Налоговая система Белорусской Республики была сформирована на классических принципах налогообложения.
Налоговый Кодекс БР включает в себя 2 части: общую и особенную. Первая часть была принята и утверждена 19 декабря 2002 года. В ней прописывается, что налоговое законодательство включает в себя законодательные акты Налогового Кодекса и международных переговоров, а также акты Президента и органов государственной и местной власти.
В общей части Налогового Кодекса прописываются основные термины и понятия относительно налогообложения в Беларуси.
Об уровне жизни в Беларуси подробнее здесь.
Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь введена в действие 1 января 2004 г.
Спустя 7 лет после утверждения общей части правительством была утверждена особенная часть Налогового Кодекса, которая включается в себя описание всех налогов и сборов в Республике Беларусь. Особенная часть была принята 29 декабря 2009 года.
Классификация налогов в Беларуси:
- Местные.
- Республиканские.
Республиканские налоги
Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики.
НДС
Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.
Ставка НДС в Беларуссии
Налоговые ставки:
- 20% – общая ставка, применяемая при реализации товаров.
- 10% – ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.
Налог на прибыль
Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.
Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:
- Производство высокотехнологических товаров – 12%.
- Дивиденды – 12%.
- Производство лазерной и оптической техники – 10%.
Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.
Налог на прибыль в Белоруссии в сравнении с другими странами
Подоходный налог с физлиц
Подоходный налог оплачивается гражданами с ежемесячной зарплаты. Налог формирует почти 10% государственного бюджета Белорусской Республики.
Кроме этого, если у человека имеются вклады в финансовых учреждениях или банках, то он обязан платить налог на депозит. Размер налогового взноса равен 13% от дохода, полученного от депозита.
Расчёт налоговой ставки зависит от вида деятельности человека. Так если резидент РБ получает дивиденды, то он обязан выплачивать 13%. Доход от предпринимательской, адвокатской или нотариальной деятельности облагается сбором в размере 16%. Единая ставка подоходного налога для физических лиц на все остальные виды деятельности – 13%.
Подоходный налог обязаны выплачивать также лица, сдающие в аренду квартиры и дома с целью получения дохода.
Короткий видеоролик о налогах в Беларуси
Размер ставки за сдачу квартиры зависит от области и города.
Таблица: размер налога за сдачу квартир
Город | Размер налоговой ставки (выражено в белорусских рублях) |
Брестская область | |
Брест | 29.0 |
Барановичи | 21.5 |
Пинск | 21.5 |
Города районного подчинения | 10.7 |
Другие территории | 7.5 |
Витебская область | |
Витебск | |
Центральная зона | 27.0 |
Переходная зона | 26.0 |
Города областного подчинения | 10.0 |
Орша | 15.0 |
Полоцк | 15.0 |
Другие территории | 8.0 |
Гомельская область | |
Гомель | От 29.20 до 30.20 |
Жлобин | 22.20 |
Мозырь | 22.20 |
Речица | 22.20 |
Светлогорск | 22.20 |
Калинковичи | 12.60 |
Рогачев | 12.60 |
Другие территории | 11.20 |
Гродненская область | |
Гродно | 28.20 |
Волковыск | 18.00 |
Лида | 18.00 |
Новогрудок | 18.00 |
Слоним | 18.00 |
Сморгонь | 18.00 |
Другие города Гродненской области | 13.00 |
Минская область | |
Жодино | 15.30 |
Другие города | 15.00 |
Могилёвская область | |
Могилев | 27.20 |
Бобруйск | 23.30 |
Горки | 15.50 |
Кричев | 15.50 |
Осиповичи | 15.50 |
Другие города | 11.70 |
Минск по зонам | |
1 планировочная | 30.50 |
2 планировочная | 25.50 |
3 планировочная | 21.50 |
4 планировочная | 21.50 |
5 планировочная | 17.50 |
Налоги, взимаемые с физических лиц
Вычеты подоходного налога
Стандартным налоговым вычетом называется сумма, на которую уменьшается подоходный налог. Вычеты – это льготы на подоходный налог, воспользоваться которыми могут такие граждане РБ, как:
- Резиденты РБ с ежемесячным окладом ниже установленного предела (563 белорусских рублей). Возврат подоходного налога составляет 93 белорусских рублей.
- Родитель, воспитывающий ребёнка до 18 лет в одиночку. Вычет – 52 белорусских рублей.
- Родители, на иждивении которых находится больше 2 детей. Возвращается 52 белорусских рублей.
Налоговый сбор на недвижимость
Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.
Объекты, подлежащие налогообложению:
- Квартиры.
- Комнаты в собственности.
- Гаражи.
- Места для парковки машин.
Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.
Кто обязан платить налог на недвижимость в Республики Беларусь
Согласно закону, человек имеет право выбирать, за какую недвижимость он будет платить налог. Для этого необходимо написать заявление в налоговую инспекцию. Если заявление человек не напишет, то облагаться сбором будет та недвижимость, которая первой появилась в собственности у резидента БР.
От уплаты налога освобождаются:
- Многодетные семьи (больше 3 детей).
- Ветераны ВОВ.
- Люди пенсионного возраста.
- Нетрудоспособные резиденты РБ.
- Особы с 1 и 2 группами инвалидности.
Недвижимость, которая находится в сельской местности налоговыми платежами, не облагается.
Налог на недвижимость обязаны платить все лица, которые используют недвижимость для предпринимательской деятельности.
Налоговая ставка равна 0,1 процента от полной стоимости недвижимости. Уплата сбора осуществляется через банк, почту или налоговую инспекцию до 15 ноября каждого года.
В Белорусской Республике также имеется налог на прибыль от продажи недвижимости, но здесь есть свои нюансы. Чтобы их лучше понять, нужно рассмотреть ситуацию на примере. В этой стране налога на наследство нет, поэтому даже если человек получил квартиру или дом в наследство, то ему ничего платить не придётся.
