Карточка складского учета материалов (форма М-17): бланк, образец


Какие бланки использовать в работе

Закон № 402-ФЗ «О бухучете» предусматривает право выбора экономическими субъектами форм первичной и учетной документации. Использовать унифицированные формы совсем не обязательно. Допустимо разработать собственные форматы либо доработать утвержденные документы. Например, дополнить унифицированные таблицы разделами и графами, необходимыми для детализации специфической информации о деятельности.
Каждая компания принимает решения самостоятельно. О том, по каким бланкам работать, нужно прописать в учетной политике. В противном случае у контролеров могут возникнуть вопросы по документальному оформлению бухучета.

Для систематизации сведений о товарно-материальных ценностях допустимо использовать унифицированный бланк М-17 «Карточка складского учета материалов». Формат бланка М-17 утвержден Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а.

Актуальный бланк: карточка складского учета М-17

Книга складского учета материалов: форма М-17

Помимо карточки М-17 для ведения учета движения материальных ценностей можно использовать книгу складского учета материалов (п. 54, п. 274 Приказа Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).

В книгах складского учета на каждый номенклатурный номер открывается отдельный лицевой счет, который содержит те же реквизиты и нумеруется в том же порядке, что и карточки учета материалов. Листы книги складского учета должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены подписью главного бухгалтера (или лица, им уполномоченного) и печатью при ее наличии (п. 274 Приказа Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).

Принципы заполнения

Составлением карточек учета должен заниматься работник, которому вменена такая обязанность Обязанности следует прописать в должностных инструкциях. Должностная инструкция не должна быть формальным документом, спрятанным глубоко в архивах: работник обязательно должен прочитать документ и поставить подпись, подтверждающую, что он согласен с формулировками.

Заполняйте учетную документацию, руководствуясь следующими требованиями:

  1. Бланки можно заполнять от руки или на компьютере. Допустимо использовать специализированные программы для ведения бухгалтерского учета.
  2. Печать организации на карточке не обязательна — она относится к внутренней документации.
  3. При обнаружении ошибок в форме вносятся исправления по общим правилам. Неверную запись зачеркивают тонкой линией. Рядом вписываются верные сведения. Запись заверяется подписью ответственного лица.
  4. Карточка составляется на один год. По окончании периода заполняется новый бланк.

Документы прошлых лет подлежат сдаче в архив на ответственное хранение. Срок хранения карточек учета — не менее 5 лет.

Основные правила оформления карточки М-17

На сегодня нет единого, обязательного к применению образца карточки учета материалов, поэтому предприятия и организации имеют возможность на свое усмотрение разрабатывать шаблон документа и использовать его в своей деятельности (иногда так и поступают, заказывая в типографии тиражную печать бланков собственной разработки или печатая их на обычном принтере). Но чаще всего работники складов по старинке заполняют ранее общепринятую форму М-17, в которой отражаются все необходимые сведения о поставщике, потребителе и товарно-материальных ценностях.

На каждый вид товара или материалов заполняется своя карточка учета, которая затем обязательно пронумеровывается в соответствии с нумерацией складской картотеки. К карточке прилагаются все нужные приходники, расходники и накладные.

Документ может быть написан как от руки, так и заполнен на компьютере. При этом вне зависимости от того, каким образом будут вноситься в него данные, он обязательно должен содержать «живую» подпись кладовщика, как материально-ответственного лица, который отвечает за сохранность вверенного ему имущества. Печать на документе ставить не обязательно, поскольку он относится к внутреннему документообороту организации.

Неточности и помарки в карточке учета материалов допускать нельзя, но если какая-то ошибка все же произошла, лучше заполнить новый бланк, или, в крайнем случае, аккуратно зачеркнуть неверные сведения и сверху написать правильные, заверив исправление подписью ответственного сотрудника. Точно также недопустимо оформлять документ карандашом – делать это можно только шариковой ручкой.

