В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» через систему внутреннего контроля в организации должны проходить все совершаемые факты хозяйственной деятельности. Статья 19 Закона «О бухгалтерском учете» указывает на необходимость проведения внутреннего контроля, но строгих требований и правил она не содержит. Практические рекомендации по этой теме содержатся в Информации Минфина России от 26.12.2013 N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».
Получите документы по теме бесплатно
Внутренний контроль бухгалтерского учета – для кого обязателен?
В настоящее время если предприятие подлежит обязательному аудиту, оно должно осуществлять не только внутренний контроль фактов хозяйственной деятельности, но и организовать внутренний контроль бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Исключение: ситуация, когда обязанность ведения бухгалтерского учета принял на себя руководитель организации. Например, субъекты малого предпринимательства при организации внутреннего контроля должны исходить из принципа рациональности и при определенных обстоятельствах руководитель такого экономического субъекта может осуществлять функции внутреннего контроля самостоятельно. Аналогичный подход, согласно Информации N ПЗ-11/2013, может применяться некоторыми некоммерческими организациями.
Как провести внутренний аудит бухгалтерии
Существует 3 основных способа проведения бухгалтерского аудита: сплошной, выборочный и комбинированный. Методику проверки аудитор выбирает самостоятельно согласно целям и конкретной ситуации.
- Сплошная проверка — позволяет «просканировать» всю систему бухучета в организации. Во время проверки изучается вся первичная документация за конкретный период. Данные систематизируются и сверяются с регистрами бухучета и финансовой отчетности. Такая трудоемкая методика более точная, но она не подходит крупным организациям, банкам и акционерным обществам.
- Выборочный метод — помогает оценить состояние бухучета в компании. Аудитор анализирует все направления бухгалтерского учета, но проверяет не все документы, а те, что попали в выборку (например, берется каждый 5-й, 10-й документ и т.д.).
- Комбинированный аудит — сочетает два предыдущих способа. Используется для проверки отдельных участков бухгалтерского учета.
Служба внутреннего аудита может разработать свою методику проведения аудита, чек-листы, тесты и схемы анализа, а также рекомендации по устранению недочетов.
Вот так может выглядеть тест проверки надежности системы бухучета в компании:
Внутренний аудит бухгалтерии на предприятии — пример теста для оценки надежности системы бухучета.
Внутренний контроль: в теории
Внутренний контроль в деятельности организации должен:
- пронизывать всю систему управления, от разработки стратегических планов и постановки тактических задач до контроля над конкретной операцией приобретения, использования и обеспечения сохранности любого ресурса и актива;
- способствовать реализации управленческих решений, оценивать их законность и эффективность, показывать реальное положение дел в организации, выявлять и минимизировать риски.
Средства внутреннего контроля должны не только оценивать достоверность совершаемых фактов хозяйственной жизни, но и не допускать неправомерные события, процессы, операции и предотвращать отрицательные результаты финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Внутренний контроль оценивает достоверность показателей и своевременность представления отчетности. Он предотвращает искажение данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Процедуры внутреннего контроля, согласно рекомендациям Минфина России, включают в себя:
- документальное оформление всех сделок и операций;
- проверку соответствия первичных учетных документов установленным требованиям и оценку достоверности информации;
- санкционирование операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения;
- сверку данных;
- разграничение полномочий, определение прав и обязанностей должностных лиц;
- контроль фактического наличия и состояния объектов;
- анализ достижения поставленных целей, оценку правильности осуществления сделок и операций;
- процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами.
Таким образом, в организации должны быть документы, содержащие утвержденный перечень, описание, характеристику и количественную оценку основных методов и процедур внутреннего контроля.
Список рекомендуемой литературы
- Т.Н. Иванова. «Администрирование деятельности в области внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». — М.: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Данное пособие доступно в личном кабинете во вкладке «Электронная библиотека», смотрите раздел «Учебные пособия и методическая литература».
- Кодекс профессиональной этики членов НП «ИПБ России» (утвержден Решением Президентского Совета НП «ИПБ России», протокол № 3/18 от 29 марта 2022 г.)
- Гражданский кодекс РФ, ст. 861 — 885.
- Федеральный закон № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», Глава 15.11.
- Федеральный закон от 27 июля 2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
- Федеральный закон от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
- Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статья 9.
- Федеральный закон № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах», статьи 78, 79, 85 — 93.
- Федеральный закон № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», статьи 45 — 50.
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н.
- Информация Минфина РФ: ПЗ −9/2012 «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности».
- Информация Минфина РФ: ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».
- Профессиональный стандарт «Бухгалтер», разработан ИПБ России, одобрен Минфином России и утвержден приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 103н (зарегистрирован в Минюсте России 25 марта 2019 года № 54154).
- Профессиональный стандарт «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 апреля 2015 г. N 236н.
- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
- ПБУ 4/99 Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации».
- МСА Словарь терминов (ноябрь 2015).
- МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита».
- МСА 230 «Аудиторская документация».
- МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности».
- МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности».
- МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности».
- МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения».
- МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита».
- МСА 500 «Аудиторские доказательства».
- МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях».
- МСА 505 «Внешние подтверждения».
- МСА 530 «Аудиторская выборка».
- МСА 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации».
- МСА 550 «Связанные стороны».
- МСА 560 «События после отчетной даты».
- МСА 570 «Непрерывность деятельности».
- Приказ Минфина РФ от 28.08.2014 № 84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов».
- «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П), Прил. 2, разделы II, IV; Прил. 3, разделы II, IV.
- Госкомстат России 28.11.2002 «Методологические рекомендации по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций».
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
- Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов (НОР) 2017-2018 гг. Публичный отчет Росфинмониторинга.
- Национальная оценка рисков финансирования терроризма 2022 г. Публичный отчет Росфинмониторинга.
- Указание ЦБ РФ от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».
- «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств», ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. № 383- П, главы 1, 4 — 9, приложения 1 — 12.
- «Положение о платежной системе банка России», ЦБ от 29 июня 2012 г. N 384-П, главы 3, 4, приложения 1, 3 — 8.
- Схема участия в дистанционном тестировании с целью подтверждения повышения профессионального уровня
- Инструкция по порядку прохождения дистанционного тестирования с целью подтверждения повышения профессионального уровня
- Перейти к дистанционному тестированию с целью подтверждения профессионального уровня
Оцениваем и устраняем риски
Важнейшими элементами внутреннего контроля являются обнаружение рисков, анализ степени рисков, принятие управленческих решений, направленных на их устранение, сокращение и минимизацию.
В Информации Минфина N ПЗ-11/2013 сказано, что оценка рисков призвана выявлять те из них, которые могут повлиять на достоверность учета и отчетности.
Специалисты, осуществляющие внутренний контроль, должны убедиться в том, что:
- факты хозяйственной жизни, отраженные в учете, имели место в отчетном периоде и относятся к текущей деятельности организации;
- имущество, имущественные права и обязательства организации, отраженные в бухгалтерском учете, фактически существуют;
- объекты бухгалтерского учета отражены в правильном стоимостном измерении;
- данные бухгалтерского учета корректно и своевременно раскрыты в бухгалтерской отчетности.
Важно! Оценить риск возникновения злоупотреблений. Злоупотребления могут быть связаны с любым участком учета и деятельности организации в целом.
Проблема оценки риска возникновения злоупотреблений непосредственно связана с неосмотрительностью и неосторожностью как при ведении бизнеса в целом, так и при выборе контрагентов в частности.
Внутренний контроль эффективности и результативности деятельности
Внутренний контроль эффективности и результативности деятельности, в том числе достижения финансовых и операционных показателей, представляется возможным организовать при помощи методов экономического анализа, виды которого представлены на следующем рисунке.
Рисунок 2. Классификация видов экономического анализа
Управленческий анализ позволит осуществить в рамках внутреннего контроля оценку эффективности использования ресурсного потенциала экономического субъекта (по основным фондам: фондоотдачи, фондоемкости, фондорентабельности; по оборотным фондам – оборачиваемости, в оборотах и днях; по трудовым ресурсам – производительности труда, трудоемкости продукции, работ, услуг) и достигнутого эффекта от осуществления деятельности (прибыль, выручку, маржинальный доход, экономию себестоимости). Финансовый анализ позволит дать оценку финансового состояния экономического субъекта.
Используемый в аудиторской деятельности ФПСАД №20 [10] также построен на применении экономического анализа для выполнения контрольных процедур. Так, ФПСАД №20 отмечает, что при применении аналитических процедур аудитор осуществляет анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях о деятельности аудируемого лица, а также изучает связь этих соотношений и закономерностей с другой имеющейся в распоряжении аудитора информацией или причины возможных отклонений от нее.
На основании изложенного, применение аналитических процедур при осуществлении внутреннего контроля может быть обозначено следующей последовательностью.
Рисунок 3. Возможное применение аналитических процедур в рамках организации внутреннего контроля
Аналитические процедуры в рамках внутреннего контроля могут быть осуществлены разными способами (простым сравнением, комплексным анализом с применением сложных статистических методов и др.). Выбор аудитором процедур, способов и уровня их применения является предметом профессионального суждения.
Методом горизонтального анализа можно осуществить рассмотрение финансовой и другой информации о рассматриваемой организации в сравнении:
- с сопоставимой информацией за предыдущие периоды;
- с ожидаемыми результатами деятельности аудируемого лица, например сметами или прогнозами, а также предположениями аудитора;
- с информацией об организациях, ведущих аналогичную деятельность (например, сравнение отношения выручки от продаж аудируемого лица к сумме дебиторской задолженности со средними отраслевыми показателями или с показателями других организаций сопоставимого размера в той же отрасли экономики).