Доля налогов на недвижимость в общей массе налоговых поступлений составляет 5%
Если он эту квартиру или дом (или какую-нибудь другую недвижимость) захочет продать в первый раз, то он также не уплачивает никаких налогов. Но если резидент РБ продаёт второй объект недвижимость на протяжении 5 лет, то он обязан выплатить государству подоходный налог с его продажи. Размер налога равен 13 процентам от суммы разницы между ценой приобретения недвижимости и её продажи.
Например: человеку достался в наследство дом (или он сам его купил) за 50 000 долларов, а продал он его за 60 000 долларов, это означает, что 13% от 10 000 долларов человек оплачивает в госбюджет.
Узнайте, как получить паспорт Беларуси, здесь.
Земельный налог
Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.
Таблица: налоговые ставки земельного налога
Кадастровая стоимость участка | Налог (выражено в белорусских рублях) |
Меньше 20720 белорусских рублей за гектар | 20.72 |
Больше 20720 белорусских рублей за гектар | 0.1 процент от кадастровой стоимости |
Как рассчитывается земельный налог в Республике Беларусь
Экологический налог
Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.
Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:
- Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
- Хранение или захоронение отходов производства.
- Сброс сточных вод.
Налоговый взнос на добычу природных ресурсов
Налогами облагаются такие виды деятельности, как:
- Добыча калия.
- Добыча нефти.
Не облагается налогами:
- Добыча нефтяного попутного газа.
- Добыча песка.
- Добыча грунта.
- Добыча подземных и поверхностных вод.
Налоги на добычу природных ресурсов регламентируются гл. 20 НК РБ
Гербовый сбор
Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.
Налоговые ставки:
- 15% – передача международным организациям.
- 20% – выдача копий простых и переводных векселей.
Если вы думаете некоторое время пожить в Беларуси, прочтите, как оформить ВНЖ в этой стране.
Изменения по НДС за 2022 год: основное
В 2022 г. Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении» (далее – Указ № 503) внесены изменения в порядок исчисления НДС. Рассмотрим подробнее, на что нужно обратить внимание.
1. С 1 января 2022 г. отменена отсрочка вычета НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.
В 2022 г. вычет по НДС, уплаченному при ввозе товаров с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, можно было зачесть по истечении 30 календарных дней, с момента выпуска товаров в свободное обращение. Данная норма применялась с 24 апреля по 31 декабря 2022 г. (п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 26.02.2015 № 99).
Важно! В декларации по НДС в 2022 г. упразднена стр. 15.1 «суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров, подлежащие вычету в следующих отчетных периодах, в которых истечет 30 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой».
2. В 2022 г. плательщики, использующие труд инвалидов, освобождены от уплаты НДС в случае, если численность инвалидов составляет не менее 30 % численности всех работников предприятия (подп. 1.16 п. 1 ст. 118 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Важно! В 2022 г. критерий численности инвалидов составлял не менее 50 % численности всех работников предприятия.
3. Не признается реализацией для целей налогообложения безвозмездная передача имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов, юридических и физических лиц, в т.ч. производимая на основании их решений (подп. 2.7.3 п. 2 ст. 31 НК).
Таким образом, при налогообложении операций по безвозмездной передаче имеет значение, по какому нормативному правовому акту они осуществляются:
1) если в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом» (далее – Указ № 169), то на них распространяется норма подп. 2.7.3 п. 2 ст. 31 НК. При безвозмездной передаче имущества государственному учреждению здравоохранения не исчисляются ни НДС, ни налог на прибыль;
2) если согласно Указу Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее – Указ № 300), то подп. 2.7.3 п. 2 ст. 31 НК для целей налогообложения не применяется (письмо МНС Республики Беларусь от 18.06.2019 № 2-1-10/00898-1 «О налогообложении НДС и налогом на прибыль безвозмездной передачи по договорам спонсорской помощи»).
Важно! Дополнительно читайте статью, посвященную данной теме: «Безвозмездная помощь государственным учреждениям здравоохранения: порядок учета и налогообложения».
Справочно: при безвозмездной передаче имущества, которая не является спонсорской помощью (часть третья п. 1 Указа № 300), необходимо оформить следующие документы:
– решение руководителя государственного учреждения о безвозмездном приобретении имущества (часть вторая п. 7 Указа № 169);
– согласие организации на безвозмездную передачу имущества;
– товарную или товарно-транспортную накладную.
4. С 1 марта 2022 г. вступила силу норма законодательства об уплате НДС за покупку рекламы в социальных сетях (Facebook, Instagram и т.д.).
Компания Facebook зарегистрирована на территории Республики Беларусь в качестве налогоплательщика с 2022 г. У юридических лиц с момента оплаты рекламы возникает обязанность, как и раньше, уплаты НДС (ст. 114, 141 НК). В налоговой декларации по НДС юридические лица указывают сумму, оплаченную за рекламу, и сумму НДС.
Справочно: что касается физических лиц, обязанность уплаты НДС возлагается на компанию Facebook. С 1 марта 2020 г. физические лица уплачивают НДС в размере 20 % при оплате за рекламу в социальной сети.
В случае реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не зарегистрированной в качестве налогоплательщика в налоговом органе Республики Беларусь, обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагается на юридических лиц и ИП – резидентов Республики Беларусь, которые приобретают вышеуказанные услуги (п. 1 ст. 114 НК).
В соответствии с вышесказанным физические лица не будут являться плательщиками НДС в случае приобретения услуг в личных целях.
Однако при оказании услуг в электронной форме на территории Республики Беларусь такие организации обязаны зарегистрироваться в налоговом органе Республики Беларусь и производить исчисление и уплату НДС (например, компания Google).
5. Изменена величина суммы выручки для признания ИП плательщиками НДС. Указом № 503 установлена предельная сумма выручки и других доходов нарастающим итогом с начала года – 441 000 руб.
