Заявление на оплату больничного в 2022 году: последние рекомендации ФСС и образец


Что меняется в порядке выплаты социальных пособий

Во-первых, пособия теперь будут выплачиваться в беззаявительном порядке.

Напомним, до 2022 года организация передавала информацию в ФСС, получив заявления от работника на основании больничного. А затем работник получал деньги из фонда.

С этого года заявление сотрудника не нужно. Работнику даже не нужно сообщать номера электронных больничных. Но по его желанию могут выдать выписку из электронного больничного.

Теперь фонду достаточно будет получить закрытый электронный листок нетрудоспособности от медицинского учреждения, который он размещает в специальной системе «Соцстрах», и на его основании выплатить пособие работнику.

Если каких-то сведений о застрахованном лице фонду будет недостаточно, то он самостоятельно будет запрашивать данные у других источников (ПФР, ФНС, ЗАГСов, работодателей).

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.

Как только изменится статус электронного листка нетрудоспособности (открыт, продлён, закрыт, аннулирован), работодатели будут получать автоматическое сообщение от ФСС. Согласие работника для этого не нужно.

В свою очередь работники эту информацию смогут отслеживать через личный кабинет на сайте https://lk.fss.ru/recipient/ (логин и пароль от личного кабинета на портале госуслуг). Тем самым обе стороны видят весь процесс выплат.

Таким образом, участие работодателя будет минимальным — только по запросу отправить данные о сотруднике (например, какие выплаты у него; применяются ли районные коэффициенты; об отпусках и освобождении от работы). Запрашиваемые данные работодатели обязуется передать в фонд в срок до трёх рабочих дней.

Во-вторых, всё общение ФСС и работодателей теперь производится в электронном формате. Для этого нужно обеспечить подключение к специальному сервису «Социальный электронный документооборот» (СЭДО).

Это можно организовать через:

  • кабинет страхователя на сайте lk.fss.ru;
  • бесплатное программное обеспечение АРМ «Подготовки расчётов для ФСС» по ссылке https://lk.fss.ru/eln.html;
  • любую коммерческую бухгалтерскую программу (1C, СБИСС++, «Парус» и другие). Они сейчас все уже адаптированы. Этот вариант более предпочтительный.

Конкретный алгоритм взаимодействия работодателей и ФСС закреплён в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 «Об утверждении Правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребёнка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком».

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.

Гарантийное письмо в ФСС

Прежде, чем категорично писать, что гарантийное письмо не нужно, надо позвонить в ФСС и все выяснить. А именно то, что ЛН оконченные в 2022 году без гарантийного письма не могут быть оплачены ФСС, даже если они поступили в организацию в 2022 году. Те же ЛН, окончание которых приходится на 2022 год, оплачиваются ФСС без вопросов. На личном опыте рассказываю, что у сотрудника было 2 ЛН (один продолжение другого). Тот, который окончился в 2022 году не оплачен ФСС, а по которому окончание ЛН приходится на 01.01.2021 г., уже оплатили. После разговора с отделением ФСС буду писать гарантийное письмо.

Источник

Что нового в пособиях по временной нетрудоспособности

Первые три дня также продолжает оплачивать работодатель. В остальном алгоритм выплаты будет следующим:

  1. Медицинская организация открывает больничный лист сотруднику, размещает его в системе «Соцстрах».
  2. ФСС получает сведения об открытом больничном.
  3. ФСС по СНИЛС запрашивает в ПФР данные о трудоустройстве застрахованного сотрудника.
  4. ПФР смотрит данные в электронной трудовой книжке сотрудника и оперативно в течение одного календарного дня предоставляет данные о том, в какой организации работает сотрудник.
  5. ФСС отправляет сообщение работодателю о том, что его сотрудник открыл больничный лист.
  6. После закрытия больничного ФСС уведомляет об этом работодателя и направляет предзаполненные сведения для выплаты пособия. Предзаполненные сведения — это практически тот же реестр из сведений, которые имеются у фонда. Работодатель в свою очередь подтверждает/изменяет/дополняет эти сведения и отправляет обратно в фонд. Например, у фонда имеются сведения о стаже работника 5 лет, а у работодателя сведения о стаже работника 9 лет. Значит, работодатель вносит исправления в стаж. Фонд принимает во внимание исправленные сведения от работодателя.
  7. При необходимости фонд запрашивает дополнительные данные для расчёта пособия. Например, по стажу, заработной плате, районных коэффициентах, режиме работы (полное/неполное время), времени отстранения/отсутствия на работе.
  8. Работодатель в срок до трёх рабочих дней отправляет запрашиваемые данные.
  9. ФСС выплачивает пособие и сообщает об этом сотруднику в личном кабинете на госуслугах.
  10. ФСС сообщает работодателю и сотруднику о выплате пособия.

Если окажется, что по сотруднику нет данных ни в ФСС, ни в ПФР из-за того, что сведения не внесены в электронную трудовую книжку, то возможна задержка в выплате пособия. Эта ситуация возможна с совместителями. Тогда сам работник приходит к своему работодателю, приносит закрытый электронный лист и работодатель отправляет сведения в ФСС, инициируя этим выплату пособия.

Таким образом, бухгалтеру нужно лишь получить предзаполненные сведения от ФСС, заполнить их и направить обратно. И всё, на этом участие работодателя прекращается. А весь расчёт, назначение и выплату берёт на себя ФСС.

В самые короткие сроки выплата поступает на карту «Мир» — в течение одного дня. По остальным счетам — до недели, зависит от обслуживающего банка.

