Показатель статуса в платежном поручении
Основной источник права, в соответствии с которым в бюджетных платежках, формируемых налогоплательщиками, фиксируется тот или иной статус, — приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Периодически в него вносят изменения.
Так, с 01.10.2021 приказом Минфина от 14.09.2020 № 199н упразднены коды:
- 09 — ИП, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- 10 — нотариус, занимающийся частной практикой, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- 11 — адвокат, учредивший адвокатский кабинет, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- 12 — глава КФХ, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами.
Данные лица будут указывать единый код 13, который сейчас используют обычные «физики».
Также с 01.10.2021 исключены следующие статусы:
- 18 — плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством РФ возложена обязанность по уплате таможенных платежей;
- 21 — ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков;
- 22 — участник консолидированной группы налогоплательщиков;
- 25 — банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ при возврате НДС, излишне полученного налогоплательщиком (зачтенного ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;
- 26 — учредители (участники) должника, собственники имущества должника — унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
При этом появились новые статусы:
- с 01.07.2021 — 29 — для политических партий (избирательных объединений и т.д.);
- с 01.10.2021 — 30 — для иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ (при уплате платежей, администрируемых таможенными органами).
Ранее приказом Минфина от 05.04.2017 № 58н с 02.10.2017 были обновлены 2 статуса плательщика:
- 03 — его в платежном поручении проставляет организация федеральной почтовой связи при составлении распоряжения о переводе денег по каждому платежу физлица (кроме уплаты таможенных платежей);
- 06 — данный код предусмотрен для участников внешнеэкономической деятельности — юрлиц (кроме получателя международного почтового отправления).
Также иногда появляются разъяснения по отдельным нюансам применения положений этого документа. В числе ключевых разъясняющих документов последних лет — письма:
- Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800, уточнившее применение показателей статуса плательщика в корреляции с КБК, используемым в качестве идентификаторов бюджетных обязательств;
- Минфина России от 20.05.2016 № 02-08-12/29143, определившее зависимость между тем, кто и куда платит, для некоторых кодов, в частности, указавшее номер кода, проставляемый при уплате налога одним физлицом за другое;
- ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, отметившее, что ошибка в указании статуса плательщика не делает налоговый платеж неуплаченным и может быть исправлена путем уточнения через заявление, направленное в налоговый орган.
О нюансах заполнения полей платежного поручения расскажут статьи:
- «Верно указываем назначение платежа в платежном поручении»;
- «Указываем очередность платежа в платежном поручении».
Как оформить платежное поручение на уплату пени или штрафа, наглядно показали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Особенность 3-я — поле 107 «Налоговый период»
В зависимости от того, что послужило основанием для платежа, будет различаться и заполнение этого поля:
- При добровольной уплате пеней (основание ЗД) здесь будет стоять 0, ведь пени не имеют периодичности уплаты, которая присуща текущим платежам. Если вы перечисляете пени за какой-то 1 конкретный период (месяц, квартал), стоит указать его, например, МС.08.2019 — пени за август 2022 года.
- При уплате по требованию налоговиков (основание ТР) — срок, указанный в требовании.
- При погашении пеней согласно проверочному акту (основание АП) тоже ставят 0.
Статус в платежках по земельному налогу: нюансы
То, каким образом следует указывать статус в платежках по земельному налогу, поясняет письмо Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800. Это зависит от того, кто осуществляет перечисление:
- Физлицо.
- Юрлицо.
Физлицам рекомендуется фиксировать статус:
- 03 — при формировании распоряжения о переводе финансовых средств по платежам физлиц через организацию федеральной почтовой связи (ФПС);
- 13 — для обычных физлиц, являющихся клиентами кредитно-финансовой организации, владельцами счета, а с 01.10.2021 также для ИП, нотариусов, которые занимаются частной практикой, адвокатов, имеющих собственный кабинет (вместо ранее применявшихся для них кодов 09, 10 и 11 соответственно);
- 15 — для банков, их филиалов, платежных агентов, организаций ФПС, формирующих платежные поручения на некую общую сумму с реестром на транзакцию денежных средств, которые приняты от плательщиков в статусе физлиц;
- 16 — для участников внешнеэкономических действий в статусе физлица;
- 17 — для участников внешнеэкономических действий в статусе ИП;
- 19 — для юрлиц и их филиалов, сформировавших распоряжение о транзакции денежных средств, которые удержаны из зарплаты должника в статусе физлица в счет долгов по обязательствам перед бюджетной системой РФ на основании полученного исполнительного документа;
- 20 — для кредитных структур и их филиалов, платежных агентов, которые формируют распоряжения о транзакциях денежных средств по отдельным платежам физлица.