Важно! ИП будет являться плательщиком НДС до окончания налогового периода с месяца, следующего за месяцем, в котором будет определено превышение установленной суммы выручки (абз. 2 части первой п. 2 ст. 113 НК).
В сумму выручки от реализации и иных доходов не включается выручка, по которой уплачиваются единый налог с ИП и иных физических лиц. В тоже время ИП признается плательщиком НДС, если им принято такое решение и подано уведомление об этом решении в налоговый орган по месту постановки на учет, независимо от размера полученной выручки (подп. 1.3 п. 1 ст. 113 НК).
Без изменения остался порядок определения выручки (ст. 205 НК).
Новые изменения по НДС за 2022 год на gb.by: смотреть материал
Местные налоговые сборы
Налог на владение собаками
Налогообложению подлежат люди, которые имеют собак. В 2022 году налог на собак был немного изменён. Напомним, что до 2022 года размер налога на домашних животных зависел от габаритов домашнего любимца.
Таблица: налоговая ставка на содержание домашних питомцев
Физические параметры пса | Налоговая ставка до 2022 года | Ставка, действующая с 1.01.2017 |
Высота до 40 сантиметров | 0.5 базовой величины (12.25 белорусских рублей) | 0.3 базовой величины (7.35 белорусских рублей) |
Высота от 40 до 70 сантиметров | 1 базовая величина (24.5 белорусских рублей) | 0.3 базовых величины (7.35 белорусских рублей) |
Высота от 70 сантиметров, а также собаки опасных пород | 1.5 базовых величин (36.75 белорусских рублей) | 1.5 базовых величин (36.75 белорусских рублей) |
Базовая ставка – 24.5 белорусских рублей.
Сколько придётся заплатить за владение собакой в одном из древних городов Белоруссии
Курортный сбор
Курортный сбор относится к местным налогам и сборам в Белорусской Республике. Курортный сбор оплачивается физическими лицами, которые пребывают на отдыхе в таких учреждениях, как:
- Профилакторий.
- Санаторий.
- Оздоровительный центр.
- Оздоровительный лагерь.
- Пансионат.
- База отдыха.
Ставки НДС
Размеры ставок НДС в НК-2019 не изменились, однако появились особенности применения ставок в размерах 0 %, 10 %, 20 %, 25 %. Кроме того, упрощен порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых транспортных услуг.
Для НДС законодательством установлены следующие налоговые ставки:
— основные налоговые ставки в размере 0%, 10%, 20% (подп. 1.1, 1.2, 1.3 п. 1 ст. 102 НК);
— ставка для исчисления НДС при реализации услуг электросвязи в размере 25% (подп. 1.5 п. 1 ст. 102 НК);
— расчетные ставки при исчислении налога по товарам в розничной торговле и общественном питании (п. 9 ст. 103 НК);
— расчетные налоговые ставки в размере 9,09% (10 / 110 x 100) и 16,67% (20 / 120 x 100) (подп. 1.4 п. 1 ст. 102 НК).
Многие организации осуществляют несколько видов деятельности, при которых активы реализуются по разным ставкам НДС. В таких случаях необходимо распределять «входной» НДС (налоговые вычеты). Как сделать это правильно узнаете из материала>>>
Другие налоговые взносы
Налог на тунеядство
Налогом на тунеядство в Беларуси называется специальный сбор, который обязаны оплачивать все граждане РБ, не имеющие работы на протяжении больше полугода. Данный налоговый взнос был введён с целью предупреждения социального иждивенства и снижения уровня безработицы в республике.
Данный налоговый взнос не оплачивается:
- Особами, младше 18 лет.
- Пенсионерами. Напомним, в Белорусской Республике женщины выходят на заслуженный отдых в 55 лет, а представители сильного пола в 60 лет.
- Студентами, которые проходят обучение на стационаре (дневная форма обучения). Но исключение касается лишь студентов, которые получают первое образование. Если человек на очной форме учится и получает второе высшее образование, то от уплаты налога он не освобождается.
Декрет о введении налога на тунеядство
- Лицами, имеющими группу инвалидности.
- Недееспособными гражданами РБ.
- Особами, которые находятся на территории республики меньше 183 дней в году.
- Представителями религиозных организаций.
- Людьми, которые проживают в сельской местности. Для данной группы населения было сделано такое исключение из-за маленького количества вакансий в сёлах. Правительство посчитало, что жители сёл в основном зарабатывают себе на жизнь фермерским хозяйством, а значит, работают, поэтому взимать с них налог незаконно.
- Родителями, которые имеют детей, возрастом до 3 лет.
- Индивидуальными предпринимателями.
- Представителями юриспруденции (адвокаты, нотариусы), чей годовой доход больше 70 базовых величин.
- Многодетными родителями, имеющими более 3 детей.
- Безработными, которые состоят на учёте не больше 3 лет.
- Владельцами съёмных квартир. Но не платить налог могут только не собственники, которые оплачивают сбор за сдаваемые квартиры в Беларуси.
- Людьми, пребывающие в местах лишения свободы.
Напомним, размер базовой величины с 1 января 2022 года равен 24,5 белорусских рублей.
Уклонение от уплаты налога расценивается как административное нарушение и наказывается штрафом.
Один из самых абсурдных налогов в Беларуси. Смотрите видеоролик
В 2022 году размер налога на тунеядство составлял 20 базовых величин.
Несмотря на то, что в связи с введением налога государственный бюджет значительно пополнился, и снизилась безработицы, власти в 2018 году отменили данный сбор.
Налог на грибы
Налог на грибы – это один из последних принятых налогов в Белорусской Республике. Постановление было утверждено 31.12.2016. Оно подразумевает, что с этой даты, все люди, которые собирают грибочки, ягоды и травы обязаны платить налоговый взнос. Размер налога напрямую привязан к базовой величине и зависит от вида собираемой продукции.
