые документы и проводить вне рамок налоговой проверки фактически камеральную или выездную?

Давайте вместе прочитаем ч. 2 ст. 93.1 НК РФ: в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Ключевые слова: «обоснованная необходимость», «получение документов (информации) относительно конкретной сделки».

Еще раз: исключительный характер, обоснованная необходимость и конкретная сделка.
То есть в Требовании должно быть указано при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

И как эти признаки определить на практике? Обратимся к критерию истины — судебной практике.

Вот Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2014 по делу N А27-12135/2013.

Предприятие отказалось предоставить по запросу документы. Налоговый орган привлек предприятие к ответственности в виде штрафа.

Суд вынес решение: требование частично удовлетворено, поскольку решение и требование, принятые инспекцией, не соответствуют положениям НК РФ, в первоначальном требовании о предоставлении документов не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы и в связи с чем запрашивается информация в отношении юридического лица, поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

Обратите внимание, что сказал, суд: «… поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки…»

А вот другой случай: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 N Ф09-535/18 по делу N А50-23230/2017.

Здесь так же налогоплательщик получил требование представить первичные документы по сделкам с контрагентом.

Не представил. Его привлекли к ответственности. Обжаловал.

В удовлетворении заявления налогоплательщика отказано, суд сделал вывод: у налогового органа вне рамок налоговой проверки возникла обоснованная необходимость получения информации относительно сделок контрагента налогоплательщика, требование содержит необходимые сведения, позволяющие определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать информацию по запрашиваемым сделкам.

Также в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 N Ф04-7101/2017 по делу N А75-6717/2016 сделан следующий вывод о том, что при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании (поручении) должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля) запрашиваются документы, а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки — также обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется представление информации.

Удовлетворяя жалобу налогоплательщика суд указал, что налоговые органы не уточнили, в связи с какими проводимыми мероприятиями налогового контроля необходимо представить запрошенные документы, и, как следствие, не обосновали причину истребования документов по конкретным сделкам. Далее суд указал, что в оспариваемом требовании поименованы в том числе конкретные документы, а не информация относительно определенной сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

Для полноты картины прочитаем выдержку из Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2016 года по делу № А09-72215/2016, в котором суд очень хорошо расписал, а что собственно должно быть указано в Требования.

Вот что написал суд:

«Из содержания оспариваемого требования следует, что налоговым органом у Общества затребована информация, касающаяся деятельности ООО «Управляющая компания „БЗКПД“ относительно конкретной сделки, а именно договора от 01.09.2015 N ТД/НГ/18. Кроме того, в указанном требовании имеется ссылка на счета от N 88 от 19.10.2015, N 39 от 02.09.2015 с конкретным назначением платежа.

Также в оспариваемом требовании имеется указание на то, что необходимость в представлении информации возникла вне рамок проведения налоговой проверки.

Исходя из вышеизложенного суд обоснованно посчитал, что требование о представлении документов (информации) от 06.04.2016 N 51675 соответствует положениям статьи 93.1 НК Российской Федерации, поскольку содержит номер и дату договора (N ТД/НГ/18 от 01.09.2015), сведения о том, что оплата по договору производилась за щебень и указание контрагента ООО Управляющая компания „БЗКПД“, с которым заключен данный договор.

Все вышеуказанные сведения позволяют налогоплательщику определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать запрашиваемую информацию. Содержание требования носит однозначный, понятный характер, что не позволяет сделать вывод о его неисполнимости или наличии каких-либо затруднений с уяснением содержания документа.

Отклоняя довод заявителя о том, что вынесение требования вне мероприятий налогового контроля противоречит закону вне зависимости от конкретизации сделки, суд апелляционной инстанции исходит из того, что право налоговых органов запрашивать информацию вне рамок проведения налоговых проверок прямо предусмотрено пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ».