У юрлиц статус может быть таким:
- 01 — для налогоплательщиков в статусе юрлица;
- 02 — для налоговых агентов;
- 04 — для налоговых органов;
- 05 — для территориальных структур Федеральной службы судебных приставов;
- 06 — для участников внешнеэкономических действий в статусе юрлиц;
- 07 — для таможенных структур.
Об оформлении платежки по земельному налогу читайте в статье «Платежное поручение на уплату земельного налога (образец)».
Основание платежа — 2-я особенность платежки на пени
2-е отличие платежки по пеням — основание платежа (поле 106). По текущим платежам мы ставим здесь ТП. По пеням же возможны следующие варианты:
- Мы самостоятельно посчитали пени и платим их добровольно. В этом случае основание платежа, скорее всего, будет иметь код ЗД, то есть добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования ИФНС, ведь пени мы, как правило, перечисляем не за текущий период, а за прошлые.
- Уплата пеней по требованию ИФНС. В этом случае основание платежа будет иметь вид ТР.
- Перечисление пеней на основании акта проверки. Это основание платежа АП.
Все три вышеприведенных случая подробно рассмотрены в Готовом решении от КонсультантПлюс. К каждому из них приведены образцы заполнения платежки.
Подробнее о реквизитах платежки читайте в этой статье.
Заполняем платежку по налогам, сборам и страховым взносам: текущие нормы
Основной источник права, в котором фиксируются правила указания статуса в платежных поручениях, направляемых в банк с целью выполнения бюджетных обязательств, — приложение 5 к приказу № 107. В соответствии с данными правилами статус плательщика следует рассматривать как ключевой идентификатор лица, формирующего распоряжение о переводе финансовых средств в бюджетную систему РФ.
Соответствующие сведения должны указываться в реквизите 101 платежного поручения. В нем могут фиксироваться такие статусы, как:
- 01 — указывается налогоплательщиком в статусе юрлица (таковым может быть, например, ООО, АО, ПАО);
- 02 — указывается налоговым агентом (таковым может быть юрлицо либо ИП, которые, к примеру, обязаны исчислять НДФЛ с зарплаты наемных сотрудников и перечислять его в бюджет);
- 03 — указывается организацией ФПС (собственно, это ФГУП «Почта России»);
- 04 — указывается налоговым органом (это ФНС России и ее территориальные подразделения);
- 05 — указывается территориальной структурой Федеральной службы судебных приставов;
- 06 — указывается юрлицом, осуществляющим внешнеэкономические действия;
- 07 — указывается таможенным органом (то есть Федеральной таможенной службой);
- 08 — указывается юрлицом, ИП, нотариусом, адвокатом, главой фермерского хозяйства, которые переводят денежные средства в уплату страховых взносов и иных платежей в российскую бюджетную систему;
- 13 — указывается плательщиком в статусе физлица, который владеет банковским счетом, а также с 01.10.2021 в статусе ИП, нотариуса, адвоката, главы КФХ;
- 14 — указывается плательщиком, который осуществляет транзакции в пользу физлиц;
- 15 — указывается кредитной структурой либо ее филиалом, платежным агентом, ФПС при составлении поручений с реестром на перевод, принятый от физлица;
- 16, 17 — указывается соответственно физлицами и ИП, осуществляющими внешнеэкономические действия;
- 19 — указывается юрлицами, которые взимают с зарплаты наемных сотрудников долги перед бюджетом на основании полученного исполнительного документа;
- 20 — указывается кредитными организациями, а также их филиалами, формирующими распоряжения на перевод средств по отдельным платежам физлиц;
- 23 — указывается органом контроля за уплатой взносов во внебюджетные фонды;
- 24 — указывается физлицом, которое уплачивает страховые взносы, налоги, сборы и иные платежи в бюджет РФ.