После окончания отчетного периода (как правило, это один месяц), оформленная карточка учета материалов сначала передается в бухгалтерию предприятия, а затем, как и другие первичные документы – в архив предприятия, где должна храниться не менее пяти лет.

Пошаговая инструкция по заполнению

Разберемся, как заполнить карточку учета материалов. Пошаговая инструкция для бланка М-17 состоит из 5 шагов.

Шаг 1. Прописываем номер и дату составления документа.

Шаг 2. Указываем наименование организации, вписываем структурное подразделение.

Шаг 3. Заполняем табличную часть:

  • столбец № 1 — структурное подразделение;
  • столбец № 2 — вид экономической деятельности подразделения;
  • столбец № 3 — номер склада;
  • столбец № 4 и № 5 — конкретизирует место хранения материала.

Затем указываем характеристику объекта учета. Прописываем марку, сорт, профиль, размер и иные данные о ТМЦ. Вписываем номенклатурный номер, единицу измерения, стоимость, цену, норматив запасов, срок годности и полное наименование поставщика. При отсутствии сведений ставим прочерк.

Шаг 4. Следующая таблица М-17 — сведения о наличии драгоценных металлов или камней в учетном активе. Заполните соответствующие позиции таблицы при наличии соответствующей информации. Данные вносите согласно паспорту материального актива.

Шаг 5. Третья таблица отражает информацию о движении ТМЦ внутри организации. Заполняем сведения по столбцам:

  • «Дата записи» — вписываем дату фактического перемещения товарно-материального актива;
  • «Номер документа» — указываем номер первичного документа, на основании которого осуществляется движение — регистрируем порядковый номер операции;
  • «От кого получено или кому отпущено» — вносим наименование организации или структурного подразделения предприятия;
  • далее вписываем единицу выпуска ТМЦ;
  • в столбцах «Приход», «Расход» и «Остаток» расписываем количество ТМЦ, которое было получено, передано или имеется в остатке на хранении. Записи фиксируются после каждой операции.

Последний столбец предназначен для подписи ответственного работника. Обязательно укажите дату проведения операции.

Заполненные карточки складского учета (образец М-17) подписывает материально-ответственное лицо. Вписывается его должность, Ф.И.О., дата подписания.

Карточка учета материалов М-17, образец заполнения

Личная карточка учета выдачи образец бланк

Личная карточка учета выдачи предполагает регистрацию выдачи средств защиты индивидуального характера, которые могут оказаться необходимыми в связи с особенностями технологий производства и необходимости ограждения работников от вредоносных влияний различных факторов.
Среди таких изделий стоит отметить в первую очередь такой перечень:

  • Спецобувь, защитная или специальная одежда,
  • Противогазы, а также беруши,
  • Рукавицы и щитки для лица,
  • Пояса для страховки и многое другое.

Стоит отметить, что подобные изделия обладают исключительной важностью для пользователей, потому как позволяют сохранить персоналу как здоровье, так порой и жизнь, обеспечивая на производстве необходимый уровень безопасности.

Личная карточка учета выдачи и ее предназначение

Личная карточка учета выдачи подобных изделий представлена в виде бланка отчетности, которая содержит в себе довольно подробные сведения о работнике, а также и информацию о том, какие именно средства ему выданы или выдаются.

При помощи таких бумаг удается держать под контролем вопросы сроков использования средств защиты, их количество, и некоторые другие аспекты их эксплуатации.

Все это становится наиболее важным в рамках опасных производств, где использование таких средств становится главным аспектом среди прочих мер безопасности и защиты жизней людей.

Правила оформления

Личные карточки такого рода хранятся обычно у кладовщиков, и они должны содержать в себе такие сведения – табельные номера, полное имя, фамилия и отчество работника, его структурное подразделение.

Указывается также дата поступления человека на работу и его должность, размеры и ростовка для правильного подбора средств защиты, а в ситуациях, связанных с изменением подразделения или перечня СИЗ, которые необходимо использовать, необходимо указывать и дату вносимых изменений, и в частности, новую должность.

В рамках такого документа необходимо указывать исключительно индивидуальные средства защиты.