Ну, а теперь, общий вывод (при каких условиях следует представить документы, в случае, когда вы получили Требование вне рамок проведения налогового контроля):

  1. Следует оценить Требование с учетом сказанного выше на предмет его законности: оно должно быть вынесено вне рамок налогового контроля и у налогового органа должна была быть обоснованная необходимость.
  2. Далее, определить (найти) в Требовании ссылку на договор, период его заключения и указание на контрагента.
  3. Документы передаем только те, которые указаны в Требовании. Не стоит передавать документы, которые не указаны в требовании. Если же у вас требуют информацию — передаем информацию, а не документы.
  4. Необходимо сравнить перечень запрашиваемых документов, и, если ваша инспекция попросила документов побольше — передаем ровно те документы, которые указаны в первоначальном Требовании.
  5. Если у вас затребовали документы в очень большом объеме, и вы не в состоянии такой объем подготовить — пишите ходатайство о продлении срока представления документов.
  6. Если вас мучают сомнения — представлять или не представлять конкретные документы — вы можете обратиться письменно в ИФНС за разъяснением. Не стоит молчать. Лучше уточниться. И затем принять адекватное решение в соответствии со сложившейся практикой и реакцией судов.

Привет Гость! Предложение от «Клерка»

Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.

Записаться

Выводы аналитика

Пропустив налогоплательщика через фильтр информационных систем и обработав вручную, аналитик делает выводы о целесообразности проведения ВНП. Причем от него требуется не просто выдать положительное решение (если есть к тому предпосылки), но и раскрыть информацию:

  • о сумме минимального доначисления по НДС и налогу на прибыль;
  • о мероприятиях, которые следует провести в отношении налогоплательщика при подготовке к выездной проверке;
  • о том, что следует делать в рамках самой ВНП — какие мероприятия проводить, какие документы запрашивать у контрагентов и так далее.

Итогом проведения предпроверочного анализа является документ — заключение. Оно состоит из 6 частей. С его содержимым можно познакомиться в следующей таблице.

Таблица 1. Разделы заключения предпроверочного анализа

Название Примерное содержание
Основная информация о налогоплательщикеДанные:
  • формальные, то есть название, адрес, дата регистрации и так далее;
  • об учредителях, в том числе их участии в других организациях;
  • о получаемых доходах и их источниках;
  • об аффилированных лицах;
  • о составе имущества самой организации и ее учредителей, руководства
Оценка финансово-хозяйственной деятельности Результаты анализа:
  • данных бухгалтерской и налоговой отчетность, их динамики;
  • состава задолженности;
  • структуры затрат;
  • налоговой базы по прямым и косвенным налогам;
  • имущественных налогов
Оценка по 12-ти критериям риска Результаты анализа по критериям из Приказа ФНС от 30.05.07г. №ММ-3-06/333. Среди них уровень налоговой нагрузки, убытки, значительные суммы вычетов, выплата ЗП ниже среднего по отрасли, низкая рентабельность, сотрудничество с однодневками, непредставление пояснений по требованию ИФНС и некоторые другие
Сведения из информационных и иных источников Информация, полученная о налогоплательщике как из открытых источников (СМИ, интернет), так и из специальных поисково-информационных комплексов и аналитических инструментов
Сведения о проведенных мероприятиях НК Данные:
  • о камеральных и выездных проверках, произведенных ранее;
  • о движении денежных средств — информация поступает из банков;
  • о встречных проверках контрагентов первого и второго звена
Результативная часть Выводы:
  • имеет ли смысл проведение выездной проверки;
  • какие мероприятия необходимо провести в ее рамках;
  • какой состав проверяющих назначить, включать ли в их число представителей правоохранительных органов;
  • какова сумма потенциальных доначислений;
  • насколько реально будет их взыскать

Как определить, что по организации ведется предпроверочный анализ?

По данным руководителя ФНС Михаила Мишустина, в 2022 году количество выездных налоговых проверок сократилось на 30 %, а вот «собираемость» налогов по их итогам возросла.