Процедура расчета
Перед тем, как заполнять бланк платежного поручения касательно пеней по НДФЛ, организация должна самостоятельно посчитать их величину. При этом есть зависимость от даты возникновения неустойки, которой является пеня. Появление налоговой недоимки до 1 октября 2022 года потребует применения формулы следующего вида: сумма неуплаченного налога*количество дней просрочки*1/300*ставка рефинансирования, действующая в момент невыполнения обязательств. Проще будет это сделать, если использовать калькулятор, доступный на бесплатной основе на многих сайтах, он поможет определить, сколько нужно уплачивать.
Количество дней можно вычислить со дня, который следует за датой последнего погашения налога в бюджет. Окончание начисления пеней налоговой инспекцией происходит в день, когда недоимка была фактически выплачена и произошло ее исполнение. При возникновении недоимки по состоянию после 1 октября 2022 года, в первые 30 дней применяется вышеописанная формула. А далее (на 31-й день и в последующий период), используется новый увеличенный коэффициент — 1/150 ставки.
Провести все расчеты можно самостоятельно
Итоги
В платежном поручении на оплату платежей в бюджетную систему РФ статус плательщика указывается в поле 101. Он представляет собой двузначный код из приложения 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
К примеру, при перечислении компанией налогов с собственной деятельности указывается код 01 «Налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо». А при перечислении страховых взносов на травматизм в поле 101 проставляется код 08.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Пример составления
При заполнении платежного документа, которым будут перечислены пени, начисленные по НДФЛ, необходимо руководствоваться вышеприведенными нормами. Также платежка на пени по НДФЛ, имеет в 2019 году определенную форму, образец которой без проблем можно найти в интернете. Обязательно прописывается номер поручения и дата его формирования, после чего вносится фактическая информация. Платежное поручение составляется в виде таблицы, где сначала подаются сведения о плательщике.
Необходимо указать его полное наименование, российский ИНН и КПП, после чего справа оговаривается сумма (нужна расшифровка прописью помимо цифр), номер счета плательщика. В ячейках ниже подается информация о банке плательщика, его БИК и номер счета клиента. Такие же сведения вписываются и о получателе, его банке, причем указывается также номер финансового счета госучреждения. Внизу оговариваются иные коды, основания для платежа и период перечисления средств, все это было описано выше, так формируется правильный договор с банком.
Возможность корректно сделать платежку за пени, сформированные по НДФЛ и страхованию, играет большую роль для корректного бухгалтерского учета. Платежное поручение на пени по налогам лучше составлять в 2022 году, используя корректно подготовленный образец. Более того, если пени перечислить с ошибкой в реквизитах, они все равно продолжат начисляться, и в итоге, при условии неознакомленности с проблемами плательщика, неустойка вырастет в несколько раз. Поэтому важно обращать внимание на платежные поручения касательно пеней, чтобы не иметь проблем с ИФНС.
:
Платежное поручение
О заполнении платежного поручения будет рассказано в видео:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:
Бесплатная консультация с юристом Заказать обратный звонок Все ещё остались вопросы? Позвоните по номеру и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы
НДФЛ КБК пени
Что может понадобится указать
{banner_h23}
Во время заполнения стандартной формы документа проблемы вызывает как раз графа российского плательщика (2 цифры КПП или попытка ввести число 14) в Сбербанк Онлайн. С подобными налогоплательщиками ФНС вынужден проводить параллельную работу, направленную на дополнительное уточнение их положения — из-за этого процесс обработки заявки на платеж может затянуться. При совершении очередной проверки не нужно предоставлять дополнительные бумаги, но придется собрать такую информацию, как:
- дата (или период), сумма, вид и назначение (часто выдаются по запросу организацией);
- сведения о выбранном получателе (ИНН, ОКАТО, КПП плательщика физического лица);
- номер платежки и реквизиты (БИК отечественного банка и его полное название).
На территории России статус действующего плательщика — главный из центральных элементов документооборота, который помогает налоговым органам в кратчайшие сроки идентифицировать физическое лицо или компанию, регулярно осуществляющую финансовые операции в адрес государственного бюджета. Безошибочная фиксация собственного статуса даст возможность сократить количество недоимок по оплате и крупных штрафов.