В «Азбуке права» СПС КонсультантПлюс представлены актуальные ответы на житейские вопросы, прописан порядок действий со ссылками на законодательство.

Входит ли бюллетень во время двухнедельной отработки?

В российском трудовом законодательстве термин «отработка» отсутствует. Трудовой кодекс обязывает работника, решившего уволиться, известить о своём намерении работодателя не менее чем за две недели. Если в этот период обстоятельства не изменились, то предприятие обязано разорвать трудовой договор.

Если на освободившееся место не найден новый претендент, которому работодатель не может отказать в устройстве на работу, работник может передумать вплоть до момента своего увольнения и продолжать работу.

В период отработки сотрудник может заболеть и оформить лист нетрудоспособности, но ТК РФ не предполагает продление двухнедельного срока ни при каких условиях (входит ли больничный в отработку при увольнении, вы узнаете тут, а в этой статье говорится о том, можно ли уйти на больничный с последующим увольнением без отработки).

Чтобы при увольнении разговаривать на равных с администрацией, лучше заранее изучить свои права, прописанные в ТК РФ. Расставание по-хорошему с соблюдением собственных интересов даётся не всем. Но если заранее обо всём побеспокоиться, то даже увольнение по соглашению сторон без двухнедельной отработки становится не таким уж сложным искусством.

Что нового по пособию по беременности и родам

Основанием для выплаты пособия по беременности и родам также является закрытый электронный больничный лист.

Схема такая:

  1. Медицинское учреждение размещает в системе «Соцстрах» закрытый больничный лист. Он будет сразу закрытым на все 140 дней.
  2. ФСС получает сведения о больничном.
  3. ФСС отправляет предзаполненные сведения работодателю.
  4. Сотрудница подаёт заявление на отпуск по беременности и родам. Здесь сохраняется заявительный порядок.
  5. После оформления отпуска работодатель отправляет заполненные сведения с номером приказа, датами отпуска и т. д. То есть в этом случае данные отправляются после получения заявления на отпуск.
  6. При необходимости фонд запрашивает дополнительные данные для расчёта пособия.
  7. Запрашиваемые данные бухгалтер должен передать в течение трёх рабочих дней.

Что нового в единовременном пособии при рождении ребёнка

Сотрудницам больше не потребуется подавать ни заявления, ни других документов (например, справки о рождении ребёнка). Основные данные фонд получит в порядке межведомственного взаимодействия.

Схема такая:

  1. ФСС узнаёт о факте рождения ребёнка по сообщению из ЗАГСа.
  2. ФСС делает запрос в ПФР о трудоустройстве застрахованного сотрудника.
  3. ФСС проверяет назначение/неназначение пособия через информационную систему соцобеспечения. Если пособие уже было назначено, процедура на этом считается оконченной.
  4. Если пособие не назначено, ФСС отправляет предзаполненные сведения.
  5. При необходимости фонд может запросить у работодателя для расчёта пособия данные по районному коэффициенту. Другая информация не запрашивается.
  6. Запрашиваемую информацию бухгалтер обязуется направить в срок до двух рабочих дней с даты получения запроса.

Что изменилось по ежемесячному пособию по уходу за ребёнком

Схема такая:

  1. Работник подаёт заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребёнком и о назначении пособия. Здесь сохраняется заявительный порядок.
  2. Работодатель в срок до трёх рабочих дней направляет в фонд форму «Сведения для назначения пособия».
  3. Фонд рассчитывает, назначает и выплачивает пособие. Если сотрудник досрочно выйдет на работу на полный рабочий день, то он утратит право на ежемесячное пособие по уходу. Тогда работодатель обязуется в течение трёх рабочих дней уведомить фонд, и выплата прекратится.

Общая информация и законодательное регулирование

Справку можно получить по месту работы либо, если отец не работает, в органах соцзащиты населения. ИП и самозанятые граждане получают такой документ в территориальном органе ФСС.

Срок для подачи документов не должен превышать полгода со дня исполнения ребенком полутора лет. Если данный период пропущен по уважительным причинам, то выплату можно получить, подтвердив их. Список таких ситуаций представлен в приказе Минздрава от 31 января 2001 года №74.

К сведению! Выплату могут получать не только родители, но и другие родственники и опекуны, согласно ст. 13 ФЗ №81 от 19 мая 1995 года. Главное условие — этот родственник должен фактически осуществлять уход за малышом.

Если родитель, который не собирается получать пособие, работает в нескольких организациях, то он должен предоставить такие справки со всех мест работы.

В некоторых случаях справка от второго родителя не нужна. К ним относятся: рождение ребенка матерью-одиночкой (в свидетельстве о рождении не указан отец), развод родителей до подачи бумаг на получение данной выплаты.

Информацию об условиях получения пособия и перечне документов можно посмотреть в таких законодательных актах:

Внимание! ИП не запрещено выписывать такую справку самому себе. Правомерность таких действий удостоверяет судебная практика. Примером служат: решение Арбитражного суда Ставропольского края и определение Верховного Суда РФ по итогам дела №А63-6232/2014.

Что не изменилось для работодателей

Как и в прошлые годы, на работодателях остается оплата:

— первых трёх дней больничного;

— четырёх дополнительных дней отпуска по уходу за ребёнком-инвалидом;

— пособия по погребению.

Расходы по этим выплатам не засчитываются в счёт уплаты страховых взносов. Фонд возмещает их на расчётный счёт страхователя.

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]