Такой избирательностью налоговики обязаны новому подходу к отбору кандидатов на выездную налоговую проверку. Так теперь вопрос о назначении проверки решается по итогам так называемого “предпроверочного анализа”. Предпроверочный анализ — это предварительное изучение данных о налогоплательщике, с помощью которого налоговые органы устанавливают, целесообразно ли назначать ВНП.

При этом, комплексная выездная налоговая проверка начинается только в том случае, если в рамках предпроверочного анализа выявлены неуплаченные налоги на сумму не менее нескольких (а то и нескольких десятков) миллионов рублей.

Это означает только одно: если налоговики пришли с проверкой в компанию, практически гарантированно, что будут обнаружены очень существенные налоговые недоимки, в существовании которых проверяющие уже не сомневаются.

В этой ситуации предпринимателем будет полезно узнать, как ФНС осуществляет предпроверочный анализ для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку.

Важный документ в данной сфере, на котроый следует обратить внимание, — это Приказ ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/[email protected] В нем содержатся 12 критериев, или «факторов риска», которые могут стать причиной визита налоговиков в компанию.

Приведем лишь некоторые их них.

  1. Компания несет меньшую налоговую нагрузку, чем другие фирмы, занимающиеся той же деятельностью.
  2. Бухгалтерская или налоговая отчетность свидетельствует об убытках на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Фиксация в налоговой отчетности данных о значительных суммах налоговых вычетов за определенный период.
  4. Построение хозяйственных связей компанией с фирмами-посредниками без наличия на это разумной экономических причин.
  5. Многочисленное снятие с учета в одном налоговом органе и постановка на учет в другом налоговом органе и т.д.

Конечно, провести предпроверочный анализ исключительно вручную представители ФНС просто не в состоянии. В решении этой задачи им помогает специальная программа АСК НДС, ищущая разрывы в цепочках уплаты НДС. Налоговым инспекторам в их деятельности помогает масса других программ. Например, АИС «Налог» — это программный комплекс, объединяющий в себя такие программы как “ВНП – отбор» (позволяет автоматически фильтровать компании по критериям, установленным Концепцией планирования проверок, и выделяет проблемные); «Схемы»; «Однодневки»; «Росфиннадзор» и другие. АИС “Налог” автоматизированно помогает выявлять “схемы” уклонения от уплаты налогов, наличие недобросовестных контрагентов, изучать движение денежных средств по банковским счетам, наличие имущество у налогоплательщика и т.д.

Важно! Для повышения точности предпроверочного анализа налоговые инспекторы могут использовать и другую информацию. Например, нередко причиной повышенного внимания налоговиков к компании могут стать данные, содержащиеся на сайтах фирмы. По этой причине не стоит публиковать сведения и заключенных контрактах, оборотах компании, денежных вложениях и т.п.

Предпроверочный анализ нередко включает в себя запросы, посылаемые в различные структуры –организации-контрагенты, коммерческие банки, ГИБДД, Росреестр, ЗАГС. Например, инспекторов может заинтересовать тот факт, что организация имеет миллиардную выручку, уплачивая в бюджет лишь сотни тысяч рублей налогов в год.

Соответственно, компания может и не узнать, что в отношении нее ведется предпроверочный анализ. Всю необходимую информацию налоговые инспекторы могут получить из других источников.

По итогам предпроверочного анализа составляется заключение, в котором отражается:

  • Основные сведения о налогоплательщике
  • Общая оценка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика
  • Оценка по критериям риска исходя из приказа ФНС России от 30.05.07г. №ММ-3-06/333
  • Сведения из информационных ресурсов ФНС
  • Сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля — результаты анализа банковских выписок, встречных проверок, допросов и пр.
  • Выводы — целесообразно ли проводить выездную проверку, размер предполагаемых доначислений, реальность их взыскания с учетом имеющегося у компании и ее собственников имущества и пр.