Методами факторного анализа проводится оценка влияния факторов на выявленное отклонение, в результате чего осуществляются поиск путей эффективного использования ресурсов организации, а также рассмотрение взаимосвязей:
- между элементами информации, которые предположительно должны соответствовать прогнозируемому образцу, исходя из опыта экономического субъекта;
- между финансовой информацией и другой информацией (например, между расходами на оплату труда и численностью работников).
При помощи методов сравнения выявляется общая тенденция изменения показателей, анализ углубляется применением методов факторного анализа (они рассматриваются в курсе экономического анализа). Основными методами факторного анализа являются способы абсолютных и относительных разниц, метод цепных подстановок, метод логарифмирования, пропорционального деления, интегральный метод и т.д.
Кроме того, внутренний контроль эффективности деятельности можно проводить с учетом оценки допущения непрерывности деятельности экономического субъекта (ФПСАД №11) [9], одной из действенных методик оценки которого, по мнению автора является применение CVP-анализа [14].
Также на экономическом субъекте необходимо осуществлять внутренний контроль эффективности долгосрочных решений, основой которого являются расчет и оценка статических и динамических показателей. При этом наиболее актуальными являются методы, учитывающие временную ценность денег – динамические (дисконтированные) методы (табл. 1).
Таблица 1. Статические и динамические методы оценки инвестиционных проектов
Критерии оценки инвестиционных проектов | Основанные на учетных оценках («статистические», традиционные методы): PP, ARR |
Основанные на дисконтированных оценках («динамические» методы): PV, NPV, PI, IRR, DPP |
Задачи внутреннего аудита на предприятии
Внутренний аудит на предприятии представляет собой деятельность, которая направлена на предоставление объективных и независимых консультаций и гарантий для улучшения деятельности предприятия. Цель внутреннего аудита — оценивать риски, находить способы их уменьшения, а также увеличивать рентабельность бизнес-процессов.
Консультации аудиторов включают в себя оценку, анализ и отчет по поводу продуктивности и надежности процессов. Адресованы они непосредственно администрации организации.
Главные задачи внутреннего аудита на предприятии:
- проверка систем внутреннего контроля для определения уровня эффективности работы подразделений;
- разработка целостной системы управления рисками, анализ ее работы, а также создание мероприятий для их снижения;
- контроль за соблюдением принципов корпоративного управления.
Что проверяется в процессе внутреннего аудита
Проведение внутреннего аудита предполагает комплексный подход. То есть осуществляется проверка всех аспектов деятельности предприятия. В частности, это:
- Ведение учета ОС, нематериальных активов, кассовых операций, финансовых итогов, капитала и прочего.
- Операции по валютным, расчетным и прочим счетам, расчетам с контрагентами, страховыми компаниями.
- Состояние ОС, документальное оформление средств, правильность начисления амортизации, исполнение плана ремонтных работ.
Аудитор также должен удостовериться в информационной безопасности. Проверяется обработка информации в компании, действующая информационная система, наличие коммерческих тайн. Специалист проводит аудит системы защиты сведений.
Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ
В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:
1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.
2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, ФТС России, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.
3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.
4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.
Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.
Этап 2. Формирование целевой модели СВК
Если рассматривать СВК с точки зрения системного подхода, то можно сказать, что внутренний контроль функционирует как эффективная система только когда:
- существуют основные элементы системы: цели, составные части, объекты, субъекты;
- определены принципы функционирования, задачи и функции субъектов;
- определены и скоординированы связи и влияние друг на друга всех элементов системы.
Работа СВК базируется на применении набора правил и принципов, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность.
Законодательная власть как субъект финансового контроля: функции счетных палат
Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.
Основные функции Счетной палаты:
- контроль за исполнением статей бюджета;
- контроль за использованием средств государственными внебюджетными фондами;
- контроль за использованием федеральной собственности;
- проведение финансовой экспертизы законопроектов, а также НПА, регламентирующих расходование бюджетных средств и соответствующих ресурсов внебюджетных фондов;
- участие в рассмотрении проектов федерального бюджета Государственной думой.
Основные направления деятельности Счетной палаты:
- контрольно-ревизионная деятельность;
- экспертно-аналитическая деятельность;
- информационная деятельность.
Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.
Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.
Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.
В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.
Итоги
За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур – каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.
Источники:
- Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095
- Приказ Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 N 89н/1033/717
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Пример внутреннего аудита из практики нашей аудиторской
Чтобы донести по руководства компаний и собственников бизнеса мысль о том, насколько важны для бизнеса СВК, СУР, корпоративная политика и система внутреннего аудита, мы хотим поделиться реальным примером из практики.