Так, к примеру, грибникам за килограмм собранных белых грибов, подосиновиков или лисичек придётся оплатить налог в размере 0.01 базовой величины. Такой же налог предполагает сбор брусники, голубики, малины и черники. Налог в размере 0,03 базовой величины платится за килограмм собранных одуванчиков, рябины, черёмухи или боярышника.
Но в законе есть поправка, которая регламентирует, что физлицам разрешено собирать вышеуказанную продукцию, а также древесину или ветки от деревьев бесплатно. Налог выплачивается только юридическими лицами, которые продукцию используются для получения прибыли.
Выдержка из постановления Совета Министров РБ о пользовании лесными ресурсами
Налог на выигрыш
Согласно действующему налоговому законодательству каждый гражданин Белорусской Республики, который выиграл выигрыш в лотерею или азартные игры обязан уплатить налоговый сбор. Ставка для победителя равна 4%.
Налоговая ставка применяется при выигрыше:
- в казино;
- в покер;
- на игровых автоматах;
- на тотализаторе;
- в лотерейный розыгрыш;
- в букмекерских конторах.
Этот налог до сих пор вызывает негативные эмоции у населения Беларуси
Налог на задолженность
Налог на долги – это подоходный налог с суммы займа. Налог на долги в Беларуси был введён 1.01.2015. Суть данного налога заключается в том, что человек, который имеет займы или кредит в иностранной организации или у частного лица, который не имеет постоянного представительства в Белорусской Республике, обязан выплатить некую сумму государству за пользование деньгами. Налогом облагается невозвращённый долг. Ставка подоходного налога равна 13% от долга.
Но стоит помнить, что средства, которые были взяты взаймы или кредит в белорусских банках или финансовых организациях налогом не облагаются.
Налог также не придётся платить, если деньги были взяты в займы у родственников.
Налог на майнинг
21.12.2017 года президент Белорусской Республики Александр Григорьевич Лукашенко утвердил законодательный акт «О развитии цифровой экономики». Данный закон официально вступил в силу с апреля 2022 года. Это закон о криптовалютах и майнинге. Напомним, что криптовалютой называется биткоин или другой цифровой знак (токен), который используется в международном обороте для средства обмена.
Теперь и Белоруссия в числе стран, которые признали криптовалюту
Майнинг – это деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования реестра блоков транзакций. Другими словами, люди, которые осуществляют майнинг автоматически становятся собственниками токенов, которые получают в качестве вознаграждения.
Президент РБ заявил, что налог на криптовалюту и майнинг начнёт действовать только с 1.01. 2023 года.
Данный налог не будет оплачиваться физическими лицами. Налог будет взиматься только при обмене криптовалюты в валюту одну из стран (например, обмен криптовалюты на доллар США). Налоговая ставка зависит от валюты.
Налог на продажу автомобиля
Налог на продажу автомобиля – это подоходный налог, который относится к республиканским налогам и сборам Республики Беларусь.
Продажа первого автомобиля налогами не облагается, а вот продажа второй машины за год означает, что человек обязан заплатить сбор в казну РБ. Налоговая декларация подаётся не позднее 1 марта, а уплатить сам налог нужно до 15 мая.
В Белоруссии автомобиль есть у каждого четвёртого жителя
Исчисление налога: ставка – 13%. Пример № 1: человек купил вторую машину за 3000 долларов, а продал за 3500 долларов. Налог – 13% от разницы, то есть 13% от 500 долларов.
Пример № 2: резидент РБ купил вторую машину за 3000 долларов, а продал за 2800 долларов. В этом случае налог не уплачивается, так как человек от продажи никакой прибыли не получил.
Изменения в Налоговый кодекс РБ с 2022 года в части НДС
Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2022 г. № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» официально опубликован на сайте pravo.by и вступил в силу с 01.01.2021 года. Министерство по налогам и сборам РБ на своем сайте прокомментировало эти изменения в Налоговый кодекс в разрезе большинства налогов.
Приводим ниже комментарии, касающиеся налога на добавленную стоимость (НДС). Если у вас появятся какие-либо вопросы, смело обращайтесь к нам за разъяснениями.
КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «ОБ ИЗМЕНЕНИИ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» (В ЧАСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (ДАЛЕЕ — НДС))
1. Нормы Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), приведенные в соответствие с нормами иных актов
1.1. в статье 31 НК подпункты 2.7.3, 2.7.10 пункта 2 приведены в соответствие с пунктом 12 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2022 № 503 «О налогообложении» (далее — Указ № 503) в части безвозмездной передачи имущества. Так, не признается реализацией, а значит, не облагается НДС у передающей стороны, безвозмездная передача: — имущества, переданного и принятого в соответствии с законодательством Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц; — государственного имущества в соответствии с законодательством. Учитывая, что положения подпункта 2.5.4 пункта 2 статьи 115 НК перенесены в подпункт 2.7.10 пункта 2 статьи 31 НК, а нормы подпункта 2.5.5 пункта 2 статьи 115 НК «покрываются» предписаниями статьи 31 НК, касающимися безвозмездной передачи имущества Республике Беларусь, эти структурные элементы из НК исключены;
1.2. в подпункт 2.7.7 пункта 2 статьи 31 НК внесены правки в отношении безвозмездной передачи арендного жилья в собственность граждан. Согласно Жилищному кодексу Республики Беларусь такая передача может осуществляться только по решению Президента Республики Беларусь, в связи с чем и скорректирована указанная норма;
1.3. в подпункте 1.16 пункта 1 статьи 118 НК скорректирован процент численности инвалидов с 50 % до 30 % в целях приведения данной нормы в соответствие с Указом № 503;
1.4. подпункт 1.19 пункта 1 статьи 119 НК, устанавливающий льготу по «ввозному» НДС на ввозимое технологическое оборудование, комплектующие и запасные части, приведен в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь»;
1.5. в статью 122 НК перенесены нормы из Указа Президента Республики Беларусь от 5 августа 2022 г. № 296 «О беспошлинной торговле на бортах воздушных судов», установившие ставку НДС в размере 0 % и порядок ее подтверждения при реализации товаров владельцу магазина беспошлинной торговли для их последующей реализации на бортах воздушных судов в качестве припасов, вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза;
1.6. положения Указа Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 546 «О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств» о порядке определения налоговой базы НДС при реализации транспортных средств, приобретенных без НДС у физических лиц, в том числе являющихся индивидуальными предпринимателями, на территории Республики Беларусь, перенесены в статью 120 НК. Исходя из правоприменительной практики названного Указа статья 120 НК дополнена также нормой, определяющей налоговую базу НДС при реализации по договору финансовой аренды (лизинга) транспортных средств, приобретенных у физических лиц, как разница между его контрактной стоимостью с учетом НДС и инвестиционными расходами лизингодателя на приобретение такого транспортного средства.