Как компании выяснить, что грядет выездная проверка?

Стоить отметить, что в России практически нет компаний, которые бы не соответствовали хотя бы 1 критерию, приведенному в Приказе ФНС от 30 мая 2007 года, за которыми не числилось никаких нарушенийю Следовательно, ФНС может заинтересовать почти любая фирма, вопрос остается лишь в степени вероятности проведения выездной налоговой проверки.

Как налогоплательщику понять, что его может затронуть проверка?

  1. Компания соответствует критериям, описанным в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/[email protected] Чем больше критериев выполняется, тем выше риск проверки.
  2. Нахождение налогоплательщика на общей системе налогообложения с оборотом от 100 млн. руб. в год.
  3. Наличие у компании и их руководства (владельцев) крупных активов.
  4. Наличие у налогоплательщика-компании или ИП “сомнительных” контрагентов.
  5. Налогоплательщик получил требование о предоставлении информации (документов) о деятельности за несколько лет работы фирмы. Чаще всего для обоснования своих требований налоговики ссылаются на ст.93.1 НК РФ. Также компанию должен заставить задуматься запрос из полиции.
  6. Налогоплательщик был вызван в ИФНС для дачи пояснений по каким-либо вопросам. Если ответы на эти вопросы вызовут подозрения, риск выездной проверки увеличится.
  7. Налоговики запрашивают информацию или проводят выездную проверку в отношении партнеров фирмы.

Комментарий адвоката:

«В 2022 к году к нам обратилась торговая компания с просьбой проанализировать риски проведения выездной налоговой проверки, получив Требование о предоставлении документов (информации) из ИФНС. Адвокаты нашей компании в процессе налогового аудита изучили деятельность доверителя, проверили имеющиеся документы и выяснили, что с высокой долей вероятности в отношении компании ведется предпроверочный анализ. В связи с этим были даны рекомендации фирме относительно необходимых действий – запроса документов у контрагентов, подготовки бухгалтерских документов, издания соответствующих локальных актов и т.д. В ходе предоставления документов в ИФНС, участия в комиссии по налоговым рискам в ИФНС, нашим адвокатам и бухгалтерам налогоплательщика удалось убедить ИФНС, что контрагенты по которым были вопросы, являлись реальными. Проверка не состоялась».

А если компания уже получила решение о проведении выездных мероприятий, ей жизненно необходима квалифицированная защита при проверках ФНС. Адвокаты постараются сделать все возможное, чтобы проверка завершилась в максимально короткие сроки, и по ее итогам компании не начислили огромные недоимки и штрафы. Также работа опытных адвокатов будет заключаться в защите контролирующих компанию субъектов от привлечения к субсидиарной и уголовной ответственности.

Главное – заручиться поддержкой адвоката вовремя.

Подведем итоги

Итак, из всего сказанного выше можно сделать такие выводы:

  1. Если вам назначили выездную проверку, то с вероятностью 99% у вас найдут нарушения и доначислят налоги.
  2. Скорее всего, сумма доначисления будет более 5 млн рублей для крупных российских городов и 11 млн рублей для Москвы. Также эта сумма практически на 100% будет выше минимума для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.
  3. C большой долей вероятности налоговый орган уже знает, за счет чего сможет взыскать доначисленные суммы. Это могут быть активы не только самой организации, но и связанных с ней лиц.

Обязаны ли налоговики предупреждать о налоговых проверках?

План налоговых проверок составляется исключительно для личного пользования. Узнать, на законных основаниях включена организация в него или нет, нельзя, так как план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован.

Соответственно, обязанности предварительно ознакомить компанию с намерением провести выездную налоговую проверку у налогового органа нет. Об этом неоднократно упоминалось ранее в письмах ФНС, например, от 18.11.2010 № АС-37-2/15853, 04.04.2008 № ШТ-6-2/[email protected], а также в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 № А28-2594/2011.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]