Форма же такого бланка является стандартизированной.

Существуют также выдаваемые сменам коллективные карточки, но для них имеется отдельная карта Дежурная. Заполнение личных карточек должно выполняться кладовщиком с указанием всех необходимых сведений.

Все изменения также должны своевременно вноситься именно им. А факт заполнения этой формы должен совпадать по времени со вступлением работника в должность, которая требует использования средств защиты.

Исключения для бюджетников

Учреждения бюджетной сферы работают по иным правилам и нормативам. Государственные и муниципальные организации обязаны применять первичные учетные документы, утвержденные Приказом № 52н.

Карточки складского учета (бланк для бюджетников) имеют код по ОКУД 0504043. Применяются для отражения информации о товарах и материальных ценностях, хранящихся на складах учреждения. Форма предусматривает раскрытие сведений о типе ТМЦ, их месте нахождения (структурное подразделение), их учетной стоимости, поставщике и прочей детализации.

Первичный документ обязан заполнять ответственный сотрудник. Например бухгалтер, ответственный за учет ТМЦ в учреждении. Бланк удобно использовать при небольших объемах ценностей на хранении, так как для каждого актива придется завести отдельный лист карточки ТМЦ (карточка учета материальных ценностей).

Бланк карточки складского учета

Образец заполнения

Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей по форме 0504041

Карточка количественно-суммового учета, утвержденная приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, используется в государственных структурах для обеспечения аналитического учета следующих активов:

  • основные средства;
  • материалы, примененные при изготовлении экспериментальных устройств;
  • запчасти и детали, установленные на транспорт взамен вышедших из строя;
  • переходящие знаки заслуг (награды, призы, кубки);
  • ТМЦ на ответственном хранении;
  • ОС, МПЗ в пути;
  • материалы;
  • материалы в качестве давальческого сырья;
  • арендованные активы;
  • активы в безвозмездном пользовании и на хранении.

Таким образом, ф. 0504041 используется как для собственных активов, так и для тех, которые учитываются за балансом.

Данный документ заполняется бухгалтером. Прежде всего, нужно перенести остаток на начало года. Далее в течение периода в карточку заносятся данные по движению актива на основании первичных документов, а в конце периода выводится остаток. Поступления указываются в столбце «Дебет», выбытия — в столбце «Кредит». Информация заполняется в рублях и в единицах измерения. Также указывается информация о сроке эксплуатации актива и о предполагаемой дате списания.

Для каждого наименования составляется отдельная карточка. Кроме того, на каждое материально ответственное лицо также должна быть заполнена отдельная карточка, даже если наименования активов, находящихся в их ведении, идентичны. Также для отдельных видов материальных ценностей предусмотрена следующая аналитика, перечисленная в таблице, то есть отдельные карточки составляются по каждой характеристике.

Виды материальных ценностей

Структура бланка

Документация подобного формата открывается на один календарный год, человеком, отвечающим за ведение бухгалтерской отчетности в рамках компании. Факт утверждения формуляра фиксируется посредством занесения его порядкового номера в специализированный реестр. В дальнейшем за все вопросы, касающиеся заполнения бумаги, решаются кладовщиком или завскладом. В соответствии с Постановлением Госкомстата N71а от 30.10.1997, данный документ должен включать в себя три последовательно расположенные таблицы:

  1. Первая состоит из одной строки и многочисленных граф: инфраструктурное подразделение фирмы, вид деятельности организации, сорт товара, его стоимость и так далее.
  2. Вторая применяется только для хозяйственного взаимодействия с драгоценными металлами, а также ювелирными камнями. Здесь приводится намного меньшее количество вводных данных.
  3. Третья задействуется для непосредственной отчетности разнообразных сопроводительных бланков, приходно-расходных ордеров и так далее.

Как уже говорилось ранее, предприятия могут разрабатывать собственные шаблоны представленного класса. Впрочем, в 2022 году большая часть компаний предпочитает работать с бумагами, рекомендованными правительственными службами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]