2. Нормы, включенные в НК исходя из правоприменительной практики
2.1. статья 31 НК дополнена термином, что признается передачей имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;
2.2. для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, корректировки пункта 2 статьи 114 НК направлены на увязку его положений с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 70, пунктами 1 и 29 статьи 121 и статьей 127 НК, а также нормами постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 17 «Об установлении перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности». Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, уточнен состав работ, услуг, признаваемых как осуществление строительной деятельности. К ним добавлены монтаж объектов и иные работы (услуги), относящиеся к строительной деятельности. Для иностранных организаций, осуществляющих строительную деятельность и не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, регламентировано при превышении 180-дневного периода непрерывной деятельности на территории Республики Беларусь стать на учет и исчислять НДС начиная с месяца, на который приходится наиболее ранняя из дат: — день, следующий за днем постановки на учет в налоговом органе Республики Беларусь в соответствии с частью третьей подпункта 1.5 статьи 70 НК; — день, следующий за днем истечения периода, установленного пунктами 3 и 4 статьи 180 НК;
2.3. подпункт 1.16 пункта 1 статьи 118 НК дополнен новым условием — соблюдение установленного процента численности инвалидов (30 %) в среднем за соответствующий истекший период. Плательщик, использующий труд инвалидов, для понимания того, возникает ли у него право на применение льготы по НДС в следующем отчетном периоде, обязан уже по окончании истекшего отчетного периода определить процент численности инвалидов в среднем за период с начала года по истекший отчетный период включительно;
2.4. редакционная правка абзаца третьего части второй пункта 6, части первой пункта 10 статьи 121 НК направлена на приведение этих структурных элементов в соответствие с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 8 августа 2022 г. № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций». Для нормативного закрепления порядка определения момента фактической реализации в целях исчисления НДС по завершению этапа работ (услуг), а не по факту завершения всего комплекса этих работ (услуг) (например, по работам с длительным циклом исполнения) соответствующие изменения внесены в пункт 6 статьи 121 НК;
2.5. корректировка абзаца четвертого подпункта 1.7 пункта 1 статьи 122 и пункта 4 статьи 126 НК предусматривает актуализацию их терминологии и закрепляет применение ставки НДС в размере 0 % на работы моторвагонного подвижного состава БЖД;
2.6. предоставлено право применять ставку НДС в размере 20 % не только по оборотам по реализации товаров, облагаемых НДС по ставке в размере 10 %, но и при ввозе таких товаров (облагаемых по ставке НДС в размере 10 %);
2.7. в пункте 5 статьи 128 НК предусматривается законодательное закрепление нормы о том, что пени, штрафы, проценты по коммерческим займам по товарам, реализованным в розничной торговле, облагаются НДС по фактической ставке этого налога;
2.8. в статье 127 НК нормативно закрепляется срок для проставления отметок при выборе отчетным периодом квартала и указывается в налоговой декларации (расчете) по НДС, за какой отчетный период такая отметка должна быть проставлена;
2.9. внесены корректировки в пункт 6 статьи 132 НК в части определения отчетного периода для осуществления налоговых вычетов по покупкам, приобретенным у белорусских поставщиков. Уточнено, что для осуществления вычета за отчетный период, а не за период «эцепирования» электронного счета-фактуры (далее — ЭСЧФ), необходимо, чтобы ЭСЧФ был подписан электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, и одновременно не позднее даты представления налоговой декларации (расчета) по НДС. Такие же подходы закреплены в пункте 8 статьи 132 НК в отношении ЭСЧФ по «ввозному» НДС, взимаемому таможенными органами. В отношении «ввозного» НДС, взимаемого налоговыми органами, пункт 7 статьи 132 НК дополнен нормой, согласно которой в случае представления налоговой декларации (расчета) по «ввозному» НДС с нарушением установленного срока, сумма «ввозного» НДС не принимается к вычету за тот месяц, когда товар был принят к учету;
2.10. в подпункте 27.3 пункта 27 статьи 133 НК закреплена обязанность уменьшения налоговых вычетов по НДС на суммы НДС, ранее принятые к вычету в полном объеме в связи с ликвидацией, в случае отмены процедуры ликвидации.