К нам в аудиторскую компанию поступила заявка на финансовый консалтинг. Суть вопроса заключалась в том, что руководство интернет-магазина имело подозрение в недобросовестных действиях своего бухгалтера в сговоре с менеджером по продажам.
По мнению руководства интернет-магазина, когда приходила заявка на покупку товара с сайта, менеджер под заявку клиента покупал товар, отгружал его клиенту, а потом в сговоре с бухгалтером эта заявка в интернет-магазине отменялась, как бы был возврат товара. Хотя на самом деле реализация товара была осуществлена, только не через кассу интернет-магазина, а мимо кассы, т.е. выручку делили между собой бухгалтер и менеджер.
Как решить эту проблему интернет-магазина?
Вот здесь как раз надо использовать риск-ориентированный подход к оценке бизнес-процесса работы интернет-магазина. Алгоритм решения проблемы основывается на использовании принципа модели COSO.
Главными принципами модели COSO являются оценка риска и управление им, это как раз то, о чем мы писали в начале статьи. Для успешного функционирования компании нужно заранее просчитать, в чем заключается главная опасность, и постараться повлиять на нее.
Рекомендуем к прочтению: Ведение бухгалтерии на аутсорсинге — почему это выгодно?
Модель внутреннего контроля, предложенная COSO, состоит из пяти взаимосвязанных компонентов:
Контрольная среда: Контрольная среда задает атмосферу в организации, влияя на контрольное сознание своего персонала. Она является основой для всех остальных компонентов внутреннего контроля, обеспечивая дисциплину и структуру.
Оценка рисков: каждая организация сталкивается с различными рисками от внешних и внутренних источников, которые должны быть оценены. Оценка риска является необходимым условием для определения того, как необходимо управлять рисками.
Средства контроля: Средства контроля представляют собой внутренние документы и процедуры, которые помогают менеджменту в реализации своих решений. Они включают в себя целый ряд мероприятий, таких как согласования, разрешения, проверки, сверки, отчеты по текущей деятельности, безопасности активов и разделению обязанностей.
Информация и коммуникация: Информационные системы играют ключевую роль в системах внутреннего контроля, поскольку они создают отчеты, включающие, финансовую информацию, а также информацию по операционной деятельности. Например, типовые процедуры для сообщения сотрудниками подозрений в мошенничестве.
Эффективная коммуникация, по вопросам, связанным с интересами компании, должна быть также обеспечена с внешними сторонами, например, клиентами, поставщиками, регулирующими органами и акционерами.
Мониторинг: Система внутреннего контроля, требует мониторинга. Недостатки внутреннего контроля, выявленные в ходе таких контрольных мероприятий следует доводить до сведения руководства и устранять для обеспечения непрерывного совершенствования системы.
Алгоритм решения проблемы интернет-магазина с использованием модели COSO, по-нашему мнению, такой:
- Принятие корпоративной политики компании;
В ней будет заявлено, что принципы работы в компании основаны на честности, добросовестности и защите интересов компании. Очень важно открыто заявить об этих принципах работы в компании и довести до сведения всех сотрудников, сотрудники в свою очередь должны поддерживать корпоративный дух в компании.
- Описать бизнес-процесс работы интернет-магазина;
Возможно это описание будет в виде схемы бизнес-процесса от получения заявки до отгрузки товара и получения денежных средств. На каждом этапе бизнес-процесса по схеме надо оценить риски недобросовестных действий, нарушений, ошибок и злоупотреблений. Без оценки операционных рисков и понимания вида рисков нельзя будет научиться управлять этими рисками.
- Разработать средства контроля;
Это внутренние процедуры и внутрифирменные документы, которые предотвращают или существенно снижают риск недобросовестных действие и нарушений бизнес-процесса, например, регламентирование дополнительной, согласовательной подписи третьего лица на возврат товара клиенту или контроль третьего лица над денежными операциями по возврату денежных средств и др.
- Получать ежедневный отчеты;
По продажам от менеджера, осуществлять информационное взаимодействие с поставщиками товаров. Например, ежедневное проведение сверки с поставщиками по отгрузке товаров через интернет-магазин. Производить контрольные звонки клиентам в целях проведения опроса по качеству товара и по обслуживанию, лицами, не задействованными в операционном бизнесе и др.
- Производить постоянный мониторинг внутреннего контроля;
По всем выявленным недостаткам в системе внутреннего контроля непрерывно вводить новые средства контроля.
Применяемые в нашем примере средства контроля недобросовестных действий призваны снизить риск до уровня «риск-аппетита». То есть, до приемлемого риска руководством интернет-магазина для достижения поставленных целей, только после этого начинает в компании работать система внутреннего аудита, результатом которой является повышение эффективности СВК, СУР и корпоративного управления.