Внутренний контроль – для чего и как организовать?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» через систему внутреннего контроля в организации должны проходить все совершаемые факты хозяйственной деятельности. Статья 19 Закона «О бухгалтерском учете» указывает на необходимость проведения внутреннего контроля, но строгих требований и правил она не содержит. Практические рекомендации по этой теме содержатся в Информации Минфина России от 26.12.2013 N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Получите документы по теме бесплатно

Внутренний контроль бухгалтерского учета – для кого обязателен?

В настоящее время если предприятие подлежит обязательному аудиту, оно должно осуществлять не только внутренний контроль фактов хозяйственной деятельности, но и организовать внутренний контроль бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Исключение: ситуация, когда обязанность ведения бухгалтерского учета принял на себя руководитель организации. Например, субъекты малого предпринимательства при организации внутреннего контроля должны исходить из принципа рациональности и при определенных обстоятельствах руководитель такого экономического субъекта может осуществлять функции внутреннего контроля самостоятельно. Аналогичный подход, согласно Информации N ПЗ-11/2013, может применяться некоторыми некоммерческими организациями.

Как провести внутренний аудит бухгалтерии

Существует 3 основных способа проведения бухгалтерского аудита: сплошной, выборочный и комбинированный. Методику проверки аудитор выбирает самостоятельно согласно целям и конкретной ситуации.

  • Сплошная проверка — позволяет «просканировать» всю систему бухучета в организации. Во время проверки изучается вся первичная документация за конкретный период. Данные систематизируются и сверяются с регистрами бухучета и финансовой отчетности. Такая трудоемкая методика более точная, но она не подходит крупным организациям, банкам и акционерным обществам.
  • Выборочный метод — помогает оценить состояние бухучета в компании. Аудитор анализирует все направления бухгалтерского учета, но проверяет не все документы, а те, что попали в выборку (например, берется каждый 5-й, 10-й документ и т.д.).
  • Комбинированный аудит — сочетает два предыдущих способа. Используется для проверки отдельных участков бухгалтерского учета.

Служба внутреннего аудита может разработать свою методику проведения аудита, чек-листы, тесты и схемы анализа, а также рекомендации по устранению недочетов.

Вот так может выглядеть тест проверки надежности системы бухучета в компании:

Внутренний аудит бухгалтерии на предприятии — пример теста для оценки надежности системы бухучета.

Внутренний контроль: в теории

Внутренний контроль в деятельности организации должен:

  1. пронизывать всю систему управления, от разработки стратегических планов и постановки тактических задач до контроля над конкретной операцией приобретения, использования и обеспечения сохранности любого ресурса и актива;
  2. способствовать реализации управленческих решений, оценивать их законность и эффективность, показывать реальное положение дел в организации, выявлять и минимизировать риски.

Средства внутреннего контроля должны не только оценивать достоверность совершаемых фактов хозяйственной жизни, но и не допускать неправомерные события, процессы, операции и предотвращать отрицательные результаты финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Внутренний контроль оценивает достоверность показателей и своевременность представления отчетности. Он предотвращает искажение данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Процедуры внутреннего контроля, согласно рекомендациям Минфина России, включают в себя:

  • документальное оформление всех сделок и операций;
  • проверку соответствия первичных учетных документов установленным требованиям и оценку достоверности информации;
  • санкционирование операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения;
  • сверку данных;
  • разграничение полномочий, определение прав и обязанностей должностных лиц;
  • контроль фактического наличия и состояния объектов;
  • анализ достижения поставленных целей, оценку правильности осуществления сделок и операций;
  • процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами.

Таким образом, в организации должны быть документы, содержащие утвержденный перечень, описание, характеристику и количественную оценку основных методов и процедур внутреннего контроля.