3. Нормы, совершенствующие порядок налогового администрирования
3.1. корректировки по совершенствованию механизма ЭСЧФ закреплены в статье 131 НК. Так, определен срок выставления ЭСЧФ в отношении объектов, не признаваемых объектом налогообложения НДС и подлежащих возмещению в соответствии с подпунктами 2.12 и 2.20.2 пункта 2 статьи 115 НК, а также при передаче налоговых вычетов в пределах одного юридического лица — как 15-е число. Уточнено, что при реализации экспортируемых транспортных услуг: — экспедиторы должны указывать в ЭСЧФ также реквизиты международного транспортного документа; — экспедиторы и перевозчики должны указывать в ЭСЧФ код вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности. Корректировки пункта 8 статьи 131 НК обусловлены: — наличием возможности видеть налоговому органу сделки с неплательщиками НДС в их личном кабинете. Упразднено право невыставления ЭСЧФ в адрес неплательщиков НДС; — необходимостью предоставления возможности выписки итогового ЭСЧФ при реализации товаров (работ, услуг) (например, медицинских и иных услуг, товаров в розничной торговле и пр.) физическим лицам — нерезидентам. Статья 131 НК дополнена подпунктом 231, определяющим порядок создания ЭСЧФ по анализируемым сделкам в целях статьи 97 НК в случае, когда обязанность создания ЭСЧФ не установлена общими положениями статьи 131 НК (например: когда местом реализации работ (услуг) не признается территория Республики Беларусь и оборот не отражается в налоговой декларации по НДС; когда банки не обязаны создавать ЭСЧФ по освобождаемым от НДС банковским операциям);
3.2.уточнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для целей подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % при экспорте товаров. Этот перечень дополнен сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст. 123 НК);
3.3. новая редакция пункта 6 статьи 136 НК обеспечивает единообразный подход к представлению иностранными организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь через несколько постоянных представительств, налоговых деклараций (расчетов) по налогу на прибыль и по НДС в один налоговый орган;
3.4. по информации Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», у белорусских перевозчиков имеется необходимость получения от белорусских налоговых органов справки, подтверждающей, что они зарегистрированы в Республике Беларусь, для налогообложения НДС. Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории. Пунктом 7 статьи 136 НК законодательно закреплена процедура выдачи такой справки налоговыми органами;
3.5. в целях реализации права плательщика, предусмотренного частью второй пункта 7 статьи 132 НК на вычет сумм «ввозного» НДС за тот отчетный период, на который приходится дата принятия товаров к учету, а также с учетом правоприменительной практики статья 137 НК изложена в новой редакции;
3.6. изменения, вносимые в статью 144 НК, направлены на совершенствование порядка возврата НДС по системе Tax Free и, в частности: — позволят осуществлять возврат НДС иностранным гражданам, которые осуществляют покупки банковскими картами посредством инфо-киосков; — исключат необходимость составления чека на возврат НДС в двух экземплярах (что способствует уменьшению документооборота у лица, осуществляющего возврат НДС, и субъектов розничной торговли); — упростят налоговое администрирование (сведения о факте пересечения товара через границу и реквизиты соответствующего чека Tax Free налоговые органы будут получать от Государственного таможенного комитета Республики Беларусь на основании информационного соглашения).
4. Нормы, изменяющие порядок налогообложения
4.1. статья 31 НК, пункты 6 и 15 статьи 133 НК дополнены нормами, определяющими отсутствие налоговых обязательств по НДС и порядок осуществления налоговых вычетов при передаче заказчиком, застройщиком, дольщиком государственным эксплуатационным организациям товаров (работ, услуг) при реконструкции, ремонте существующих объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, находящихся на балансе государственных эксплуатационных организаций. Вышеуказанный порядок налогообложения определен по аналогии с уже установленным порядком налогообложения в отношении безвозмездной передачи затрат по вновь созданным (построенным) объектам инженерной и транспортной инфраструктуры на баланс государственных эксплуатационных организаций;
4.2. в отношении безвозмездной передачи работ (услуг) государственным органам и (или) государственным организациям статья 31 НК в пункте 2 дополнена отдельным подпунктом 2.7.11 об установлении преференции при условии, что переданные работы (услуги) являются безвозмездной (спонсорской) помощью в соответствии с законодательством;
4.3. в отношении оборотов по реализации услуг, место реализации которых определяется «по покупателю» (например, юридических, аудиторских, маркетинговых), возникающих в связи с хозяйственными операциями между иностранными организациями за пределами Республики Беларусь, исключено возникновение объекта налогообложения НДС в Республике Беларусь, когда такие услуги предназначались не только для деятельности иностранной организации в Республике Беларусь и в связи с этим потреблялись в Республике Беларусь лишь в незначительной части (подп. 1.4 п. 1 ст. 117 НК);
4.4. исключены из объектов налогообложения НДС обороты по реализации арестованного имущества должника в рамках исполнительного производства (включая передачу имущества должника взыскателю) (ст. 115 НК);
4.5. упразднены малоэффективные льгот по НДС: — проведение предварительной экспертизы квалификационной научной работы (диссертации) и рассмотрение квалификационной научной работы (диссертации) советом по защите диссертаций (подп. 1.27.3 п. 1 ст. 118 НК); — реализация вновь построенных гаражей, машино-мест и автомобильных стоянок (долей в праве собственности на автомобильную стоянку) застройщиком, заказчиком, гаражным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок (подп. 1.36 п. 1 ст. 118 НК);
4.6. учитывая, что республиканские органы государственного управления могут приобретать за счет бюджетных средств на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, не только услуги, но и работы и имущественные права, скорректированы нормы подпункта 1.10.3 пункта 1 статьи 118 НК. Это позволит обеспечить рациональное использование бюджетных средств;
4.7. ставка НДС в размере 0 % установлена на бессрочный период при реализации работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, выполняемых на территории Республики Беларусь авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физических лиц;
4.8. отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь, при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20 % вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10 %. Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка НДС в размере 10 % при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, скорректирован и в новой редакции включен в состав НК в качестве приложения 26. Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 будет признан утратившим силу. При реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий), при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10 %. Применение ставки НДС в размере 10 % ставится в зависимость от регистрации лекарственных средств, медицинских изделий в соответствующих государственных реестрах (включая регистрацию в ЕАЭС по правилам ЕАЭС)* без соблюдения ранее обязательных условий привязки товара к коду единой ТН ВЭД ЕАЭС и использования товара в медицинских целях**. В отношении лекарственных средств и медицинских изделий ранее применялось освобождение от НДС. Из НК исключены подпункт 1.1 пункта 1 статьи 118 и подпункт 1.5 пункта 1 статьи 119 НК. *Справочно. Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза; Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза. **Справочно. Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2005 г. № 118 и Указ Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 107 будут признаны утратившими силу. Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2022 г., за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2022 г., НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2022 г.;
4.9. в статье 126 НК уточнен термин транспортно-экспедиционных услуг, признаваемых экспортируемыми для целей применения ставки НДС в размере 0 %. Перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые не признаются экспортируемыми, дополнен такими услугами, которые реализуются по отдельно заключенному договору, как: — o вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в категории 52.29.20.100 ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности». Данная категория включает услуги таможенных агентов, которые оказывают услуги по электронному предварительному информированию таможенных органов о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в таможенной процедуре таможенного транзита; — консультационные услуги по вопросам организации перевозок грузов, информационные услуги, связанные с перевозкой грузов; — услуги по хранению грузов;
4.10. снято ограничение на вычет сумм «входного» НДС:
4.10.1. по товарам (работам, услугам), имущественным правам, безвозмездно переданным бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, не облагаемым НДС в соответствии со статьей 31 НК (скорректирован подп. 24.9 п. 24 ст. 133 НК);
4.10.2. по товарам, работам (услугам), связанным с получением доходов от деятельности по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов, в связи с упразднением особого режима налогообложения — единого налога на вмененный доход.