Список рекомендуемой литературы

  1. Т.Н. Иванова. «Администрирование деятельности в области внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». — М.: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Данное пособие доступно в личном кабинете во вкладке «Электронная библиотека», смотрите раздел «Учебные пособия и методическая литература».
  2. Кодекс профессиональной этики членов НП «ИПБ России» (утвержден Решением Президентского Совета НП «ИПБ России», протокол № 3/18 от 29 марта 2022 г.)
  3. Гражданский кодекс РФ, ст. 861 — 885.
  4. Федеральный закон № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», Глава 15.11.
  5. Федеральный закон от 27 июля 2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
  6. Федеральный закон от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  7. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статья 9.
  8. Федеральный закон № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах», статьи 78, 79, 85 — 93.
  9. Федеральный закон № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», статьи 45 — 50.
  10. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  11. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н.
  12. Информация Минфина РФ: ПЗ −9/2012 «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности».
  13. Информация Минфина РФ: ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».
  14. Профессиональный стандарт «Бухгалтер», разработан ИПБ России, одобрен Минфином России и утвержден приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 103н (зарегистрирован в Минюсте России 25 марта 2019 года № 54154).
  15. Профессиональный стандарт «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 апреля 2015 г. N 236н.
  16. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
  17. ПБУ 4/99 Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации».
  18. МСА Словарь терминов (ноябрь 2015).
  19. МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита».
  20. МСА 230 «Аудиторская документация».
  21. МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности».
  22. МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности».
  23. МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности».
  24. МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения».
  25. МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита».
  26. МСА 500 «Аудиторские доказательства».
  27. МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях».
  28. МСА 505 «Внешние подтверждения».
  29. МСА 530 «Аудиторская выборка».
  30. МСА 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации».
  31. МСА 550 «Связанные стороны».
  32. МСА 560 «События после отчетной даты».
  33. МСА 570 «Непрерывность деятельности».
  34. Приказ Минфина РФ от 28.08.2014 № 84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов».
  35. «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П), Прил. 2, разделы II, IV; Прил. 3, разделы II, IV.
  36. Госкомстат России 28.11.2002 «Методологические рекомендации по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций».
  37. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
  38. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
  39. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов (НОР) 2017-2018 гг. Публичный отчет Росфинмониторинга.
  40. Национальная оценка рисков финансирования терроризма 2022 г. Публичный отчет Росфинмониторинга.
  41. Указание ЦБ РФ от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».
  42. «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств», ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. № 383- П, главы 1, 4 — 9, приложения 1 — 12.
  43. «Положение о платежной системе банка России», ЦБ от 29 июня 2012 г. N 384-П, главы 3, 4, приложения 1, 3 — 8.
  • Схема участия в дистанционном тестировании с целью подтверждения повышения профессионального уровня
  • Инструкция по порядку прохождения дистанционного тестирования с целью подтверждения повышения профессионального уровня
  • Перейти к дистанционному тестированию с целью подтверждения профессионального уровня

Оцениваем и устраняем риски

Важнейшими элементами внутреннего контроля являются обнаружение рисков, анализ степени рисков, принятие управленческих решений, направленных на их устранение, сокращение и минимизацию.
В Информации Минфина N ПЗ-11/2013 сказано, что оценка рисков призвана выявлять те из них, которые могут повлиять на достоверность учета и отчетности.

Специалисты, осуществляющие внутренний контроль, должны убедиться в том, что:

  • факты хозяйственной жизни, отраженные в учете, имели место в отчетном периоде и относятся к текущей деятельности организации;
  • имущество, имущественные права и обязательства организации, отраженные в бухгалтерском учете, фактически существуют;
  • объекты бухгалтерского учета отражены в правильном стоимостном измерении;
  • данные бухгалтерского учета корректно и своевременно раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Важно! Оценить риск возникновения злоупотреблений. Злоупотребления могут быть связаны с любым участком учета и деятельности организации в целом.
Проблема оценки риска возникновения злоупотреблений непосредственно связана с неосмотрительностью и неосторожностью как при ведении бизнеса в целом, так и при выборе контрагентов в частности.

Внутренний контроль эффективности и результативности деятельности

Внутренний контроль эффективности и результативности деятельности, в том числе достижения финансовых и операционных показателей, представляется возможным организовать при помощи методов экономического анализа, виды которого представлены на следующем рисунке.

Рисунок 2. Классификация видов экономического анализа

Управленческий анализ позволит осуществить в рамках внутреннего контроля оценку эффективности использования ресурсного потенциала экономического субъекта (по основным фондам: фондоотдачи, фондоемкости, фондорентабельности; по оборотным фондам – оборачиваемости, в оборотах и днях; по трудовым ресурсам – производительности труда, трудоемкости продукции, работ, услуг) и достигнутого эффекта от осуществления деятельности (прибыль, выручку, маржинальный доход, экономию себестоимости). Финансовый анализ позволит дать оценку финансового состояния экономического субъекта.

Используемый в аудиторской деятельности ФПСАД №20 [10] также построен на применении экономического анализа для выполнения контрольных процедур. Так, ФПСАД №20 отмечает, что при применении аналитических процедур аудитор осуществляет анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях о деятельности аудируемого лица, а также изучает связь этих соотношений и закономерностей с другой имеющейся в распоряжении аудитора информацией или причины возможных отклонений от нее.

На основании изложенного, применение аналитических процедур при осуществлении внутреннего контроля может быть обозначено следующей последовательностью.

Рисунок 3. Возможное применение аналитических процедур в рамках организации внутреннего контроля

Аналитические процедуры в рамках внутреннего контроля могут быть осуществлены разными способами (простым сравнением, комплексным анализом с применением сложных статистических методов и др.). Выбор аудитором процедур, способов и уровня их применения является предметом профессионального суждения.

Методом горизонтального анализа можно осуществить рассмотрение финансовой и другой информации о рассматриваемой организации в сравнении:

  • с сопоставимой информацией за предыдущие периоды;
  • с ожидаемыми результатами деятельности аудируемого лица, например сметами или прогнозами, а также предположениями аудитора;
  • с информацией об организациях, ведущих аналогичную деятельность (например, сравнение отношения выручки от продаж аудируемого лица к сумме дебиторской задолженности со средними отраслевыми показателями или с показателями других организаций сопоставимого размера в той же отрасли экономики).

Методами факторного анализа проводится оценка влияния факторов на выявленное отклонение, в результате чего осуществляются поиск путей эффективного использования ресурсов организации, а также рассмотрение взаимосвязей:

  • между элементами информации, которые предположительно должны соответствовать прогнозируемому образцу, исходя из опыта экономического субъекта;
  • между финансовой информацией и другой информацией (например, между расходами на оплату труда и численностью работников).

При помощи методов сравнения выявляется общая тенденция изменения показателей, анализ углубляется применением методов факторного анализа (они рассматриваются в курсе экономического анализа). Основными методами факторного анализа являются способы абсолютных и относительных разниц, метод цепных подстановок, метод логарифмирования, пропорционального деления, интегральный метод и т.д.

Кроме того, внутренний контроль эффективности деятельности можно проводить с учетом оценки допущения непрерывности деятельности экономического субъекта (ФПСАД №11) [9], одной из действенных методик оценки которого, по мнению автора является применение CVP-анализа [14].

Также на экономическом субъекте необходимо осуществлять внутренний контроль эффективности долгосрочных решений, основой которого являются расчет и оценка статических и динамических показателей. При этом наиболее актуальными являются методы, учитывающие временную ценность денег – динамические (дисконтированные) методы (табл. 1).

Таблица 1. Статические и динамические методы оценки инвестиционных проектов

Критерии оценки инвестиционных проектовОснованные на учетных оценках («статистические», традиционные методы): PP, ARR
Основанные на дисконтированных оценках («динамические» методы): PV, NPV, PI, IRR, DPP

Задачи внутреннего аудита на предприятии

Внутренний аудит на предприятии представляет собой деятельность, которая направлена на предоставление объективных и независимых консультаций и гарантий для улучшения деятельности предприятия. Цель внутреннего аудита — оценивать риски, находить способы их уменьшения, а также увеличивать рентабельность бизнес-процессов.