Электронное декларирование
Электронное декларирование об уплате косвенных налогов и ввозе продукции с территории республик Евразийского Экономического Союза было введено в Беларуси в 2015 году 1 января.
Страны, входящие в ЕАЭС:
- Армения.
- Белорусская Республика.
- Республика Казахстан.
- Киргизия.
- Российская Федерация.
Напомним, что косвенными считаются такие налоги, как:
- Акцизы.
- Налог на добавленную стоимость.
- Фискальные монополии.
- Таможенная пошлина.
Всю необходимую информацию можно получить на официальном портале таможенной службы РБ
Электронное декларирование позволяет не только осуществлять контроль за экспортом и импортом товаров, но и обмениваться информацией с другими странами ЕАЭС.
Вычет НДС
В налоговом законодательстве существует множество правил и ограничений при принятии НДС к вычету.
Вычет производится на основании:
– налоговых деклараций (расчетов) по НДС;
– ЭСЧФ , направленных плательщиком на Портал (подп. 5.2 п. 5 ст. 132 НК-2019).
Вычетам подлежит «входной» (предъявленный) НДС при приобретении активов независимо от даты проведения расчетов за них либо уплаченный плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после его отражения в бухучете и книге покупок (в случае, если плательщик ведет книгу покупок).
«Входной» НДС можно принять к вычету только на основании ЭСЧФ, полученных в установленном законодательством порядке, при условии подписания их плательщиком электронной цифровой подписью.
Бывает, что «входной» НДС не принимают к вычету, а относят на затраты организации.
Осторожно! С 29 октября 2022 г. увеличен штраф за неуплату или неполную уплату плательщиком суммы налога: он налагается на юридическое лицо в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 базовых величин (ч. 1 ст. 13.6 КоАП)
Распределение вычетов
НК-2019 определил порядок распределения налоговых вычетов методами удельного веса и раздельного учета с приведением формул для расчета. Это позволит плательщикам безошибочно применять данное распределение. Ранее формулы в налоговом законодательстве не приводились. Кроме того, введена обязанность распределения налоговых вычетов методом раздельного учета в сферах:
– строительства;
– реорганизации организаций;
– арендных отношений.
Изменения в порядке вычета НДС в 2022 году
Иностранные организации, которые уплачивают НДС в соответствии с подп. 2.2 ст. 114 НК-2021, осуществляют вычет сумм «входного» НДС после их постановки на учет в налоговом органе Республики Беларусь.
В перечень дат, на последнюю из которых определяется дата наступления права на вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров из ЕАЭС, добавлена дата представления декларации по НДС, в которой отражена сумма НДС, если такая декларация подана после установленного срока.
С 2022 г. появилась возможность принятия к вычету сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров из-за пределов ЕАЭС, в отчетном периоде, срок подачи декларации по НДС за который следует после выставления ЭСЧФ, если такой ЭСЧФ выставлен после подачи декларации по НДС за отчетный период, в котором выполнены условия для вычета, и дата в стр. 3 ЭСЧФ приходится на тот же период.
Также с 2022 г. суммы НДС, приходящиеся на затраты, произведенные заказчиком, застройщиком, дольщиком, составляющие стоимость товаров (работ, услуг), безвозмездно передаваемых государственным эксплуатационным организациям при реконструкции, ремонте объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, находящихся у них на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), принимаются к вычету в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам.
Вычет НДС в порядке, предусмотренном для оборотов по реализации объектов по ставке 20 %, не будет применяться в отношении сумм НДС по товарам (работам, услугам), безвозмездно передаваемым заказчиком, застройщиком, дольщиком государственным эксплуатационным организациям при реконструкции, ремонте объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, находящихся у них на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), в связи с выполнением технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта, полученных в установленном порядке в целях строительства объекта.
Также в 2022 г. снято ограничение на вычет сумм «входного» НДС по безвозмездно переданным товарам (работам, услугам), имущественным правам в адрес бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, которые с 2022 г. планируется не облагать НДС в соответствии со ст. 31 НК.
Норма об уменьшении налоговых вычетов при возврате товаров, ввезенных из ЕАЭС, для их замены или ремонта, скорректирована. Сейчас такая корректировка выполняется, если при возврате товаров для указанных целей подается уточненная часть II декларации по НДС.
С 2022 г. появилась возможность передачи вычетов по НДС правопреемнику без передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав, если это предусмотрено разделительным балансом (передаточным актом).