Консультации аудиторов включают в себя оценку, анализ и отчет по поводу продуктивности и надежности процессов. Адресованы они непосредственно администрации организации.

Главные задачи внутреннего аудита на предприятии:

  • проверка систем внутреннего контроля для определения уровня эффективности работы подразделений;
  • разработка целостной системы управления рисками, анализ ее работы, а также создание мероприятий для их снижения;
  • контроль за соблюдением принципов корпоративного управления.

Что проверяется в процессе внутреннего аудита

Проведение внутреннего аудита предполагает комплексный подход. То есть осуществляется проверка всех аспектов деятельности предприятия. В частности, это:

  • Ведение учета ОС, нематериальных активов, кассовых операций, финансовых итогов, капитала и прочего.
  • Операции по валютным, расчетным и прочим счетам, расчетам с контрагентами, страховыми компаниями.
  • Состояние ОС, документальное оформление средств, правильность начисления амортизации, исполнение плана ремонтных работ.

Аудитор также должен удостовериться в информационной безопасности. Проверяется обработка информации в компании, действующая информационная система, наличие коммерческих тайн. Специалист проводит аудит системы защиты сведений.

Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:

1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.

2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, ФТС России, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.

3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.

4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.

Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.

Этап 2. Формирование целевой модели СВК

Если рассматривать СВК с точки зрения системного подхода, то можно сказать, что внутренний контроль функционирует как эффективная система только когда:

  • существуют основные элементы системы: цели, составные части, объекты, субъекты;
  • определены принципы функционирования, задачи и функции субъектов;
  • определены и скоординированы связи и влияние друг на друга всех элементов системы.

Работа СВК базируется на применении набора правил и принципов, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность.

Законодательная власть как субъект финансового контроля: функции счетных палат

Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.

Основные функции Счетной палаты:

  • контроль за исполнением статей бюджета;
  • контроль за использованием средств государственными внебюджетными фондами;
  • контроль за использованием федеральной собственности;
  • проведение финансовой экспертизы законопроектов, а также НПА, регламентирующих расходование бюджетных средств и соответствующих ресурсов внебюджетных фондов;
  • участие в рассмотрении проектов федерального бюджета Государственной думой.

Основные направления деятельности Счетной палаты:

  • контрольно-ревизионная деятельность;
  • экспертно-аналитическая деятельность;
  • информационная деятельность.

Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.

Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.

Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.

В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.

Итоги

За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур – каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.

Источники:

  • Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095
  • Приказ Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 N 89н/1033/717

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Пример внутреннего аудита из практики нашей аудиторской

Чтобы донести по руководства компаний и собственников бизнеса мысль о том, насколько важны для бизнеса СВК, СУР, корпоративная политика и система внутреннего аудита, мы хотим поделиться реальным примером из практики.

К нам в аудиторскую компанию поступила заявка на финансовый консалтинг. Суть вопроса заключалась в том, что руководство интернет-магазина имело подозрение в недобросовестных действиях своего бухгалтера в сговоре с менеджером по продажам.

По мнению руководства интернет-магазина, когда приходила заявка на покупку товара с сайта, менеджер под заявку клиента покупал товар, отгружал его клиенту, а потом в сговоре с бухгалтером эта заявка в интернет-магазине отменялась, как бы был возврат товара. Хотя на самом деле реализация товара была осуществлена, только не через кассу интернет-магазина, а мимо кассы, т.е. выручку делили между собой бухгалтер и менеджер.

Как решить эту проблему интернет-магазина?

Вот здесь как раз надо использовать риск-ориентированный подход к оценке бизнес-процесса работы интернет-магазина. Алгоритм решения проблемы основывается на использовании принципа модели COSO.

Главными принципами модели COSO являются оценка риска и управление им, это как раз то, о чем мы писали в начале статьи. Для успешного функционирования компании нужно заранее просчитать, в чем заключается главная опасность, и постараться повлиять на нее.

Рекомендуем к прочтению: Ведение бухгалтерии на аутсорсинге — почему это выгодно?

Модель внутреннего контроля, предложенная COSO, состоит из пяти взаимосвязанных компонентов:

Контрольная среда: Контрольная среда задает атмосферу в организации, влияя на контрольное сознание своего персонала. Она является основой для всех остальных компонентов внутреннего контроля, обеспечивая дисциплину и структуру.

Оценка рисков: каждая организация сталкивается с различными рисками от внешних и внутренних источников, которые должны быть оценены. Оценка риска является необходимым условием для определения того, как необходимо управлять рисками.

Средства контроля: Средства контроля представляют собой внутренние документы и процедуры, которые помогают менеджменту в реализации своих решений. Они включают в себя целый ряд мероприятий, таких как согласования, разрешения, проверки, сверки, отчеты по текущей деятельности, безопасности активов и разделению обязанностей.

Информация и коммуникация: Информационные системы играют ключевую роль в системах внутреннего контроля, поскольку они создают отчеты, включающие, финансовую информацию, а также информацию по операционной деятельности. Например, типовые процедуры для сообщения сотрудниками подозрений в мошенничестве.

Эффективная коммуникация, по вопросам, связанным с интересами компании, должна быть также обеспечена с внешними сторонами, например, клиентами, поставщиками, регулирующими органами и акционерами.

Мониторинг: Система внутреннего контроля, требует мониторинга. Недостатки внутреннего контроля, выявленные в ходе таких контрольных мероприятий следует доводить до сведения руководства и устранять для обеспечения непрерывного совершенствования системы.

Алгоритм решения проблемы интернет-магазина с использованием модели COSO, по-нашему мнению, такой:

  • Принятие корпоративной политики компании;

В ней будет заявлено, что принципы работы в компании основаны на честности, добросовестности и защите интересов компании. Очень важно открыто заявить об этих принципах работы в компании и довести до сведения всех сотрудников, сотрудники в свою очередь должны поддерживать корпоративный дух в компании.

  • Описать бизнес-процесс работы интернет-магазина;

Возможно это описание будет в виде схемы бизнес-процесса от получения заявки до отгрузки товара и получения денежных средств. На каждом этапе бизнес-процесса по схеме надо оценить риски недобросовестных действий, нарушений, ошибок и злоупотреблений. Без оценки операционных рисков и понимания вида рисков нельзя будет научиться управлять этими рисками.

  • Разработать средства контроля;

Это внутренние процедуры и внутрифирменные документы, которые предотвращают или существенно снижают риск недобросовестных действие и нарушений бизнес-процесса, например, регламентирование дополнительной, согласовательной подписи третьего лица на возврат товара клиенту или контроль третьего лица над денежными операциями по возврату денежных средств и др.

  • Получать ежедневный отчеты;

По продажам от менеджера, осуществлять информационное взаимодействие с поставщиками товаров. Например, ежедневное проведение сверки с поставщиками по отгрузке товаров через интернет-магазин. Производить контрольные звонки клиентам в целях проведения опроса по качеству товара и по обслуживанию, лицами, не задействованными в операционном бизнесе и др.

  • Производить постоянный мониторинг внутреннего контроля;

По всем выявленным недостаткам в системе внутреннего контроля непрерывно вводить новые средства контроля.

Применяемые в нашем примере средства контроля недобросовестных действий призваны снизить риск до уровня «риск-аппетита». То есть, до приемлемого риска руководством интернет-магазина для достижения поставленных целей, только после этого начинает в компании работать система внутреннего аудита, результатом которой является повышение эффективности СВК, СУР и корпоративного управления.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]