Установлен срок для информирования об избрании квартала в качестве отчетного периода, если при переходе на применение особого режима налогообложения без уплаты НДС, отсутствии соответствующей отметки о выборе отчетного периода в декларации по НДС за прошлый год возникла обязанность исчислить и уплатить НДС в текущем году. Проставить отметку нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором возникла обязанность исчислить и уплатить НДС (возник объект налогообложения). Указанный порядок распространяется и на ИП, не являющихся плательщиками НДС.
В 2022 г. подтверждение статуса белорусской организации в качестве плательщика НДС осуществляется на основании заявления плательщика путем выдачи справки по установленной форме налоговым органом по месту постановки на учет либо путем заверения справки по форме, установленной в иностранном государстве.
С 2022 г. упрощен порядок оформления документов для возврата НДС по системе Tax Free. Теперь не нужно создавать чек на возврат НДС в двух экземплярах и прилагать оригиналы подтверждения о вывозе товара к акту на возмещение сумм НДС. Карт-чек признается в качестве платежного документа на возврат НДС.
Какие налоги могут ещё ввести в РБ
Налоговый взнос на полиэтиленовые пакеты
Налог на полиэтиленовые пакеты на сегодняшний день не введён, но власти РБ планируют его введение в ближайшее время. Согласно мнению правительство, полиэтилен представляет опасность для экологии РБ, поэтому с целью уменьшения количества потребляемых полиэтиленовых пакетов было вынесено решение о введении подобного сбора.
Полиэтиленовый пакет разлагается 200 лет
Власти уверяют, что многие граждане не захотят платить налог за использование полиэтиленовых пакетов, поэтому найдут им более безопасную для экологии альтернативу.
Правительство Белорусской Республики решило перенять опыт стран ЕС, где налог на пакеты введён уже давно. Например, в Греции налог на 1 полиэтиленовый пакет равняется 9 центам.
Порядок определения суммы НДС расчетным путем
Операции реализации облагают НДС по общим ставкам 10% и 20%. Для этого налоговую базу умножают на тариф.
Если в договоре нет прямого указания на то, что цена реализации включает в себя НДС, продавец вправе выделить его из цены договора расчетным путем (письмо ФНС от 5 октября 2016 г. № СД-4-3/[email protected]).
Сумму НДС расчетным путем определяют по формуле, которая зависит от ставки, по которой облагается товар.
Это делают так:
- если товары (работы, услуги) облагаются НДС по ставке 20%:
Сумма, полученная за товары (работы, услуги) | х | 20% | : | 120% | = | НДС, подлежащий уплате в бюджет |
- если товары (работы, услуги) облагаются НДС по ставке 10%:
Сумма, полученная за товары (работы, услуги) | х | 10% | : | 110% | = | НДС, подлежащий уплате в бюджет |
В каких случаях НДС определяют расчетным путем
Такой метод расчета суммы НДС применяют в следующих случаях.
1. Фирма получила суммы, связанные с оплатой продаваемых товаров (работ, услуг). Это, например:
- деньги, полученные за проданные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов или иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);
- проценты (дисконт) по облигациям, векселям, товарному кредиту;
- выплаты по договорам страхования предпринимательских рисков.
2. Фирма получила оплату (в том числе частичную) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, которые предусмотрены пунктами 2–4 статьи 155 Налогового кодекса, в частности:
- права денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг);
- имущественных прав на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места;
- права денежного требования у третьих лиц.
3. Фирма удерживает налог в качестве налогового агента в соответствии с пунктами 1–3 статьи 161 Налогового кодекса. То есть:
- при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, которые не состоят на налоговом учете в России;
- при перечислении органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления платы за аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества.
4. Фирма реализует имущество, приобретенное на стороне и учтенное по стоимости, включающей «входной» НДС, в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса (например, безвозмездно полученное имущество).
5. Иностранная IT-организация при оказании услуг, оказываемых в электронной форме российским физическим лицам на территории РФ, исходя из фактических цен их реализации.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Продажа имущества, числящегося на балансе с учетом входного НДС
Учет продажи товаров
Розничные магазины включают сумму НДС в цену товара. При этом на самом ценнике и ярлыке покупатель не видит, какую часть составляет налог, а какую сама стоимость товара. Это показано только в кассовом чеке.
Проводки при этом будут следующие:
- Дт 50 Кт 90-1 — Получили оплату за товар наличными;
- Дт 90-3 Кт 68 — Начислили НДС;
- Дт 90-2 Кт 41 — Списали учетную стоимость товара;
- Дт 90-2 Кт 42 — Сторнировали сумму торговой наценки по товару (проводка для организаций, которые учитывают товары по продажным ценам).
Есть несколько частных случаев, когда учет НДС вызывает вопросы. Разберемся, как поступать в этих ситуациях.
Продажа товаров по предоплате. Например, вы предлагаете подарочные сертификаты или принимаете заказы по каталогу. В этом случае НДС надо платить со всей суммы полученной предоплаты. Когда покупатель заберет товар, нужно исчислить НДС с реализации и принять к вычету налог, который начисляли с аванса.
Продажа в кредит. Если вы продаете товары в кредит или с рассрочкой, то на уплату НДС это никак не повлияет. Налог исчисляйте на дату отгрузки товара.
Обмен товара. Покупатель, который остался недоволен качеством товара, может его обменять. Если обменивают на равноценный, то такая операция не будет признана реализацией, поэтому на дату обмена у продавца не будет объекта налогообложения по НДС или права на вычет (ст. 146, 171 НК РФ). Если же обменяли на неравноценный товар, то варианта два: на более дорогой товар — НДС нужно доначислить на сумму разницы; на более дешевый товар — разницу между суммами НДС следует принять к вычету.
Возврат товара. Когда покупатель отказывается от покупки и возвращает товар, продавец может принять к вычету сумму налога, уплаченную в бюджет. Это можно сделать в течение года после возврата товара.